Методическая разработка "Разработка УМК"
методическая разработка на тему

Канева Анастасия Викторовна

Методическая разработка "Разработка УМК"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka.doc333 КБ
PDF icon metod_razr.pdf1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

 образовательное учреждение МО

«Подмосковный колледж «Энергия»

Методическая разработка

Каневой Анастасии Викторовны

Тема работы

Разработка учебно-методического комплекса (УМК) по учебной дисциплине «Экономика организации»

Ногинск, 2017


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ПРЕДМЕТУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА        7

I.1. Понятие и сущность учебно-методического комплекса  в педагогической теории и практике        7

I.2. Содержание и структура учебно-методического комплекса        15

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ПРЕДМЕТУ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ » (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «СЕБЕСТОИМОСТЬ, ЦЕНА, ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ – ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»)        20

II.1. Разработка  учебно-методического комплекса по предмету «Экономика организации»        20

II.2 Анализ результатов внедрения учебно-методического комплекса в условиях ГАПОУ ПК «Энергия»        27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        33

ПРИЛОЖЕНИЕ I        38


ВВЕДЕНИЕ

Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые, квалифицированные специалисты, готовые к партнерским отношениям, сотрудничеству, принятию конструктивных решений, и в то же время обладающие развитым чувством гражданственности и ответственности. В данной связи возникает потребность в педагоге, способном создать необходимые условия для подготовки выпускника, удовлетворяющего высоким требованиям, которые к нему предъявляет современное общество и сама жизнь. Для этого педагог должен владеть умениями научно-исследовательской и научно-методической работы, обеспечивающими создание качественного учебно-методического обеспечения, организацию познавательной деятельности учащихся, развитие их творческой активности, владение приемами научно обоснованной организации умственного труда. Поэтому особую актуальность и значимость в системе среднего профессионального образования приобрела проблема средств и методов обучения способствующих, прежде всего профессиональному развитию студента.

Такая переориентация образовательного процесса вносит качественные изменения в содержание, формы обучения, систему контроля и оценки знаний, требует обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Для современной ситуации сложившейся в сфере профессионального обучения характерно развитие процессов, которые негативно сказываются на состоянии качества образования: резко сокращается выпуск научно-методической и дидактической литературы, большая часть учебно-методической литературы не соответствует современным требованиям.

Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество образовательного процесса существенно повышается, если его научно-методическое обеспечение осуществляется системно и на высоком уровне.

Разработка и использование учебно-методических  комплексов в учебном процессе направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению прогрессивных форм, методов и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и учащихся (например, позволяет преподавателю заранее предусмотреть учащимся разноплановые задания и упражнения). Все это способствует развитию творческой активности учащихся на занятиях и во внеурочное время. В современных условиях творческий потенциал выпускника должен быть на таком уровне, чтобы молодой специалист мог самостоятельно формулировать и решать проблемы производства и общества, быть готовым к дальнейшему самообразованию.

С помощью учебно-методического комплекса становится реальным прогнозирование уровней обучения на разных этапах изучения предмета; поэтапное изучение учебно-методического комплекса учебного предмета (темы) может и должна трансформироваться в соответствии с конкретными условиями преподавания (личностью преподавателя, возрастным цензом учебной группы, количеством учебных часов и часов, отведенных на самостоятельную работу, наличием средств обучения и т.д.).

Практика  показывает, что создание оптимального комплекса учебно-методического обеспечения образовательного процесса весьма сложная и трудоемкая задача. В научной литературе имеются различные подходы к разработке учебно-методического комплекса учебных дисциплин. Между тем эти вопросы до настоящего времени не в полной мере разработаны в теоретическом плане. В педагогической и методической литературе еще нет единого понимания состава и содержания учебно-методического комплекса.

Однако  тщательно составленный учебно-методический комплекс дает возможность повысить эффективность преподавания учебного предмета. А сам процесс разработки учебно-методического комплекса  преподавателем позволяет ему более глубоко и отчетливо осмыслить собственную педагогическую деятельность.

Таким образом, учебно-методический комплекс той или иной дисциплины в современных условиях вариативности, дифференцированности и стандартизации образования становится важным средством методического обеспечения учебного процесса в единстве целей, содержания, дидактических процессов и организационных форм. Учебно-методический комплекс, подготовленный на такой основе, является эффективным пособием для изучения студентами учебных дисциплин и проведения их самостоятельной работы.

В этом случае учебный элемент, выступающий как структурная единица данного учебно-методического комплекса, одновременно является:

1) целевой программой действий студента;

2) банком информации;

3) методическим руководством по достижению учебных целей;

4) формой самоконтроля знаний студента и их возможной коррекции [48, с.3-4].

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМК) является частью основной образовательной программы специальности или направления, выступает обязательным элементом документационного обеспечения образовательного процесса.

Обеспеченность образовательного процесса учебно-методическим комплексом характеризует качество методической работы и является показателем государственной аккредитации учреждения. Он разрабатывается на основе Закона РФ «Об образовании», Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и других нормативных документов.

Создание УМК нацелено на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта к подготовке выпускника по специальности СПО и предназначено для:

  • планирования и оценки работы по совершенствованию методического обеспечения учебного процесса;
  • организации деятельности студентов по самостоятельному изучению дисциплины;
  • оказания методической помощи преподавателям при подготовке и проведении учебных занятий по дисциплине. 

Из актуальности тематики можно выявить противоречие исследования, между необходимостью повышения качества профессиональной подготовки учащихся среднего профессионального образования и недостаточным учебно-методическим обеспечением дисциплин для решения, данного вопроса.

Проблема исследования состоит в необходимости разработки учебно-методического комплекса предмета профессионального цикла на примере конкретного раздела.  

Из вышеизложенного материала вытекает тема исследовательской работы: «Разработка учебно-методического комплекса по предмету «Экономика организации».

Целью данной исследовательской работы является: анализ теоретико-методических основ и разработка учебно-методического комплекса по дисциплине «Экономика организации» на примере конкретного раздела.

Объектом исследования является учебно-методическое обеспечение предмета.

Предметом исследования является структура и содержание учебно-методического комплекса дисциплины «Экономика организации».

Гипотеза исследования: процесс профессионального развития студентов в техникуме будет осуществляться более эффективно, если в системе целей техникума одно из ведущих мест будет занимать профессиональное развитие студентов, реализованное в учебно-методическом сопровождении дисциплин.

