Лекционный материал по предмету "Основы экономики"
учебно-методическое пособие

Юрченко Юрий Сергеевич

Лекционный материал по предмету "Основы экономики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsii_osnovy_ekonomiki.docx201.89 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 57

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»

Разработал:

Преподаватель

Ю.С. Юрченко

2020

1. Организация рабочего места на предприятии.

Численность персонала предприятия определяется числом рабочих мест. Рабочее место – это закрепленная за отдельным работником пространственная зона, оснащенная средствами труда, необходимыми для выполнения требуемой работы.

Организация рабочего места – это система мероприятий по его специализации, оснащению необходимыми средствами и предметами труда, их размещению на рабочем месте, его внешнему оформлению и созданию надлежащих условий труда.

Рабочее место характеризует первичное звено организации труда, где соединяются элементы процесса труда: предмет труда, средства труда и живой труд самого работника. Задачей организации труда является обоснование целесообразного функционального размещения элементов процесса труда для снижения трудозатрат, особенно потерь времени. Организация рабочего места должна способствовать максимальной эффективности процесса труда и быть достойной человека. Она во многом будет определять производительность и качество труда работника. Кроме того, немаловажное значение имеет обеспечение безопасности размещения и оснащения рабочего места.

В зависимости от специфики производства рабочие места можно классифицировать по разным признакам:

• по профессиям (например, рабочее место инженера-конструктора);

• по количеству исполнителей (индивидуальные или коллективные);

• по специализации (специализированные или универсальные);

• по виду производства (основного или вспомогательного);

• по типу производства (массового, серийного, единичного);

• по месту нахождения (в помещении, на открытом воздухе, под землей);

• по числу смен работы (односменные, многосменные);

• по уровню механизации (рабочие места ручной работы, механизированные, автоматизированные, аппаратные);

• по количеству оснащения, которое обслуживается (одностаночные, многостаночные);

• по специфике условий работы (стационарные и подвижные, подземные высотные, рабочие места с вредными или опасными условиями труда и др.).

Организация рабочих мест – это подчиненная целям производства система мероприятий по их оснащению средствами и предметами труда, планированию, размещению их в определенном порядке, обслуживанию и аттестации. Конкретное содержание этих мероприятий определяется характером и специализацией рабочего места, его видом и значением в производственном процессе.

Оснащение рабочего места состоит из совокупности средств труда, необходимых для выполнения конкретных трудовых функций. Сюда относятся: основное технологическое и вспомогательное оснащения; организационное оснащение (оргтехника, средства связи и сигнализации, рабочая мебель, тара и т. п.); технологическая оснастка (рабочие и измерительные инструменты, запасные ремни и т. п.); рабочая документация; средства коммуникации для подачи на рабочее место энергии, информации, материалов, сырья и др.

Комплексное оснащение рабочего места является необходимой предпосылкой эффективной организации процесса труда. Однако не менее важное условие – рациональное пространственное размещение средств оснащения на рабочем месте так, чтобы обеспечить, удобство его обслуживания, свободный доступ к механизмам экономию движений и передвижений работника, удобную рабочую позу, хороший обзор рабочей зоны, безопасность труда, экономию производственной площади, удобную взаимосвязь с сопредельными рабочими местами, с подчиненными и руководителями. Обеспечение этих условий достигается в ходе планирования рабочих мест, которое мы коротко определяем как наиболее рациональное пространственное размещение материальных элементов производства, которые составляют оснащение рабочего места, и самого работника. .

Уровень организации труда на конкретном рабочем месте зависит также от качества его обслуживания.

Обслуживание рабочего места предусматривает своевременное обеспечение его всем необходимым, включая техническое обслуживание (наладку, регулирование, ремонт); регулярную подачу необходимых видов энергии, информации и затратных материалов; контроль качества работы оснащения, транспортное и хозяйственное обслуживание (уборка, чистка оснащения, и т. п.).

Обслуживание рабочих мест осуществляется по таким функциям: подготовительная, информационная, производственная, инструментальная, наладочная, энергетическая, контрольная и т. п. Прогресс в системах обслуживания рабочих мест состоит в переходе от очередного обслуживания, то есть обслуживание по вызовам из мест остановки производства, к научно обоснованному стандартному планово-предупреждающему обслуживанию.

Поиск эффективных решений в организации рабочих мест и систем их обслуживания облегчается использованием разработанных учеными и проверенных практикой типичных проектов организации труда для массовых профессий рабочих, технических исполнителей и специалистов. Как правило, типичный проект концентрирует передовой опыт организации рабочих мест, отражая все составные этого процесса (оснащение, планирование, обслуживание, аттестация). Однако применяя типичные проекты, следует учитывать специфику конкретного производства и индивидуальные характеристики работника.

Для комплексной оценки качества организации рабочих мест, и для поиска и приведения в действие резервов повышения эффективности труда, используется механизм аттестации и рационализациирабочих мест. В ходе аттестации комплексно оцениваются техническое и организационное состояние рабочих мест, условия труда и техника безопасности, рассматриваются возможности роста фондоотдачи, использование квалификационного потенциала работников. Аттестация разрешает обнаружить отклонение от нормативных требований или от конкретных потребностей производственного процесса или исполнителя и усовершенствовать организацию рабочего места. В результате аттестации по каждому рабочему месту принимается одно из следующих решений: продолжать эксплуатацию без перемен; дозагрузить; рационализировать; ликвидировать.

Выполняя свои трудовые функции, работники несут ответственность за бесперебойную и качественную работу. Для этого они должны иметь соответствующие права и обязанности, закрепленные в соответствующих официальных документах. Эти документы разрабатываются на предприятии на основе централизованно составленных рекомендаций, называемых квалификационными справочниками должностей работников.

Справочники должностей предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом. Они используются для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и задействования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации.

Предприятие может использовать квалификационные характеристики работников, указанные в справочниках, а может брать их за основу при разработке внутренних организационно-распорядительных документов, которые будут содержать скорректированный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей конкретных условий труда. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Поскольку квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий различной отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, то в них указываются лишь наиболее характерные обязанности должности.

Квалификационная характеристика каждой должности обычно имеет три раздела. В первом разделе «Должностные обязанности» устанавливаются основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию работников.

Во втором разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов* положений и инструкций, которые работник должен применять при выполнении своих должностных обязанностей.

В третьем разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения должностных обязанностей, и требования к стажу работы.

