Методические рекомендации для проведения урока Тема: «План счетов, счета и двойная запись» по дисциплине Основы бухгалтерского учета по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
методическая разработка

Гасанова Гулияр Адамовна

Методическая разработка разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), программы учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета.

Данный урок проводится для студентов 1 курса дневного обучения с целью углубления и закрепления знаний по теме «План счетов, счета и двойная запись».

Основной задачей урока является повторение и закрепление знаний  нового и ранее изученного материала по темам: «Бухгалтерские счета» и «Двойная запись».

При изучении дисциплины «Основы бухгалтерского учета» использование мультимедийной установки  значительно облегчает способ подачи материала студентам, т.к. позволят отразить и закрепить изученный материал разными способами.

При проведении занятия прослеживаются  междисциплинарные связи с дисциплинами: «Экономика», «Экономика организации», «Основы экономической теории».

Разработка урока включает план урока и все необходимые приложения, в том числе презентацию по теме: «План счетов, счета и двойная запись».

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Методические рекомендации

для  проведения урока

Тема: «План счетов, счета и двойная запись»

по Основы бухгалтерского учета

по специальности  38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Покачи

2021        


Методическая разработка разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), программы учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета. 

Разработчики/ Составители:

Г.А Гасанова - преподаватель  высшей  квалификационной категории

Данное пособие содержит рекомендации по организации и проведению самостоятельных работ в урочное и внеурочное время.

          Рассмотрено на заседании ПЦК  мастеров п/о и преподавателей общепрофессионального и профессионального     циклов                

Протокол №  

Рекомендовано Методическим советом БУ  «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи

Протокол №

Данный урок проводится для студентов 1 курса дневного обучения с целью углубления и закрепления знаний по теме «План счетов, счета и двойная запись».

Основной задачей урока является повторение и закрепление знаний  нового и ранее изученного материала по темам: «Бухгалтерские счета» и «Двойная запись».

При изучении дисциплины «Основы бухгалтерского учета» использование мультимедийной установки  значительно облегчает способ подачи материала студентам, т.к. позволят отразить и закрепить изученный материал разными способами.

При проведении занятия прослеживаются  междисциплинарные связи с дисциплинами: «Экономика», «Экономика организации», «Основы экономической теории».

Разработка урока включает план урока и все необходимые приложения, в том числе презентацию по теме: «План счетов, счета и двойная запись».

ПЛАН УРОКА

Предмет: «Основы бухгалтерского учета»

Группа: ПБУ-21

Тема: «Счета и  двойная запись».

Тип урока: комбинированный.

Вид: урок с применением проектной деятельности и игровых приемов.

Продолжительность занятия: 45  мин.

Цели: 

Образовательные:

  • обобщить  знания студентов по изученному материалу;
  • стимулировать познавательную активность студентов;
  • выявить качество и уровень усвоения профессиональных компетенций, полученные при изучении общепрофессиональной  дисциплины «Основы бухгалтерского учета».

Метапредметные:

  • формировать умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения экономических  наук, вырабатывать в себе качества экономически грамотного гражданина Российской Федерации.

Развивающие:

  • развивать мышление студентов, умение сравнивать, анализировать;
  • развивать речь и умение выступать перед аудиторией.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности при выполнении практического задания;
  • формировать интерес к будущей профессиональной деятельности и стремление к приобретению профессиональных навыков. 

Урок нацелен на формирование:

  • общих компетенций:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

  • профессиональных  компетенций:

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.

ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и  финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

Межпредметные связи: «Экономика», «Экономика организации», «Основы экономической теории».

Комплексно-методическое обеспечение:

  • Мультимедийный проектор;
  • Карточки с заданиями;
  • Презентация.

  1. Организационный момент

1.1. Проверка готовности к уроку (приветствие студентов; проверка отсутствующих).

- Здравствуйте! Садитесь. Староста, объявите, кто сегодня отсутствует?

Студент: (Говорит, кто отсутствует.)

    – Хорошо, продолжим.

1.2. Ознакомление с темой занятия

Сегодня мы повторим и закрепим пройденный материал по теме. А какой сейчас вы сами определите, на столах у вас лежит карточка  с темой, но она зашифрована, вы должны расшифровать тему. Кто первый угадает, поднимите руку.

