Рабочая программа по ПМ 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, для специальности 38.02.01. "Экономика бухгалтерский учет (по отраслям)" заочной формы обучения
рабочая программа на тему

Лахина Лилия Федоровна

Рабочая программа по ПМ Рабочая программа по ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, для специальности 38.02.01. "Экономика бухгалтерский учет (по отраслям)" заочной формы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по ПМ 0584.19 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА»

ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Отделение среднего профессионального и дополнительного образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

профессионального модуля    

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

код, специальность

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет         (по отраслям)

утверждена на основе документации, переданной из ФГБОУ ВПО РГТЭУ для контингента студентов, переведенного из ФГБОУ ВПО РГТЭУ в результате реорганизации в форме присоединения к ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в соответствии с приказом

Министерства образования и науки № 1075 от 20.12.2012 г.

Воронеж-2017

СОГЛАСОВАНА:

Предметно-цикловой комиссией

профессиональных  дисциплин

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  

38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Протокол № ____

от «___»___________201__ года

Председатель предметно- цикловой комиссии

Е.В. Карпова

Подпись                     Инициалы Фамилия

Заведующий отделением Спи ДО

И.А. Котова

Подпись                                                Инициалы Фамилия

УТВЕРЖДЕНА:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

                                                                   Н.В. Боковая

                       Подпись                                                Инициалы Фамилия

Составители (авторы): Н. И. Щеблыкина, Л.Ф. Лахина - преподаватели отделения СПиДО Воронежского филиала ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Рецензент: старший преподаватель кафедры «Бухгалтерского учета, анализа и аудита» Воронежского филиала ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

____________________________Е.А. Титова

(подпись)                                                                                        

Эксперт: заместитель главного бухгалтера ООО «Сервис-Стройторг»

____________________________Е.В. Сигаева

(подпись)                                                                                  

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

19

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

23


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО38.02.01.  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1.Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

2. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области экономики и бухгалтерского учета при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

− ведения кассовых операций на предприятиях различных отраслей.

уметь:

− оформлять документы по учету кассовых операций;

 осуществлять записи в кассовую книгу;

− проводить инвентаризацию денежной наличности и оформлять ее результаты;

− отражать на счетах бухгалтерского учета кассовые операции;

−ориентироваться в действующем законодательстве по организации наличного денежного обращения в РФ;

−ориентироваться в действующем законодательстве по ведению кассовых операций в РФ.

знать:

− основные правила ведения кассовых операций в РФ;

− порядок составления первичных документов по учету кассовых операций;

− порядок ведения кассовой книги;

− порядок проведения инвентаризации кассы и отражение ее результатов в учете;

− порядок отражения на счетах бухгалтерского учета кассовых операций;

− особенности ведения и отражения на счетах бухгалтерского учета кассовых операций;

− оформлять кассовые документы и вести учет кассовых операций в автоматизированной среде;

−сущность и функции денег, денежного обращения;

−принципы денежной системы;

 −сущность налично-денежного оборота, его экономическое содержание;

– структуру, принципы организации;

основы организации наличного денежного оборота.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего 261 час, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 189 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 30 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 159 часа;

учебной практики – 72 часа.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащихв том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.3

Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 2.3

Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных0, результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т. ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т. ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т. ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1.1

ПК 1.3

Раздел 1.Организация наличного денежного обращения РФ

105

12

6

-

69

-

24

-

ПК 1.1

ПК 1.3

ПК 2.3

Раздел 2. Ведение кассовых операций и условия работы с денежной наличностью

156

18

12

-

90

-

48

-

Производственная практика (практика по профилю специальности), час

-

-

Всего:

261

30

18

-

   159

72

-


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Коды компетенций

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

5

Раздел ПМ 1.

Организация наличного денежного обращения РФ

105

МДК.02.01 Организация наличного денежного обращения РФ

105

ПК 1.3

ОК 2- ОК 9

Тема 1.1

Денежная система РФ. Экономическое содержание налично-денежного   оборота

РФ.

Содержание

1

1

Денежная система РФ

Денежная система: понятие, основные термины. Принципы организации денежной системы. Деньги. Функции денег.

Экономическое содержание налично-денежного   оборота РФ

Налично-денежный оборот в РФ: его сущность, структура, принципы организации. Закон стоимости.

1

Самостоятельная работа обучающегося

Принципы современной денежной системы

Денежная единица и ее покупательная способность

Налично-денежный оборот РФ

Порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ.

