Методическая разработка урока по теме "Рациональный потребитель. Построение семейного бюджета"
методическая разработка на тему

Митракова Светлана Владимировна

Методическая разработка урока по учебной дисциплине ОП.04 Экономика организации предназначена для практического применения преподавателями социально-экономического профиля; апробирована в ОБПОУ КТС  в группе студентов, обучающихся по специальности 42.02.01 Реклама (базовая подготовка)  в рамках Недели предпринимательства -2016.Полученные и обобщённые в результате урока знания, умения и навыки позволят студентам в будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни самостоятельно планировать личные расходы, исходя из получаемых доходов в определённый промежуток времени, правильно и грамотно составлять семейный бюджет, контролировать денежные траты, не допуская дефицита семейного бюджета, оценивать своё потребительское поведение в процессе приобретения товаров и услуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_otk_uroka_oktyabr.doc870 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский техникум связи»

РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ. ПОСТРОЕНИЕ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА

Методическая разработка урока

по учебной дисциплине ОП.04 Экономика организации

Специальность 42.02.01 Реклама  

(базовая подготовка)  

Разработчик: Митракова Светлана Владимировна,

преподаватель ОБПОУ «КТС»

     

Курск, 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Данный урок является заключительным обобщающим уроком по теме «Рациональный потребитель. Построение семейного бюджета». Полученные и обобщённые в результате урока знания, умения и навыки позволят студентам в будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни самостоятельно планировать личные расходы, исходя из получаемых доходов в определённый промежуток времени, правильно и грамотно составлять семейный бюджет, контролировать денежные траты, не допуская дефицита семейного бюджета, оценивать своё потребительское поведение в процессе приобретения товаров и услуг.

        Для урока систематизации и обобщения знаний и умений преподавателем с целью повышения эффективности обучения и развития самостоятельности студентов выбраны такие игровые формы проведения открытого урока, как экономическая викторина и коллективная практическая работа в составе малых групп с элементами деловой игры. Преподавателем используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности студентов в учебном процессе.

        Основная деятельность студентов на уроке подразделяется на два вида: 1) теоретическое задание (мини – викторина и блиц - опрос) – этап проверки овладения теоретическими знаниями; 2) Практическое задание (практическая работа по построению и расчёту семейного бюджета).

        Теоретическое задание студентами выполняется фронтально: на экране - электронная презентация экономической мини-викторины с вопросами по теме урока, студенты дают ответы на предложенные вопросы, при необходимости дополняют уже изложенные ответы. Блиц-опрос теоретического задания содержит электронную презентацию с перечнем статей доходов и расходов семейного бюджета, по которым студентам предлагается определить вид и разновидности этих статей доходов и расходов (задание на соотнесение). Преподаватель заранее знакомит обучающихся с критериями оценивания данных заданий (за каждый правильный ответ или дополнение к ответу студент получает – 1 балл). Преподаватель стремится оценивать реальное продвижение каждого обучающегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи, старается задействовать всех студентов группы, используя соревновательный характер данного этапа урока.

         В целях осмысления учебного материала всеми обучающимися группы преподаватель использует на уроке групповую практическую работу (в малых группах), конечный результат которой зависит от индивидуальной работы каждого студента в составе малой группы (семьи). Этот специальный приём позволяет формировать у обучающихся не только общие компетенции будущего специалиста (ОК. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий), но и способствует развитию чувства ответственности и навыков работы в единой команде (трудовом коллективе, в нашем случае, в семье). На данном этапе после инструктирования студентов перед началом работы из каждой малой группы выбирается один обучающийся, который в деловой игре выполняет функции Главы семьи: контролирует с помощью компьютерной программы MS Excel ход выполнения практической работы, представляющей собой построение и расчёт семейного бюджета, а затем представляет результат работы его подгруппы (семьи). Преподаватель является наблюдателем профессионально-ориентированной совместной деятельности студентов, где каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Таким образом, реализуется активный метод обучения посредством деловой (ролевой) игры.

В завершении урока студенты получают раздаточный материал с домашним заданием. Преподаватель инструктирует о порядке его выполнения, сообщает критерии оценивания задания. Самостоятельная домашняя работа способствует более глубокой систематизации, обобщению, закреплению полученных на уроке знаний, умений и навыков, а также формированию общих и профессиональных компетенций по учебной дисциплине в рамках темы урока.

Методическая разработка открытого урока разработана в соответствии со следующими локальными нормативно-правовыми и методическими документами:

  • «Положением о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий в ОБПОУ «КТС»»;
  •  «Положением об открытом учебном занятии (уроке) в ОБПОУ «КТС»»;
  •   «Методическими рекомендациями по составлению методических разработок педагогическими работниками ОБПОУ «КТС»».

1. ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПЛАН УРОКА

теоретического обучения

Специальность: 42.02.01 Реклама  (базовая подготовка) 

Учебная группа: Р-2 (2 курс)

Учебная дисциплина: ОП.04 Экономика организации

Тема учебного занятия: РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ. ПОСТРОЕНИЕ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА

Тип урока: урок-рефлексия (урок систематизации и обобщения знаний и умений)

Вид урока: экономическая викторина и коллективная практическая работа с элементами деловой игры

Место проведения: кабинет №45 ОБПОУ «КТС» (г. Курск, ул. С. Перовской, 16)

Междисциплинарные связи: Обществознание; ОП.05 Маркетинг

Средства обучения:

  • технические:

- 1 ПК, оснащённый MS Excel, MS Power Point и др. программами;

- интерактивная доска (с видеопроектором);

- калькулятор – 12 шт.;

- оценочная доска (с фиксацией баллов и итоговой отметки каждого студента группы);

  • информационно-коммуникационные:

- электронные презентации: «Экономическая викторина» и «Блиц-опрос» (для теоретического задания); презентация с элементами урока, критериями оценивания, домашним заданием и др.;

  • дидактический материал:

- раздаточный материал для практического задания «Построение семейного бюджета»;

- раздаточный материал «Оценочные листы» и «Домашнее задание».

