Кластерный подход в интеграции науки, образования и производства.
статья на тему

Кравцова Елена Сергеевна

Современное общество, наука и производство предъявляют к выпускникам профессиональных учебных заведений ряд требования, связанных с формированием профессиональных и социальных компетенций. В связи с этим сегодня основным направлением деятельности профессионального учебного заведения является совершенствование подготовки специалиста, как всесторонне развитой личности, способной творчески решать разноуровневые  и разноплановые профессиональные задачи, т.е быть конкурентоспособным.

Как показала практика, достичь желаемых результатов возможно только при организации взаимодействия образовательных, управленческих, общественных и бизнес- структур, объединенных решением совместно поставленных задач.

При организации такого взаимодействия используется кластерный подход в Хабаровском промышленно-экономическом техникуме. Кластером является совокупность согласованно действующих на основе общей цели субъектов, которые связаны определенными договорными отношениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Кластерный подход в интеграции науки, образования и производства.

Современное общество, наука и производство предъявляют к выпускникам профессиональных учебных заведений ряд требования, связанных с формированием профессиональных и социальных компетенций. В связи с этим сегодня основным направлением деятельности профессионального учебного заведения является совершенствование подготовки специалиста, как всесторонне развитой личности, способной творчески решать разноуровневые  и разноплановые профессиональные задачи, т.е быть конкурентоспособным.

Как показала практика, достичь желаемых результатов возможно только при организации взаимодействия образовательных, управленческих, общественных и бизнес- структур, объединенных решением совместно поставленных задач.

При организации такого взаимодействия используется кластерный подход в Хабаровском промышленно-экономическом техникуме. Кластером является совокупность согласованно действующих на основе общей цели субъектов, которые связаны определенными договорными отношениями.

Целью создания кластера является повышение эффективности использования образовательных ресурсов, сосредоточенных на базе профессиональной образовательной организации, для развития механизмов и форм совместной деятельности организаций реального сектора экономики и краевой системы профессионального образования.

При реализации кластерного подхода можно выделить несколько ключевых моментов:

  • наличие общей цели;
  • наличие правовой основы совместной деятельности субъектов;
  • наличие разработанных механизмов взаимодействия между  субъектами, объединяющимися в кластер;
  • наличие технологий реализации кластерного подхода в соответствии с декларируемыми общими целями.

Центральное место здесь занимает общая цель. Она заключается в выполнении совместных проектов в рамках учебных процессов, что обеспечивает формирование профессиональных компетенций у выпускников.

В процессе реализации кластерного подхода в техникуме создан и успешно функционирует учебно-производственный кластер «Деревообрабатывающее производство».

В рамках реализации программы кластера на основе положения, разработанного и утвержденного учебно-методическим советом техникума, организована совместная образовательная деятельность мастерских деревообработки, лабораторий деревообработки и металлообработки в тесной связи с ведущими предприятиями Хабаровска и Хабаровского края деревообрабатывающей отрасли, созданы специализированные центры по компетенциям (тренировочные площадки WSR) столярного и плотнического дела,  сварочного производства.

На базе техникума была создана интегрированная инновационная  образовательно-производственная   лаборатория «Учебная бухгалтерия».

Эта лаборатория представляет собой новую форму управления интегрированными процессами и позиционируется, как основа образовательно-отраслевого кластера.

В целях эффективной организации обучения преподавателями экономических дисциплин, совместно с работодателями разработаны программы профессиональных модулей:

- Программа 1С: «Предприятие»;

- «Выполнение работ по рабочей профессии кассир».

Данные модули направлены на развитие навыков работы на предприятии в условиях реального производства, умения самостоятельно принимать эффективные решения для достижения конечного результата, умения рационально организовать свой труд, работать в команде, отвечать за результаты своего труда и др.

У обучающихся техникума появилась возможность сдать квалификационный экзамен по рабочим профессиям и получить сертификат от центра независимой оценки. Только, за 2015 год независимый сертификат по профессиям получили:

- 23369 «Кассир» – 24 человека;

- 13490 «Маляр» - 24 человека;

- 16190 «Оператор электронных вычислительных и вычислительных машин» - 18 человек;

- 18511 «Слесарь по ремонту автомобилей» - 14 человек.

Организация обучения в условиях в учебно-производственного кластера позволила:

  • расширить базу техникума;
  • повысить профессиональные знания студентов техникума за счет обучения в условиях реального производства;
  • совершенствовать деловые качества студентов, подготовить их к выполнению новых трудовых функций и скорейшей адаптации на производстве;
  • повысить конкурентоспособность выпускников.

Единство подхода техникума и партнеров к обеспечению высокого уровня качества подготовки выпускника позволяет сформировать специалиста, не требующего «доводки» на рабочем месте. Основными критериями оценки результатов совместных усилий всех социальных партнеров (в первую очередь – самого студента) мы считаем удовлетворенность наших партнеров – работодателей  качеством подготовки студентов и трудоустройство выпускников.

Таким образом, кластерный подход используется нами, как  основа стимулирования инновационной деятельности и направлен на развитие взаимоотношений между системой образования и производственным сектором.

Преподаватель комиссии экономических дисциплин

КГБ ПОУ ХПЭТ

Е.С. Кравцова

   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кластерный подход - способ повышения эффективности лесных комплексов

Рассмотрено понятие и сущность кластера, зарубежный опыт  развития кластеров и значение кластеризации в повышении эффективности лесного комплекса российских  регионов....

«Формирование понимания значения науки, техники и производства в кружках технического творчества»

Целью работы обучающихся в кружке технического творчества является развитие кругозора, интересов, склонностей, способностей, разумная организация их свободного времени. Она позволяет  полнее удов...

Взаимодействие науки, образования и производства как приоритетное направление в обучении специалистов сельскохозяйственного профиля.

Научная статья о способах вовлечения в исследовательскую деятельность студентов средних специальных учебных заведений....

Взаимодействие науки, образования и производства как приоритетное направление в обучении специалистов сельскохозяйственного профиля.

Научная статья о способах вовлечения в исследовательскую деятельность студентов средних специальных учебных заведений....

Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VI международной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 13–15 февраля 2017 года)

Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Нижневартовского государственного университетаИздание адресовано специалистам-практикам, педагогическим работникам, научным сотрудникам, ас...

СБОРНИК СТАТЕЙ ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

СБОРНИК СТАТЕЙ ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕstatya_shessler.doc...

Материалы для проведения контрольной работы по учебной дисциплине "Обществознание". Раздел Духовная жизнь общество. наука. образование. культура

Материалы для проведения контрольной работы по учебной дисциплине "Обществознание". Раздел Духовная жизнь общество. наука. образование. культура...