ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ МДК 01.01 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ для специальности 38.02.01
рабочая программа на тему

Стрельцова Анастасия Александровна

ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

ПМ.01. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

 

МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации

 

для специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

2015

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Тверской области

государственное бюджетное образовательное учреждения

среднего профессионального образования

«Тверской химико-технологический колледж»

цикловая комиссия социально-экономических дисциплин

                

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

МДК 01.01 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

для специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Тверь, 2015г.


Рассмотрено

цикловой комиссией

социально-экономических дисциплин

протокол № _____

от «____»_______________20___г.

Председатель ЦК ____________

Принято

методическим Советом

протокол № _______

от «____»_________________20___г

Разработчик: Стрельцова А.А.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ………….

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ………..

10

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ …...

12

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ………………………………………………

21

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) …………………………...

26


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее – программа) является частью основной профессиональной образовательной программы  в соответствии в соответствии с ФГОС СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Обработка первичных бухгалтерских документов.

2. Разработка и согласование с руководством организации рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации.

3. Проведение учета денежных средств, оформление денежных и кассовых документов.

4. Формирование бухгалтерских проводок по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании с целью повышения квалификации и переподготовки и при освоении должности служащего «Кассир» при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

Программа профессионального модуля, а также методические материалы, обеспечивающие ее реализацию, подлежат ежегодному обновлению с учетом запросов работодателей и особенностей развития региона.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации;

уметь:

- принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;

- принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;

- проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;

- проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;

- проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;

- проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;

- организовывать документооборот;

- разбираться в номенклатуре дел;

- заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) – учетные регистры;

- передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;

- передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;

- исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;

- понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;

- обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;

- поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;

- проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;

- проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;

- учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;

- оформлять денежные и кассовые документы;

- заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;

- проводить учет основных средств;

- проводить учет нематериальных активов;

- проводить учет долгосрочных инвестиций;

- проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;

- проводить учет материально-производственных запасов;

- проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;

- проводить учет готовой продукции и ее реализации;

- проводить учет текущих операций и расчетов;

- проводить учет труда и заработной платы;

- проводить учет финансовых результатов и использования прибыли;

- проводить учет собственного капитала;

- проводить учет кредитов и займов;

знать:

- основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций;

- понятие первичной бухгалтерской документации;

- определение первичных бухгалтерских документов;

- унифицированные формы первичных бухгалтерских документов;

- порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической;

- принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;

- порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;

- порядок составления ведомостей учета затрат (расходов) – учетных регистров;

- правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;

- сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;

- теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;

- инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;

- принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;

- классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре;

- два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов – автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета;

- учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;

- учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;

- особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;

- порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;

- правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию;

- понятие и классификацию основных средств;

- оценку и переоценку основных средств;

- учет поступления основных средств;

- учет выбытия и аренды основных средств;

- особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;

- понятие и классификацию нематериальных активов;

- учет поступления и выбытия нематериальных активов;

- амортизацию нематериальных активов;

- учет долгосрочных инвестиций;

- учет финансовых вложений и ценных бумаг;

- учет материально-производственных запасов;

- понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;

- документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;

- учет материалов на складе и в бухгалтерии;

- синтетический учет движения материалов;

- учет транспортно-заготовительных расходов;

- учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;

- систему учета производственных затрат и их классификацию;

- сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;

- особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;

- учет потерь и непроизводственных расходов;

- учет и оценку незавершенного производства;

- калькуляцию себестоимости продукции;

- характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;

- технологию реализации готовой продукции (работ, услуг);

- учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);

- учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;

- учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;

- учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 312 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 160 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 80 часов;

учебной практики – 72 часа.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.2

Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

ПК 1.3

Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы

ПК 1.4

Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Код

Наименование результата обучения

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды

профессиональных

компетенций

Наименования разделов

профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная*[2]*,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов

в т.ч.

курсовая работа (проект), часов

Всего,

часов

в т.ч.

курсовая работа (проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 1.4

МДК.01.01

Практические основы бухгалтерского учета имущества организации.

240

160

80

-

80

-

Учебная практика

72

72

Всего:

312

160

80

-

80

-

72

-

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов

профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

ПМ.01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.

