Методическая разработка деловой игры "Налоговый инспектор"
методическая разработка

Атеева Ирина Анатольевна

Методическая разработка деловой игры "Налоговый инспектор" предназначена для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коркинский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока - деловой игры «НАЛОГОВЫЙ ИНСПЕКТОР»

по предмету: «Налоги и налогообложение»

Мировой педагогикой накоплен довольно значительный опыт использования игры в учебном процессе. В образовательных учреждениях игра чаще всего используется как средство, помогающее сделать урок более интересным, занимательным, помогающее проиллюстрировать материал. Освоение учебного материала в такой ситуации становится средством достижения игровой цели. Игра организует и поддерживает все интеллектуальные усилия студентов, они обучаются, даже не подозревая об этом.

Деловая игра - один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций. Игра способствует повышению знаний выпускников, развивает интерес к предмету и исследовательские и творческие навыки студентов, позволяет сформировать у выпускника как общие, так и профессиональные компетенции. Проведение деловой игры «Налоговый инспектор» способствует формированию у студентов общих и профессиональных компетенций по дисциплине «Налоги и налогообложение».

Общие компетенции:

-понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

-организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

-принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

-осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

-владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;

-работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

-брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

-ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 Профессиональные компетенции:

-формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.

Цели урока:

Образовательная: обобщение и закрепление знаний студентов по пройденным темам курса. В игровой форме выявить теоретические знания и практические умения и навыки студентов.

Развивающая: развитие логического мышления; активизация мыслительной деятельности студентов.

Воспитательная: формирование устойчивых интересов к профессии, воспитание творческой активности, дисциплинированности, потребности в постоянном совершенствовании своих профессиональных знаний и умений.

Тип занятия – урок систематизации и обобщения учебного материала.

 Вид занятия – деловая игра.

 Учебно-методическое обеспечение: мультимедийная система, презентация по теме урока, раздаточный материал, карточки - задания

Межпредметные связи: бухгалтерский учет, налоги и налогообложение.

Время проведения игры – 90 минут.

Количество участников – 2 команды по 5 человек.

Правила игры. Перед началом игры студенты делятся на 2 команды - налоговые инспекции. Преподаватель знакомит участников игры с правилами игры и с членами экспертной группы. Студентам объясняют ситуацию: государственная казна (бюджет) нуждается в дополнительных поступлениях денежных сумм, поэтому со столицы (г. Москвы) прислали комиссию по налогам и сбором с целью - проверить правильность исчисления и регулярность поступления налоговых сборов. И одновременно провести аттестацию налоговых работников, т.е. все ли они соответствуют своим занимаемым должностям.

 Игра состоит из 4 раундов-заданий. Каждый раунд выдержан во времени.

 1 раунд: Мини – викторина.

Цель: проверка знаний по всем темам курса.

2 раунд: Соотнести каждому из 5 налогов свои элементы налогообложения.

 Цель: проверка знаний по темам “Федеральные налоги”. За каждый правильный ответ команде присуждается один балл.

 3 раунд: Расчёт налогов.

Цель: проверка умений производить расчеты по налогам. Одновременно проводится конкурс капитанов: Капитану команды предлагается решить задачу по расчету транспортного налога. Конкурс болельщиков: Им предлагается разгадать ряд ребусов по тематике деловой игры. За правильно разгаданный ребус болельщик принесет своей команде 0, 5 балла. Право ответа предоставляется тому болельщику, кто первый поднимет руку.

4 раунд: Мини - проект “Свой налог”.

 Цель: применение знаний курса в жизненных ситуациях. В этом раунде студентам было дано задание - придумать новый налог для пополнения бюджета города и его презентовать, опираясь на теоретические знания курса и применение этих знаний в жизненных ситуациях. Это задание на активизацию мыслительной деятельности учащихся. После проведения игры подводятся итоги. Члены экспертной группы объявляют игровые результаты.

ДЕЛОВАЯ ИГРА

ХОД УРОКА

I.Организационный момент: приветствие, проверка присутствующих, ознакомление учащихся с формой занятия. Сообщение цели занятия  – 1 мин.

II.Вступительное слово преподавателя о роли налоговой службы в жизни страны. Правила проведения игры - 5 мин.        

III.Игра – 33 мин.

IV.Домашнее задание творческого характера: сделать кроссворд по терминологии пройденных темы, либо приготовить тесты не более 10 вопросов – 1 мин.

