Задание к практическим работам по дисциплине Маркетинг
учебно-методическое пособие

Хохлова Инна Ивановна

Задание к практическим работам по дисциплине Маркетинг

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1.

Тема: «Маркетинговая среда».

Цель:  Научиться изучать и анализировать маркетинговую среду предприятия.

Оборудование: карандаш, линейка, калькулятор.

Ход работы:

  1. Изучить микро- и макросреду ГОУ ПЛ №6 по следующей схеме:

         При изучении микросреды необходимо учитывать:

  • При характеристике поставщиков указать: где вы учились, работали, служили в армии и т.д. до поступления в ПЛ №6.
  • Характеризуя конкурентов изучить: желания – конкуренты, т.е. указать те желания в приложении своих способностей, которые вы хотели удовлетворить помимо приобретения профессии. Например, у вас был выбор: работать или учиться. Кроме того, перечислить профессии (товарно-родовые конкуренты) и учебные заведения (товарно-видовые конкуренты), которые являются конкурентами ПЛ №6.
  • При характеристике посредников, указать источники информации о ПЛ №6 (родственники друзья, газеты, радио, телевиденье и др.).
  • Характеризуя клиентуру (потребителей), указать возможные варианты трудоустройства.

  1. Проанализируйте макросреду ПЛ № 6, показав влияние следующих факторов на принятие решения.
  • Демографическая среда;
  • Экономическая среда;
  • Политическая среда;
  • Научно-технический прогресс;
  • Факторы культурного порядка.

  1. Составьте схему (см. задание 1) микросреды «Пирожковой», которая расположена возле ПЛ № 6.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое маркетинговая среда?
  2. Что такое микро- и макросреда?
  3. Назовите основные элементы микросреды.
  4. Назовите факторы макросреды.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА № 2.

Тема: «Маркетинговые исследования рынка».

Цель:  Научится проводить исследования рынка путем анкетирования.

Оборудование: карандаш, линейка, калькулятор.

Ход работы:

  1. Выберите товар и дайте характеристику его потребительских свойств.
  2. Дайте характеристику объекта исследования по основным критериям (географическим, демографическим, социальным).
  3. Разработайте анкету (12 – 15 вопросов), используя закрытые и открытые вопросы.
  4. Проведите опрос пяти респондентов и результаты представьте в  таблице

Вопросы

Респонденты

Итого

Доля одинаковых ответов, %

1

2

3

4

5

Вы любите кофе?

  • да
  • нет

+

+

+

+

+

4

1

80%

20%

С кем вы летите в путешествие?

-ни с кем

-с женой

-с детьми

+

+

+

+

+

1

2

2

20%

40%

40%

… и т. д.

  1. Составьте отчет о проделанной работе, который должен содержать следующую информацию:
  • Цель исследования;
  • Для кого и как проводились исследования;
  • Характеристика, используемых вами, методов сбора информации;
  • Вопросник (анкету);
  • Сведенья об исполнителях и источниках информации;
  • Разработку выводов и рекомендаций.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Дайте определение понятию «маркетинговые исследования» и перечислите этапы его проведения.
  2. Назовите виды и методы сбора маркетинговой информации.
  3. Перечислите  и охарактеризуйте способы связи с аудиторией.
  4. Дайте определение понятию «анкета» и назовите основные требования к составлению, виды вопросов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА № 3.

Тема: «Сегментирование рынка».

Цель: Отработка навыков сегментирования рынка по различным принципам и  

            позиционирования товара.

Оборудование: карандаш, линейка, калькулятор.

Ход работы:

     Руководитель маркетинговой службы оптовой базы должен принять решение, какой товар включить в номенклатуру базы для реализации на различных сегментах рынка. Выступите в роли руководителя и проведите следующий анализ.

  1. Выберите товар и дайте описание его свойств.
  2. Определите два типа потребителей, кто бы мог купить этот товар. Дайте им характеристику по схеме (для каждого покупателя индивидуально), т. е. выделите сегменты рынка.
  3. Выберите те характеристики и качества товара, которые подходили бы ближе всего к конкретному сегменту.
  4. Оцените количество потенциальных покупателей данного товара, если оптовая  база находится в городе Х с численностью жителей 250 человек, в т.ч.:
  • Рабочие – 38%
  • Ученые – 2%
  • Учителя, преподаватели – 12%
  • Служащие общественных учреждений – 16%
  • Медицинские работники – 10%
  • Пенсионеры – 7%
  • Другие категории работающих – 2%
  • Представители малого бизнеса – 3%
  • Студенты – 10%

           Найдите своих покупателей и рассчитайте численность сегментов.

