Финансовая грамотность
статья

В современном быстроменяющемся мире умение принимать грамотные финансовые решения является одним из главных условий выживания. Планирование бюджета является обязательным навыком, необходимым для успешного существования, пусть даже это личный бюджет одного человека. Такие умения принято называть финансовой грамотностью.

Финансовая грамотность - это совокупность знаний о денежной системе, особенностях ее функционирования и регулирования, продуктах и услугах, умение использовать эти знания с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения.

 Навыки финансовой грамотности приобретаются и развиваются в течение всей жизни, начиная с раннего детства. Это происходит в процессе познания окружающего мира, наблюдения за поведением взрослых и осуществления каких-либо самостоятельных действий по приобретению и расходованию денег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья 101 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Сергиевский губернский техникум»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«РЕАЛИЗАЦИЯ КУРСОВ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Руководитель проекта: Чиннова Т.В.

                                                            Студентка: Жирякова Е.Н.

Сергиевск, 2020 г.

Аннотация проекта

В современном быстроменяющемся мире умение принимать грамотные финансовые решения является одним из главных условий выживания. Планирование бюджета является обязательным навыком, необходимым для успешного существования, пусть даже это личный бюджет одного человека. Такие умения принято называть финансовой грамотностью.

Финансовая грамотность - это совокупность знаний о денежной системе, особенностях ее функционирования и регулирования, продуктах и услугах, умение использовать эти знания с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения.

 Навыки финансовой грамотности приобретаются и развиваются в течение всей жизни, начиная с раннего детства. Это происходит в процессе познания окружающего мира, наблюдения за поведением взрослых и осуществления каких-либо самостоятельных действий по приобретению и расходованию денег.

Важно, что эти навыки приобретаются в семье, на практике, во время обсуждения  семейных покупок, отдыха, возможных доходов, совместного переживания сложных ситуаций, которые случаются в каждой семье. Жизненный опыт накапливается при распоряжении полученными или заработанными деньгами. Купив конфету или игрушку, ребенок лишает себя чего-то другого, что он мог бы купить на эти деньги. Ребенок учится осознанию того, что цена одной вещи – это лишение себя чего-то другого, возможно более нужного или важного. С возрастом приходит понимание того, какие расходы являются более важными, необходимыми или даже обязательными.

Однако не все члены нашего общества имеют возможность получить такие знания в семье. В первую очередь, это дети и женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, данный проект ориентирован на решение проблемы финансовой грамотности среди данной категории населения.

Актуальность

В современном мире все больше внимания уделяется личной финансовой практике, а именно финансовой грамотности. Во многих странах на национальном уровне реализуются проекты по повышению финансовой грамотности. У нас в стране такие предложения выдвигаются, и государство не остается в стороне. На данный момент реализуется целый ряд программ: «Государственная программа повышения финансовой грамотности в РФ», «Финансовая культура и безопасность граждан», «Проект финансового образования в России «Повышение финансовой грамотности населения с низкими доходами «Планируй свое будущее»»» и другие. Развитие этого направления в основном связано с тем, что финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они могут более ответственно относиться к управлению личными финансами, а так же повышать свой уровень благосостояния за счет рационального распределения расходов и планирования бюджета.

Развитие современной рыночной экономики предполагает широкое участие населения в долгосрочных накопительных пенсионных, страховых и ипотечных схемах, помогающих решить множество вопросов по пенсионному накоплению, социальному страхованию, образованию и жилью.

Активное сберегательное поведение населения, использование накопительных и страховых инструментов предполагает достаточный уровень финансовой грамотности, который позволяет гражданам активно взаимодействовать с финансовыми институтами. В последнее время происходит повышение роли личной ответственности за финансовые решения на фоне расширения предложений финансового рынка, общего роста доходов и сбережений населения, что делает проблему повышения финансовой грамотности еще более актуальной.

Повышение финансовой грамотности способствует росту качества финансовых услуг, расширяет возможности граждан более эффективно использовать финансовые услуги.

Актуальность данного проекта подтверждается и проведенным в сентябре этого года социологического опроса среди первокурсников ГБПОУ СО СГТ  на тему: «Оценка финансовой грамотности». Было опрошено 100 человек. Из результатов опроса можно сделать вывод, что 58 обучающихся считают себя финансово грамотными людьми и следят за личными расходами. 42 опрошенных человека нуждается в разъяснении разного рода финансовых вопросов. Таким образом, это еще раз доказывает необходимость внедрения специального курса по финансовой грамотности.