8

 ПК 1.3

ОК 2- ОК 9

Тема 1.2

Работа с денежными средствами. Роль ЦБ РФ в налично-денежном обороте страны.

Содержание

1

1

Работа с денежными средствами

Касса, понятие, назначение. Кассир. Должностные обязанности. Понятие о материальной ответственности.

Роль ЦБ РФ в налично-денежном обороте страны.

Сущность банковской деятельности, принципы деятельности, задачи, функции

РКЦ Банка России

Расчетно-кассовый центр Банка России, его назначение, сфера деятельности, функции, структура, операции. Банковские счета в РФ.

2

Самостоятельная работа обучающегося

Расчетные и кассовые операции банков.

8

 ПК 1.3

ОК 2- ОК 9

Тема 1. 3

Основы организации наличного денежного оборота на территории РФ. Прогнозирование наличного денежного оборота.

Содержание

1

1

Основы организации наличного денежного оборота.

Законодательство РФ.

Законодательство в области организации наличного денежного обращения на территории РФ.

Общие положения, организация обращения наличных денег.

Унифицированные формы первичной учетной документации по кассовым операциям.

Прогнозирование наличного денежного оборота

Прогнозирование наличного денежного оборота. Организация анализа состояния наличного денежного оборота.

Оптимизация наличного денежного оборота.

Составление развернутого плана-конспекта.

Выполнение домашней контрольной работы.

2

Практические занятия

2

1

Решение практических ситуационных задач: расчет на установление предприятию лимита остатка кассы

Решение практических ситуационных задач по прогнозированию и анализу наличного денежного оборота.

Самостоятельная работа обучающегося

Организация анализа состояния наличного денежного оборота.

Оптимизация наличного денежного оборота.

Составление развернутого плана-конспекта.

Выполнение домашней контрольной работы.

10

ПК 1.1,

ПК 1.3

ОК 1- ОК 9

Тема 1.4

Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации РФ. Организация кассовой работы на предприятии.

Содержание

1

1

Порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ:

Положение «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» № 373-П с дополнениями и изменениями: Организация ведения кассовых операций. Общий порядок ведения кассовых операций в банке. Порядок приема, выдачи денежной наличности от организаций. Порядок приема денежной наличности в послеоперационное время. Порядок приема денежной наличности от организаций. Порядок ведения кассовой книги. .Определение лимита остатка наличных денег.

Инкассация денежной наличности.

Положение ЦБР № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правил хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории РФ» с дополнениями и изменениями: организация работы по ведению кассовых операций, хранению, перевозки и инкассации наличных денег, порядок приема и выдачи наличных денег клиентам. Порядок приема сумок с денежной наличностью. Порядок выдачи наличных денег. Завершение рабочего дня кассовым работником.

Организация кассовой работы на предприятии.

Организация кассовой работы на предприятии. Ревизия ценностей и проверки организации кассовой работы. Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций.

2

Практическое занятие

1

2

Решение практических ситуационных задач: определение ветхих купюр и составление описи ветхих  купюр.

Самостоятельная работа обучающегося

1. Положение ЦБР № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правил хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории РФ» с дополнениями и изменениями: Правила перевозки наличных денег и их инкассация. Порядок обработки, формирования и упаковки наличных денег

2. Положение ЦБР № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правил хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории РФ» с дополнениями и изменениями: организация работы с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России. Завершение рабочего дня заведующим кассой. Правила хранения наличных денег. Требования к помещениям для совершения операций с ценностями

14

ПК 1.1,

ПК 1.3

ОК 2- ОК 9

Тема 1.5

Контрольно-кассовая техника при осуществлении налично денежных расчетов.

Содержание

1

1

ФЗ № 54-ФЗ с дополнениями и изменениями «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»: основные понятия, сфера применения, требования к ККТ. Обязанности организаций и ИП применяющих ККТ

Порядок осуществлении наличных денежных расчетов с использование платежных карт без применения ККТ. Бланк строгой отчетности.

Организация работы на контрольно-кассовых машинах.

2

Самостоятельная работа обучающегося

Порядок осуществлении наличных денежных расчетов с использование платежных карт без применения ККТ. Бланк строгой отчетности.

Организация работы на контрольно-кассовых машинах.

Составление развернутого плана-конспекта.

Выполнение домашней контрольной работы.

10

ПК 1.1,

ПК 1.3

ОК 2- ОК 9

Тема 1.6

Подлинность и платежеспособность денежных знаков.

Содержание

0,5

1

Основные элементы защиты банкнот Банка России. Банкноты Банка России, их подлинность, платежеспособность.