Необходимость обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе груда выдвигает охрану труда и окружающей среды в число неотложных социальных задач. Для их решения каждый работник обязан соблюдать законодательные и другие нормативные правовые акты по охране труда, экологические стандарты и нормативы. Поэтому должностные характеристики предусматривают соблюдение на всех рабочих местах требований по охране труда, а для руководителей – обеспечение здоровых и безопасных условий труда и контроль за их соблюдением. Знание стандартов безопасности труда, экологического законодательства, норм, правил и инструкций по охране труда, средств коллективной и индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов учитывается при назначении работника -особенно руководителя – на должность.

Администрация предприятия при обосновании должностных функций работника учитывает требования квалификационных характеристик и при необходимости на их основе разрабатывает применительно к своим условиям деятельности соответствующие официальные документы местного характера. К таким документам относятся должностная инструкция, описание рабочего места и др.

Должностная инструкция – это документ, регламентирующий профессиональные функции каждой должности и содержащий требования к работнику, занимающему эту должность. Она составляется на основе тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям или на основе типовых требований к должностям руководителей и специалистов, скорректированных с учетом изменяющихся социально-экономических условий.

Должностная инструкция может быть построена следующим образом:

а) характеристика работы;

б) требования к знаниям работника, выполняющего эту работу.

В первом разделе «Характеристика работы», по аналогии с квалификационной характеристикой, указываются основные трудовые функции работника, излагаемые, как правило, последовательно, по ходу процесса труда. Во втором разделе «Должен знать» содержатся требования, предъявляемые к знаниям работника, выполняющего конкретную работу определенной сложности. Причем работник более высокой квалификации должен владеть знаниями и навыками, предъявляемыми к работникам квалификаций предыдущих уровней.

Должностная инструкция служит основанием для выявления круга профессиональных обязанностей конкретного работника, за выполнение которых он получает заработную плату. Она является тем документом, на основании которого строятся учебные программы, используемые при подготовке, переподготовке или повышении квалификации работника данной профессии.

Круг профессиональных обязанностей обычно содержит не полный перечень функций, а лишь основные из них. Предполагается, что работник также должен знать:

• отраслевые правила функционирования предприятия;

• основные правила работы и особенности конкретного вида труда;

• правила техники безопасности и противопожарные мероприятия;

• правила санитарии и гигиены;

• применяемое оборудование и правила его эксплуатации и т. д.

Иногда вместо должностной инструкции на предприятии применяют такой документ, как «Описание рабочего места». Он содержит следующие разделы: наименование должности; подчинение работника; цель работы; направление и задачи деятельности; информационные взаимоотношения; права; ответственность.

Описание рабочего места может включать требования к личности работника, например, предпочтительный пол, возраст, внешность и пр.

Работник должен соответствовать требованиям рабочего места. Однако достижение этого в коллективном труде бывает непростым условием.

2. Система подготовки рабочих кадров.

Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в профессионально-технических училищах, а также в учебных комбинатах и непосредственно на производстве. В прошлом численность рабочих, подготовляемых непосредственно на предприятии, в несколько раз превышала масштабы подготовки кадров рабочих в системе профтехобразования, правда, подготовка проводилась по относительно простым профессиям, не требующим длительных сроков освоения. 

С позиции производственно-технического назначения в обучении рабочих выделяют:

- подготовку новых рабочих; 
- переподготовку и обучение рабочих вторым (смежным) профессиям; 
- повышение квалификации. 

В отношении специалистов и руководителей обучающая функция предприятия проявляется, прежде всего, в организации повышения их квалификации. 
Обучение рабочих непосредственно на рабочем месте носит оперативный характер, всегда конкретно, так как ориентировано на освоение конкретного трудового прогресса, выполнение конкретной работы, не требует больших расходов на обучение. В процессе обучения используются такие методы, как работа в течение некоторого времени в качестве ассистента, постепенное усложнение задания, ротация (смена) рабочих мест, делегирование части функций и др. Обучение на рабочем месте характерно, прежде всего, для рабочих и простых должностей служащих.

Обучение вне рабочего места более эффективно, имеет большую теоретическую направленность, дает разностороннюю подготовку, но требует значительных затрат. 
Кроме того, работник отрывается от своей работы. Используемые здесь методы соответствуют, как правило, теоретической направленности обучения — это лекции и практические занятия в аудитории, использование деловых игр и разбор конкретных производственных ситуаций, обучающие программы, в том числе и на базе ПЭВМ, обмен опытом и др.

Обучение вне рабочего места характерно для всех категорий работников, но в большей мере для руководителей, специалистов и служащих.

C:\Users\Yurik\Downloads\img4.jpg

        


3. ОПЛАТА ТРУДА

Для эффективной деятельности руководство фирмы должно осуществлять соответствующие действия, побуждающие работников к заинтересованности в своем труде. Мотивация труда — одна из важнейших функций управления кадрами.

Мотивация труда — совокупность побудительных сил роста производительной силы труда.

К этим побудительным силам относятся не только материальные выгоды, но и моральные, выражающиеся в удовлетворенности трудом, в престижности труда, в выполнении внутренних человеческих установок, моральных потребностей.

Основными формами стимулирования труда работников на предприятии являются:

  • материальные поощрения, в числе которых заработная плата, премии, дополнительная заработная плата, надбавки,доплаты, скидки за услуги, предоставление дополнительных прав, льготы и т. п.;
  • материальное наказание снижением, лишением премий, понижением размера заработной платы, штрафами, частичным, полным или повышенным размером возмещения ущерба, нанесенного предприятию, и т. д.;
  • моральное поощрение работников путем выражения благодарности, награждения знаками отличия, выдвижения на новые, престижные должности на работе, в том числе в неформальных группах вне работы (кружках, творческих, общественных объединениях), предоставление дополнительных прав (свободный режим работы), привлечение к управлению предприятием и т. п.;
  • моральное наказание за упущения и недостатки в работе путем вынесения замечания, выговора, лишения льгот и преимуществ, снятие с престижных должностей, лишение почетных званий и крайняя мера — увольнение с работы.

Заработная плата является основным источником стимулирования и дохода работающих на предприятии. Поэтому ее размеры регулируются государством и руководителями предприятий.

Заработная плата — это часть общественного продукта, которая в денежной форме выдается работнику в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.

Основная заработная плата — вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (тарифные ставки, оклады, сдельные расценки).

Дополнительная заработная плата — вознаграждения за труд сверх установленной нормы, за трудовые успехи и за особые условия труда (доплатынадбавки, компенсационные выплаты).

