Методическая разработка открытого урока «Достойная пенсия завтра или как выбрать НПФ»
методическая разработка

Голикова Анна Владимировна

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

открытого мероприятия по кабинету

«Достойная пенсия завтра или как выбрать НПФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ельня

2019 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_pensionnyy_fond_rf.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня

Методическая разработка

открытого мероприятия по кабинету

«Достойная пенсия завтра или как выбрать НПФ»

Ельня

2019 год

Составитель:

Голикова Анна Владимировна

Рецензент:

Методист Агеева Татьяна Николаевна

Содержание

Введение

3

Основная часть

5

Заключение

10

Список литературы

12

Приложение

13

     


Введение

В настоящее время остро стоит вопрос о необходимости повышения уровня финансовой грамотности в области пенсионного обеспечения учащихся. Это вызвано отсутствием сформированной финансовой и пенсионной культуры у молодого поколения. Современная политика государства направлена на самостоятельное участие граждан в процессе формирования пенсионных накоплений и принятие финансовых решений по  вопросу их инвестирования.

По своей природе пенсия замещает заработную плату как основной источник доходов наемного работника, когда по возрасту или состоянию здоровья он утрачивает способность полноценно трудиться. Пенсионная реформа в России предусматривает создание системы пенсионного обеспечения, которая основана на многоступенчатом подходе к формированию пенсии. Первую ступень будут составлять базовые пенсии, вторую - трудовые и третью - негосударственные пенсии.

По умолчанию, пенсионные накопления граждан находятся в ПФР, управляет этими средствами – Внешэкономбанк. Его задача – сохранить доверенные ему средства. Однако, повысить эффективность своих накоплений можно, переведя свои пенсионные накопления в один из негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Негосударственные пенсионные фонды созданы с целью максимально выгодного использования накопительной части пенсии граждан.

Негосударственный пенсионный фонд - это особое организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является пенсионное обеспечение участников фонда, осуществляемая на основе договора. К настоящему времени в  нашей стране созданы и активно работают большое число НПФ, среди которых есть крупные и стабильные, а также мало известные, созданные недавно.

НПФ призваны сохранять и приумножать пенсионные накопления и оказывать поддержку гражданам в консультационных вопросах по управлению накопительной части пенсии.

Изучение системы негосударственного пенсионного обеспечения, информированность отличительных особенностей НПФ, их возможности и риски позволит учащимся заранее позаботиться о достойном размере пенсии и поддержания качества жизни.

Поэтому в  настоящее время остаются актуальными вопросы развития социальных умений учащихся в области пенсионного  обеспечения.

Цель: составить конструкт открытого мероприятия по линии кабинета «Достойная пенсия завтра или как выбрать НПФ».

Задачи:

  • изучить нормативные документы, научно-методическую литературу;
  • создать конструкт занятия  по развитию универсальных учебных действий обучающихся при изучении темы «Достойная пенсия завтра или как выбрать НПФ»;
  • создать условия для развития универсальных учебных действий обучающихся на данном занятии в области пенсионного обеспечения.

Объект: методика преподавания финансовой грамотности в СПО.

Предмет: формирование универсальных учебных действий обучающихся на открытом мероприятии.

Планируемый результат:

  • изучена нормативная документация и научно-методическая литература по данной теме;
  • разработан конструкт мероприятия по теме темы «Достойная пенсия завтра или как выбрать НПФ», в котором отображена деятельность преподавателя и обучающегося, направленная на развитие УУД;
  • подобраны основные средства, позволяющие создать условия для развития универсальных учебных действий обучающихся на данном мероприятии.


Основная часть

Характеристика условий реализации проекта

Объект: методика преподавания финансовой грамотности по теме «Достойная пенсия завтра или как выбрать НПФ»,  в рамках кружка «Занимательная экономика».

Место: СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня

Участники проекта: преподаватель, студенты 31Е группы

Название предметной области: кружок  «Занимательная экономика»

Место занятия в логике реализации области: кружок  «Занимательная экономика» в 31Е группе.

Предполагается, что до изучения темы обучающиеся уже познакомились с пенсионной системой РФ, основами формирования пенсии, а также узнали особенности страховой и накопительной части пенсии.

Цель занятия: создание условий для анализа преимуществ и недостатков при выборе НПФ.

