Методическая разработка открытого урока ОП.11 Электроснабжение предприятий
методическая разработка

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия «Выбор сечения жил воздушных и кабельных линий электропередачи по экономической плотности тока»

по дисциплине Электроснабжение предприятий

Специальность 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новый точечный рисунок (2)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия «Выбор сечения жил воздушных и кабельных линий электропередачи по экономической плотности тока»

по дисциплине Электроснабжение предприятий

Специальность 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)


Методическая разработка учебного занятия «Выбор сечения жил воздушных и кабельных линий электропередачи по экономической плотности тока» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) базового уровня подготовки и рабочей программы дисциплины Электроснабжение предприятий

Разработчик: Хоружев А.А. – преподаватель Ленинского обособленного структурного подразделения Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области Профессиональный колледж «Московия»


Аннотация

Данное учебное занятие разработано для студентов 4 курса специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). На занятии студенты повторяют материал, связанный с проверкой токоведущих жил по допустимому нагреву электрическим током, по потере напряжения, расчет тока нагрузки, а также выбор марки проводов и кабелей в целях электроснабжения установок.

Целью данного занятия является демонстрация возможностей преподавания дисциплины Электроснабжения предприятий методом обучения в сотрудничестве и демонстрация элементов творческой деятельности студентов на учебном занятии. В процессе занятия создаются проблемные ситуации, которые решаются студентами с использованием интегрированных знаний по изученным ранее темам.


ВВЕДЕНИЕ

Методическая разработка учебного занятия на тему «Выбор сечения жил воздушных и кабельных линий электропередачи по экономической плотности тока» по дисциплине Электроснабжение предприятий - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий обучения и воспитания применительно к теме.

Данное занятие формирует знания и умения, необходимые для специалиста в производственной сфере. Приобретённые знания и умения используются студентами при дальнейшем изучении дисциплины Электроснабжение предприятий, при выполнении курсового и дипломного проектов.

В процессе групповой работы у студентов развиваются коммуникативные умения. В ходе занятия у студентов развивается познавательный интерес, логическое мышление, умение сопоставлять данные, анализировать их, делать выводы. Данное учебное занятие формирует умение самостоятельно анализировать электрические схемы, строить речевое высказывание, вести дискуссию.

В результате проводимого занятия студент должен

знать:

  • условия выбора высоковольтных проводников по экономической плотности тока;

уметь:

  • выбирать сечение проводников по  экономической плотности тока;
  • пользоваться справочной литературой.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Технологическая карта занятия

Дисциплина: Электроснабжение предприятий

Курс 4.

Специальность: 13.02.11.

Дата: 16.11.2017.

Группа: ЭЛ-15.

Тема «Выбор сечения жил воздушных и кабельных линий электропередачи по экономической плотности тока».

Цели урока:

1. Обучающая:

  • закрепить, расширить и совершенствовать полученные знания о в области электроснабжения предприятий;
  • уметь выделить основные понятия и правила из учебного материала;
  • научиться ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
  • научиться осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного использования профессиональных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

2. Развивающая:

  • активизировать мыслительную деятельность студентов, развить у студентов приемов сравнения, обобщения, познавательной активности и самостоятельности;
  • развивать способности организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения производственных задач, оценивать их эффективность и качество.

3. Воспитательная:

  • воспитать настойчивость в достижении целей, ответственность, интерес к выбранной специальности.

Тип урока: урок – изучение нового материала.

Вид урока: практическая работа.

Метод: частично-поисковый, проблемный.

Формы организации студентов: индивидуальный опрос, презентация своей деятельности, групповая работа, контролирующая деятельность.

Формы организации преподавателя: организация опроса, ведение дискуссии, консультирование.

Формируемые компетенции: ПК 1.1 – ПК 1.4;ОК 1, ОК 2, ОК4, ОК 5, ОК 9.

Междисциплинарная связь: ПМ.01: МДК01.02, МДК01.03, МДК01.04, ПМ.04:МДК 04.01.

Обеспечение занятия:

ТСО: ПК.

Раздаточный материал: опорный конспект, методические указания к практической работе.