Организация оплаты труда

Под организацией оплаты труда понимается совокупность мероприятий, направленных на вознаграждение за труд в зависимости от его количества и качества. При организации труда следует учитывать следующие мероприятия, связанные с нормированием труда, тарифным нормированием заработной платы разработкой форм и систем оплаты труда премированием работников. Нормирование труда основывается на установлении определенных пропорций в затратах труда, необходимых для изготовления единицы продукции или на выполнение заданного объема работы в определенных организационно-технических условиях. Главная задача нормирования труда — разработка и применение прогрессивных норм и нормативов.

Основные элементы тарифного нормирования заработной платы: тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификационный справочник.

Тарифная ставка — выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда за единицу рабочего времени (бывают часовые, дневные, месячные).

Тарифная сетка — шкала, состоящая из тарифных разрядов и тарифных коэффициентов, которые позволяют определить заработную плату любому работнику. В разных отраслях промышленности действуют различные шкалы.

Тарифно-квалификационный справочник — нормативный документ, в соответствии с которым каждому тарифному разряду предъявляются определенные квалификационные требования, т. е. перечисляются все основные виды работ и профессий и необходимые знания для их выполнения.

Элементы заработной платы

В настоящее время основными элементами оплаты труда являются схемы должностных окладов и виды заработной платы. Минимальный размер оплаты труда (формулировка Министерства труда РФ) является социальной нормой и представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, в расчете на 1 месяц.

Заработная плата ИТР и служащих определяется по штатному расписанию, т. е. на основе схемы должностных окладов и числа работников каждой группы.

Фонд заработной платы учеников определяется из численности и пособия, которое они получают. Отдельно рассчитывается заработная плата рабочих, сдельщиков и повременщиков. Заработная плата рабочих определяется на основании технического нормирования, т. е. на основании разработки норм затрат рабочего времени на единицу продукции. Нормы затрат труда включают нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания. Норма выработки — задание рабочему-сдельщику в производстве продукции требуемого качества в единицу времени в определенных условиях. Норма времени — отрезок рабочего времени (часы, дни), в течение которого рабочий должен произвести определенное количество продукции. Норма обслуживания определяет количество механизмов, которое должен обслуживать данный рабочий (или несколько) в течение смены.

В современных условиях трудовые отношения на фирмах строятся на основе трудовых договоров.

Трудовые договора бывают в форме:

  • Трудового соглашения — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями; заключается на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, территории, отрасли и профессии. Трудовое соглашение устанавливается между исполнителем и заказчиком, работником и работодателем.
  • Коллективного договора — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками организации и работодателем; предусматривает права и обязанности сторон в области социально-трудовых отношений на уровне предприятия.

Трудовой договор (контракт) может заключаться как временный на испытательный срок, на время выполнения работ, на определенный срок или неопределенный (пожизненно).

Формы оплаты труда

В настоящее время в зависимости от того, в каких экономических показателях измеряются затраты труда, применяются различные формы оплаты труда. Сдельная заработная плата устанавливается в зависимости от количества и качества затраченного труда. Повременная заработная плата устанавливается в зависимости от времени работы рабочего и его квалификации. При сдельных системах оплаты труда доход работника определяется умножением расценки на объем произведенной продукции. Расценка — это произведение часовой тарифной ставки, соответствующей разряду сложности выполняемой технологической операции или работы, на норму времени. Аккордная оплата труда устанавливается не за каждую производственную операцию, а за весь цикл работ, т. е. за аккордное задание.

В настоящее время в практике фирм общей тенденцией совершенствования систем оплаты и стимулирования труда персонала является применение повременных систем в сочетании с доплатамипремиями за личный вклад работника в увеличение дохода фирмы.

При простой повременной системе труд работника оплачивается только в зависимости от продолжительности времени его работы за тот или иной период. Контрактная форма оплаты труда предполагает оплату труда за выполненную работу с указаниями: общее положение, обязанности работника, обязанности фирмы, оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха (не нормированность труда указывается именно здесь), социальное обеспечение, льготы по социальному обслуживанию (путевки и т. п.), ответственность сторон за неисполнение обязательств. Комиссионнаяоплата труда основана на договоре комиссии, который заключается между комиссионером и комитентом.

Фонд заработной платы

В состав фонда заработной платы включаются:

  • оплата труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время;
  • премии и единовременные поощрительные выплаты;
  • стимулирующие доплаты и надбавки;
  • компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда;
  • выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.

В состав фонда заработной платы включаются выплаты за неотработанное время:

  • оплата льготных часов подростков;
  • оплата учебных отпусков;
  • оплата выполнения государственных и общественных обязанностей;
  • оплата простоев не по вине работника;
  • оплата за время вынужденного прогула;
  • оплата за период обучения работников, направленных на повышение квалификации или обучение вторым профессиям;
  • оплата донорам за дни обследования, сдачи крови.

К единовременным поощрительным выплатам относятся:

  • вознаграждение по итогам года;
  • разовые премии независимо от источников их выплаты;
  • компенсации за неиспользованный отпуск;
  • материальная помощь, предоставленная всем или большинству работников;
  • вознаграждение по итогам работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет;
  • другие единовременные выплаты, включая стоимость подарков.

К выплатам социального характера относятся:

  • надбавки к пенсиям, работающим в организации, единовременные пособия уходящим на пенсию;
  • оплата путевок работникам и членам их семей за счет средств организации;
  • компенсации женщинам, находившимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком;
  • выходное пособие при прекращении трудового договора;
  • материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т. д.;
  • оплата стоимости проезда работников и членов их семьи к месту отдыха и обратно;
  • оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом;
  • стипендии, выплачиваемые за счет средств организации.

Формы и системы заработной платы

Номинальная заработная плата — сумма денег, полученная за определенный период времени. Номинальная заработная плаза не отражает уровня цен, поэтому её увеличение не означает реального роста уровня жизни.

Реальная заработная плата — кол-во товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную зарплату.

Заработная плата может выплачиваться как за проработанное, так и неотработанное время.

Для определения размера оплаты труда с учетом его сложности и условий труда различных категорий работников большое значение имеет тарифная система.

Тарифная система — это совокупность норм, включающая тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки, должностные оклады.

Тарифно-квалификационный справочник содержит подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации исполнителя.

Тарифная ставка — это размер оплаты за труд определенной сложности, произведенный в единицу времени.

Различают две основные системы оплаты труда: сдельную и повременную.

http://www.grandars.ru/images/1/review/id/693/4135011b26.jpg

Сдельная форма оплаты труда

Сдельная система оплаты труда производится по сдельным расценкам в соответствии с количеством произведенной продукции (работ, услуг). Она подразделяется на:

1. Прямую сдельную (заработок работнику устанавливается по заранее установленной расценке за каждый вид услуг или произведенной продукции);

Пример: часовая ставка рабочего 30 руб. Норма времени на изготовление единицы продукции 2 часа. Расценка за единицу продукции 60 руб. (30 * 2). Рабочий изготовил 50 деталей.

