Методическая разработка занятия по ПМ.02 Организация деятельности коллектива исполнителей Тема: «Решение проблем. Выработка и принятие управленческих решений»
учебно-методическое пособие на тему


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия № 20

по ПМ.02 Организация деятельности коллектива исполнителей

Тема:  «Решение проблем.  Выработка и принятие управленческих решений»

Вид занятия: практическое

Группа: 44

Специальность: 23.02.03 «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Цель занятия: знакомство обучающихся с возможными проблемными ситуациями на производстве

Задачи:

а) образовательная:

    - научить студентов выявлять проблемы в социально-профессиональных ситуациях и планировать деятельность по их решению;

   -   обучить навыкам  выработки и принятия  управленческих решений.

б)  развивающая:  

-   развить способность делать обоснованный выбор, исходя из своих решений, действий, из правильного анализа проблемы;

-  формирование логического, критического, творческого, проблемного мышления;

- формирование у студентов умений работать в режиме коллективной мозговой деятельности, решая общую задачу.

в)  воспитательная:

-     воспитание чувства ответственности за принятое решение;

 -    воспитание  инициативы и творчества.

Норма времени:  90 минут

Необходимое техническое оборудование: ПК учителя, м/м проектор, экран или м/м доска, учебная доска, листочки для учащихся.

Наглядные и дидактические материалы:

Наглядные пособия, раздаточный материал: карточки с заданиями, ватман, маркеры, вырезки из журналов, клей, ножницы, оценочная ведомость.

Современные образовательные технологии: ИКТ-технология, технология проблемного обучения, технология интегрированного обучения.

Методы работы:  словесный метод, объяснительно-иллюстративный, эвристический метод,  исследовательский метод, Метод рейтинговой самооценки

Приемы работы: слово учителя, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, исследовательские задания, самостоятельная работа.

Формы работы с обучающимися: интерактивная, индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная.

Межпредметные связи: Управление персоналом, Менеджмент, Экономика отрасли, Эффективное поведение на рынке труда, Основы предпринимательства.

 Обучающийся должен уметь:

- применять теоретические знания по теме «Управленческие решения»;

- анализировать предложенную проблемную ситуацию;

- участвовать в диалоге, дискуссии, в работе малых групп;

- аргументировано формулировать свое отношение к предложенной проблемной ситуации;

- применять методы принятия управленческих решений;

- выступать с презентацией проекта.

Обучающийся должен знать:

- основные понятия по теме «Управленческие решения»;

- методы принятия управленческих решений.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Садитесь. Проверьте готовность к уроку.

2.Постановка учебной темы, цели и задач

   -Обратите, пожалуйста, внимание на слайд. Тема нашего занятия «Решение проблем. Выработка и принятие управленческих  решений»

- Откроем тетради и запишем ее.

- Мы видели тему. А теперь определим, какие слова на занятии будут ключевыми. Назовите их.

- Попробуйте сформулировать цель нашего практического занятия.

- Каковы задачи нашей встречи?

3.Мотивация темы

  - Нет никаких сомнений в том, что принятие управленческих решений является  одним из  важных видов деятельности в организациях всех типов и на любом уровне.

 - Поэтому приобретенные знания по данной теме не раз пригодятся вам в вашей будущей профессиональной деятельности, и вы в этом убедитесь.

- И сегодня на занятии мы попробуем смоделировать процесс принятия управленческого решения.    

                                 

4.Проверка  опорных знаний

- Теперь давайте вместе вспомним, что же такое «управление» и какие цели и задачи оно перед собой ставит. Объясните, какова роль управления в деятельности организации.

 - А теперь ребята эти знания помогут при выполнении вашего задания.

5. Инструктаж по технике выполнения задания

- Что мы должны сделать на уроке?

Сегодня для нашей работы необходимо разделиться на 4 малые группы по 4-5 человек в каждой команде, с целью дальнейшей совместной деятельности.

Ребята, вам  предлагается простая проблема, связанная со знакомой  ситуацией. Проблема включает в себя 2-3 признака, отношения между которыми определены или очевидны.  Необходимо исследовать данную проблему  в конкретной ситуации по алгоритму, изложенном в презентации:

     1. Проанализировать причины возникновения проблемы (что произошло, где, почему, что произойдет, если проблема не будет решена и т.д.)

      2. Выполнить деятельность по решению проблемы.

      3. Оценить результат деятельности и свою деятельность по решению проблем.

 Свои размышления по решению проблемы вам необходимо изложить на ватмане в виде рисунка, схемы и др.