Литература

  1. Хоружев А.А.. Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Электроснабжение предприятий для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
  2. Бычков А.В. Организация и выполнение работ по монтажу и наладке электрооборудования промышленных и гражданских зданий. В 2 ч. Ч .1. Внутреннее электроснабжение промышленных и гражданских зданий.

Предварительная работа: опережающее задание по подготовке к занятию, подготовка протокола занятия.

План урока

  1. Организационный момент        2-3 мин.
  2. Сообщение темы и цели урока        2-3 мин.
  3. Повторение отдельных фактов и вопросов        5-9 мин.
  4. Изучение нового материала        20-25 мин.
  5. Выполнение, бригадами индивидуальных заданий,

ответы на контрольные вопросы        30-35 мин.

  1. Повторение изученного материала        5-9 мин.
  2. Подведение итогов урока        3-4 мин.
  3. Домашнее задание        1-2 мин.

Порядок проведения урока

1. Организационная часть - проверка отсутствующих, готовности аудитории и студентов к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока - преподаватель объявляет тему урока, цели урока и предлагает активно участвовать в работе.

Необходимо создать у студентов мотив, желание узнать, перевести актуальное в техническое. Это различные приемы преподавателя, все, что способствует созданию творческой атмосферы. От звуков, слов, цвета окружающей жизни - к воображаемому звуку, слову, цвету.

Например:

- Ребята, Вы хотите узнать, как при выборе проводов и кабелей сэкономить деньги, чтобы вечером сходить в кино? И можно объявлять тему занятия: «Выбор сечения жил воздушных и кабельных линий электропередачи по экономической плотности тока».

В течение урока мы должны изучить как же выбирать провод или кабель для того, чтобы затраты на его приобретение были минимальными.

По итогам изучения материала занятия должны

знать:

  • условия выбора высоковольтных проводников по экономической плотности тока;

уметь:

  • выбирать сечение проводников по экономической плотности тока;
  • пользоваться справочной литературой.

3. Повторение отдельных фактов и вопросов.

Вопросы для повторения:

  1. Как маркируются провода и кабели?
  2. Объясните что такое удельное сопротивление провод и кабеля.
  3. Как проверяют провода и кабели по допустимому нагреву?
  4. Как проверяют провода и кабели по потере напряжения.

В: Скажите, с какими дисциплинами  тесно связана наша тема урока?      

Таким образом, Вы сумели самостоятельно выявить связь нашей дисциплины и других дисциплин, убедиться в том, что знания – это система взаимосвязанных научных фактов и вопросов.

4. Изучение нового материала

Изучается теоретическое обоснование к практической работе № 11 [1].

Методические указания к практической работе приведены в приложении А.

5. Выполнение, выполнение бригадами индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы.

Задание выполняется по условиям задач № 1 и № 2 из методических указаний к практической работе № 11  (приложения А) в соответствии со своим вариантом, а также бригадам необходимо ответитьна контрольные вопросы, используя методические указания к практической работе и ресурсы сети Internet.

Задание выполняется бригадами из двух человек.

6. Повторение изученного материала.

Студенты задают друг другу вопросы по изученной теме и отвечают на них.

Первый ряд задает вопросы второму ряду, второй – третьему, третий- первому.

8. Подведение итогов урока

Оценка работы студентов на уроке преподавателем, качество самостоятельной работы, активность, стремление к знаниям, ответы на вопросы.

Преподаватель поверяет правильность решения задач и выставляет оценки, учитывая критерии оценок, указанные в методических указаниях [1], а также работу студентов на занятии.

Объявление оценок студентам.

Надеюсь, что полученные знания помогут Вам в полном объеме выполнить курсовой и дипломные проекты и успешно сдать экзамен (квалификационный).

7.  Домашнее задание

[1], с 53-58, оформление отчета по практической работе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дисциплина Электроснабжение предприятий – это дисциплина, без которой невозможно подготовить специалиста конкурентоспособного на региональном рынке труда. Тема «Выбор сечения жил воздушных и кабельных линий электропередачи по экономической плотности тока» развивает знания и умения, необходимые для будущего специалиста в производственной сфере. Приобретённые на занятии знания и умения используются студентами в дальнейшем при изучении данной дисциплины, также при выполнении курсового и дипломного проектов. Занятие представляло собой урок по комплексному применению знаний, умений и навыков, поэтому цели занятия спланированы комплексно для построения целостной системы обучения.

