Интеллектуальная игра "Последний герой"
классный час по теме

Косарева Ольга Александровна

Систематизация знаний обучающихся по общеобразовательным предметам в форме интеллектуальной игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posledniy_geroy.doc169.5 КБ
Office presentation icon posledniy_geroy.ppt2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Ольга Александровна Косарева, преподаватель физики и математики, ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум», г.Энгельс, Саратовская область

Вера Ивановна Яркова, преподаватель русского языка и литературы, ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум», г.Энгельс, Саратовская область.

СЦЕНАРИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ

«ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ»

Цели: Систематизация знаний обучающихся по общеобразовательным предметам. Развитие памяти, логического мышления, устной речи. Воспитывать чувство патриотизма, умение работать в команде.

Ожидаемые результаты: повышение эрудиции; развитие культуры речи; развитие творческих способностей; выработка коммуникативных навыков.

Предназначена для учащихся 9-10 классов и студентов 1 курса. Может быть использована на классном часе или внеклассном мероприятии.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация с вопросами и ответами, протоколы для членов жюри, раздаточный материал для команд.

Правила игры. Участвуют 6 команд по 6 человек в каждой.

Жеребьёвка: представители каждой команды выбирают номера вопросов, которые им будут задаваться в последующих турах. Соответственно с номерами вопросов  командам присваивается цвет ленточки, которые каждый участник повязывает себе на руку. После выбытия из команды, участник снимает ленточку и становится зрителем. На каждый стол командам ставится цветная пирамидка, соответствующая их цвету и номера выбранного вопроса.

На обсуждение вопроса даётся определённое время. После совещания команда даёт ответ  на свой вопрос устно или письменно. Жюри решает правильность ответа. После каждого тура команды покидает по одному игроку. Руководители команд вправе советовать, какому игроку покинуть команду.

После того, как в командах останется по одному игроку, каждый игрок играет сам за себя. Жюри решает, кто из игроков покинет игру. В финальном туре определяется «Последний герой».

I тур. Разминочные заморочки. 30 секунд.

1. Люди никак не хотели верить в его смерть. Одни считали, что он просто поссорился с Брежневым, другие, что его похитили инопланетяне, а Ванга сказала, что он жив и скрывается в США. О ком речь? (Юрий Гагарин)

2. Рассказывают, что однажды филиал компании "Кока-Кола" решил разработать новый напиток. После того как состав напитка был найден, глава филиала Макс Кайт потребовал напрячь фантазию и придумать для него название. Какое название получил этот напиток? (Фанта)

3.  Сначала оно было красным, но с приходом к власти Петра 1 цвет изменился на белый. Таков он и по сей день. О чем идёт речь? (Свадебное платье)

4. Во времена осады французского города Майон осажденные заделывали пробоины в крепостных стенах цементом, который по средневековой традиции замешивали на яичных белках. Желтки оставались, и герцог Ришелье приказал придумать какое-нибудь блюдо на основе сырого яичного желтка. Что в итоге получилось? (Майонез - соус, придуманный в Майоне)

5. Поэтесса Лидия Козлова с грустью сказала, что 240 достичь не просто. Что заменено на 240? (90-60-90. В сумме эти параметры "идеальной" женщины составляют 240.)

6. Когда войска Александра Македонского добрались до Индии, походным поварам пришлось менять рацион солдат. Здесь нельзя было найти привычным грекам хлеба, маслин и сыра. Готовя для полководца мясо с рисом, повара просчитались и положили слишком много туда перца и пряностей. Чтобы смягчить вкус, повара спешно добавили туда попавшие под руку фрукты. Название нового блюда без изменений дошло до наших дней. Что это было за блюдо? (Плов)

II тур. Интеллектуальная математика. 2 минуты.

1. Три мушкетера.

Три мушкетера, выполняя очередное задание на благо Франции, вечером остановились у трактира. Поужинав, они заказали на десерт большую тарелку персиков, но, не дождавшись, пока их принесут, тут же за столом уснули, так как сильно устали в дороге. Первым проснулся Портос. Он честно отсчитал треть персиков, съел их и опять заснул. Потом очнулся Атос, увидел персики, подумал, что никто ещё не ел, съел третью часть и тоже отключился. И, наконец, пробудился Арамис и тоже съел треть того, что лежало на тарелке. И опять задремал. Пока они все трое спали, пришел официант и унёс тарелку, на которой лежали оставшиеся 8 персиков. Сколько персиков было на тарелке в самом начале? (Всего было 27 персиков. (Начните считать с конца. 8 персиков - это две трети того, что увидел Арамис. то есть ему оставили 12 персиков,  и т.д.))