V. Подведение итогов игры. Члены жюри объявляют игровые результаты. Капитаны команды  дают самооценку действий команды в целом, в плане исполнения игровой роли. Проигравших в игре нет – 5 мин.

Преподаватель: Добрый день уважаемые гости, участники игры и болельщики.

Любому государству во все времена необходимы финансовые ресурсы для содержания и развития бюджетных отраслей экономической деятельности, таких как медицина, образование, государственная безопасность и другие.

 Поэтому существует система налогообложения. Основные функции по сбору налогов, правильность их исчисления, своевременность уплаты осуществляет налоговая инспекция.

Целью проведения игры является обобщение и закрепление знаний студентов по пройденным темам курса.

Перед началом игры необходимо ознакомиться с ее правилами. Государственная казна (бюджет) нуждается в дополнительных поступлениях денежных сумм, поэтому нам прислали комиссию по налогам и сбором с целью - проверить правильность исчисления и регулярность поступления налогов. И одновременно провести аттестацию налоговых работников, т.е. на соответствие их занимаемым должностям.

Предварительно было сформировано две налоговые инспекции, участниками которых являются студенты группы Б-58. Налоговая инспекция №1 – начальник Яковлева Анастасия; налоговая инспекция №2 – начальник Денисова Ольга. Наблюдать и оценивать действия налоговых инспекций будет экспертная группа, в которую входят: Потапова Антонина Викторовна –преподаватель спецдисциплин, студенты третьтего курса специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): Юрина, Дарья, Мухаметшина Аделина, Кучина Кристина.

Наша игра состоит из 4 раундов-заданий, где каждый раунд выдержан во времени.

1 раунд: Мини викторина «Вопрос-ответ»

2 раунд: Соотнести каждому налогу свои элементы налогообложения

3 раунд: Расчет налогов

4 раунд: Мини-проект «Свой налог»

5 раунд Домашнее задание творческого характера

1-й раунд: Мини-викторина «Вопрос-ответ»

 Цель: проверка знаний по всем темам курса. Каждой команде задаются вопросы, а она должна дать ответ. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл. Если команда затрудняется дать ответ, право ответа переходит команде соперников. Максимальное количество – 10 баллов.

2-й раунд: Соотнести каждому налогу свои элементы налогообложения

Цель: проверка знаний по теме “Федеральные налоги». В этом раунде каждая команда получает карточку с наименованием федеральных налогов, где нужно из предложенного перечня соотнести каждому налогу свои элементы налогообложения. За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 20. Время выполнения задания -8  минут.

 Пока наши налоговые инспекции работают, предлагаем болельщикам просмотреть некоторые интересные налоги, которые существовали в истории налогообложения. (доклад Кузнецова Дарья)

Преподаватель. Просим инспекциям сдать свои задания. А мы тем временем проверим этот раунд.

Налог на добавленную стоимость

 Ввоз товаров на таможенную территорию РФ,

 18, 10, 0%;

 НБ х НС – НВ;

  Налоговый период квартал, срок подачи налоговой декларации до 20 числа месяца следующего за истекшим налоговым периодам

Налог на доходы физических лиц

 Нерезидент

Благотворительность, лечение, обучение, приобретение недвижимости

 30, 35, 13, 9%

  Дт 70 Кт 68

Налог на прибыль

  Амортизационные группы

 20, 9, 15%

 Выручка от реализации продукции

 Срок подачи налоговой декларации до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

Акцизы

  Налоговая база определяется отдельно по каждому виду товара

  Налоговый период месяц

  Высокорентабельные и «социально опасные» товары, «предметы роскоши»

 Твердые, адвалорные, комбинированные ставки

Налог на добычу полезных ископаемых 

 Торф, газ, руды цветных металлов

  Лица, признаваемые пользователями недр

 Стоимость добытых полезных ископаемых

  Налоговая база определяется прямым или косвенным методом

Преподаватель: 3-й раунд: Расчет налогов

Цель: проверка умений производить расчеты по налогам. Каждая команда получает задание по расчету НДФЛ и решает свою задачу. Дополнительный балл присваивается за досрочное и точное выполнение задания. (задание прилагается). Максимальное количество – 5 баллов Время на выполнение задания - _10_ минут.

Одновременно проводится конкурс капитанов.

Конкурс капитанов: Капитану команды предлагается решить задачу по расчету транспортного налога. Максимальное количество – 5 баллов.

 Время на выполнение задания – 10 минут.

Преподаватель.

