Методическая разработка проведения занятия теоретического обучения для обучающихся по профессии 13.01.10 «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»
учебно-методический материал

Основными дидактическими целями лабораторно-практических работ являются формирование у обучающихся профессиональных умений работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию, заполнять документы, решать разного рода производственные задачи.

Особенность лабораторно-практического обучения состоит в том, что учебный процесс осуществляется в ходе производительного труда обучающихся.

При усвоении материала урока у обучающихся воспитывается любовь к избранной профессии, развивается творческая активность, гордость и ответственность за выполняемую работу.

Данная разработка предназначена для преподавателей специальных дисциплин и может быть полезна мастерам производственного обучения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotok.docx44.75 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования

Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение

 «Белгородский машиностроительный техникум»

Методическая разработка

проведения занятия теоретического обучения 

для обучающихся по профессии 13.01.10

«электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

(по отраслям)»

ПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования

МДК 02.01 Организация и технология проверки электрооборудования

Разработала:                                        Солодовникова Елена Владимировна,

преподаватель электротехнических дисциплин.

Белгород 2022

Аннотация

Основными дидактическими целями лабораторно-практических работ являются формирование у обучающихся профессиональных умений работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию, заполнять документы, решать разного рода производственные задачи.

Особенность лабораторно-практического обучения состоит в том, что учебный процесс осуществляется в ходе производительного труда обучающихся.

При усвоении материала урока у обучающихся воспитывается любовь к избранной профессии, развивается творческая активность, гордость и ответственность за выполняемую работу.

Данная разработка предназначена для преподавателей специальных дисциплин и может быть полезна мастерам производственного обучения

СОДЕРЖАНИЕ

1

Введение

3

2

Основная часть

4

3

Заключение

8

4

Список используемой литературы

9

5

Приложения

10

ВВЕДЕНИЕ

Для улучшения подготовки обучающихся необходим поиск нового, инновационного подхода к организации практического обучения, одним из таких подходов можно считать проблемно-интегративный.

Проблемно-интегративный подход – это особый тип взаимодействия педагога и обучающегося, при котором педагог организует и направляет самостоятельную поисковую деятельность обучающегося на решение  системы взаимодействованных и взаимосвязанных внутри межпредметных учебных проблем. Реализация проблемно-интегративного подхода предполагает четкую постановку учебных целей, гибкое поэтапное управление и организацию практической деятельности обучающегося на основе оперативной обратной связи. Все это включает у обучающегося восприятие и осмысливание инструктивных указаний педагога, мыслительный процесс поиска наиболее рациональных способов выполнения работы и т.д. В результате такой учебной деятельности у обучающегося формируются знания, умения и навыки.

Предлагаемый урок входит в тему: «Испытание и наладка схемы управления освещением с 2-х мест», которая изучается на 1 курсе. Обучающиеся к этому времени изучили классификацию, назначение, конструкцию, монтаж осветительных электроустановок. Все это создает хорошую теоретическую базу для продолжения изучения данной темы в рамках лабораторно-практического занятия.

Одной из важных особенностей урока является то, что обучающиеся выполняют работу на действующих учебных стендах. В связи с этим преподаватель должен уделять особое внимание тщательности инструктирования и контроля за обучающимися по вопросам безопасности труда, широко использовать их теоретические знания.

3

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

ПМ02 «проверка и наладка электрооборудования»

МДК 02.01 Организация и технология проверки электрооборудования

Тема 2 Испытание и наладка электрических сетей и осветительных электроустановок 

Тема урока: Испытание и наладка схемы управления освещением с 2-х мест.

Цели и задачи урока:

Задачи обучения:

  1. освоить чтение принципиальных схем осветительных установок;
  2. ознакомиться с устройством и назначением конкретных пускорегулирующих аппаратов;
  3. освоить методику наладки схемы управления освещением двух мест

Задачи развития:

  • способствовать развитию наблюдательности, технического

и творческого мышления;

  •  ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  • ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
  • ОК 5  Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ПК2.1Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу).

.

Задачи воспитания:

  • ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. 

Цель урока для обучающихся:

  • освоить чтение принципиальных схем осветительных установок;

4

  • ознакомиться с устройством и назначением конкретных пускорегулирующих аппаратов;
  • освоить методику наладки схемы управления освещением двух мест

Материально- техническое обеспечение:

- набор электромонтажных инструментов

- соединительные провода

- плакаты и пособия по теме

- видеофрагмент

- рабочие места для монтажа схемы

Время выполнения:  2 часа

Тип урока:  лабораторно-практическое занятие  

Методы: словесные (рассказ), работа в тетради, наглядные, имитационные, практические.

Межпредметные связи: электротехника, физика, материаловедение, техническое черчение, математика.

План

  1. Организационный момент – 2 мин
  2. Практическое применение наладки схемы управления освещением двух мест -10 мин
  3. Устройство схемы управления освещением двух мест – 30 мин
  4. Промежуточный контроль – 10 мин
  5. Работа управления освещением двух мест – 20 мин
  6. Закрепление знаний – 8 мин
  7. Подведение итогов урока – 10 мин

РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН УРОКА

Этапы занятия

Содержание

Методы, приемы обучения

Формы работы

Контроль, оценка

1.

Организационный момент

- проверка отсутствующих;

- проверка готовности обучающихся  
  к уроку;

-психологический настрой.

Готовятся к занятию

2  

Этап актуализации  опорных знаний

Показ слайдов презентации.

Записывают тему и цель урока, прослушивают задачи урока, принимают к сведению.

Смотрят, слушают и записывают

Отвечают на вопросы

3

Работа электрической

схемы наладки  управления освещением двух мест

Используя действующие слайды презентации преподаватель последовательно объясняет работу электрической  схемы  наладки  управления освещением двух мест.

Смотрят, слушают и записывают основные моменты работы схемы, отвечают на вопросы, возникающие по мере объяснения материала.

4

Промежуточный контроль для закрепления пройденного материала

Закрепление пройденного материала проводится в виде фронтального опроса

Слушают, просматривают конспект и отвечают на вопросы и тестовые задания

5

Изучение инструкции по охране труда

Преподаватель последовательно объясняет инструкцию по охране труда.

Смотрят, слушают и записывают основные моменты отвечают на вопросы, возникающие по мере объяснения материала.

6

Тестовый контроль

Проводится в виде индивидуальной работы – ответы на вопросы теста (приложение 1).

Тест предусматривает взаимоконтроль ответов обучающимися согласно критериям оценивания, данных преподавателем

Отвечают на вопросы теста. По окончании проверяют правильность ответов друг у друга и выставляют оценку согласно критериям оценивания

7

Подведение итогов урока

Преподаватель подводит итоги работы, оценивая и анализируя работу в целом и работу каждого обучающегося индивидуально. При этом отмечается:

  • Активность
  • Знание материала
  • Умение применить знания
  • Организованность и т.д.

По результатам работы каждому обучающемуся ставится оценка, являющаяся зачетной.

Слушают, принимают во внимание, задают при необходимости вопросы

8

Этап подачи домашнего задания

На «3» - начертить в конспекте схему  наладки  управления освещением двух мест

На «4» - дополнительно объяснить работу схемы наладки  управления освещением двух мест.

На «5» - дополнительно предложить

варианты усовершенствования схемы.

Слушают, выбирают домашнее задание, при необходимости задают вопросы.

9

Этап рефлексии

Для проведения данного этапа урока каждому обучающемуся  надо продолжить фразы:

-  «Сегодня на уроке я научился…»

-  «Сегодня на уроке я повторил…»

-  «Сегодня на уроке я закрепил…»

-  «Сегодня на уроке я не понял…»

Выбирают вариант ответа.

Подведение общих итогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Опыт показал, что предложенная форма проведения занятий позволяет решить познавательные, воспитательные и развивающие задачи; формирование знаний и умений чтения электрических схем происходит значительно эффективнее по сравнению с другими приемами. На данных занятиях используется большое разнообразие методов: здесь повторение  ранее изученного материала, демонстрация схем, ответы на проблемные вопросы.  На таких уроках значительно повышается интерес к учению, что способствует более глубокому осмыслению изученного материала, выработке собранности и умения быстро действовать, применяя свои знания по специальности. Помимо этого, осуществляется тесная межпредметная связь.

После проведения подобных занятий наблюдается положительный эмоциональный подъем настроения обучающихся. Они делятся своими впечатлениями, обсуждают, спорят, а это способствует лучшему усвоению знаний, которые помогают формированию профессиональных навыков и мастерства.

Комплексное применение знаний и умений обучающихся, перенос  их в новые условия осуществляется при чтении более сложных схем автоматизированного управления трехфазным асинхронным двигателем, например, схемы управления с двух мест.

Таким образом, решается одна из основных задач, стоящих перед профессиональной школой: обучение обучающихся самостоятельному анализу полученных экспериментальных данных и их обобщению. Это позволяет молодежи преодолеть неуверенность в своих силах и формировать себя как самостоятельных специалистов. 

9

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Соколова Е.М. Электрическое и электромеханическое оборудование: Общепромышленные механизмы и бытовая техника: учеб.пособие для студ.сред.проф.образования – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с
  2. Акимова Н.А. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: - 12-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 304 с.

  1. Интернет ресурсы:

   - http://mehanizm.ri.kz/bd4994786.htm

   - http://apelsin-electro.ru/catalog59_15.html

   - http://www.pro-siemens.ru/html_files/

   - http://promportal.su/board_248.htm

   - http://meteko.su/catalog/product/id/1377/

   - http://volgogradproject.proelectro.ru/products/id_53349 products/cd/1/over.html

   - http://www.biz-02.ru/articles/3142

   - http://tsimlyansk.oboobo.ru/do/3900/3922/143526.html

10

                                                                          Приложение 1

Тест

  1. Что называется освещением безопасности:
    а) освещение охраняемых территорий
    б) допустимая нормируемая освещенность рабочей поверхности
    в) для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения
  2. Что называется совмещенным освещением:
    а) сочетание местного и общего освещения
    б) при котором недостаточное естественное освещение дополняется искусственным
    в) сочетание верхнего и бокового естественного освещения.
  3. Источники света бывают:

а)только естественные

б) только искусственные

в)смешенные

г)естественные или искусственные

  1. Что называется комбинированным освещением:
    а) сочетание верхнего и бокового естественного освещения
    б) при котором недостаточное естественное освещение дополняется искусственным
    в) сочетание общего и местного освещения
  2. Как подразделяются источники света в зависимости от явления, вызывающего свечение тела?

а)тепловые и люминесцентные

б)тепловые и электрические

в)тепловые и механические

г)люминесцентные и магнитные

6. Какой источник света называют точечным?

     а) Светящееся тело очень маленького размера
    б) Источник, находящийся на очень большом расстоянии от наблюдателя
     в) Источник, размеры которого гораздо меньше расстояния до него
     г) Очень слабо светящееся тело

11

7. Перечислите виды ламп, которые используют для освещения в современных интерьерах жилых помещений.

    а)лампы накаливания

   б)галогенные лампы

   в)люминесцентные лампы

   г)светодиодные лампы

   д)напольные лампы

   е)настенные лампы

   ж)потолочные лампы

   з)настольные лампы

   и) все ответы верны

  1. Укажите, какими достоинствами обладают лампы накаливания?

  а)низкая цена, мгновенное зажигание при включении и широкий диапазон мощностей от 15 до 300 ватт

б)яркость свечения, компактность размеров, экономное потребление электроэнергии и долговечность

   в)экономное потребление электроэнергии, длительный срок службы, высокая светоотдача, низкая температура нагрева

   г)высокая экономичность, долгий срок службы, простота установки, устойчивость к воздействию низких температур, экологическая безопасность, пожаробезопасность

  д)все ответы верны

  е)нет правильного ответа

Эталоны ответов:

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

ответ

в

б

г

в

а

в

и

д

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Основы технической механики и слесарных работ для профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию...

Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии 13.01.10 "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)" по теме "Расчет параметров трансформатора".

В иллюстрированной методической разработке представлен подробный порядок расчета трансформатора исходя из его магнитопровода (формы листов электротехнической стали, их общего сечения), метод расчета д...

План-конспект урока теоретического обучения на тему: "Виды электропаяльников", по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

В профессиональной деятельности электромонтер периодически имеет дело с такими видами работ как пайка. Для качественного соединения электромонтажных проводов к клеммам их необходимо лудить, благодаря ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОХРАНА ТРУДА для обучающихся по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Охрана труда» для обучающихся по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию эле...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОХРАНА ТРУДА по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по  дисциплине Охрана труда для обучающихся по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрообор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 Электробезопасность по профессии профессии: 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 13.01.10...