  • Расчет: 60 руб. * 50 деталей = 3000 руб.;

2. Сдельно-прогрессивную (выработка работника в пределах нормы оплачивается по установленным расценкам, сверх нормы оплата производится по повышенным сдельным расценкам).

Пример: расценка за единицу продукции при норме 100 единиц 40 руб. Свыше 100 единиц расценка увеличивается на 10%. Фактически рабочий изготовил 120 единиц.

  • Расчет: 40 * 100 + (40 * 110% * 20) = 4880 руб.;

3. Сдельно-премиальную (заработная плата складывается из заработка по основным расценкам и премии за выполнение условий и установленных показателей премирования).

Пример: расценка за единицу продукции 50 руб. По положению о премировании предприятия, в случае отсутствия брака выплачивается премия в размере 10% заработка. Фактически рабочий изготовил 80 единиц.

  • Расчет: 50 * 80 + (4000 * 10%) = 4400 руб.;

4. Косвенно-сдельную (заработок зависит от результатов труда работников).

Пример: оплата труда работнику установлена 15% от заработной платы, начисленной бригаде. Заработок бригады составил 
15000 руб.

  • Расчет: 15000 * 15% = 2250 руб.;

5. Аккордную (размер оплаты устанавливается за весь комплекс работ).

Повременная форма оплаты труда

Повременной называется такая форма оплаты труда, при которой заработная плата работникам начисляется по установленной тарифной сетке или окладу за фактически отработанное время.

При повременной оплате труда заработок рабочего времени определяется умножением часовой или дневной тарифной ставки на количество отработанных часов или дней.

Повременно-премиальная система оплаты труда имеет две формы:

1. Простую повременную (часовая тарифная ставка умножается на количество отработанных часов).

Пример: оклад работника 2000 руб. В декабре из 22 рабочих дней он отработал 20 дней.

  • Расчет: 2000 : 22 * 20 = 1818,18 руб.;

2. Повременно-премиальную (устанавливается процентная надбавка к месячной или квартальной заработной плате).

Пример: оклад работника 2000 руб. Условиями коллективного договора предусмотрена выплата ежемесячной премии в размере 25% от заработной платы.

  • Расчет: 2000 + (2000 * 25%) = 2500 руб.

Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится на основе должностных окладов, установленных администрацией организации в соответствии с должностью и квалификацией работника.

В дополнение к системам оплаты труда может устанавливаться вознаграждение работникам организаций по итогам готовой работы. Размер вознаграждения определяется с учетом результатов труда работника и продолжительности его непрерывного стажа работы в организации.

Администрация предприятия может осуществлять доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы в соответствии с действующим законодательством.

Ночным считается время с 22 часов до 6 часов утра. Оно фиксируется в табеле каждый час ночной работы, оплачивается в повышенном размере.

К работе в ночное время не допускаются: подростки до 18 лет, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды.

Оплата за работу в ночное время производится в размере 20% тарифной ставки рабочего повременщика и сдельщика, а при многосменном режиме работы — в размере 40%.

Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего дня. Работа в сверхурочное время оформляется нарядами или таблицами. Сверхурочные работы не должны превышать четырех часов в течение двух дней подряд или 120 часов в год.

Работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Компенсация сверхурочных работ отгулом не разрешается.

В праздничные дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям.

4. Себестоимость и цена продукции.

Как формируется себестоимость и цена продукции.

Найти оптимальную цену для Вашего товара всегда нелегко. Если цена слишком высокая, Вы можете не привлечь необходимого числа покупателей, а если слишком низкая, Вы не получите достаточной прибыли. Для малой фирмы установление цены - сложный процесс, так как из-за недостаточного экономического размаха таким компаниям трудно выдержать конкуренцию в ценах. Реальность экономической жизни состоит в том, что чем больше производится единиц продукции, тем ниже их себестоимость. И это правило можно использовать для того, чтобы выиграть у конкурентов в цене и получить достаточную прибыль. Как правило, малые фирмы редко имеют такую возможность. Наоборот, они чаще сталкиваются с жесткой ценовой политикой со стороны более крупных фирм. Но и малые фирмы могут попытаться одолеть конкурентов, умело используя ценовую политику.

Что такое себестоимость продукции?

Себестоимость продукции - это текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.

В себестоимость продукции включаются:

  • материальные затраты - стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.;
  • оплата труда - заработная плата рабочих;
  • отчисления от заработной платы - отчисления в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд и др.;
  • амортизация – амортизационные отчисления на восстановление основных производственных фондов;
  • прочие затраты - арендная плата, штрафы и пени и т.д.

Таким образом себестоимость - это совокупные затраты Вашего предприятия на производство продукции. Поэтому себестоимость является основой для установления цены на продукцию.

А как определить цену на продукцию?

Цена - это одна из составляющих маркетинга наряду с продуктом, продвижением на рынок и местом продажи:

Цена - это инструмент, который позволяет Вам соотнести Ваши возможности с потребностями Ваших клиентов. Очевидно, что при определении цены наиболее правильно будет учитывать все основные факторы, хотя удельный вес каждого из них может быть различным. Цена на продукцию должна определяться после проведения тщательного анализа, с учётом её восприятия покупателями, цен конкурентов, а также с учётом производственных затрат. В конце концов, является или нет цена разумной, решит Ваш потребитель, который «голосует деньгами», приобретая тот или иной товар.

Как инструмент маркетинга, ценообразование обладает двумя основными преимуществами перед остальными составляющими, а именно:

  • цена может быть изменена быстрее и легче, чем, например, сам товар, рекламные материалы или способы распространения;
  • ценовая политика мгновенно влияет на бизнес.

Определить цену можно с помощью следующих методов:

  • Ценообразование на основе "цены с приплатой".
  • Предельное ценообразование.
  • Ценообразование в зависимости от этапа жизненного цикла товара.

Что представляет собой ценообразование на основе "цены с приплатой"?

Традиционно цена товара базируется на общей себестоимости ее производства. Если к ней сделать прибавку на прибыль (рентабельность), то мы получим так называемую "цену с приплатой".