Цели урока:

  • деятельностная: формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, способностей к рефлексии полученных знаний и умений по методике построения семейного бюджета;
  • содержательная: систематизация, закрепление и коррекция знаний, умений и навыков построения семейного бюджета;
  • воспитательная: воспитание потребности в постоянном совершенствовании своих знаний и умений в экономической области с целью применения их в жизненных ситуациях и будущей трудовой деятельности;
  • методическая: использование активных методов обучения с целью активизации мыслительной и практической деятельности студентов в процессе систематизации, закрепления и обобщения ими знаний, умений и приобретения практических навыков по теме урока.

Задачи урока:

  • учебно-практические:

- способствовать формированию практических умений и приобретению навыков расчёта оплаты труда работников предприятия;

- способствовать совершенствованию умений и навыков самостоятельной деятельности, работы в малых группах;

- способствовать формированию экономической компетенции студентов машиностроительного профиля.

  • учебно-познавательные:

- способствовать развитию речи, памяти, продуктивного мышления студентов, умений анализировать и систематизировать полученные знания;

- способствовать развитию познавательной и коммуникативной деятельности студентов;

- способствовать развитию умений и навыков работы в коллективе.

  • воспитательные:

- способствовать развитию чувства ответственности, коллективизма, интереса к учебной дисциплине «Экономика организации»;

- способствовать формированию экономической культуры студентов.

Прогнозируемые результаты:

а) усвоенные знания:

  • терминологии в области рационального поведения потребителя и планирования семейного бюджета;
  • основных видов потребительских расходов и доходов;
  • основных этапов рационального поведения потребителя;
  • основ экономического поведения потребителя;
  • потребительских законов Энгеля и Т.Веблена;
  • методики построения семейного бюджета и определения дефицита (профицита) бюджета;

б) освоенные умения:

рассчитывать статьи доходов и расходов семейного бюджета;

определять дефицит (профицит) семейного бюджета;

подсчитывать остаток на конец отчётного периода семейного бюджета.

в) формируемые общие и профессиональные компетенции:

ОК .02

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК. 03

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК. 04

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК. 05

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК. 06

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК. 07

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

г) приобретение и совершенствование практического опыта:

  • применять методику (алгоритм) построения семейного бюджета;
  • анализировать и оценивать полученные расчётные данные семейного бюджета;
  • применять знания, умения и навыки в нестандартной ситуации в составе коллектива (семьи);
  • выполнять коллективные профессионально-ориентированные   задания.

Образовательные технологии:

  • игровые технологии – технология имитационно-игрового моделирования (деловая игра);
  • технология группового и коллективного взаимодействия (технология интерактивного обучения);
  • работа в малых группах;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Организационные  формы:

  • фронтальная;
  • индивидуально-групповая;
  • групповая.

Методы обучения: 

  • словесные -  диалог, экономическая мини-викторина и блиц-опрос;
  • наглядные – демонстрация мультимедийной презентации;
  • интерактивные - использование в ходе урока интерактивной доски; визуальное изображение хода выполнения и результата практического задания с использованием возможностей интерактивной доски;
  • практические – выполнения коллективной практической работы;
  • методы контроля и самоконтроля - устный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль (оценочные листы).

Нормативный документ:

Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 42.02.01 Реклама (базовая подготовка).

Образовательные ресурсы:

  Основная литература

  1. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник / А.И. Гомола, В.Е. Кириллов. -2-е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2016.

  Дополнительная литература

  1. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. / Под ред. профессора О.И.Волкова, – М.: «ИНФРА-М», 2012. – 280 с.
  2. Загородников С.В. Экономика отрасли и предприятия. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2010. –320 с.
  3. Экономика предприятия (фирмы): Практикум. / Под ред. профессора О.И. Волкова. –  М.: «ИНФРА-М», 2010. – 280 с.

     Интернет-источники, электронные образовательные ресурсы

URL:http://www.aup.ru/library - Электронная библиотека экономической и деловой литературы.

    Научно-методические ресурсы

  1. Касимов Ш.У., Одинаев У. Анализ процесса и сущности практико-профессионального образования в колледжах // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель            2013 г.).  – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – с. 144-145 [Электронный ресурс] URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/ 69/3300/ 
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. — М.: Академия, 2002. — 272 с.
  3. Степанова Т. В. Развитие экономического мышления студентов  как основа формирования их активной гражданской позиции [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II.  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — с. 89-91.
  4. Технологии воспитания и обучения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, О.М. Железнякова, Н.М. Новичкова; Под ред. Н.Н. Никитиной. – Ульяновск: УлГПУ, 2014. – 210 с.

Психологический аспект урока-игры:

создание психологического микроклимата  путём:

  • использования на уроке позитивной психологической поддержки каждого студента,
  • активизации учебной деятельности за счет эмоциональной компоненты психических функций личности обучающихся,
  • поддержания познавательного интереса к овладению учебной дисциплиной,
  • стимулирования и позитивного оценивания работы студентов на уроке  (создание психологически комфортного микроклимата в процессе игры).

Организационная структура учебного занятия

Наименования этапов учебного занятия/ регламент

(в минутах)

Ключевые учебно-познавательные, учебно-практические задачи, решаемые на данном этапе

Использу-емые методы, приемы

Виды деятельности студента

Виды деятельности преподавателя

Средства контроля достижения планируе-мых результатов/формы организации со-взаимодействия (ин-

терактивного общения)

на данном этапе

Форми

руемые

ОК и  ПК

I этап

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

(2 мин.)