240

МДК.01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации.

160

Раздел 1. Обработка первичных бухгалтерских документов.

28

Тема 1.1. Ведение бухгалтерского учета в части документирования хозяйственных действий и операций.

Содержание

2

1.

Организация бухгалтерского учета, его правовое и методическое обеспечение. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Права и обязанности руководителя и главного бухгалтера организации. Функции бухгалтерского аппарата. Основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций.

2

1

Тема 1.2. Первичная бухгалтерская документация.

Содержание

26

1.

Первичные бухгалтерские документы. Унифицированные формы первичных бухгалтерских документов.

10

2

2.

Виды и порядок проверки первичных бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической.

2

3.

Группировка первичных бухгалтерских документов, ее принципы и признаки. Таксировка и контировка первичных бухгалтерских документов.

2

4.

Учетные регистры. Ведомость учета затрат (расходов).

2

5.

Правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации.

2

Практические занятия

16

1.

Прием первичных бухгалтерских документов на различных носителях.

2.

Проверка первичных бухгалтерских документов: на наличие обязательных реквизитов, по существу, арифметическая.

3.

Выполнение группировки первичных бухгалтерских документов.

4.

Выполнение таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов.

5.

Изучение номенклатуры дел.

6.

Заполнение учетных регистров: ведомости учета затрат (расходов).

7.

Оформление передачи первичных бухгалтерских документов в архивы: текущий и постоянный.

8.

Поиск и исправление ошибок в первичных бухгалтерских документах.

Раздел 2. Разработка рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации.

14

Тема 2.1. План счетов бухгалтерского учета.

Содержание

8

1.

Сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

4

2

2.

Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре.

2

Практические занятия

4

1.

Изучение и анализ типового плана счетов бухгалтерского учета организации.

2.

Изучение и анализ рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации.

Тема 2.2. Разработка оптимального рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации.

Содержание

6

1.

Разработка рабочего плана счетов: цели и принципы.

4

2

2.

Подходы к оптимальной организации рабочего плана счетов: автономия или объединение финансового и управленческого учета?

2

Практические занятия

2

1.

Конструирование рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации.

Раздел 3. Учет денежных средств, оформление денежных и кассовых документов.

28

Тема 3.1. Учет кассовых операций.

Содержание

8

1.

Учет кассовых операций.

4

3

2.

Учет денежных документов и переводов в пути.

3

Практические занятия

4

1.

Документирование и учет кассовых операций.

2.

Документирование и учет денежных документов и переводов в пути.

Тема 3.2. Учет денежных средств.

Содержание

10

1.

Учет денежных средств на расчетных счетах. Учет денежных средств на специальных счетах.

4

3

2.

Учет денежных средств в иностранной валюте и операций по валютным счетам.

3

Практические занятия

6

1.

Документирование и учет операций с расчетным счетом.

2.

Документирование и учет операций со специальными счетами.

3.

Документирование и учет операций с валютными счетами.

Тема 3.3. Денежная и кассовая документация.

Содержание

10

1.

Порядок оформления денежных и кассовых документов.

4

3

2.

Порядок заполнения кассовой книги. Правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию.

3

Практические занятия

6

1.

Оформление денежных и кассовых документов.

2.

Заполнение кассовой книги.

3.

Составление отчета кассира в бухгалтерию.

Раздел 4. Учет имущества организации.

90

Тема 4.1. Учет основных средств.

Содержание

12

1.

Понятие и классификация основных средств.

6

2

2.

Оценка и переоценка основных средств.

3

3.

Учет поступления основных средств. Учет выбытия и аренды основных средств.

3

Практические занятия

6

1.

Выполнение оценки и переоценки основных средств.

2.

Документирование и учет поступления и выбытия основных средств.

3.

Документирование и учет арендованных и сданных в аренду основных средств.

Тема 4.2. Учет нематериальных активов.

Содержание

8

1.

Понятие и классификация нематериальных активов (НМА).

4

2

2.

Учет поступления и выбытия НМА. Начисление амортизации НМА.

3

Практические занятия

4

1.

Документирование и учет поступления и выбытия НМА.

2.

Начисление амортизации НМА.

Тема 4.3. Учет инвестиций, финансовых вложений и ценных бумаг.

Содержание

8

1.