На первый взгляд этот метод установления цены кажется вполне разумным, поскольку его основной заслугой является гарантия сохранения дела при условии продажи продукции. Но при более тщательном анализе можно заметить ряд недостатков такого метода ценообразования:

  • "Цена с приплатой" не отражает ценность товара для потребителя.
  • Игнорируется уровень спроса на Ваш товар. Например, если спрос полностью отсутствует, Вам будет крайне трудно даже просто сбыть Вашу продукцию. С другой стороны, при чрезмерном спросе Вы можете потерять отличную возможность получить достаточную прибыль.
  • Игнорируется влияние цен конкурента на спрос.
  • Многие статьи себестоимости изменяются в зависимости от объема продажи, на который в свою очередь может влиять цена. Это значит, что точно рассчитать производственную себестоимость Вашего товара можно только при заранее определенном объеме продажи.
  • Если Вы продаете целый ряд различных товаров, то трудно точно разделить их себестоимости. Это может вести либо к завышению цены товара, если на его долю распределена слишком большая себестоимость, либо к занижению цены, если распределена слишком малая себестоимость, и все это снижает прибыль.
  • Многие статьи себестоимости трудно определить заранее, и поэтому "цена с приплатой" может быта очень неточной, особенно для новых товаров.
  • При повышении эффективности и снижении себестоимости цена должна снижаться, но это также не отражает уровня спроса на Ваш товар.
  • Не принимаются во внимание конкретные цели по получению прибыли, которые Вы можете поставить перед Вашим бизнесом в целом.

Становится понятным, что себестоимость не является единственной основой для принятия ценовых решений, но многие фирмы все еще используют разные формы ценообразования на основе "цены с приплатой" со всеми вытекающими последствиями. В то же время для некоторых фирм эта формула может быть единственной отправной точкой для установления цен на продукцию.

Что представляет собой предельное ценообразование?

Этот способ ценообразования, как и ценообразование на основе "цены с приплатой", тоже основан на себестоимости, но он более сложный. Принцип предельного ценообразования заключается в том, что как только Вы достигли уровня продажи, при котором можно покрыть все расходы, включая накладные, Вы можете позволить себе снизить продажную цену на отдельные виды товаров или услуг. Способ предельного ценообразования имеет ряд привлекательных моментов, но если он используется недостаточно продуманно, то его применение может привести к неожиданным результатам. Прежде чем решиться на такой шаг, подумайте:

  • Как отреагируют другие покупатели Ваших товаров или услуг, уплатившие большую стоимость?
  • Что произойдет, если каждый покупатель будет тянуть время, чтобы использовать выгоду принципа предельного ценообразования?

Если вся Ваша деятельность основана на принципе предельного ценообразования, Вы никогда не компенсируете свои накладные расходы и в конце концов понесете убытки. Вы можете предоставлять скидки с вашей цены только при условии, что потребители, оплачивающие полную стоимость, никогда об этом не узнают, либо если Вы объявите, что за полную цену потребители получат лучший товар.

Никогда не прибегайте к предельному ценообразованию, если:

  • используются ресурсы, которые могут быть употреблены с большей отдачей;
  • это может привести к ожиданиям снижения цен на рынке со стороны потребителей;
  • может быть причинен ущерб денежному обороту;
  • это может привести к демпингу на Вашем традиционном рынке;
  • оно не было продумано как часть обоснованной стратегии, принятой на определенный период времени;
  • Вы не уверены в структуре себестоимости Вашей продукции и размерах компенсации расходов.

Каким образом ценообразование зависит от этапа жизненного цикла товара?

Жизненный цикл товара отражает динамику продажи по мере развития рынка. Ценовая политика компании должна учитывать, на каком этапе своего жизненного цикла находится той или иной товар или услуга.

Этап выхода на рынок.

На этом этапе возможны две стратегии ценообразования, исходя из оригинальности Вашего товара:

  • если Ваш товар явно отличается от товара Вашего конкурента, и Вы убеждены, что это отличие сохранится в течение определенного времени, Вы можете устанавливать высокие цены, как если бы Вы обладали чем-то вроде монополии;
  • если Ваш товар мало отличается от товара Вашего конкурента или вообще не отличается, Вы должны устанавливать низкую цену, чтобы выдержать конкуренцию и завоевать рынок.

Другими словами, чем более оригинален и необычен Ваш товар, тем более высокую цену Вы можете назначить. Не забывайте также, что цена должна быть достаточно высокой, чтобы оплатить расходы на рекламу, продвижение товара на рынок и продажу. Слишком низкая цена на этой стадии может привести к неудаче, так как у Вас просто не будет средств для того, чтобы довести Ваш товар до потенциальных потребителей и убедить их приобрести его.

Этап расширения продаж.

В этот период товар приобретает популярность, и быстрый рост продажи свидетельствует об огромной потребности в нем. Можете быть уверены, что Ваши конкуренты быстро отреагируют на требования рынка. С учетом этого Ваша цена может определяться только исходя из поведения конкурентов и их реакции на Ваши ценовые инициативы. Хотя на этом этапе Ваш выбор может быть несколько ограничен ценами конкурентов, любые изменения или отличия, которые Вы внесете в Ваш товар, могут быть вознаграждены более высокой ценой.

Этапы замедления и зрелости.

Здесь возможны две стратегии ценообразования:

  • Вы можете стабилизировать цену, признав, что война цен на этом этапе ведет к поражению;
  • Вы можете повысить цену на том основании, что некоторые конкуренты могут оставить рынок и можно извлечь больше пользы из снижения объема продажи.

Этап спада.

Здесь возможны две стратегии:

  • если у Вас еще сохраняется элемент оригинальности, Вы можете устанавливать высокие цены, так как немногие конкуренты решатся вести борьбу на заметно затухающем рынке;
  • если Ваш товар не обладает большой оригинальностью, его цена должна быть ниже среднерыночной, чтобы привлечь потребителей (но к этому времени Вы должны решить вопрос о целесообразности дальнейшего производства этого товара).

Какую бы стратегию Вы ни избрали на этом этапе, Ваш основной интерес к товару должен быть основан на стремлении к достаточному денежному обороту, который позволит Вам вкладывать деньги в новые товары. Как только старый товар перестает давать достаточную отдачу, Вы должны отказаться от него и перейти к новому.

Как выглядит схема ценообразования?

Схема ценообразования выглядит следующим образом:

Определите разброс цен у конкурентов, в пределах которого Вы можете устанавливать приблизительную "ходовую" цену Вашего товара с учетом его себестоимости. Чем выше спрос на Ваши товары, чем оригинальнее они по сравнению с товарами Ваших конкурентов, тем больше у Вас шансов поднять цену до верхнего предела. Но, к сожалению, возможно и обратное.

