Использование потенциала информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве УДОД при реализации социально-значимых проектов
статья на тему

Шуляк Юлия Борисовна

В последние годы информационные и телекоммуникационные технологии все больше проникают во все сферы деятельности, в том числе и в образование. Во всем мире использование информационных технологий стало необходимой нормой и частью культуры. По мнению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева «…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа - это главные показатели развития информационного общества сегодня в стране. Массовое введение принципиально новых технологий в систему управления образованием требует специальной организации, как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов …». Говоря об использовании информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования детей, следует учитывать не только технический и дидактический аспекты вопроса, но и факторы, влияющие на развитие, становление, формирование личности. Как показывает практика, наиболее эффективной формой организации учебно-воспитательной деятельности являются дистанционные социально-значимые проекты. В этой статье рассказывается об опыте нашего учреждения в реализации таких проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shulyak_yu.b.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Использование потенциала

информационно-коммуникационных технологий

в образовательном пространстве УДОД

при реализации социально-значимых проектов

Шуляк Ю.Б., заведующая методическим отделом, МАОУДОД ЦРТДиЮ «Советский» г. Липецка

В последние годы информационные и телекоммуникационные технологии все больше проникают во все сферы деятельности, в том числе и в образование. Во всем мире использование информационных технологий стало необходимой нормой и частью культуры. По мнению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева «…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа - это главные показатели развития информационного общества сегодня в стране. Массовое введение принципиально новых технологий в систему управления образованием требует специальной организации, как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов …». Говоря об использовании информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования детей, следует учитывать не только технический и дидактический аспекты вопроса, но и факторы, влияющие на развитие, становление, формирование личности. Как показывает практика, наиболее эффективной формой организации учебно-воспитательной деятельности являются дистанционные социально-значимые проекты.

Таким проектом является городской телекоммуникационный конкурс проектов благоустройства города «Липецк-дизайн», который реализуется на базе Центра развития творчества детей и юношества «Советский» города Липецка на протяжении 14 лет.

Актуальность проекта заключается в привлечении детей и молодежи к решению важнейших экологических проблем города; разработка и апробация новых форм деятельности, современных информационных технологий; выявление инновационных моделей и направлений работы.

 Ежегодно в нём принимают участие учащиеся образовательных учреждений города в возрасте 10-16 лет. Сегодня количество участников выросло с 6 команд до 48. 

Каждый год выбираются наиболее значимые, актуальные для нашего города экологические проблемы. Предлагаемые темы: «Проекты благоустройства участков территорий размещения контейнеров для раздельного сбора твёрдых бытовых отходов (ТБО)» (2004 г.), «Проекты благоустройства участков территории города с использованием элементов ландшафтного дизайна» (2005 г.), «Благоустройство и озеленение рекреационных зон города Липецка» (2007 г.), «Ландшафтное моделирование зелёных насаждений ограниченного пользования» (2008 г.), «Благоустройство и озеленение пришкольных участков с использованием ландшафтного дизайна» (2009 г.), «Лучший дизайн-проект по улучшению инфраструктуры, флористическому обеспечению и эстетическому развитию микрорайонов города Липецка» (2011 г.), «Лучший дизайн-проект благоустройства территории города и образовательного учреждения по улучшению инфраструктуры, флористического обеспечения и эстетического развития окружающей детей среды» (2012 г.), «Цветы к юбилею области» (2014 г.).

С 2006 года конкурс проектов благоустройства города «Липецк-дизайн» получил статус городского, реализуется в виде дистанционного проекта:

  • связь с участниками и членами жюри осуществляется с использованием электронной почты, факса, программы общения skype.
  • на сайте учреждения создана вкладка «Дистанционная викторина» (http://sovtest.info/) , заходя на которую участники он-лайн отвечают на вопросы по тематике конкурса;
  • разработка проектов ведется в компьютерной программе по дизайну 3D LandScape.
  • защита проектов проходит в режиме видеотрансляции;
  • осуществляется он-лайн трансляция защиты проектов на канале http://yatv.ru/lipetskdizain/ в сети Интернет.

Реализация проекта

п/п

Мероприятие

Дата

Первый тур

1.

Подготовительный этап:

  • размещение положения на официальном сайте учреждения;
  • рассылка положения по электронной почте в образовательные учреждения г. Липецка;
  • прием заявок по электронной почте от участников

ноябрь - декабрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

2.

Проведение I этапа конкурса:

  • разработка вопросов дистанционной викторины, связанных с темой проекта;
  • размещение викторины на сайте учреждения (http://sovtest.info/) для участников конкурса;
  • приём ответов от команд;
  • подведение итогов I этапа конкурса;
  • консультации для участников с привлечением специалистов.

декабрь  

декабрь

декабрь

декабрь – январь

ноябрь-февраль

3.

Проведение II этапа конкурса:

  • экспедиции с целью отбора проектных объектов;
  • разработка конкурсных проектов командами образовательных учреждений (с использованием компьютерной программы:  по дизайну 3D LandScape).

февраль-март

март

март

4.

Проведение III этапа конкурса:

  • защита дистанционных проектов участниками конкурса;
  • работа жюри по подведению итогов конкурса и выявлению победителей, оформление протокола.

апрель

до конца месяца

5.

Подведение итогов конкурса, награждение участников и победителей

май

Второй тур

1.

Получение необходимых финансовых ресурсов для реализации проекта

в течение срока реализации проекта

2.

Реализация проектов

май – август

Третий тур

1.

Подготовительный этап:

  • размещение положения на официальном сайте учреждения;
  • рассылка положения по электронной почте в образовательные учреждения г. Липецка;
  • прием заявок по электронной почте от участников

сентябрь

2.

Смотр реализованных проектов

сентябрь

3.

Работа жюри по подведению итогов конкурса и выявлению победителей, оформление протокола.

октябрь

4.

Подведение итогов конкурса

октябрь

Особое внимание уделяется работе по привлечению в жюри специалистов – представителей различных организаций города и области. Со многими из них Центр творчества сотрудничает на протяжении долгих лет (управление экологии и природных ресурсов Липецкой области, управление экологии администрации города Липецка,  департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка, МУ СП  «Зеленхоз» и пр.).

Итогом работы по реализации проекта является:

  • апробирование учащимися на практике новых форм и методов работы в области социально-значимой деятельности;
  • получение конкретных навыков исследовательской работы в природоохранной и градостроительной деятельности;
  • получение навыков при работе с компьютерной программой по дизайну 3D LandScape;
  • развитие навыков работы в Интернет и с электронной почтой;
  • поддержка и популяризация детских инициатив;
  • создание организаторами проекта консультационного пункта по оказанию помощи победителям в получении грантов на реализацию собственных проектов.

        Массовые дела и проекты подобного характера свидетельствует о том, что компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств детей, позволяют индивидуализировать их творческий потенциал, улучшают качество усвоения материала. Также новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в творческий и учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных средств.