Тема урока: «Строение и функции листа ».
план-конспект урока по теме

Зарудняя Татьяна Владимировна

     Данный урок проводится  при изучении раздела «Органы цветковых растений» для учащихся 6 классов в течение одного часа, согласно тематическому планированию. Урок включает несколько чередующихся демонстрационных практических работ по изучению внешнего и внутреннего строения листа  с  использованием цифрового микроскопа и мультимедийного  проектора, которые  позволяют получить обучающимся в течение одного часа практические и теоретические знания  по данной  теме. Для опытов  можно использовать комнатные растения кабинета биологии.

    

Цель: изучение строения, разнообразия и значение листа для растения.

Задачи: - изучить внешнее и внутреннее (клеточное) строение листа;

                - дать представление о типах жилкования листьев;

                - рассмотреть отличительные особенности простых  и сложных листьев;

                - раскрыть роль листьев  для  растения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, цифровой микроскоп, таблицы  «Листья простые и сложные», «Разнообразие форм листовых пластинок», «Внутреннее строение листа», комнатные растения (пеларгония, традесканция, хлорофитум, толстянка портулаковидная)

     Данный урок проводится  при изучении раздела «Органы цветковых растений» для учащихся 6 классов в течение одного часа, согласно тематическому планированию. Урок включает несколько чередующихся демонстрационных практических работ по изучению внешнего и внутреннего строения листа  с  использованием цифрового микроскопа и мультимедийного  проектора, которые  позволяют получить обучающимся в течение одного часа практические и теоретические знания  по данной  теме. Для опытов  можно использовать комнатные растения кабинета биологии.

    

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Строение и функции листа ».

                                                   Пояснительная  записка.

     Данный урок проводится  при изучении раздела «Органы цветковых растений» для учащихся 6 классов в течение одного часа, согласно тематическому планированию. Урок включает несколько чередующихся демонстрационных практических работ по изучению внешнего и внутреннего строения листа  с  использованием цифрового микроскопа и мультимедийного  проектора, которые  позволяют получить обучающимся в течение одного часа практические и теоретические знания  по данной  теме. Для опытов  можно использовать комнатные растения кабинета биологии.

     

Цель: изучение строения, разнообразия и значение листа для растения.

Задачи: - изучить внешнее и внутреннее (клеточное) строение листа;

                - дать представление о типах жилкования листьев;

                - рассмотреть отличительные особенности простых  и сложных листьев;

                - раскрыть роль листьев  для  растения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, цифровой микроскоп, таблицы  «Листья простые и сложные», «Разнообразие форм листовых пластинок», «Внутреннее строение листа», комнатные растения (пеларгония, традесканция, хлорофитум, толстянка портулаковидная)

                                                 Ход урока

  1. Изучение нового материала              

А.     Введение в тему в ходе беседы.

  • Вспомним основные органы цветкового растения ( рассказ ученика по таблице или рисунку учебника).

  • Дайте определения понятиям    –  корень; побег; стебель; почка; лист.
  • Лист – боковой орган растения (запись определения в тетрадь ).

Б.  Изучение внешнего строения листа  (демонстрационная лабораторная работа №8)

  • Просмотр  внешнего строения листа пеларгонии (традесканции) с помощью цифрового микроскопа и проектора на экране с последующей подписью его частей .

-Шаг первый - просмотр листа пеларгонии

-Шаг второй – фотографирование листа

-Шаг третий -  подписываем части листа пеларгонии, (используя функции цифрового микроскопа).

  • Материал для учителя (его можно рассказывать в ходе демонстрации внешнего строения листа)

        -  Лист имеет сложное строение, он формируется из клеток образовательной ткани. Затем зачаток листа дифференцируется в листовую пластинку и черешок. С помощью черешка они прикрепляются к стеблю. Такие листья называются черешковыми (у яблони, березы). Листья без черешков называют сидячими (у льна, агавы, хлорофитума). –показ слайда или по таблице.

Слайд 1

Лист с черешком

Лист без черешка - сидячий

2- черешок

  -   Черешок может менять свое положение в пространстве, а вместе с ним меняет свое положение и листовая пластинка, которая оказывается в условиях наиболее благоприятного освещения. Благодаря упругости черешка менее ощутимы удары по листу града, дождевых ливней, сильного ветра.