 Пока налоговые инспекции и их начальники проводят расчет налогов мы поиграем с болельщиками. Вашему вниманию будут предложены ребусы, за правильный ответ на который вы сможете принести вашей команде дополнительные 0,5 балла. Ответ будет принят у того болельщика, который первый поднимет руку. Указать какой команде присуждается правильный ответ.

 Преподаватель.

 Благодарим наших болельщиков. Просим сдать свои работы инспекциям и начальникам в экспертную группу. А мы проверим решение задач. (читает условие задач и проверяет со студентами)

  Просим экспертную группу огласить результаты по трем проведенным раундам и конкурса болельщиков.

 Преподаватель.

Приступаем к заключительному раунду, который, на наш взгляд, самый интересный.

4-й раунд: Мини-проект “Свой налог”.

Цель: применение знаний курса в жизненных ситуациях. Нашим инспекциям было предложено придумать свой налог и презентовать его, где они должны указать сущность этого налога и его основные элементы налогообложения. Максимальное количество – 5 баллов

 Преподаватель.

 Просим экспертов оценить предлагаемые налоги нашими инспекциями.

Пока эксперты работают, предлагаем нашим налоговым инспекциям озвучить свое мнение проведенного мероприятия.

Слово предоставляется нашей экспертной группе для оглашения итогов игры.

В заключении нам хотелось бы выразить слова благодарности нашим участникам игры, их болельщикам, гостям и экспертной группе. Урок окончен. Спасибо за внимание.

1 РАУНД ВОПРОСЫ:

 1 команда

1. Что такое налог?

2. Какие налоги называются федеральными?

3. Что называется ценой?

4. Разница между выручкой и себестоимостью называется…?

5. Период времени, в течение которого формируется налоговая база и определяется размер налогового обязательства

6. Налоговый период по НДС

7.Что является налоговой базой для расчета транспортного налога для автомобилей

 8.Физическое лицо, находящееся на территории России не менее 183 дней в календарном году

9. По уровню государственного управления налог на добычу полезных ископаемых относится

10.Превышение расходов над доходами

 2 команда

1. Какие налоги называются региональными или налоги субъекта

 2. Формирование доходов государства, необходимых для реализации политических, социально-экономических задач – это функция?

 3. Стоимостная, количественная и иная характеристика объекта налогообложения

4. Что является налоговой базой для расчета налога на имущество физических лиц   5. Денежная единица, копейкой сбереженная.

 6. Все затраты на производство (реализацию) продукции, работ услуг называется?

7. Что является объектом НДФЛ

8. В каком размере устанавливаются налоговые ставки по налогу на имущество организаций

9. Что является налоговой льготой по НДФЛ

 10. Основной федеральный законодательный акт, регулирующий проблемы налогообложения

Приложение №2

2 РАУНД

Соотнести каждому налогу свои элементы налогообложения

Название налога         

Элементы налога          

Налог на добавленную стоимость          

Налог на доходы физических лиц

Налог на прибыль организаций

Акцизы

Налог на добычу полезных ископаемых

1. Амортизационные группы

2. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ

3. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду товара

4. Нерезидент

5. Торф, газ, руды цветных металлов

6. 20, 9, 15%

7. Благотворительность, лечение, обучение, приобретение недвижимости

8. 18, 10, 0%

9. Налоговый период месяц

10. Выручка от реализации продукции

11. Лица, признаваемые пользователями недр

12. 30, 35, 13, 9%

13. НБ х НС – НВ

14. Высокорентабельные и «социально опасные» товары, «предметы роскоши»

15. Стоимость добытых полезных ископаемых

16. Налоговый период квартал, срок подачи налоговой декларации до 20 числа месяца следующего за истекшим налоговым периодам

17. Срок подачи налоговой декларации до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

18. Твердые, адвалорные, комбинированные ставки

19. Дт 70 Кт 68

20. Налоговая база определяется прямым или косвенным методом

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Задача

 ООО «Автопром» имеет в собственности следующие автомобили:

№ п/п

Марка автомобиля

Мощность двигателя, л.с.

Количество, шт.

МАЗ-5335

180

2

КРАЗ-255

240

3

ВАЗ-2106

90

4

КАМАЗ-5320

210

3

12 июля текущего года приобретен автобус с мощностью двигателя до 200 л.с. Рассчитайте сумму налога, которую должна уплатить организация за налоговый период на базе установленных федеральным законодательством ставок налога. Ставки налога, установленные НК РФ.

