Урок - беседа на тему «Школьный предмет – основа моей будущей профессии»
план-конспект урока

Наталья Ивановна Морозова

Подумайте, какие ассоциации возникают у вас со сло­вом «экономист»? Банковский служащий, министр фи­нансов, коммерсант, бухгалтер, брокер, маркетолог...? Спектр экономических специальностей действительно так широк, что в экономике самые разные люди могут найти занятия по душе.               Эконо­мическая наука - тесное переплетение методов точных наук и гуманитарных задач. Поэтому, если вы одинаково успешно и с интересом осваиваете и гуманитарные и точ­ные науки, вам стоит подумать об экономике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок-беседа об экономике74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - беседа на тему «Школьный предмет – основа моей будущей профессии»

Программа по экономике ставит следующие цели:

- формирование основ экономического мышления и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в жизненных различных ситуациях;

- социальная адаптация учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества;

- воспитание гражданственности и формирование гуманистических и демократических ценностей и убеждений школьников;

- профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и предпринимательства;

- развитие предпринимательской инициативы молодежи и ознакомление с предпринимательством и прикладными экономическим дисциплинами.

Вступление.

Люди живут в мире, который им приходится все время поддерживать в определенном порядке. Этот порядок позволяет людям справляться с неудобствами природной среды и обеспечивать себе возможность удовлетворять постоянно возникающие потребности. Название этого порядка - цивилизация. В состав цивилизации входит многое, но мы поведем разговор только об одном из блоков цивилизации - экономике, или, как ее иначе называют, хозяйственной жизни.

Для получения необходимых людям благ - продовольствия, одежды и обуви, жилья и многого-многого другого - нужно каким-то образом собрать и использовать самые разные производственные ресурсы и оборудование. И если человек не придумает, как ему связать все производственные ресурсы в единый узелок, то он так никогда и не сможет взять в руки корзину с продуктами, потому что она просто не будет изготовлена.

Скажем, для того, чтобы утром, перед уходом в школу, вы могли открыть коробочку йогурта, необходимо участие нескольких десятков хозяйственных организаций - фирм. Одни из этих организаций производят все компоненты для создания упаковки для йогурта, другие производят оборудование для изготовления самого продукта, третьи организуют молочные фермы и доставляют молоко на фирму, производящую йогурт, и т. д. и т. п.

Экономика - постоянная деятельность людей с целью обеспечения себя жизненными благами; наука, которая изучает закономерности такой деятельности.

Благодаря экономике люди земли могут согласовывать свои интересы и деятельность ради создания все большего объема жизненных благ. Именно экономика позволяет «связать в узелок» деятельность огромной массы фирм и работающих в них ради создания тех жизненных благ, которые люди хотят получить в свое пользование. И чем лучше люди понимают правила разумной организации экономической деятельности, тем быстрее растет объем благ, которые они могут потребить, тем меньше людей умирает из-за недоедания или нехватки лекарств.

Жизненные блага - это все, что люди потре6ляют ради обеспечения своей жизни и получения удовольствий.

Экономика - очень широкое понятие, и чтобы нам было легче о ней говорить, стоит выделить ее важнейшие составные части. Это торговля, производство, услуги всех видов и денежная система.

Во всем мире в самых крупных фирмах, банках, страховых компаниях, в правительственных органах и в любом университете или школе бизнеса вы найдете людей, на визитной карточке которых будет написано «экономист». Что же это за профессия и чем занимаются люди с такой квалификацией?

Экономика - наука, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки пришло из Древней Греции и было создано путем соединения двух слов: «эйкос» - «хозяйство» и «номос» - «закон», так что слово «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства». Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных наук, так же как история или философия.

Но в отличие от истории или философии экономика - наука очень конкретная, построенная на анализе цифр и использовании различного рода методов расчетов, иногда достаточно простых: четыре действия арифметики плюс степени, а иногда достаточно сложных. Соответственно, человеку, который не любит работать с цифрами и которого любые расчеты приводят в уныние, лучше к этой профессии не стремиться.