В процессе исследования решаются следующие задачи:

  1. изучить теоретико-методические аспекты учебно-методического обеспечения по предмету профессионального цикла;
  2. разработать структуру и содержание учебно-методического комплекса по дисциплине «Экономика организации» на примере раздела по программе «Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации»;
  3. экспериментально проверить эффективность данного комплекса;
  4. проанализировать  результаты работы.

В работе использованы методы исследования, включающие:

  • теоретический анализ научно-методической литературы;
  • эксперимент;
  • диагностический метод (тестирование).

База исследования: в эксперименте участвовали студенты, обучающиеся в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Московской области Подмосковный колледж «Энергия» по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».

Структура исследовательской работы: данная исследовательская работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка используемой литературы и приложения.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ПРЕДМЕТУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

I.1. Понятие и сущность учебно-методического комплекса  в педагогической теории и практике

Для достижения эффективного функционирования современного производства  необходима мобильная и дифференцированная система обучения специалистов, в которой должна учитываться специфика трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, когда помимо высокого уровня компетентности требуется развитие таких личностных качеств как предприимчивость, ответственность, способность  в кратчайшие сроки адаптироваться к новым условиям, потребность в самообучении.

К сожалению, традиционное обучение в профессиональных образовательных учреждениях остаются в значительной мере консервативным. Педагоги пользуются в основном групповыми методами обучения, не уделяя должного внимания саморазвитию студентов.

Традиционно сложилось так, что для учебного процесса разрозненно создавались учебники, сборники задач и упражнений, методические разработки и т.п.

Нам предоставляется, что в коренной перестройки нуждается существующая практика разработки для студентов и преподавателей средств и методов обучения, которые создавались разрозненно, бессистемно и носили функционально-практический характер. Наиболее перспективным путем педагогического обеспечения учебного процесса выступает на наш взгляд разработка учебно-методических комплексов, ведь в связи с переходом на новые государственные стандарты, возрастает количество часов, отводимых на самостоятельную работу студентов.  Поэтому возрастает необходимость обеспечить студентов учебно-методическими комплексами.

Деятельности педагога и обучаемых являются главными составляющими реального образовательного процесса, они и выступают в нем в качестве объектов учебно-методического обеспечения. При таком понимании образовательного процесса необходимо обеспечивать дидактическую деятельность педагога и учебно-познавательную деятельность учащихся.

П. Ф. Анисимов пишет  «педагог, преподаватель», - являющийся ключевой фигурой в образовании, сегодня не только воплощает образовательную программу в учебный процесс, но и  непосредственно участвует в формировании содержания образования, его обновлении» [4, с.3-8].

Тенденция к обновлению образования представляется на основе модели опережающего развития, сущность которой видится в способности личности к профессиональному самообразованию в течение всей жизни. Эту главную задачу должен реализовать педагог с помощью развития познавательной активности личности, овладения ею средствами и методами самообразования. Именно поэтому все большее внимание уделяется значимости повышения квалификации преподавателей, готовности их к инновационной деятельности. Все формы, способствующие повышения профессионального мастерства, интегрируются в понятии "научно-методической работы преподавателя" [3, с.21-23].

При осмыслении данных тенденций возникает сложная проблема, связанная с тем, что, с одной стороны, научно-методическая работа не является приоритетным видом деятельности учебных заведений, с другой стороны, научно-методическая работа рассматривается в качестве важнейшего средства повышения квалификации преподавателей, развития у них творческой инициативы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса [71, с.42-43].

Под научно-методической работой понимается комплекс практических мероприятий, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленных на всестороннее повышение компетенции и профессионального мастерства преподавателя [41, с.20-22].

Одной из важных форм научной работы является разработка методического и практического материала по использованию различных форм учебных и особенно внеаудиторных занятий [90, с.15] .

Наиболее значимым критерием эффективности научной составляющей методической работы является разработка учебно-методического комплекса по дисциплине.

Как необходимым элементом комплексного учебно-методического обеспечения на уровне его содержания является создание различных видов учебных и методических пособий.

Учебно-методический комплекс той или иной дисциплины в современных условиях является эффективным пособием для изучения студентами учебных дисциплин и проведения их самостоятельной работы.

Исследования по разработке учебно-методических комплексов для учащихся всегда занимали в отечественной педагогической теории и практике важное место.

Анализ содержания работ, посвященных проблеме создания учебно-методических комплексов, подтверждает их невысокий теоретический уровень, слабую эмпирическую базу, зачастую излишне абстрактный и противоречивый характер. Ход развития педагогической науки показывает, что результативным, полностью реализующим намеченные цели является лишь тот процесс, который обеспечен дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям науки и практики (А. Л. Смятских, Т. М. Туркина).

Исследование эволюции понятия учебно-методический комплекс дает основание рассматривать его как дидактический проект образовательного процесса, включающий определенную совокупность учебно-методических документов, технологических средств и организационных форм обучения  и позволяет утверждать,  что проблема использования учебно-методических комплексов в процессе обучения занимает определенное место в педагогической науке. Изначально она рассматривалась в контексте комплексной системы обучения. Последняя (от латинского  - связь, сочетание) понимается как способ построения содержания  образования и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня. Комплексная система обучения складывалась в теории и  практике в противовес разобщенности  и обособленности учебных предметов, в которых связи между отдельными фрагментами учебного материала строились на формально-логической основе.

По мнению Б. Х. Пикалова «одним из первых в стремлении преодолеть разобщенность изучения обособленных предметов были французские просветители». Идея объединения учебных элементов вокруг интересующих ребенка предметов и явлений содержалось в педагогической системе Ж.-Ж. Руссо, который стремился включить учебный материал в естественные жизненные ситуации детей . Теоретические  предпосылки необходимости объединения различных источников знания содержались в философских воззрениях Я. А.Коменского, которые сам он называл синкретизмом, нашедшем выражение в тезисе о необходимости «всегда и везде брать то, что связано одно с другим» [40, с. 136].

Определяя возможности учебно-методического комплекса, как средства обучения, необходимо отметить, что комплекс является целостным образованием, состоящим из частей, компонентов, элементов. При этом мы опираемся на педагогические идеи  В. П. Беспалько и Ю. Г. Татур, по мнению которых, «комплекс – это определенная совокупность  учебно-методических документов, представляющая собой проект учебно-воспитательного процесса, впоследствии реализуемого на практике» [11, с. 6].

Они  излагают основные сведения о подготовке системно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов, которыми являются взаимосвязанные содержательные разработки по всем элементам проектируемой педагогической системы, и приводят обобщенную схему разработки любого учебно-методического комплекса независимо от того, в какой материальной форме он будет отображен: в учебнике, методическом пособии, программе [13].