2. Табун лошадей

Отец оставил своим сыновьям в наследство табун лошадей. Старший сын получил 1 лошадь и 1/7 часть всех остальных лошадей, 2й - 2 лошади и 1/7 часть всех остальных лошадей, 3й - 3 лошади и 1/7 часть всех остальных лошадей, 4й - 4 лошади и 1/7 часть всех остальных лошадей и т.д. Таким образом, табун лошадей был разделен между всеми наследниками без остатка.
Сколько у отца было сыновей и какова была численность лошадей в табуне?
(Сыновей было 6, а лошадей в табуне - 36.)

3. Ящики с мандаринами

На продуктовом складе мандарины расфасованы в ящики по 24, 23, 17 и 16 кг. Можно ли отправить в магазин со склада 100 кг мандаринов, не раскрывая ящики? (Можно: четыре ящика по 17 кг и два ящика по 16 кг.)

4. Мешок шариков

Дети делят между собой мешок шариков. Первый ребенок взял один шарик и десятую часть оставшихся шариков, потом второй взял 2 шарика и десятую часть оставшихся, затем третий взял 3 шарика и десятую часть оставшихся и т. д., пока последний ребенок не забрал всё, что осталось.
Сколько было детей и сколько шариков досталось каждому, если все дети получили одинаковое количество шариков?
(Количество шариков - 81. Всего было 9 детей, и каждому досталось по 9 шариков.)

5. Раздел наследства

Деньги, оставшиеся после смерти купца, были разделены по завещанию между его сыновьями. Старший сын получил 100 рублей и 1/6 часть остатка. Вслед за ним второй сын получил 200 рублей и 1/6 остатка. Затем третий сын получил 300 рублей и 1/6 остатка и так до последнего сына, который получил всё, что осталось после старших братьев. Оказалось, что все сыновья получили денег поровну. Сколько было сыновей и какова сумма наследства? (Сумма наследства 2500 руб. Всего было 5 братьев, и каждый получил по 500 руб.)

6. Сколько слив в корзине?

Древняя легенда повествует, что некогда нежная королева обещала свою руку тому из трёх рыцарей, кто первый решит следующую задачу: сколько слив в корзине, если половину всего содержимого и одну сливу она отдаст первому рыцарю, половину оставшихся и ещё одну - второму и, наконец, третьему - половину оставшихся и три сливы, и после этого корзина будет пустой?        

III тур. Занимательный русский язык. 1 минута.

1. Почему написание слова СВИДЕТЕЛЬ является исторической ошибкой? (Это слово произошло от глагола ВЕДАТЬ)

2. Перед вами строки из известной песни к кинофильму «Москва слезам не верит»:

Москву рябины красили,

Дубы стояли князями,

Но не они, а ясени

Без спросу наросли.

В каком слове нарушена литературная норма? (Авторы текста употребляют устаревшую форму князями вместо современной литературной князьями, для того чтобы подчеркнуть древность Москвы)

3. Соединение в одном слове признаков разных частей речи делает эти слова более богатыми по содержанию и экономными по употреблению.                    М. В. Ломоносов обратил на это внимание и написал так: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». Как называется эта часть речи? (Причастие)

4. Какой падеж был седьмым среди других падежей в русском языке в прошлом и служил для обозначения обращения? (Звательный)

5. Всем известно выражение «избушка на курьих ножках». А что в действительности имелось в виду под «курьими ножками»? (Курьи связано с глаголом курить. Курьи ножки – сваи, предварительно окуренные дымом для предотвращения их гниения во влажном климате.)

6. Иногда говорят: «Было-то было, да быльём поросло»

Вопрос: Чем поросло то, что было, и почему именно поросло, а не, допустим, засыпалось или накрылось? (быльё – трава, былинки).

IV тур. Исторические хроники.1 минута.

1. Кому принадлежат облетевшие всю страну слова «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва»? (Они были сказаны политруком дивизии генерала Панфилова Героем Советского Союза Василием Георгиевичем Клочковым - Диевым (1911 — 1941) во время боя у разъезда Дубосеково на Волоколамском направлении 16 ноября 1941 г.)

2. Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства. (Олег. В 882 г. князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.)

3. Первая была женой первого. Вторая была женой третьего. О ком речь? (Петр I - жена Екатерина I, Петр III - жена Екатерина II)

4. Кто из великих русских полководцев занимался закаливанием своего организма и зимой мог простоять целый день на морозе в одном мундире? (Александр Суворов)

5. Как звали новгородского князя, жившего примерно 700 лет назад и прославившегося своей хитрость и изворотливостью? В качестве подсказки вспомните отчество самой хитрой героини русских народных сказок. (Патрикей. Лиса Патрикеевна.)