Конструкт мероприятия  в предметной области

«Занимательная экономика»

Тема: «Достойная пенсия завтра или как выбрать НПФ»

Тип занятия: имитационная игра

Группа: 31Е

Цели для ученика:

Личностные: получить возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; ясно и точно излагать свои мысли в устной речи; в процессе рефлексии проводить оценку и самооценку.

Метапредметные: действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, осуществлять контроль своей деятельности; решать проблемные ситуации, аргументировать свое мнение и разрешать конфликтные ситуации.

Предметные: применять понятия по теме: негосударственное пенсионное финансирование, уметь создавать успешную команду для продуктивной деятельности при выборе НПФ, способность анализировать преимущества и недостатки НПФ, владеть предметными умениями: выбирать из предложенного рейтинга НПФ.

Цель для учителя: создание условий для анализа преимуществ и недостатков при выборе НПФ.

Задачи:

  1. обучающие: (формирование познавательных и практических УУД) научить анализировать и выбирать НПФ.
  2. развивающие: (формирование регулятивных УУД) развивать умение ставить перед собой цель целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  3. воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) учиться планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме; учиться смыслообразованию, т. е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется.

Планируемый результат: умение анализировать преимущества и недостатки НПФ и выбирать лучший на данном этапе.

Методы: информационно-побуждающие, проблемные, практические, игровые, наглядные.

Материально-техническое оснащение: ПК  с выходом в интернет, мультимедийный проектор,  бумага, маркеры, раздаточный материал  с заданиями, таблицы, анкеты.

Межпредметные связи: экономика, русский язык, право, обществознание

Структура урока

/этапы, дидактические задачи/

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метод

Организационный этап

Задача:

включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне:

-обеспечение доброжелательности, собранности и волевой направленности;

-психологический настрой учащихся на предстоящую деятельность.

Актуализация знаний

Задача:

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового умения», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Мотивационный этап

Задача:

Организовать и целенаправить  познавательную деятельность учащихся к постановке целей и задач на уроке.

Организация познавательной деятельности

Задача:

Организовать и целенаправить  познавательную и практическую деятельность учащихся.

Закрепление и обобщение

Задача:

Организовать и целенаправить  практическую деятельность учащихся на решение проблемной

ситуации.

Представление результатов практической работы

Задача:

Организовать выступление  обучающихся

Закрепление и обобщение

в изменённой ситуации

Задача:

Организовать и целенаправить  практическую деятельность учащихся на решение проблемной

ситуации.

Домашнее задание

Задача:

Организовать и целенаправить  практическую деятельность учащихся домашнее задание.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Задача:

Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности.

1

4

3

20

7

5

2

2

3

Взаимное приветствие, определение отсутствующих, распределение по группам, организация внимания на доброжелательном уровне.

На прошлом занятии мы говорили о пенсионной системе. Давайте вспомним.

Блиц-опрос. /Приложение № 1./

Создание проблемной ситуации для постановки целей и задач урока.

Неоконченное предложение. Тема нашего занятия «  Достойная пенсия завтра- …  … …»

Игра – вертушка (Ажурная пила).

К нам на урок прибыли представители негосударственных пенсионных фондов: Лукойл-гарант, Сбербанк РФ, Образование, Кошелёк-рубль.

Данным тьюторам дается по 5 минут для работы в каждой команде.

Тьюторы   познакомят  Вас  с НПФ: Лукойл-гарант, Сбербанк РФ, Образование, Кошелёк-рубль и Вам предстоит проанализировать и преимущества и недостатки каждой компании. /Приложение № 2./

Вы прослушали информацию о НПФ.  Сейчас вы должны заполнить таблицу и выбрать и обосновать наиболее понравившийся НПФ. /Приложение № 3/

Контроль за представлением результатов выбора НПФ.

Молодцы! Вы проанализировали и выбрали из представленных наиболее приемлемый для Вас НПФ, но давайте совместно составим памятку «Шесть основные правила выбора НПФ». /Приложение № 4/

Написать эссе «Зачем копить на будущую пенсию?»

Подведение итогов занятия:

Ответы на вопросы по результатам занятия, закончить неоконченное предложение /тему занятия/

Вывод о достижении цели. 

Анкета – рефлексия /Приложение № 5/

Ребята, спасибо вам за занятие. У вас теперь появился опыт анализа и выбора НПФ, я надеюсь, этот опыт вам пригодится в будущем.