развитие познавательной и коммуникативной деятельности студентов

Словесные методы

Готовятся к продуктивной деятельности

Приветствует студентов. Проверяет готовность к занятию. Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения студентов в деятельность на уроке, мотивируя студентов на работу на уроке.

Фронтальная форма обучения

ОК.06

II этап

Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание.

 (2 мин.)

развитие речи, продуктивного мышления студентов, умений анализировать и систематизировать информацию;

развитие познавательной и коммуникативной  деятельности студентов; формирование экономической  компетенции студентов

Словесные методы; приём «подводя-щий диалог»

Отвечают на наводящие вопросы.

Определяют тему и цели учебного занятия

Активизирует мыслительные операции и познавательные процессы студентов (внимание, память и др.), организуя повторение изученных терминов и определений, алгоритмов и т.п., ранее изученных и освоенных по теме «Рациональный потребитель. Семейный бюджет».

Помогает формулировать тему урока. Корректирует и конкретизирует цели занятия, сформулированные студентами.

Корректировка целей, формируемых студентами наводящими вопросами /

Фронтальная форма обучения

ОК.02; ОК.04; ОК.06

актуализация прежних знаний, умений и навыков, непосредственно связанных с темой урока; подготовка студентов непосредственно к работе на уроке;

развитие памяти, продуктивного мышления студентов, умений анализировать и систематизировать полученные знания;

развитие познавательной и коммуникативной  деятельности студентов

Словесные и наглядные методы

Изучают маршрутную карту урока, готовятся к различным видам деятельности на уроке

Знакомит с основными этапами урока, критериями оценивания деятельности студентов на уроке

Маршрутная карта этапов (задач) урока/

Фронтальная форма обучения

ОК.02; ОК.04

III этап

Обобщение и систематизация знаний и умений.

Воспроизведение знаний и умений на новом уровне. Теоретическое задание

(мини – викторина и блиц - опрос) – этап проверки овладения теоретическими знаниями

(10 мин.)

развитие речи, памяти, продуктивного мышления студентов, умений анализировать и систематизировать полученные знания;

развитие познавательной и коммуникативной деятельности студентов;

развитие умений и навыков работы в коллективе

Словесные и наглядные методы

Отвечают на вопросы викторины;

Блиц-опроса

Формулирует вопросы

Корректирует при необходимости ответы студентов

Автоматизированный контроль в программе MS Power Point (по эталону ответов) /

Фронтальная форма работы

ОК.03; ОК.04; ОК.05; ОК.06

IV этап

Применение знаний и умений в новой (производст-венной) ситуации.

Практическое задание

(коллективная практическая работа по построению семейного бюджета).

 (20 мин.)

закрепление и обобщение системы знаний в области рационального поведения потребителя;

формирование практических умений и приобретение навыков по построению семейного бюджета;

развитие умений и навыков работы в коллективе

АМО,

практичес-кие методы, наглядные методы

Составляют семейный бюджет, подсчитывают его показатели, делют вывод, анализируют (определяют дефицит/профи-цит бюджета)

Следит за ходом решения

Проводит текущую коррекцию практической работы студентов

Автоматизированный контроль в программе MS Excel (по эталону) /Индивидуально -групповая (коллективная) форма работы

ОК.02; ОК.03; ОК.04; ОК.05; ОК.06; ОК.07;

V этап

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

(5 мин.)

формирование практических умений и приобретение навыков по построению семейного бюджета

наглядные методы, словесные методы

Предъявляют результаты самостоятельной работы в составе группы, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля/ взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения преподавателя и одногруппников по исправлению допущенных ошибок

Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

Контролирует усвоение учебного материала, приобретение умений и навыков по построению семейного бюджета

Автоматизированный контроль в программе MS Excel (по эталону) /Индивидуально -групповая (коллективная) форма работы

ОК.02; ОК.03; ОК.04; ОК.05; ОК.06; ОК.07

VI этап

Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

(4 мин.)

формирование экономической компетенции студентов;

развитие речи, памяти, продуктивного мышления студентов, умений анализировать и систематизировать полученные знания

Наглядные методы

Получают результат урока (в виде отметки).

Оценивают урок, высказывают своё мнение и отношение к уроку.

Выражают свои эмоциональные впечатления в «Листе отзывов» на экране интерактивной доски

Подводит итоги урока.

В соответствии со шкалой перевода баллов в отметки, озвучивает отметки студентам (на экране доски в таблице выводятся итоговые результаты баллов за урок).

Проводит рефлексию.

Оценочная таблица итоговых отметок за урок; оценивание рефлексии урока, мнений и высказываний студентов по итогам урока; Лист отзывов (впечатлений) об уроке

(на экране интерактивной доски) / фронтальная форма работы

ОК.02; ОК.03; ОК.04; ОК.05; ОК.06

VII этап

Инструктиро-вание о выполнении домашнего задания

 (2 мин.)

закрепление и обобщение системы знаний в области рационального поведения потребителя;

формирование практических умений и приобретение навыков по построению семейного бюджета

Словесные методы

Получают раздаточный материал с домашним заданием.

Усваивают порядок его выполнения

Инструктирует о порядке выполнения домашнего задания, сообщает критерии оценивания задания

Взаимоконтроль выполнения домашнего задания на следующем уроке (по эталону ответов)  /Групповая (коллективная) форма работы

ОК.04; ОК.05; ОК.07

Итого: 45 минут


СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема урока: «РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ.

