ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ПРОФЕССИИ «ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ»
методическая разработка по теме

 

Основополагающим требованием общества  к современному обучению является  формирование личности, которая умела бы самостоятельно решать научные, производственные, общественные  задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять  свои знания путем самообразования, совершенствовать свои умения, творчески  её использовать на основе  известных и вновь созданных способов и средств деятельности. Внедрение и   реализация  ФГОС-3  требует  соответствующей организации учебного процесса  и составления учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала. В новых условиях  предъявляются  все более высокие требования к совершенствованию традиционных и поиску новых методов и форм организации самостоятельной  работы. В данной  работе я  представлю   формы и методы  организации самостоятельной работы студентов, а также поделюсь с опытом  организации самостоятельной работы  обучающихся по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терёшкина»

ПРОЕКТ

ОРГАНИЗАЦИИ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  СТУДЕНТОВ

ПО ПРОФЕССИИ  «ЭЛЕКТРОМОНТЕР  ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ»

Лесной

2013 г

Разработал:   преподаватель профессионального и общепрофессионального цикла по профессиям электроэнергетического профиля ГБОУ СПО СО  «Полипрофильный техникум им. О.В. Терёшкина»  -  Белов Александр Анатольевич

Глава 1 Организация самостоятельной  работы  обучающихся

              Основополагающим требованием общества  к современному обучению является  формирование личности, которая умела бы самостоятельно решать научные, производственные, общественные  задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять  свои знания путем самообразования, совершенствовать свои умения, творчески  её использовать на основе  известных и вновь созданных способов и средств деятельности. Внедрение и   реализация  ФГОС-3  требует  соответствующей организации учебного процесса  и составления учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала. В новых условиях  предъявляются  все более высокие требования к совершенствованию традиционных и поиску новых методов и форм организации самостоятельной  работы. В данной  работе я  представлю   формы и методы  организации самостоятельной работы студентов, а также поделюсь с опытом  организации самостоятельной работы  обучающихся по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

1. ОРЕДЕЛЕНИЕ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

                Для формирования целостной и гармоничной личности  необходимо систематическое включение её в самостоятельную работу, которая в процессе особого вида  учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает  характер проблемно-поисковой деятельности.            

                Самостоятельная работа студентов -  это не форма организации учебных занятий и не метод обучения.  Её необходимо  рассматривать как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность. Таким образом, самостоятельная работа студентов – это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного участия  преподавателя, хотя и направляется им.  При самостоятельной работе студенту необходимо осознавать  характер выполняемой работы, самому определять и находить способы преодоления возникающих трудностей и организовывать свою деятельность.

2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

                 Самостоятельная работа,  как форма внеурочной деятельности, по своей сути понятие не новое, и не так давно  называлась  – домашнее задание. В  работе с обучающимися я использовал некоторые формы  самостоятельной работы, такие как: решение задач, заданий по составлению электрических схем, составление презентаций и т.д. Чаще всего все это выполнялось  лишь студентами, которые положительно мотивированы на получение качественного образования.  Современные требования к самостоятельной работе  нам трактуют другие  правила  и первое из них: вовлечение в процесс самостоятельной работы всех обучающихся. А это проблема, которую необходимо решить. Вопрос - как?

                Результативность самостоятельной работы зависит, прежде всего, от постановки целей. Четко поставленная преподавателем и принятая студентом цель стимулирует мотивацию в начале работы, а в дальнейшем является важным регулятором  самостоятельной деятельности. Вызвать активное отношение студентов к цели работы, сделать эту цель привлекательной – в этом суть  целеполагания. Достигается это через рациональную организацию учебного процесса, задание, контроль.

3 МОДЕЛЬ  ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Задачи самостоятельной работы:

Задачи самостоятельной работы

Задачи преподавателя

систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

Ознакомление обучающихся с целями, содержанием, средствами, объемом, сроками выполнения, формами контроля.