Особенностью учебно-методических комплексов является то, что в них, кроме разноплановых текстов описательного характера, графических материалов, даются указания, организующие познавательную деятельность студентов. При работе с такими материалами студенты ставятся в условия необходимости совершения определённых направляемых действий: прочти, найди, реши, объясни, покажи. В таких условиях процесс познания основан на системе последовательно чередующихся, строго целенаправленных и взаимосвязанных умственных и материальных действий. Последнее очень важно, так как именно материальные действия подвержены контролю и самоконтролю. Кроме того, они расширяют чувственный контакт студента с объектом познания. При этом эффективность умственных действий знаний значительно повышается. Анализируя этот многоплановый материал, студенты вместе с преподавателем формируют понятия в соответствии с поставленными задачами.

Изучение программного материала при помощи учебно-методических комплексов занимает значительно меньше времени, позволяет преподавателю уделять больше  внимания закреплению знаний и выполнению студентами упражнений, что даёт более прочные знания, основанные на логических рассуждениях.

Как показал опыт построения занятий с использованием учебно-методических комплексов, приближение теоретического обучения к практическим задачам способствует росту интереса к дисциплине, повышает активность студентов на занятиях. Студенты с первых же занятий активно участвуют в учебном процессе, учатся логически рассуждать, осознавать необходимость и важность как теоретического, так и производственного обучения.

Здесь не просто передаются готовые знания, а организуется мыслительная деятельность студентов, развивается творческая активность, студенты учатся самостоятельно добывать знания.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса в настоящее время возможна только на основе системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, любому виду деятельности преподавателя и студента.

Научно-педагогической базой методических комплексов является системная дидактика. Ее составляют диагностичная постановка целей обучения по содержанию и структуре учебной информации, качеству ее усвоения, научности знаний и универсальности умений студентов, овладение всеми студентами современными умениями и навыками, эффективной самостоятельной работой, обучение будущих специалистов творчеству.

Эффективность педагогического процесса находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которая проектируется для реализации поставленной образовательной задачи. Проектирование технологии обучения предполагает постановку дидактической задачи и комплексную разработку системного дидактического процесса.

Классификация учебно-методических комплексов (по характеру структуры формируемой профессиональной деятельности):

  • формирующие практическую структуру профессиональной деятельности (тренажёры, стенды, макеты, полигоны и т.п.);
  • формирующие образные компоненты деятельности (кинофильмы, видеофильмы, диапозитивы, кодограммы, слайды и т.п.);
  • формирующие понятийно-логические компоненты структуры деятельности (учебно-технологические и инструкционные карты, учебники, справочники, программированные материалы).

Эффективность использования учебно-методических комплексов заключается в следующем:

  • даются указания, организующие действия студентов;
  • процесс познания основан на системе последовательно чередующихся, целенаправленных умственных и материальных действий;
  • знания не передаются в готовом виде, организуется активная мыслительная деятельность, развивается творческая активность и самостоятельность студентов;
  • повышается доступность обучения;
  • повышается темп изложения программного материала;
  • утомляемость студентов снижается, наблюдается повышенный интерес к занятию;
  • сэкономленное время используется для творческой деятельности, увеличивается доля времени на самостоятельную работу;
  • возникают предпосылки создания (на начальном этапе работы преподавателя) и дальнейшего совершенствования учебно-материальной базы кабинета;
  • обеспечивается возможность целенаправленного педагогического воздействия на характер формируемых знаний, умений и навыков, их ускоренное формирование, выполнение разнохарактерных заданий, освоение рациональных форм организации учебного труда. Труд студентов становится более качественным и производительным, резко сокращаются сроки профессиональной адаптации выпускников в новых условиях самостоятельной трудовой жизни;
  • теория приближается к практике;
  • изменяется структура учебного занятия, соотношение между рассказом, беседой, объяснением и демонстрацией пособий преподавателем;
  • изменяется характер деятельности студента на всем протяжении занятия. Происходит постоянный переход от словесного и текстового объяснения материала к модели, динамическому плакату, электрифицированному стенду, учебному кино- или видеофильму, действующему приспособлению, инструменту, станку, к проверке знаний студентов, с применением простых контролирующих устройств, ЭВМ или компьютерной техники [70].

Это выражает сущность развивающего обучения:

  • студент из объекта педагогического воздействия превращается в субъект активной познавательной деятельности;
  • обучение основано на формировании механизма технологического мышления, а не на эксплуатации памяти;
  • процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа познания, движении мысли от общего к частному, обобщениях [45, с.28].

Основные задачи, решаемые посредством учебно-методического комплекса:

  • определение содержания, объема и последовательности изучения разделов дисциплины, установление требований к уровню освоения содержания дисциплины студентом;
  • определение содержания и объема самостоятельной работы студента, форм и средств контроля ее выполнения;
  • осуществление методического и информационного сопровождения образовательного процесса и реализация инновационных подходов к обучению студента;
  • обеспечение каждого студента индивидуальными учебно-методическими пособиями - руководствами, вовлекающими студентов в адекватную активную познавательную деятельность;
  • целостное видение образовательного процесса [50, с.3].

I.2. Содержание и структура учебно-методического комплекса

Системный         подход к средствам обучения позволяет установить состав компонентов учебно-методического комплекса, раскрыть их взаимосвязи, изучить структуру. Под структурой, как известно, понимается внутренний способ организации целостной системы, взаимосвязь между ее элементами. Структура подчиняется диалектике взаимоотношения части и целого. Поскольку основания для организации системы могут быть различными, то и ее элементы можно выделить по-разному. Другими словами структура учебно-методического комплекса как целого может быть вариативной.

Структура учебно-методического комплекса является одним из важнейших средств, с помощью которых осуществляется руководство учебной деятельностью.

Содержание комплекса представляет собой проект, в котором зафиксирована учебно-программная документация, учебная и методическая литература, набор средств обучения, необходимых для полного и качественного изучения всех узловых вопросов программного материала применительно к каждой теме учебной программы.

Значительную часть учебно-методического комплекса  составляют средства обучения, которые должен разработать педагог.

Средства обучения – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [43, с.177].

Средства обучения  являются компонентом учебно-воспитательного процесса, а также важнейшей составляющей учебно-материальной базы учебного заведения.

Будучи компонентом учебного процесса, средства, обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты – цели, содержание, формы и методы.  

Учебно-методический комплекс состоит, как правило, из нескольких учебных модулей, соответствующих основным разделам конкретного предметного курса [2, с.229].

А. Ф. Щепотин, М. А. Чекулаев и др. подходят к обоснованию компонентного состава и содержания комплексного учебно-методического обеспечения по учебным дисциплинам и специальностям с позиций деятельностного подхода.