Организация обработки наличных денег.

2

Практическое занятие

1

3

Определение подлинности и платежеспособность банкнот Банка России. Защита от подделки.

Самостоятельная работа обучающегося

Банкноты Банка России, их подлинность, платежеспособность.

Организация обработки наличных денег.

Выполнение домашней контрольной работы.

10

ПК 1.1,

ПК 1.3

ОК 2- ОК 9

Тема 1.7

Организация безналичных расчетов в РФ. Пути развития денежного обращения в РФ.

Содержание

0,5

1

Организация безналичных расчетов в коммерческом банке. Формы безналичных расчетов.

Пути развития денежного обращения в РФ.

2

Практическое занятие

2

4

Решение задач: различные формы расчетов, осуществляемых путем перечисления сумм со счета плательщика на счет получателя.

Самостоятельная работа обучающегося

Организация   безналичных расчетов в коммерческом банке

Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 г. № 14-П.

Составление развернутого плана-конспекта.

9

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.

  1. Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектами лекций (по вопросам составленным  преподавателем).

2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

3. Решение задач.

4. Решение тестовых заданий.

69

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Принципы современной денежной системы
  2. Денежная единица и ее покупательная способность

  3. Налично-денежный оборот РФ
  4. Расчетные и кассовые операции банков
  5. Оптимизация наличного денежного оборота
  6. Порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ
  7. Положение ЦБР от 9 октября 2002 г. N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (с изменениями)
  8. Организация  безналичных расчетов в коммерческом банке
  9. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 г. № 14-П

Раздел  ПМ 2.

Ведение кассовых операций и условия работы с денежной наличностью

156

МДК.02.01 Ведение кассовых операций и условия работы с денежной наличностью

156

ПК 1.1

ПК 1.3

ОК 1-    ОК 9

Тема 2.1

Документальное оформление и учет кассовых операций в коммерческих организациях

Содержание

1

1

Общие положения по ведению кассовых операций

Введение. Положение о порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Центрального банка Российской федерации от  4.10.93 №18

Понятие кассы. Организация работы кассы как структурного подразделения и требования предъявляемые к ней. Прием, выдача наличных денег. Основные правила ведения кассовых операций в РФ. Структура кассового узла. Лимит кассы.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.Положение о порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации, Положение о правилах осуществления перевода денежных средств № 383-П от 19.06.2012 г.

Должностная инструкция кассира- обязанности, права, и ответственность кассира.

2.Договор о полной материальной ответственности (на основании ТК)

3.Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории РФ№ 373-П  от 12.10.2011г.

4.Составление развернутого плана-конспекта. 

8

Содержание

1

1

Документальное оформление кассовых операций

Порядок и методика составления первичных документов по учету кассовых операций.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составления первичных документов по учету кассовых операций.

2

Содержание

1

1

Порядок заполнения журнала регистрации кассовых документов

Порядок заполнения журнала регистрации кассовых документов. Порядок ведения кассовой книги. Отчет кассира.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнения журнала регистрации кассовых документов. Порядок ведения кассовой книги. Отчет кассира.

4

Содержание

1

1

Бухгалтерский учет кассовых операций

Проверка и бухгалтерская обработка кассовых документов. Формирование бухгалтерских проводок по учету кассовых операций. Синтетический учет денежных средств в кассе

2

Самостоятельная работа обучающихся

Проверка и бухгалтерская обработка кассовых документов. Формирование бухгалтерских проводок по учету кассовых операций. Синтетический учет денежных средств в кассе

Выполнение домашней контрольной работы.

       6

Содержание

1

1

Контроль за соблюдением кассовой дисциплины

Порядок проведения инвентаризации кассы и отражение ее результатов в учете. Ответственность за нарушение правил ведения кассовых операций

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств № 49 11.06.1995  (с изм. от 01.01.2011 г.)
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 27.06.2011 г.  162-ФЗ (ред от 06.07.2016)
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств»

ПБУ (23/2011) № 11н

4.Составление развернутого плана-конспекта.

Выполнение домашней контрольной работы.

      16

Содержание

1

1

Порядок применения контрольно-кассовых машин

Общие положения и порядок применения ККМ

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории РФ№ 373-П  от 12.10.2011г.

2. Указания Банка РФ от 11.03.2014 г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридических лиц и упрощенный порядок ведения кассовых операций и предприятий и субъектов малого бизнеса.

3.Составление развернутого плана-конспекта.

Выполнение домашней контрольной работы.