углубление  и расширение теоретических знаний;

Оказание консультативной помощи;

развитие  познавательных способностей и активности обучающихся, способности к саморазвитию, к самостоятельному мышлению и т.д.

Контроль за качеством выполнения.

        

Модель организации самостоятельной работы обучающихся

1 Этап  -  Подготовка  нормативной документации самостоятельной работы обучающихся:

-  Федеральный государственный  образовательный стандарт НПО   по профессии;

-  Рабочий учебный план по ОПОП;

-   Календарный график учебного процесса по ОПОП ;

-  Рабочие учебные программы по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам ОПОП;

-  Положение об организации самостоятельной работы студентов ОУ;

- Программы самостоятельной работы по учебным  дисциплинам, междисциплинарным курсам по ОПОП;

- Типологизация  заданий по группам профессиональных задач, определяющих  профессиональную компетентность.

-  журнал выполнения  самостоятельной работы студентами.

2  Этап -   Организация условий для  самостоятельной работы

- планирование  самостоятельной работы студентов в тематическом планировании учебной дисциплины, междисциплинарного курса  в программе самостоятельной работы студентов;

- согласование индивидуальных планов самостоятельной работы студентов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов;

- дифференциация содержания учебного материала в соответствии с повышением  уровня  сложности  предлагаемых заданий внутри дисциплины и междисциплинарного курса;

- накопительная оценка  самостоятельной работы студентов: балльно-рейтинговая система;

- текущий и итоговый контроль; групповые и индивидуальные формы контроля.

3 Этап -  Педагогическая поддержка и консультация преподавателя

-  инструктаж по содержанию и алгоритму выполнения задания;

-  график консультаций (индивидуальных и групповых) по оказанию помощи при разработке плана и программы выполнения задания;

- осуществление индивидуальной педагогической поддержки студента в его самостоятельной работе.

4 Этап  Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Структура заданий: методические  рекомендации к выполнению задания, алгоритм выполнения задания, ресурсы (тексты, фрагменты документов, презентации по темам УД и т.д.), краткий курс лекций, инструкционно - технологические карты по выполнению практических заданий, электронные образовательные ресурсы, тестовые материалы по темам и разделам в том числе и в электронном виде);

Оценка заданий: соблюдение критериев оценки представленных заданий. Оценка полноты представления заданий;

5 Этап Контроль результатов самостоятельной работы студентов как принцип обратной связи:

- тестирование;

- защита проектно-исследовательских работ, творческих работ;

- представление проектов на семинарские занятия;

- обсуждение результатов выполненной работы на занятии;

- организация самопроверки и взаимопроверки выполненного задания в группе;

- проведение  письменного или устного опроса;

- зачеты;

- контрольные работы;

- участие в олимпиадах, конкурсах на уровне техникума, на областном и федеральном уровне.

- портфолио   обучающегося.

Критерии оценки самостоятельной работы студентов:

- уровень  освоения  студентом учебного материала;

- умение  использовать теоретические знания при выполнении практических, ситуационных  задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями;

- уровень самостоятельности студента при выполнении самостоятельной работы.

4 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Система отбора и составление  заданий

Задание  для самостоятельной работы всегда должно содержать  учебную задачу, определять мыслительные операции, которые необходимо выполнить в процессе работы. Оно  может быть направлено на развитие наблюдательности, выполнение репродуктивной или поисковой деятельности, на использование одного или нескольких источников знания. В содержании задания предусматриваются способы деятельности, которые обуславливают разные её уровни (творческие задания, проекты). Повысить уровень самостоятельности студентов возможно, если постепенно усложнять задания. Сложными являются задания, в которых нужно объяснить причинно-следственные связи и зависимости между явлениями, событиями, раскрыть сущность законов, закономерностей или теорий.  Задача студентов усложняется, если в задании  предполагается интеграция знаний и умений. Интеграция должна идти постепенного наращивания  трудностей по конкретной теме, затем анализа внутрипредметных  связей, сквозных идей и проблем. Усложнение задания достигается  и в том случае, когда проектируется решение сразу нескольких учебных задач. Содержание и направленность заданий для самостоятельной работы определяются на основе дифференцированного подхода к способностям и возможностям студентов

