Методика проведения ролевых (деловых) игр на уроках производственного обучения
методическая разработка на тему

Новгородова Светлана Евгеньевна

Деловая (ролевая)  игра является разновидностью имитационного моделирования  - игровое построение, представляющее собой профессиональную ситуацию, и связанную с ней исполнение обучающимися определенных ролей. Деловую игру можно рассматривать как способ  интенсификации творческой мыслительной деятельности в условиях организации группового и коллективного  взаимодействия по выработке последовательности решений в искусственно созданной ситуации. Деловая игра создает условия для глубокого и полного усвоения учебного материала  на основе системного применения знаний в решении профессиональных проблем, она позволяет синтезировать знания из различных дисциплин, создает условия для творческого мышления в процессе анализа производственных ситуаций и поиска способов их решения. Участие в деловой игре стимулирует развитие личностного потенциала обучающихся, их самореализацию и самоутверждение в творческих ситуациях игрового взаимодействия. Деловая игра формирует интерес и эмоционально-ценностное отношение к профессиональной и учебной деятельности. Особенностью деловой игры является ее двуплановость: играющий выполняет деятельность, связанную с решением конкретных задач, с другой – данная деятельность носит условный характер, позволяющий быть достаточно свободным, раскованным, выступая в определенной роли, студент в полной мере проявляет свои способности и возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_luchshiy_po_professii.docx446.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Жуковский индустриально-экономический техникум»

Методика проведения ролевых (деловых) игр

на уроках производственного обучения

Разработала:

Мастер п/о

Новгородова С.Е.

 г. Жуковский

2014 год.

Методика проведения ролевых (деловых) игр

на уроках производственного обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

    Деловая (ролевая)  игра является разновидностью имитационного моделирования  - игровое построение, представляющее собой профессиональную ситуацию, и связанную с ней исполнение обучающимися определенных ролей. Деловую игру можно рассматривать как способ  интенсификации творческой мыслительной деятельности в условиях организации группового и коллективного  взаимодействия по выработке последовательности решений в искусственно созданной ситуации. Деловая игра создает условия для глубокого и полного усвоения учебного материала  на основе системного применения знаний в решении профессиональных проблем, она позволяет синтезировать знания из различных дисциплин, создает условия для творческого мышления в процессе анализа производственных ситуаций и поиска способов их решения. Участие в деловой игре стимулирует развитие личностного потенциала обучающихся, их самореализацию и самоутверждение в творческих ситуациях игрового взаимодействия. Деловая игра формирует интерес и эмоционально-ценностное отношение к профессиональной и учебной деятельности. Особенностью деловой игры является ее двуплановость: играющий выполняет деятельность, связанную с решением конкретных задач, с другой – данная деятельность носит условный характер, позволяющий быть достаточно свободным, раскованным, выступая в определенной роли, студент в полной мере проявляет свои способности и возможности. Задачей мастера п/о (преподавателя)  - найти верное соотношение учебных и игровых действий, обеспечивающее общее и профессиональное развитие личности будущего специалиста. Правильное представление дидактической сущности, методически грамотное проектирование урока, построение его в соответствии с определенными принципами и правильным подбором темы урока дает прекрасный результат для оценки знаний, умений, навыков студентов.

  1. Проведение игр рекомендуется в качестве проверочных работ одной п/темы, темы или целого раздела.
  2. Игры должны быть интересными не только мастеру п/о, но и учащимся, актуальными на сегодняшний момент.
  3. Мастер п/о может, по-своему усмотрению, разделить группу на команды, игровые роли, подгруппы.
  4. Повторение теоретического курса даёт возможность лучшего усвоения материала.
  5. Разработка заданий при проведении п/о может быть как на п/группу, команду, индивидуальное задание для учащегося.
  6. В заданиях учитывается время, в течение которого оно будет выполнено; сложность работы, а так же степень усвоения технологического процесса.

          Для практического применения деловых игр на уроках производственного (теоретического) обучения по целевой направленности  данный урок разработан в виде ситуационной игры, направленной на анализ предложенных ситуаций, преодоления выявленных в них проблем, разрешение данных ситуаций и овладение студентами  способами действий в данных ситуациях.

           Данная игра является игрой с нестрогим соперничеством, основанной на конкуренции, соперничестве в разработке одной проблемы, которое делает игру острее и обеспечивает творческую активность студентов в выдвижении новых идей и подходов.

          По степени участия студентов – игра с предварительной подготовкой, которая формирует умение анализировать и систематизировать исходный материал, включение студентов в  исследовательскую деятельность на этапе подготовки к игре.

