Рабочая тетрадь для самостоятельной подготовки студентов к промежуточной аттестации по УД Основы экономики, менеджмента, маркетинга по специальности 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
методическая разработка на тему

Петроченко Марина Валерьевна

 Рабочая тетрадь для организации самостоятельной работы обучающихся, дает возможность подготовиться к промежуточному и итоговому контролю знаний, сформировать навыки управленческой деятельности с учетом практики управления электроэнергетикой России и нормативных документов. В тетради представлены наименование разделов и тем в части менеджмента, содержание учебного материала, основные ситуации, характерные для современного менеджмента, контрольные вопросы, задания в тестовой форме для определения уровня знаний, в приложении – диагностические методики, позволяющие изучить личностные особенности студентов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к эффективному руководителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad_dlya_podgotovki_k_zachetu.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЯЛУТОРОВСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

М.В. Петроченко

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для самостоятельной подготовки студентов специальности

110810 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» 

к промежуточной аттестации

(ОП.08 Основы экономики, менеджмента, маркетинга. Разделы 7 - 10)

Студент ________________________________________________

Группа _________________________________________________

Учебный год ____________________________________________

Ялуторовск 2013

Рецензент:

Г.К.Петелина

председатель предметной цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

ГАОУ СПО ТО «Ялуторовский аграрный колледж»

Методическое пособие рассмотрено и утверждено на заседании предметной цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин, протокол №7 от 22.03.2013

Председатель ПЦК

_______________  Петелина Г.К.

Петроченко М.В.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для самостоятельной подготовки студентов специальности 110810 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» к промежуточной аттестации (ОП.08 Основы экономики, менеджмента, маркетинга. Разделы 7 - 10)/ М.В. Петроченко. – ГАОУ СПО ТО «Ялуторовский аграрный колледж»; 2013. -  с.35

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов очного обучения. Дает возможность подготовиться к промежуточному и итоговому контролю знаний, сформировать навыки управленческой деятельности с учетом практики управления электроэнергетикой России и нормативных документов.

В тетради представлены наименование разделов и тем, содержание учебного материала, основные ситуации, характерные для современного менеджмента, контрольные вопросы, задания в тестовой форме для определения уровня знаний, в приложении – диагностические методики, позволяющие изучить личностные особенности студентов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к эффективному руководителю.

Для студентов специальности 110810 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства».

© ГАОУ СПО ТО «Ялуторовский аграрный колледж»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………...

4

Раздел 7. Стили управления, виды коммуникаций ………………………………..

5

Раздел 8. Принципы делового общения ……………………………………………

11

Раздел 9. Процесс управления. Цикл менеджмента.

16

Раздел 10. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности…………………………………………………………………………..

20

Литература ……………………………………………………………………………

25

Приложения ………………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Управление в  электроэнергетике требует  в  настоящее время, с одной  стороны, нового подхода, учитывающего  рыночные условия хозяйствования, с другой – специфику электроэнергетики как отрасли. В данном методическом пособии рассматриваются общие вопросы менеджмента с учетом их  применения в  электроэнергетике. При составлении методического пособия были рассмотрены и использованы федеральные нормативные документы в отношении электроэнергетики и накопленный в последние годы опыт функционирования отрасли в новых условиях хозяйствования.

Учебное пособие позволит будущим техникам электрикам освоить основы управления в электроэнергетике, без знания которых руководящая деятельность невозможна, чревата ошибками, имеющими негативные  последствия для  всех отраслей национального хозяйства страны.

Хотелось бы надеяться, что учебное пособие поможет будущим техникам электрикам занять достойное место в иерархической структуре управления АПК.

В тетради представлены наименование разделов и тем, краткое содержание учебного материала, основные ситуации, характерные для современного менеджмента, контрольные вопросы, задания в тестовой форме для определения уровня знаний.

ОП.08 Основы экономики, менеджмента и маркетинга

РАЗДЕЛ 7.

Стили управления, виды коммуникаций

Студент должен ЗНАТЬ:

Понятие стиль управления, стиль руководства.

Характеристика авторитарного, демократического, либерального стиля руководства.

Понятие «организационные коммуникации».

Студент должен УМЕТЬ:

Использовать различные стили управления коллективом.

Демонстрировать навыки эффективной коммуникации

Стиль управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий).

По степени участия исполнителей в управлении существует три стиля управления:

1) авторитарный;

2) демократический;

3) либеральный.

Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений.

Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.

Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Сотрудники принимают решение самостоятельно. Эффективность такого стиля управления зависит от дисциплинированности и высокой квалификации сотрудников. Стиль может быть использован при низком уровне подготовки руководителя, однако отрицательным моментом его использования является возможность анархии в организации при излишней свободе сотрудников.

Управление в организации осуществляется с помощью информационного обмена. Получая, обрабатывая, передавая информацию, менеджер планирует, организует, руководит и мотивирует деятельность подчиненных. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальной, горизонтальной, диагональной коммуникации. Таким путем сообщается о текущих задачах, изменении целей организации, обозначенных заданиях.

Коммуникационный обмен это сложный процесс основной задачей, которого является обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.

Задание 1.

Установите соответствие между стилем руководства и его содержанием. К каждой позиции в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Стиль руководства

Содержание

А

Авторитарный стиль 

1

Руководитель с доминированием этого стиля не проявляет склонности к похвале и порицаниям, для него типичны полная устраненность от дел коллектива и отсутствие сотрудничества. Члены группы работают самостоятельно, при этом сам руководитель в ее составе. Дела в группе идут сами по себе, т.к. руководитель не дает никаких указаний, фронты работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп.

Б

Демократический

2

Для него характерны деловые краткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон с подчиненными, субъективные похвала и порицание. Позиция руководителя — вне группы или выше ее. Дела в коллективе (группе) планируются руководителем заранее, решения принимаются единолично, голос — решающий, при этом подчиненные знают лишь непосредственные, ближние цели, дальние — неизвестны.