Цель проекта: разработка, апробация, внедрение и реализация комплекса образовательных мероприятий с целью активного привлечения молодежи к вопросам повышения финансовой грамотности.

Задачи:

1.  Изучить потребность и возможность обучающихся в повышении своей финансовой грамотности.

2.  Изучить предложения и структуру услуг в сфере финансовой грамотности на образовательном рынке.

3.  Разработать уроки финансовой грамотности для разных групп населения.

4.  Провести пробный цикл занятий по финансовой грамотности для студентов 1 курса.

5.  По результатам апробации, учитывая все недостатки, провести занятия в муниципальном учреждении социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних детей  «Исток» с детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей и женщинами, детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, находящимися в государственном казенном учреждении Самарской области «Сергиевский комплексный центр социального обслуживания населения «Янтарь».

6.  Сформулировать выводы и предложения по способам и вариантам повышения финансовой грамотности населения.

Целевые группы проекта:

Данный проект направлен на несовершеннолетних детей, женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В рамках программы для данной категории граждан наиболее актуальными являются вопросы по личному финансовому планированию, образовательным кредитам и банковским вкладам, сетевому маркетингу и финансовым пирамидам, банковским продуктам.

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2019 – апрель 2020 учебного года.

Планирование проекта:

1. Подготовительный.

На данном этапе необходимо:

• продумать структуру проекта

• подготовить необходимые документы для его согласования: положение о клубе волонтеров финансового просвещения,

•  продумать потребность в материально-технических ресурсах

•  Провести социологический опрос на выявление заинтересованности данной категории граждан в вопросах повышения финансовой грамотности

•  Сформировать команду для клуба волонтеров финансового просвещения из числа обучающихся техникума;

2. Реализационный.

По итогам подготовительного этапа необходимо осуществить следующее:

• Провести индивидуальные консультации;

• Провести серию занятий в МУЧ «Исток» и ГКУ СО «Сергиевский комплексный центр социального обслуживания населения «Янтарь» по главным вопросам финансового просвещения;

• Провести открытое занятие по основам финансовой грамотности;

• Провести несколько заседаний клуба, связанных с выходом проекта.

После подготовительного этапа и сформировавшейся команды, вхождение в которую подтверждается анкетой участника, будет проведено занятие на базе данных учреждений  по теме: «Пенсионная реформа в РФ», «Сетевой маркетинг и финансовые пирамиды», «Кредит - жизнь в долг или способ удовлетворения потребностей», «Банковские вклады».

3. Заключительный.

• Организованная работа клуба

• Оформление и публикация результатов проделанной работы на сайте техникума.

• Оценка эффективности проекта.

Управление проектом:

Организационный комитет:

Руководитель проекта – реализация и организация проекта;

Члены клуба – организация и координация работы;

Руководство образовательного учреждения – внедрение проекта в образовательное учреждение и контроль над деятельностью клуба.

Экспертный совет:

Преподаватели учебного заведения – консультирование по финансовой грамотности.

Оценка эффективности проекта:

• Рост численности обучающихся, получающих доступные качественные услуги дополнительного образования;

• Уменьшение финансовых рисков;

• Повышение уровня финансовой грамотности;

• Открытие раздела на сайте техникума;

•Межрегиональный обмен опытом между участниками программы клуба.

Ожидаемые результаты проекта:

• Создание и внедрение новых досуговых и образовательных программ;

• Подготовка кадров по направлению «Финансовая грамотность»;

•Увеличение числа обучающихся, принимающих участие в олимпиадах по финансовой грамотности;

•Увеличение числа детей-сирот, женщин, имеющих возможность получать доступные качественные услуги дополнительного образования;

• Рост доли преподавателей, заинтересованных в работе клуба по финансовой грамотности;

• Внедрение данного проекта в другие образовательные учреждения;

• Возможность сотрудничества с высшими профессиональными учреждениями;

• Обмен опытом с другими учебными заведениями.

Перспективы реализации проекта

• Возможное создание виртуального клуба по финансовой грамотности;

• Привлечение обучающихся к проектно-исследовательским работам по вопросам финансового просвещения;

• Поиск единомышленников, установление связей с другими учебными заведениями города, оперативный обмен опытом в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства;

• Создание пресс-центра клуба.

Смета расходов на реализацию проекта

Направление расходования средств

Предмет закупки

Сумма,

руб.