ПОСТРОЕНИЕ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА»

Не быть жадным - уже есть богатство, не расточительным – доход…

(М. Монтень, фр. писатель т философ)

ХОД  УРОКА:

I.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

1. Приветственное слово преподавателя. Положительный психологический настрой на урок.

-  Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть и очень хочу сегодня начать работу с Вами. Хорошего Вам настроения и успехов на нашем занятии!

2. Проверка готовности группы к проведению занятия.

(визуальный осмотр преподавателем рабочих мест студентов, наличие ученических принадлежностей, осмотр внешнего вида студентов и т.п.)

3. Контроль присутствующих студентов (отметка отсутствующих) 

- Перед уроком командир группы сообщил мне об отсутствующих сегодня на занятии, я их отметила в журнале…Все ли присутствующие готовы к уроку?

- Да! (ответы студентов)

-  Тогда вперед! Начнём наш урок!

4. Мотивация студентов

- Сейчас Вы обучаетесь на 2 курсе, Вы уже начали изучать основы вашей будущей специальности, но совсем скоро, закончив учебное заведение, Вы пойдёте применять свои профессиональные умения и навыки в различные рекламные организации, где столкнётесь с разными типами потребителей ваших услуг. На сегодняшний день ценным является то, что нужен индивидуальный подход к потребителю товаров и услуг, важно знать поведение потребителя, уметь мотивировать его на приобретение товаров и услуг. Но, с другой стороны, Вы также являетесь потребителями в повседневной жизни и Ваше поведение с учётом имеющихся доходов Вашей семьи должно быть рациональным, то есть наилучшим, максимально полезным при имеющихся материальных возможностях Вашей семьи.

Тема, которой посвящён наш урок сегодня, позволит Вам уже сейчас получить навыки рационально и эффективно расходовать свои денежные средства и планировать свой семейный бюджет.

II. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание

  - Ребята, на предыдущих занятиях мы познакомились с такими понятиями как «потребление» и «потребитель», изучили, что включает в себя понятия экономическое и рациональное поведение потребителя, их основные этапы, узнали, в чём включается цель рационального потребителя, каковы ограничения на пути достижения этой цели, изучили, что включают в себя доходы и расходы потребителя, познакомились с потребительскими законами Энгеля и Т.Веблена, узнали, что включается в суверенитет потребителя, а также рассмотрели понятие «семейный бюджет», изучили его основные разделы, включающие в себя доходы и расходы семьи и многое другое.

Сегодня заключительный, обобщающий урок по теме «Рациональный потребитель. Построение семейного бюджета». Это урок повторения, закрепления и практического применения Ваших знаний по данной теме. Он будет проходить в игровой форме.

Как Вы думаете, какова будет цель нашего занятия?

(Ответы студентов)

- Резюмируя Ваши ответы, сформулируем цель нашего урока.

Цель урока:

  • повторить теоретические знания, связанные с рациональным проведением потребителя и построением бюджета семьи;
  • повторить методику построения семейного бюджета;
  • научиться применять данную методику при выполнении практического задания на практике.

-  Ваша задача: продемонстрировать и применить свои знания и практические умения в ходе урока, зарабатывая баллы за выполнение предлагаемых заданий и ответы на вопросы.

- Я познакомлю Вас с этапами урока. Внимание на экран.

Наш урок состоит из 2-х основных этапов:

  1. Теоретическое задание (мини-викторина и блиц-опрос);
  2. Практическое задание (построение семейного бюджета).

Для каждого задания предусмотрена своя система оценивания, она будет указана на слайдах. Фиксировать ваши баллы и подсчитывать итоги вы будете самостоятельно в индивидуальных оценочных листах (Приложение 1), они лежат у вас на столах.

На экран преподаватель выводит оценочный лист, комментирует его разделы.

- Вы будете проводить самооценку и взаимооценку работы ваших одногруппников, своевременно вносить результаты в соответствующий бланк (в оценочный лист).

 В завершении урока мы зафиксируем подсчитанные вами итоговые баллы на доске в «Оценочной таблице» и определим лидеров урока.

III. Обобщение и систематизация знаний и умений. Теоретическое задание (мини–викторина и блиц-опрос) – этап проверки овладения теоретическими знаниями

Цель: проверка теоретических знаний и знания расчётных методик по теме «Рациональный потребитель. Построение семейного бюджета».

- Ваша задача: ответить на теоретические вопросы мини-викторины. Внимание на экран!

(Вопросы мини-викторины представлены в электронной презентации МS Power Point на экране интерактивной доски)

Вопросы экономической викторины (мини-викторины):

  1. Что представляет собой экономическое поведение граждан?

Эталон ответа:

Экономическое поведение – образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности.

  1. Кто является потребителем? Приведите пример.

Эталон ответа:

Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем выступает каждый из нас, фирма, организация и государство в целом

  1. Дайте определение понятию «потребление» и укажите его виды.

Эталон ответа: 

Потребление – использование, употребление. Применение продукции, вещей, благ, товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей.

 Виды потребления: 1) производственное (расходование, использование ресурсов в процессе производства); 2) непроизводственное (конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей).

  1. Что является целью потребителя и каковы ограничения на пути достижения этой цели?

Эталон ответа:

Цель потребителя – извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.  

Ограничения на пути достижения цели потребителя: 1) потребительский, семейный бюджет (баланс денежных доходов и расходов семьи); 2) цены на товары и услуги; 3) ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

  1. Объясните, что представляют собой предпочтения потребителя?

Эталон ответа:

 Предпочтения потребителя – это желания потребителя из множества товаров и услуг выбрать их оптимальный набор.

  1. Кто является рациональным потребителем и в чём заключается его рационально поведение?