В

Либеральный  

3

Руководитель доводит до подчиненных инструкции в форме предложений, поэтому для него типичны товарищеский тон, уважительное и внимательное отношение к коллегам, при этом позиция руководителя — внутри группы и коллектива. Распоряжения и запреты сочетаются с дискуссиями, похвала и порицание — с советами. Мероприятия планируются не заранее, а в группе, решения принимаются на основе коллегиального обсуждения, за реализацию которых отвечают руководитель и подчиненные.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Задание 2.

Определите,  особенности проявления стилей управления при выполнении основных функций руководства.

Функция руководства

Авторитарный

стиль

Либеральный

стиль

Демократический стиль

Определение задач

Постановка задач

Активизация деятельности

Контроль

Оценка деятельности

Степень свободы подчиненных при выполнении задач

Масштаб применения метода убеждения

Отношения руководителя с подчиненными

Задание 3.

Проанализируйте приведенные в таблице цели различных коммуникаций. Определите, какие из них ставят перед собой нисходящие, восходящие, горизонтальные и диагональные коммуникации, и заполните таблицу.

1

Постановка задач исполнителям

2

Координация работ подразделений аппарата управления

3

Получение достоверной информации о конечных результатах работы

4

Интеграция усилий подразделений аппарата управления для решения комплексных проблем

5

 Обеспечение обратной связи о полученных заданиях

6

Обеспечение обратной связи для оценки результатов работы

7

Эффективное использование всех видов ресурсов в организации

8

Разрешение межгрупповых конфликтов в организации

9

Изучение мнения коллектива по интересующей проблеме

10

Обмен информацией

11

Обеспечение социальной поддержки подчиненных

12

Инструктирование по выполнению работы

13

Разрешение внутригрупповых конфликтов

14

Повышение оперативности решения управленческих проблем

Задание 4.

Решите кроссворд.

Кроссворд по менеджменту на тему:

«Коммуникация. Коммуникационные процессы».

1

4

8

5

2

3

7

6

9

Вопросы:

По горизонтали:

3.Лицо, собирающее и передающее информацию

4.Информация, закодированная с помощью символов

6.Перевод символов отправителя в мысли получателя

8.На языке теории передачи информации — это то, что искажает смысл

9.Вид коммуникации, который подразумевает переход от одного уровня к другому внутри организации

По вертикали:

1.Процесс обмена информацией

2.Средство передачи информации

5.Лицо, которому предназначена информация

7.Преобразование сообщения в символы с помощью слов, интонаций, жестов.

Задания в тестовой форме для самоконтроля знаний

Выберите верный ответ:

1. Какой стиль следует использовать менеджеру, чтобы достичь результатов в экстремальных условиях

1. либеральный

2. демократический

3. авторитарный

2. Какой стиль деятельности менеджера должен преобладать в начальный период  формирования трудового коллектива

4.демократический

5.либеральный

6.авторитарный

3. Что такое стиль управления?

7. устойчивые способы решения задач

8.методы управления менеджера

8.повседневное поведение менеджера

4. Устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности руководителя

9.стиль руководства

10.стиль управления

11.стиль коммуникации

5. Для какого стиля руководства характерно распределение ответственности в соответствии с полномочиями:

12.авторитарного

13.демократического

14.либерального

 6. Мягкость, покладистость, легковерность характерная черта руководителя:

15.демократического стиля

16.авторитарного стиля

17.либерального стиля

7. Руководитель авторитарного стиля руководства принимает решения:

18.единолично

19.коллегиально

20.отдает инициативу подчиненным

8. Дружеский стиль общения с коллективом поддерживает руководитель:

21.либерал

22.демократ

23.автократ

9. Способ, с помощью которого индивид предпочитает выстраивать отношения с другими, называется:

24.стиль коммуникации

25.стиль руководства

26.стиль управления

10. Элемент коммуникационного процесса позволяющий прояснить понимание сообщения

27.обратная связь

28.замысел

29.декодирование

11. Процесс обмена информацией называется

30.перцепция

31.интеракция

32.коммуникация

12. Лицо, передающее информацию

33.отправитель

34.получатель

35.исполнитель

13. Вид коммуникации, который подразумевает переход от одного уровня к другому внутри организации

36.горизонтальная

37.вертикальная

38.диагональная

14. Перевод символов отправителя в мысли получателя

39.декодирование

40.кодирование

41.замысел

15. Преобразование сообщения в символы с помощью слов, интонаций, жестов

42.декодирование

43.кодирование

44.замысел

16. Соединение участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков

45.коммуникационные сети

46.виртуальные сети

47.социальные сети

17. С помощью, каких средств осуществляется коммуникационный процесс?

48.вербальных (словесных), невербальных,

49.убеждений,

50.доказательств,

18. Что такое коммуникационные сети?

51.соединение участников коммуникационного процесса

52.совокупность управленческой информации

53.совокупность участников процесса коммуникации.

РАЗДЕЛ 8.

Принципы делового общения в коллективе

Студент должен ЗНАТЬ:

Принципы делового общения.

Студент должен УМЕТЬ:

Выбирать приемы делового общения

Деловое общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Деловое общение руководителя включает: инструктаж подчиненных, выступление на собрании, проведение совещания, постановку задачи, дружескую, воспитательную или деловую беседу, анализ ошибок подчиненных.

Одной из важнейших форм управленческой деятельности являются деловые встречи (беседы и совещания). Менеджер должен не только обладать навыками делового общения, но повышать эффективность отдельных его видов.

Теперь несколько слов об особенностях делового общения. Несмотря на цель общения, у общающихся всегда имеются свои задачи. Их три: первая заключается в оценке человека с деловой точки зрения; вторая — в получении или передаче информации; третья — в воздействии на мотивы и решения.

Задание 1.

Найдите в приведенном списке деловые формы общения менеджера. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) презентации, конференции;

2) межличностные;

3) беседы, собрания, совещания;

4) конфессиональные;

5) этические.

Ответ:___________________________

Задание 2.

Коммуникационные основы делового взаимодействия.

