Экспресс - игра «Ты и твое здоровье»
методическая разработка на тему

 Лисицына Оксана Владимировна

        В воспитательной работе познавательные игры имеют большое значение, так как они удовлетворяют желание играть, прививают стремление пополнить недостающие знания, развивают любознательность и наблюдательность. Все это в равной мере относится к играм по естественным наукам. Они позволяют расширить кругозор, приобщить их к работе с природным материалом родного края, использовать полученные знания в нестандартных ситуациях.     Данная игра называется «Ты и твое здоровье», так как проблема здоровья человека в мире одна из самых главных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekspress_-_igra_ty_i_tvoe_zdorove.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Никонова В.Н.

Лисицына О.В.

Экспресс - игра «Ты и твое здоровье»

        В воспитательной работе познавательные игры имеют большое значение, так как они удовлетворяют желание играть, прививают стремление пополнить недостающие знания, развивают любознательность и наблюдательность. Все это в равной мере относится к играм по естественным наукам. Они позволяют расширить кругозор, приобщить их к работе с природным материалом родного края, использовать полученные знания в нестандартных ситуациях.

        Данная игра называется «Ты и твое здоровье», так как проблема здоровья человека в мире одна из самых главных.

        В игре участвуют несколько команд. Они заранее получают задание: выбрать капитана, придумать название и девиз, сделать эмблему, вспомнить песни, в которых упоминается о здоровье и здоровом образе жизни.

        Игра проводится в течение 1-1,5 часов. За это время студенты должны побывать на нескольких станция (в зависимости от количества выбранных для проведения игры).

        Каждая станция имеет свое название, где работают двое ведущих, которые должны быть веселые, находчивые, отлично знающие и умеющие поддержать, увлечь и подбодрить участников игры.

        В начале игры объясняются правила. Каждая команда получает маршрутный лист с указанием этапов игры, которые она должна пройти в строгой последовательности, иначе возможно столкновение на одной из станций с соперниками. Ведущие оценивают правильность ответов и выставляют оценки в маршрутный лист.

Станция «Знакомство»

                Каждая команда представляет себя: название команды, девиз, эмблему.

Станция «Угадайка»

        Каждая команда выбирает несколько карточек, на которых загадки по анатомии человека и дает ответы. Оценивание: один ответ -1 балл.

        1.         У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. Пальцы

        2.         В сосуде водица, ею нельзя напиться. (Кровь)

        3.         В какую сеть нельзя поймать рыбу? (В капиллярную)

        4.         Оно много меньше нас, а работает всяк час. (Сердце)

        5.         Кто целый век в клетке? (Сердце и легкие)

        6.         Какое дерево растет в легких? (Бронхиальное)

        7.         Полон хлевец белых овец. (Зубы)

        8.         Ношу их много лет, а счета им не знаю. (Волосы)

        9.         Какой узел нельзя развязать? (Нервный)

        10.         По какому мосту не ходят? (По мосту стволовой части мозга)

        11.         Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)

        12.         Что быстрее всего на свете? (Мысль)

        13.         В какой раковине никто не живет? (В ушной)

        14.         В доме, какого животного располагаются слуховые рецепторы?                           (В  улитке)

        15.         Живут два брата через дорожку, а друг друга не видят. (Глаза)

        16.         Сколько весит зрачок? (Зрачок - отверстие)

        17.         В маленькие дверцы весь мир входит. Что это такое? (Глаза)

Станция «Мой организм»

        На карточках нарисованы рисунки-ассоциации частей и органов человеческого тела. Команда их распознает и правильно располагает на макете человеческого тела. Оценивание: один рисунок -1 балл.

  1. Бабочка - спинной мозг 
  2. Колба - колбочки (зрительный рецептор)
  3. Крылья - крылья носа
  4. Сосуд - сосуд кровеносный
  5. Мышь - мышца
  6. Улитка - улитка в среднем ухе
  7. Сеть - капиллярная сеть
  8. Пузырек - легочный пузырек
  9. Стремя - стремечко в среднем ухе
  10. Молоток - косточка молоточек в среднем ухе
  11. Чашка - коленная чашечка
  12.  Щит - щитовидный хрящ.