Преподаватель  предлагает при помощи дешифровки расшифровать тему урока (Приложение 1).

Правильно. Тема нашего урока: «Счета и  двойная запись».

1.3.  Постановка целей

Учет и контроль на предприятии всегда играл значительную роль. В настоящее время все предприятия независимо от их форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций согласно законодательству.

Мы изучили темы, которые подтвердили значимость учета и контроля на предприятии: «Бухгалтерский баланс», «Бухгалтерские счета»  и  «Двойная запись».

Сегодня на уроке перед нами будут поставлены следующие цели: 

  1. Повторить изученный материал и практически закрепить полученные навыки и умения (при тестировании, определить вид счетов по отношению к балансу, составить бухгалтерские записи на основании журнала хозяйственных операций).
  2. Выявить качество и уровень усвоения профессиональных компетенций, полученные при изучении  ОПД «Основы бухгалтерского учета».  

Урок нацелен на проверку усвоения  общих  и профессиональных компетенций, таких как:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.

ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и  финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

Основная   теоретическая  часть

ПЛАН СЧЕТОВ

СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

Баланс (от французского «balance» – весы) представляет собой систему показателей, сгруппированных в сводную ведомость в виде двухсторонней таблицы, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату.  

В балансе хозяйственные средства представлены, с одной стороны, по их видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта, а с другой – по источникам их формирования и целевому назначению.  

Состояние хозяйственных средств и их источников показывается на определенный момент, как правило, на первое число отчетного периода в стоимостном выражении.

Актив и пассив отражают одни и те же средства предприятия, но поразному группируемые. 

Активы – это то, чем компания владеет и благодаря чему может получать экономическую выгоду в будущем. Активы делят на внеоборотные и оборотные.

Пассивы – это сведения о том, кому принадлежат активы. Пассивы делятся на собственные и заемные. 

 

Счета и двойная запись

Счет – способ группировки хозяйственных средств и источников. Счет представляет собой двухстороннюю таблицу. Записываемые на счете хозяйственные операции вызывают увеличение или уменьшение данной группы средств, для которой открыт счет.

Дебет – название той половинки счета, которая «в будущем добавит стоимость самому себе».  

А кредит – название той половинки, которая «в будущем украдет стоимость у своего дебета».

Каждый счет имеет сальдо начальное или входящий остаток, который означает наличие на предприятии указанной суммы средств или источников к началу отчетного периода. У каждого счета есть конечный остаток – сальдо конечное. На каждом счете имеются обороты по Дт и Кт – это сумма всех операций по Дт и Кт.

В зависимости от экономического содержания объекта и по отношению к балансу счета делятся на счета активные, пассивные, активно-пассивные. Их тип определяется предназначением.

 

Активные счета используются для описания хозяйственных средств по составу и размещению. У них дебет - приход, а кредит – расход.  

Счета являются активными по:

  1. экономическому содержанию – это те счета, которые предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению;
  2. балансу – когда счета (статьи) расположены в активной части баланса;
  3. сальдо (остаток) – если счета имеют дебетовый остаток. 

Пассивные счета применяются для описания источников и целевого назначения хозяйственных средств. У них дебет - расход, а кредит – приход.

Счета считаются пассивными по:

  1. экономическому содержанию – когда счета отражают учет имущества по источникам его образования;
  2. балансу – если счета (статьи) расположены в пассивной части баланса;
  3. сальдо – это те счета, которые имеют кредитовый остаток. 

Активно-пассивные счета выступают в одних случаях как активные, в других – как пассивные. Они предназначены в основном для расчетов и показывают либо долги поставщиков, либо долги покупателей. Если учитываются хоз. средства, то эти счета имеют схему счета А, если – источники – П.

Дт- он должен! Кт- он верит!

Если есть сальдо и по Дт и по Кт, то высчитываем сальдо свернутое: из большей суммы вычитаем сумму меньшую и записываем со стороны большей суммы. 

В балансе указывают только развернутое сальдо!

Главный закон бухучета — закон сохранения стоимости.  

По месту расположения в балансе счета распределяются на балансовые и забалансовые. 

Забалансовые счета предназначены для учета средств, не принадлежащих данному предприятию, но временно находящихся у него.

