Программа внеурочной деятельности по электротехнике
рабочая программа

Бирюкова Наталья Борисовна

Программа внеурочной деятельности по электротехнике 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»

Программа

Внеурочной деятельности

для обучающихся по специальности

13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

Г. Смоленск

2020 г

РАССМОТРЕНО                                                                                 «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании                                                                                        Зам директора по УР

ЦМК электрорадиотехнических

дисциплин                                                                      _______________/Колесник Ю.С./

                                                                                                                          30.08.20

Протокол № 1 от 30.08.20.

Председатель ЦМК

______________/ Куликов В.С./

Разработчик:  Бирюкова Наталья Борисовна, преподаватель

                СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8

4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ         ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10

5.ЛИТЕРАТУРА

11


Пояснительная записка


В соответствии с учебным планом дисциплина «Электротехника» изучается на втором курсе, но в условиях участия академии в открытом Всероссийском чемпионате «Профессионалы»  на всех уровнях,  а так же Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по УГС 13.00.00 «Электро- и теплоэнергетика» на всех уровнях занятия по электротехнике продолжаются на 3 и 4 курсе в рамках внеурочной работы.
В связи с этим, разработанный курс внеурочной деятельности «Электротехника» предназначен для обучающихся II, III, IV курсов по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)». Программа рассчитана на 72 часа (два часа в неделю). Направление программы общеинтеллектуальное.
Данная программа позволяет обучающимся овладеть такими умениями и навыками, как проведение самостоятельного исследования, постановка цели, разработка плана и осуществление деятельности в соответствии с ним, анализирование  своей деятельности, представление полученных результатов, проведение наблюдений, выполнение экспериментов .
Электротехника как дисциплина открывает исключительные возможности для развития познавательных и творческих способностей обучающихся. Отличительной особенностью программы является, не только знакомство с электрическими цепями, но и получение практического умения создавать несложные (I уровень) и сложные ( II, III уровни) электрические и монтажные схемы.
Выполнение обучающимися  самостоятельных заданий способствуют более осознанному и конкретному восприятию материала, повышает интерес к электротехнике, развивает любознательность, формирует практические умения и навыки. Перед выполнением задания по курсу внеурочной деятельности необходимо ознакомиться с техникой безопасности.
Программа внеурочной деятельности предполагает выполнение обучающимися заданий проектного и исследовательского характера. Каждое задание имеет цель, схему, план, примерный этап работы. В ходе выполнения заданий выявляются:
- познавательные интересы и склонности
-степень сформированности умений мыслительной деятельности и организации самостоятельной работы.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Электротехника»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа составлена в рамках основной профессиональной образовательной программы в соответствии со стандартами ФГОС по специальностям СПО 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» укрупненной группы направлений подготовки специальностей 13.00.00 «Электро- и теплоэнергетика»

 

1.2. Цели и задачи программы:

Программа имеет три уровня. В зависимости от уровня определены цели.
I уровень.
-Выполнять по заданным условиям расчеты несложных электрических цепей постоянного и переменного тока, магнитных цепей, собирать несложные электрические и монтажные схемы по заданным принципиальным схемам.
- находить неисправности в электрических цепях
-выбирать и пользоваться аппаратурой и контрольно- измерительными приборами
-разрабатывать несложные электрические стенды с применениям электрических приборов.
II-III уровни
-находить неисправности в сложных цепях и в электрооборудовании
- монтаж, сборка и анализ электрических схем
- разработка действующих стендов
-проведение профессиональных проб и мастер- классов в рамках различных мероприятий.
Задачи: Сформировать у обучающихся: навыки исследовательской и проектной работы; выявить способных обучающихся и вовлечь их в исследовательскую и проектную деятельность; развивать познавательную активность и самостоятельность обучающихся.

В результате внеурочной работы по электротехнике могут усовершенствоваться
Умения 
-обращаться с инструментами
-комплектовать электрические схемы
-свободно собирать простые и сложные электрические схемы
- свободно определять неисправности электрического оборудования  и производить несложный ремонт
В результате внеурочной деятельности обучающиеся расширяют
Знания
-всех элементов схем ,  их обозначения на схемах
-всех физических величин (ток, напряжение, сопротивление и т.д.)
- и способы их  измерения
-анализируют результаты опытов

Внешним результатом деятельности будут следующее формы работы:
-самостоятельная сборка электрических цепей , пайка, трассировка и демонстрация результатов работы группе учащихся,
-защита работ на конференциях и выставках, обсуждение результатов, организация  и участие в выставках различного уровня,
-участие в техникумовских,  районных, областных выставках,
-участие в техникумовских районных конкурсах, фестивалях творчества,
-проведение профессиональных проб, мастер- классов в рамках профориентационных работ
Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных качеств обучающихся
- навыки сотрудничества
-навыки самопрезентации
-творческой активности
-стремление к самореализации
-трудолюбие
-способность к адекватной самооценке
-формирование совокупности следующих компетентностей обучающихся: интеллектуальной, личностной, коммуникативной, рефлексивной, деловой, креативной, эмоциональной.

Основными формами образовательного процесса являются:

-групповые, учебно-практические и теоретические занятия
-работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты)
-соревнования между группами
-творческие презентации
-комбинированные занятия
-практические занятия
Основные методы обучения, применяемые в прохождении программного курса внеурочной деятельности:
-проблемный
-частично- поисковый
-исследовательский –проектный
-формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, практика)
-обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия)
-контроль и проверка умений и навыков( самостоятельная работа)
- создание ситуаций творческого поиска- стимулирование (поощрение)
Формы подведения итогов реализации программы:
-защита итоговых проектов
-участие в конкурсах на лучший созданный проект
-участие в техникумовских, городских и региональных конференциях, конкурсах, соревнованиях и т.д.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

Аудиторная учебная нагрузка – 72 часа,


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кол-во часов

Вид деятельности

Курс

Предполагаемый результат

1

2

Сбор информации по теме «Цепи постоянного тока»

2

Участие в неделе специальности посвященной «Дню энергетика»
-конкурсах профессионального мастерства,

-олимпиадах,

-смотрах технического творчества

- брейн- рингах

-конкурсах рефератов

-технических моделей

-докладов.

Участие в конкурсах технического мастерства всех уровней, научно- практических конференциях, конкурсах- смотрах.

2

2

Обработка и систематизация информации по теме «Цепи постоянного тока»

2

3

4

Сбор информации по темам: «Однофазные цепи постоянного тока», «Трехфазные цепи переменного тока»

2

4

6

Подготовка, анализ, монтаж, сборка простых электромонтажных схем

2

5

4

Подготовка к публичным выступлениям по темам «Электрические цепи постоянного и переменного тока»

2

6

10

Работа над индивидуальными творческими проектами

2

7

2

Сбор информации по теме «Электромонтаж силовых цепей»

3-4

Участие во всех этапах конкурса  «Профессионал будущего», всех этапах чемпионата «Молодые профессионалы», во всех этапах Всероссийской олимпиады профессионального мастерства.  

8

2

Сбор информации по теме «Монтаж осветительных цепей»

3-4

9

2

Сбор информации по теме «Монтаж цепей управления»

3-4

10

4

Обработка и систематизация информации

3-4

11

6

Подготовка, монтаж, анализ сборки силовых цепей

3-4

12

6

Подготовка, монтаж, анализ сборки осветительных цепей

3-4

13

6

Подготовка, монтаж, анализ сборки цепей управления

3-4

14

10

Работа над индивидуальными творческими проектами

3-4

15

4

Подготовка к публичным выступлениям

3-4

16

2

Ознакомление с конкурсными заданиями  по стандартам  WORLDSKILLS

3-4

Итого: 72 часа


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

   Реализация программы внеурочной деятельности по дисциплине «Электротехника» требует наличия учебных лабораторий и кабинетов:

  • лаборатории электротехники и электронной техники;
  • кабинета информационных технологий в профессиональной деятельности.

Оборудование лаборатории «Электротехники и электронной техники» и рабочих мест лаборатории

Лабораторный стенд ЛЭС-4 – 17 штук  

Измерительные приборы:

  • амперметры 2,5 – 5 А – 32 шт.;
  • вольтметры 7,5- 60 В – 16 шт.;
  • вольтметры 75 – 600 В – 32 шт.;
  • ваттметры – 32 шт.;
  • фазометры – 16 шт.;
  • авометры – 16 шт.;
  • счетчики электрической энергии – 16 шт.
  • Лабораторный стенд СПЭ-7 – 18 штук
  • Генератор ГЗ-112
  • Осциллограф С1 – 72, С1-73

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер;
  • интерактивная доска;
  • кодоскоп.

Оборудование кабинета «Информационных технологий в профессиональной деятельности»:

  • электронные версии учебно-методической литературы;
  • программное обеспечение для изучения тем дисциплины;
  • пакеты прикладных программ MathCad, AutoCad, Компас, Electronic Word Bench (EWB).

Технические средства обучения кабинета «Информационных технологий в профессиональной деятельности»:

  • персональные компьютеры;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска.

Для реализации адаптированной образовательной программы созданы специальные условия:

  • оборудование учебного кабинета для обучающихся с ОВЗ и инвалидов;
  • организация безбарьерной архитектурной среды для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • организация рабочего места обучающегося для обучающихся с ОВЗ и инвалидов;
  • информационное обеспечение обучения, включающее предоставление учебных материалов в различных формах.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Печатные издания

Основные источники (электронные издания):

  1. Славинский А. К. Электротехника и электроника.  М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2018. - 448 с.( znanium.com)

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. Электронный ресурс книг по теоретическим основам электротехники Форма доступа: http://www.toroid.ru/toe.html
  2. Электронный ресурс «Электронная электротехническая библиотека». Форма доступа:  http://www.electrolibrary.info/
  3. Электронный ресурс «Электрик.Электричество и энергетика». Форма доступа:   http://www.electrik.org/
  4. Электронный ресурс «Новости электротехники». Форма доступа:  http://news.elteh.ru/
  5. Электронный ресурс «Новости электротехники». Форма доступа:  http://netelectro.ru/
  6. Электронный ресурс «Псоледние автоновости России ». Форма доступа: http://www.informelectro.ru/
  7. Электронный ресурс «Научно-технический каталог». Форма доступа: http://www.lfpti.ru/lp_electronic.htm
  8. https://nsportal.ru

3.2.3. Дополнительные источники

  1. Бондарь И.М. Электротехника и электроника. М.: Феникс, 2010. – 352 с
  2. Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники. М.: Академия, 2009 – 336 с.
  3. Григораш О.В., Султанов Г.А., Нормов Д.А. Электротехника и электроника. Ростов/н/Д: Феникс; Краснодар; 2010- 462 c.
  4. Бирюкова Н.Б. Методические указания для обучающихся по проведению лабораторных работ. Смоленский политехнический техникум, 2014
  5. Бирюкова Н.Б. Методические указания для  обучающихся по проведению практических  занятий. Смоленский политехнический техникум, 2014
  6. Бирюкова Н.Б. Методические указания  для обучающихся (заочная форма обучения).Смоленский политехнический техникум,2015
  7. Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники. 2009 – 416с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы  с углубленным изучением ...

Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для учащихся 1-4 классов.

                  Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления».  ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"

В национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» одним из  основных направлений  развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...

Программа внеурочной деятельности "Жизненные навыки" для 1 класса

Направленность программы – социальная. Основные виды деятельности – познавательная, игровая. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Подвижные игры»

Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"

Программа внеурочной деятельности Хоровон пение...

Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"

Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...