Решение:

Приложение №4

3 РАУНД ЗАДАЧА

 В 2020 году ежемесячная заработная плата бухгалтера АО «Лотос» Свиридовой Анны Николаевны составила 29 000 рублей. В марте того же года Анна Николаевна получила в подарок на 8 Марта подарок от своей фирмы кухонный комбайн стоимостью 19 000 руб. В течение года Анна Николаевна истратила на лекарства для мамы, назначенные ее лечащим врачом – 30 000 рублей. Анна Николаевна уплатила 20 000 рублей за обучение своей 20-летней дочери в московском институте на дневной форме обучения. В декабре 2020 года Анна Николаевна перечислила 40 000 рублей в благотворительный фонд спасения бродячих животных.

Определите:

1) налогооблагаемый доход Свиридовой А.Н. и НДФЛ, удержанный с нее по месту работы;

2) социальные налоговые вычеты физического лица, учитывая, что все благотворительные, образовательные и медицинские учреждения лицензированы надлежащим образом;

3) сумму налога к возврату по итогам года;

4) каким документом осуществляется перечисление налога;

5) какими бухгалтерскими проводками отражается начисление и перечисление налога?

 Решение:

1) Совокупный доход физического лица составил: 29 000 * 12 + 19 000 = 367 000 рублей

2) Сумма стандартных налоговых вычетов составила: 1 400 руб. * 1реб. * 9 мес. = 12 600 рублей

3) Сумма налога, которую удержат на работе у Свиридовой А.Н.: (367 000 – 12 600 – 4 000) * 13% = 45 552 рубля

4) Социальные вычеты Анны Николаевны составили: 30 000 + 20 000 + 40 000 = 90 000 рублей

5) Сумма налога, которую должна уплатить Свиридова с учетом социальных налоговых вычетов: (367 000 – 12 600 – 4 000 – 90 000) * 13% = 33 852 рубля

 6) Сумма налога, которую вернут Анне Николаевне по итогам года по налоговой декларации: 45 552 – 33 852 = 11 700 рублей

Проверка: 90 000 * 13% = 11 700 рублей Ответ: по месту работы с бухгалтера удержат 45 552 руб., при подаче налоговой декларации вернут 11 700 руб.

Ответ: по месту работы с бухгалтера удержат 45 552 руб., при подаче налоговой декларации вернут 11 700 руб.

Приложение №6

4 РАУНД

“Свой налог”

 название налога;

 объект налогообложения;

 сроки уплаты;

 налогоплательщики;

 налоговая ставка – определенная сумма или %;

 налоговые поступления - на что пойдут.

 история налога;

Оценочный лист для жюри

Название команд

Представление команд

1 раунд

Мини – викторина

2 раунд

Соотнести каждому из 5 налогов свои элементы налогообложения

3 раунд

Расчёт налогов

Конкурс болельщиков

4 раунд

Мини - проект “Свой налог”.

Домашнее задание

ИТОГО

Представление команд

Максимальное количество – 5 баллов

1-й раунд: Мини-викторина «Вопрос-ответ»

За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл. Время на выполнение задания - _10_ минут

2-й раунд: Соотнести каждому налогу свои элементы налогообложения

За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 20. Время выполнения задания -8  минут.

3-й раунд: Расчет налогов

Максимальное количество – 5 баллов. Время на выполнение задания - _5_ минут. Дополнительный балл присваивается за досрочное и точное выполнение задания. (задание прилагается).

Конкурс болельщиков

За правильный ответ на который вы сможете принести вашей команде дополнительный 1балл. Ответ будет принят у того болельщика, который первый поднимет руку. Указать какой команде присуждается правильный ответ

4-й раунд: Мини-проект “Свой налог”.

Максимальное количество – 5 баллов

Домашнее задание

Максимальное количество – 5 баллов. Время на выполнение задания - _5_ минут


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коркинский филиал «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» Деловая игра « Налоговый инспектор» по дисциплине: «Налоги и налогообложение »

Слайд 2

Цель занятия : обобщить и закрепить полученные теоретические знания по пройденному материалу

Слайд 3

1 раунд: Мини-викторина 2 раунд: Соотнести каждому налогу свои элементы налогообложения 3 раунд: Расчёт налогов 4 раунд: Мини-проект «Свой налог» 5 раунд : Домашнее задание Подведение итогов