Цена не может иметь постоянную величину, т.к. на нее влияет спрос потребителей, цены на рынке сырья, ценовые изменения у конкурентов и т.п. Ваши цены в зависимости от внешних условий должны обладать гибкостью, которая достигается с помощью ценовой политики. Вы должны постоянно пересматривать Вашу ценовую политику, вносить в нее небольшие либо глобальные изменения и использовать в соответствии с обстоятельствами. Рассмотрим основные варианты ценовой политики:

  • Завышение цены.
  • Занижение цены.
  • Цены со скидкой.
  • Договорные цены.

Политика "завышения цены" - что это?

Завышение цены - это стратегия "снятия пенок" с рынка, невзирая на возможность расширения продажи при снижении цен.

Вы можете завышать цены только в тех случаях, когда Ваши товары существенно отличаются от товаров Ваших конкурентов. Для малой фирмы завышение цены может быть привлекательным вдвойне. Высокая цена подразумевает высокую прибыль при меньшем объеме продажи, что в свою очередь означает меньшие инвестиции в основной капитал. Это не только улучшает возврат капитала, но и требует меньших инвестиций в бизнес. Поскольку наличие финансовых ресурсов имеет решающее значение для большинства фирм, этот момент очень важен. Неудивительно, что специалисты очень часто для улучшения положения фирмы рекомендуют политику завышения цен, поэтому такой путь заслуживает серьезного внимания.

Основания для завышения цен:

  • Вы сокращаете капитал, необходимый для вложения в Ваш бизнес.
  • Вы сохраняете контроль над Вашим бизнесом путем ограничения его размера.
  • При достижении производственной мощности у Вас нет возможности продавать товары, производимые в результате дальнейшего совершенствования производства.
  • Модные товары с коротким жизненным циклом часто выгоднее продавать по высокой цене в ограниченном количестве.
  • Это позволяет увеличить прибыль, не повышая производительности.
  • Если Ваш товар достаточно оригинален, Вы можете увеличить свою прибыль.

Существует опасность, что высокие цены привлекут на рынок новых участников. Но если малая фирма имеет относительно небольшую производительность и ее продукция достаточно оригинальна, на рынке скорее всего будут появляться такие же фирмы, а преимущество сохранится за тем, кто начал первым. При необходимости всегда есть возможность снизить цены при появлении конкурентов.

До тех пор, пока объем продаваемых по высокой цене товаров дает достаточную отдачу, завышение цены можно считать эффективной ценовой политикой.

А что такое политика "занижения цены"?

Для проникновения на рынок компании часто используют политику увеличения объема продаж в ущерб прибыли путем снижения цены.

Эта стратегия служит для привлечения большого числа потребителей и увеличения объема продаж, затрудняя таким образом конкурентам проникновение на рынок. В результате растет число потребителей и повышается оборот, что в свою очередь снижает себестоимость продукции, но при этом прибыль приносится в жертву другим целям.

Политика занижения цен часто используется для увеличения доли товара на рынке с намерением в будущем постепенно повышать цены, как только будет завоевана большая часть рынка. Это служит скорее привлечению новых покупателей, чем увеличению объема продажи уже имеющимся потребителям. Основным недостатком такой политики является необходимость снизить цены для всех потребителей, как новых, так и старых. В дальнейшем проблема возникает при попытке восстановить старый уровень цен, так как это может привести к ухудшению отношений с потребителями и даже потере новых потребителей, которых привлекла низкая цена, а не достоинства Вашего товара. Следует также принять во внимание реакцию Ваших конкурентов. Не стоит прибегать к слишком резкому снижению цен, которому должны будут последовать конкуренты. Понижение цен надо проводить крайне осторожно.

Занижение цен может быть полезным при введении на рынок нового товара. Низкая цена поможет завоевать рынок сбыта, на котором еще нет постоянных потребителей. При этом следует учитывать жизненный цикл товара. Вам может и не понадобиться искусственно заниженная цена, если Ваш товар достаточно оригинален и привлекателен.

В чем суть политики "цены со скидкой "?

Цены со скидкой имеют много общего с занижением цены. Их можно предлагать потребителю с разной целью, например, как стимул для:

  • испытания новых товаров;
  • привлечения новых потребителей;
  • размещения больших заказов;
  • быстрой оплаты счетов.

Совершенно очевидно, что скидки должны быть стимулом для потребителей. При этом нужно достичь следующего баланса: скидка должна быть достаточно большой, чтобы привлечь потребителя, но не настолько, чтобы уменьшить прибыль.

Если Вы решили прибегнуть к скидкам, необходимо помнить следующее.

  • Подходите к скидкам творчески - например, устанавливайте разные скидки для разных групп потребителей.
  • Используйте скидки для распродажи залежавшихся запасов или увеличения объема заказов.
  • Постоянно пересматривайте скидки; сохраняйте гибкость.
  • Пусть потребители просят сделать скидку, не предлагайте ее автоматически.
  • Не устанавливайте скидки только потому, что все это делают.
  • Не пользуйтесь скидками, если есть другие способы достичь Ваших целей.
  • Не рекламируйте скидки.
  • Убедитесь, что скидки не рассматриваются как подачка для покупателей, скидки должны всегда предназначаться закупающей фирме, а не ее представителям.

В чем заключается политика "договорных цен"?

Договорная цена - это разновидность цены со скидкой, использование которой требует особого профессионализма.

Многие малые фирмы, а иногда и крупные, сталкиваются с тем, что потребители не всегда готовы принять предлагаемую им цену. Они используют все возможности, чтобы договориться о более низкой цене. Проблема состоит в том, что такие потребители, возможно, проводят много времени за переговорами с разными поставщиками и имеют в этом большой опыт.

Вы же можете относиться к переговорам как к побочной и не очень приятной деятельности. Тем не менее, Вы должны тоже подойти к этому квалифицированно.