Быть или не быть экономистом.

Подумайте, какие ассоциации возникают у вас со словом «экономист»? Банковский служащий, министр финансов, коммерсант, бухгалтер, брокер, маркетолог...? Спектр экономических специальностей действительно так широк, что в экономике самые разные люди могут найти занятия по душе. За экономическими специальностями —6удущее, поэтому все больше вузов готовят специалистов по экономике разного профиля.

Экономические специальности имеют общие черты и различия. По преимуществу, эти характеристики касаются требований к школьной подготовке и особенностям мышления. Так, на все факультеты, подготавливающие экономистов, обязательно сдают математику и иностранный язык.

Владение математическими знаниями обеспечивает умение выстраивать модели экономических процессов и осуществлять сложные математические расчеты. Иностранный язык для экономиста (а лучше не один) — это пропуск в самые современные направления прикладной экономики. Многие специалисты говорят о том, что, не зная английского языка, невозможно быть экономистом, так как большинство понятий и концепций экономики сложились в англоязычных странах. Второй иностранный язык (немецкий или французский) открывает начинающему экономисту дверь в престижные  вузы, которые  сотрудничают с европейскими учебными заведениями и предлагают своим студентам стажировку за рубежом. Лю6ой специалист в области экономики должен обладать хорошо развитым умением анализировать, находить разные пути решения одной и той же задачи, не чураться программирования и электронного обеспечения труда.

Условно все экономические специальности с точки зрения психологического портрета специалиста можно разделить на несколько групп. Каждая из групп предъявляет особые требования к природе человека (темпам работоспособности и переключения внимания) и его интересам.

Во-первых, самое традиционное понимание профессии «экономист» - это давно сложившиеся специальности, например бухгалтер, специалист по аудиту. Нередко к этой группе относят специалистов по страхованию и налогообложению. Основным в их деятельности становятся проверка (контроль), анализ данных, четкое следование инструкциям, разработка правил и форм деятельности специалистов. Наибольшего успеха в таких специальностях достигают терпеливые и пунктуальные люди, умеющие не снижать качества труда при монотонной работе. Эти специальности по содержанию труда очень близки профессии юриста, а профессиональная подготовка всегда включает ряд дисциплин, связанных с законодательством. Все больше вузов готовят 6укгалтеров и аудиторов по профилю той или иной отрасли хозяйства.

Во-вторых, традиционно экономика была сферой научных исследований. Такие специальности, как «мировая экономика», «математические методы в экономике», «экономическая социология», «экономическая психология» - весьма перспективные направления для тех, кто интересуется фундаментальной наукой и хотел бы попробовать себя в объяснении различных экономических явлений. Стоит напомнить, что одна из Нобелевских премий 2004 года была присуждена специалисту, занимающемуся исследованиями в области экономической психологии.

Стремление открыть новое, сочетание творческого мышления и склонности к анализу - весьма желательные качества для будущего ученого-экономиста. Экономическая наука - тесное переплетение методов точных наук и гуманитарных задач. Поэтому, если вы одинаково успешно и с интересом осваиваете и гуманитарные и точные науки, вам стоит подумать об экономике. Существует и такой прикладной аспект экономической науки, как маркетинг, отражающий тесное переплетение в экономике - математики и гуманитарных предметов (психологии, политологии, культурологии).

В-третьих, существует целая группа экономических специальностей, тесно связанных с управлением: «экономика и управление на предприятии», «государственные и муниципальные финансы», «банковский менеджмент», «управление финансовыми рисками», «финансы и кредит». Как известно, деньги - это существенный компонент власти, поэтому почти все управленческие специальности тесно связаны с областью экономики. Тот, кто намечает себе сферу финансового менеджмента, должен уметь принимать и оперативные и стратегические решения, быть лидером, сочетать стремление к риску и осторожность. Честолюбие и устойчивость к стрессам - важные характеристики для эффективного менеджера.