Станция «Черный ЯЩИК»

        Команда выбирает задания, читает их и отвечает, что находится в черном ящике. Оценивание: один ответ - 1 балл.

        1. В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено Богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что за растение лежит в «черном ящике»? Где он используется в настоящее время?

        Ответ. Это - лавр благородный. В настоящее время листья его используются как приправа благодаря их пряному аромату.

        2. В «черном ящике» лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестно-опыляемое (опылители - насекомые), весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30С! Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь?

        Ответ. Речь идет о яблоках.

        3. Как называются продукты, находящиеся в этих коробочках? Из каких растений их получают?

        Ответ.  Манная крупа - ее получают из пшеницы; перловая - из ячменя;  геркулес - из овса; пшено - из проса.

        4. В «черном ящике» лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина Мексика. В 1874 г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную». Что же за лакомство лежит в ящике?

        Ответ. В «черном ящике» лежат семечки. Это плоды подсолнечника.

        5. В «черном ящике» лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной, т: е. он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Что лежит в «черном ящике»?

        Ответ. Луковица.

Станция «Витаминка»

        Команда получает задание и отвечает на вопрос, о каком растении идет речь в тексте и какие витамины оно содержит. Оценивание: один ответ – 2 балла.

        1. " Кернис - славянский бог этого дерева. Считали, что умилостивить его и получить хороший урожай можно зажигая на деревцах свечи. Немцы для этого выращивали к новому году цветущие деревца в кадках. Изумительно цветущее деревце, украшенное игрушками и горящими свечами! Но трудно иметь цветущее дерево зимой. Поэтому в XIX в. его заменили ёлкой.

        Это дерево произошло от дикого лесного предка и было в числе первых растений, возделываемых человеком. Его плод упоминается в древних легендах. У греков и римлян оно было посвящено богине красоты, а немцы считали его любимым блюдом богов, поэтому злой бог бури никогда не метал молнии в это деревце. Сейчас оно занимает первое место среди плодовых деревьев".

        О каком растении идёт речь в данном рассказе? Какие витамины содержат его плоды?

        Ответ : яблоня, витамины С, В, Р.

        2. Почему человек не может существовать, если в пище нет витаминов?         Ответ: витамины не синтезируюися в организме человека или синтезируются в незначительных количествах.

        3. Культивировать его начали ещё за 4000 лет назад. Всегда и везде людей удивляли необычный внешний вид и свойства этого растения.

По представлениям древних, многослойность растения напоминала о строении Вселенной, где Солнце, Луна и звёзды движутся в разных сферах вокруг Земли, и поэтому его использовали как модель при объяснении строения Вселенной.

        В Древней Греции и Риме считали, что его употребление придаёт храбрость, энергию, силу, и поэтому обязательно включали в рацион солдат. В средние века его широко использовали как амулет. Даже английский король Ричард Львиное Сердце носил на шее такой амулет. Что это за растение!! Какие витамины оно содержит?

        Ответ: лук, витамины  С, В, В2, А.

        4. Тем, что в России стали выращивать это растение и даже полюбили его, мы обязаны замечательному агроному - учёному екатерининских времён Андрею Тимофеевичу Болотову.  В наше время,  он,  известен как автор записок, красочно отображающих политическую и экономическую жизнь России 18 в. В статье «О любовных яблочках» Болотов  писал:  «Плоды, имеющие вид крупных, гладких и очень красивых яблочек, которые цветом на большую часть бывают красные, а иногда и желтоватого, и кофейного колера, которые яблочки и придают всему произрастанию сему кресу!" О каком растении идёт речь? Какие витамины оно содержит?

        Ответ: томат или помидор, витамины  С, РР, каротин.

        5. В середине апреля 1942 г. Из-за нехватки витамина началось заболевание бойцов. На передовой особенно страдали от него разведчики и раненые. Они не могли разглядеть противника на расстоянии двух шагов. Больным было рекомендовано использовать в пищу крапиву, щавель, лебеду и одуванчики.

Какого витамина не хватало у больных и какая болезнь была у них?

        Ответ: куриная слепота, не хватало витамина А.