     -  Нижний конец черешка переходит в основание листа, которое непосредственно связано со стеблем, его узлом. На основание нередко образуются прилистники  (можно подрисовать к рассматриваемому листу с помощью функций цифрового микроскопа), имеющие вид пленок, чешуек, маленьких листочков и располагающиеся парами.

    По форме листовой пластинки различают листья округлые, овальные, ланцетные, игольчатые.

 Форма края пластинки  листьев  также разнообразна: лист яблони имеет зубчатый край, лист осины – выемчатый, лист сирени – цельнокрайный.

В. Листья простые и сложные.(рассказ учителя с элементами самостоятельной работы)

  1. Лист с одной листовой пластинкой называется простым
  2. Лист  с несколькими листовыми пластинками называется сложным

-Распределим листья по группам: (рисунок сканирован с учебника) самостоятельная работа на 2 минуты с последующей проверкой.

Простые листья:                       Сложные листья:

                                                    4 - клевер  

  1. сирень,                                 6  - шиповник
  2. – яблоня,                             7 - малина
  3.  – клен,                                 8 - земляника

5 – одуванчик                             9 - люпин

Г. Жилкование листьев. (демонстрационная лабораторная работа)

-Листовые пластинки в разных направлениях пронизаны жилками, которые представляют собой сосудисто – волокнистые пучки и придают листу прочность, связывая его со стеблем. Пучки образуются из проводящих тканей. По способу разветвления жилок различают следующие типы жилкования листьев ( просмотр  через цифровой микроскоп листьев с разным типом жилкования с проекцией их на экран. Если они уже сфотографированы, то выбираем их из коллекции )

1.      Лист  пеларгонии  -  пример перистого жилкования

     

           

2   .     Лист хлорофитума – пример параллельного жилкования

3.          Лист традесканции – дуговое жилкование

                                                             

  1. Изучение  внутреннего  (клеточного ) строения листа.

А) Рассказ учителя по таблице или рисунку учебника.

Б) (Просмотр микропрепарата поперечного среза листовой пластинки и кожицы толстянки портулаковидной   с последующими подписями для закрепления материала, микропрепарат перевернут).

 

   -Кожица, её строение и значение (покровная ткань).

                                                                 

        

-Устьица, строение и функции.

- Мякоть листа (основная ткань):

а) столбчатая ткань (фотосинтез);

б) губчатая ткань (газообмен).

  • Листья теневые и световые (рассказ учителя по таблице)

  • Проводящая ткань  - флоэма (А) и ксилема (Б)

А)  - жилки – проводящие пучки - луб-передача растворов сахара из листа ко всем органам  

Б)  - древесина – движение воды с минеральными веществами в лист от корня

  1.  Значение листьев в жизни растения.
  1. Воздушное питание.

Листья – органы растения, которые обеспечивают его питание. Так листья находятся в воздушной среде, то их образно называют органами воздушного питания, то есть образования в листьях органического вещества. Чем больше зеленая масса листьев. Тем интенсивнее идет воздушное питание.

  1. Газообмен.

Листья через устьица осуществляют и такую важную функцию, как газообмен между растениями и атмосферой.

  1. Испарение воды листьями.

Основную роль в испарении воды играют устьица, частично в этом процессе принимает участие и вся поверхность листа. Работа устьиц регулируется у растений факторами внешней и внутренней среды (самостоятельное изучение на с. 69). При затрудненном испарении у растений наблюдается гуттация – выделение воды через устьица в капельножидком состоянии. Это явление в природе происходит обычно утром, когда воздух приближается к насыщению водяными парами, или перед дождем.

  1. Листопад, его значение (беседа).

- выведение продуктов обмена веществ (шлаков);

- уменьшение испарения;

- предупреждение поломки кроны под тяжестью снега.

        5.    Вегетативное размножение листьями.(беседа).

        6.  Запасание питательных веществ и воды.

        7. Видоизменения листьев:

             - листья –усики (горох)

             - листья – иглы (кактусы)

             - почечные чещуи  (на почке)

             - ловчие листья(непентес).

IV Вывод :  Лист – часть побега. Это специализированный орган, т.е. орган, содержащий клетки, которые улавливают солнечный свет, необходимый для осуществления фотосинтеза (воздушного питания.)

Д/З -  Изучить  §19  , знать клеточное строение листа и его функции.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Строение и функции листа ».