В-четвертых, экономическая деятельность связана с коммерцией. Умение продавать предполагает не только коммуникативные навыки, но и наличие хороших экономических знаний. Торговля - основа микроэкономики. Коммерческая «жилка» проявляется в том, что человек находит неожиданные пути заработка, стремится сделать свое дело. Многие современные коммерсанты имеют экономическое образование или стараются его получить. Коммерсант является понемногу и финансовым менеджером, и маркетологом, и бухгалтером.

Наконец, все большую популярность получают специальности, связанные с финансовыми «играми»: брокер, дилер. Они основаны на постоянном риске специалиста, который, с одной стороны, обладает информацией, с другой - не боится действовать в ситуации неопределенности. Специалист этого профиля должен отличаться быстротой реакции, сочетанием интуиции и острого аналитического ума. Необходимо знать и о том, что нельзя всю профессиональную жизнь заниматься данной деятельностью, поэтому «игроки» рано или поздно уходят в другие экономические специальности.

                               ТЕСТИРОВАНИЕ

Если хотите «попробовать» себя в экономической деятельности, обратитесь к тесту, помещенному в табл. 4. В первом столбце перечислены различные экономические специальности. Каждый последующий столбец включает характеристику специальности. «Хочешь ли ты » — наиболее распространенное объяснение того, почему человек хочет стать бухгалтером, банкиром и т.д.; «Сможешь ли ты» — описывает одно из главных требований к специалисту; «Знаешь ли ты, что» — отражает одну из «теневых» сторон профессии, о которой необходимо знать и быть к ней готовым; «Готов ли ты» — указывает на то, что уже сейчас вы можете делать для овладения избранной специальностью. Прочтите все высказывания, поставьте «+», если согласны «-» — если нет.

Посчитайте плюсы по каждой строке таблицы: 4-5 плюсов означают, что данная специальность вам интересна; 2-3 — свидетельствуют о неустойчивости вашего интереса; 1 —или их отсутствие говорит о том, что эта специальность вам не очень интересна.

Сначала обратите внимание на количество плюсов в первой строке — это показатель вашей расположенности к экономическим профессиям вообще. Оптимальным вариантом, характеризующим интерес к экономическим профессиям, являются 4-5 плюсов по первой строке таблицы и столько же плюсов по одной или двум специальностям. Если по первой строке у вас плюсов больше; то экономические специальности вам интересны, но вы пока не выбрали свой путь. Если по одной или нескольким специальностям плюсов больше, чем по самой первой строке, то стоит уточнить основные требования к экономическим специальностям. Может случиться и так, что вы выберете сразу несколько экономических специальностей, т.е. на 4-5 плюсов будет больше чем по двум строкам. Тогда вернитесь к описанию каждой группы специальностей в тексте — она имеет свой перечень требований к психологическим особенностям человека. Постарайтесь разобраться в себе — какой вы по характеру и темпераменту и какие специальности вам по душе.

Специальность

Хочешь ли ты

Сможешь ли ты

Знаешь ли ты, что

Готов ли ты

Веришь ли ты, что

Общие черты

Понимать происходящее через призму экономических процессов, жить в «мире» денег

Постоянно следить за изменениями экономических законов и использовать их в своей работе

У экономистов часто возникают соблазны использовать служебное положение в личных целях

Заниматься математикой, профилирующими предметами для поступления на экономический факультет

Экономика – та сфера, которая управляет миром

Бухгалтер

Выступать в роли контролера, быть беспристрастным судьей, вычленять общее, подмечать мелочи

Изучать и оценивать однотипные документы на экране и в печатном варианте

Профессиональная болезнь специалистов; снижение остроты зрения

Заниматься финансовыми отчетами, готовить проекты, запоминать тематику и содержание многих документов