По определению  А. Ф. Щепотина, под составом  комплексного учебно-методического обеспечения понимаются все те его структурные компоненты, из которых оно складывается как целое, необходимое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям.

Для того чтобы выявить состав учебно-методического комплекса образовательного процесса, необходимо определится, что собой представляет образовательный процесс. По мнению академика Ю. К. Бабанского, деятельность педагога и деятельность обучаемых являются главными составляющими реального образовательного процесса. Поэтому необходимо комплексно обеспечивать  именно дидактическую деятельность педагога и познавательную деятельность обучаемых. Необходимо использовать  деятельностный подход, позволяющий с позиции деятельности педагога  выявить все составные компоненты учебно-методического комплекса [32, с.43].

Во-первых, для обеспечения продуктивной деятельности педагога необходимы нормативная и учебно-методическая документация, которая является основанием проектирования им образовательного процесса.

Во-вторых, назначение педагога состоит в реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития обучаемых. Для решения этих задач необходимы средства обучения, которые по определению Л. Г. Семушиной, заключают  в себе учебную информацию, или выполняющие тренирующие функции и предназначены для формирования у учащихся знаний, умений и навыков, а также управления их познавательной деятельностью.

В-третьих, одним из главных условий  эффективности педагогической деятельности  является контроль, который помогает  установить соответствие достигнутых результатов  заданным целям. Средства контроля также используются педагогом для решения своих профессиональных  задач и дают возможность получить информацию о результатах обучения, с тем, чтобы более совершенно спроектировать образовательный процесс.

В учебно-методическом пособии для техникумов М. И. Ерецкий излагает свой подход к рационализации труда преподавателей в сочетании с разработкой методических комплексов.

Содержание и структуру информации предлагается подразделять на учебные элементы и выявлять их структурные связи с помощью графа.

Учебным элементом он называет подлежащий изучению предмет, процесс, явление, свойство, а также связь (отношение), способ применения, метод действия. Вершины графа учебной темы представляют собой учебные элементы, а ребра показываю их связи и соподчинения.

Для комплекса методического обеспечения учебного процесса необходима оптимальная система учебно-методической документации и средств обучения, включающих учебные планы, программы, нормативы оснащения учебных кабинетов и лабораторий, учебники и учебные пособия, пособия по методике преподавания, частные методики, справочники, сборники задач, наглядные пособия, тренажёры, технологическую документацию и др. [33].

Объективно установленный состав комплекса позволит понять структурное строение такого обеспечения, более полно выявить и систематизировать его содержание и сформулировать требования к его созданию.

Примеров создания и использования учебно-методических комплексов у нас в стране достаточно много. Это показывает, что, как в высшем, так и в среднем профессиональном образовании достаточно актуальным остаются вопросы структуры и содержания учебно-методических комплексов их разработки, апробации и внедрения как современного средства обучения.

Результаты теоретического исследования показали, что в настоящее время не существует единого состава учебно-методического комплекса, он инвариантен. Вариативность предусматривается  при наполнении такого состава учебно-методического комплекса содержанием в зависимости от дисциплины и специальности, но в соответствии с Государственными образовательными стандартами. Также немало важную роль при формировании учебно-методического комплекса играет личность самого преподавателя, его профессиональная компетентность, опыт работы и творческий подход.

Состав учебно-методического комплекса, прежде всего, определяется содержанием утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине.

Таким образом, в структуру учебно-методического комплекса могут входить:

  • титульный лист;
  • выписка из ФГОС;
  • сведения об авторах;
  • учебная программа;
  • рабочая программа;
  • теоретический материал;
  • практикум;
  • контрольные мероприятия;
  • словарь терминов и персоналий.
  1.  [48, с.9]

Вывод по первой главе

Учебно-методический комплекс  - дидактический комплекс по учебному предмету и средства методического обеспечения как система нормативных, учебно-методических документов, средств обучения, средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в рамках времени, отведенного учебными планами и программами по предмету.

Содержание комплекса представляет собой проект, в котором зафиксирована учебно-программная документация, учебная и методическая литература, набор средств обучения, необходимых для полного и качественного изучения всех узловых вопросов программного материала применительно к каждой теме учебной программы.

Основой для разработки учебно-методического комплекса являются государственные образовательные стандарты профессионального образования,  учебные программы, определяющие содержание обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса к современному производству и подготовке квалифицированных специалистов.

УМК относится к классу динамических, развивающихся, организованных систем. Наиболее существенным свойством данной системы является ее информационная природа, т.е. функциональная направленность на передачу, приём и хранение информации об окружающем мире.

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ПРЕДМЕТУ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ » (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «СЕБЕСТОИМОСТЬ, ЦЕНА, ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ – ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»)

II.1. Разработка учебно-методического комплекса по предмету «Экономика организации»

Особенности работы бухгалтера и менеджера делают обучение традиционными методами неэффективным, так как знание экономики еще не делает человека специалистом.

Работа бухгалтера и менеджера оценивается по качеству проведения ими различных экономических исследований и по результатам работы организации.  

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности.

Общепризнанно, что существующей системе образования присущи некоторые недостатки. Б. С. Гершунский говорит даже о кризисе современного образования, которое не способно решать главную задачу «формирования личности каждого охваченного этой сферой человека, его индивидуального мировоззрения и ментальности в единстве и гармонии приобретаемых им знаний и нравственных убеждений» [24, с.35].

Учеными и практиками отмечается, что обучение студентов мало связанно с реальными задачами, которые решают специалисты в профессиональной деятельности. Это находит проявление в том, что выпускник, с одной стороны, испытывает серьезный дефицит необходимых знаний и умений, а с другой – ощущает невостребованность значительной части своих знаний.

Окончательный этап становления молодого специалиста – его стажировка по месту работы, состоящая из целого ряда мероприятий, проводимых на предприятии и направленных на ускорение адаптации выпускника  на его рабочем месте. Этот вид подготовки методически во многом пока не разработан, поэтому далее мы постараемся обобщить имеющийся теоретический и практический опыт профессионального обучения.

Современная практика рыночной экономики предъявляет качественно новые требования к подготавливаемым специалистам. Дисциплина «Экономика организации» является одной из дисциплин для подготовки специальностей «Экономика и бухгалтерский учет».