Проанализируйте приведенные в таблице помехи, возникающие при деловом общении. Определите проявлением какого барьера является каждая из них, и заполните таблицу.

1

Различное понимание одних и тех же жестов людьми из разных стран

2

Фильтрация информации

3

Жаргон, используемый в рабочей группе

4

Наличие большого числа уровней в структуре управления

5

Частое употребление в речи выражений «так сказать», «вот», «так» и пр.

6

Отсутствие  у руководителя времени на то, чтобы выслушать каждого подчиненного

7

Расстояние между общающимися более 50 метров

8

Психологическая несовместимость общающихся

9

Отсутствие регламентов деятельности работников и подразделений аппарата управления

10

Различное понимание одних и тех же слов, выражений

11

Неумение слушать собеседника

12

Различное восприятие дистанции между общающимися представителями разных стран

Задание 3.

Раскройте содержание основных фаз делового общения

Наименование фаз делового общения

Содержание

Подготовки  

Вхождение в контакт

Концентрация внимания

поддержание внимания

Аргументации  и убеждения

Фиксации  результата

Задания для самоконтроля знаний

1. Отберите из названного ниже перечня 9 основных форм делового общения.

 деловая беседа,

 деловые совещания,

 деловые переговоры,

 публичные выступления,

 устные и письменные распоряжения,

 телефонные беседы,

 деловая корреспонденция,

 критика,

 информирование сотрудников,

 знаться с сослуживцем,

 знакомиться со всеми,

 отвечать на вопросы,

 спрашивать, интересоваться,

 говорить об интересах,

 слушать новости.

2. Выделите 10 барьеров, которые являются непреодолимыми для партнера по общению.

 Вы не устанавливаете контакт. Смотрите хмуро, не улыбаетесь. Обращаетесь с партнером (клиентом) как с предметом или пустым местом.

 Держитесь прямо и одеревенело. Поза статуи. Ни одной шутки.

 Говорите монотонно, невнятно, без эмоций и без пауз.

 Говорите только о том, что Вам интересно и выгодно. А он (партнер) пусть свои интересы оставит при себе.

 Перебиваете клиента, у Вас нет времени выслушивать каждого. Их много, а вы один.

 Манипулируете и применяете нечестные приемы.

 Нападаете, критикуете, обвиняете (в тупости, агрессивности, упрямстве и т. д.).

 Говорите в жестком тоне. Ведь это он пришел к Вам за чем-то, а не Вы к нему.

 Не признаете своих ошибок и не извиняетесь.

 Не входите в его положение. Вас на всех не хватит!

 Опоздали на встречу (точность – вежливость королей!).

 Неудачно начали общение.

 Поняли, что не в состоянии вести диалог и окончили общение.

 У Вас разный уровень интеллекта. Вы говорите, не понимая друг друга.

 Вам не понравился внешний вид партнера, линия поведения.

3.Каковы конечные цели делового общения?

Выделите правильные:

 взаимопонимание,

 деньги,

 дело,

 деятельность,

 результат,

 продуктивное сотрудничество,

 сопереживание,

 собеседование,

 переговоры,

 заседание

4. Какими средствами воздействуют друг на друга участники общения?

Выделите правильные:

 Язык,

 речь,

 знаки,

 слухи,

 традиции,

 нравы

5. Назовите основные намерения собеседников в деловом общении?

Исключите два лишних утверждения

дать или получить информацию,

договориться,

убедить,

организовать,

обмануть,

получить выгоду

6. Из названного ниже перечня понятий выберите три, определяющих содержание единства трех сторон делового общения.

 коммуникация,

 восприятие,

 взаимодействие,

 информационная,

 содержательная,

 служебная,

 дисциплинарная.

7. Что включает в себя умение убеждать собеседника в процессе обсуждения вопроса? Выделите три верных утверждения:

 знания,

 эмоции,

 волевые компоненты,

 культура,

 слухи,

 традиции.

8. Какова основная заповедь этапа выхода из контакта?

 приветливость,

 удовлетворенность,

 подражание,

 убежденность.

Выберите одно положение.

9. Из перечисленных ниже, какие шесть качеств являются нормами делового общения?

 честность,

 правдивость,

 обязательность,

 трудолюбие,

 справедливость,

 соблюдение обещаний и договоров,

 покладистость,

 демократизм,

 спокойствие,

 обходительность,

 настойчивость.

10. Из приведенных ниже нравственных эталонов и образцов поведения при общении «сверху - вниз» исключите три неправильных.

 Не извиняйтесь сами за свои действия, и, если в этом возникнет необходимость,

поручите это сделать вашим помощникам или заместителям.

 Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каким он есть.

 При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками, Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

 Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

 Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите объяснить причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно, он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.

 Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

 Тогда, когда это уместно, используйте прием "бутерброда" — спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.

 Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас, скорее всего не поблагодарят. Если не поможет — на вас ляжет вся ответственность.

 Чтобы другим было неповадно, используйте трибуну собрания для публичной критики нерадивых сотрудников.

 Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.

 Никогда не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

 Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

 Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.

 Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.

 Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива. 

 Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно, так или иначе, узнают о них. Но утаивание ошибок — проявление слабости и непорядочности.

 Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же.

 Для получения информации по каналам обратной связи используйте сеть осведомителей из числа ваших сослуживцев.

 Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая, прежде всего два фактора: 1) ситуацию, наличие времени для нюансов, 2) личность подчиненного — кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.

РАЗДЕЛ 9.

Процесс управления. Цикл менеджмента.

Студент должен ЗНАТЬ:

Цикл менеджмента как основа управленческой деятельности.

Студент должен УМЕТЬ:

Определять взаимосвязь и взаимообусловленность основных функций управления

Управление — процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того чтобы сформулировать и достичь целей организации.  

Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности — это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Управленческий цикл — это определенная и последовательная выполняемость одних и тех же видов деятельности по управлению каким-либо объектом.

