Практические работы для дисциплины "Естествознание"
учебно-методический материал на тему

Кузнецова Алина Валентиновна

В материале представлены практические работы к рабочей программе учебной дисциплины "Естествознание" (разделы "Физика" и "Химия с элементами экологии") по программе подготовки специалистов 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_raboty_kommertsiya.docx57.42 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ К

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.11 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

по программе подготовки специалистов

38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

Составитель: Кузнецова А. В.,

преподаватель 1к.к.

2015 г.


Пояснительная записка.

Практические задания разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Естествознание».

Цель выполнения практических работ: формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы базового курса физики.

Характеристика практических заданий:

№ п/п

Тема практической работы

Раздел рабочей программы

Формируемые результаты освоения программы

метапредметные

предметные

1.

Агрегатные

состояния

вещества.

Физика.

2. Тепловые явления

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. 

Представления о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе; применение естественнонаучных знаний для объяснения окружающих явлений в природе; овладение понятийным аппаратом естественных наук.

2.

Кристаллические и

аморфные вещества.

Физика.

2. Тепловые явления

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. 

Представления о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе;

применение естественнонаучных знаний для объяснения окружающих явлений в природе; овладение понятийным аппаратом естественных наук.

3.

Определение

количества

теплоты в

различных

процессах

Физика.

2. Тепловые явления

Поиск нужной информации в справочнике; умение сравнивать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в математическую запись.

Представления о научном методе познания природы; овладение приёмами естественнонаучных  исследований и оценки достоверности полученных результатов.

4.

Проводники и

изоляторы в

электрическом поле.

Физика.

3. Электро-магнитные явления

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. 

Представления о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе;  применение естественнонаучных знаний для объяснения окружающих явлений в природе; овладение понятийным аппаратом естественных наук.

5.

Тепловое действие

электрического тока и закон

 Джоуля-Ленца.

 

Физика.

3. Электро-магнитные явления

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из в математическую запись.

Овладение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий; овладение приёмами естественнонаучных  исследований и оценки достоверности полученных результатов; выполнение роли грамотного потребителя.

6.

Производство,

передача и

потребление

электроэнергии.

Физика.

3. Электро-магнитные явления

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. 

Применение естественнонаучных знаний для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя

7.

Шкала

электромагнитных

излучений.

Физика.

3. Электро-магнитные явления

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. 

Представления о целостной современной естественно-научной картине мира, о природе как единой целостной системе; овладение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий; овладение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам.

8.

Применение

радиоактивных

излучений.

Физика.

4. Строение атома и квантовая физика.

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. 

Применение естественнонаучных знаний для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя; овладение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам; овладение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий.

9.

Антропогенное

воздействие на

атмосферу.

Химия.

6. Химические процессы в атмосфере.

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. 

Применение естественнонаучных знаний для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя; понимание значимости  естественно-научного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, умение различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей.

10.

Сравнительная характеристика

солей, кислот и

щелочей

Химия.

6. Химические процессы в атмосфере.

Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. 

Представления о целостной современной естественно-научной картине мира, о природе как единой целостной системе; применение естественнонаучных знаний для объяснения окружающих явлений в природе; овладение понятийным аппаратом естественных наук.

Оценка результата выполнения практических заданий:

Предъявленный результат

Представленные базовые компетенции

«5»

«4»

«3»

Корректное поведение при выполнении работы

эмоционально-психологические

+

+

Записи аккуратные, отсутствуют грамматические ошибки

регулятивные

+

+

+

Содержание информации соответствует требуемой

социальные

+

+

+

Информация представлена чётко, логично, отсутствуют фактические ошибки

аналитические

+

+

Приведены примеры применения явлений

творческие

+

Работа полностью закончена

самосовершен-ствования

+



Практическая работа № 1.

«Агрегатные состояния вещества».

Агрегатное состояние – это состояние вещества, обусловленное характером расположения и взаимодействия его молекул.

  1. Прочитайте § 60 (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).

  1. Заполните таблицу:

Агрегатное

 состояние

Свойства вещества

Характер расположения молекул

Среднее расстояние между молекулами

Характер движения молекул

Характер взаимодействия молекул

Соотношение между потенциальной и кинетической энергией молекул

Твёрдое

Жидкое

Газообразное


Практическая работа № 2.

«Кристаллические и аморфные вещества».

Кристаллические тела  – это твёрдые тела, частицы которых образуют структуру с регулярным, периодически повторяющимся

                                              расположением.

Аморфные тела - это твёрдые тела, для которых характерно неупорядоченное расположение частиц в пространстве.

Изотропия – это независимость физических свойств вещества от направления.

Анизотропия – это зависимость физических свойств вещества от направления.

  1. Прочитайте §  73 и 74 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).