Данная дисциплина является комплексной, формирующей у студентов систему экономических знаний по вопросам хозяйственно-экономической деятельности предприятия, которое выступает в настоящее время как основное звено рыночной экономики. Дисциплина «Экономика организации» дает знания о производственной и административно-хозяйственной структуре предприятия; организации управления производством; планировании и регулировании предпринимательской деятельности предприятия; знакомит с факторами развития предприятия и снижения себестоимости продукции, с системой трудовых отношений на предприятии. Знание содержания и методики ведения хозяйственно-экономической деятельности предприятия позволит студентам освоить приемы экономического анализа деятельности предприятия, определить реальные пути повышения экономической эффективности производства.

Она способствует выработке у студентов экономического мышления и практических навыков расчета экономических показателей.

Целью курса является формирование у студентов современного экономического мышления, принципиальных основ знания экономики организаций, экономического механизма управления организациями, повышения эффективности управления организацией в условиях рыночной экономики.

Эффективность профессиональной подготовки, как одного из видов учебной деятельности, зависит от ее вклада в подготовку специалиста в совокупности с другими формами обучения. Другими словами, производственная деятельность студентов на практике должна нести учебную нагрузку и удовлетворять таким требованиям учебного процесса, как соответствие решаемых задач будущей профессиональной деятельности   специалиста, постепенное усложнение выполняемых заданий по мере роста объема получаемых знаний и выполнение предлагаемых  производственных задач в сроки, определенные учебным планом.

Профессиональная деятельность учащихся совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого только возможно на основе живых впечатлений и наблюдений. Именно в процессе деятельной подготовки выявляются  противоречия между имеющимся и необходимым запасом знаний, что выступает побуждающим фактором непрерывного самообразования. Кроме того, необходимо помнить психологическую закономерность формирование творческой индивидуальности, которое возможно только на основе единства личности и деятельности, принятой личностью как части своего существования. К. Д. Ушинский говорил: «Деятельность должна быть моя, выходить из души моей, следовательно, должна быть свободна. Свобода затем только мне и нужна, чтобы делать мое дело».

Основные задачи профессиональной деятельности – осмысление, обобщение и систематизация теоретических знаний студентов; овладение содержанием и структурой профессиональной деятельности; развитие профессиональной культуры; формирование творческого мышления, осознание возможности собственного стиля и профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней; развитие потребности в профессиональном самообразовании и постоянном самосовершенствовании; изучение современных управленческих технологий.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

  • изучение места и роли организаций системе национального хозяйства;
  • оценка эффективности использования организацией основных ресурсов;
  • изучение экономического механизма организации;
  • изучение взаимоотношений организаций с институтами финансово-кредитной сферы;
  • выработка навыков обоснования управленческих решений в организациях.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать: сущность предмета экономики организации, ее объекта и условий, в которых функционирует современная организация, принципы организации и целевые функции современного предприятия; исторические корни исследования организации; виды коммерческих и некоммерческих организаций в России в современных условиях и их сущностные характеристики, преимущества и недостатки;

- уметь: правильно рассчитывать показатели использования основных фондов, показатели оборачиваемости оборотных средств предприятия, провести анализ состояния кадров организации, проанализировать себестоимость выпускаемой продукции и резервы ее снижения, определить отпускную цену предприятия и финансовые результаты его деятельности;

  • иметь представление: о структуре национальной экономики, производственной и организационной структуре предприятия, о выборе эффективной производственной технологии, оптимальном планово-управленческом решении, выборе критериев оптимальности, типах и методах производства, видах издержек и методов ценообразования, направлениях и источниках инвестиций, инновационной политике организаций, характере взаимоотношений предприятий с финансово-кредитными учреждениями.

Предпосылками разработки учебно-методического комплекса дисциплины «Экономика организации» (на примере раздела «Себестоимость, цена, прибыль рентабельность – основные показатели деятельности предприятия») явилось сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация в стране и в мире. Так как себестоимость продукции (работ, услуг), цена продукции (работ, услуг), прибыль предприятия  и уровень рентабельности являются показателями эффективности деятельности предприятия.

Экспериментальной базой исследования явился ГАПОУ МО ПК «Энергия»

В процессе констатирующего этапа эксперимента  мы определяли уровень сформированности у учащихся знаний по определению экономических показателей деятельности предприятия в ходе изучения таких дисциплин: «Экономическая теория», «Финансы организации», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет»

      Повышение экономической эффективности деятельности предприятия – это одна из основных дидактических единиц для подготовки учащихся по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»  зафиксированная в Федеральном государственном стандарте и в квалификационных требованиях к выпускнику.

Нами были выбраны две группы учащихся:

  •  экспериментальная группа  (12человек);
  • контрольная группа  ( 12человек).

    Показателями сформированности данной дидактической единицы явилось проведение тестирования по основным показателям эффективности экономической деятельности предприятия [Приложение 1]. Тестирование организуется следующим образом: каждый из учащихся получает список вопросов в бумажном варианте. Важным условием корректности применения тестирования является недоступность их проверяемым до начала самой проверки.

Применение тестирования является наиболее оптимальным, так как студенту такая форма контроля:

  • помогает ориентироваться в большом количестве понятий и терминов (иногда прибегая к логическому выбору, студент навсегда запоминает, усваивает невыученный ранее материал);
  • облегчает психологическое напряжение;
  • позволяет самостоятельно сделать анализ ответов, лично выяснив ошибки.

Систематическое применение тестов позволяет видоизменить итоговые формы контроля, сделав в них основной упор на умения и навыки, а также знания более высокого уровня. Основным критерием для определения уровня знаний по предмету многие исследователи (В. П. Беспалько, В. Н. Шамардин и др.) считают коэффициент усвоения учебного материала (К) [12,53], представляющий собой отношение количества правильно выполненных  учащимися существенных операций  (а) к общему числу существенных операций в тесте (р).

Существенными называют операции, отражающие усвоение учащимися знания по тем учебным элементам, которые в данный момент является объектами контроля.

Как показывают исследования, К должно быть не менее 0,7. Только при этом можно говорить о сформированной деятельности учащихся. В ходе тестирования мы провели формирование коэффициента усвоения по трем интервалам в диапазоне от 0,7 до 1,0, и отнесли их по 5-ти бальной шкале (табл. 1).

Таблица 1

        Критерии оценки знаний учащихся по 5-бальной шкале

К

Отметка

отлично

хорошо

удовл.

неудовл.

                                               

Для формирования данной дидактической единицы у учащихся обучающихся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»  было выявлено недостаточно разработанное учебно-методическое обеспечение по данной проблеме и принято решение реализовать данный аспект в ходе изучения дисциплины «Экономика организации». Для разработки указанного проекта нами был проведен тщательный анализ содержания учебного материала программы дисциплины.