В ходе занятия были использованы как познавательные методы обучения, так и продуктивная деятельность, которые направлены на исследование проблемных ситуаций.

Личностно ориентированный подход на данном занятии был реализован в том, что педагог выступал в роли организатора образовательной деятельности, давал задания, консультировал, помогал, старался, чтобы отношения студентов на занятии были основаны на взаимоуважении.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11

Выбор сечения жил высоковольтного кабеля по экономической плотности тока

Цель: научиться выбирать сечения проводов и кабелей напряжением выше 1000 В по экономической плотности тока, работать с нормативной и справочной литературой.

Студент должен

знать:

  • условия выбора высоковольтных проводников по экономической плотности тока;

уметь:

  • выбирать сечение проводников по экономической плотности тока;
  • пользоваться справочной литературой.

Теоретическое обоснование

Потери энергии при передаче по линии возрастают с увеличением сопротивления линии, которые в свою очередь определяются сечением провода: чем больше сечение провода, тем меньше потери. Однако при этом возрастают расходы цветного металла и капитальные затраты на сооружение линии. Чтобы выбрать экономически наиболее целесообразную линию, следует сравнить капитальные затраты и ежегодные эксплуатационные расходы для нескольких вариантов линий (не менее двух).

Потери, а следовательно, и стоимость потерь уменьшаются при увеличении сечения провода; величины же отчисления на амортизацию, текущий ремонт и обслуживание возрастают с увеличением сечения проводов и кабелей, так как при этом увеличиваются капитальные затраты. Сумма указанных составляющих годовых затрат З будет иметь минимум (рисунок 11.1) при так называемом экономически целесообразном сечении провода sэк.

Рисунок 11.1 – График зависимости годовых затрат от сечения провода

ПУЭ установлены величины экономических плотностей тока jэк, зависящие только от материала, конструкции провода и продолжительности использования максимума нагрузки Ти (приложение А). При этом не учитывают такие факторы, как стоимость электроэнергии и величину напряжения линии. Экономически целесообразное сечение определяют предварительно по расчетному току линии Iр и экономической плотности jэк:

sэк = Iр/ jэк                                                   (11.1)

Следует отметить, что в сетях напряжением до 1000 В сечение, выбранное по экономической плотности тока, в 2-3 раза превышает сечение, выбранное по техническим требованиям (нагреву, потере напряжения, механической прочности). Для устранения такого несоответствия, ведущего к перерасходу цветного металла, допускается: а) повышать для изолированных проводов сечением 16 мм2 и менее экономическую плотность тока на 40 %; б) не проверять на экономическую плотность электрические сети напряжением до 1000 В при продолжительности использования максимума менее 4000-5000 ч, все ответвления к отдельным токоприемникам до 1000 В, осветительные сети и сети временных сооружений, а также шины распределительных устройств и подстанций.

Учитывая указанные отступления от величины экономической плотности, более правильным считают выбор экономически целесообразного сечения. Последнее находят путем экономического сопоставления двух сечений, из которых одно больше, а другое меньше сечения sэк, При этом сравнивают для намеченных сечений годовые затраты

З = С + 0,125 К                                             (11.2)

где С - годовые эксплуатационные расходы: суммарная стоимость потерь электроэнергии, стоимость амортизационных отчислений и стоимость ремонта и эксплуатации;

0,125К - годовые капитальные затраты с учетом нормативного коэффициента, равного 0,125 - величина, обратная сроку окупаемости в 8 лет.

При расчете сети внутрицехового электроснабжения условно принимают, что питательные сети выполняются магистральными шинопроводами (ШМА), подключенными к трансформатору. От ШМА питаются распределительные шинопроводы (ШРА), проложенные вдоль пролета цеха. Расчетный ток ШМА принимается по номинальному току силового трансформатора.

Ток участка распределительной сети

                                                    (11.3)

где iн - ток нагрузки на 1 м, А/м;

       l - длина расчетного участка сети распределительного шинопровода, м;

 kмаксS - суммарная расчетная максимальная нагрузка цеха без электрического освещения с учетом коэффициента максимума kмакс, кВ·А;

      Uл - напряжение линии, кВ;

      Σl - длина всех распределительных шинопроводов цеха, м.

Потеря напряжения в питающем магистральном шинопроводе не должна превышать 1,5…1,8 % и определяется по формуле

                              (11.4)

где ΣIрасч l - сумма моментов токовых нагрузок линии (шинопровода), А· км.

Для распределительных шинопроводов с равномерной нагрузкой потеря напряжения не должна превышать 2…2,5 % и определяется по формуле

                              (11.5)

Следует учитывать, что изменение местоположения цеховых подстанций связано в ряде случаев с изменением сечения и протяженности высоковольтной линии, а также с заменой выключателя, установленного па ГПП или ЦРП завода.

Для окончательного выбора схемы электроснабжения цеха или группы цехов необходимо выявить технико-экономические показатели каждого из намеченных вариантов.

Капитальные затраты определяют по укрупненным показателям стоимости оборудования, строительства и монтажа одного элемента схемы (камеры трансформатора, ячейки высоковольтного выключателя, 1 км кабеля) и др. Принимаем в (11.2) переменной только стоимость потерь. Чтобы определить стоимость потерь электроэнергии, подсчитаем потери (кВт·ч/год) для:

а) магистрального шинопровода при нескольких распределенных
нагрузках

                                            (11.6)

б) распределительного шинопровода при равномерно распределенной нагрузке:

                                               (11.7)

В формулах (11.6) и (11.7) Iрасч, I - соответственно расчетный ток линии и ток участка линии (шинопровода), А;

R, r - соответственно сопротивления линии и участка линии (шинопровода),

τ - время потерь, зависящее от числа часов использования максимума нагрузки Ти и коэффициента мощности.

Число часов использования максимума нагрузки Ти определяется характером нагрузки отраслей промышленности.

Стоимость годовых потерь электроэнергии

С = с (ΔWШМА   + ΔWШРА)                                    (11.8)

С - стоимость электроэнергии

На основании полученных данных о стоимости капитальных затрат годовых потерь сравниваемых вариантов определяют годовые затраты и строят зависимости З = f (s), по которым выбирают сечение s с минимумом годовых затрат.

Ход работы

  1. Прочитать теоретическое обоснование.
  2. Решить задачу № 1 и 2 согласно своему варианту.
  3. Ответить на контрольные вопросы.

Задача 1

Определить по экономической плотности тока сечение воздушной линии напряжением Uн, кВ при питании предприятия первой категории надежности с максимальной нагрузкой Sмах, КВА и временем ее использования t часов. Проверить выбранное сечение проводника по допустимому нагреву и на потерю напряжения. Данные взять из таблицы 11.1.

Таблица 11.1 – Исходные данные

Вариант

Напряжение, Uн, кВ

Нагрузка

Sмах, кВА

t

часов

сos φ

Длина линии L, км

1

6

700

3500

0,80

10

2

10

800

5200

0,85

8

3

35

10000

1250

0,88

12

4

110

25000

5800

0,90

35

5

6

600

2800

0,82

4

6

10

680

2900

0,84

8

7

35

11450

3200

0,79

36

8

110

16250

8700

0,85

78

9

6

1500

1100

0,89

5

10

10

685

2300

0,87

18

Задача 2

Определить по экономической плотности тока сечение и выбрать марку кабеля напряжением Uн, кВ при питании высоковольтного электродвигателя мощностью Рн, кВт и временем работы t часов. Проверить выбранное сечение кабеля по допустимому нагреву и на потерю напряжения. Данные взять из таблицы 11.2.

Таблица 11.2 – Исходные данные

Вариант

Напряжение, Uн, кВ

Нагрузка

Рном, кВт

t  часов

сos φ

Длина линии L, км

1

6

800

3500

0,89

1,1

2

10

1000

5200

0,87

0,8

3

6

1250

1250

0,88

1,2

4

10

1600

2800

0,89

2,8

5

6

2000

2900

0,84

2,3

6

10

2500

3200

0,82

5,6

7

6

315

1100

0,90

1,5

8

10

4000

2300

0,89

1,8

9

6

500

1200

0,78

0,7

10

10

630

2000

0,85

0,5

 Контрольные вопросы

  1. Как зависят потери энергии от сечения провода, почему?
  2. Что допускается для устранения несоответствия выбора сечения по техническим требованиям и экономической плотности?
  3. Какие потери напряжение допускаются в питающих и распределительных шинопроводах?
  4. Какие линии не выбираются по экономической плотности тока?

Содержание отчета

  1. Номер, тема и цель работы.
  2. Данные к задачам.
  3. Решение задач с пояснениями.
  4. Ответы к решению задач.
  5. Ответы на контрольные вопросы.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1 – Экономическая плотность тока, А/мм2

Продолжительность использования максимума нагрузки в год, час

Экономическая плотность тока, А/мм2

Для неизолированных проводов и шин

Для кабелей с бумажной изоляцией и проводов с резиновой и поливинилхлоридной изоляцией

Для кабелей с резиновой и пластмассовой изоляцией

медных

алюминиевых

медных

алюминиевых

медных

алюминиевых

1000-3000

2,5

1,3

3,0

1,6

3,5

1,9

3000-5000

2,1

1,1

2,5

1,4

3,1

1,7

5000-8760

1,8

1,0

2,0

1,2

2,7

1,6

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 1 – Активные и индуктивные сопротивления для проводов и кабелей с медными и алюминиевыми жилами

Сопротивление, Ом/км

Сечение, мм2

Активное для провода

Индуктивное для

медного

алюминиевого

Трехжильного кабеля с бумажной изоляцией до 1 кВ

Провода в трубах

Провода, проложенные открыто на расстоянии 20 см между собой

Воздушная линия до 1 кВ

Температура, 0С

30

40

50

30

45

1,5

2,5

4

6

10

16

25

35

50

70

95

120

12,3

7,4

4,63

3,09

1,85

1,16

0,741

0,53

0,371

0,265

0,195

0,154

12,8

7,7

4,81

3,2

1,92

1,2

0,77

0,55

0,385

0,275

0,202

0,16

13,3

8

5

3,34

2

1,25

0,8

0,572

0,4

0,286

0,21

0,167

-

12,5

7,81

5,21

3,12

1,95

1,25

0,894

0,625

0,447

0,329

0,261

-

13,3

8,34

5,56

3,33

2,08

1,33

0,951

0,666

0,447

0,351

0,278

0,113

0,104

0,095

0,09

0,079

0,0675

0,0662

0,0637

0,0625

0,0612

0,0602

0,0600

0,126

0,116

0,107

0,097

0,099

0,0947

0,0912

0,0879

0,0854

0,0819

0,0807

0,0802

0,374

0,358

0,343

0,33

0,307

0,293

0,278

0,268

0,256

0,245

0,236

0,229

-

-

-

-

-

0,354

0,339

0,33

0,317

0,307

0,297

0,293

Значения с точностью до 3-5% применимы для кабелей с резиновой изоляцией

Таблица 2 – Активное сопротивление проводов и кабелей

Сечение провода, мм2

Медные провода и кабели

Алюминиевые провода

Сталеалюминевые провода

150

0,123

0,21

0,21

185

0,103

0,17

0,17

240

0,078

0,132

0,132

300

0,062

0,106

0,107

400

0,047

0,08

0,08


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»

Методическая разработкаоткрытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»...

методическая разработка открытого урока по предмету "Экономика организации" на тему "Рентабельность предприятия"

методическая разработка включает в себя презентацию и разработку урока "Рентабельность предприятия"...

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «Основы материаловедения» Тема: «Углеродистые конструкционные качественные стали, применяемые на предприятии ООО «Белэнергомаш - БЗЭМ».

В результате изучения темы урока «Углеродистые конструкционные качественные стали»  обучающиеся должны усвоить  виды  качественных сталей, их свойства, применение и  определе...