Слайд 4

1 Команда 2 Команда 1. Что такое налог? 2. Какие налоги называются федеральными? 3. Что называется ценой? 4.Разница между выручкой и себестоимостью называется…? 5.Период времени, в течение которого формируется налоговая база и определяется размер налогового обязательства 6. Налоговый период по НДС 7.Что является налоговой базой для расчета транспортного налога для автомобилей 8. Физическое лицо, находящееся на территории России не менее 183 дней в календарном году 9. По уровню государственного управления налог на добычу полезных ископаемых относится 10.Превышение расходов над доходами 1. Какие налоги называются региональными или налоги субъекта 2.Формирование доходов государства, необходимых для реализации политических, социально-экономических задач – это функция? 3.Стоимостная, количественная и иная характеристика объекта налогообложения 4.Что является налоговой базой для расчета налога на имущество физических лиц 5. Денежная единица, копейкой сбереженная. 6. Все затраты на производство (реализацию) продукции, работ услуг называется? 7.Что является объектом НДФЛ 8. В каком размере устанавливаются налоговые ставки по налогу на имущество организаций 9.Что является налоговой льготой по НДФЛ 10.Основной федеральный законодательный акт, регулирующий проблемы налогообложения 1 РАУНД Ответить на вопросы

Слайд 5

Название налога Элементы налога Налог на добавленную стоимость Налог на доходы физических лиц Налог на прибыль организаций Акцизы Налог на добычу полезных ископаемых 1. Амортизационные группы 2. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ 3. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду товара 4. Нерезидент 5. Торф, газ, руды цветных металлов 6. 20, 9, 15% 7.Благотворительность, лечение, обучение, приобретение недвижимости 8. 18, 10, 0% 9. Налоговый период месяц 10. Выручка от реализации продукции 11. Лица, признаваемые пользователями недр 12. 30, 35, 13, 9% 13. НБ х НС – НВ 14.Высокорентабельные и «социально опасные» товары, «предметы роскоши» 15. Стоимость добытых полезных ископаемых 16.Налоговый период квартал, срок подачи налоговой декларации до 20 числа месяца следующего за истекшим налоговым периодам 17.Срок подачи налоговой декларации до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом 18. Твердые, адвалорные, комбинированные ставки 19. Дт 70 Кт 68 20. Налоговая база определяется прямым или косвенным методом 2 РАУНД Соотнести каждому налогу свои элементы налогообложения

Слайд 6

3 РАУНД Расчёт налогов № п / п Марка автомобиля Мощность двигателя, л.с. Количество, шт. 1 МАЗ-5335 180 2 2 КРАЗ-255 240 3 3 ВАЗ-2106 90 4 4 КАМАЗ-5320 210 3 Задача 1 ООО « Автопром » имеет в собственности следующие автомобили: 12 июля текущего года приобретен автобус с мощностью двигателя до 200 л.с. Рассчитайте сумму налога, которую должна уплатить организация за налоговый период на базе установленных федеральным законодательством ставок налога. Ставки налога, установленные НК РФ.

Слайд 7

Конкурс болельщиков РЕБУС № 1 РЕБУС № 2 РЕБУС № 3 РЕБУС № 4

Слайд 8

РЕБУС № 5 РЕБУС № 6 РЕБУС № 8 РЕБУС № 7

Слайд 9

Мини-проект “Свой налог” 4 РАУНД название налога; объект налогообложения; сроки уплаты; налогоплательщики; налоговая ставка – определенная сумма или %; налоговые поступления - на что пойдут. история налога;

Слайд 10

5 РАУНД Домашнее задание

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Деловая игра "Суд идёт"

Методическая разработка предназначена для студентов 1-5 курсов всех специальностей.  Студенты получают возможность наглядно ознакомиться с процедурой ведения судебного заседания....

Методическая разработка деловой игры на правовую тематику "Перед законом все равны, и знать законы мы обязаны"

Методическая разработка содержит как учебный, так и познавательный материал.Для того чтобы человек мог свободно жить в правовом государстве, необходимо сделать важные в правовом отношении действия: со...

Методическая разработка деловой игры по экономике "Я предприниматель"

Цель игры:  обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм; развивать умение принимать решения при возникновении различных экономических ситуаций; воспитывать умени...

2016 ПМ 06 Методическая разработка деловой игры Операционный день в банке

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ В ФОРМЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ОДИН ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕНЬ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ» по ПМ.06. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям с...

Методическая разработка. Деловая игра "Что скажет Х?" по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде

Сценарий деловой игры "Что скажет Х?"Цель: создание установок по неприятию идеологии экстремизма  среди молодежи.В основе разработки профилактического мероприятия положена деловая игра,...

Методическая разработка. Деловая игра "Двухсторонние переговоры".

В деловой игре смоделирована управленческая ситуация, которая требует от участников игры достижения конечного результата в виде построения "цепочки решений"....