Средствами, отражаемыми на забалансовых счетах, могут быть арендованные основные средства, материалы, принятые в переработку, материальные ценности, принятые на ответственное хранение, условные права и обязательства и т.п.

Забалансовые счета в валюту баланса не включаются, двойная запись на забалансовых счетах не применяется. Бухгалтерский учет указанных объектов ведется по простой системе.

 

Двойная запись

Двойная запись обеспечивает взаимосвязь между счетами и необходима для:

  • создания единой системы учета;
  • контроля над использованием имеющихся ресурсов и источниками финансирования;
  • правильного формирование отчетности.

Сущность метода двойной записи заключается в отражении любой операции в бухгалтерском учете одновременно по дебету и кредиту счетов.  

Двойная запись представляет собой старейший метод бухгалтерского учета, изобретенный и описанный Лукой Пачоли в 15 веке и означает, что одна и та же сумма одновременно записывается дважды – по Дт одного счета и по Кт другого.  

Счета, между которыми устанавливается взаимосвязь, называются корреспондирующими. Запись корреспонденции счетов в двойной записи называется бухгалтерской проводкой (перевод стоимости с одного счета на другой). Стоимость со счета всегда уходит из кредита в дебет.

Представим средневекового итальянского купца. Он забирает из своей кассы 200 лир и кладет их в банк. В этом случае в его бухгалтерском учете 200 лир вытекают из кредита счета «КАССА» и вливаются в дебет счета «БАНК». Чтобы отразить это событие в своем бухгалтерском учете, купец должен положить перед собой оба счета и записать 200 лир два раза: сначала в кредитовой половинке счета «КАССА», затем в дебетовой половинке счета «БАНК».

Жан-Батист Демарше (1874–1946) – выдающийся французский ученый, создавший всем известный и популярный герб бухгалтеров, на котором изображены три предмета (солнце, весы и кривая Бернулли) и девиз «Наука – совесть – независимость»).

Типы хозяйственных операций

Первый и второй типы оказывают влияние на валюту баланса (сумма 3 разделов или итог баланса по А и П).

 1-й тип – это все хозяйственные операции, увеличивающие валюту баланса или итог баланса. Эти операции связаны с поступлением из вне имущества п\п.

А (+)Дт (А)+ П (+)Кт (П)+  ВБ (+) 

Пример:  

А) Поступили на предприятие материалы по договору дарения на сумму 300 руб. 

Дебет активного счета (увеличение +) Кредит пассивного счета (увеличение +)

 

2-й тип всегда ведет к уменьшению валюты баланса, он связан с выбытием.

А(-)Дт(П)-

П(-)Кт(А)- ВБ(-)  

 

Б) С расчетного счета оплачен счет поставщика. Дт60 Кт51 Схематически это можно отобразить следующим образом:

Третий и четвертый тип не изменяют валюту баланса.

 3-й тип связан с изменением только вида хоз. средств, т.е. одни хоз.

средства переходят в другие.

А(+) А(-) 

 ВБ не изменяется  

В) Переданы материалы со склада в цех, оттуда списаны в производство. Кт10 Дт20 

4-й тип представляет собой все движения по источникам хоз. средств.

Источник переходит в другой источник, не уходя с предприятия.

П(+) П(-) 

ВБ не изм.  

Из заработной платы удержан подоходный налог Дт70 Кт68 

 

План счетов 

План счетов – это перечень синтетических счетов, отражающий систематизированную группировку необходимой информации о всесторонней хозяйственной деятельности хозяйствующего объекта и определяющий такую организацию бухгалтерского учета, которая позволяет получать эту информацию для оперативного руководства и управления, повседневного контроля в интересах собственников, других заинтересованных лиц, органов государственной и исполнительной власти.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утверждается Приказом Минфина РФ.  

План счетов содержит наименование счетов, номера счетов и номера субсчетов, а также инструкцию по его применению.

В инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

         

Синтетический и аналитический учет

По степени детализации учета бухгалтерские счета делятся на синтетические, аналитические и субсчета.  

На синтетических счетах отражаются наличие и движение хозяйственных средств и источников в итоговой денежной оценке.  

На аналитических счетах учет ведется более детально, с разбивкой по конкретным видам средств, их открывают в развитие соответствующих синтетических счетов. Учет на аналитических счетах ведется в денежном и натуральном выражении (метрах, килограммах, тоннах, штуках и т.п.).  