Спасибо за урок!

Взаимное приветствие, готовность к занятию (рабочее место, рабочая поза, внешний вид, настрой на занятие.) Рассаживаются по группам.

Отвечают на вопросы.

Ставят задачи урока, планируют результат.

/продукт, деятельность/

Участвуют в игре. Задают вопросы тьютерам.

Самостоятельное выполнение задания в группах по заполнению таблицы.

Ребята представляют и обосновывают выбор НПФ.

Предлагают основные правила для памятки

Записывают домашнее задание

Самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Самооценка продукта, самооценка деятельности.

Входной контроль, эмоциональное стимулирование

Опрос, анализ, беседа.

Информационно-побуждающий, проблемный, развитие ситуации успеха, развитие мотивационной сферы

Информационно-побуждающий, проблемный, игровой

Проблемный, практический,

сотрудничество,

самостоятельная работа.

Опрос

Информационно-побуждающий, проблемный

Проблемный

Контроль, самоконтроль, коррекция, словесные поощрения, эмоциональное стимулирование.

.

       

Заключение

В современном мире, если ты не позаботишься о своем будущем, никто о тебе не позаботится. Имитационные игры в урочной и внеурочной деятельности проецируют социальные ситуации и способствуют повышению финансовой грамотности подростков.

Данная методическая разработка, акцентируя внимание учащихся на том, что правильное формирование пенсионных накоплений является индивидуальной ответственностью каждого человека, позволяет узнать, как  формировать собственную пенсию, какой НПФ выбрать или рассмотреть другой вариант накоплений. Это возможность  применить знания в управлении своими финансами, научиться анализировать и синтезировать полученную информацию, так как без этого невозможно сделать правильный выбор НПФ.

Важным залогом успеха изучения темы является практико- ориентированная направленность  организации занятия. А эффективная работа в команде, позволит учащимся развивать коммуникативные навыки и обеспечит синергетический эффект. Для ребят в ходе игры предоставляется возможность более детально познакомиться с НПФ и проанализировать достоинства каждого фонда, провести сравнение, выбрать лучший в соответствии с заданными критериями и индивидуальными потребностями.

При планировании данного занятия, учитывались возрастные особенности учащихся. Занятия с ними традиционно ведутся по технологии проблемного обучения. Данная технология предполагает, что учащиеся сами открывают для себя новые знания посредством деятельностного подхода в форме организации творческой групповой работы.

В ходе проведения занятия использовались такие методические приемы, как  кейс – тьютеры, прием «Неоконченное предложение», «Ажурная пила», табличный анализ, памятка. Были использованы такие формы работы, как: групповая, творческая, проектная, поисковая. Происходит чередование различных видов деятельности. На уроке реализованы следующие дидактические принципы: доступность, проблемность, принцип интереса, системность, актуальность.

Педагогическая эффективность занятия

 Ожидаемый итог: не менее 85 % учащихся достигли планируемых образовательных результатов, овладели многоуровневыми умениями:

  1. Владеть информацией о видах НПФ.
  2. Анализировать и выбирать НПФ ил УК.
  3. Передавать свой социальный опыт.

Материал данного занятия может быть использован учителями как в урочной (на уроках экономики, обществознания, информатики), так и во внеурочной деятельности (классные часы).

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.1993г

2.Федеральный закон от 15.12.2001г. № 167 – ФЗ (ред. От 31.12.2002г.) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001г.)

3. Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173 – ФЗ (ред. От 31.12.2002г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001г.),  Собрание законодательства РФ, 2001, № 52, ч.1, ст.4920.

4.Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2002г № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».

5. Захаров М. Л., Севостьянова В. Б. Комментарий к новому пенсионному законодательству. – М.:ООО «ТК Велби», 2002.-335с

6. Ст. «Как самому рассчитать свою пенсию?» «Российская газета» От 6 ноября 2002 года.

6.Чижик Л. И.. Комментарий к Федеральному Закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О Трудовых пенсиях в Российской Федерации», 2005

7. Сорокин К. А. Комментарий к Новому пенсионному законодательству.-М.:Юрайт-М,2002.-400с.

Приложение 1.

Блиц-опрос?