Анализ современной литературы и мировой практики менеджмента позволяет говорить о широком использовании функциональной концепции процесса управления. Несмотря на некоторые расхождения в определении состава функций наблюдается устойчивая тенденция определять управленческий цикл организации через последовательность исходных функций менеджмента:

Планирование > Организация > Мотивация > Контроль

Задание 1.

Выделите два главных момента, определяющих понятие управление:

Управление — процесс воздействия субъекта на объект, направленный на упорядочение,

сохранение, разрушение или изменение системы объекта в соответствии с поставленной целью.

Управление — умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Управление — способность целостных динамических систем производить структурную и

функциональную перестройку в ответ на изменения в условиях внутренней и внешней среды.

Управление — процесс, направленный на достижение целей организации посредством

упорядочения исходных субстанций или ресурсов (труда, материалов, денег, информации и т.п.) в требуемые результаты (изделия, услуги) внешней среды.

Управление — процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый

для того чтобы сформулировать и достичь целей организации.  

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание 2.

Какие из перечисленных ниже функций управления Вы отнесете к общим функциям, а какие - к конкретным (специализированным) (вставьте буквы в соответствующие колонки таблицы)?

а) планирование;

б) управление маркетингом;

в) управление обслуживающим производством;

г) управление персоналом;

д) организация;

е) маркетинг;

ж) организация работы по перспективному и текущему экономическому и социальному

планированию;

з) мотивация;

и) контроль управленческой и производственной деятельности.

Общие

Специальные (конкретные)

Задание 3.

Укажите общие задачи управления относительно функции

Общие функции

Общие задачи управления

Планирование

Организация

Мотивация

Контроль

Задания в тестовой форме для самоконтроля знаний

1.Что такое управление?

1.специфическое взаимодействие субъекта и объекта управления

2.воздействие субъекта на объект управления

3.подчинение объекта субъекту управления

2.Что такое процесс управления?

4.последовательная деятельность менеджера

5.совокупность непрерывных, взаимосвязанных функций

6.совокупность принципов и методов управления

3.Что такое субъект управления?

7.орган, осуществляющий управленческие воздействия

8.любой орган в системе управления

9.орган, воспринимающий управленческие воздействия человека

4.Что включает в себя система управления в элементарном виде?

10.принципы, методы и функции управления

11.совокупность органов управления

12.субъект, объект управления и связи

        5.Что такое принципы управления?

13.основные методы управления

14.основные правила управления

15.основные функции управления

6.Что такое функция управления?

16.управленческая деятельность

17.обособленный вид управленческой деятельности

18.должностная обязанность менеджера

7.Назовите первую функцию процесса управления?

19.мотивация

20.планирование

21.координация

8.Какие функции управления называют общими?

22.производство, маркетинг, финансы

23.планирование, организация, мотивация, контроль, координация

24.предпринимательство, производство, инновации, информация

9.Какая функция управления обеспечивает согласование и взаимодействие всех остальных?

25.организация

26.координация

27.мотивация

10.Структура системы в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности

28.планирование

29.организация

30.мотивация

11.Какова роль координации в процессе управления?

31.распределять полномочия между органами

32.обеспечивать взаимодействие и согласованность звеньев

33.обеспечивать связь между подразделениями

12.Согласно, какой теории индивид сразу испытывает не одну, а несколько потребностей

34.Д.МакКлелланда

35.Г.Герцберга

36.А.Маслоу

13.Что можно считать характеристикой завершающего этапа процесса контроля:

37.сравнение стандартов, норм, планов с фактическими данными

38.оценка результатов и корректировка действий или стандартов

39.измерение показателей деятельности

14.Каковы основные содержательные теории мотивации?

40.А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. МакКлелланда

41.ожидания, справедливости, Портера-Лоурера

42.постановки целей, партисипативного управления

15.Какова высшая потребность в пирамиде потребностей А. Маслоу?

43.безопасности и защищенности

44.самовыражения

45.принадлежности и причастности

16. Передача части задач из сферы деятельности руководителя на нижестоящий уровень:

46.планирование

47.делегирование

48.мотивация

17. Процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей

49.организация

50.мотивация

51.контроль

18. Функция управления, включающая установление стандартов, измерение фактически достигнутых результатов и проведение корректировок

52.планирование

53.мотивация

54.контроль

19. Обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их положительное решение 

55.полномочия

56.делегирование

57.ответственность

20.Каковы основные условия рациональной организации управленческих процессов?

58.планирование, организация, контроль

59.научная организация труда и управления

60.распределение ответственности, полномочий.

РАЗДЕЛ 10.

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Студент должен ЗНАТЬ:

Значение менеджмента в функционировании и развитии электроэнергетики АПК

Менеджмент – система программно-целевого управления ресурсами предприятия (финансовыми, материальными, кадровыми), с целью поддержания его жизнедеятельности и конкурентоспособности.

Понятие менеджмент несет в себе широкое семантическое значение. Менеджмент трактуют как:

НАУКУ

ИСКУССТВО

ФУНКЦИЮ

ПРОЦЕСС

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ  

АПК России переживает сложный и противоречивый путь реформирования, обусловленный рыночной системой экономических отношений. Трудности этого процесса возникают в рамках объективных причин перехода  к новым условиям  хозяйствования, спецификой сельхозпроизводства, а также порождены недостаточной компетенцией в области управления части руководителей (причем различного  уровня) и  большинства специалистов. Следует отметить, что профессиональная деятельность бухгалтера-экономиста связана с вопросами управления ресурсами предприятия, а, следовательно, требует от специалиста владения набором общих и профессиональных компетенций в сфере управления.

Внедрение менеджмента во все звенья структуры управления сельскохозяйственной отраслью  играет решающую роль в ее функционировании  и развитии, требует формирования нового управленческого мышления.

Учебная дисциплина «Менеджмент» позволяет будущим техникам занять достойное место в иерархической структуре управления стратегической отраслью страны, освоить основы управления,  без знания которых руководящая деятельность затруднительна и чревата грубыми управленческими ошибками, имеющими тяжелые негативные  последствия,    для  предприятий сельскохозяйственной отрасли, АПК в целом.