6. На какой реке встретились в 1945 году советские солдаты со своими союзниками по антигитлеровской коалиции – американцами? (Эльба)

V тур. Физкультпривет! 1 минута.

1. Спортивная игра на льду, в которой две команды, состоящие из четырёх человек, соревнуются в точности выпусков специальных спортивных снарядов, изготовленных из гранита и называемых камнями. (Кёрлинг.)

2. Какой талисман выбран для зимней Олимпиады-2014 в Сочи?  (Дельфин на лыжах)

3. Искусство бороться на шпагах, рапирах, эспадронах и подобном оружии; целая система приёмов для нанесения и отражения ударов. (Фехтование.)

4. Русская народная командная игра с мячом и битой. (Лапта.)

5. Соревнование по парусному, гребному спорту, состоящее из серии гонок для судов разных классов. (Регата.)

6. Вид зимнего спорта, лыжные гонки на различные дистанции со стрельбой по мишеням из мелкокалиберной винтовки. (Биатлон.)

VI тур. Занимательная химия. 2 минуты.

1. В средние века люди считали это вещество одним из сильнейших лекарственных средств и поэтому называли его «жизненной водой». В 1780 году А.Лавуазье определил, что «жизненная вода» состоит из водорода, углерода и кислорода. В настоящее время из-за чрезмерного употребления этого вещества развивается тяжелое заболевание. Что это? Какую болезнь вызывают эти вещества?  (Спирты, алкоголи. Болезнь – алкоголизм.)

2. Гормон, играющий важную роль в жизнедеятельности человека и животных. Его выделили из надпочечников. Он способствует передаче нервного возбуждения, участвует в обмене веществ, а также влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы. Как называется этот гормон? (Адреналин.)     

3. Этот металл пользовался особым уважением у алхимиков. Они как будто чувствовали, что если к нему добавить всего один электрон (на внешнем уровне), то возможно получение золота. Как называется этот многообещающий обманщик? (Ртуть)

4. В 1819 году в каменноугольной смоле было обнаружено это бесцветное кристаллическое вещество с характерным запахом, который хорошо знаком  людям старшего поколения, как запах в платяном шкафу. Назовите это вещество. (Нафталин)

5. Один французский химик в 19 веке нашёл в своей крови распространённый в природе химический элемент. А в это время он был влюблён в одну хорошенькую девушку. Желая доказать ей силу своей любви, химик задался целью добыть из своей крови столько этого элемента, чтобы сделать из него кольцо и подарить своей любимой. Опыт его закончился плачевно - влюблённый умер от недостатка крови. А какой химический элемент в его крови стал причиной его смерти? (Железо)

6. Это важнейший и наиболее известный представитель многоатомных спиртов. Сам он используется при приготовлении косметических средств для смягчения кожи, в пищевой промышленности как заменитель сахара. Он является одним из продуктов расщепления жиров в пищеварительной системе человека. Его соединения используются при лечении  заболеваний сердечно – сосудистой системы и производстве взрывчатых веществ. Назовите это вещество и его соединения. (Глицерин, нитроглицерин, тринитроглицерин – основа динамита)

VII тур. Братья наши меньшие.1 минута.

1. Когда командующий армией, которая в середине века осадила немецкий город Монстер, увидел на городской стене эту птицу, он пришел к выводу, что его план взять город измором провалился, и снял осаду. На самом же деле в городе, не осталось ни каких продуктов. И эта птица была последней "пищей". Благодарные жители поставили ей памятник. Как называется птица? (Петух.)

2. Хотя в русском языке и бытует выражение «подопытный кролик», самым известным является другое лабораторное животное: оно не слишком мало и не чересчур велико, обладает исключительной выносливостью и живучестью. Назовите это животное, которому ещё в прошлом столетии по инициативе Клода Бернара в Парижском университете поставили памятник. (Лягушка)

3. Увидеть этих птиц можно и в Подмосковье, правда, к сожалению, не часто – обычно они селятся южнее и западнее. Но в псковских землях и на Смоленщине этих птиц ещё можно встретить. Прилетают они с зимовки в Африке сразу после схода снега, в середине апреля. Обновят старое гнездо, и начинаются хлопоты. Месяц кладку из 3–5 яиц высиживают, а потом птенцов долго в гнезде кормят. Птенцы растут быстро, но чтобы полететь, им требуется более двух месяцев. Кормятся эти птицы на сырых лугах, болотах, некоторые питаются отбросами. Птицу эту человек давно любит, потому и связывает с нею пословицы и приметы. (Аист.)