  1. Проведите позиционирование своего товара на рынке по показателям «качество – цена». Результаты представить в виде графика (см рис.).

Качество

                                                     

                                                         Цена

  1. Сделать вывод.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Дайте определение понятиям: «целевой рынок», «сегментирование рынка»,    «позиционирование товара».
  2. Назовите методы выбора целевого рынка.
  3. Перечислите основные и специфические критерии сегментации.
  4. Этапы планирования стратегии сегментации.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4.

Вариант №1

Тема: «Товарная политика».

Цель:  Научиться классифицировать товар, уметь определять жизненный цикл  

            товара, изображать его графически.

Оборудование: карандаш, линейка, калькулятор.

Ход работы:

  1. Составьте таблицу классификации товаров по следующей форме:

Наименование

товара

Долговечность

Потребительские предпочтения

Длительного пользования

Кратковременного пользования

Предварительного выбора

Повседневного спроса

Особого спроса

Пассивного

 спроса

Хлеб

Мыло

Санки

Телевизор

Стол

Газета

Зубная паста

Магнитофон

Выберите один из товаров и объясните, почему вы отнесли его в ту или иную категорию.

  1. Укажите, какой этап жизненного цикла переживают перечисленные ниже товары

Наименование

товара

Выведения

на рынок

Рост

Зрелость

Упадок

Черно-белый телевизор

Автомобиль

CD диски

Керосин

Минеральная вода

Компьютер

  1. Постройте кривую жизненного цикла холодильника «Смоленск» по следующим данным:

Год

1947

1950

1956

1958

1960

1963

1975

1980

1985

1990

1995

Объем продаж,

тыс. руб.

5

25

40

300

500

600

700

1000

1200

70

30

  1. Охарактеризуйте этап жизненного цикла, на котором данный товар находился в 1985 году по следующей форме:

Показатель

Состояние показателя

(увеличился, уменьшился, не изменился)

Сбыт

Прибыль

Цена

Вид товара

  1. Сделать вывод.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятиям «товар», «марка», «упаковка».
  2. Назовите этапы жизненного цикла товара.
  3. На каком этапе разработки нового товара впервые вступают в контакт с потребителем.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4.

Вариант №2

Тема: «Товарная политика».

Цель:  Научиться классифицировать товар, уметь определять жизненный цикл  

            товара, изображать его графически.

Оборудование: карандаш, линейка, калькулятор.

Ход работы:

  1. Составьте таблицу классификации товаров по следующей форме:

Наименование

товара

Долговечность

Потребительские предпочтения

Длительного пользования

Кратковременного пользования

Предварительного выбора

Повседневного спроса

Особого спроса

Пассивного

 спроса

Автомобиль

Пылесос

Шампунь

Журнал

Масло

Телефон

Лыжи

Спички

Выберите один из товаров и объясните, почему вы отнесли его в ту или иную категорию.

  1. Определите, какой этап жизненного цикла переживают перечисленные ниже товары.

Наименование

товара

Выведения

на рынок

Рост

Зрелость

Упадок

Фруктовый сок

Принтер

Радиоприемник

Электрочайник

Видеокассеты

Цифровой фотоаппарат

  1. Постройте кривую жизненного цикла пишущей машинки по следующим данным:

Год

1950

1955

1960

1965

1970

1975

1980

1985

1990

1995

2000

Объем продаж,

тыс. руб.

5

25

40

300

500

900

600

300

150

50

0

  1. Охарактеризуйте этап жизненного цикла, на котором данный товар находился в 1955 году по следующей форме:

Показатель

Состояние показателя

(увеличился, уменьшился, не изменился)

Сбыт

Прибыль

Цена

Вид товара

  1. Сделать вывод.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятиям «товар», «марка», «упаковка».
  2. Назовите этапы жизненного цикла товара.
  3. На каком этапе разработки нового товара впервые вступают в контакт с потребителем.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5.

Тема: «Ценовая политика в условиях рынка».

Цель:  Научится определять продажную цену.

Оборудование: карандаш, линейка, калькулятор.

