ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
статья на тему

Конспект выступления на заседании ПЦК

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._interaktivnoe_obuchenie.docx40.16 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕC:\Documents and Settings\Дима\Рабочий стол\Ke3e_B5Uv7k.jpg

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

КОНСПЕКТ

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН         А.А. ХОРУЖЕВ

2017 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Определение понятия «интерактивное обучение»        3

2. Условия выбора стратегии        5

3. Методики и формы обучения        6

4. Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии                6

5. Список использованной литературы        8


1. Определение понятия «интерактивное обучение»

Само слово «интерактивные» происходит от англ. (inter – «между»; act — «действие») таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы - позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы студентов.

«Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях «преподаватель — студент» или «преподаватель — группа студентов (аудитория)». При интерактивном обучении диалог строится также на линиях «студент — студент» (работа в парах), «студент — группа студентов» (работа в группах), «студент – аудитория» или «группа студентов — аудитория» (презентация работы в группах), «студент — компьютер» и т.д.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет студентам не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения:

- умение выслушивать мнение другого,

- взвешивать и оценивать различные точки зрения,

- участвовать в дискуссии,

- вырабатывать совместное решение.

Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между студентами, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание  комфортных условий обучения и включенность студентов в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и студентов: активность педагога уступает место активности студентов, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Можно выделить несколько методов интерактивного обучения, которые активно могут применяться на занятиях:

- «мозговой штурм»,

- метод синквейна,

- кластер,

- RAFT технологии,

- дебаты,

- ПОПС формула,

- методика «толстых и тонких вопросов» и др.

Формы воплощения

- ролевые и деловые игры;

-дебаты;

- проектная деятельность;

- обсуждение альтернативных решений;

- моделирование.

2.Условия выбора стратегии

Выбор стратегии преподавания является ответственным делом, от которого зачастую зависит успех или неудачи занятия. Необходимо также умелое сочетание различных стратегий в процессе преподавания, что поможет сделать обучение более разнообразным и интересным. К таким условиям и факторам выбора стратегии преподавания могут быть отнесены следующие:

- уровень теоретической подготовки студентов;

- наличие социального опыта по рассматриваемой теме;

- наличие или отсутствие умений строить активную коммуникацию;

- степень мотивации студентов к учению;

- количество дополнительных источников информации и навыки работы с ними;

- количество студентов (в большой группе наладить интерактивное взаимодействие сложно);

- индивидуальные особенности преподавателя темперамент, уровень владения материалом, интерес;

- внешние ограничения (количество времени, общий объем материала, способы оценки успешности работы - тесты, экзаменационные вопросы, устные ответы, эссе или другие).

Данной классификацией определение всех видов, форм и методов учебной работы не ограничивается.

3. Методики и формы обучения

Методики и формы обучения можно разделить на:

- ситуативные (рассмотрение реальной или вымышленной ситуации);

-дискуссионные (обсуждение той или иной проблемы, целенаправленный обмен идеями, суждениями, мнениями);

- рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы);

- поисковые (получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования);

- ассоциативные (опора на ассоциативное мышление);

- аналитические (критическое мышление — дедукция - от частного к общему и индукция — от общего к частному);

- репродуктивные (воспроизводство готовых сведений)

- игровые (моделирование реальных или вымышленных ситуаций);

- проектные (цель — способы деятельности, а не закрепление знаний).

4. Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Расширение ресурсной базы

Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности студентов.

Высокая степень мотивации.

Трудности установления дисциплины и ее поддерживания

Максимальная индивидуальность преподавания

Строгий лимит студентов

Акцент на деятельность, тактику

Объем изучаемого материала небольшой

Высокие возможности для творчества

Требуется большое количество времени

Прочность усвоения материала

-

Нетрадиционные формы учебной деятельности студентам нравятся больше, чем обычные классические уроки. Новый материал усваивается намного легче, а полученные знания более прочны и долговременны. При проведении таких уроков студенты раскрепощаются, они могут свободно анализировать преподнесенную информацию, делать выводы, проводить аналогии, приводить примеры. Без стеснения они излагают свою точку зрения и не боятся ошибиться, т.к. знают, что во время совместной деятельности они придут к верному решению той или иной проблемы. Студенты отмечают, что подобный опыт совместной работы им пригодится в повседневной жизни, поможет им стать более раскрепощенными, коммуникабельными, способными найти правильный выход в любой жизненной ситуации.


5. Список использованных источников

1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – Москва: Современное слово, 2016.

2. Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. – Москва: Современное слово, 2013.

3. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник. – М.: Просвещение, 2016.

4. Борытко Н.М. Теория обучения. – Волгоград: ВГПУ, 2016.

5. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ЕГПУ, 2016.

6. Джуринский А.Н.Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2017.

7. Зверев А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта. – Знание - сила - 2007г., №4

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция на тему: Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста

На период до 2015 г. Социальные требования к системе образования сформулированы в следующем виде: « Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые мо...

Презентация лабороторно-практического занятия по предмету "Тракторы" с интерактивного обучения методом розыгрывания ролей

Презентация лабораторно-практического занятия по предмету "Тракторы "  с использованием интерактивного обучения методом розыгрывания ролей....

Интерактивное обучение

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс п...

• Урок – игра с элементами интерактивного обучения.

Урок накопления профессиональных компетенций обучающихся...

« Интерактивное обучение как основа повышения качества образования ».

Статья рассказывает об опыте применения интерактивных технологий при проведении занятий по специальным предметам в Курском монтажном техникуме...

Презентация к выпускной работе" Интерактивное обучение как средство повышения качества профессионального обучения в ОАО «РЖД»"

Эффективные педогогические технологии организации образовательного процесса в профессиональном обучении пнрсонала в ОАО "РЖД"...