Задание 1. Начертите схему технологического процесса энергетического производства

Задание 2.

Декодируйте аббревиатуру основных видов предприятий (организаций), производственных служб, обеспечивающих технологический процесс электроснабжения сельского хозяйства, определите их производственные задачи.

Аббревиатура основных видов предприятий (организаций), производственных служб

Полное наименование

Производственная задача

ЦДУ

РЭУ

ПЭС

РЭС

Энергонадзор

«Агропромэнерго»

Электротехническая служба

        

  1. Дайте определение понятий:

Менеджмент _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Управление _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Какое понятие: «управление» или «менеджмент» является более общим и почему?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2. Какова структура национального хозяйства страны?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Какова структура отрасли электроэнергетики?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4. Дайте определение электроэнергетики как отрасли экономики

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

5. Дайте определение электроэнергетики как технической системы.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

6. Каковы отличительные особенности электроэнергетики как технической системы?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

7. Оформите схему реформирования региональной энергетической компании

8. Определите цели и задачи менеджмента сельскохозяйственного предприятия (организации)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

9. Охарактеризуйте особенности электроэнергетики с точки зрения управления

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

10. Укажите виды предприятий (организаций), производственных служб, обеспечивающих технологический процесс электроснабжения сельского хозяйства  

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

11. Перечислите работы, связанные с обеспечением технологического процесса электроснабжения сельского хозяйства  

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

ЛИТЕРАТУРА

Основные источники

Учебники для студентов:

1.Виханский, О. С. Менеджмент : учеб. для  сред. спец. учеб. заведений. - 2- е изд., перераб. и доп. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М.: Магистр : ИНФРА-М, 2011. - 288 с.

2.Драчева,  Е. Л. Менеджмент: учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 288 с.

3.Кнышова, Е. Н. Менеджмент: учеб. пособие  для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. Н. Кнышова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 304 с. - (Профессиональное образование).

4.Степанова, Е.Е. Информационное обеспечение управленческой деятельности: учеб. пособие для студентов. Учреждений сред. проф. образования / Е.Е. Степанова, Н.В. Хмелевская.- 2-е изд., испр. И доп. – М.: ФОРУМ, 2010.-192 с.- (Профессиональное образование).

Дополнительные источники

Дополнительные пособия:

1.Энциклопедические статьи. [Электронный ресурс]. Менеджмент. Управление предприятием. Методы планирования. Виды, формы и методы мотивации персоналом. – М.: Кирилл Мефодий, 2007. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM): ЦВ.: 12 см + рук. пользователя (1л.); в контейнере 4 ×12 см. – (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия)

2.Экономика сельского хозяйства и менеджмент: практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г. А. Петранева, М. П. Тушканов, А. В. Мефёд; под ред. Г. А. Петраневой. - М.: Академия, 2006. - 192 с.

3.Добрина, Н. А. Менеджмент : основы теории и деловой практикум 6 учеб. пособие / Н. А. Добрина, Ю. В. Щербакова. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2009. - 288 с. : ил. - (ПРОФИль)

4. Пихало, В. Т. Управление персоналом организации : учеб. пособие / В. Т. Пихало, Ю. Н. Царегородцев, С. А. Петрова, Ю. Е. Ефремова; под общ. ред. В. Т. Пихало, Ю. Н. Царегородцева. - М. : ФОРУМ, 2010. - 400 с. : ил. - (Профессиональное образование)

5.Зайцева, Т. В. Управление персоналом: учеб. / Т. В. Зайцева, А. Т. Зуб. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2009. - 336 с. - (Профессиональное образование).

6. Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: Практикум. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 476 с.

7. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Менеджмент». - М.: Финансы и статистика, 2001. - 192 с: ил.

Журналы:

1.Экономика сельского хозяйства России [Журнал]. 2005; 2006; 2007; 2008; 2009; 2010.- №1-12.

2.Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий [Журнал]. – 2008; 2009.- №1-12.

Интернет-ресурсы:

1.Менеджмент и организация управления [Электронный ресурс]: Финансовые менеджмент./ решение задач.- Волгоградский универ.- учебно-методическое пособие.- Лазутина М.М. Волгоград: ВолГУ 2003.- Режим доступа: www.uhformuka/ru - Загл. с экрана.

2.Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]: электронная библиотека деловой литературы и документации./ электронные книги по экономике предприятия.- Экономика и управление предприятием: конспект лекций/ непомнящий Е.Г. Таганрог: издательство ТРТУ,1977.- Режим доступа к пособию: к пособию: htt//aup/ru/ - Загл. с экрана.

3.Региональный общественный фонд «Исследования аграрного развития» [Электронный ресурс]: некоммерческая общественная организация./ Виртуальная библиотека по сельскому хозяйству.- Режим доступа: htt//fadr/msu/ru – Загл. с экрана.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика определения стиля руководства коллективом

Данная методика разработана В. П. Захаровым. Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.

Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в блоке тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

Инструкция

«Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям. Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: *; +; -. Ставьте отметки на листе ответов».

Текст опросника

1.

  1. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.
  2. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.
  3. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.

2.

  1. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.
  2. Приказывает так, что хочется выполнить.
  3. Приказывать не умеет.

3.

  1. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.
  2. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.
  3. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.

4.

  1. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.
  2. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.
  3. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.

5.

  1. Наверно, он консервативен, так как боится нового.
  2. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.
  3. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.

6.

  1. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.
  2. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.
  3. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.

7.

  1. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.
  2. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.
  3. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.

8.

  1. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.
  2. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.
  3. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.

9.

  1. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.
  2. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
  3. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.

10.

  1. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.
  2. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.
  3. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.

11.

  1. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
  2. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.
  3. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.

12.

  1. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.
  2. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
  3. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.

13.

  1. Пожалуй, он не очень требовательный человек.
  2. Он требователен, но одновременно и справедлив.
  3. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.

14.

  1. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.
  2. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.
  3. Контролирует работу от случая к случаю.

15.

  1. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.
  2. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.
  3. Не может влиять на дисциплину.

16.