Экономист - бухгалтер это второй человек в фирме и на предприятии после руководителя

Ученый

Изучать экономическое развитие, искать причины изменений в экономике разных стран

Вести исследования, много читать и письменно обобщать результаты своих исследований

Найти высокооплачиваемую работу очень тяжело – можно оказаться в ситуации быть специалистом, квалифицированным сверх меры

Учить иностранные языки, практиковаться в научных исследованиях

Изыскания в экономике определяют политический и социальный «дизайн» мира

Управленец-экономист

Управлять финансовыми организациями, принимать решения относительно экономического развития различных структур

Находить разные варианты решения экономических проблем, уметь настаивать на своем и аргументировать свою правоту

Управленец постоянно думает о работе, имеет ненормированный рабочий день

Осваивать лидерские качества, изучать финансовый менеджмент

Экономическая подготовка управленца – залог его профессионального успеха

Коммерсант

Находить наилучшие пути получения прибыли для организации и заниматься продажами

Уметь извлекать пользу из любого опыта, даже отрицательного, учится в процессе работы

Малое предпринимательство не всегда предсказуемый процесс, необходимо постоянно быть готовым к неожиданностям

Участвовать в молодежных коммерческих проектах, осваивать самые разнообразные навыки, не бояться брать на себя не всегда престижную работу

Малый бизнес – основа среднего класса, а экономическая компетентность коммерсанта обеспечивает его процветание

«Игрок»

Зарабатывать деньги, используя собственную интуицию, испытывать удачу

Быть в постоянном нервно - психическом напряжении, быстро реагировать на изменения в среде

Работа сопряжена с риском проиграть и необходимостью вкладывать собственные средства в развитие дела

Интересоваться ценными бумагами, сложными схемами получения прибыли

Лучше заработать один раз и много, чем помалу в течение всей жизни

Я – экономист?

Требования, предъявляемые к экономисту:

-усидчивость

-аккуратность

-внимательность

-ответственность

-хорошая память

-нервно-психическая устойчивость

-высокая работоспособность

Медицинские противопоказания:

-нервно-психические заболевания

-сердечно-сосудистые

-хронические инфекционные

Человек не может обойтись без экономических знаний и умений. Экономическое образование всегда и везде нужно любому, так как оно «обустраивает» жизнь любого человека, а отсутствие такого образования делает человека не защищенным, лишенным значительной части адаптивного потенциала. Изучаемый в школе предмет «экономика» может служить основой будущей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"

В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...

«Значение английского язык в будущих профессиях моих одногруппников»

Когда Юлий Цезарь около двух тысяч лет назад высадился в Британии, английского языка еще не было. Сегодня на нем говорят, по крайней мере, 750 млн. человек, и почти для половины из них английский явля...

Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия» Тема: "Моя будущая профессия - юрист"

Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия» Тема: "Моя будущая профессия - юрист"Автор: Догузова Лана, студентка гр.21 Ю, специальность 40.02.01 Право и организация социаль...

Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия», Тема:Моя будущая профессия – юрист. Мое представление о ней…

Всероссийский конкурс с международным участием  «Моя будущая профессия»Тема:Моя будущая профессия –  юрист. Мое представление о ней…Автор: Гагиева Фатима, студентка гр.21 Ю, специальность 40...

Актуальность моей будущей профессии

Методическая разработка классного часа...

Обобщающий урок КВН по теме «Экономика», предмет обществознание, 11класс

Данный урок проводится в рамках предмета"Обществознание".Целью урока является  развить интерес к экономическим знаниям в нестандартной ситуации,   активизировать мыслительную ...

Внеаудиторное мероприятие на тему: Важные предметы в профессии моей

Разработка внеаудиторного мероприятия способствует раскрытию познавательного интереса к дисциплинам математике, информатике, инженерной графике, активизирует обучающихся на более углубленное их изучен...