Эталон ответа:

Рациональный потребитель – это потребитель, который ведет себя так, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе. Это потребитель, расходующий свои деньги наиболее эффективно. В странах с командной экономикой действия потребителя регламентируются. В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения.

Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами.

  1. Перечислите основные этапы рационального поведения потребителя.

Эталон ответа:

 Этапы рационального поведения потребителя: 1) осознание необходимости покупки; 2) поиск информации о товаре или услуге; 3) оценка возможных вариантов покупки; 4) принятие решения.  

  1. Объясните, что представляет собой суверенитет потребителя?

Эталон ответа:

Суверенитет потребителя – это право владельца любых видов ресурсов (денежных средств) самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжениями этими ресурсами (покупкой товаров и услуг) и их использованием.

  1.  Что включает в себя доход потребителя?

Эталон ответа:

Доход потребителя – это сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.

10. Что представляет собой номинальный доход потребителя и каковы его основные источники формирования?

Эталон ответа:

Номинальный доход – это доход, исчисленный в чисто денежном выражении, без учёта покупательной способности денег, уровня цен, инфляции.

Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя:

1) заработная плата;

2) социальные выплаты государства (пособия, пенсии, стипендии);

3) доход от предпринимательской и иной деятельности;

4) доход от собственности (плата за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам). 

11. Дайте определение реальному доходу потребителя и укажите формулу для его определения?

Эталон ответа:

Реальный доход потребителя – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода.

Реальный доход зависит от объёма конечных доходов (номинальный доход – подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги.

Реальный доход = объём конечных доходов / индекс потребительских цен.  

12. Перечислите виды потребительских расходов. Приведите примеры?

Эталон ответа:

Виды потребительских расходов:

1) обязательные, минимально необходимые расходы (питание, одежда, транспорт, коммунальные услуги);

2) произвольные (туризм, книги, картины, машины).

13. В чём сущность потребительского закона Энгеля (1821-1896)?

Эталон ответа:

Закон Энгеля: «чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары и выше расходы на предметы роскоши, изысканные вещи, сбережения». 

Другими словами,

1) чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму он способен потратить на потребление;

2) чем больший доход получает потребитель, тем больше сумма сбережений;

3) чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений.  

     14. Как переводится слово «БЮДЖЕТ» с французского языка? И что же представляет собой семейный бюджет?

Эталон ответа:

Бюджет - слово французское, его буквальный перевод – «денежный кошелек».

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ – это роспись денежных доходов и расходов семьи, составляемая обычно на месячный срок в виде таблицы; это баланс семейных расходов и доходов; это финансовый план, который суммирует доходы и расходы (семьи) за определенный период времени. Другими словами - это соизмеренные суммы доходов и расходов семьи.

Материальное положение семьи, состояние ее финансов характеризуются семейным бюджетом, показывающим величину и сбалансированность всех доходов и расходов семьи.

15. Что представляет собой баланс доходов и расходов семьи?

Эталон ответа:

Семейный бюджет составляется в виде баланса доходов и расходов семьи. Слово "баланс" (французское) означает «весы». В экономике баланс - это система показателей, характеризующих какое-либо явление путем взвешивания или сопоставления его отдельных сторон.

Баланс доходов и расходов семьи - это расчет и сопоставление семейных расходов с получаемыми доходами.

16. Перечислите разновидности  баланса доходов и расходов семьи (семейного бюджета).

Эталон ответа:

Баланс доходов и расходов семьи, составляемый за отчетный истекший период (обычно месяц, квартал, год), называется отчетным балансом, а составляемый на предстоящие периоды - плановым балансом. 

17. Каким образом складывается дефицит или профицит баланса доходов и расходов семьи (семейного бюджета)?

Эталон ответа:

  Дефицит семейного бюджета - это превышение расходов семьи над ее доходами, а накопления (профицит) - наоборот, превышение доходов над расходами. Образовавшийся дефицит семейного бюджета требует дополнительных средств на его покрытие, а полученные накопления являются свободным остатком денежных средств, резервом последующих расходов семьи.

 18. Опишите методику построения семейного бюджета?

Эталон ответа:

Методика построения семейного бюджета:

1) прогнозирование доходов семьи (суммирование статей денежных поступлений);

2) прогнозирование расходов семьи (суммирование статей денежных трат);

3) сопоставление предстоящих доходов и расходов, их балансировка и регулирование посредством поиска дополнительных источников доходов и определения мер по сокращению расходов семьи;

4) определение и распределение ожидаемых семейных накоплений.

19. Что представляет собой остаток денежных средств на начало месяца в семейном бюджете?

Эталон ответа:

Остаток на начало месяца (сальдо) в семейном бюджете представляет собой сумму денежных средств, которыми располагает семья на начало месяца (начало планирования семейного бюджета на текущий месяц).

20. Укажите формулу для подсчёта остатка средств на конец месяца в семейном бюджете.

Эталон ответа:

ОСТАТОК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА КОНЕЦ МЕСЯЦА = ОСТАТОК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА НАЧАЛО МЕСЯЦА + ИТОГО ДОХОДОВ ЗА МЕСЯЦ – ИТОГО РАСХОДОВ ЗА МЕСЯЦ

Блиц-опрос.

- Задание: по таблице, выведенной на экран, определить статью семейного бюджета (расход или доход) и её разновидности (обязательные или произвольные; реальные или номинальные).

- Для ответов на блиц-опрос Вы получили раздаточный материал, который содержит следующие таблицы:

№ п/п

Статьи семейного бюджета

№ п/п

Виды и разновидности статей семейного бюджета

1.

Репетиторство (приработок)

1.

Доходы реальные

2.

Оплата услуг ЖКХ

2.

Доходы номинальные

3.

Подписка на журнал

4.

Абонемент в тренажёрный зал

5.