Во время переговоров следует придерживаться определенных правил:

  • Относитесь к покупателям как к равным - они также заинтересованы в покупке Вашего товара, как Вы в его продаже, иначе бы они не теряли времени на встречу с Вами.
  • Четко определите цель переговоров; составьте перечень всего, чего Вы хотите достичь или узнать о покупателе и его положении.
  • Определите границы, за рамки которых Вы не будете выходить.
  • Будьте реалистом - определите, чего Вам будут стоить любые возможные уступки с Вашей стороны.
  • Не позволяйте манипулировать собой, будьте готовы сказать "нет". Получение заказа по слишком низкой цене в конечном счете может привести к плачевным результатам.
  • Имейте в виду, что агрессивное поведение используется в основном для испытания Вашего характера и решимости. Не попадайтесь на удочку, сохраняйте спокойный, деловитый тон.
  • Если Вам не хватает какой-то существенной информации, будьте готовы прервать дискуссию до получения таковой - импровизация может дорого стоить.
  • Стремитесь к сотрудничеству, а не к конфликту, который можно определить как попытку одного выиграть за счет другого.
  • Прежде чем приступить к обсуждению деталей, выслушайте покупателя и попытайтесь понять его потребности.
  • Если у Вас возникли сомнения, попытайтесь обобщить все, что уже было обсуждено и согласовано, примите к сведению достигнутые соглашения и переходите к обсуждению новых вопросов.
  • Будьте готовы идти на уступки, чтобы Вам ответили тем же. Так Вы сможете получить уступки, представляющие для Вас ценность, в ответ на Ваши уступки, которые Вам ничего не стоят, но тем не менее имеют значение для другой стороны.
  • Держитесь своей цены до последнего.
  • Постоянно подчеркивайте, какую выгоду принесет Ваше предложение.

Что влияет на выбор ценовой политики?

Ценовая политика определяется:

  • Вашими затратами (себестоимость);
  • Вашим рынком и ценами Ваших конкурентов;
  • Ценностью Ваших товаров и услуг для потребителей.

При выборе ценовой политики Вы должны руководствоваться целями, которые зависят от того, чего Вы хотите достичь на рынке, т.е. от Ваших рыночных целей:

  • получение максимальной прибыли;
  • проникновение в новую область;
  • сохранение потребителей;
  • использование резервных возможностей;
  • повышение отдачи от продажи;
  • захват места на рынке;
  • ускорение оборота или распродажа запасов;
  • победа над основными конкурентами;
  • улучшение денежного оборота;
  • защита от конкурентов;
  • создание имиджа товаров;
  • привлечение крупных оптовиков;
  • дискредитация бизнеса (намеренное завышение цены на неходовые товары).

Следует помнить, что цели Вашей ценовой политики должны соответствовать Вашим общим рыночным стремлениям. Например, если Вы хотите проникнуть в новую область, Вы должны забыть о максимальной прибыли, так как эти две цели несовместимы.

Каковы наиболее распространенные ошибки менеджеров при формировании политики ценообразования?

Заблуждений менеджеров, связанных с вопросами ценообразования, достаточно много. Рассмотрим некоторые из них:

  • Только низкая цена позволяет получить заказ. Существуют ситуации, когда занижение цен имеет смысл, но постоянное проведение политики низких цен редко заканчивается успешно. Например, если Вы поставляете товары, ассоциирующиеся с дорогим образом жизни, их низкая цена может создать впечатление дешевизны, а значит, их неадекватности.
  • Покупатели делают покупки разумно. Хотя покупатели могут вести себя разумно, они, как и все люди, подвержены эмоциям. Поскольку такие эмоции, как страх, алчность, беспокойство и т.п., часто влияют на рациональное мышление, поведение человека трудно предсказать.
  • Качество определяет цену. Качество не определяет цену, хотя оно может быть важным фактором для установления цены некоторых товаров и услуг. На практике часто происходит наоборот - при отсутствии иной информации цена рассматривается потребителем как индикатор качества. Поэтому порой цена используется как средство воздействия на восприятие качества продукции отдельными группами потребителей.
  • Для достижения успеха цены должны быть близкими к ценам конкурента. Некоторые бизнесмены считают, что проблема ценообразования состоит в том, чтобы узнать, сколько стоят конкурирующие товары, а затем назначить цену немного выше или ниже цены, установленной преуспевающим конкурентом. Такой путь может быть ошибочным. Если потребитель воспринимает Вашу продукцию как превосходящую по качеству продукцию Вашего конкурента, он может заплатить за нее гораздо больше.
  • Если вы не являетесь владельцем крупной фирмы, у вас мало шансов управлять ценами. Хотя крупные фирмы стремятся диктовать цены на рынке на товары, это еще не значит, что Вы должны им следовать. Малый бизнес должен обладать большей гибкостью, чем крупные компании. Возможно также, что Вы установите более тесную личную связь с Вашими потребителями, и это обеспечит Вам лояльность с их стороны. Таким образом, Вы можете устанавливать цены на уровне, который устраивает Вас.
  • Производитель контролирует окончательную цену для потребителя. Производители могут контролировать цену для потребителя только в двух случаях: 
    - если они продают свою продукцию непосредственно потребителю; 
    - если они так могущественны, что могут доминировать на всех стадиях распределения. 

    Фактически окончательную цену контролируют посредники и розничные торговцы. Получаемая ими прибыль должна быть такой, чтобы им было выгодно продавать Вашу продукцию, и этот фактор должен учитываться в Вашей стратегии ценообразования,
  • Цена должна быть низкой для получения первого заказа и возрастать при продолжении бизнеса. Низкая цена для получения первого заказа может фактически привести к обратным результатам по двум причинам: 
    - в представлении потребителя закрепится определенное соотношение цены с ценностью товара, и цену в дальнейшем будет трудно изменить; 
    - изменение ситуации на рынке, например, ужесточение конкуренции, может сделать невозможным дальнейшее повышение цены.

5. Рентабельность.

Субъекты рынка, ведущие хозяйственную деятельность, должны регулярно анализировать итоговые результаты проведенных работ, а также эффективность потраченных усилий. Каждый такой анализ должен завершаться подведением итогов, которые будут свидетельствовать о дальнейших перспективах развития предпринимательского дела. Если нужно выполнить экономический анализ деятельности, практически главным коэффициентом станет рентабельность.

Рентабельность простым языком

Под термином «рентабельность» подразумевается некий показатель, определяющий экономическую эффективность, характеризующий доходность от предпринимательского «труда». С помощью параметра управленец может понять, эффективно ли предприятие использует ресурсы, которые находятся в его распоряжении. К таким ресурсам могут относиться финансовые, природные, а также трудовые и экономические.

Если говорить о сфере деятельности не коммерческих структур, следует отметить, что показатель рентабельности в таком случае можно считать эффективностью, произведенной им работы. Когда речь идет об организациях коммерческого плана, важны точные показатели количественного плана. Современная экономическая теория сравнивает рентабельность с таким показателем, как КПД, который представляет собой соотношение суммы итоговых издержек и конечной прибыли, полученной от деятельности компании.

Если говорить другими словами показатель рентабельности – это простое соотношение расходов и полученных доходов. Если, подводя итоги за прошлый годы, бухгалтерия огласила, что компания получила прибыль, бизнес считается рентабельным и окупаемым.