В современных условиях повышение теоретического уровня знаний студентов требует отказа от описательного, информационного изложения знаний, в результате которого процесс усвоения их сводится к простому накоплению в памяти большого количества правил, формулировок, понятий без их осмысления. Каждое занятие должно углублять знания студентов, расширять их кругозор [10, с.52].

Изучив методические разработки различных педагогов, мы выявили следующую структуру учебно-методического комплекса среднего профессионального образования:

  1. Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования.
  2. Учебная программа.
  3. Рабочая программа.
  4. Теоретический материал.
  5. Контрольные мероприятия.
  6. Глоссарий.

Дисциплина «Экономика организации» является одной из основных в системе подготовки специалистов по направлениям «Экономика и бухгалтерский учет»..

Дисциплина «Экономика организации» является дисциплиной отраслевой подготовки, дисциплиной специализации, конкретный перечень которых устанавливается образовательным учреждением в зависимости от вида образовательной программы.

II.2. Анализ результатов внедрения учебно-методического комплекса в условиях ГАПОУ ПК «Энергия»

Содержание раздела отражает результаты внедрения учебно-методического комплекса дисциплины «Экономика организации» (на примере раздела  «Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации») по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет» и в условиях ГАПОУ МО ПК «Энергия».

Целью практической работы явилась проверка эффективности разработанного учебно-методического комплекса в условиях техникума.

Использование учебно-методического комплекса по дисциплине «Экономика организации» (на примере раздела «Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации») показало, что применение этого средства обучения позволяет существенно повысить эффективность профессиональной подготовки учащихся в тех же временных рамках учебного процесса, полнее сформировать требуемые профессиональные характеристики.

Изучение учебного материала при помощи учебно-методических комплексов занимает значительно меньше времени, позволяет преподавателю уделять больше внимания закреплению знаний и выполнению студентами упражнений, что даёт более прочные знания, основанные на логических рассуждениях.

Как показал опыт построения занятий с использованием учебно-методических комплексов, это способствует росту интереса к дисциплине, повышает активность студентов на занятиях. Студенты с первых же занятий активно участвуют в учебном процессе, учатся логически рассуждать, осознавать необходимость и важность обучения.

Характерная особенность описанного опыта работы состоит в том, что создаётся новый тип  учебного процесса, а не рационализируются его отдельные звенья.

Здесь не просто передаются готовые знания, а организуется мыслительная деятельность студентов, дается только необходимая информация, развивается творческая активность, студенты учатся самостоятельно добывать знания.

В результате изучения темы с использованием учебно-методического комплекса студенты, свободно владеют терминологией, имеют четкое представление об основных показателях деятельности предприятия. Использование учебно-методического комплекса предполагает преобладание информационного аспекта в освоении данной дисциплины, включая формирование умений  вычленять из разных ситуаций значимые моменты  для эффективной деятельности и анализировать их, осуществлять экономическое целеполагание и прогностическую деятельность, четко формулировать задачи. Здесь ведущая роль принадлежит развитию мотива ответственности в освоении знаний, тесно связанного с познавательным интересом, средствами чего являются контроль и самоконтроль при подготовке с помощью учебно-методического комплекса к занятиям, систематичность в освоении тем дисциплины, выполнение заданий и т.д. Успех в становлении положительной мотивации к изучению темы дисциплины «Экономика организации» связан с тем, насколько будет усвоен информационный компонент учебно-методического комплекса.

Своеобразие учебно-методического комплекса заключается в том, что мотивационный аспект изучения темы дисциплины  детерминируется аспектом информационным. Практика показывает, что при освоении учебной информации  без использования учебно-методического комплекса могут возникнуть определенные трудности. Необходимость усвоить большой объем информации  отвлекает от ее осмысления. Многие студенты не улавливают закономерностей развития экономической мысли. Это отрицательно сказывается на формировании их позиции как будущих специалистов, препятствует переходу мотивации их профессиональной деятельности к боле высокому уровню. Устранить этот недостаток призвано использование в процессе освоения дисциплины использование учебно-методического комплекса.  

В ходе исследования  в рамках педагогического эксперимента было охвачено две группы студентов.

Практическая работа проводилась со студентами экспериментальной группы; результаты сравнивались с контрольной группой. Учащиеся экспериментальной группы изучали дисциплину «Экономика организации» по разделу «Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации» на основе разработанного нами учебно-методического комплекса, учащиеся контрольной группы осуществляли обучение по традиционной форме.

Результаты оценки уровня усвоения знаний студентов контрольной группы без использования учебно-методического комплекса, показали результат ниже чем у экспериментальной группы.

Оценка знаний студентов проводилась с применением тестового контроля и отражали усвоение знаний по четырем темам по разделу в соответствии с тематическим планом и программой предмета.

Таким образом, итоги тестирования по дисциплине «Экономика организации» показали более высокий уровень усвоения материала студентами экспериментальной группы, результаты подтвердили эффективность внедряемого нами учебно-методического продукта.

В процессе применения тестов студенты предпочитают первую форму , очевидно потому, что чисто психологически легче решать задачу, когда знаешь, что один из предложенных ответов правильный.

Опыт применения тестов как формы контроля показывает, что они:

  • позволяют расширить и дополнить арсенал средств, активизирующих процесс изучения и освоения  студентами основополагающих терминов, понятий, категорий, идей в учебной дисциплине;
  • привлекают студентов своей необычность по сравнению с традиционными формами контроля и позволяют тем самым повысить интерес к предмету;
  • способствует выработке у студентов в систематических знаниях по предмету, поскольку являются неотвратимой формой контроля;
  • создают своеобразную мотивацию обучения, основанную на поддержании духа постоянной здоровой конкуренции между студентами;
  • побуждают студентов обращаться к дополнительной литературе и другим источникам информации.

Вывод по второй главе

Во второй главе представлен спроектированный учебно-методический комплекс дисциплины «Экономика организации» (на примере раздела «Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации») для специальностей «Экономика и бухгалтерский учет». Практическая работа по его внедрению была организованна в условиях  ГАПОУ МО ПК «Энергия». Анализ результатов использования  учебно-методического комплекса по дисциплине «Экономика организации» показал, что применение этого средства обучения позволяет существенно повысить эффективность профессиональной подготовки учащихся в тех же временных рамках учебного процесса, полнее сформировать требуемые профессиональные характеристики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог данной работы нужно сказать, что для эффективной профессиональной подготовки учащихся в современных условиях преподавателям необходимо разрабатывать и использовать новые средства обучения для учащихся.