6

Практические занятия

2

1

Составление первичных документов по учету кассовых операций

Составление бухгалтерских проводок и учетных регистров по учету кассовых операций

Составление акта ревизии кассы. Отражение результатов инвентаризации кассы в учете.

4

Самостоятельная работа обучающихся

1.Указания Банка РФ от 11.03.2014 г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридических лиц и упрощенный порядок ведения кассовых операций и предприятий и субъектов малого бизнеса.

2. Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории РФ№ 373-П  от 12.10.2011г.

Составление развернутого плана-конспекта.

Выполнение домашней контрольной работы.

8

ПК 1.1

ПК 1.3

ОК 1-    ОК 9

Тема  2.2

Документальное оформление и учет кассовых операций в некоммерческих организациях

8

5

Самостоятельная работа обучающихся

Особенности учета кассовых операций в бюджетных организациях 

Организация работы кассы в бюджетных организациях. Порядок бюджетного учёта кассовых операций. Документальное оформление кассовых операций.

Составление развернутого плана-конспекта.

Выполнение домашней контрольной работы.

2

2

Практическое занятие

Организация работы кассы в бюджетных организациях. Порядок бюджетного учёта кассовых операций. Документальное оформление кассовых операций.

2

6

6

Самостоятельная работа обучающихся

Инвентаризация денежных средств учреждения

Инвентаризация денежных средств учреждения, порядок её проведения и отражение её результатов в бюджетном учёте. Раскрытие информации о денежных средствах учреждения в бюджетной отчётности.

Составление развернутого плана-конспекта.

Выполнение домашней контрольной работы.

2

3

Практическое занятие

Составление Акта инвентаризация денежных средств. Отражение её результатов в бюджетном учёте. Раскрытие информации о денежных средствах учреждения в бюджетной отчётности.

2

        8

7

Самостоятельная работа обучающихся

Особенности учета кассовых операций в кредитных организациях

Понятие кассовых операций банка. Отделы кассовых операций банка. Нормативное регулирование ведения кассовых операций в банках.

Составление развернутого плана-конспекта.

Выполнение домашней контрольной работы.

2

4

Практическое занятие

Документальное оформление кассовых операций банка.

2

        8

8

Самостоятельная работа обучающихся

Отражение на счетах бухгалтерского учета кредитной организации кассовых операций 

Составление развернутого плана-конспекта.

Выполнение домашней контрольной работы.

2

5

Практическое занятие

Составление бухгалтерских проводок на счетах бухгалтерского учета кредитной организации кассовых операций 

2

10

9

Самостоятельная работа обучающихся

Основные положения о валютном регулировании и валютном контроле в РФ.

Составление развернутого плана-конспекта.

Выполнение домашней контрольной работы.

2

6

Практическое занятие

Составление бухгалтерских проводок по учету

2

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.

1.Работа с обязательной и дополнительной литературой, конспектами лекций  (по вопросам составленными  преподавателем)., .изучение законодательной базы

2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

3. Решение задач.

4. Решение тестовых заданий.

5. Написание развернутого плана - конспекта

90

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Порядок хранения денег в кассе.
  2.  Должностные обязанности кассира и его материальная ответственность.
  3. Особенности бюджетного учета кассовых операций.
  4. Планирование кассовых оборотов в банковской системе.
  5. Порядок замены и уничтожения поврежденных банкнот.
  6. Изучение Положения о порядке ведения кассовых операций и правила хранения,перевозки и инкассации банкнот и монет ЦБ РФ в кредитных организациях на территории РФ 24 апреля 2008 г. N 318-П
  7. Изучение Указания о  кассовом обслуживании в учреждениях Банка России кредитных организаций и иных юридических лиц от 27 августа 2008 года N 2060-У
  8. Изучение Положения о порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Центрального банка Российской федерации от 4.10.93 №18.
  9. Порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации.

10.Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Учебная практика

Виды работ:

1. Изучение общего положения по ведению кассовых операций.

2.Изучение Положения о порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации № 373 – П от 12.10.2011 г.

3. Изучение основных правила ведения кассовых операций в РФ.

4. Расчет лимита кассы. Порядок расчета лимита.

5.Порядок заполнения журнала регистрации кассовых документов.

6.Заполнение журнала регистрации кассовых первичных документов.

7. Изучение порядка ведения кассовой книги.

8.Составление отчета  кассира.

9.Документальное оформление  кассовых операций.

10. Составление первичных документов по учету кассовых операций

11.Составление бухгалтерских проводок и учетных регистров по учету кассовых операций.