4. О каком животном африканцы говорят: «он убивает, улыбаясь». (Крокодил)

5. У какого животного есть любимые мозоли на ногах и во рту? (Верблюд)

VIII тур. Имена и фамилии.1 минута.

1. Как звали учителя Александра Македонского? (Аристотель)

2. У кого из множества имен одно имя – Шакъямуни? (Будда)

3. Назовите первого телеведущего игры «Поле чудес». (Владислав Листьев)

4. Настоящая фамилия Штирлица? (Исаев)

IX тур. Физические сказки. 2 минуты.

1. Из монгольской сказки «Мудрый малыш»

     Чиновник, приехавший за налогами, встал перед отцом мальчика, требуя деньги. Тогда мальчик заступился за отца: «Почтенный гость! Подпругу твоего коня сжевали козы. Вот и заставь их платить. Промолчал чиновник, вскочил на коня и пустил его галопом. Но конь провалился ногой в кротовую нору и седок полетел на землю. Почему «седок полетел на землю»? (согласно инерции)

2. Из финской сказки «Небесный барашек»

    Пришёл знахарь в замок, королевскую дочь лечить и видит, что Смерть у неё в изголовье сидит. Помочь ей уже нечем. Тут бы ему от затеи отступиться, раз такое дело, но очень уж хотелось королевскую награду за спасение дочери получить. Решил знахарь попробовать. Велел он сделать такой помост, чтобы на оси крутился, положил на него королеву и стал крутить, да так быстро, что Смерть не удержалась в изголовье у девушки и свалилась на пол. Объясните случившееся с точки зрения физики. (При большой скорости вращения сила трения оказалась недостаточной для удержания Смерти на помосте)

3. Из ительменской легенды о Тылвале

    Жил Тылвал с сестрой. Жили  они на Круглой сопке. Долго там жили. Тылвал, когда ждал зимой врагов, сопку водой поливал. В одном месте, где на подъёме была тропка, он врагов поджидал. С какой целью Тылвал поливал сопку водой? (Чтобы вода замёрзла и на тропинке образовался лёд. Трение каких-либо предметов о ледяную поверхность очень мало, поэтому подниматься на обледеневшую горку сложно).

X тур. Финал.

1этап. 1 минута.

Предметы на картинке объединяет одно слово. Какое?

 Что общего  (Король)                                Что общего (Воздух)

2 этап.1 минута.

В разноцветной шкатулке лежит то, что индейцы майя называли чикле.

Они делали это из тягучего вкусного сока дерева сапподила. Одни это очень любят, а другие - терпеть не могут. А в Сингапуре продажа этого даже запрещена, и это отпускается только по рецепту врача.

В конце XIX века один американский коммерсант Вильям Ригли провёл рекламную акцию. Он давал это бесплатно при покупке мыла и муки. И вскоре, это стало популярней, чем основной продукт. С тех пор коммерсант перешёл на производство только этого.

Вопрос: Что в разноцветной шкатулке? (жевательная резинка)

- Подведение итогов. Награждение победителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Андреевич Милорадович – герой войны 1812 года

В 2012 году Россия празднует юбилейную дату – 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. В этой войне было много героев, но некоторые из них совершенно незаслуженно забыты и выброшены за колею ...

Игра "Последний герой"

Внеклассное мероприятие, проводимое между двумя группами первого и второго курса, по аналогии телевизионной игры "Последний герой". Проводилась большая подготовительная работа по изучению материалов, ...

Презентация " М.А.Милорадович - герой войны 1812 г."

Презентация о М.А.Милорадовиче может рассматриваться, как самостоятельная работа, или как приложение к статье " Михаил Андреевич Милорадович - герой войны 1812 года". Здесь представлены фрагменты през...

Герой Советского Союза Василий Барсуков

В данной работе  рассказывается о жизни и подвигах Героя Советского Союза Василия Барсукова, уроженца Тверской области, Бежецкого района...

Сценарий интеллектуальной игры «Последний герой»

Интеллектуальная игра «Самый умный» создана в игровой форме. Она объединяет в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: играя, обучаем. Игровая форма раскрепощает обучающихся, даёт им п...

3. : Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкуль

Организация внеурочной деятельности.Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации.Руководство обучающимися - участниками научных конференций и научных обществ, фестивалей,...

3 Выявление развитияу обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкультурн

Справка о реализации программы внеурочной деятельности.Руководство обучающими-участниками научных конференций, конкурсов, чемпионатов.Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, чемп...