  1. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.
  2. С руководителем работать интересно.
  3. Подчиненные предоставлены самим себе.

Ключ

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Оценивает(ют)ся

 

  1. а б в
  1. а б в
  1. а б в
  1. а б в
  1. а б в
  1. а б в
  1. а б в
  1. а б в
  1. а б в
  1. а б в
  1. а б в
  1. а б в
  1. а б в
  1. а б в
  1. а б в
  1. а б в

а

б

в

а

б

в

1

д

к

п

9

д

к

п

2

д

к

п

10

к

п

д

3

к

п

д

11

п

д

к

4

д

п

к

12

д

к

п

5

п

д

к

13

п

к

д

6

к

д

п

14

к

д

п

7

п

к

д

15

к

д

п

8

к

п

д

16

д

к

п

Интерпретация

Подсчитываются количество баллов по каждой из трех компонент. Максимальный балл определяет стиль руководства.

ДИРЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ — Д, ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ — П, снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ — К, требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.

Умеете ли вы вести переговоры?

Поставьте сами себе баллы от 1 до 5 и запишите их около каждого вопроса (это надо сделать корректно и объективно). Не опасайтесь ставить и крайние оценки.

Оценки означают:

1 — нет, так не бывает;

2 — нет, как правило, так не бывает;

3 — неопределенная оценка;

4 — да, как правило, так бывает;

5 — да, так бывает всегда.

  1. Даю подчиненным поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня.
  2. У меня всегда много идей и планов.
  3. Я прислушиваюсь к замечаниям других.
  4. Мне в основном удается привести логически правильные аргументы при обсуждениях.
  5. Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно.
  6. Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.
  7. Когда другие люди приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь.
  8. Для того чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее.
  9. Свои ошибки я по большей части признаю.
  10. Я предлагаю альтернативы предложениям других.
  11. Защищаю тех, у кого есть трудности.
  12. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.
  13. Мой энтузиазм заразителен.
  14. Я принимаю во внимание точку зрения других людей и стараюсь отразить ее в проекте решения.
  15. Обычно я настаиваю на своей точке зрения и на своих гипотезах.
  16. Я с пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые контраргумент ы.
  17. Ясно выражаю свои мысли.
  18. Я всегда признаюсь в том, что чего-то не знаю.
  19. Энергично защищаю свои взгляды.
  20. Я стараюсь развивать чужие идеи так, как будто они были моими.
  21. Всегда продумываю то, что могли бы ответить на тот или иной вопрос другие, и ищу аргументы.
  22. Я помогаю людям советом, как организовать свой труд.
  23. Увлекаясь своими проектами, своими планами работы на перспективу, я обычно не интересуюсь планами других людей.
  24. Я прислушиваюсь и к тем людям, которые имеют точку зрения, отличающуюся от моей.
  25. Если кто-то не согласен с моим проектом, я ищу новые пути.
  26. Использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной.
  27. Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях.
  28. Я всегда нахожу возможность организовать поддержку моих проектов.
  29. Я понимаю чувства других людей.
  30. Я больше стараюсь высказывать свои мысли, чем выслушивать чужие.
  31. Прежде чем защищаться, я внимательно выслушиваю критику.
  32. Излагаю свои мысли системно.
  33. Даю возможность другим изложить свою точку зрения.
  34. Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях.
  35. Меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей.
  36. Как правило, я никого не перебиваю.
  37. Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так.
  38. Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступить.
  39. Говорю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу.
  40. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, кто редко просит слова.

Результат

Суммируйте баллы, поставленные вами против утверждений 1, 3, 5. 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37 и 40, и обозначьте сумму через А (она находится в интервале от 20 до 100). Для получения суммы В прибавляйте баллы к утверждениям 2, 4,

6. 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38 и 39. Эта величина также должна находиться в интервале от 20 до 100.

Результаты теста показывают, является ли ваше поведение на совещаниях дипломатичным или авторитарным.

Если сумма А не менее чем на десять баллов превышает сумму В, то вы хороший дипломат.

Если же сумма В как минимум на десять баллов больше суммы А, то вы ведете дискуссию авторитарно, властно и бесцеремонно.

Если же обе суммы различаются менее чем десятью баллами, то ваше поведение не получает однозначной оценки в коллективе. Она может быть как положительной, так и отрицательной — в зависимости от обстоятельств.

Допустим, стиль вашего поведения определен с помощью этого теста однозначно. В таком случае дипломатичный стиль означает, что у вас есть стремление учесть мнение других и убедиться в том, что ваши идеи согласуются с идеями других сотрудников. При этом неизбежны компромиссы, зато участники совещания убеждаются, что есть и их вклад в принятие решения, что их сотрудничество вам как руководителю небезразлично.

Некоторые участники совещания стремятся «протащить» свои проекты, действуют напористо. Партнерам по совещанию редко выпадает возможность высказаться. При таком авторитарном ведении совещания руководитель уверенно держит бразды правления, подает множество предложений, сообщает новую информацию, формулирует свое мнение категорично, не допуская возражений, не добивается всеобщего согласия, не ищет поддержки, необходимой для его реализации.

Выбор способа поведения зависит от поставленных целей, а также от конкретной ситуации, в которой вы будете проводить то или иное совещание или беседу. Дипломатия в общении уместна в следующих случаях:

— достаточно времени, чтобы обсудить все доводы;

— решение будет успешно реализовано только тогда, когда его признают все участники обсуждения;

— участники совещания понимают проблему и знают варианты ее разрешения;

— возникли большие разногласия, и необходимо переубедить несогласных в правильности принимаемого решения.

Авторитарное поведение допустимо, если по каким-либо причинам нельзя обратиться к помощи партнеров ни при творческом обсуждении, рассмотрении данного вопроса, ни при последующем его решении. Это бывает в том случае, когда необходимо как можно быстрее принять решение.

Психологи, работающие на предприятиях, подтверждают, что оба стиля поведения — дипломатичный и авторитарный — могут привести к успеху. Однако авторитарное ведение совещания следует отнести к нежелательным исключениям, особенно если с его участниками придется работать и дальше. В противном случае, в дальнейшем вам не поможет никакая дипломатия.