                                                   Пояснительная  записка.

     Данный урок проводится  при изучении раздела «Органы цветковых растений» для учащихся 6 классов в течение одного часа, согласно тематическому планированию. Урок включает несколько чередующихся демонстрационных практических работ по изучению внешнего и внутреннего строения листа  с  использованием цифрового микроскопа и мультимедийного  проектора, которые  позволяют получить обучающимся в течение одного часа практические и теоретические знания  по данной  теме. Для опытов  можно использовать комнатные растения кабинета биологии.

     

Цель: изучение строения, разнообразия и значение листа для растения.

Задачи: - изучить внешнее и внутреннее (клеточное) строение листа;

                - дать представление о типах жилкования листьев;

                - рассмотреть отличительные особенности простых  и сложных листьев;

                - раскрыть роль листьев  для  растения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, цифровой микроскоп, таблицы  «Листья простые и сложные», «Разнообразие форм листовых пластинок», «Внутреннее строение листа», комнатные растения (пеларгония, традесканция, хлорофитум, толстянка портулаковидная)

                                                 Ход урока

  1. Изучение нового материала              

А.     Введение в тему в ходе беседы.

  • Вспомним основные органы цветкового растения ( рассказ ученика по таблице или рисунку учебника).

  • Дайте определения понятиям    –  корень; побег; стебель; почка; лист.
  • Лист – боковой орган растения (запись определения в тетрадь ).

Б.  Изучение внешнего строения листа  (демонстрационная лабораторная работа №8)

  • Просмотр  внешнего строения листа пеларгонии (традесканции) с помощью цифрового микроскопа и проектора на экране с последующей подписью его частей .

-Шаг первый - просмотр листа пеларгонии

-Шаг второй – фотографирование листа

-Шаг третий -  подписываем части листа пеларгонии, (используя функции цифрового микроскопа).

  • Материал для учителя (его можно рассказывать в ходе демонстрации внешнего строения листа)

        -  Лист имеет сложное строение, он формируется из клеток образовательной ткани. Затем зачаток листа дифференцируется в листовую пластинку и черешок. С помощью черешка они прикрепляются к стеблю. Такие листья называются черешковыми (у яблони, березы). Листья без черешков называют сидячими (у льна, агавы, хлорофитума). –показ слайда или по таблице.

Слайд 1

Лист с черешком

Лист без черешка - сидячий

2- черешок

  -   Черешок может менять свое положение в пространстве, а вместе с ним меняет свое положение и листовая пластинка, которая оказывается в условиях наиболее благоприятного освещения. Благодаря упругости черешка менее ощутимы удары по листу града, дождевых ливней, сильного ветра.

     -  Нижний конец черешка переходит в основание листа, которое непосредственно связано со стеблем, его узлом. На основание нередко образуются прилистники  (можно подрисовать к рассматриваемому листу с помощью функций цифрового микроскопа), имеющие вид пленок, чешуек, маленьких листочков и располагающиеся парами.

    По форме листовой пластинки различают листья округлые, овальные, ланцетные, игольчатые.

 Форма края пластинки  листьев  также разнообразна: лист яблони имеет зубчатый край, лист осины – выемчатый, лист сирени – цельнокрайный.

В. Листья простые и сложные.(рассказ учителя с элементами самостоятельной работы)

  1. Лист с одной листовой пластинкой называется простым
  2. Лист  с несколькими листовыми пластинками называется сложным

-Распределим листья по группам: (рисунок сканирован с учебника) самостоятельная работа на 2 минуты с последующей проверкой.

Простые листья:                       Сложные листья:

                                                    4 - клевер  

  1. сирень,                                 6  - шиповник
  2. – яблоня,                             7 - малина
  3.  – клен,                                 8 - земляника

5 – одуванчик                             9 - люпин

Г. Жилкование листьев. (демонстрационная лабораторная работа)

-Листовые пластинки в разных направлениях пронизаны жилками, которые представляют собой сосудисто – волокнистые пучки и придают листу прочность, связывая его со стеблем. Пучки образуются из проводящих тканей. По способу разветвления жилок различают следующие типы жилкования листьев ( просмотр  через цифровой микроскоп листьев с разным типом жилкования с проекцией их на экран. Если они уже сфотографированы, то выбираем их из коллекции )

1.      Лист  пеларгонии  -  пример перистого жилкования

     

           

2   .     Лист хлорофитума – пример параллельного жилкования

3.          Лист традесканции – дуговое жилкование

                                                             

  1. Изучение  внутреннего  (клеточного ) строения листа.