        6. Опытных мышей кормили смесью всех известных тогда веществ, входящих в состав молока, но вещества были химически чистые. Контрольным мышам давали  натуральное молоко. Они развивались нормально, а опытные зверьки погибли, почему?

        Ответ: в смеси не входили витамины.

        7. Васка да Гама в 1498 г. потерял 100 из 160 человек команды; из 265 спутников Магелллана свой дом вновь увидели лишь 65. Какая болезнь стала причиной гибели моряков? Как борются с данной болезнью сегодня?

        Ответ: Цинга, принимают витамин С.

        8. «…Оно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь» - кто автор этих строк? Откуда взят отрывок? О каком растении идет речь?

        Ответ: А.С.Пушкин; «Сказка о мертвой царевне»; яблоня.

Станция «Дополняйка»

Команда должна дополнить фразу. Оценивание: одна фраза-1 балл.

        1.        Захотелось плакать вдруг, слезы лить заставил.... лук

        2.        Набирай скорее в миску краснощекую.... редиску

        3.        Отыскали, наконец, и зеленый.... огурец

        4.         Под кустом копнёшь немножко, выглянет на свет.... картошка

        5.        Завалился на бочок лежебока.... кабачок

        6.         Разве в огороде пусто, если там растёт .... капуста

        7.        Удивляет горожан темнокожий .... баклажан

Станция «Быстрейка»

Команда получает задание и отвечает на него. Оценивание: 1 ответ - 2 балла.

        1. В каких случаях применяют кровоостанавливающий жгут? Правила         его наложения.

        2. Какие действия включает в себя сердечно-легочная реанимация?

        3. В каких случаях проводится сердечно-легочная реанимация?

        4. Что такое паренхиматозное кровотечение? Как оказать помощь         пострадавшему?

Станция «Кроссворды»

        Команда получает кроссворды по анатомии и физиологии человека. Оценивание: десять слов - 5 баллов.

        Впишите ответы так, чтобы получилось написанное слово.

Впишите ответы на вопросы так, чтобы в горизонтальной выделенной графе получилось определение способа предохранении себя от различных простудных заболеваний.

1. Поражение кожи от низкой температуры.

2. Поражение кожи от сильного нагревания.

3. покров.

4. Выделение кожных желез.

5. Часть кожи.

7. Наука, помогающая сохранить кожу.

        Впишите различные науки и способы укрепления организма, связанные с физиологией.

        В выделенной графе напишите группу клеток, имеющих общее строение и выполняющих одну и ту же функцию. Затем назовите отдельные группы клеток, имеющих одинаковое строение и функцию.

        Впишите ответы на вопросы так, чтобы в выделенной графе получилось слово, обозначающее основу скелета.

1. Самая широкая кость в скелете человека.

2. Кость предплечья.

3. Кость черепа.

4. Кость плечевого пояса.

5. Нижняя часть позвоночника.

        Напишите названия различных костей черепа.

        Пока жюри подводит итоги команды, поют песни, в которых упоминается о здоровье и здоровом образе жизни.

        По окончании игры проводится награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по "Безопасности жизнедеятельности" по теме "Контроль здоровья. Экспресс-диагностические методы оценки здоровья"

В представленном материале по проведению урока по теме даются общедоступные диагностические методы оценки своего здоровья и практика их применения, которые дадут возможность учащимся оценивать и контр...

Экспресс - игра «Ты и твое здоровье»

В воспитательной работе познавательные игры имеют большое значение, так как они удовлетворяют желание играть, прививают стремление пополнить недостающие знания, развивают любознательность и набл...

Программа элективного курса "Твое здоровье- твое богатство"

Здоровье— ключевая ценность для любого человека независимо от его местожительства. В Древней Греции ценилась гармония духа и тела. В Европе на смену культу тела пришло презрение к плоти.Для запа...

Игра-викторина "Твое здоровье"

Игра-викторина "Твое здоровье"...

Элективный курс "Твое здоровье"

Курс «Твое здоровье» посвящен актуальной проблеме восстановления здоровья часто и длительно болеющих людей, который опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении анатомии...

Классный час. Интеллектуальная игра для старшеклассников «Мое здоровье - здоровье нации»

Цель мероприятия: формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек у старшеклассников....