Налог (на имущество)

3.

Расходы произвольные

6.

Стипендия

7.

Заработная плата в виде производимого товара

8.

Билеты в цирк

4.

Расходы обязательные

9.

Заработная плата

10.

Проценты по вкладу в банке (депозит)

Каждой статье семейного бюджета или её разновидности соответствует номер строки.

Ваша задача: соотнести в таблице ответов (Приложение 2) статьи семейного бюджета их видам и разновидностям в правильной последовательности.

Эталон таблицы ответов:

Статьи семейного бюджета

(№ строки)

Виды и разновидности статей семейного бюджета (№ строки)

1

2

2

4

3

3

4

3

5

4

6

2

7

1

8

3

9

2

10

2

Эталон ответов:

Статьи семейного бюджета

Виды и разновидности статей семейного бюджета

Репетиторство (приработок)

Доходы номинальные

Оплата услуг ЖКХ

Расходы обязательные

Подписка на журнал

Расходы произвольные

Абонемент в тренажёрный зал

Расходы произвольные

Налог (на имущество)

Расходы обязательные

Стипендия

Доходы номинальные

Заработная плата в виде производимого товара

Доходы реальные

Билеты в цирк

Расходы произвольные

Заработная плата

Доходы номинальные

Проценты по вкладу в банке (депозит)

Доходы номинальные

- Проведём взаимоконтроль выполненного блиц-опроса. Поменяйтесь вашими таблицами ответов с одногруппниками. На экране интерактивной доски – правильные соотнесения статей семейного бюджета их видам и разновидностям. Проверьте у ваших одногруппников цифровые ответы и заполните графу «Количество баллов». За каждый правильный ответ – 1 балл. В строке «ИТОГО ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ» суммируйте итог. Максимальное количество баллов – 10.

IV. Применение знаний и умений в новой (производственной) ситуации. Практическое задание (практическая работа по построению семейного бюджета).

Цель: комплексная проверка умений выполнять элементы практического задания (построение и расчёт семейного бюджета).

- Ваша задача: выполнить практическое задание, в котором каждый студент, должен составить семейный бюджет и рассчитать остаток денежных средств своей семьи на конец текущего месяца. На эту работу Вам отводится 20 минут.

Инструктирование студентов:

- Ваша группа поделена на 4 подгруппы. Представьте себе, что каждая из ваших подгрупп – отдельная семья. В каждой семье должен быть глава, который будет отвечать за планирование членами его семьи семейного бюджета. Глава семьи также будет контролировать ход построения и все расчёты в его семье, а затем представит результат работы.

Строить свой семейный бюджет Вы будете в табличном процессоре MS Excel.

Давайте коротко повторим технику безопасности при работе за ПК1[1].

Итак, переходим к заданию.

 На экране форма семейного бюджета (Табл. 1), представляющая собой таблицу, разделённую на «Доходы» и «Расходы». Каждый раздел содержит статьи поступлений и затрат, соответственно, а значения показателей Вам Вашей группой (семьёй) необходимо будет внести самостоятельно. Затем рассчитать по методике отдельно итоговую сумму доходов, и отдельно итоговую сумму расходов и определить остаток денежных средств на конец текущего периода (сальдо конечное). Обратите внимание, что некоторые значения показателей даны в задании.

Табл. 1

Практическое задание (построение и расчёт семейного бюджета) (Приложение 3)

               Студенты последовательно выполняют коллективное практическое задание в составе малых групп. Командир каждой группы (Глава семьи) контролирует процесс построения семейного бюджета. Преподаватель также ведёт текущий контроль выполнения практического задания студентами.

V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

    - Представьте, пожалуйста, результаты построения Вашего семейного бюджета.

Каждая подгруппа выводит на экран интерактивной доски свой семейный бюджет, командир подгруппы (Глава семьи) комментирует показатели и выполненные расчёты. По итогам делает вывод о спланированном семейном бюджете – дефиците или его профиците.

В случае несоответствия (ошибки) студенты других подгрупп могут подсказать, где и как можно подкорректировать статьи бюджета (взаимоконтроль).

Студенты, представляющие у интерактивной доски свой семейный бюджет, дополнительно пересчитывают свой результат расчёта, вносят коррективы (самоконтроль).

В этом случае, ещё раз коллективно обсуждается вариант решения (под руководством преподавателя) расчётного этапа с допущенной ранее ошибкой.

     Итоговый семейный бюджет анализируется ещё раз и студентами, выполнявшими задание в составе данной подгруппы, командиром подгруппы (Главой семьи) делается вывод о спланированном бюджете, его дефиците или профиците.

- Ребята, я думаю, теперь Вы поняли, что не так просто спланировать семейный бюджет. К этой работе нужно подойти ответственно и рационально, учитывая все возможные доходы семьи и расходы.

Оценим вашу практическую деятельность на уроке.

      Выполнение практического задания оценивается преподавателем по следующим критериям (таблица выведена на экране интерактивной доски):

Критерии оценивания практического задания

Количество баллов

Правильное выполнение практического задания: определение статей расходов и доходов, расчёт всех показателей семейного бюджета

10   баллов

За каждый неверно или некорректно рассчитанный показатель семейного бюджета

- 1 балл

 Неверное выполнение практического  задания (нет правильного алгоритма построения и   расчёта семейного бюджета)

- 10 баллов

 - В соответствии с таблицей критериев оценивания практического задания внесём заработанные вами баллы в оценочный лист.

  В таблице оценивания по всем этапам урока преподаватель подводит подсчёт результатов (складывает совместно со студентами баллы за все задания и в соответствии со шкалой перевода баллов в отметки, проставляет итоговые отметки обучающимся).