      Направленность заданий:

  1. Задания для формирования умений

- решение задач и упражнений по образцу;

- выполнение чертежей, схем, расчетно-графических работ;

- решение ситуационных производственных задач;

- проектирование  моделирование  разных видов  и компонентов  профессиональной деятельности;

- выполнение экспериментально-конструкторской и опытно-экспериментальных работ;

- подготовка выполнения выпускных письменных квалификационных работ, подготовка выполнения курсовых и дипломных работ(проектов);

  1. Задания для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста, графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписка из текста;

- работа со словарями, справочниками, технической литературой;

- изучение нормативных документов;

- учебно-исследовательская работа;

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др;

  1. Задания для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекций, учебным материалом (учебником, первоисточником, дополнительной литературой, аудио- видеозаписями), в том числе по составлению таблиц для систематизации учебного материала; составлению плана и тезисов ответа; ответов на контрольные вопросы;

-  аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент - анализ);

- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

- подготовка рефератов, докладов;

- составление библиографии, тематических кроссвордов

2. Контроль результатов самостоятельной работы студентов

Контроль своевременности и качества  выполнения внеаудиторной самостоятельной  работы обязателен, это является  залогом эффективности всей системы самостоятельной работы студентов.  Контроль самостоятельной работы студентов – это соотнесение достигнутых студентами в ходе самостоятельной работы результатов с запланированными  целями обучения. Его основная  цель состоит в выявлении достижений, успехов студентов; в определении путей их совершенствования, углубления знаний, умений с тем, чтобы создавались условия для последующего включения студентов в творческую деятельность. В первую очередь, эта цель  связана с определением качества усвоения студентами учебного   материала в рамках требований ФГОС. Во-вторых, конкретизация основной цели контроля касается обучения студентов приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формирования потребности в самоконтроле. В–третьих, эта цель предполагает воспитание у студентов таких качеств личности как ответственность за выполнение самостоятельной работы, проявление инициативы.

Правильно поставленный контроль качества самостоятельной работы позволяет преподавателю  объективно оценивать сформированные студентами компетенции, вовремя оказывать необходимую помощь и достигать поставленные цели обучения.

Различные функции контроля качества самостоятельной работы студентов:

  1. Контролирующая функция  заключается в выявлении уровня обученности студентов, их интеллектуального развития, сформированности навыков самостоятельного учебного труда, а также в сравнении планируемых и достигнутых результатов и определения эффективности используемых студентами  методов, форм и средств самообразования;
  2. Обучающая функция контроля состоит в совершенствовании и систематизации знаний, умений и навыков студентов в области самостоятельной учебной деятельности. В процессе контрольной проверки результатов студенты не только  повторяют и закрепляют ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации с использованием  разнообразных способов действий. Контроль помогает студентам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными, способствовать обобщению и систематизации знаний;
  3. Диагностическая функция контроля означает получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях, умениях студентов организовать самостоятельную работу, об их причинах, о затруднениях студентов. Результаты диагностических  проверок помогают выбирать наиболее интенсивную методику обучения самостоятельной работе, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания, методов и средств самообучения;
  4. Прогностическая  функция контроля служит получением опережающей информации об эффективности  и перспективах совершенствования учебно-воспитательного процесса. Преподаватель получает основание для прогнозирования направлений развития  определенного  отрезка развития учебного процесса в зависимости от того, насколько сформированы в ходе самостоятельной работы конкретные знания, умения, навыки, необходимые для усвоения следующей порции учебного материала;
  5. Развивающая функция контроля самостоятельной работы состоит в стимулировании познавательной активности студентов, в развитии их творческих способностей. В процессе контроля развиваются речь и мышление студентов. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности как способности, склонности, интересы, потребности.
  6. Ориентирующая функция контроля – в получении информации о степени достижения цели учения отдельным студентом и группой в целом, т.е. о том, насколько глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует  студентов в их затруднениях и достижениях, помогает студенту лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
  7. Воспитывающая функция контроля заключается  в воспитании у студентов аккуратности, честности, твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному самостоятельному труду, ответственного отношения к выполнению самостоятельной работы;