  1. Из каких частей состоит пенсия?
  2. От каких факторов зависит размер пенсии будущего пенсионера?
  3. Почему твоя пенсия зависит от тебя?
  4. Какой частью пенсии может управлять сам гражданин?
  5. Наследуется ли накопительная часть пенсии?
  6. В каком возрасте назначается трудовая пенсия по старости?
  7. Кто имеет право на получение пенсии?
  8. Какие виды пенсии существуют?
  9. Откуда Пенсионный фонд берет деньги на выплату пенсий?
  10. Какие сведения содержит свидетельство обязательного пенсионного страхования «зеленая карточка».
  11. С какого возраста происходит регистрация гражданина в системе обязательного пенсионного страхования?
  12. Дата образования Пенсионного фонда Российской Федерации.

Приложение 2

О фонде

НПФ Сбербанка (Фонд) создан 17 марта 1995 года по решению Совета Директоров Сберегательного банка РФ в рамках действия Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года N 1077 «О негосударственных пенсионных Фондах». Организационно-правовая форма — акционерное общество. Единственным Учредителем Фонда является ПАО Сбербанк.

НПФ Сбербанка — пенсионный фонд открытого типа. Фонд предлагает широкий выбор корпоративных и индивидуальных пенсионных программ:

Надежность является определяющим фактором успешности НПФ Сбербанка.

НПФ Сбербанка является членом Национальной Ассоциации Негосударственных Пенсионных Фондов.

Для того чтобы оставаться собой в любом возрасте, не отказывать себе в любимых

Миссия фонда

Мы помогаем людям обрести уверенность в будущем и свободу для воплощения своих устремлений в настоящем.

Рейтинги

Национальным Рейтинговым Агентством 27 июля 2016 года НПФ Сбербанка подтвержден индивидуальный рейтинг надежности категории «ААА» (максимальная надежность).

Рейтинговым Агентством «Эксперт РА» (RAEX) 6 декабря 2016 года АО «НПФ Сбербанка» подтвержден рейтинг надежности «А++» «Исключительно высокий (наивысший) уровень надежности, прогноз «стабильный».

  1. Почему НПФ Сбербанка
  1. НПФ Сбербанка выбрали уже более 4,5 миллиона граждан
  2. Фонд одним из первых вошел в систему гарантирования прав застрахованных лиц
  3. Максимальный рейтинг надежности от ведущих рейтинговых агентств
  4. НПФ Сбербанка инвестирует только в надежные ценные бумаги
  5. Единственный акционер – ПАО Сбербанк, услугами которого пользуются 70% населения нашей страны
  6. Согласно закону, семьи, в которых после 1 января 2007 года появился второй, третий или последующий ребенок, имеют право на получение материнского (семейного) капитала.
  7. Размер материнского капитала индексируется ежегодно. В 2015 году для тех, кто им еще не воспользовался, размер материнского капитала составит 453 026 рублей.
  8. Средства материнского капитала, в том числе могут быть направлены на повышение накопительной пенсии матери.

Принципы инвестирования пенсионных активов НПФ Сбербанка:

  1. Сохранность пенсионных активов — основополагающий принцип, обеспечивающий уверенность наших клиентов в стабильном будущем независимо от ситуаций в экономике.
  2. Доходность, диверсификация и ликвидность инвестиционных портфелей. Фонд стремится не только сохранить, но и приумножить пенсионные накопления своих клиентов.
  3. Учет надежности ценных бумаг. Для сведения к минимуму рисков, возникающих при инвестировании активов, НПФ Сбербанка строго соблюдает законодательные требования по размещению пенсионных активов, регулярно пересматривает инвестиционные портфели в сторону инструментов с лучшей динамикой.
  4. Информационная открытость. В целях укрепления доверия клиентов, основные показатели деятельности НПФ Сбербанка публикуются в открытом доступе.
  5. Прозрачность процесса инвестирования пенсионных активов для государственных регуляторов, общественного надзора и специализированного депозитария (ООО «Депозитарная компания ипотечного покрытия»), который осуществляет ежедневный контроль соблюдения Фондом и управляющими компаниями законодательно установленного порядка инвестирования пенсионных активов.
  6. Профессиональное управление инвестиционным процессом. Использование передовых финансовых технологий при инвестировании пенсионных активов. Прогрессивное управление рисками.
  7. Инвестиционная стратегия развития НПФ Сбербанка направлена на сохранность капитала и его долгосрочный рост. Функцию преумножения пенсионных накоплений и пенсионных резервов НПФ Сбербанка доверяет надежным управляющим компаниям — профессионалам в управлении активами.