 - Наш урок практически подошёл к завершению. Рассмотрим оценочную таблицу (на доске), каждый из вас видит свою отметку за урок.

Итоговая отметка: 12 баллов и более – отметка «5»; 10-11 баллов – отметка «4»; менее 10 баллов – отметка «3».

VI. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

    - Давайте вместе проанализируем наше занятие. Вопросы к студентам:

1.Как вы считаете, достигнута ли цель нашего урока?

2.Понравилась ли Вам форма проведения нашего урока?

3.Чем Вам запомнилась такая форма проведения занятия?

4. Может быть, кому-то из Вас урок не понравился и почему?  Или какие-то этапы урока были не интересны?

5. Чем было полезно для Вас наше занятие, и пригодятся ли Вам знания и умения, сформированные на уроке?

- И, в завершении урока, я попрошу Вас на интерактивной доске выразить свои эмоциональные впечатления, отзывы о сегодняшнем уроке на своеобразном листе Книги отзывов (рис. 1).

На экране интерактивной доски студенты с помощью стилус-мыши выражают графически свои эмоциональные впечатления об уроке.

VII. Домашнее задание и инструктирование о его выполнении

  Преподаватель выдаёт и озвучивает домашнее задание студентам и инструктирует о порядке его выполнения.

- Ваше домашнее задание будет связано напрямую с практическим заданием нашего текущего урока. Каждый из Вас получил раздаточный материал с домашним заданием.

Вам предстоит выполнить анализ составленного Вами сегодня семейного бюджета в процентном соотношении каждой статьи к итогу.  Методика (алгоритм) для выполнения этого задания дана в раздаточном материале домашнего задания.      

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполнить анализ составленного семейного бюджета, используя следующие алгоритмы:

1) Итого доходов – 100%

     Чтобы определить процент доходности каждой статьи необходимо:

                и. т.д.

2) Итого расходов  – 100%

     Чтобы определить процент расходов каждой статьи необходимо:

                     и т.д.

Доходы, в %

Сумма, рубл.

Расходы, в %

Сумма, рубл.

1. Зарплата (з/п + премии – налоги) за 1 половину месяца (аванс)

?

1.  Квартплата и плата за услуги ЖКХ

?

2. Зарплата (з/п + премии – налоги) за 2 половину месяца

?

2. Товары первой необходимости (продукты питания, продовольственные товары и т.п.)

?

3.Стипендия (пенсия)

?

3.  Услуги связи (Сотовая связь, телефон, Интернет)

?

4. Соцвыплаты

?

4. Налог на землю

?

5. Проценты по кредиту, рента и т.п.

?

5. Налог на имущество (квартира, дом, гараж)

?

6. Доходы от предпринимательской деятельности

?

6. Другие налоги и обязательные платежи

?

7. Наследство

?

7. Плата за кредит

?

8. Приработок (дополнит. заработок)

?

8.  Содержание автомобиля (бензин, стоянка, запчасти, штрафы в ГИБДД и т.д.)

?

9. Алименты

?

9. Товары длительного пользования (одежда, обувь, бытовая техника, электроника и т.п.)

?

10. Сбережения

?

10. Хозтовары

?

11. Другие виды доходов

?

11. Косметика, парфюмерия, бытовая химия

?

12. Лекарственные средства (здравоохранение)

?

13. Печатная продукция (книги, журналы, газеты)

?

14. Плата за обучение, образование (книги, учебники, канцтовары)

?

15. Отдых, развлечение, хобби

?

13. Спорт (спортсекции)

?

14. Прочие ежедневные расходы, включая городской транспорт

?

15. Предметы роскоши (покупка а\м, драгоценные украшения и т.д.)

?

14. Другие виды расходов

?

Итого доходов за месяц

100%

Итого расходов за месяц

100%

- Наш урок окончен. Спасибо за урок!

Приложение 1

ОБПОУ «КТС»

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

(по теме «Рациональный потребитель. Построение семейного бюджета»)

студента группы Р-2 ___________________________________________

                                                                      (Ф.И.О. студента)

№ п/п

Виды деятельности студента

Критерии оценивания

Сумма баллов

1.

Теоретическое задание.

Экономическая викторина (мини-викторина)

  • Правильность ответов на теоретические вопросы;
  • Полнота и аргументированность ответов на вопросы;
  • Дополнение к вопросам

(за каждый правильный ответ – 1 балл)

2.

Теоретическое задание.

Блиц-опрос

  • Правильность определения вида статей семейного бюджета;
  • Правильность соотнесения вида и разновидности статьям семейного бюджета

(за каждый правильный ответ – 1 балл)

3.

Практическое задание.

Коллективная практическая работа (построение и расчёт семейного бюджета)

  • Правильное выполнение практического задания: построение и расчёт семейного бюджета

(максимальное количество баллов – 10 баллов);

  • - 1 балл  - за каждый неверно или некорректно рассчитанный показатель семейного бюджета;       
  •  - 10 баллов – за неверное решение практического  задания (нет правильного алгоритма  расчёта)

ИТОГОВАЯ СУММА БАЛЛОВ

ОТМЕТКА ЗА УРОК

        

Таблица перевода баллов в отметки:

Отметка

«5»

«4»

«3»

Сумма баллов

21 и более

20 - 15

14  и менее

Соответствие полученной отметки и оценки деятельности на уроке

Вы были очень активны в течение всего урока. Тщательно изучили, повторили, обобщили и систематизировали теоретический материал. Четко и аргументировано излагали свои суждения. Умело применяли свои знания в ходе выполнения коллективной практической работы.

Вы были достаточно активны на уроке, но допускали неточности в ответах (в выполнении расчётов). Вам необходимо более глубоко изучить теоретический материал (алгоритм построения и расчёта семейного бюджета) и учиться более четко и аргументировано высказывать свои суждения, делать выводы (правильно применять методику расчёта).

