Мой взгляд на воспитание.
статья на тему

ВОРОБЬЕВА ГАЛИНА ВИТАЛЬЕВНА

Мои размышления о воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_moy_vzglyad_na_vospitanie.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мой взгляд на воспитание.

Воспитание по праву стало одним из приоритетных направлений деятельности учебного заведения. Обучение без воспитания не происходит. Всякое общение между педагогом и обучающимся – это и есть момент воспитания. Одними замечаниями, наставлениями, советами не обойтись. Нужны такт, демократизм, доверительные отношения со студентами.

Организуя работу с группой, с семьёй своих студентов, задаю себе вопрос: «Как воспитать будущего специалиста?». Хочется, чтобы выпускники  стали грамотными специалистами, обладали личностными качествами: толерантностью, отзывчивостью, порядочностью… Научились принимать самостоятельные решения в своей жизни, брали за них ответственность на себя, а не перекладывали на других и при этом, принимая решения, они не ущемляли интересы и жизнь других людей.

Техникум не может исправить негатив, полученный ранее. Тут порой нужен индивидуальный подход, который нацеливает воспитательную работу на внутренний потенциал человека, стимулирует его устремленность к самовоспитанию, ориентирует воспитание на развитие своеобразной и неповторимой человеческой индивидуальности.

В своей работе придерживаюсь заповеди: «Каждый ребенок - личность; главное - найти в ребенке хорошее и поддерживать в нем это хорошее».

Ученик должен доверять учителю, а учитель с уважением относиться к мнению ученика.

Работа организатора воспитательного процесса всегда была понятием круглосуточным. Воспитанием студента как будущего специалиста и как личность нужно заниматься систематически, на каждом уроке и мероприятии. Техникум работает по концепции трудового воспитания. Труд – это не только общественно-полезная деятельность, но и учеба. Мы закладываем профессиональные основы трудовой деятельности, выезжаем на поля, фермы, проходим производственную практику в сельскохозяйственных предприятиях. Выступаем с концертами перед работниками села, ветеранами войн, тыла и труда. Мои студенты работают в самоуправлении техникума и отстаивают свою гражданскую позицию (совет по профилактике правонарушений, совет общежития).

В учебном заведении обучаются студенты разных национальностей: русские, буряты, татары, тувинцы… С целью адаптации и сплочения коллектива студентов в первые месяцы учебы с удовольствием участвую и провожу классные часы, посвященные народным обычаям и традициям, например: «Алло, мы ищем таланты», «Будем знакомы», «Чайные истории», «Спортивные забавы». Студенты-тувинцы во время учебы «оторваны» от малой родины, от дома и семьи. В первые дни учебы языковой барьер и тоска по дому отрицательно сказываются на их психике. Таких детей стараюсь окружить заботой, вниманием, быть им второй мамой. С ними провожу дополнительные внеклассные мероприятия: поездка в Листвянку, в музей деревянного зодчества «Тальцы», просмотр спектаклей, особенно «Легенды седого Байкала», празднование Нового года по  восточному календарю…

Наше государство признает детство и юношество важными этапами в жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни общества, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитание в них нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. В нашем обществе есть и такая категория детей, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. И это тоже моя боль. В техникуме для таких детей организован клуб «Вера, Надежда, Любовь», в котором принимают участие психолог, социальный педагог, кураторы групп.  На заседаниях клуба проводятся мастер-классы (как приготовить борщ, испечь блины, экономика домашнего хозяйства), проводятся беседы («Что такое стыд? Совесть? Ответственность? Как научиться делать добро и не совершать зло? Как ужиться с соседом по комнате?»). Социальная адаптация детей данной категории в большей степени зависит от того, будет ли рядом с ним человек, который поможет ему и выслушает в трудную минуту, удержит его от необдуманных поступков, толкнет вперед, когда он стремится к успеху.

Долг куратора– не оставить без внимания каждого воспитанника, вовремя и ненавязчиво дать  правильный совет, поддержать в сложной жизненной ситуации, не внедряясь в его личное пространство, уважая его внутренний мир, не нарушая пределов дозволенного. Конечно, это возможно только при наличии полного взаимного доверия, а личный пример – это единственная возможность получить такое доверие. Профессиональный и жизненный опыт педагога, круг его интересов могут и должны стать важнейшими условиями поддержания воспитательного процесса.

Хотелось бы выделить те аспекты воспитания, которые я считаю главными в современной педагогике. Прежде всего – это  забота о физическом здоровье  студентов, так как оно является фундаментом для развития полноценной личности и совершенствования учебной и трудовой деятельности. Огромная радость для меня как куратора – знать, что студенты умеют противостоять дурному влиянию, не употребляют спиртных напитков, не курят, занимаются физкультурой и спортом. С группой участвуем в проведении «Недели за здоровый образ жизни», акции: «Тебе конфета – мне сигарета», которая очень нравится студентам.

Одним из актуальных направлений воспитательной работы, с моей точки зрения, является обеспечение  информационной безопасности студентов техникума. Некоторые студенты находятся под влиянием «компьютерной паутины», поэтому необходимо отвлечь их от отрицательных последствий влияния новейших технологий. Эти технологии должны стать не опасным противником, а надежным союзником куратора, который в тесной связи с родителями сформирует у своих студентов способность правильно использовать их. Хорошим методом становления таких навыков могут быть дискуссии, подготовка докладов, мероприятий общественно-политической и культурно-исторической направленности с использованием информационно-коммуникационных технологий.  

Педагог должен помнить, что  «ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, это зерно, из которого должно вырасти что-то прекрасное». Не могу знать, как сложится жизнь наших воспитанников, но мы обязаны сделать все от нас зависящее, чтобы они были к ней готовы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические взгляды и принципы К. Черни в фортепианной педагогике.

Данная статья обращает более пристальное внимание на личность композитора, педагога, исполнителя К. Черни. В работе сформулированы основные педагогические принципы и взгляды Черни- педагога, выявлена ...

сочинение-эссе «Взгляд на себя и в будущее»

Данная работа-это размышление студентки 1 курса Карагандинского технико-строительного колледжа Громковой Сабины о себе, о будущей профессии "Техника-дизайнера", о жизненных приоритетах молодежи XXI ве...

«Взгляд из прошлого в будущее : спортивный и культурный Чапаевск

проект для участия в окружном конкурсе проектов...

Методическая разработка воспитательного часа по теме: «Взгляд в профессию горного электромеханика»

В данной методической разработке показана одна из возможных форм организации профориентационной работы в виде беседы-лекции с презентацией.Классный час ориентирован на студентов специальности 13.02.11...

Статья "Основные педагогические взгляды Л.Н. Толстого"

Аннотация. Это обзорная статья посвящена биографии выдающегося русского литератора и замечательного учителя Льва Николаевича Толстого, также рассмотрены его основные педагогические взгляды и подведены...

Методическая разработка студенческой учебно-исследовательской конференции "Желудочно-кишечный тракт и его микрофлора: современный взгляд"

Студенческая учебно-исследовательская конференция «Желудочно-кишечный тракт и его микрофлора: современный взгляд» проводится для обучающихся 1-х курсов сестринского и фельдшерского отделен...

Международный фестиваль социальной рекламы «Ясный взгляд»

В Московском городском педагогическом университете с 17 – 19 мая 2017 года прошел II Международный молодежный фестиваль социальной рекламы «Ясный взгляд», целью проведения котор...