Обеспечение реализации образовательной программы в части приобретения оборудования и модернизации материально-технической и учебной базы

1. Оборудование для организации занятий:        

- ноутбук (2 штуки)

- многофункциональное устройство (принтер, сканер, копировальный модуль)

- мультимедийный проектор

- мультимедийный экран

2. Текущее обеспечение деятельности проекта:

- оплата высокоскоростного интернет соединения

- канцелярские товары

- учебная литература

- бумага офисная (10 пачек)

- оплата проезда к местам проведения занятий

3. Повышение квалификации преподавателей

Итого:

Смотри листок эксель!!!!!!!!!!!!!!

План занятий школы «Финансовая грамотность»

Тема занятия

Содержание

Принятие финансовых решений

Этот урок дает представление о факторах, которые влияют на принятие решений, знакомит с основными методами принятия правильных решений и помогает выработать практические навыки при анализе возникших проблем, разработке возможных их решений и выбора наиболее правильного из них.

Зарабатывание денег.

В этом уроке узнают о некоторых явных и скрытых издержках и преимуществах зарабатывания денег, получат полезную информацию о том, как начинать карьеру и получат практические навыки по анализу и выбору предложений о работе и трудовых договоров.

Самостоятельная жизнь

Этот урок поможет увидеть трудности, которые неизбежно сопутствуют самостоятельной жизни, даст практические навыки для сравнения желаний и действительных возможностей, а также обеспечит знаниями, необходимыми для того, чтобы понимать и верно оценивать арендные соглашения.

Личное финансовое планирование

Этот урок поможет определять финансовые цели и расставлять их в порядке приоритета, а также научит тому, как составлять личный финансовый план достижения этих целей.

Банковский сервис

Этот урок позволит сравнить и оценить различные банковские услуги, включая открытие вкладов, использование банкоматов, снятие наличных и использование он-лайн банкинга.

Покупки с умом

Этот урок дает представление о махинациях, с которыми может столкнуться потребитель, а также обеспечит знаниями, необходимыми для  эффективной защиты своих прав. 

О кредитах.

Этот урок позволит понять, что такое кредит и то, какие права и обязанности есть у кредитополучателя. Он даст представление о преимуществах и недостатках использования кредита, о кредитной истории и действиях, оказывающих на нее негативное влияние.  

Образование в кредит

Этот урок даст представление о том, какие возможности для обучения в кредит существуют, и рассказывает о том, как грамотно их использовать. 

Пластиковые карты.

Этот урок поможет сравнить различные виды кредитных карт и условия, необходимые для их получения, а также даст понимание того, какие юридические и финансовые ограничения накладываются на владельцев таких карт.

 Квартира в кредит

Этот урок исследует, какие юридические и финансовые обязательства возникают в случае покупки, обслуживания, страхования и вождения машины, а также дает детальное представление о денежных затратах, связанных с автомобилем. 

Сбережения и инвестиции

Этот урок даст представление о преимуществах и недостатках различных сберегательных и инвестиционных методов, таких как депозитные счета, ценные бумаги и т.д., а также покажет краткосрочные и долгосрочные последствия различных денежных вложений.

Страховая защита

Этот урок дает представление о современных способах страхования жизни и имущества.

Пенсионное обеспечение

Этот урок дает представление о пенсионном периоде, а также о различных способах его финансирования.

Налоги

Этот урок знакомит с системой налогообложения, правами и обязанностями налогоплательщиков, а также знакомит с механизмом налогового планирования.

Финансовые затруднения

В этом уроке будут проанализированы поведение и обстоятельства, которые могут привести к финансовым затруднениям, а также будет показано, какие есть возможности для того, чтобы их преодолеть.

Программа занятий вариативна и включает в себя  следующие блоки:

Блок № 1. Стратегический менеджмент:

  1. Введение в стратегический менеджмент;
  2. Анализ внешней и внутренней среды;
  3. Конкурентная позиция фирмы;
  4. Матрица «продукт-рынок»;
  5. SWOT-анализ;
  6. Бизнес-миссия фирмы;
  7. Корпоративные и функциональные цели фирмы;
  8. Антикризисные стратегии;

Блок № 2. Маркетинг и логистика:

  1. Маркетинг менеджмент;
  2. Логистика в управлении фирмой;
  3. Информационное обеспечение маркетинга;
  4. Оптимальное товарное и ценовое предложение;
  5. Системы распределения и продвижения продукта/услуги;
  6. Цели и стратегии логистики;

Блок № 3. Управление финансами:

  1. Стратегии управления финансами;
  2. Диагностика финансового состояния;
  3. Управление расходами-продажами-прибылью;
  4. Экономическая добавленная стоимость, финансовый риск и сбалансированный рост фирмы;