Учет долгосрочных инвестиций.

4

3

2.

Учет финансовых вложений. Учет ценных бумаг.

3

Практические занятия

4

1.

Документирование и учет долгосрочных инвестиций и финансовых вложений.

2.

Выполнение расчетов, связанных с приобретением ценных бумаг.

Тема 4.4. Учет материально-производственных запасов.

Содержание

10

1.

Понятие и классификация материально-производственных запасов (МПЗ). Оценка МПЗ.

6

3

2.

Учет поступления и расхода МПЗ. Учет материалов на складе и в бухгалтерии.

3

3.

Синтетический учет движения материалов.

3

Практические занятия

4

1.

Документирование и учет поступления и расхода МПЗ.

2.

Документирование и учет материалов на складе и в бухгалтерии.

Тема 4.5. Учет транспортно-заготовительных расходов.

Содержание

4

1.

Понятие транспортно-заготовительных расходов, их составляющие. Учет транспортно-заготовительных расходов.

2

3

Практические занятия

2

1.

Документирование и учет транспортно-заготовительных расходов.

Тема 4.6. Учет и распределение затрат и потерь.

Содержание

12

1.

Понятие производственных затрат, потерь и непроизводственных расходов. Классификация производственных затрат.

8

2

2.

Учет производственных затрат. Учет и распределение затрат вспомогательных производств.

3

3.

Учет потерь и непроизводственных расходов. Учет и оценка незавершенного производства.

3

4.

Сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление.

3

Практические занятия

4

1.

Документирование и учет производственных затрат, затрат вспомогательных производств.

2.

Документирование и учет потерь и непроизводственных затрат, незавершенного производства.

Тема 4.7. Калькулирование себестоимости продукции.

Содержание

8

1.

Понятие себестоимости продукции.

4

2

2.

Принципы и порядок калькуляции себестоимости.

3

Практические занятия

4

1.

Кальулирование себестоимости продукции.

Тема 4.8. Учет реализации продукции.

Содержание

12

1.

Характеристика готовой продукции, ее оценка и синтетический учет. Технология реализации готовой продукции (работ, услуг).

6

2

2.

Учет выручки от реализации продукции (работ, услуг).

3

3.

Учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг.

3

Практические занятия

6

1.

Документирование и учет выручки от реализации продукции.

2.

Документирование и учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг.

3.

Документирование и учет финансовых результатов и использования прибыли.

Тема 4.9. Учет дебиторской и кредиторской задолженности.

Содержание

10

1.

Понятие дебиторской и кредиторской задолженности.

6

2

2.

Учет дебиторской задолженности. Формы расчетов с дебиторами.

3

3.

Учет кредиторской задолженности. Формы расчетов с кредиторами.

3

Практические занятия

4

1.

Документирование и учет кредитов и займов.

2.

Документирование и учет собственного капитала.

Тема 4.10. Учет расчетов с работниками и подотчетными лицами.

Содержание

6

1.

Учет расчетов с работниками. Учет расчетов с подотчетными лицами.

2

3

Практические занятия

4

1.

Выполнение учета труда.

2.

Начисление заработной платы.

Самостоятельная работа при изучении ПМ.01

Виды овеществленных результатов самостоятельной работы обучающихся:

- опорные конспекты по темам модуля;

- расчетные задачи;

- оформленные документы.

Примерная тематика самостоятельной работы:

1. Возникновение бухгалтерского учета (опорный конспект).

2. Вехи в истории развития бухгалтерского учета (опорный конспект).

3. Регулирование бухгалтерского учета на международном уровне (опорный конспект).

4. Национальные бухгалтерские стандарты (опорный конспект).

5. Реформирование бухгалтерского учета в России (опорный конспект).

6. Международные бухгалтерские принципы (опорный конспект).

7. Финансовый и управленческий учет (опорный конспект).

8. Значение документирования хозяйственных операций (опорный конспект).

9. Строение плана счетов бухгалтерского учета (опорный конспект).

10. Учет наличных денежных средств (расчетная задача).

11. Учет безналичных расчетов (расчетная задача).

12. Операции в иностранной валюте (расчетная задача).

13. Учет переводов в пути (расчетная задача).

14. Учет денежных средств, находящихся на специальных счетах (расчетная задача).

15. Классификация основных средств (опорный конспект).