Вы были неактивны  на уроке. Вам необходимо  учиться активному сотрудничеству  с одногруппниками, проявляя заинтересованность в выполнении поставленных теоретических и практических задач в течение всего урока.

Приложение 2

БЛИЦ-ОПРОС

ЗАДАНИЕ: соотнести в таблице ответов статьи семейного бюджета их видам и разновидностям в правильной последовательности.

- Для ответов на блиц-опрос Вы получили раздаточный материал, который содержит следующие таблицы:

№ п/п

Статьи семейного бюджета

№ п/п

Виды и разновидности статей семейного бюджета

1.

Репетиторство (приработок)

1.

Доходы реальные

2.

Оплата услуг ЖКХ

2.

Доходы номинальные

3.

Подписка на журнал

4.

Абонемент в тренажёрный зал

5.

Налог (на имущество)

3.

Расходы произвольные

6.

Стипендия

7.

Заработная плата в виде производимого товара

8.

Билеты в цирк

4.

Расходы обязательные

9.

Заработная плата

10.

Проценты по вкладу в банке (депозит)

ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ:

Статьи семейного бюджета

(№ строки)

Виды и разновидности статей семейного бюджета (№ строки)

Количество баллов

(за каждый правильный ответ – 1 балл)

ИТОГО ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

(максимальное количество  – 10 баллов):


Приложение 3

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

«ПОСТРОЕНИЕ И РАСЧЁТ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА»

Цель работы:

1) освоить технологию построения семейного бюджета;

2) рассчитать семейный бюджет, исходя из личного планирования доходов и расходов;

3) выполнить анализ составленного семейного бюджета (определить профицит/дефицит бюджета).        

ЗАДАНИЕ:

Построить семейный бюджет в форме баланса доходов и расходов семьи:

Доходы

Сумма, рубл.

Расходы

Сумма, рубл.

Остаток доходов на начала месяца:

1500=

Долговые обязательства на начало месяца:

-

1. Зарплата (з/п + премии – налоги) за 1 половину месяца (аванс)

?

1.  Квартплата и плата за услуги ЖКХ

?

2. Зарплата (з/п + премии – налоги) за 2 половину месяца

?

2. Товары первой необходимости (продукты питания, продовольственные товары и т.п.)

?

3.Стипендия (пенсия)

?

3.  Услуги связи (Сотовая связь, телефон, Интернет)

?

4. Соцвыплаты

?

4. Налог на землю

1200=

5. Проценты по кредиту, рента и т.п.

?

5. Налог на имущество (квартира, дом, гараж)

?

6. Доходы от предпринимательской деятельности

?

6. Другие налоги и обязательные платежи

?

7. Наследство

?

7. Плата за кредит

1000=

8. Приработок

 (дополнительный заработок)

?

8.  Содержание автомобиля (бензин, стоянка, запчасти, штрафы в ГИБДД и т.д.)

?

9. Алименты

?

9. Товары длительного пользования (одежда, обувь, бытовая техника, электроника и т.п.)

?

10. Сбережения

?

10. Хозтовары

?

11. Другие виды доходов

?

11. Косметика, парфюмерия, бытовая химия

?

12. Лекарственные средства (здравоохранение)

?

13. Печатная продукция (книги, журналы, газеты)

?

14. Плата за обучение, образование (книги, учебники, канцтовары)

?

15. Отдых, развлечение, хобби

?

13. Спорт (спортсекции)

?

14. Прочие ежедневные расходы, включая городской транспорт

?

15. Предметы роскоши (покупка а\м, драгоценные украшения и т.д.)

?

14. Другие виды расходов

?

Итого доходов за месяц

?

Итого расходов за месяц

?

ОСТАТОК СРЕДСТВ НА КОНЕЦ МЕСЯЦА = ОСТАТОК СРЕДСТВ НА НАЧАЛО МЕСЯЦА + ИТОГО ДОХОДОВ – ИТОГО РАСХОДОВ

ОСТАТОК СРЕДСТВ НА КОНЕЦ МЕСЯЦА = ?


[1] Инструкция по безопасным условиям труда при работе за ПК содержится в рабочих папках студентов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по праву на тему "Семейное право и семейные правоотношения"

Здесь размещена разработка урока по праву на тему "Семейное право и семейные правооотношения". В методической разработке урока содержится мультимедийная презентация к уроку с гиперссылками, бланк груп...

Методическая разработка урока- исследования " Как стать экологически грамотным потребителем электроэнергии"

Данная методическая разработка может быть использована на уроках физики и экологии, а так же для проведения внеклассных мероприятий по энергосбережению....

Методическая разработка урока- исследования " Как стать экологически грамотным потребителем электроэнергии"

Данная методическая разработка может быть использована на уроках физики и экологии, а так же для проведения внеклассных мероприятий по энергосбережению....

Методическая разработка урока по менеджменту на тему: Потребители

Методическая разработка урока по менеджменту на тему: Потребители...

Методическая разработка урока по ПМ 01 по МДК 01.02. Тема урока: "Построение аксонометрических схем газопроводов жилых домов и общественных зданий с помощью системы автоматизированного проектирования".

Открытый урок по ПМ 01 Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления по МДК 01.02   Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использование...

Методическая разработка урока на тему:"Потребители"

Данная разработка урока  поможет  студентам разобраться, что такое потребность...

Методическая разработка модельного занятия по теме «Рациональный потребитель. Построение семейного бюджета»

Модельное занятие по теме «Рациональный потребитель.  Построение семейного бюджета»Методическая разработка является итоговым проектом в рамках повышения квалификации по допо...