Ход работы:

  1. Вы работаете в компании, которая занимается исследованием рынка. Компания получила заказ на определение целесообразности установления цены на 400 – граммовую упаковку свежезамороженных креветок. Помимо этого, фирма – заказчик колеблется, включать ли в упаковку соус для   салата из креветок, если да то по какой цене предлагать свой товар.

      Вы провели опрос 250 человек и получили следующий результат.

Купите ли вы по цене, руб.

Просто креветки, да,

   %

Креветки с соусом, да,

 %

18.0

19,2

20,4

21,6

22,8

24,0

25,2

26,4

27,6

28,8

30,0

не по какой из этих цен

80

77

74

70

65

50

40

35

20

10

4

20

95

88

82

77

70

64

58

44

32

17

5

21

  1. Составьте  по имеющимся данным график, где цена за продукцию откладывается по горизонтальной оси (Х), а процент спроса – по вертикальной оси (У). Какой из продуктов наиболее реагирует на цену?
  2. При какой цене за простую пачку креветок желание покупать значительно падает?
  3. Какую розничную цену вы посоветуете назначить за простую пачку креветок?
  4. При какой цене за пачку креветок с соусом желание покупать значительно падает?
  5. Какую розничную цену вы посоветуете назначить фирме за пачку креветок с соусом?
  6. Какой продукт принесет наибольшую прибыль, если розничным торговцам причитается надбавка в 30% от цены, ваши затраты на поставку одной пачки простых креветок составляют 12 руб., соус стоит еще дополнительных 1,5 руб. при поставке. Решение оформить в таблице:

Показатели

Просто креветки,

руб.

Креветки с соусом, руб.

1. Розничная цена

2. Доходы розничного продавца (30%)

3. Затраты на поставку

4. Прибыль (1-2-3)

  1. Определите продажную цену мужского костюма в магазине, если известны следующие данные. Себестоимость изделия составляет 108 денежных единиц, для обеспечения финансовой устойчивости производитель назначает наценку в 10% для оптового посредника. Оптовый посредник назначает наценку в сумме 30 денежных единиц, а каждый потребитель уплачивает  розничному торговцу еще 25% от конечной продажной цены.

  1. Предприятие, выпускающее товар, имеет следующие показатели хозяйственной деятельности:

Показатели

Варианты

1

2

3

4

5

6

Постоянные издержки (ТFС), руб.

100000

120000

140000

150000

160000

170000

Диапазон выпуска в год (V), шт.

20000 -

40000

24000 -

48000

28000 -

56000

30000 -

60000

32000 -

64000

34000 -

68000

Переменные издержки на 1 изделие (TVC), руб.

6

7,2

8,4

9

9,6

10,2

Цена за 1 изделие (Р), руб.

10

12

14

15

16

17

   Провести расчеты на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Для этого определить:

  • Точку безубыточности (Т.Б.):

                      Т.Б. = ТFC / P – TVC на ед. продукции.

  • Переменные расходы на анализируемый выпуск продукции ( взять три объема: минимальный, максимальный и в точке безубыточности);

           TVC = TVC на ед. пр. х V анализируемый.

  • Общие издержки на анализируемый выпуск продукции:

           TC = TVC + TFC

  • Доход предприятия от продажи анализируемого выпуска продукции:

           D = V х P

  • Прибыль или убыток от продажи анализируемого выпуска продукции:

                      П = D – TC

  • Построить график, где на горизонтальной оси отложить выпуск продукции, на вертикальной – затраты и доход.

  1. Сделать вывод.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятиям «цена», «точка безубыточности».
  2. Перечислите факторы, оказывающие влияние на цену.
  3. Назовите этапы ценообразования.
  4. Назовите методы ценообразования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6.

Тема:  «Реклама».

Цель: Отработать последовательность действий при разработке рекламы и умение

              анализировать результаты проведение рекламных мероприятий.

Оборудование: карандаш, линейка, калькулятор.

Ход работы:

  1. Разработать технологическую карту и рекламное обращение для целевого сегмента конкретного товара. Для этого:
  • Выберите товар и дайте ему характеристику.
  • Опишите целевой сегмент для которого будет готовиться реклама.
  • Разработайте рекламу, выбрав любой канал.
  • Разработайте технологическую карту рекламы.

Наименование товара

Характеристика товара

Характеристика сегмента

Основные покупательские выгоды

Направленность рекламы

Стиль рекламы

Канал для рекламы

Текст или текстовое сопровождение

Задействованные функции зрительных элементов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

     Для составления технологической карты используйте следующие методические рекомендации по заполнению технологической карты.