12. Изучение контроля за соблюдением кассовой дисциплины.

13.Порядок проведения ревизии кассы и отражение ее результатов в учете

14.Составление акта ревизии кассы.

15. Отражение результатов инвентаризации кассы в учете.

16. Изучение ответственности за нарушение правил ведения кассовых операций

72

ВСЕГО

261


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного Кабинета  бухгалтерского учета, налогообложения и аудита.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя

- бланки первичных бухгалтерских документов и учетных регистров;

- методические указания для практических занятий;

- методические указания для самостоятельной работы обучающихся;

Технические средства обучения:

- ноутбук;

- передвижное видеопроекционное оборудование для мультимедиа-презентаций.

Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

 1. Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / В.А. Галанов. - 2-e изд. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-91134-552-5

2. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / В.П. Климович. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 336 с. — (Профессиональное образование).

  3. Колчина Н.В. Финансы организаций: Учебник / Под ред. Колчина Н.В. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 399 с.: ISBN 978-5-238-02810-1.

4. Кондраков Н. П .Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий): Учебник/Кондраков Н. П., 5-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 584 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-011053-0, 500 экз.

5. Лытнева[a] Н.А., Малявкина Л.И., Федорова Т.В. Бухгалтерский учет Учебник / Н.А. Лытнева, Л.И. Малявкина, Т.В. Федорова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 512 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0544-9

6. Маркова О.М. Организация деятельности коммерческого банка: Учебник / Маркова О.М. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 496 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование) (Переплёт) ISBN 978-5-8199-0638-5

2. Самохвалова Ю.Н. Бухгалтерский учет: Практикум: Учебное пособие / Ю.Н. Самохвалова. - 6-e изд., испр. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 232 с.: 60x88 1/16. - (Профессиональное образование). (обложка) ISBN 978-5-00091-083-2

5. Фридман А.М. Финансы организаций : учебник / А.М. Фридман. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 202 с. — (Среднее профессиональное образование).

Дополнительные источники:

  1. Положение №199-П от 9 октября 2002 г. «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».
  2. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 г. № 14-П, утвержденным советом директоров Банка России 19.12.1997 г., протокол № 47.
  3. Положение о порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Центрального банка Российской федерации от 4.10.93 №18.
  4. Алиев Б.Х.Деньги, кредит, банки: учебное пособие / Б.Х. Алиев, С.К. Идрисова, Д.А. Рабаданова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0356-2 ЭБС «ЗНАНИУМ».
  5. Гетьман В. Г.Бухгалтерский учет: Учебник / В.Г.Гетьман,В.Э.Керимов, З.Д. Бабаева, Т.М. Неселовская; Под ред. В.Г. Гетмана. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 717 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). ISBN 978-5-16-003756-1, ЭБС «ЗНАНИУМ».

6. Кондраков Н. П .Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий): Учебник/Кондраков Н. П., 5-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 584 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-011053-0, 500 экз.

 7.Периодические издания: «Бухгалтерский учет»,«Главный бухгалтер»,«Деньги и кредит», «Российский экономический журнал», «Финансы», «Банковское дело».

Интернет-ресурсы

  1. http://buhcon.com/index.php
  2. http://repetitor-nachbuh.ru/index.php/map-site
  3. http://www.buh.ru/
  4. http://www.consultant.ru/ Консультант Плюс. Правовая информация.
  5. http://www.referent.ra/ Правовая система Референт.
  6. http://www.garant.ru/ Гарант. Законодательство с комментариями.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Профессиональный модуль входит в профессиональный цикл программы подготовки специалистов по специальности среднего звена.

Изучается:

- в 6 семестре на 3 курсе  (для обучающихся на базе основного общего образования)

- в 4 семестре на 2 курсе (для обучающихся на базе среднего общего образования ).

Изучению ПМ предшествует освоение дисциплин:  Основы бухгалтерского учета, Налоги и налогообложение; Финансы, денежное обращение и кредит.

Необходимыми требованиями к «входным» знаниям, умениям студента при освоении ПМ«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин  являются:

уметь:

применять нормативное регулирование бухгалтерского учета (ПК 1.2, ПК 4.2, ПК 4.3);

ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.4);

соблюдать требования к бухгалтерскому учету (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.4);

следовать методам и принципам бухгалтерского учета (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.4);

использовать формы и счета бухгалтерского учета (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК2.2, ПК 2.3, ПК2.4,  ПК 4.1, ПК4.2, ПК 4.3, ПК 4.4);

понимать сущность и порядок расчетов налогов (ПК 3.1; ПК 3.2, ПК 3.3; ПК 3.4);

проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением (ПК2.4; ПК 1.3);

определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации (ПК4.1;  ПК4.4);

заполнять первичные документы по экономической деятельности организации (ПК 4.2).