16. Учет основных средств в некоммерческих организациях (опорный конспект).

17. Документальное оформление движения нематериальных активов (оформленные документы).

18. Особенности учета основных средств в программе «1С: Бухгалтерия предприятия 8» (расчетная задача).

19. Учет долгосрочных инвестиций согласно ПБУ 2/2008 (расчетная задача).

20. Классификация, оценка, задачи учета МПЗ (опорный конспект).

21. Учет материалов в пути и неотфактурованные поставки (расчетная задача).

22. Учет недостач и порчи, обнаруженных при приемке материалов (расчетная задача).

23. Формирование резервов под снижение стоимости МПЗ (расчетная задача).

24. Структура доходов в бухгалтерском учете (опорный конспект).

25. Признание расходов в бухгалтерском учете (опорный конспект).

26. Объекты учета затрат на производство (опорный конспект).

27. Учет расходов по элементам затрат (расчетная задача).

28. Особенности учета затрат в торговых организациях (опорный конспект).

29. Способы исчисления себестоимости отдельных видов продукции (расчетная задача).

30. Документальное оформление движения готовой продукции (оформленные документы).

31. Особенности учета выпуска продукции при использовании счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» (расчетная задача).

32. Учет расходов на продажу (расчетная задача).

33. Бартерные сделки (опорный конспект).

34. Учет уступки права требования (опорный конспект).

35. Учет внутрихозяйственных расчетов (опорный конспект).

80

Учебная практика

Виды работ:

1. Ознакомление с видами работ, предусмотренных учебной практикой.

2. Работа на ПЭВМ в программе «1С: Бухгалтерия предприятия 8»: ввод исходных данных, необходимых для корректного ведения учета кассовых операций.

3. Знакомство со структурой бухгалтерии колледжа, особенностями, формами ведения учета.

4. Решение задачи: отражение хозяйственных операций на счетах с помощью двойной записи. Суммирование оборотов за период. Определение конечных остатков по счетам бухгалтерского учета.

5. Составление кассовых документов в соответствии с журналом хозяйственных операций за месяц.

6. Составление документов по учету основных средств в соответствии с журналом хозяйственных операций за месяц.

7. Составление документов по учету нематериальных активов в соответствии с журналом хозяйственных операций за месяц.

8. Заполнение первичных документов по учету поступления и отпуска материалов в соответствии с журналом хозяйственных операций.

9. Учет выпуска и реализация готовой продукции в соответствии с журналом хозяйственных операций.

10. Выдача денежных средств в подотчет, составление авансового отчета.

11. Учет расчетов с учредителями и с персоналом по прочим операциям.

12. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

13. Написание отчета по практике.

72

Всего:

312

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

        

Реализация программы модуля предполагает наличие

учебного кабинета бухгалтерского учета, налогообложения и аудита;

лаборатории учебная бухгалтерия.

Оборудование учебного кабинета бухгалтерского учета, налогообложения и аудита:

- посадочные места обучающихся – 30;

- рабочее место преподавателя – 1;

- персональный компьютер – 1;

- мультимедийный проектор с экраном – 1;

- коллекция электронных обучающих ресурсов;

- набор плакатов;

- стенды;

- комплект нормативной и учебно-методической документации.

Оборудование лаборатории учебная бухгалтерия:

- рабочие места обучающихся, оборудованные персональными компьютерами с доступом к сети Интернет – 10;

- рабочее место преподавателя с персональным компьютером – 1;

- принтер – 1;

- сканер – 1;

- комплект для подключения к сети Интернет;

- мультимедийный проектор с экраном – 1;

- программное обеспечение общего и профессионального назначения;

- коллекция электронных обучающих ресурсов;

- комплект учебно-методической документации.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов

4.2.1.Основные источники:

  1. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет. – М.: Феникс, 2011.
  2. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет. – М.: Рид Групп, 2011.
  3. Драмашко Ю. 24 положения по бухгалтерскому учету. – М.: Эксмо, 2011.
  4. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет. – М.: Дашков и Ко, 2011.
  5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: Инфра-М, 2011.
  6. Филимонова Е.В. 1С: Предприятие 8.1. Пошаговый самоучитель по бухгалтерскому учету на компьютере. – М.: Эксмо, 2011.
  7. 23 ПБУ. Сборник положений по бухгалтерскому учету. – М.: КноРус, 2011.