          По способу создания и разрешения проблемных ситуаций  данная игра относится к игре с заданной проблемной ситуацией, которая может быть разрешена на стадии группового обсуждения и совместного принятия решения. Наметив пути решения, определив ролевое поведение участников, студенты  разыгрывают ситуацию, иллюстрируя принятое решение.

          По дидактическим целям  данная игра относится – обеспечение систематизации и обобщения изученного учебного материала на основе его применения к конкретной ситуации.

          Роль преподавателя (мастера п/о) является проектирование и разработка , а также подведение итогов и анализ результата игры. При этом важно, чтобы первичный анализ результатов игры и рефлексию своих действий в ходе ее выполняли сами обучающиеся. В ходе игры преподаватель (мастер п/о) занимает позицию игротехника.

                                     


КРИТЕРИИ    ОЦЕНОК

        1. При оценке проведения ролевой (деловой) игры мастер п/о учитывает работу   учащихся в команде:

   -умение поддерживать и выручать друг друга в сложных ситуациях (которую задает мастер п\о),

   - умение своевременно  и грамотно ответить на поставленный вопрос

   - умение работать командой с дидактическим материалом, инструкционными картами, плакатами, учебниками.

      2. Оценивается работа каждого учащегося, для этого каждый участник команды получает свою роль. Это способствует отслеживанию знаний каждого учащегося и команды в целом.

      3. Каждый участник команды, т.е. каждый учащийся получает после окончания игры- урока оценку; это стимулирует и вызывает дополнительный интерес учащихся.

Оценка  «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Знание и понимание вопроса, последовательное, безошибочное изложение материала

Знание и понимание вопроса, связное и безошибочное изложение материала

Знание и понимание только основного материала.

Упрощенное изложение материала с незначительными ошибками, преодолеваемыми с помощью мастера п/о

Слабое понимание материала, изложение его с грубыми ошибками.

ПЛАН    ЗАНЯТИЯ

Тема занятия:    

КОНКУРС «ЛУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ «КОНТРОЛЕР СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА»

Цель мероприятия:

1. Обеспечение усвоения обучающимися основных понятий, определений, изученных на теоретическом обучении по предметам «Организация кассовой работы в банке», «Банковские вклады», «Финансы, денежное обращение и кредит».

2. сформировать умения анализировать и применять на практике опыта решения сложных проблемных ситуаций,  развивать творческое самостоятельное мышление.

 3. воспитание у обучающихся  взаимовыручки, культуре поведения, взаимоуважения, а также умение работать в команде.

Тип урока: проблемно-деловая игра  в виде конкурса.

Методическое оснащение урока: ПК, интерактивная доска, бланки документов.

ХОД УРОКА.

  1. Организационная часть.
  1. Группа разделена на 3 команды, каждая из которой имеет своё название, девиз. В каждой команде избирается капитан.
  2. Объявить тему и цель урока.
  3. Объяснить ход игры и критерии оценок.

(На подготовку к ответам – 1 минута, ответ – 3-5 минут. Ответы оцениваются по 5-ти бальной системе. После сложения баллов выявляется команда – победитель игры.)

  1. Ход игры. 
  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Капитан команды представляет команду, название, девиз.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  – каждый участник должен рассказать, почему выбрал профессию «Контролер сберегательного банка».

Повторение пройденного материала на теоретических уроках.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

3.1. Конкурс «Кто быстрее»

Условия конкурса:

Каждому участнику необходимо быстрее других ответить на вопрос.

Участникам задаются следующие вопросы:

  • Что такое кредитная организация?
  • Какой год считается основанием сберегательного Банка России?
  • Что такое банковский продукт?
  • Что такое ресурсы банка?
  • Какие формы сберкнижек существует?
  • В чем отличие резидента от нерезидента
  • Кто такой брокер?
  • Что такое валюта?
  • Как называется разница между ценой покупки и ценой продажи, выраженная в %  ?
  • Какая валюта относится к ограниченно конвертируемой?
  • Какие виды защиты банкнот существует?
  • Что такое кросс-курс?

3.2. Конкурс «Вставьте пропущенное слово»

Условия конкурса:

В предложение необходимо вставить пропущенное слово.

Обучающимся предлагаются следующие задания:

  • … ресурсы Банка создаются за счет уставного фонда, резервного фонда и выпуска ценных бумаг.
  • С помощью … операций аккумулируются временно свободные денежные средства и формируются собственные ресурсы Банка.
  • Легкость реализации, продажи, превращение  материальных ценностей в наличные деньги называется …
  • Бланками строгой отчетности являются … и сберкнижка
  • Основная функция наличных денег – служить средствами платежа и …
  • Акцепт – согласие плательщика на …
  • Установление курсов валют называется …
  • Денежной единицей Европейского Союза является ….
  • … ценности – это иностранная валюта и внешние ценные бумаги
  • … рынок ценных бумаг – это рынок, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг.