знать:

нормативное регулирование бухгалтерского учёта и отчетности (ПК 1.2, ПК 4.2, ПК 4.3);

национальную систему нормативного регулирования (ПК 1.2, ПК 4.2, ПК 4.3);

международные стандарты финансовой отчетности(ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.4);

 основные требования к ведению бухгалтерского учета(ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.4);

предмет, метод и принципы бухгалтерского учета (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.4);

 план счетов бухгалтерского учета (ПК 1.2, ПК1.3, ПК 2.1, ПК3.1,  ПК 3.2, ПК3.3, ПК 3.4);

 формы бухгалтерского учета (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК2.2, ПК 2.3, ПК2.4,  ПК 4.1, ПК4.2, ПК 4.3, ПК 4.4);

виды налогов в Российской Федерации и порядок их расчетов (ПК 3.1; ПК 3.2, ПК 3.3; ПК 3.4);

принципы и методы управления основными и оборотными средствами, методы  оценки эффективности их использования (ПК2.2; ПК2.3; ПК2.4);

состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования (ПК 2.4; ПК 4.1; ПК 4.2);

формы оплаты труда (ПК4.3).

Учебные аудиторные занятия проводятся в Кабинететеории бухгалтерского учета, Кабинете налогообложения, финансов, денежного обращения и кредитов бухгалтерского учета и аудита и Лаборатории учебной бухгалтерии.

Реализация программы модуля предполагает учебную практику.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

  • наличие высшего  образования, соответствующего профилю профессионального модуля;
  • опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы;
  • преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

  • наличие высшего  образования, соответствующего профилю профессионального модуля;
  • опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы;
  • преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, учебной практики, а также при выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1. 1

Обрабатывать первичные бухгалтерские документы

Сортировка документов по датам. Разноска приходных и расходных документов в кассовую книгу. Составление отчетов кассира.

Оформление результатов ревизии кассы.

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных домашних заданий.

Экспертная оценка в рамках текущего контроля в ходе проведения учебной практики.

ПК 1.3 Проводить учет денежных средств. Оформлять денежные  и кассовые документы

Составление бухгалтерских проводок по поступлению и выдаче денег из кассы.

Заполнение приходных и расходных кассовых документов

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных домашних заданий.

Экспертная оценка в рамках текущего контроля в ходе проведения учебной практики.

ПК 2.3 Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей(регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

Составление проводок  по отражению недостачи.

Списание недостачи на виновное лицо.

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных домашних заданий.

Экспертная оценка в рамках текущего контроля в ходе проведения учебной практики.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие

компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы

контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной  практике

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Мотивированное обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач.

Точность, правильность и полнота выполнения профессиональных задач

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность при составлении бухгалтерской отчетности и проведении ее анализа

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Оперативность поиска и использования необходимой информации для качественного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Широта использования различных источников информации, включая электронные

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

Способность к овладению информационной культурой, анализу и оценки информации с использованием информационно-коммуникационных технологий

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Контактность при взаимодействии с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе обучения

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Способность взять на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Способность к организации и планированию самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Умение ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной  практике

[a]Додано коментар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. МДК 05.01. Выполнение работ по профессии «Обвальщик мяса»

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов (базо...

Рабочая программа ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Количество часов:всего 366, в том числе:обязательная учебная нагрузка обучающегося- 100 часов;практические занятия-62 часа;самостоятельная работа обучающегося - 50 часов;производственная практика-216 ...

Рабочая программа ПМ-04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по  специальности 230115 Программирование в компьютерных с...

Рабочая программа ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа позволяет подготовить специалиста, владеющего технологиями простых медицинских услуг, сестринской педагогикой, принципами общения с пациентами. Современный специалист в области сестр...

рабочая программа ПМ 05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ «КАССИР»

рабочая программа ПМ 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих "кассир" для специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям...

Аннотация к рабочей программе профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (для специальностей СПО)»

Аннотация к рабочей программе профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (для специальностей СПО)»...

Рабочая программа профессионального модуля Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 13321"Лаборант химического анализа" по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

В рабочей программе профессионального модуля представлены тематический план и содержание ПМ для МДК 04.01. "Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования" на ...