  1. Заполните таблицу:

Состояния твёрдого тела

Примеры веществ

Порядок расположения частиц

Зависимость физических свойств от направления

Температура перехода в жидкое состояние

Кристаллические тела

Аморфные тела



Практическая работа № 3.

«Определение количества теплоты в различных процессах».

  1. Разберите решение задачи № 20.39 (Л. Э. Генденштейн Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) – М.: Мнемозина, 2013).

Запишите кратко условие задачи, где m – масса льда, t – начальная температура льда.  

Выпишете из таблиц на первом форзаце задачника: t пл – температура плавления льда, t к – температура кипения воды, с1 – удельная теплоёмкость льда, с2 – удельная теплоёмкость воды, λ – удельная теплота плавления льда, r – удельная теплота парообразования воды.

Дано:                                                                                                 Решение.

m = 3 кг                                                              m . с1. (tпл - t1) – количество теплоты, необходимое для

t = - 20оС                                                            нагревания льда до температуры плавления;

tпл = 0 оС                                                           m . λ  – количество теплоты, необходимое для плавления

tк = 100 оС                                                        льда;

с1 = 2,10 кДж/(кг . К) = 2100 Дж/(кг . оС )     m . с2. (tк - tпл) -  количество теплоты, необходимое для                                                                                                      

с2 = 4,2 кДж/(кг . К) = 4200 Дж/(кг . оС)        нагревания воды от температуры плавления до температуры

λ = 330 кДж/кг = 330000 Дж/кг                      кипения;

r = 2,3 МДж/кг = 2300000 Дж/ кг                   m .r  -количество теплоты, необходимое для  парообразования

                                                                            воды при температуре кипения.

Найти: Q – ?                                                              Q = m . с1. (tпл - t) + m . λ + m . с2. (tк

                                                                            - tпл) + m . r

                                                                                                                                                 

                                                                             или  Q = m . (с1. (tпл - t) +  λ + с2. (tк - tпл) +

                                                                              +r);

                                                                     

                                            Q = 3 . ( 2100 . (0 – (-20) ) +  330000 + 4200 . (100 - 0) + 2300000) = 9213000 

Сделайте действия с наименованиями:    

 

 Ответ: Q = 9213000 Дж = 9,2 МДж.

  1. Решите задачу № 20.37.


Практическая работа № 4.

«Проводники и изоляторы в электрическом поле».

Проводники  – это вещества, содержащие свободные заряды, которые могут перемещаться по всему объёму.

Диэлектрики – это вещества, содержащие только связанные заряды, которые не могут перемещаться под действием электрического

                            поля независимо друг от друга.

Электростатическая индукция – это явление перераспределения зарядов в проводнике под действием внешнего электрического поля.

Поляризация диэлектриков – это явление ориентации диполей или появление ориентированных диполей под действием

                                                       электрического поля.

  1. Прочитайте § 93, 94 и 95 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
  2. Заполните таблицу:

Классификация вещества по проводящим свойствам

Строение вещества

Примеры веществ

Процесс, происходящий под действием электрического поля

Наличие электрического поля в веществе

Наличие электрического заряда

Применение

на поверхности вещества

внутри вещества

Проводник

Диэлектрик

Неполярный

 

Полярный



Практическая работа № 5.

«Тепловое действие тока и закон Джоуля-Ленца».

I) Прочитайте § 106 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).

II) Составьте конспект § 106 по плану:

  1. Дайте характеристику физической величины работа тока по плану:
  • Определение;
  • Формула;
  • Единица измерения.
  1. Дайте характеристику физической величины мощность тока по плану:
  • Определение;
  • Формула;
  • Единица измерения.
  1.  Дайте характеристику закона Джоуля - Ленца по плану:
  • Формулировка;
  • Математическая запись;
  • Границы применимости;
  • Пример проявления (применения).

III) Прочитайте задачу № 802 (Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы: пособие для общеобразоват. учреждений – 17-е изд. -  М.: Дрофа,  2013).

IV) Разберите и перепишите в тетрадь решение первой части задачи № 802:

3, 5 В – это напряжение, под которым работает лампочка от карманного фонарика; 0,28 А – это сила тока в лампочке.

Дано:                    Решение:

U = 3,5 В                   U                                                                              U         3,5

I = 0,28 А         I =             - закон Ома для участка цепи;           R =           =             = 12,5;

Найти:                      R                                                                               I          0,28

R, Р - ?                          В

                         [R] =          =  Ом

                                      А          

                        Р = I . U = 3,5 . 0,28 = 0,98;

                         [Р] = В . А =  Дж . А   =   Дж . А  =  Дж  = Вт

                                                    Кл             А .  с         с

                        Ответ: Сопротивление лампы 12,5 Ом, мощность лампы 0,98 Вт.

V)  Решите вторую часть задачи № 802.

VI) Объясните, почему при одинаковой силе тока сетевая лампа выделяет мощность больше, чем лампочка от карманного фонарика.