4.2.2.Дополнительные источники:

  1. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. – М.: Проспект, 2009.
  2. Бухгалтерский финансовый учет в схемах и таблицах: учебное пособие / Н.А. Архипова, Т.А. Корнеева, Г.А. Шатунова. – М.: Эксмо, 2009.  
  3. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет. – М.: Проспект, 2011.
  4. Журнал «Главбух».
  5. Керимов В.Э. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010.
  6. Новые Положения по бухгалтерскому учету. – М.: Проспект, 2009.
  7. Пономарева Л.В., Стельмашенко Н.Д. Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (сквозная задача): Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2009.
  8. Сапожникова Н.Г. Электронный учебник по дисциплине «Бухгалтерский учет». – ЗАО «КноРус», 2009.
  9. Сборник задач по бухгалтерскому учету с решениями: учебное пособие / под ред. А.Д.Ларионова. – М.: Проспект, 2009.
  10. ФЗ №129 от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете».
  11. 1С: Бухгалтерия 8. Конфигурация «Бухгалтерия предприятия». Редакция 2.0. Руководство по ведению учета. – М.: Фирма «1С», 2009.

4.2.3.Интернет-ресурсы:

  1. Бухгалтерия-онлайн: www.buhonline.ru
  2. Интернет-ресурс для бухгалтера: www.buh.ru
  3. Справочно-правовая система ГАРАНТ: www.garant-park.ru
  4. Справочно-правовая система Консультант Плюс: www.consultant.ru

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием успешного освоения профессионального модуля ПМ.01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации (далее – модуль) является предварительное изучение следующих дисциплин: математика, экономика организации, документационное обеспечение управления, основы бухгалтерского учета.

В ходе изучения модуля обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные программой модуля.

По окончании изучения междисциплинарного курса модуля обучающиеся приступают к учебной практике. Учебная практика проводится на базе образовательного учреждения.

По окончании освоения профессионального модуля обучающиеся сдают квалификационный экзамен, по результатам которого определяется их готовность к выполнению вида профессиональной деятельности Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.

Аудиторные занятия и учебная практика в рамках модуля проводятся в кабинетах и лабораториях учебного заведения преподавателями, имеющими соответствующий уровень профессиональной подготовки (см. п. 4.4), с соблюдением требований охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных норм.

В ходе освоения программы модуля обучающиеся обеспечиваются необходимой учебно-методической документацией для междисциплинарного курса (не менее чем одним экземпляром), самостоятельной работы, практики, доступом к необходимым базам данных и библиотечным фондам, к сети Интернет. Задания на практических занятиях выполняются с использованием персональных компьютеров. При использовании электронных изданий каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом в компьютерном классе.

Обучающийся имеет право на перезачет профессионального модуля, если он был освоен им в процессе предшествующего обучения (в т.ч. в других образовательных учреждениях).

Освоение модуля является обязательным условием допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация профессионального модуля обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю модуля ПМ.01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации и специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей модуля. Эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Междисциплинарный курс модуля реализуется преподавателем с применением активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с самостоятельной работой обучающихся. Преподаватель междисциплинарного курса обеспечивает эффективную самостоятельную работу обучающихся в рамках модуля и управляет ею.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации. Формы и процедуры текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала учебного года.

В процессе изучения междисциплинарного курса модуля проводится текущий контроль. По окончании изучения МДК обучающиеся приступают к учебной практике.

В ходе учебной практики проводится текущий контроль. Аттестация по итогам учебной практики проводится на основании результатов текущего контроля и отчета по практике, предоставленного обучающимся руководителю практики.

По окончании освоения профессионального модуля обучающиеся сдают квалификационный экзамен, по результатам которого определяется их готовность к выполнению вида профессиональной деятельности Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.

Для осуществления текущего, промежуточного и итогового контроля освоения профессионального модуля создаются комплекты контрольно-измерительных материалов, позволяющие оценить уровень освоения компетенций.

К реализации итоговой аттестации активно привлекаются работодатели, а также преподаватели смежных дисциплин и модулей.

Формы и методы контроля и оценки освоения профессиональных и общих компетенций представлены в таблицах.