А) Рассказ учителя по таблице или рисунку учебника.

Б) (Просмотр микропрепарата поперечного среза листовой пластинки и кожицы толстянки портулаковидной   с последующими подписями для закрепления материала, микропрепарат перевернут).

 

   -Кожица, её строение и значение (покровная ткань).

                                                                 

        

-Устьица, строение и функции.

- Мякоть листа (основная ткань):

а) столбчатая ткань (фотосинтез);

б) губчатая ткань (газообмен).

  • Листья теневые и световые (рассказ учителя по таблице)

  • Проводящая ткань  - флоэма (А) и ксилема (Б)

А)  - жилки – проводящие пучки - луб-передача растворов сахара из листа ко всем органам  

Б)  - древесина – движение воды с минеральными веществами в лист от корня

  1.  Значение листьев в жизни растения.
  1. Воздушное питание.

Листья – органы растения, которые обеспечивают его питание. Так листья находятся в воздушной среде, то их образно называют органами воздушного питания, то есть образования в листьях органического вещества. Чем больше зеленая масса листьев. Тем интенсивнее идет воздушное питание.

  1. Газообмен.

Листья через устьица осуществляют и такую важную функцию, как газообмен между растениями и атмосферой.

  1. Испарение воды листьями.

Основную роль в испарении воды играют устьица, частично в этом процессе принимает участие и вся поверхность листа. Работа устьиц регулируется у растений факторами внешней и внутренней среды (самостоятельное изучение на с. 69). При затрудненном испарении у растений наблюдается гуттация – выделение воды через устьица в капельножидком состоянии. Это явление в природе происходит обычно утром, когда воздух приближается к насыщению водяными парами, или перед дождем.

  1. Листопад, его значение (беседа).

- выведение продуктов обмена веществ (шлаков);

- уменьшение испарения;

- предупреждение поломки кроны под тяжестью снега.

        5.    Вегетативное размножение листьями.(беседа).

        6.  Запасание питательных веществ и воды.

        7. Видоизменения листьев:

             - листья –усики (горох)

             - листья – иглы (кактусы)

             - почечные чещуи  (на почке)

             - ловчие листья(непентес).

IV Вывод :  Лист – часть побега. Это специализированный орган, т.е. орган, содержащий клетки, которые улавливают солнечный свет, необходимый для осуществления фотосинтеза (воздушного питания.)

Д/З -  Изучить  §19  , знать клеточное строение листа и его функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по теме: «Изучение строения и функции скелета туловища» по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» для специальности: 060501 «Сестринское дело»

Практическое занятие по теме «Изучение строения и функции скелета туловища» проводится в игровой форме. Проверка знаний на занятии в форме игры ненавязчива, не вызывает у студента неприятных ощущ...

Конспект урока "Органы дыхания: строение и функции"

Конспект урока «Органы дыхания : строение и функции»Цель урока: сформировать знания учащихся об органах дыхания и их функциях, дать   представление о правильном механизме дыхания человека...

Презентация к уроку биологии на тему: «Строение и функции клетки на основе межпредметных связей»

Презентация к уроку биологии  на тему:«Строение и функции клетки на основе межпредметных связей»...

презентация по теме урока " Строение кожи"

Почему так важно знать строение кожи? Наша кожа — это слой клеток, который защищает организм от внешних механических воздействий, препятствует обезвоживанию, поддерживает температуру,...

Тема 2.1. Раздел 2. Химия. Органическая химия Тема:«Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» Тема урока:"Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова."

.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ            ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ  А.М. БУТЛЕРОВА1 ПОЛОЖЕНИЕ: Атомы в молекулах соединены друг с другом в определенной последовательности со...

Тема 4.5 "Практическое занятие №1. "Состав, строение и функции белков."

Строение и функции белков. Белки (протеины) составляют 50% от сухой массы живых организмов. Белки состоят из аминокислот. У каждой амин...

Контрольная работа по биологии, тема "Строение и функции клетки", для 9 класса

Это текущая  контрольная работа, для проверки знаний по теме "Клетка" в 9 классе...