Виды контроля:

        

По цели внешнего контроля качества  самостоятельной работы различают:

  1. Коррективный контроль. Коррекция самостоятельной работы со стороны преподавателя направлена, прежде всего, на получение информации о состоянии и качестве  процесса деятельности; способах выполнения студентом задания (их целесообразность, правильность, быстрота); о затруднениях, возникающих в процессе работы, и их причинах; об уровне самостоятельности деятельности (приемы, эффективность).

Если преподаватель внимательно наблюдает за работой студентов, он может использовать приемы, направленные на корректирование их деятельности, а именно:

- уточнять суть задания, добиваясь понимания его всеми студентами;

- предупреждать о сложном моменте в процессе выполнения  задания для предотвращения ошибки, которую обычно допускает большинство студентов;

- напоминать студентам о необходимости самим контролировать свои действия.

  Таким образом, коррективный  контроль  представляет собой некий инструктаж  преподавателя к заданиям. Этот инструктаж может быть вводным, текущим, индивидуальным, групповым, фронтальным, письменным, устным.

  1. Констатирующая  проверка результатов самостоятельной работы. Такая проверка является важнейшим стимулом  для самих педагогов, так как направлена:

-  выявление результатов деятельности непосредственно после её завершения;

- всесторонний анализ и учет общих итогов работы, диагностику уровня усвоения  учебного материала – стимулирование активности, интереса и самостоятельности студентов средствами контроля, создание положительного эмоционального фона контрольно-оценочной деятельности; сравнение результатов  контрольной самостоятельной деятельности  для диагностики динамики уровня обученности студентов.

Очень часто при этом фиксируется  лишь объем выполненной работы и правильность результатов. Вне поля зрения преподавателя остаются качественные характеристики деятельности. Если же студенты узнают о результатах самостоятельной работы спустя некоторое время, то это снижает в их глазах ценность самой самостоятельной работы. Поэтому важно добиваться, чтобы проверка и оценка самостоятельной работы были стимулом для последующей деятельности студентов, вселяли уверенность в свои силы, уважение к преподавателю.

Наиболее существенными показателями конечного результата являются:

- достигнутый уровень знаний (полнота, обобщенность, оперативность, действенность);

- достигнутый уровень умений и навыков;

- индивидуальные и типичные пробелы в знаниях и умениях;

- уровень самостоятельности и креативности (логика ответов, критичность, оригинальность, самоконтроль, творчество).

Методы взаимной проверки качества

К методам взаимной проверки качества результатов самостоятельной работы студентов относятся:

- взаимная проверка письменных ответов. Её целесообразно применять при проведении небольших самостоятельных работах, рассчитанных на 5-7 минут. Студенты обмениваются работами, проверяют их,  а затем делают краткий отзыв или дают общую оценку, допустимо внесение поправок;

- взаимопроверка качества самостоятельных работ, выполненных после изучения целой темы.  В процессе  взаимопроверки студенты могут пользоваться  учебниками, хрестоматиями, справочниками и другими пособиями;

- взаимопроверка устных ответов.

Эту форму можно реализовывать в различных вариантах:

- можно создавать пары, в которых один студент спрашивает, другой отвечает на вопросы  по изученному материалу, тексту (из числа наиболее подготовленных студентов выделяются консультанты, которые контролируют работу однокурсника при проведении зачетов, письменных, лабораторных работ);

- систематическая взаимная проверка. Суть её в том, что каждый студент получает карточку с вопросом. Ответ, на который он должен хорошо знать. На обороте карточки записаны  фамилии нескольких  студентов и  даты, когда он будет спрашивать по этому вопросу. За день до проверки студенты предупреждают друг друга о том, на какие вопросы им придется отвечать. Такая проверка проводится обычно в последние минуты каждого занятия. За правильный ответ напротив фамилии (на обороте карточки) студент ставит знак «+» №___; за неверный ответ или отказ отвечать  «-»  №____. Преподаватель периодически просматривает карточки взаимопроверки. Если в ней оказывает много «минусов», проводится   опрос студента преподавателем во внеурочное время. В конце изучения темы или раздела осуществляется контрольный опрос всех студентов, когда можно оценить степень объективности и строгости каждого, кто  контролировал своих однокурсников.

Самоконтроль самостоятельной работы

Самоконтроль -  это свойство человека, заключающееся в стремлении и умении регулировать свою деятельность и поведение, это способность своевременно подмечать и устранять негативные стороны деятельности (торопливость, медлительность, небрежность), замечать ошибки в работе или не допускать их.

Виды самоконтроля

Матрица текущего самоконтроля

Перечень учебных вопросов

Уровень усвоения

Знать

Уметь

Иметь представление

Методы формирования  преподавателем способности студентов к самоконтролю, самоанализу, самооценке

Любой вид деятельности  на уроке  преподаватель может использовать для обучения студентов самоконтролю, самоанализу, самооценке. Например:

1.  Обращаясь в диалоге  студентам  с вопросом: «Какой другой вариант мы могли бы с вами выбрать?, преподаватель побуждает их к активности, самостоятельности суждений, отслеживанию своих учебных действий и соотнесению  их поставленными задачами.

2. Прием «Докажите, что мое утверждение верно или неверно…». Этот прием побуждает студентов к самостоятельным выводам и умозаключениям.

3. Учебное комментирование процесса написания текста (решения задачи, примера). Во время фронтальной работы один из студентов,  выполняя практические действия, одновременно объясняет их, ссылаясь при этом на конкретное правило, закон, применяя знания, он осуществляет непрерывный самоконтроль и, проговаривая вслух определенную информацию, стимулирует остальных студентов.

4. Составление заданий, требующих не только действий «по правилу», по алгоритму, но и самостоятельности суждений, выводов, гибкости мышления, способности уйти от стереотипов (кейсы, проекты);

5. Побуждение студентов к поиску вариантов решения учебной задачи и включая их тем самым в поисковый и творческий режим деятельности («предложи свои способы решения задачи….», задачи на исследование или с несколькими способами решения).

6. Структурирование текстов учебников и составление различного рода конспектов. При этом отрабатываются умения анализировать доказательства, контролировать процесс работы с текстом. Студентам предлагается сделать самопроверку своих ответов, сопоставляя их с текстом учебника, хрестоматии, справочника и т.д. с эталоном ответа или решения задачи.

7. Выполнения творческого задания, при котором деятельность студента строго не регламентируется. При этом намечаются некоторые ориентиры в осуществлении этого задания. Соответствует ли  содержание  работы теме? Насколько логична последовательность изложения материала? Правильно ли составлен план? Выполнение таких работ обязательно только для сильных студентов. Эти задания не содержат алгоритма выполнения или подсказки. Но самостоятельность не значит  «что хочу, то и делаю». Студент имеет право обратиться к преподавателю за помощью. Преподаватель контролирует действия студентов, отмечет, где можно добиться тех же результатов более коротким или простым путем.

8.  Побуждение студентов к постановке вопросов однокурсниками, преподавателю. Это важный  и эффективный прием сотрудничества педагога и студента, активизирующий всю группу.  Следует поощрять разные вопросы по пройденному материалу, по конкретной теме; вопросы по пройденному материалу, по конкретной теме; вопросы, которые помогли бы отвечающему студенту расширить свой ответ, выявить главное, сравнить факты.

9. Тестовые задания по дисциплине, которые побуждают студентов к самостоятельным выводам, умозаключениям, спору и выдвижению контраргументов.

10. Делегирование ролей студентам, которое означает следование принципу личностно-ролевого участия студентов в учебном процессе (ассистент, консультант, докладчик, оппонент)

Как правило, студенты самостоятельно осуществляют поиск решения проблемы на основе уже известных данных, пытаются найти способ доказательства, вариант решения , сделать вывод. Включение в учебное занятие определенных поисковых ситуаций позволяет преподавателям повысить познавательную   активность студентов, приучить их к самостоятельности мышления и творчеству.

Групповые формы организации самостоятельной работы студентов находят свое все более широкое  практическое применение. Работа в малых группах успешно  используется для выполнения заданий по карточкам, для взаимной проверки выполненных работ, для ролевых и деловых игр. Групповые формы учат студентов выстраивать отношения в группах, сотрудничать, путем коллективного поиска быстро находить нужную информацию.

2 ГЛАВА   ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ»

1.  Нормативная документация самостоятельной работы обучающихся по ОПОП 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования   (по отраслям)»:

- Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии НПО 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования   (по отраслям);

-  Рабочий учебный план по ОПОП;

-   Календарный график учебного процесса по ОПОП 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования   (по отраслям);

-  Рабочие учебные программы по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам ОПОП:

  1. Рабочая учебная программа по УД «Электротехника»;
  2. Рабочая учебная программа по УД «Материаловедение»;
  3. Рабочая учебная программа по УД «Охрана труда»;
  4.  Программа ПМ.01: МДК 01.01 «Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ»; МДК 01.02 «Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций»;
  1. Программа ПМ.02: МДК 02.01 «Организация и технология проверки электрооборудования», МДК.02.02. «Контрольно-измерительные приборы»
  2. Программа ПМ.03: МДК.03.01. «Организация технического обслуживания электрооборудования промышленных организаций»;

-  Положение об организации самостоятельной работы студентов ГБОУ СПО СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терёшкина»;

- Программы самостоятельной работы по учебным  дисциплинам, междисциплинарным курсам по ОПОП:

  1. Программа самостоятельной работы обучающихся по УД  «Электротехника»;
  2. Программа самостоятельной работы обучающихся по УД «Материаловедение»;
  3. Программа  самостоятельной  работы  обучающихся  по УД «Охрана труда»;
  4. Программа самостоятельной работы обучающихся по МДК 01.01 «Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ»;
  5. Программа самостоятельной работы обучающихся по МДК 01.02 «Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций»;
  6. Программа самостоятельной работы обучающихся по МДК 02.01«Организация и технология проверки электрооборудования»;
  7. Программа самостоятельной работы обучающихся по МДК 02.02 «Контрольно-измерительные приборы»;
  8. Программа самостоятельной работы обучающихся по МДК 03.01 «Организация технического обслуживания электрооборудования промышленных организаций»;

-   Журнал самостоятельной работы студентов.

2.  Организация самостоятельной работы обучающихся по профессии  140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования   (по отраслям).

В целях эффективной организации  самостоятельной работы со студентами  по дисциплинам общепрофессионального и профессионального цикла создаются  3 DVD- диска:

     

Содержание диска 1 и диска 2:

Введение в профессию:

  1. Требования к освоению  ОПОП 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования   (по отраслям)» (перечень общих и профессиональных компетенций);
  2. Видеоролики,  способствующие формированию и развитию мотивации обучающихся  к освоению профессии, раскрывающие возможности и перспективы трудоустройства, карьерного роста  на основных предприятиях – работодателях нашего города;
  3. Квалификационные характеристики по профессии;
  4. Возможности  и перспективы  образовательного и профессионального роста студентов в условиях ГБОУ СПО СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терёшкина» (конкурсы различной направленности на разных уровнях);
  5. План-график проведения консультаций  для студентов;

Самостоятельная работа обучающихся по каждой УД и МДК включает в себя 4 раздела:

разделы

содержание

1. Введение в  учебную дисциплину, МДК

-   Программа самостоятельной работы

- рекомендации (инструктаж) по выполнению самостоятельной работы;

- Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной  работы.

- бально-рейтинговая система оценки самостоятельной работы студента

2. Самостоятельная работа №…..  Тема……

Изучение схем и составление конспекта, составление плана текста, составление тезисов ответа.

Оформление таблиц и схем, технологических карт

Проработка конспектов занятий, учебной литературы, Интернет - источников с последующим выполнением практических заданий;

Решение задач, выполнение  расчетных задач по заданным условиям, решение ситуационных  профессиональных задач, решение аналогичных и нестандартных задач,

Самостоятельное  составление  задач

Работа со словарями, составление глоссария, кроссворда

Задания  на проведение сравнительного анализа

Самостоятельное освоение дополнительных тем, углубляющих разделы курса

Оформление отчетов по результатам  самостоятельной работы

Подготовка к практическим, лабораторным работам  с использованием практических рекомендаций преподавателя

Разработка и представление  презентаций  на заданные темы.

Подготовка  сообщений к выступлению на семинаре, докладов

и т.д.

3. Учебно-методическое сопровождение самостоятельной работы студентов

Презентации по темам, разделам учебных дисциплин, МДК разработанные преподавателем.

Электронные образовательные ресурсы, инструкция по работе с электронными образовательными ресурсами

Электронные технические  справочники

Перечень  справочной и научной литературы соответствующей теме, разделу

и т.д.

4. Самоконтроль выполнения самостоятельной работы студентов

Тестовые материалы по разделам и темам, в том числе электронные тесты.

Эталоны  выполненных  индивидуальных заданий

План-график  контроля самостоятельной работы

и т.д.

Содержание диска 3

разделы

содержание

Промежуточная аттестация:

- по УД «Электротехника»

- по  ПМ.01. МДК01.01 и МДК.01.02

Положение о контроле и промежуточной аттестации  студентов ГБОУ СПО СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терёшкина»

Рекомендации  по подготовке к  экзаменам.

Критерии оценки заданий

Эталоны ответов для заданий

Перечень  технической литературы, ЭОР, для подготовки к экзаменам

и.т.д.

Государственная итоговая аттестация:

ВКР

Положение о государственной итоговой аттестации выпускников  ГБОУ СПО СО «Полипрофильный техникум им. О.В.Терёшкина»

Программа ГИА по ОПОП 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования   (по отраслям)

Перечень тем выпускной квалификационной  работы

Критерии оценки ВКР

Рекомендации по подготовке ВКР; рекомендации для подготовки защиты и презентации  ВКР.

Структура портфолио студента;

и.т.д.

      На уроках  преподавателем осуществляется внешний контроль и организуется взаимный контроль  выполнения  студентами самостоятельной работы, через такие формы как:  

-  Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем;

-  Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе;

-  Обсуждение результатов выполненной работы на занятии;

-  Проведение письменного опроса;

-  Проведение устного опроса;

-  Организация и проведение индивидуального собеседования

-  Организация  и проведение собеседования с группой;

-  Проведение семинаров;

-  Защита отчетов о проделанной работе;

-  Организация   профессиональных конкурсов;

-  Организация конференций;

-  Проведение олимпиад.

Критерии оценки самостоятельной работы студентов:

-  уровень  освоения  студентом учебного материала;

- уровень умения  использовать теоретические знания при выполнении практических, ситуационных  задач;

-   уровень сформированность общеучебных умений;

-   обоснованность и четкость изложения ответа;

-   оформление материала в соответствии с требованиями;

-   уровень самостоятельности студента при выполнении самостоятельной работы;

-   уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив её решение,  критически оценить решение и его последствия;

-  уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

-  уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать её.

Система оценки  самостоятельной работы

Содержание

самостоятельной

работы

Оценки образовательных достижений студента ______________________________  

(оценка положительная – 1/ отрицательная – 0)

Знания

Умения

З1

З2

З3

З n.

У1

У2

У n

Самостоятельная работа Тема 1.……

0

1

1

1

1

…….

Самостоятельная работа Тема 2.……

1

1

1

…….

1

Самостоятельная работа Тема 3.……

1

1

…….

Самостоятельная работа Тема 4……

1

…….

0

Самостоятельная работа Тема 5……

1

0

…….

Самостоятельная работа Тема 6.……

1

…….

…….

…….

Самостоятельная работа Тема n.……

…….

Процент положительных оценок

76[1]

Оценка уровня подготовки

3

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Условия для организации самостоятельной работы

            Технология организации  самостоятельной работы обучающихся  включает  использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения:

- наличие ПК на рабочем месте преподавателя;

- библиотеку с читальным залом с выходом в Интернет;

- компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;

- методический центр (кабинет) для студентов.

- обеспеченность ОУ  учебниками и учебными пособиями,  в том числе и в электронном варианте;

Заключение

        Данная модель  организации самостоятельной работы студентов позволит максимально активизировать познавательные интересы и самостоятельность обучаемых, развивать их способность к самообразованию, самообучению, саморазвитию. Позволит систематизировать и закрепить  полученные теоретические знания и практические умения обучающихся,  будет способствовать углублению  и расширению теоретических знаний.   Составление  и оформление содержания самостоятельной работы на CD   или DVD- диски или флеш-носителях  позволит преподавателю избежать  подготовки  большого  объема  материалов в печатном виде.  Кроме этого некоторые задания  студенты могут выполнять в электронном варианте  на самом диске, которые преподаватель может проверить на   рабочем месте за компьютером.

Библиографический список

1.  Левченко И.Е.  Особенности организации самостоятельной работы студентов при реализации ФГОС// Научные исследования в образовании №4 2012 г С.33-41;

2. Виштак О.В. Оржинская С.В. Система планирования самостоятельной работы студентов// профессиональное образование. Столица.2011. №1. С. 41-42

        

        

        

        


[1] От общего числа дихотомических оценок по элементам знаний и умений в соответствии с универсальной шкалой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для профессии "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования"

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика", созданная преподавателем Сандаловой Л.В. обобщает опыт работы преподавателя и предназначена для реализации федерального компонента государствен...

Сборник педагогических измерительных материалов по техническому черчению для профессии 140446.03\13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

В сборнике даны тесты по техническому черчению по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)...

Рабочая программа учебной и производственной практики 13.01.10 "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования"

Программа учебной и производственной практики  разработана на основе обязательной части Федерального государственного образовательного стандарта СПО – программы подготовки квалифицированных рабоч...

ПМ.01 по профессии "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Профессиональный модуль разработан в полном соответствие с требованиями ФГОС, включает в себя все необходимые документы. Учебные дисциплины для профессии "Элкеектромонтер по ремонту и обслуживанию эле...

ПМ.02 «Проверка и наладка электрооборудования», профессия: 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Комплект контрольно-оценочных средств по ПМ.02 «Проверка и наладка электрооборудования» для обучающихся очной формы обучения 2 курса, профессия:  140446.03 Электромонтер по ремонту и обслужи...

Основная программа профессионального обучения (переподготовка) Код: 19861 Профессия «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» Квалификация выпускника: электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 2- 4 разряда

Основная программа профессионального обучения (переподготовка) Код: 19861 Профессия «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» Квалификация выпускника: электромонтер по ремонт...

Программа профессионального обучения (переподготовка) Код: 19861 Профессия «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» Квалификация выпускника: электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 2- 4 разряда Нормативный срок

Программа профессионального обучения (переподготовка) Код: 19861 Профессия «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» Квалификация выпускника: электромонтер по ремонту и обслу...