Учебно-методический комплекс – это определенная совокупность  учебно-методических документов, представляющая собой проект учебно-воспитательного процесса, впоследствии реализуемого на практике. Это искусственная, открытая и динамическая система. Искусственная она потому, что создается людьми, открытая и динамичная вследствие того, что под влиянием научно-технического и социального прогресса, а также совершенствования содержания и методики обучения она постоянно изменяется (модернизируется).

Системный подход к средствам обучения позволяет установить состав компонентов учебно-методического комплекса, раскрыть их взаимосвязи, изучить структуру.

Учебно-методический комплекс как средство обучения играет в педагогической деятельности такую же роль, как и орудия труда в производстве. От уровня их развития и рациональной организации в немалой степени зависит эффективность подготовки специалистов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Айсмонтас, Б. Б. Теория обучения: схемы и тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.
  2. Алтайцев, А. М. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения / А. М. Алтайцев, В. В. Наумов. – Минск., БГУ, 2002. – 288 с.
  3. Аляева, И. Н. Управление научно-методической работой / И. Н. Аляева // Среднее профессиональное образование, 2002. – №1.
  4. Анисимов, П.Ф. Проблемы модернизации среднего профессионального образования / П. Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование, 2002. –  №5.
  5. Аргунова, Т. Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета / Т. Г. Аргунова. – М.: НПЦ «Профессионал», 2000.
  6. Арефьев, О. Н. Открытая система профессионального образования: цели, принципы, технологии. Практикоориентированная монография и учебное пособие / О. Н. Арефьев, Н. М. Кропотина.  – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2005. – 286 с.
  7. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., Просвещение, 1985.
  8. Бабко, Г. И. Учебно-методический комплекс: теория и практика проектирования. – Минск.: РИВШ, 2003.
  9. Батышев, С. Я. Прогностическая ориентация профессионального образования // Педагогика, 1988. – № 6.
  10. Безрукова, В. С. Педагогика / В. С.Безрукова. – Екатеринбург, 1996. – 341 с.
  11. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. – Воронеж, 1977. – 34 с.
  12. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Изд-во ИРПО, 1995. – 336 с.
  13. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб.-метод. пособие / В. П. Беспалько,  Ю. Г. Татур.  –  М.: Высш. шк., 1989. – 144 с.
  14. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогические технологии. – М.: Педагогика, 1989.
  15. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
  16. Большая экономическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 816 с.
  17. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая российская энциклопедия; Норинт, 2000. – 1456 с.
  18. Борисов, Е. Ф.         Экономическая теория: учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 384 с.
  19. Бутова, В. Н. Создание учебно-методического комплекса. // Среднее профессиональное образование, 2001. – № 1.           
  20. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь: ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
  21. Волков, О. И. Экономика предприятия: Курс лекций / Под ред. проф. О. И. Волкова, В. К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 280 с.
  22. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под. ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  23. Гегель,. Энциклопедия философских наук. – М., 1974.– 400 с.
  24. Гершунский, Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: Учеб. пособие. – М.: Флинта: наука, 2003. – 768 с.
  25. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 608 с.
  26. Гомола, А. И. Учебно-методический комплекс студентов как средство повышения эффективности процесса обучения // Среднее профессиональное образование, 2001. – № 2.
  27. Гребенкина, Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие. – М., Педагогическое общество России, 2000.
  28. Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.
  29. Гузеев, В. В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.
  30. Гусев, Р. П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса // Среднее профессиональное образование, 2003. – № 3.
  31. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие. – М., Владос, 2003.
  32. Дидактическое обеспечение качества среднего профессионального образования в условиях формирования многоуровневого образовательного пространства: Сб. статей / Н. С. Селезнева, Н. Г. Алексеева, С. В. Зотова; МОиН Челяб. обл., ЧелИРПО. – Челябинск, 2005. – 121 с.
  33. Ерецкий, М. И. Совершенствование обучения в техникуме: учеб.метод. пособие. –  М.: Высш.шк., 1987.
  34. Ерецкий, М. И. Система методических комплексов / М. Н. Ерецкий, М. А. Чекулаев // Среднее специальное образование. – 1984. – №7.
  35. Журавлева, Г. П.  Экономика: учебник. – М.: Юристь, 2001. – 574 с.
  36. Загвязинский, В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М., 2001. – 187 с.
  37. Иохин, В. Я. Экономическая теория: учебник / В.Я. Иохин. – М.: Экономисть, 2006. – 861 с.
  38. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.
  39. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. –  М.: «Академия», 2000. – 176 с.
  40. Коменский, Я. А. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г.Песталоцци. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.
  41. Корзин, А. Б. О научно-методическом обеспечении образовательного процесса / А. Б. Корзин // Среднее профессиональное образование, 2002. – №5.
  42. Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ / В. В. Краевский. – М.: Просвещение, 1977. – 264 с.
  43. Крылова, Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. – М., 1990. – 125 с.
  44. Кубрушко, П. Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. – М.: Высш.шк., 2001. – 236 с.
  45. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев. – М.: Высш.шк. 1991. – 223 с.    
  46. Лейбович, А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. – М.: Высш. шк., 1994. – 280 с.
  47. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.
  48. Макаров, А. В. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: учеб. мет. пособие / А. В. Макаров, З.П.Трофимова, В. С. Вязовкин, Ю. Ю. Гафарова. – Минск. РИВШ БГУ, 2001. – 118 с.
  49. Маркина, Н. Ю. Проектирование процесса обучения // Среднее профессиональное образование, 1998. – №3.
  50. Методические указания по разработке учебно-методического комплекса дисциплины / А. А.Кириллина, Е. Н.Павлова. – Якутск, Изд-во Якутского университета, 2007.  – 25 с.        
  51. Моисеенко, О. И. Учебно-методические комплексы в обучении иностранному языку // Высш. шк,  2002. – № 5.
  52. Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений средн. проф. образования / Н.Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. – М.: Мастерство, 2002. – 224 с.
  53. Новиков, А. М. Научно-экспертная работа в образовательном учреждении / А. М. Новиков. – М.: АПО, 1996. – 129 с.
  54. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие / Г. Д. Бухарова, Л. Н. Мазаева, М. В. Полякова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос проф.-пед.ун-та, 2004. – 298 с.
  55. Оконь, В. Введение в общую дидактику / Пер. с. польск. Л. Г. Кашкуревич, Н. Г. Горонин. – М.: Высш. шк., 1990. – 382 с.
  56. Орлов, В. И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. – 1998. –  № 3.
  57. Пальчевский, Б. В. Учебно-методический комплекс как средство обучения / Б. В. Пальчевский, Л. С. Фридман // Сов. Педагогика. – 1991. – № 6.
  58. Пальчевский, Б. В. Концепция учебно-методического комплекса / Б. В. Пальчевский, Л. С. Фридман. – Минск., 1993.
  59. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.
  60. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под. ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2001. – 640 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Тест на проверку знаний

По разделу: «Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности предприятия»

  1. Издержки производства делятся на:

а) бухгалтерские;

б) бухгалтерские и экономические;

в) внутренние.