Раздел (тема)

междисциплинарного курса

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы

контроля и оценки

МДК.01.01

Практические основы бухгалтерского учета имущества организации.

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

Демонстрация навыков документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации.

Экспертная оценка действий обучающегося при выполнении работ учебной практики, на квалификационном экзамене.

Демонстрация умений:

- принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;

- принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;

- проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;

- проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;

- проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;

- проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;

- организовывать документооборот;

- разбираться в номенклатуре дел;

- заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) – учетные регистры;

- передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;

- передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;

- исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах.

Экспертная оценка:

- выполнения обучающимся заданий на практических занятиях, на квалификационном экзамене;

- действий обучающегося при выполнении работ учебной практики, на квалификационном экзамене.

Оценка самостоятельной работы обучающегося.

Демонстрация знаний:

- основных правил ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций;

- понятия первичной бухгалтерской документации;

- определения первичных бухгалтерских документов;

- унифицированных форм первичных бухгалтерских документов;

- порядка проведения проверки первичных бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической;

- принципов и признаков группировки первичных бухгалтерских документов;

- порядка проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;

- порядка составления ведомостей учета затрат (расходов) – учетных регистров;

- правил и сроков хранения первичной бухгалтерской документации.

Тестирование.

Защита практических работ.

Устный и письменный зачеты по отдельным темам.

Экспертная оценка:

- выполнения обучающимся заданий на практических занятиях;

- устных ответов обучающегося и выполнения им практических заданий на квалификационном экзамене;

- действий обучающегося при выполнении работ учебной практики, на квалификационном экзамене.

Оценка самостоятельной работы обучающегося.

ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

Демонстрация навыков документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации.

Экспертная оценка действий обучающегося при выполнении работ учебной практики, на квалификационном экзамене.

Демонстрация умений:

- понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;

- обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;

- поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

Экспертная оценка:

- выполнения обучающимся заданий на практических занятиях, на квалификационном экзамене;

- действий обучающегося при выполнении работ учебной практики, на квалификационном экзамене.

Оценка самостоятельной работы обучающегося.

Демонстрация знаний:

- сущности плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;

- теоретических вопросов разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;

- инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета;

- принципов и целей разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;

- классификации счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре;

- двух подходов к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов – автономии финансового и управленческого учета и объединения финансового и управленческого учета.

Тестирование.

Защита практических работ.

Устный и письменный зачеты по отдельным темам.

Экспертная оценка:

- выполнения обучающимся заданий на практических занятиях;

- устных ответов обучающегося и выполнения им практических заданий на квалификационном экзамене;

- действий обучающегося при выполнении работ учебной практики, на квалификационном экзамене.

Оценка самостоятельной работы обучающегося.

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

Демонстрация навыков документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации.

Экспертная оценка действий обучающегося при выполнении работ учебной практики, на квалификационном экзамене.

Демонстрация умений:

- проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;

- проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;

- учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;

- оформлять денежные и кассовые документы;

- заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию.

Экспертная оценка:

- выполнения обучающимся заданий на практических занятиях, на квалификационном экзамене;

- действий обучающегося при выполнении работ учебной практики, на квалификационном экзамене.

Оценка самостоятельной работы обучающегося.

Демонстрация знаний:

- учета кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;

- учета денежных средств на расчетных и специальных счетах;

- особенностей учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;

- порядка оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;

- правил заполнения отчета кассира в бухгалтерию.

Тестирование.

Защита практических работ.

Устный и письменный зачеты по отдельным темам.

Экспертная оценка:

- выполнения обучающимся заданий на практических занятиях;

- устных ответов обучающегося и выполнения им практических заданий на квалификационном экзамене;

- действий обучающегося при выполнении работ учебной практики, на квалификационном экзамене.

Оценка самостоятельной работы обучающегося.

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

Демонстрация навыков документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации.

Экспертная оценка действий обучающегося при выполнении работ учебной практики, на квалификационном экзамене.

Демонстрация умений:

- проводить учет основных средств;

- проводить учет нематериальных активов;

- проводить учет долгосрочных инвестиций;

- проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;

- проводить учет материально-производственных запасов;

- проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;

- проводить учет готовой продукции и ее реализации;

- проводить учет текущих операций и расчетов;

- проводить учет труда и заработной платы;

- проводить учет финансовых результатов и использования прибыли;

- проводить учет собственного капитала;

- проводить учет кредитов и займов.