Группы получают формы оценивания «Оценка вклада учащегося в работу малой группы», посмотрите - это  Приложение 2. В нем необходимо будет  проставить оценки   каждому члену группы. Вы должны объективно подходить к выставлению оценок, учитывать активность каждого студента, степень участия в достижении общего результата и т.д.

  Я буду, оценивать  вашу работу по следующим критериям:

Оценка деятельности по решению проблемы:

1) Цель деятельности по решению проблемы поставлена четко;

2) Способ достижения цели предложен;

3) Доступные ресурсы для реализации способа решения проблемы перечислены;

4) План действий  составлен в логической последовательности в соответствии с предложенным способом;

5) Контроль за действием и необходимая коррекция действий осуществлены.

  Оценка результата деятельности (проекта):

1) Проблема проанализирована, причины существования проблемы указаны;

2) Вывод о полученном результате деятельности сформулирован четко и аргументировано;

3) Сильные и слабые стороны своей деятельности при решении проблемы названы;

4)Предложения по улучшению деятельности при решении проблемы сформулированы и аргументированы.

Теперь давайте обратимся к  презентации, в которой изложен план решения проблемы (Приложение 1).

Демонстрация слайдов ЭОР (презентация)

6. Выполнение самостоятельной  работы студентов

- Ребята, каждая группа получила карточку – задание, если вам все понятно, то можно приступать к работе.  

7. Демонстрация выполненной работы

- Давайте смотреть результаты вашей работы. Пожалуйста, представителям из каждой дискуссионной группы необходимо поочередно продемонстрировать проект.

8. Рефлексия. Подведение итогов и оценивани

- Наша встреча подходит к концу, хочу спросить, как вам работалось в коллективе?

- Каким умениям и навыкам вы научились на занятии? Как эти навыки вы сможете использовать в жизни (профессиональной деятельности)?

- Какую деятельность по выявлению и решению проблемы вы проводили?

- По какому алгоритму вы вырабатывали управленческое решение?

- По каким критериям вы оценивали варианты решения проблемы?

- Что было наиболее удачным на сегодняшнем занятии?

- Теперь давайте обратимся к форме оценивания «Оценка вклада учащегося в работу малой группы» и с учетом рейтинга каждого студента группы выставим оценки.

9. Домашнее задание

- Подготовьте доклад на тему «Особенности процесса управления в сфере технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта»

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

  1. Ефимова С.А. Ключевые профессиональные компетенции: спецификация модулей.  Самара: Изд-во ЦПО, 2007.
  2. Воронцов А.В. Современное образование: от знаниевого к компетентностному подходу.- Самара, «Региональный социопсихологический центр», 2005.     
  3. О.М. Бобиенко Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций, Издательский центр ТИСБИ, 2006.
  4. 4.   Вачугов В.Ф. «Основы менеджмента», М.: Издательство «ЭКМОС».- 2002
  5.   Л.С Дубровская. Система планирования занятий .(методические рекомендации), Кинель-Черкассы, 2002.

6. http://www.knigafund.ru/books/174432

7.http://econspecdis.ucoz.ru/UMK_MEN/4_praktikum_menedzhment_080114_fragment.pdf

8. http://elibrary.unecon.ru/st_materials_files/355424272.pdf

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие курсовой работы для оценки результатов освоения ПМ 02. Организация деятельности коллектива исполнителей для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (на базе основного общего образова

Настоящее пособие составлено в соответствии с требованиями к данному виду пособий, представляет собой практические задания для студентов техничсекого отделения. Пособие состоит из содержания, поясните...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02 Организация деятельности коллектива исполнителей МДК 02.01 Управление коллективом исполнителей

Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности с...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 02«Организация деятельности коллектива исполнителей» МДК 02.01 Управление коллективом исполнителей для специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного т

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности «Организация деятельности коллектива исполнителей» и сос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП 02«Менеджмент, маркетинг и экономика отрасли (решение производственных ситуаций)» ПМ 02«Организация деятельности коллектива исполнителей» МДК.02.01. «Управление коллективом исполнителей»

Рабочая программа учебной практики– является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт а...

Методические указания обучающимся по выполнению самостоятельной работы ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей специальность 23.02.03 Тех.обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Внеаудиторная  самостоятельная работа по ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей направлена на закрепление, углубление и расширение ...

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Практические работы направлены на закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений и выполняется  в виде составления сравнительных таблиц и решения...

Методические указания для выполнения курсовой работы ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Методические  рекомендации  для  выполнения курсовой  работы  разработаны на основании   ФГОС по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильн...