« Генетически модифицированные продукты: за и против».
план-конспект урока по теме

ТЕМА УРОКА: « Генетически модифицированные продукты: за и против».

 

ЦЕЛЬ УРОКА: систематизировать и обобщить знания уч-ся по теме: «Основы генетики».

 

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Учить уч-ся отстаивать свою точку зрения.
  2. Осуществлять связь знаний полученных на занятиях с повседневной жизнью.
  3. закрепить знания уч-ся по теме: «Основы генетики»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok-geneticheski_modifitsirovannye_produkty.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: « Генетически модифицированные продукты: за и против».

ЦЕЛЬ УРОКА: систематизировать и обобщить знания уч-ся по теме: «Основы генетики».

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Учить уч-ся отстаивать свою точку зрения.
  2. Осуществлять связь знаний полученных на занятиях с повседневной жизнью.
  3. закрепить знания уч-ся по теме: «Основы генетики»

Учебно-методическое обеспечение урока: таблички с датами основных этапов развития генетики, образцы продуктов питания; коллекции овощей, фруктов, модель ДНК

                           ПЛАН    ЗАНЯТИЯ.

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Для заметок

I. Введение в учебную ситуацию.

1) Сообщить тему и цель занятия.

2) Оргмомент

- явка уч-ся на урок

- готовность уч-ся к уроку

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово преподавателя.

В 1865 г. монах августинского монастыря чешского города Бруно Г. Мендель опубликовал работу «Опыты над растительными гибридами». Помышлял ли он о том, что его имя спустя сто лет будет известно каждому старательному школьнику на всём земном шаре? Мечтал ли он о такой славе? Вряд ли…

 На работу в которой монах рассказывает о своих опытах с горохом, внимания никто не обратил, и о ней забыли до тех пор, пока в 1900 г. независимо друг от друга Гуго де Фриз (Голландия), К.Корренс (Англия), Э.Чермак (Австрия) заново открыли основные законы наследования – то, о чём раньше пытался сказать Г.Мендель. Особенный вклад в развитие генетики внёс Г.де Фриз, которому мы обязаны появлением первых генетических терминов.

  Начало 20-века – время зарождения генетики, как науки. Подобное направление исследований становится модным, но практический результат пока трудно определяем. Т.Морган в Америке проводит опыты с дрозофилой. Увлеклись генетикой и в молодой Стране Советов – СССР, но потом охладели, объявив генетику лженаукой. А в 1953г. американский биохимик Дж.Уотсон и английский физик Ф.Крик создают структуру ДНК  в форме спирали.

  Вот тут-то все и началось. Давайте вспомним хронологию наиболее значимых генетических открытий, которые были сделаны за последние 50 лет.        

II. Знакомство с основными вехами генетики.      

1953г.  – учёные Френсис Крик и Джеймс Уотсон разработали модель ДНК и опубликовали рисунок её двойной спирали в журнале «Natur». Это объяснение уникальных св-в и биологической функции ДНК положило начало развитию молекулярной генетики, а исследователям в 1962г. принесло Нобелевскую премию.

1956 г. – Ю.Тио и А.Леван установили, что диплоидный набор хромосом человека равен 46.

1959 г. – выявлена причина синдрома Дауна – лишняя хромосома в 21-й паре (у больного их три вместо положенных двух).

1966 г. –  М.У.Ниренберга, Р.У.Холли и Х.Г.Корана начата расшифровка «языка жизни» -кода, которым в ДНК записана информация о структуре белковых молукул.

1969 г. – Х.Г.Корана синтезировал химическим путём первый ген.

1972 г. – Заложены основы генной инженерии.

1986 г. – начало эпохи массового клонирования генов опухолеобразования.

1988 г. – создание международного проекта «Геном человека».

1993 г. – на прилавках впервые появились трансгенные томаты.

1997 г. – шотландский генетик Ян Вильмут с сотрудниками из Рослинского института впервые в мире клонировали животное – овечку Долли.

2000 г. – расшифрован геном человека; клонировали свинью.

ВОПРОС: какой вывод вы можете сделать из услышанного?

Какие актуальные проблемы существуют о которых мы слышим с экранов телевизоров и узнаём из газет?

Но мы для обсуждения выбрали одну из насущных проблем, касающуюся каждого человека, покупающего продукты питания в магазинах.

Тема нашего обсуждения, которая вызывает наибольшее количество споров в разных кругах общественности, - трансгенные, или генетически модифицированные продукты. Прежде чем приступить к обсуждению этой проблемы, выслушаем доклад о том, что значит «генномодифицированный» или «трансгенный про-дукт» .

После выступления уч-ся предлагается провести предварительное голосование по этой проблеме. Кто считает, что трансгенные продуктыможно вводить в рацион человека, поднимает зелёную карточку, кто выступает против – красную, сомневающимся остаётся жёлтый цвет.

Учитель комментирует реакцию аудитории и предлагает рассмотреть эту проблему с разных точек зрения.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО: несколько лет назад мировая общественность забила тревогу: журналисты заговорили о том, что из нас делают мутантов и подопытных кроликов, нам скармливают «еду Франкинштейна», подождите пройдёт ещё совсем немного времени, и человечество превратится в самых настоящих монстров. Паника была вызвана появлением на прилавках генетичеки модифицированных продуктов. С тех пор началось великое противостояние противников и сторонников этого явления нашей жизни; «Рro» и «Contra» - «За» и «против».

Уч-ся подготовили доклады с точки зрения общественности, учёного мира и экономики «за» или «против» использования генномодифицированных продуктов.

Выслушаем мнение общественности с точки зрения « против» и «за».  

Рассуждая на бытовом уровне, труднее отыскать истину в таком сложном вопросе, а поэтому мы должны ознакомиться с мнением учёных.

Что же подстёгивает, заставляет убыстрять естественные процессы?

Послушаем доклады уч-ся с экономической точки зрения.

Мы выслушали разные мнения, а теперь давайте ещё раз проведём голосование. Есть ли те, кто изменил своё мнение в ходе дискуссии?

Почему решили изменить свою точку зрения?

ВЫВОД: прогресс не остановить. Генетически модифицированные продукты уже стали частью нашей жизни. Это свершившийся факт. Мы можем желать только одного, чтобы лаборатории, которые «дают жизнь» новым ГМ-продуктам лучше проверяли их воздействие на живые организмы. И, конечно, каждый человек вправе знать, что он потребляет в пищу.

Подобного рода продукция должна быть промаркирована надлежащим образом.

  Если остаётся время, то уч-ся предлагается выполнить тестовое задание по теме «Генетика».

ИТОГ УРОКА:

ВОПРОС: что узнали на сегодняшнем уроке?

Выставление оценок, комментарий преподавателя.              

Слушают

Слушают

Наука генетика бурно развивается в последнее время.

Из наиболее актуальных генетических проблем можно отметить клонирование человека, применение стволовых клеток. 

Слушают доклад

Белячков А.

Уч-ся голосуют

Доклады уч-ся (2чел)

Доклады уч-ся (2чел)

Доклады уч-ся (2 чел)

Уч-ся голосуют

Высказывают свои мнения

Мнения уч-ся

Уч-ся отвечают.

Модель ДНК

Приготовить зелёные, красные и жёлтые карточки по числу уч-ся.

                   

                                 САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Данный урок является заключительным по теме: «Основы генетики и селекции». Он связан с предыдущими занятиями и опирается на знания уч-ся по темам: «Биотехнология», «Современные методы селекции». Урок, я спланировала таким образом, чтобы закрепить знания уч-ся и дать им новые знания по данной теме, так как отдельного урока по данной теме в тематическом планировании не предусмотрено, а с ГМ-продуктами мы встречаемся каждый день.

   Когда планировала данный урок за месяц уч-ся данной группы были предложены темы докладов, но уч-ся крайне безответственно подошли к этому вопросу, из 29 человек доклады были подготовлены 2 уч-ся (Хамидулин и Потапов П.), поэтому пришлось использовать доклады уч-ся 3 курса. Вся информация мной была обработана, проанализирована и предложена уч-ся в виде небольших докладов.

  Целью урока было закрепление знаний по теме: «Основы генетики и селекции», мной были поставлены следующие задачи: 1)учить уч-ся высказывать свою точку зрения – эта задача была реализована частично, так как уч-ся высказывали своё мнение, но их ответы были сжаты; 2) осуществление связи знаний полученных на занятиях с повседневной жизнью – эта задача реализована, так как многие задумались над этим вопросом, как показало голосование уч-ся; 3) закрепление знаний уч-ся по теме: «Основы генетики и селекции» - знания уч-ся были закреплены тестовой работой.

  Урок был построен из докладов уч-ся с разных точек зрения, чтобы уч-ся действительно увидели  все «+» и «-» ГМ-продуктов.

  Из наглядных пособий использованы коллекции овощей и фруктов, гербарии с\х растений.

  На уроке была хорошая психологическая атмосфера.

  Отклонений от плана занятия не было. Все задачи урока реализованы, уч-ся не были перегружены информацией.

  Главный недостаток – это то, что уч-ся не удалось разговорить.  

            Преподаватель____________ С.Н. Кудашкина                  

ЧТО ЗНАЧИТ «ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫЙ» ИЛИ «ТРАНСГЕННЫЙ» ПРОДУКТ?

Термин «трансгеноз» означает искусственный перенос чужеродных генов в целые организмы, т.е. в естественный генетический набор организма с помощью методов генной инженерии вводят чужеродный ген. Например, один из сортов генетически модифицированного картофеля содержит ген бактерии

Bocillus thuringiensis (Bt), в результате чего он набезнадёжно наследует устойчивость к поеданию колорадским жуком. Такие операции перестали быть фантастикой в последние двадцать лет прошлого века – с тех пор, как в 1986 году в мировой сельскохозяйственной практике начали использовать новые поколения биотехнологически усовершенствованных растений. Уже через 5 лет сорта сои, хлопчатника, кукурузы с улучшенными агротехнологическими свойствами начали быстро распространяться в США, Канаде, Аргентине и Китае.Эксперименты проводятся на подсолничнике, сахарной свекле, табаке, винограде, фруктовых деревьях и.т.д.

   Одним из триумфов биотехнологии стало выведение морозоустойчивого сорта томатов путём введения в его генотип гена американской плоской рыбы. Именно этот гибрид овоща и рыбы получил кличку завтрак «Франкинштейна».

    В 1994 году на прилавках американских супермаркетов появились помидоры, которые не боятся транспортировки и долго сохраняют товарный вид. Такой помидор может месяцами лежать в недоспелом виде при температуре 12 градусов. Но как только помидор помещают в тепло, он за несколько часов становится спелым. В ближайшее время американцы планируют получить помидоры-гиганты кубической формы, чтобы их легче было упаковывать в ящики. Сегодня разработано более 120 видов генетически изменённых растений – соя, кукуруза, рис, хлопчатник, тыква, огурец, перец, дыня. Однако попрежнему генетически изменённые продукты составляют в рационе землян небольшой процент, главным образом это ГМ-соя. Соя – это единственная культура, разрешённая к применению в России. Потребители относятся настороженно к новым чудо-растениям и не торопятся переходить на еду «Франкенштейна». Европа очень озабочена. Под натиском общественности и организаций потребителей, которые хотят знать, что они едят, в некоторых странах введён мораторий на ввоз таких продуктов (Австрия, Франция, Люксембург, Греция, Великобритания). В других странах принято жёсткое требование маркировать генетически изменённое продовольствие.

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ (против)

Уже больше 10 лет как в продаже появились первые трансгенные, или генетически модифицированные, продукты. В России установлен 5% предел для ГМ- продуктов – такое содержание считается российскими специалистами на сегодняшний день абсолютно безвредным и о нём можно не сообщать. Если в каком-то пищевом изделии трансгенов больше этой нормы, то на этикетке должна быть предупреждающая надпись.

   В Европе к здоровью людей относятся бережнее, ди и движение «зелёных» там значительно активнее. Поэтому и норма у европейцев строже, допускается не более 1% генетически модифицированных продуктов.

   Однако, невзирая на то, что в нашей стране постановление об обязательной маркировке продуктов вступило в силу с 1 сентября 2002 года, рядовому потребителю сложно разобраться в обстановке. Поиск трансгенных продуктов в магазинах – нелёгкая задача. В отличие от европейских супермаркетов, где ГМ-продукты выставляются на отдельных полках, в российских магазинах для них специального места не выделяется. И, к сожалению, такая продукция не маркируется должным образом. Поэтому нельзя точно утверждать, сколько генетически изменённого сырья было в тех сосисках, которые мы съели сегодня на завтрак.

   И это при том, что на данный момент никто из учёных не может достоверно сказать, существуют ли отдалённые последствия употребления в пищу трансгенов, несут ли эти культуры мутагенный и канцерогенный эффект, как отразится съеденный рыбопомидор на здоровье наших внуков и првнуков.

   Канадскому учёному Джону Фейгану принадлежит такая метафора: «Использовать сегодня трансгенные продукты в пищу – это всё равно, что играть всем миром в русскую рулетку»

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ (ЗА).

Отказываться от ГМ-продуктов – это лишить себя многих радостей жизни. Среди них много наших хороших «знакомых» - это шоколадки «Марс», «Сникерс», «Милки вэй», печенье «Твикс», чипсы «Читос», «Кока-кола», «Пепси-кола» и другие продукты, в том числе колбасные изделея, сгущённое молоко, майонез, кукурузные хлопья. Занудно это – прикаждой покупке выяснять где сидит трансген.

   Поднявшийся сегодня шум вокруг трансгенных культур – на самом деле не что иное, как борьба за рынки сбыта. Объём ежегодных продаж такой продукции во всём мире уже перевалил отметку в 20 млрд. долларов.

   Плюсов у новых ГМ-сортов растений немало. Они более устойчивы в всевозможным вирусам, бактериям, им не страшны жара и холод.

    Генетики предсказывают, что уже в ближайшем будущем нам и нашим детям будет легче придерживаться низкокалорийной и здоровой диеты – мы попробуем новые злаки, овощи и фрукты с высоким содержанием витаминов и минералов. Уже получен рис, в котором  содержится больше витамина А и железа. Чипсы из трансгенного картофеля более воздушны.

    Кроме того идут разговоры о растениях-вакцинах, которые смогут заменить человеку прививки. Съел к примеру, банан, над которым уже работают генетики из Мельбурна, и не заболеешь корью.

     Просто, дёшево, эффективно, вкусно.

МНЕНИЕ УЧЁНЫХ (ПРОТИВ).

Против такой милой картинки, нарисованной только, что, трудно возражать. Но в предыдущем выступлении неспроста были упомянуты деньги, так как их огромное количество задействовано в проталкивании на рынки ГМ-продуктов. Поэтому учёным, которые пытаются возражать против этого процесса, приходится нелегко. В 1998 году в Великобритании был уволен с работы учёный Арнада ПУштаи. Он опрметчиво заявил по телевидению, что эксперименты выявили необратимые изменения в организме крыс, которых кормили генетически модифицированным картофелем. Показательно, что, невзирая на увольнение Пуштаи  Британская медицинская ассоциация через некоторое время призвала соблюдать осторожность при внедрении ГМ-продуктов. Учёные считают, что эффект воздействия компонентов, содержащихся в Гм-продуктах, невозможно предсказать. Они могут стать причиной аллергий, подавлять иммунную систему и отрицательно влиять на качество пищи.

МНЕНИЕ УЧЁНЫХ (ЗА).

Когда мы едим говядину или пьём молоко, в наш организм попадает ДНК коровы. Но от этого никто не замычал и не стал рогатым. Когда мы едим морковь – никто не становится оранжевым. Трансгенные продукты притерпевают в нашем организме те же самые изменения, что и обычные белки, которые распадаютя

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ».

1.Кто из учёных первым открыл закономерности, по которым  признаки организмов передаются из поколения в поколение?

А) В.Мишер; б) А.Уотсон; В) Г.Мендель.

2. В какой работе Г.Мендель изложил основные закономерности наследования?

А) «Флора Франции»; б) «Изменение домашних животных и культурных растений»;

В) «Опыты над растительными гибридами».

3.Какая наука изучает закономерности наследования признаков организмов?

А) Цитология; Б) Генетика; В) Дарвиниз.

4. Что такое генетика?

А) наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.

Б) наука, изучающая строение клетки.

В) наука о жизни.

5. Что такое ген?

А) совокупность наследственных факторов, которую организм получает от родителей.

Б) элементарная единица наследственности, представляющая собой участок ДНК хромосом.

В) совокупность внешних и внутренних признаков.

6. Что такое гибрид?

А) родительская особь;

Б) F¹;

В) организм, получающийся в результате скрещивания особей, различающихся наследственными задатками.

7. Что такое наследственность?

А) свойство организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития;

Б) свойство организмов передавать свои признаки следующим поколениям;

В) состояние признака который проявляется в первом поколении.

8. Что такое доминантный признак?

А) признак, не проявляющийся в первом поколении;

Б) состояние признака, который проявляется в первом поколении (господствующий);

В)  наследование признаков.

9. Закон единообразия гибридов первого поколения читается?

А) совокупность всех наследственных факторов организма в диплоидном наборе хромосом;

Б) состояние признака, который является господствующим и проявляется в первом поколении, полученном от гомозиготных родителей;

В) явление, при котором скрещивание гетерозиготных особей приводит к образованию потомства, часть которого несёт доминантный признак (¾), а часть – рецессивный (¼).

 

10. Что такое рецессивный признак?

А) явление преобладания признака;

Б) парные гены;

В) признак, не проявляющийся в первом поколении.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа объединения по интересам "Стильные Люди"

Программа создана для обучения учащихся 14-18 лет по профессии "Парикмахерское искусство и декоратичная косметика". Программа расчитана на 2 года....

Рабочая (модифицированная) программа дополнительного образования детей по предмету "Музыкальный инструмент фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ, ДШИ

Отсутствие министерской учебной программы по предмету "Музыкальный инструмент Фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ и ДШИ, заставляет преподавателей данного курса составлять свои раб...

Модифицированная программа по Профильному труду 10 кл 8 вид

Модифицированная программа по Профильному труду  10 кл 8 вид.Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся,  уровня их знаний и умений. Соответств...

Модифицированная программа по Профильному труду 10 кл 8 вид

Модифицированная программа по Профильному труду  10 кл 8 вид.Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся,  уровня их знаний и умений. Соответств...

Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества

Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества ...

Шекспир против(каламбур) за ЗОЖ против ПАВ

Шекспир против…Название мероприятия «Следственный эксперимент и процесс по рискованному поведению над соблазнами и пагубными пристрастиями». Анатомический музей Нижний Новгород дока...

Шекспир против(каламбур) за ЗОЖ против ПАВ

Шекспир против…Название мероприятия «Следственный эксперимент и процесс по рискованному поведению над соблазнами и пагубными пристрастиями». Анатомический музей Нижний Новгород дока...