Практическая работа № 6.

«Производство, передача и потребление электроэнергии».

  1. Прочитайте  § 39, 40 учебника (Мякишев Г. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).

  1. Заполните таблицу 1.

Таблица 1 «Производство энергии»:

Вид электростанций

Краткое обозначение

Превращения энергии

Вклад в производство электроэнергии

Какой вид энергии превращается

В какой вид превращается энергия

Тепловые

Гидроэлектростанции

Атомные

Ядерная

  1. Зарисуйте схему «Передача и распределение электроэнергии».

  1. Объясните, как уменьшить потери электроэнергии при передаче.

  1. Заполните таблицу 2.

Таблица 2 «Использование электроэнергии»:

Потребители электроэнергии

В какие виды энергии превращается электрическая энергия


Практическая работа №7.

«Шкала электромагнитных излучений».

Инфракрасное излучение (ИК) - это не воспринимаемые глазом электромагнитные волны длиной более 7,6 10-7 м (красный конец спектра).

Ультрафиолетовое излучение (УФ) - это не воспринимаемые глазом электромагнитные волны длиной менее 3,8 • 10 -7 м (фиолетовый конец спектра).

Рентгеновское излучение (Х-лучи) - это электромагнитные волны длиной порядка размера атома (λ ~ 10 -10 м).

Гамма-излучение (γ-излучение) - это электромагнитные волны длиной порядка размера ядра атома (λ ~ 10 -12 м).

  1. Прочитайте § 84 - 86, 112, рассмотрите форзацы учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012) .
  2. Заполните таблицу:

Название диапазона

Автор и год открытия

Волновой диапазон, м

Механизм излучения

Область применения (проявления)

Радиоволны

Г. Герц, 1887 г.

Инфракрасное излучение

В. Гершель, 1800 г.

Видимое излучение

-

Свет

Ультрафиолетовое излучение

И. Риттер, 1801 г.

Рентгеновское излучение

В. Рентген, 1895 г.

Гамма - излучение

Э. Резерфорд, 1899 г.

<10-11


Практическая работа №8.

«Применение радиоактивных излучений».

Радиоактивность - это явление самопроизвольного излучения некоторых веществ.

α-частицы (альфа-частицы) - это ядра гелия .

β-частицы (бета-частицы) - это электроны .

γ-частицы (гамма-частицы) - это кванты электромагнитного поля (фотоны) большой частоты.

  1. Прочитайте § 112  (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
  2. Заполните таблицу:

Область применения

Методы

Результаты


Практическая работа № 9.

«Антропогенное  воздействие на атмосферу».

  1. Прочитайте §§ 8, 9,13  учебника (Габриэлян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник/ О. С. Габриэлян. – М.: Дрофа, 2014. – 223с.).
  2. Заполните таблицу«Характеристика химического состава атмосферы»:

Название газа

Химическая формула

Реакция получения

Функция в природе

Применение

Азот

Кислород

Озон

Углекислый газ

Водяной пар

________

Водород

  1. Заполните таблицу «Антропогенное  воздействие на атмосферу»:

Факторы влияния

Причина

Последствия

Кислотные дожди

Парниковый эффект

Разрушение озонового слоя

Практическая работа № 10.

«Сравнительная характеристика солей, кислот и щелочей».

  1. Прочитайте §§ 17, 22, 23,  24  учебника (Габриэлян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник/ О. С. Габриэлян. – М.: Дрофа, 2014. – 223с.).
  2. Заполните таблицу:

Тип электролита

Общие свойства

Примеры реакций

Взаимодействие с металлами

Взаимодействие с оксидами

Взаимодействие с кислотами

Взаимодействие с гидроксидами

Взаимодействие с солями

Кислоты

_______

Щёлочи

_______

_______

Соли

Fe + CuSO4 =

= FeSO4 + Cu

_______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

База данных MS Access Практические работы (методические указания по проведению практических работ для специальностей юридического профиля)

Методическое пособие предназначено для студентов СПО юридического профиля, содержит восемь лабораторно - практических работ. Каждая практическая работа содержит теоретический материал, указания для вы...

Комплект методических материалов для практических работ по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации

Комплект методических материалов для практических работ по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет...

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии «Кассир» для студентов СПО специальности38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

Практическая работа №1 по выполнению практической работы по дисциплине "Программирование для автоматизированного оборудования"

Порядок расчета координат опорных точек при обработки деталей на токарных станках с ЧПУ...

3. 06 апреля 2020 г. Товары бытовой химии. Практическая работа №28. Практическая работа №29

Тема урока: Товары бытовой химии.Используя учебник товароведения, запишите в рабочую тетрадь классификацию, виды, отличительные особенности следующих товаров:1. Клеящие материалы;2. Синтетические моющ...