Экспертная оценка:

- выполнения обучающимся заданий на практических занятиях, на квалификационном экзамене;

- действий обучающегося при выполнении работ учебной практики, на квалификационном экзамене.

Оценка самостоятельной работы обучающегося.

Демонстрация знаний:

- понятия и классификации основных средств;

- оценки и переоценки основных средств;

- учета поступления основных средств;

- учета выбытия и аренды основных средств;

- особенностей учета арендованных и сданных в аренду основных средств;

- понятия и классификации нематериальных активов;

- учета поступления и выбытия нематериальных активов;

- амортизации нематериальных активов;

- учета долгосрочных инвестиций;

- учета финансовых вложений и ценных бумаг;

- учета материально-производственных запасов;

- понятия, классификации и оценки материально-производственных запасов;

- документального оформления поступления и расхода материально-производственных запасов;

- учета материалов на складе и в бухгалтерии;

- синтетического учета движения материалов;

- учета транспортно-заготовительных расходов;

- учета затрат на производство и калькулирование себестоимости;

- системы учета производственных затрат и их классификацию;

- сводного учета затрат на производство, обслуживание производства и управление;

- особенностей учета и распределения затрат вспомогательных производств;

- учета потерь и непроизводственных расходов;

- учета и оценки незавершенного производства;

- калькуляции себестоимости продукции;

- характеристики готовой продукции, оценки и синтетического учета;

- технологии реализации готовой продукции (работ, услуг);

- учета выручки от реализации продукции (работ, услуг);

- учета расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;

- учета дебиторской и кредиторской задолженности и форм расчетов;

- учета расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.

Тестирование.

Защита практических работ.

Устный и письменный зачеты по отдельным темам.

Экспертная оценка:

- выполнения обучающимся заданий на практических занятиях;

- устных ответов обучающегося и выполнения им практических заданий на квалификационном экзамене;

- действий обучающегося при выполнении работ учебной практики, на квалификационном экзамене.

Оценка самостоятельной работы обучающегося.

Раздел (тема)

междисциплинарного курса

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы

контроля и оценки

МДК.01.01

Практические основы бухгалтерского учета имущества организации.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация интереса к будущей профессии.

Экспертная оценка, наблюдение:

- на практических занятиях;

- при выполнении работ учебной практики;

- на квалификационном экзамене.

Оценка самостоятельной работы обучающегося.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Обоснование выбора и применение типовых методов решения профессиональных задач в области документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации.

Демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Демонстрация способности:

- решать возникающие проблемы, стандартные и нестандартные профессиональные задачи в области документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации;

- нести ответственность за принятые решения.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Демонстрация навыков быстрого и эффективного поиска информации, необходимой для решения профессиональных задач, с использованием широкого спектра источников (включая электронные).

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Демонстрация навыков:

- проведения расчетов с помощью персонального компьютера;

- использования информационно-коммуникативных средств при решении профессиональных задач.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Взаимодействие с преподавателями, руководителями практики, другими обучающимися в ходе обучения.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Проявление ответственности за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Планирование обучающимся повышения своего личностного и профессионального уровня.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Проявление интереса к инновациям в области документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.


Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего, промежуточного и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

Отлично

75 ÷ 89

4

Хорошо

60 ÷ 74

3

Удовлетворительно

менее 60

2

Неудовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.


[1]* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.

[2]** Производственная практика (по профилю специальности) может проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» для специальности: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отрасл

Календарно-тематический план по профессиональному модулю ПМ 01«Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» для  специ-   ...

Рабочая программа по ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа по ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации  по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет  (по отрасля...

Рабочая программа по ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа по ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации  по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет  (по отрасля...

Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) профессионального модуля ПМ.01.Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации специальность 38.02.01. Экономика и бух

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) - является частью программы подготовки специалистов среднего звена,  разработанной в соответствии с ФГОС по специальности 38.0...

Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) профессионального модуля ПМ.01.Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации специальность 38.02.01. Экономика и бух

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) - является частью программы подготовки специалистов среднего звена,  разработанной в соответствии с ФГОС по специальности 38.0...

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПМ01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...