«Эффективность лидерства»

Следующий опросник в отличие от предыдущего оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности. В нем также на вопросы необходимо отвечать однозначно: «да» или «нет».

Текст опросника

  1. Стремитесь ли вы к использованию в своей работе новейших достижений?

а) да, б) нет.

  1. Стремитесь ли вы к сотрудничеству с другими людьми?

а) да, б) нет.

  1. Какой язык в общении с коллегами вы предпочитаете?

а) краткий, ясный, точный;

б) эмоциональный, образный, с намеками и подтекстом.

  1. Разъясняете ли вы другим причины и основания принимаемых вами решений?

а) да, б) нет.

  1. Доверяют ли вам люди, которые постоянно или временно находятся в вашем подчинении?

а) да, б) нет.

  1. Вовлекаете ли вы всех исполнителей совместного дела в обсуждение связанных с ним вопросов, если на вас возложена обязанность ими руководить?

а) да, б) нет.

  1. Поощряете ли вы у подчиненных вам людей проявление самостоятельности, независимости в работе и инициативы?

а) да, б) нет.

  1. Помните ли вы имена тех людей, с которыми общаетесь?

а) да, б) нет.

  1. Предоставляете ли вы свободу действий своим подчиненным в достижении тех целей, которые ставите перед ними?

а) да, б) нет. Т

  1. 1Контролируете ли вы ход выполнения задания вашими подчиненными?

а) да, б) нет.

  1. 1Помогаете ли вы своим подчиненным, если они в этом нуждаются?

а) да, б) нет.

  1. 1Выражаете ли вы благодарность подчиненному за хорошо выполненную работу?

а) да, б) нет.

  1. 1Стремитесь ли вы искать в людях лучшие их качества и ориентироваться на них в совместной работе?

а) да, б) нет.

  1. 1Знаете ли вы о том, как наилучшим образом использовать положительные качества, имеющиеся у ваших подчиненных, в работе?

а) да, б) нет.

  1. Знаете ли вы интересы и потребности ваших подчиненных?

а) да, б) нет.

  1. Умеете ли вы быть внимательным слушателем?

а) да, б) нет.

  1. Благодарите ли вы сотрудников за работу в присутствии других?

а) да, б) нет.

  1. Делаете ли вы замечания своим подчиненным? Если да, то в какой обстановке?

а) наедине, б) в присутствии других.

  1. Отмечаете ли вы хорошую работу своих подчиненных, докладывая об итогах вышестоящему руководителю?

а) да,

б) нет.

  1. Доверяете ли вы своим подчиненным?

а) да, б) нет,

  1. Стремитесь ли вы доводить до подчиненных всю основную информацию, получаемую от вышестоящих руководителей и организаций?

а) да,

б) нет.

  1. Раскрываете ли вы значение работы, выполняемой каждым из ваших подчиненных, для общего дела?

а) да, б) нет.

  1. Оставляете ли вы себе и подчиненным время для планирования работы?

а) да, б) нет.

  1. Есть ли у вас план повышения своей квалификации?

а) да, б) нет.

  1. Существует ли у ваших подчиненных план повышения их квалификации (или индивидуальные планы подобного рода)?

а) да, б) нет.

  1. Регулярно ли вы читаете специальную литературу?

а) да, б) нет.

  1. Имеете ли вы библиотеку новейшей литературы по вашей специальности?

а) да, б) нет.

  1. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья, сохранении и повышении работоспособности?

а) да, б) нет.

  1. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?

а) да, б) нет.

  1. Проводите ли вы лично обучение своих подчиненных с целью улучшения качества и повышения эффективности их работы?

а) да, б) нет.

  1. Знаете ли вы о том, на какие качества работника необходимо ориентироваться при его приеме на работу?

а) да, б) нет.

  1. С желанием ли вы занимаетесь разбором жалоб и удовлетворением персональных просьб, исходящих от подчиненных?

а) да, б) нет.

  1. Сохраняете ли вы психологическую дистанцию в общении с подчиненными?

а) да, б) нет.

  1. Относитесь ли вы к своим подчиненным с вниманием и уважением?

а) да, б) нет.

  1. Уверены ли вы в себе?

а) да, 6) нет.

  1. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны?

а) да, б) нет.

  1. Часто ли вы проявляете творчество в работе?

а) да, б) нет.

  1. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах и т.п.?

а) да, б) нет.

  1. Достаточно ли гибко вы себя ведете при принятии решений и в общении с людьми?

 а) да, б) нет.

  1. Готовы ли вы изменить стиль своего руководства, если потребуется?

а) да, б) нет.

Замечание. Если эта методика используется для самооценки руководителя, то возникает опасность искажения результатов вследствие субъективной установки показать себя в лучшем свете или просто недостаточного осознания человеком своих особенностей. Поэтому данный опросник рекомендуется вместе с руководителем предлагать его подчиненным, а затем обобщать полученные результаты.

За каждый утвердительный ответ на предложенные вопросы («да») испытуемый получает 1 балл, а за каждый отрицательный («нет») — 0 баллов.

Если испытуемый получит от 30 до 40 баллов, то стиль его руководства (с учетом высказанного выше замечания) считается высокоэффективным.

Если сумма баллов оказалась в пределах от 11 до 29, то стиль руководства рассматривается как сред неэффективный.

Если общая сумма баллов оказалась 10 и меньше, то стиль руководства данного человека рассматривается как малоэффективный и ему не рекомендуется быть руководителем педагогического или детского коллектива.

Способны ли Вы стать менеджером

Менеджер сегодня — одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий. Именно поэтому многие люди так стремятся ею овладеть, но удается это далеко не каждому. Поэтому, если у вас есть такое желание, то советуем сначала проверить, обладаете ли вы необходимыми для успешной менеджерской деятельности личностными качествами, с помощью данного теста. Отмечайте только те утверждения, с которыми вы согласны.