  1. Выбор основной покупательской выгоды, например:
  • Экономия времени за счет покупки большого количества товара или за счет близкого расположения с местом жительства, работой, учебой;
  • Экономия средств;
  • Высокое качество.
  1. Выбор направленности рекламы:
  • Информативная (этап выхода товара на рынок и рост);
  • Увещевательная (этап зрелости товара на рынке);
  • Напоминающая (этап упадка).
  1. Определение стиля рекламы:
  • Зарисовка с натуры;
  • Акцентирование образа жизни;
  • Создание фантазийной обстановки;
  • Акцент на техническом или профессиональном опыте;
  • Использование свидетельств в пользу товара.
  1. Текст или текстовое сопровождение к рекламе.

               Эффективное рекламное объявление должно отвечать следующим  

                требованиям:

  • Привлекать и удерживать внимание целевого сегмента;
  • Доносить до аудитории прямо или косвенно, необходимое представление о предмете рекламы;
  • Вызывать положительную ответную реакцию;
  • Текст должен быть кратким и гармоничным;
  • Акцент на основной выгоде от рекламируемого товара или услуги.
  1. Задействованные функций зрительных элементов рекламы.

                Бессловесные элементы, используемые в рекламе, могут выполнять

                следующие функции:

  • Показ товара в определенной обстановке, или в процессе пользования, фокусирование внимания на упаковке или этикетке;
  • Привлечение внимания к одной или нескольким особенностям товара;
  • Демонстрация товара в работе, показ его возможностей и результатов;
  • Показ разрешения проблемы, ситуации, сложившейся после использования товара;
  • Знакомство с типом людей, пользующихся товаром, с их образом жизни;
  • Создание образа марки;
  • Создание образа изготовителя, магазина, организатора услуг, создание образа фирмы.

  1. Оценить эффективность рекламных мероприятий.

  1. В результате проведения рекламных мероприятий предприятие планировало увеличить объем продаж на 1,6 млн. руб., а прибыль на 600 тыс. руб. Фактически объем продаж увеличился  на 1,5 млн. руб., а прибыль на 400 тыс. руб. Оценить эффективность рекламы путем определения процента выполнения плана по увеличению объема продаж и прибыли.
  2. По следующим данным определите эффективность рекламы (т.е. отдачу от 1 руб., вложенного в рекламу) при условии, что прирост прибыли предприятия составил 825 тыс. руб.

           Расходы на рекламу сложились следующим образом:

           Рекламные объявления в прессе: тариф на 1см² газетной площади –

                                            250 руб., общая площадь объявления -140см²;

           Телевизионная реклама: тариф за 1 минуту демонстрации на ТВ – 8 тыс. руб.,  

                                                      всего 5 дней показа по 5 минут;

           Прямая почтовая реклама: разослано 100 тыс. рекламных листовок.      

           Изготовление – 10 руб. за штуку, рассылка – 5 руб. за штуку.

                 

  1. Используя полученный результат, сделайте вывод об эффективности  рекламных  мероприятий.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятиям «реклама», «ФОССТИС».
  2. Перечислите виды рекламы.
  3. Назовите критерии отбора канала распространения рекламы.

Раскройте сущность метода целевых альтернатив при оценки эффективности рекламы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание для практической работы по дисциплине "Ценообразование в строительстве"

Задание для практической работы по определению сметной стоимости строительно- монтажных работ, в том числе на новое строительство и на реконструкцию, составление локальных смет....

Рабочая тетрадь для выполнения практических работ по дисциплине ОП.07.«Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для студентов СПО, обучающихся по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания». Часть I.

Рабочая  тетрадь  предназначена для  выполнения   самостоятельных    и практических  работ по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга...

Сборник практических работ по дисциплине «Маркетинг»

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Маркетинг»Перечень практических работ по дисциплине: «Маркетинг» Практичес...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для выполнения практических работ по дисциплине «Маркетинг» для студентов специальности 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая тетрадь для выполнения практических работ предназначена для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине «Маркетинг, которая является важн...

Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине ОП.14 Основы экономики, менеджмента и маркетинга специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования

Рабочая тетрадь предназначена для выполнения практических работ по дисциплине ОП.14 Основы экономики, менеджмента и маркетинга специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вент...