Блок № 4. Эффективная организация:

  1. Организационный уровень фирмы;
  2. Стили руководства;
  3. Управленческая команда и эффективность;
  4. Конфликты, делегирование, тайм-менеджмент;
  5. Организационная структура;
  6. Управленческая эффективность;

Блок № 5. Конкуренция за будущее:

  1. От выполнения плана к стратегиям развития;
  2. Стратегическая рефлексия;
  3. От стратегий к функциональным решениям;
  4. Управление изменениями и антикризисное развитие фирмы;

Заключительное положение

В результате реализации проекта происходит повышение коммуникативной культуры обучающегося, что является очень важным компонентом при формировании сознания студента. Происходит уменьшение количества необдуманных финансовых вложений, а также повышение доли финансово грамотного населения будет способствовать развитию финансового рынка, притоку инвестиций граждан, повышению качества предлагаемых продуктов и услуг, развитию малого и среднего бизнеса, трудовой занятости.

Для этого необходимо как можно раньше начать изучать финансовый рынок, повышать финансовую грамотность, получать практические навыки по управлению личными финансами, уметь составлять свой личный финансовый план, учиться искусству сбережения и инвестирования; необходимо формировать устойчивые взгляды на то, что финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.

Навык решения финансовых вопросов, удачно примененный на заседаниях клуба, в дальнейшем может получить продолжения в других жизненных ситуациях. Поэтому так важно обучение поведению в финансовых решениях всех участников образовательного процесса, ведь в дальнейшем опыт работы клуба можно применить на уровне города, региона и страны.

Анкета

Тема исследования: «Оценка финансовой грамотности»

Проводится опрос с целью выявления потребности обучающихся в финансовой грамотности. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Просим Вас принять участие в нашей анкете потому, что нам важно мнение каждого из Вас. Вполне возможно, что некоторые ответы могут быть полезны и для Вас.

Анкета анонимная, т. е. свое имя писать не нужно.

Правила заполнения анкеты: обведите кружком тот ответ, который, как Вы считаете, более совпадает с Вашим мнением. Заранее благодарим Вас за работу. Заполнение анкеты займёт у вас 5-7 мин.

1. Скажите, пожалуйста, ведёте ли Вы учёт своих расходов?

1. Да, я веду учёт расходов.

2. Нет, я не веду учёта.

3. Затрудняюсь ответить

2. Скажите, пожалуйста, какие вопросы о финансовом рынке, Вам сейчас особенно необходимы?

1. Банковские услуги, в частности получение образовательного кредита.

2. Консультации по планированию личного бюджета.

3. Консультации по жилищному вопросу.

4. Функционирование пенсионной системы.

5. Налогообложение доходов физических лиц и получение налоговых вычетов на обучение.

6. Другое (напишите)_________________________

7. Затрудняюсь ответить.

3. Скажите, пожалуйста, считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком?

1. Да.

2. Скорее да.

3. Скорее нет.

4. Нет.

5. Затрудняюсь ответить

4. Скажите, пожалуйста, нуждаетесь ли вы в повышении финансовой грамотности?

1. Да.

2. Скорее да.

3. Скорее нет.

4. Нет.

5. Затрудняюсь ответить.

5. Скажите, пожалуйста, необходимо ли изучение основ финансовой грамотности в школе?

1. Да.

2. Скорее да.

3. Скорее нет.

4. Нет.

5. Затрудняюсь ответить.

6. Скажите, пожалуйста, в какой форме необходимо изучение основ финансовой грамотности в школе?

1. В виде факультативных занятий.

2. В виде элективных курсов.

3. Нужны занятия по финансовой грамотности в рамках предмета «экономика».

4. Нужен отдельный предмет « Основы финансовой грамотности» в программе.

5. Нужны образовательные программы, проводимые основными участниками финансового рынка (Пенсионным фондом, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, банками).

6. Затрудняюсь ответить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"

Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"...

Презентация по финансовой грамотности "Личная финансовая безопасность. Защита от финансового мошенничества"

Финансовое мошенничество — совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения.Презентация р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»

Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка  составлена  для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...

«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА БАЗЕ ОГАПОУ «АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»»

Развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является закономерным, поскольку достаточный уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни, финансовой безопасности гр...

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС".

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ...

ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Финансовая грамотность»

ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Фин...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. ТЕМА: «ЛИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН»

Методическая разработка открытого урока является приложением к проведению урока по дисциплине «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 2 курса среднего профессионального образования...