3.3. Конкурс «Определите платежеспособность банкноты»

Участникам предлагается определить платежеспособность представленных банкнот. Оценивается скорость и правильность выполнения данного задания.

Учащиеся должны назвать как можно больше признаков платежеспособности банкнот и степеней защиты билетов Банка России.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

4.1. Конкурс «Разыграть сценку»

Условия конкурса:

Три группы в конверте получают задание : рассказать о действиях контролера или кассира при:

1.Обращении вкладчика для открытия счета

2.Обращении вкладчика для выплаты части вклада

3.Обращении вкладчика для дополнительного взноса наличных денег

4.Обращении вкладчика для закрытия счета и выплаты всей суммы вклада наличными деньгами

4.2. Конкурс «Вклады Сбербанка России и формы бланков»

Условия конкурса:

Участник получает в конверте задание: рассказать про вклад или бланк.

4.3. Конкурс «Найди ошибку»

Условия конкурса:

Участник должен найти ошибку в денежном чеке.

4.4. Конкурс «Крокодил»

Условия конкурса:

Участник без помощи слов должен изобразить загаданное слово.

  1. ПОДВЕДЕКНИЕ ИТОГОВ.

Послеигровая дискуссия:

  1. Какие проблемы имели место в игре?
  2. Соответствует ли игра реальной жизни?
  3. Правильно ли вели себя обучающиеся во время игры?
  4. Что можно изменить в игре, чтобы достичь лучшего результата?
  5. Что нужно изменить в реальной жизни, чтобы не создалась подобная ситуация?
  6. Как можно оценить каждую команду?

       

 

Уровень развития психических процессов :

  1. Внимание – произвольное. Для концентрации внимания используются наглядные средства обучения
  2. Память – приобретенная, кратковременная, поэтому студенты  в ходе урока опираются на инструкционные карты и таблицы
  3. Уровень развития мыслительных операций – средний
  4. Уровень развития учебных знаний, умений и навыков – средний

      в п/о применяется дифференцированный подход обучения, слабые  учащиеся получают менее сложные задания, а сильные учащиеся – задания повышенной сложности

  1. Уровень воспитания в группе – средний

Вывод : основное направление в работе мастера п/о  на уроке – развитие  профессиональных знаний,  навыков  и умений студентов,   с целью успешного овладения  профессией, определение  жизненных планов и  перспектив роста профессионализма выпускников.

 



Приложение 1

Конкурс «Лучший контролер Сбербанка»

КОМАНДА

УЧАСТНИКИ

Приветствие

Кто быстрее

Вставить пропущенное слово

Разыграть сценку

Составить предложение

Вклады сбербанка и формы

Найди ошибку

Крокодил

Итог


Приложение 2

C:\Users\test1\Desktop\file0173.jpg


Приложение 3

C:\Users\test1\Desktop\1.jpg

Выполнение задания:

C:\Users\test1\Desktop\uf_rub_5000_2.jpg


Приложение 4

C:\Users\test1\Desktop\1000.jpg

Выполнение задания:

C:\Users\test1\Desktop\1000R_10_uf_rv.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ПРИМЕРКА»

В рабочей программе производственного обучения по подготовке квалифицированных специалистов специальности  «Дизайн по отраслям (трикотаж)» отведено 21,6 часа на изучение и освоение темы «Примерка...

« Методика применения дифференцированного подхода к обучающимся на уроках производственного обучения»

Цель: Повышение качества профессиональной подготовки обучающихся ПУ при использовании дифференцированного подхода.Задачи:изучить основные понятия дифференцированного подхода в теории профессиональной ...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

Конспект методической игры по теме "Методика проведения урока производственного обучения"

Данная методическая игра разработана для проведения среди мастеров производственного обучения, работающих в системе среднего профессионального образовния,  с целью повторения с ними методики пров...

Методика разработки плана урока производственного обучения на ученическом потоке

Методика разработки  плана урока производственного обучения на ученическом потоке...

Методическая разработка на тему: "ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛОВЫХ (РОЛЕВЫХ) ИГР НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ"

В данной работе рассмотрено использование технологии деловых (ролевых) игр на уроках производственного обучения. Практика моей работы показывает, что активные методы обучения изменяют роль студента, п...


 

Комментарии

Корабленко Надежда Сергеевна

интересный материал.