  1. Понятие себестоимости продукции отражает:

а) затраты на производство;

б) капитальные затраты;

в) выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

  1. Виды себестоимости в зависимости от места формирования:

а) отчетная, плановая, цеховая;

б) цеховая, производственна, полная;

в) полная, производственная, нормативная.

  1. Предприятие в 2008 году, произвело продукции на 15% меньше, чем в 2007. Как изменилась себестоимость единицы продукции, если переменные издержки на единицу продукции не меняются?

а) не изменилась;

б) себестоимость повысилась;

в) себестоимость снизилась.

  1. Классификация затрат по статьям калькуляции необходима для:

а) определения цены на продукцию;

б) составления сметы затрат на производство;

в) определение фактической себестоимости продукции.

  1. Классификация затрат по экономическим элементам служит для:

а) экономического обоснования инвестиций;

б) определения расходов на обслуживание и управление производством;

в) расчета себестоимости единицы конкретного вида продукции.

  1. Группировка затрат по экономическим элементам включает затраты на:

а) топливо и энергию на технологические цели, основную заработную плату производственных рабочих, материальные затраты;

б) оплату труда, амортизацию основных фондов, прочие затраты, материальные затраты, отчисления на социальные нужды;

в) амортизацию основных фондов, подготовку и освоение производства, оплату труда, топливо и энергию на технологические цели.

  1. К условно-постоянным затратам относятся:

а) заработная плата рабочих, расходы на сырье, материалы,

б) амортизация зданий и сооружений, расходы на управление производством и предприятием в целом, арендная плата и др.;

в) потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных.

  1. При каком методе калькулирования осуществляется всесторонний анализ состояния производства, возможных изменений в нем:

а)  нормативном;

б) директ-костинг;

в) параметрическом;

г) расчетно-аналитическом;

д) прямого счета.

  1. Какие из приведенных функций относятся к цене?

а) регулирующая, учетная, распределительная;

б) учетная, стимулирующая, регулирующая;

в) учетная, стимулирующая, распределительная.

  1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:

а) свободные и регулируемые;

б) оптовые и розничные;

в) оптовые и расчетные.

  1. Какой показатель не участвует в формировании оптовой цены предприятия?

а) себестоимость единицы продукции;

б) прибыль предприятия;

в) уровень рентабельности, рассчитанный по производственным фондам.

  1. Разница  между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг  и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг – это:

а) прибыль от реализации продукции;

б) валовая прибыль;

в) прибыль предприятия за вычетом налогов.

  1. Поступление выручки от реализации продукции свидетельствует о:

а) получении дохода;

б) процессе обмена;

в) ни о чем ни свидетельствует.

  1. Прибыль от продаж рассчитывается по формуле:

а);

б);

в);

г);

  1. Какое определение характеризует прибыль от реализации продукции?

а)  выручка от реализации продукции;

б) цена прибавочного продукта, созданного трудом работников предприятия;

в) чистый доход предприятия;

г) разность между объёмом реализованной продукции в стоимостном выражении и ее себестоимостью.

  1. Какой показатель используется для начисления налога на прибыль?

а) балансовая или валовая прибыль;

б) прибыль от реализации;

в) чистая прибыль;

г) прибыль от реализации имущества.

  1. Прибыль предприятия за вычетом налога – это:

а) прибыль от продаж;

б) чистая прибыль;

в) экономическая прибыль.

  1. К внутренним факторам влияющим на величину прибыли относятся:

а) нормы амортизационных отчислений;

б) природные условия;

в) производительность труда;

г) конъюнктура рынка.

  1. Эффективность текущих затрат характеризует следующий показатель?

а) рентабельность производственных фондов;

б) фондоотдача;

в) производительность труда;

г) рентабельность продукции.

  1. Рентабельность производства определяется по формуле:

а);

б) ;

в).

  1. Рентабельность продукции определяется:

а) отношением прибыли от реализации к себестоимости;

б) отношением валовой прибыли к объему реализованной продукции;

в) отношением валовой прибыли к объему выпущенной продукции.

  1. При увеличении прибыли предприятия рентабельность:

а) повысится;

б) понизится.

  1. Какой показатель не участвует в оценке уровня рентабельности?

а) прибыль;

б) стоимость ОПФ;

в) затраты живого труда.

  1. Экономическая сущность рентабельности показывает:

а) сумму затрат на рубль прибыли;

б) сумму прибыли на рубль затрат;

в) сумму выручки на рубль затрат.

  1. Понятие «финансы» определяется как:

а) движение денег, обслуживающих реализацию товаров и услуг;

б) система денежных отношений экономического субъекта, возникающих в процессе его производственно-хозяйственной деятельности;

в) совокупность денежных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая предприятию.

  1. Одним из основных принципов организации финансов является:  

а) создание внутреннего валового продукта;

б) рациональное размещение денежных средств;

в) контроль за финансово-хозяйственной деятельностью;

г) правильная и рациональная организация производства.

  1. Самой большой группой финансовых отношений по объему денежных операций является:

а) финансовые отношения с вышестоящими организациями;

б) финансовые отношения внутри предприятия;

в) финансовые отношения с другими предприятиями;

г) отношения с финансово- кредитной системой.

  1. Система управления финансовыми отношениями предприятия через финансовые рычаги с помощью финансовых методов называется:

а) системой финансов;

б) системой управления финансов;

в) финансовым механизмом;

г) совершенствованием использования финансовых ресурсов предприятия.

  1. Важнейшая составная часть маркетинговой политики, состоящая в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях называется:

а) калькуляцией;

б) ценовой политикой фирмы;

в) управлением финансовыми ресурсами.


Ключ к тесту:

1.б

2.в

3.б

4.б

5.в

6.а

7.б

8.б

9.г

10.в

11.б

12.в

13.б

14. а

15.г

16.г

17.а

18.б

19.в

20.г

21.в

22.а

23.а

24.в

25. б

26.б

27.в

28.в

29.в

30.б


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО

Данные методические рекомендации помогут преподавателям  педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и  к...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)

Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования

Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования ТЕМА 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТ...