Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности сварщик
рабочая программа по теме

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности сварщик

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programm.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании МО                                                                   Утверждаю:         

естественного-технического цикла                                                   Зам..директора по УПР __________ Ю.Л. Абакумова                                                            __________С.А. Смертина

«__»________2014 г.                                                                         «__»________2014 г.

 

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03. Основы электротехники

по профессии  среднего профессионального образования

15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) по профессии  среднего профессионального образования (далее – СПО): 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Организация-разработчик: ГБОУ РХ  НПО

«Профессиональное училище №6»

Разработчик:

 Полонский А.А., - мастер п/о


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы электротехники 

1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;

рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;

использовать в работе электроизмерительные приборы;

пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: 

    единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;

     методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;

     свойства постоянного и переменного электрического тока;

     принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;

     электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;

    свойства магнитного поля; двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия; правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;

     аппаратуру защиты электродвигателей;

     методы защиты от короткого замыкания; заземление, зануление.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 40 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  30 часов;

самостоятельной работы обучающегося  10  часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

40

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

30

в том числе:

      Лабораторные работы

15

        Контрольные работы

4

Внеаудиторная - самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

Зачет в форме контрольной работы

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы электротехники                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Общая электротехника

30

Тема 1.1.

Электрические цепи постоянного тока.

Итого по первой теме:

8

Электрическое поле и его параметры. Основные параметры электрической цепи.

1

2

Устройство и работа конденсаторов. Электроемкость. Виды соединения резисторов и конденсаторов. Законы Ома. Нагревание проводников. Закон Джоуля-Ленца.

1

2

Лабораторная работа №1: Последовательное соединение резисторов.

2

2

Лабораторная работа №2: Параллельное соединение резисторов

2

2

Лабораторная работа №3: Исследование цепей однофазного переменного тока

2

2

Внеаудиторная-самостоятельная работа №1: Методы расчета основных параметров электрических цепей.

2

3

Тема 1.2

Электромагнетизм.

Итого по второй теме:

1

Определение понятия «магнетизм». Ферримагнитные материалы. Диамагнитные материалы. Парамагнитные материалы. Основные характеристики магнитного поля. Влияние электрического тока на проводники.

1

2

Тема 1.3.

Электрические цепи переменного тока.

Итого по третьей теме:

6

Однофазный переменный ток, его получение. Резонанс токов и напряжений.

1

2

Простейшие цепи переменного тока с активным, индуктивным, емкостным сопротивлением; Последовательное и параллельное соединение потребителей тока;

1

2

Лабораторная работа №4: Исследование резонанса напряжений в цепи переменного тока.

2

2

Контрольная работа №1: Контрольная работа №1: Законы Омы и Кирхгофа для электрической и магнитной цепи/

2

2

Внеаудиторная-самостоятельная работа №2: Погрешности измерения. Класс точности приборов.

2

3

Тема 1.4.

Трехфазная система переменного тока.

Итого по четвертой теме:

6

Элементы трехфазной системы. Мощность трехфазной цепи.

1

2

Соединение фаз звездой. Соединение фаз треугольником.

1

2

Лабораторная работа №5: Исследование цепи трехфазного переменного тока.

2

2

Лабораторная работа №6: Полное исследование цепи трехфазного переменного тока.

2

2

Внеаудиторная-самостоятельная работа №3: Методы измерения емкости и индуктивности.

2

3

Тема 1.5.

Трансформаторы.

Итого по пятой теме:

5

Устройство трансформаторов. Принцип действия. Основные характеристики. Режимы работы трансформаторов. Трансформаторы специального назначения. Автотрансформаторы.

2

2

Лабораторная работа №7: Измерение сопротивлений различными методами.

2

2

Лабораторная работа №8: Измерение активной мощности в цепях переменного тока.

1

2

Внеаудиторная-самостоятельная работа №4: Сущность постоянного и переменного тока. Достоинства и недостатки.

2

3

Тема 1.6.

Электрические машины.

Итого по шестой теме:

4

Асинхронные электрические машины с короткозамкнутым ротором, устройство, принцип действия;

Асинхронные электрические машины с фазным ротором, устройство, принцип действия;

Синхронные электрические машины. Устройство, принцип действия;

Основные характеристики машин

2

2

Электрические двигатели постоянного тока, устройство, пуск в работу;

Электрические генераторы постоянного тока, пуск в работу;

Способы возбуждения генераторов;

Основные характеристики машин;

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа №5: Устройство и принцип действия амперметра и вольтметра.

2

3

Зачет в форме итоговой контрольной работы:

2

2

Итого:

30 ВСР (10 ч.)

        

        


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета электротехники.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

- лабораторные стенды;

- измерительные приборы;

- лабораторные электронные тренажеры.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Бердикашвили, В.Ш. Электронная техника: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.Ш. Бердикашвили, А.К. Черепанов. - М.: Академия, 2009. - 368 с.

2. Бутырин, П.А. Электротехника: учебник для нач. проф. образования / П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов; под ред. П.А. Бутырина. - М.: Академия, 2008. - 272 с.

3. Конюхова, Е.А. Электроснабжение объектов : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.А. Конюхова. - М.: Мастерство, 2009. - 320 с.: ил.

4. Немцов, М.В. Электротехника и электроника: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.В. Немцов, М.Л. Немцова. – 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 432 с.

5. Нестеренко, В.М. Технология электромонтажных работ: учеб. пособие для нач. проф. Образования / В.М. Нестеренко, А.М. Мысьянов. – 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 592 с.

6. Задачник по электротехнике: учеб. пособие для нач. проф. образования: учеб. пособие для сред. проф. образования \ [П.Н. Новиков, В.Я. Кауфман, О.В. Толчеев и др.] - М.: Академия, 2009. - 336 с.

7. Прошин, В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике: учебное пособие для нач. проф. образования / В.М. Прошин. - М.: Академия, 2009. - 192 с.

Дополнительные источники:

1. Беневоленский, С. Б. Основы электротехники: учебное пособие для втузов / С. Б. Беневоленский, А.Л. Марченко – М.: Физматлит, 2009.- 568 с.

2. Кацман, М.М. Электрические машины : учеб. для студентов сред. проф. учебных заведений / М.М. Кацман. – 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2009. - 463 с.: ил.

3. Марченко, А. Л. Основы электроники: учебное пособие для вузов / А.Л. Марченко. М.: ДМК Пресс, 2009, 296 c.

4. Марченко, А. Л. Лабораторный практикум по электротехнике и электронике в среде Multisim 10 (+ CD). Учебное пособие для вузов / А. Л. Марченко, С. В. Освальд М.: ДМК Пресс, 2010.- 446 c.

5. Сибикин, Ю.Д. Справочник электромонтажника: учеб. пособие для нач. проф. образования / Ю.Д. Сибикин. - М.: Академия, 2008. - 336 с.

Информационный ресурс

1. Учебные материалы кафедры «Теоретические основы электротехники», МИРЭА.

Режим доступа: http://www.toe.fvms.mirea.ru/

2. Электротехника и промышленная электроника: конспекты лекций, МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Режим доступа: http://fn.bmstu.ru/electro/new site/lectures/lec%201/konspect.htm

3. Электронные учебные материалы по электротехнике, МАНиГ.

Режим доступа: http://www.shat.ru

4.Общая электротехника и электроника: электронный учебник, Мордовский государственный университет.

Режим доступа: http://toe.stf.mrsu.ru/demo_versia/

5. Тесты и контрольные вопросы по электротехнике и электронике, ДВГТУ.

Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=45110

6. Теоретические основы электротехники. МИЭТ ТУ.

Режим доступа: http://sitim.sitc.ru/Grantwork/energy/frame04-1.html

7. Методические указания к выполнению расчѐтно-графического задания по электротехнике, ОГУ.

Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=19575

8. Электротехника и электроника. Трехфазные электрические цепи: учебное пособие.

Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=24979

9. Электрические машины: лекции и примеры решения задач.

Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=40524

10. Электроника: сборник лабораторных работ, УлГТУ.

Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=58854

11. Электротехника и электроника: учебное пособие.

Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=40470

12. Руководство к лабораторным работам по электрическим машинам.

Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=57103

13. Тексты книг по электротехническим дисциплинам, в основном, в формате

.pdf для бесплатного перекачивания.

Режим доступа: http://www.kodges.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Экспертное оценивание в форме:

Освоенные умения

читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;

ЛР №1, ВСР №1, устный опрос.

рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;

ЛР №2, ВСР №2, устный опрос.

использовать в работе электроизмерительные приборы;

ЛР №3, ВСР№3, устный опрос.

пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

ЛР №4, ВСР№4, устный опрос, КР.

Усвоенные знания

единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;

ЛР №1, ВСР №1, устный опрос

методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;

ЛР №3, ВСР№3, устный опрос.

свойства постоянного и переменного электрического тока;

ЛР №1, ВСР №1, устный опрос

принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;

ЛР №2, ВСР №2, устный опрос.

электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;

ЛР №4, ВСР№4, устный опрос, КР.

свойства магнитного поля; двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;

ЛР №2, ВСР №2, устный опрос.

правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании; аппаратуру защиты электродвигателей;

ЛР №3, ВСР№3, устный опрос.

методы защиты от короткого замыкания; заземление, зануление.

ЛР №4, ВСР№4, устный опрос, КР.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.5.

Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.

способность читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций,  для конкретного объекта

экспертная оценка выполнения практических заданий, самостоятельных работ, профессиональных задач по выполнению отделочных работ конкретного объекта.

Результаты

(освоенные общих компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-обоснование выбора будущей профессии.

-понимание социальной значимости будущей профессии.

-проявление устойчивого интереса к будущей профессии.

экспертное наблюдение за выполнением практических заданий, самостоятельных работ, устного опроса и мини проектного задания

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

экспертное наблюдение за выполнением практических заданий, самостоятельных работ, устного опроса и тестового задания, решения творческих задач производственного характера

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

- проявление ответственности за работу подчиненных;

экспертное наблюдение за выполнением практических заданий, самостоятельных работ, устного опроса и тестового задания, решения творческих задач производственного характера с применением новых информационных технологий

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности;

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в деловых играх, дискуссиях, диспутах, работе в группах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для профессии "Сварщик"

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика", созданная преподавателем Сандаловой Л.В. обобщает опыт работы преподавателя и предназначена для реализации федерального компонента государствен...

рабочая программа для специальности "Сварщик"

Основная профессиональная образовательная программа – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих...

Программа ГИА образовательная программа среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих 15.01.05. «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»

Программа государственной итоговой аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы  по ППКРС 15.01.05. «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».   В...

ОУД.03.Математика: алгебра и начала анализа; геометрия. Рабочая программа для специальности специальность 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03. «Математика» разработана на основе ФГОС  по специальности среднего профессионального образования   35.02.07 «Механизация сельского хозяйства...

Рабочая программа ПМ.01 сварщик 2017 - 2018

Рабочая программа ПМ.01 сварщик 2017 - 2018...

Рабочая программа дисциплины Специальная техника специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность

      Целями освоения дисциплины "Специальная техника" по специальности 40.02.02 "Правоохранительная деятельность" являются: формирование у обучающегося ...