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Образование»

(Лицензия Банка России № 412 от 04.03.04 г.) создан в 2001 году Уральским отделением Российской Академии образования и Российским государственным профессионально-педагогическим университетом и на первом этапе своей деятельности был ориентирован на работу в бюджетном секторе.
Контроль за деятельностью Фонда со стороны общественности и вкладчиков осуществляет Попечительский совет.

Надёжность Фонда гарантируют:

Главная цель АО «НПФ «Образование» — помочь вам сделать будущую жизнь на пенсии достойной!

Что нужно предпринять для формирования достойного пенсионного капитала?

Что вы получаете в результате сотрудничества с АО «НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ»:

  • увеличение размера будущей трудовой пенсии
  • увеличение дохода при выходе на пенсию за счет получения негосударственной пенсии
  • индивидуальное консультирование по вопросам формирования пенсии
  • возможность отслеживания роста собственных денежных средств.

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Кошелёк-рубль»

Лидирующий фонд страны.

(Лицензия Банка России № 412 от 04.03.11 г.) создан в 2001 году Уральским отделением Крылья России и Российским фондом «Рога и копыта».
Контроль за деятельностью Фонда со стороны общественности и вкладчиков осуществляет генеральный директор фонда.
Надёжность Фонда гарантируют:

Главная цель АО «НПФ «Кошелёк - рубль» — обогащение участников фонда!

Что нужно предпринять для формирования достойного пенсионного капитала?

Что вы получаете в результате сотрудничества с АО «НПФ «Кошелёк - рубль»:

  • увеличение размера будущей прибылей
  • увеличение дохода за счет получения негосударственной пенсии
  • индивидуальное консультирование по вопросам формирования пенсии
  • возможность отслеживания роста собственных денежных средств.

Приложение 3

Заполнить таблицу:

Показатели  НПФ.

№ п/п

Показатели

Сбербанк РФ

ЛУКОЙЛ-гарант

Образование

Кошелёк-рубль

Рейтинг НПФ

Размер уставного капитала

Количество пайщиков

Доходность, диверсификация и ликвидность

Уровень надёжности (Сохранность пенсионных активов)

Прозрачность процесса инвестирования пенсионных активов

Информационная открытость.

Инвестирование материнского капитала

Корпоративные пенсионные программы

Приложение 4

Памятка.

ОБДУМАННО ВЫБИРАЙ УПРАВЛЯЮЩУЮ КОМПАНИЮ ИЛИ НПФ

СОВЕТ 1. ИЗУЧАЙ РЕЙТИНГ, РАЗМЕР УСТАВНОГО КАПИТАЛА,  ДОХОДНОСТЬ, ДИВЕРСИФИКАЦИЮ,  ЛИКВИДНОСТЬ, УРОВЕНЬ НАДЁЖНОСТИ НПФ.

СОВЕТ2. НЕ СПЕШИ ВЫХОДИТЬ НА ПЕНСИЮ

СОВЕТ 3. УЧАСТВУЙ В ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ

СОВЕТ 4. УЧАСТВУЙ В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ПРОГРАММАХ

СОВЕТ 5. ПОСТОЯННОЙ ИНТЕРЕСУЙСЯ СВОИМИ ПЕНСИОННЫМИ НАКОПЛЕНИЯМИ.

Приложение 5.

Анкета-рефлексия.

  1. Что нового Вы узнали на факультативе?
  2. Данная тема актуальна для Вас?
  3. Где можете применить полученные знания и умения?
  4. Что сможете посоветовать друзья и знакомым по данной теме?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого урока на тему: Трудовая пенсия по инвалидности, для специальности: 030912 Право и организация социального обеспечения

Данный урок предполагает обобщение и систематизацию знаний и применения их в профессиональной деятельности по теме «Трудовая пенсия по инвалидности» для студентов 2 курса специальности 030912 Право и ...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»

Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...

Методическая разработка открытого урока теоретического обучения .Урок-конкурс по профессии «штукатур»

Настоящая методическая разработка открытого урока теоретического обучения  по программе  «Технология штукатурных работ »,  составлена для мастеров производственного обучения...