Субсчета являются промежуточной группировкой средств между синтетическим и аналитическим учетом.  

 

Очевидно, что остатки и обороты синтетического счета всегда должны быть равны сумме остатков (оборотов) всех своих (открытых внутри этого счета) аналитических счетов.

Между синтетическими и аналитическими счетами существует неразрывная взаимосвязь. Она выражается в следующих равенствах:

  1. начальное сальдо по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, равняется начальному сальдо синтетического счета;
  2. обороты по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, должны быть равны оборотам синтетического счета;
  3. конечное сальдо по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, равняется конечному сальдо синтетического счета;

Синтетические счета являются счетами 1-го порядка, субсчета — счета 2-го порядка, аналитические счета — счета 3-го, 4-го и других порядков.  

Рассмотрим пример ведения синтетического и аналитического учета на счете 10 «Материалы».

Задача. Ведение аналитического учета 

На начало месяца на складе фабрики находилось 200 кг маргарина и 700 кг сахара. В течение месяца: поступило от поставщиков 130 кг маргарина и 400 кг сахара; списано в кондитерский цех 250 кг маргарина и 800 кг сахара; оприходовано 150 кг маргарина и 600 кг сахара.  

Стоимость 1 кг маргарина составляет 14 р., 1 кг сахара — 15 р.  

Задание. Оформить карточки учета материалов, аналитические счета по материалам и итоговый синтетический счет 10, определить стоимость остатка материалов на складе на конец месяца.

 

 

        Карточка складского учета 1                                              

Маргарин

Единицы измерения

Цена  руб.

Приход

Расход

Количество

Сумма

Количество

Сумма

Сн

кг

14

200

2800

 

 

Поступление

кг

14

130

1820

 

 

Списание

кг

14

 

 

250

3500

Поступление

кг

14

150

2100

 

 

Оборот

кг

14

280

3920

250

3500

Ск

кг

14

230

3220

 

 

Дт     субсчет Маргарин Кт

Сн 2800

 

 

3500

 

1820

2100

 

Об 3920

Об 3500

Ск 3220

 

         Карточка складского учета 2                                    

Сахар

Единицы измерения

Цена  руб.

Приход

Расход

Количество

Сумма

Количество

Сумма

Сн

кг

15

700

10500

 

 

Поступление

кг

15

400

6000

 

 

Списание

кг

15

 

 

800

12000

Поступление

кг

15

600

9000

 

 

Оборот

кг

15

1000

15000

800

12000

Ск

кг

15

900

13500

 

 

           Дт     субсчет Сахар     Кт                  Дт       10             Кт

Сн10500

 

 

12000

 

6000

9000

 

Об 15000

Об 12000

Ск 13500

 

Сн 13300

 

 

15500

 

 

18920

 

Ск 16720

 

                 Итоговый синтетический счет

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работы для студентов заочной формы обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по дисциплине "Маркетинг"

Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работы для студентов заочной формы обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский  учёт (по отраслям) по...

Учебно-методический комплекс по дисциплине профессионального цикла "Основы бухгалтерского учета" специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учета" (далее УМКД) предназначен для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерск...

Календарно-тематический план по ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» для специальности: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отрасл

Календарно-тематический план по профессиональному модулю ПМ 01«Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» для  специ-   ...

Методические указания по выполнению домашней контрольной работы и подготовке к промежуточной аттестации по ОП.08 Основы бухгалтерского учета ППССЗ 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (в торговле) заочная форма обучения

Методические указания по выполнению домашних контрольных работ по ОП.08 Основы бухгалтерского учета предназначены для обучающихся заочного отделения ППССЗ 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (в то...

Рабочая программа ОП. 08. Основы бухгалтерского учета специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа ОП. 08. Основы бухгалтерского учета  специальности   38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Методическая разработка проведения практического урока в форме деловой игры по МДК 01.01 .Практические основы бухгалтерского учета активов организации по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методическая разработка проведения практического урока в форме деловой игры  по МДК 01.01      .Практические основы бухгалтерского учета активов  организации  ...

Темы индивидуальных проектов по учебной дисциплине География для обучающихся СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Темы индивидуальных проектов по учебной дисциплине География для обучающихся СПО по специальности  38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.04 Коммерция (п...