Виды рентабельности

Сегодня рентабельность может быть представлена в разных видах, потому как для определения эффективности бизнеса могут потребоваться расчеты разного содержания. При расчетах для различных бизнес направлений нужно учесть, что коэффициенты и формулы их вычисления будут разными. Рентабельность бывает:

  1. Общая рентабельность внеоборотных и оборотных активов. Такая характеристика указывает на финансовые займы, которые были использованы организацией с целью наращивания прибыли суммой 1 рубль. Коэффициент рассчитывается, исходя из соотношения прибыли, которая значилась на балансе предприятия до уплаты полной суммы установленных налогов, и средней цены всех активов, находящихся в распоряжении компании в конкретный промежуток времени. Общая рентабельность может рассчитываться за квартал, полугодие, год или месяц и представляет собой возможность активов предприятия наращивать прибыль. Если необходимо подсчитать показатель рентабельности формирования активов, нужно разделить сумму прибыли до вычета налогов на рассчитанную среднюю стоимость активов, которые были привлечены именно в тот временной промежуток;
  2. рентабельность продукции — экономический показатель, выступающий, как соотношение между прибылью, вырученной от реализации товаров, и издержками, связанными с их производством. Полученный коэффициент даст оценку выгодности производства каждого конкретного товара;
  3. рентабельность производства подразумевает под собой специфический экономический коэффициент, который позволяет адекватно оценить целесообразность ведения какого-либо бизнеса. Чтобы его подсчитать, необходимо вычислить соотношение издержек и чистой конечной прибыли. Если балансовый показатель прибыли и баланс зафиксированных затрат положителен, работу производства можно считать рентабельной. Чтобы повысить рентабельность производства, необходимо снизить итоговую себестоимость продукции, оставив прежним ее качество или улучшив его.

Виды рентабельности и расчетные формулы

C:\Users\Yurik\Downloads\image002.jpg

Чтобы полностью раскрыть понятие рентабельность в каждом из его видов, следует представить наглядные формулы, по которым можно привести примеры расчетов. Коэффициент рентабельности:

Если говорить о вычислении эффективности ведения предприятием хозяйственной деятельности, следует отметить, что расчеты должны проводиться, беря во внимание единоразовые затраты и текущие. Современная экономтеория различает производственную рентабельность, а также рентабельность продукции:

  1. ROM – показатель рентабельности продукции считается коэффициентом, который показывает уровень эффективности всех материальных трат. Тут речь идет о соотношении прибыли, которая была получена в ходе реализации продукции, и себестоимости продаваемого товара. Показатель может рассчитываться для каждой конкретной единицы товара и для всей продукции в целом. В данном случае формула будет такой:
  1. Рентабельность производства является степенью эффективности использования принадлежащего предприятию имущества, к которому относятся средства оборотного типа и основные фонды.

Рентабельность в дополнение может воспроизводиться такими показателями:

  1. ROS — рентабельностью продаж называется соотношение прибыли, вырученной от сбыта продаваемого ассортимента и выручки предприятия. Если сказать проще, коэффициент представляет собой соотношение чистой прибыли, оставшейся после вычета налоговых отчислений, объемов продаж. Показатель отображает процент прибыли, включенный в каждый рубль, заработанный организацией. С использованием данного коэффициента происходит образование стоимости каждого товара. Показатель так же дает адекватную оценку издержек компании;
  2. ROL – показатель рентабельности рабочей силы, который показан как соотношение между чистой прибылью и численностью работников, числившихся на предприятии в определенный промежуток времени. Другими словами, управленцы организации должны контролировать порог численности работников, при котором будет возможно получение максимальной прибыли;
  3. Рентабельность услуг подряда исчисляется так:

Р подр. услуг = ( З непред. – З предст.)/З предст.

При работе с подрядчиками также необходимо учитывать, что в случае невыполнения плана подрядчик понесет значительные убытки, к примеру, штрафы и прочие санкции.

Способы повышения рентабельности

Чтобы определить тенденции в колебаниях рентабельности продаж, необходимо установить отчетный период и базисный. За основу базисного периода можно взять показатели, которые были рассчитаны за прошлый квартал или год, когда прибыль, вырученная предприятием, была максимальной. Далее коэффициент отчетного периода будет сравниваться с коэффициентом за базисный период.

Показатель рентабельности продаж можно искусственно увеличить. Для этого необходимо либо повысить цену на продаваемый товар, либо понизить себестоимость. Чтобы принять верное решение компания должна учитывать следующие факторы: колебания спроса потребителей, динамику конъюнктуры рынка, оценку работы конкурентных организаций и так далее.

В целом для повышения рентабельности, необходимо повысить прибыльность. Сделать это можно такими способами:

  1. увеличив производительные мощности. Применение достижений технического прогресса требует дополнительных материальных вложений, однако позволяет экономить в дальнейшем ходе производственного процесса. Производственное оборудование, уже находящееся на предприятии, можно модернизировать, таким образом, сэкономив ресурсы и повысив оперативность труда.
  2. повысив качество продукции можно значительно повлиять на повышение спроса;
  3. разработав грамотную маркетинговую политику, которая будет основываться на продвижении товара посредством использования конъюнктуры рынка и предпочтений покупателей. На крупных предприятиях действуют целые отделы, работа которых посвящена маркетингу. На небольших предприятиях функции маркетолога выполняют управленцы.
  4. снизив себестоимость продаваемого ассортиментного ряда. Сделать это можно, если найти поставщиков, предлагающих необходимое сырье, продукцию или услуги по ценам ниже, чем у конкурентов. Тут главное следить за качеством, которое страдать не должно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Основные средства"

Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Основные средства"...

Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Нематериальные активы"

Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Нематериальные активы"...

Лекционный материал по дисциплине "Экономика организаций". Оплата труда

Лекционный материал по дисциплине "Экономика организаций" содержит Основные понятия в сфере оплаты труда. Организацию тарифной оплаты труда и основные направления ее совершенствования. Формы и систе...

Лекционный материал по дисциплине "Клиническая фармакология"

Курс лекций по клинической фармакологии для отделения "Сестринское дело"...

Лекционный материал по предмету Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Данный материал поможет студентам специальности Преподавание в начальных классах освоить дисциплину Детская литература с практикумом по выразительному чтению...

Лекционный материал МДК 02.02

Информация для подготовки к зачету по МДК 02.02...

31.10.2019 Лекционный материал по дисциплине "Экономика отрасли"

ЛЕКЦИЯ №1 «ТРАНСПОРТ КАК СФЕРА МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА» Транспорт – важная составная часть экономики Российской Федерации. Значение транспорта определяется его ролью в террит...