Попытайтесь мысленно представить, что вас назначили управляющим какой-то рабочей группой.

  1. Для меня не составит труда уволить с работы даже очень обаятельного человека, с которым у меня прекрасные отношения, если тот работает по принципу «третий сорт — не брак!».
  2. В неопределенной ситуации я способен(на) остановиться на какой-то одной четкой цели и без колебаний идти к ней.
  3.  Я умею наладить доброжелательные отношения с подчиненными и руководством.
  4. Иногда полезно переходить к временной конфронтации во взаимоотношениях с администрацией и подчиненными.
  5. Я регулярно пересматриваю цели моей деятельности.
  6. Сейчас нецелесообразно учиться и приобретать специальность, лучше сосредоточиться на накоплении средств, чтобы развернуть дело.
  7. Я умею воздействовать на людей так, чтобы они принимали мою логику и считали себя обязанными содействовать достижению моих целей.
  8. Я редко поступаю вразрез с моими убеждениями.
  9. Я настолько проникнут(а) желанием добиться успеха, что часто иду на временные лишения: скрепя сердце жертвую благополучной атмосферой в семье, общением с детьми, совместным отдыхом и т. п.
  10. Я всегда экономлю время и силы, строго ограничивая поступающую информацию только самой необходимой.
  11. Я считаю, что если человек постоянно пересматривает и проверяет свои убеждения, то он их просто не имеет.
  12. Я способен(на) поддерживать свое настроение покупкой каких-нибудь мелких, недорогих, но хороших вещей, чтобы пережить крупные неудачи или период длительного безденежья.
  13. Я считаю, что в тех случаях, когда нет полной определенности ситуации, не стоит предпринимать решительных действий.
  14. Я часто вынужден(а) жертвовать творческими интересами и замыслами, решая проблемы материального обеспечения и продвижения по службе.
  15. Я способен(на) переходить к временной конфронтации и жесткому противостоянию семье и друзьям, чтобы в полной мере раскрыть свои возможности на работе.
  16. Я постоянно заставляю себя поступать так, как надо, а не так, как хочется.
  17. Я настолько демократичен(на), что в общении с подчиненными просто не могу заставить себя сказать «я» вместо «мы».
  18. Проблемы материального обеспечения всегда противоречат задачам сохранения благополучия в семье и получения удовольствия от жизни.
  19. Мне мешает по-настоящему активно и плодотворно действовать в качестве менеджера общественная неразбериха и анархия.
  20. Менеджеру надо быть готовым жертвовать своей духовной жизнью ради служебных дел.
  21. Я лучше всего решаю проблемы, когда есть возможность уединиться и сосредоточиться.
  22. Менеджер просто обязан высказать свое возмущение подчиненными, чья работа вызывает недовольство.
  23. Я никогда не экономлю средства и время на приобретение максимально возможной информации, даже если не всегда представляю, зачем она мне может понадобиться.
  24. Иногда я сталкиваюсь с совершенно равнозначными желаниями и, осознавая их несовместимость, все же ни одним не могу пожертвовать.
  25. Я часто влияю на принятие решений не подчиненными мне коллегами.
  26. Планирование — это пережиток социалистической идеологии.
  27. Я считаю, что лучше «выкладываться» на работе, которую знаешь, чем увлекаться новыми возможностями и идеями, где результат просчитан, но не гарантирован.
  28. Иногда, даже осознав, какие желания борются во мне, я не могу выбрать удовлетворяющего меня решения.
  29. Служебные дела требуют поступиться многими удовольствиями жизни.
  30. Ответственные и рискованные ситуации вызывают у меня чувство вдохновения: прилив энергии, необычайную собранность, сосредоточенность и ясность мысли, легкость и точность действий.

Подсчет очков

За каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 23, 25, 30 и отрицательный — на остальные вопросы записывается по 1 очку.

Если сумма меньше 9 очков, то вам, скорее всего, лучше оставить идею стать менеджером и не мучить себя и родных мало осуществимыми стремлениями и рискованными предприятиями, мешающими нормально жить и работать, спокойно заниматься своим любимым делом, находить счастье в простых радостях бытия, философском созерцании действительности или насыщенной духовной жизни. Хотя

не исключена возможность, что вы сможете быть очень оригинальным управляющим, которому суждено внести вклад в мировой менеджмент, найти принципы, способы управления и подходы, которые не укладываются пока в современную практику управления.

При сумме 10—21 очков можно говорить о возможности стать со временем хорошим менеджером. Но все же ваш выбор в большей степени продиктован рекламой и модой, чем внутренними побуждениями. Внимательно проанализируйте результаты тестов этой главы: может быть, вам и стоит потратить усилия на развитие способности к управлению. Но для этого потребуется пройти хороший курс социально-психологической подготовки.

Если сумма выше 22 очков, то вы на правильном пути и, скорее всего, точно угадали свое призвание. А если результат выше 26 очков, то вы прирожденный менеджер. Хотя учиться и совершенствоваться в условиях конкуренции всегда необходимо (что вы и сами прекрасно знаете). Желаем успеха!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по УД Основы экономики, менеджмента, маркетинга (раздел Основы менеджмента) для студентов заочной формы оучения специальность 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Контрольная работа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В пособии представлены теоретические и практические задания для самостоятельного выполнения студентами ОЗО. Контрольная работа со...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОП.08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга Специальность: 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплинеОП.08. Основы экономики, менеджмента и маркетингаСпециальность: 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хоз...

Промежуточная аттестация по специальности "Электрификация и автоматизация сельского хозяйства"

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЯХпо учебной дисциплине  ОП.06 Информационные технологиив профессиональной деятельности 1.       Специальность, курс&ndash...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП. 04 Основы электротехники по специальности СПО 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства (базовая подготовка)

Программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, утв...

МАТЕРИАЛЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА Дисциплина ОП.08 «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» Код и наименование специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» 2020-2021 учебный год

МАТЕРИАЛЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА  Дисциплина ОП.08 «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» Код и наименование специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизаци...