Сборник практических работ по дисциплине "Экологические основы природопользования"
учебно-методическое пособие на тему

Даренских Анна Николаевна

В сборнике представлены методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования».  Задания в сборнике соответствуют требованиям стандарта и призваны обеспечить формирование у студентов навыков практического применения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КГБОУ СПО "КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ

АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

для студентов дневного отделения

Комсомольск-на-Амуре 2015 г.


Сборник практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования» для студентов дневного отделения / Сост. А.Н. Даренских – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум, 2015. – 18 с.

Сборник для самостоятельной работы предназначен для студентов дневного отделения

Рассмотрено и рекомендовано предметной (цикловой) комиссией «Естественно-научных дисциплин и математики»

Протокол №   от «__»______  2015 г.

Председатель ПЦК ___________________/И.В. Синишина/

Оглавление

Тема. Глобальные проблемы экологии

4 стр.

Тема. Природные ресурсы и рациональное природопользование

5 стр.

Тема. Охрана воздушной среды

8 стр.

Тема. Принципы охраны водной среды

10 стр.

Тема. Охрана недр и ландшафтов

13 стр.

Тема. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

15 стр.

Список использованных источников

17 стр.

Приложение

18 стр.

Тема: Глобальные проблемы экологии.

Цель: выяснить сущность демографической проблемы.

Оборудование: Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, 2009.

Ход работы

Задание 1. Выясните динамику численности населения мира.

Таблица 1. Динамика численности населения мира, млрд. чел

Год

1840

1930

1962

1975

1987

1999

2011

Численность населения мира

1

2

3

4

5

6

7

Алгоритм выполнения задания:

  1. Постройте ось координат. На оси ОХ отложите года, на оси ОУ численность населения мира.
  2. На оси координат отложите точки, соедините их в график.
  3. Сделайте вывод о динамике численности населения мира, какие экологические проблемы вызывает данная тенденция?

Задание 2. Выясните различия в рождаемости развитых и развивающихся стран.

Алгоритм выполнения задания:

1. Перечертите таблицу «Естественный прирост стран» в тетрадь

Страна

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Уровень экономического развития страны

Италия

8,1

9,7

Германия

8,1

10,5

Франция

12,7

8,5

США

13,8

8,0

Канада

10,3

7,0

Нигер

51,6

13,6

Эфиопия

43,6

10,7

Афганистан

38,1

19,5

Индия

21,7

6,2

Парагвай

28,2

4,5

2. Посчитайте естественный прирост по формуле:

Естественный прирост = рождаемости - смертность

Данные запишите в таблицу.

3. Определите уровень экономического развития стран.

4. Сделайте вывод о зависимости рождаемости и уровня экономического развития стран и проблемах, которые создает высокая рождаемость.

Задание 3. Выясните причины рождаемости стран разного уровня

Алгоритм выполнения задания:

  1. Перечертите  таблицу «Причины рождаемости» в тетрадь

Причины рождаемости

Уровень рождаемости

Развитые страны (индустриальные)

Развивающиеся (аграрные)

  1. Используя текст учебника на стр. 60-61 заполните таблицу.
  2. В колонке «Уровень рождаемости» запишите слова «Увеличивается» или «Уменьшается»

Тема: Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Цель: выяснить ресурсообеспеченность природными ресурсами, научиться сопоставлять потенциальный запас лесных ресурсов и реальную интенсивность их потребления.

Ход работы

Задание 1.  Выясните ресурсообеспеченность стран мира отдельными видами минеральных ресурсов

Алгоритм выполнения задания:

  1. Используя данные таблицы 1, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;

  1. Заполните таблицу «Ресурсообеспеченность природными ресурсами»

Страна

Ресурсообеспеченность

нефть

уголь

железные руды

газ

Россия

Германия

Китай

США

Индия

  1. Выявите отдельные страны с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
  2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Таблица 1. Ресурсообеспеченность некоторыми видами природных ресурсов

Страна

Запасы

Добыча

Нефть (млрд. тонн)

Уголь (млрд. Тонн)

Железные руды (млрд. тонн)

Газ (трлн. м3)

Нефть (млн. тонн)

Уголь (млн. тонн)

Железные руды (млн. тонн)

Газ (млрд. м3)

Россия

6,7

200

71

48,1

304

281

107

550

Германия

0,2

11

2,9

12

249

0

Китай

3,9

272

40

160

1341

170

США

3

445

25,4

4,7

402

937

58

540

Индия

0,6

29

19,3

36

282

60

Задание 2. Выясните мировое потребление энергии.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Используя данные таблицы 2 постройте график «Мировое потребление энергии», на оси ОХ отложите года, на оси ОУ мировое потребление энергии.

Таблица 2. Мировое потребление энергии

Вид сырья

2000 год

2005 год

2010 год

2015 год

2020 год

Нефть

157,7

172,7

190,4

207,5

224,6

Природный газ

90,1

111,3

130,8

153,6

177.5

Уголь

97,7

107,1

116,0

124,8

138.3

Атомная энергия

24,5

24,9

25,2

23.6

21,7

  1. Сделайте вывод о мировом потреблении энергии.

Задание 3.  Выясните обеспеченность регионов России лесными ресурсами.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определите наиболее и наименее обеспеченные лесными ресурсами регионы страны (карта №1). Результаты оформите в виде таблицы.

Обеспеченность ресурсами

Регионы

Баллы

1. Наиболее обеспечены

2. Наименее обеспечены

  1. Определите регионы страны, в которых производится наибольшая и наименьшая интенсивность использования лесных ресурсов (карта 2). Результаты оформите в виде таблицы.

Интенсивность использования ресурсов

Регионы

Баллы

1. Наибольшая интенсивность

2. Наименьшая интенсивность

  1. Используя данные заполненных таблиц, выявите соотношение: «обеспеченность-интенсивность использования» на территории Российской Федерации. Сделайте вывод о предполагаемых последствиях.

Карта №1.

Карта №2.

 

Тема. Охрана воздушной среды.

Цель: закрепить знания об основных загрязнителях атмосферы и их источниках; определять возможные антропогенные изменения в атмосфере.

Ход работы

1.Теоретический материал

Известно, что загрязнение атмосферы происходит в основном в результате работы промышленности, транспорта и т. п., которые в совокупности выбрасывают ежегодно «на ветер» более миллиарда твердых и газообразных частиц.

Основными загрязнителями атмосферы на сегодняшний день являются угарный газ (окись углерода) и сернистый газ. Нельзя забывать и о фреонах, или хлорфторуглеродах. Именно их большинство ученых считают причиной образования так называемых озоновых дыр в атмосфере. Фреоны широко используются в производстве и в быту в качестве хладореагентов, пенообразователей, растворителей, а также в аэрозольных упаковках. А именно с понижением содержания в верхних слоях атмосферы медики связывают рост количества раковых заболеваний. Промышленные предприятия загрязняют как наружную, так и внутреннюю воздушную среду.

Для поддержания требуемых параметров воздуха как в помещении, так на прилегающей промышленной территории используют специальные системы очистки воздуха.

2. Практическая часть

Задание 1. Постройте график «Изменение среднегодовой температуры в атмосфере» по следующим данным:

Года

1950

1960

1970

1980

1990

2000

2005

Среднегодовая температура

15,1

15,0

14,8

15,0

15,0

15,3

15,5

Алгоритм выполнения задания:

  1. Постройте ось координат, на оси ОХ отложите года, на оси ОУ – температуру.
  2. Отложите на графике точки координат, постройте график.
  3. Сделайте вывод, ответив на вопросы: Что вы наблюдаете на графике. С чем это связано? Укажите конкретные причины.

Задание 2. Заполнить таблицу (отметить знаком + загрязнители усиливающие изменения).

Изменения

Основные примеси в атмосфере

Углекислый газ

Метан

Озон

Сернистый газ

Оксиды азота

Фреоны

Парниковый эффект

Разрушение озонового слоя

Кислотные дожди

Фотохимический смог

Пониженная видимость атмосферы

Задание 3. Построить столбиковую диаграмму «Показатели загрязнения атмосферы в России» по следующим данным:

1995г.

Загрязнение всего – 11169 тыс. т

Промышленное загрязнение – 9526 тыс. т

1999г.

Загрязнение всего – 10856 тыс. т

Промышленное загрязнение – 9260 тыс. т

2005г.

Загрязнение всего – 9966 тыс. т

Промышленное загрязнение – 8454 тыс. т

Сделайте вывод, ответив на вопросы: Что вы наблюдаете на диаграмме? Почему?

Задание 4. Постройте столбчатую диаграмму «Доля загрязнения атмосферы транспортом»  используя данные таблицы 1, сделайте вывод

Таблица  1. Загрязнение атмосферы транспортом

Вид транспорта

Доля в загрязнении атмосферы, %

Автомобили на бензине

75

Автомобиле с дизельными двигателями

5

Самолеты

4

Сельскохозяйственные машины

4

Железнодорожный и водный транспорт

2

Задание 5. Постройте графики «Концентрация в атмосфере парниковых газов».

Алгоритм выполнения задания:

  1. Постройте ось координат, на оси ОХ отложите года, на оси ОУ отложите концентрацию парниковых газов, используя данные таблицы 2.
  2. Сделайте вывод, в котором укажите, что происходит с концентрацией газов и какие экологические последствия загрязнения атмосферы они вызывают.

Таблица 2. Концентрация в атмосфере парниковых газов

Года

Концентрация в атмосфере

Углекислого газа,  

Метана,

Диоксида азота,

1000

280

755

268

1200

280

760

270

1400

290

750

275

1600

285

755

260

1800

287

750

280

2000

360

1750

310

Тема: Принципы охраны водной среды.

Цель: выяснить основные причины истощения водных ресурсов, основные виды загрязнения гидросферы.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход работы

  1. Теоретический материал.

Загрязнение гидросферы:

1. Нефть и нефтепродукты - Попавшая в морскую среду нефть начинает растекаться, стремясь попасть в мономолекулярный слой. Нефтяная пленка приводит к повышению температуры поверхностного слоя воды. Оказавшись в водной среде, подвергается интенсивному фотохимическому и биологическому окислению (при этом для окисления 1 л нефти требуется столько кислорода, сколько его содержится в 400 ООО л воды). Нетрудно сделать вывод, что это приводит к обеднению морской фауны прибрежной зоны (главным образом из-за потери кислорода). Наиболее легко растворимой в водной среде частью нефти являются ароматические углеводороды, которые, кстати, считаются и наиболее токсичными. Именно они представляют смертельную опасность для рыб, особенно мальков. Чрезвычайно токсично также дизельное топливо, загрязняющее в первую очередь портовые акватории вследствие халатности (а нередко — и преступных действий) команд судов.

2. Тепловое загрязнение -  связано с повышением температуры вод в результате их смешивания с более нагретыми поверхностными или технологическими водами. Так, например, известно, что на площадке Кольской атомной станции, расположенной за Полярным кругом, через 7 лет после начала эксплуатации температура подземных вод повысилась с 6 до 19 °С вблизи главного корпуса. Это приводит к уменьшению содержания кислорода в водной среде, увеличению токсичности имеющихся в ней загрязнителей, уменьшению доступа света к водной растительности, стимулированию роста вредных синезеленых водорослей и т. п.

3. Пестициды и удобрения - Нитраты и фосфаты служат своеобразными удобрениями для водных растений. В результате водоемы пышно «цветут», резко увеличиваются кормовые ресурсы (фитопланктон, микроводоросли поверхностного слоя), затем возрастает количество рыбы, ракообразных и других организмов. Однако со временем огромные толщи фитомассы отмирают, расходуя при этом все запасы кислорода. В водоеме интенсивно накапливается сероводород, а сам он, агонизируя, постепенно «умирает». Пестициды составляют группу веществ, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений. Пестициды оказывают токсичное воздействие на все организмы. С повышением температуры токсическое воздействие практически всех ядохимикатов усиливается.

4. СПАВ – входя в состав синтетических моющих средств. СПАВ часто образуют в водоемах слои пены, толщина которых на шлюзах и порогах достигает 1 м и более, что приводит к нарушению газообмена на границе воздух – вода. СМС содержат ряд токсичных для водных организмов веществ.

  1. Практическая часть.

Задание 1. Используя данные таблицы 1 определите долю каждой отрасли в общем загрязнении гидросферы в России,  постройте столбчатую диаграмму «Главные источники загрязнения гидросферы России», сделайте вывод.

Таблица 1. Характеристика загрязнений гидросферы в России в 2006 г.

Отрасли

Млн. куб. м

%

Обрабатывающая промышленность

3772

Добыча полезных ископаемых

1021

Производство и распределение электроэнергии, газа  и воды

9196

Транспорт и связь

138

Сельское хозяйство и лесное хозяйство

1036

Коммунальные услуги

1879

Всего

100

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определите долю каждой отрасли промышленности в общем загрязнении гидросферы.
  2. Постройте столбчатую диаграмму, используя масштаб в 1 см 10%.
  3. В диаграмме отложите долю каждой отрасли в общем загрязнении гидросферы, используя масштаб в 1 см 10%.
  4. Сделайте вывод об основных отраслях промышленности, загрязняющих гидросферу.

Задание 2. Используя теоретический материал заполните таблицу «Загрязнение гидросферы». Отметьте знаком «+» загрязнители вызывающие изменение качества воды.

Загрязнители

Изменение физико-химических процессов водоемов

температу-ра

растворен-ный кислород

токсичность

доступ света

продуктивность

Нефть и нефтепродук-ты

Тепловое загрязнение

Пестициды и удобрения

СПАВ

Задание 3. Используя данные таблицы 2. Постройте столбчатую диаграмму «Источники загрязнения водной среды нефтяными углеводородами», сделайте вывод.

Таблица 2. Источники загрязнения водной среды нефтяными углеводородами

Источник загрязнений

Количество сброса, тыс. т

общие загрязнения нефтью и нефтепродуктами на преступный сброс с судов промывочных и балластных вод

550

приток с речными водами

40

потери при переливе нефти с танкеров при загрузке

420

береговые промышленные сточные воды

200

атмосферные осадки

300

катастрофы танкеров

300

шельфовое бурение

50

итого

Алгоритм выполнения задания:

1.        Определите общее загрязнение гидросферы.

3. Определите долю каждого источника загрязнения  в общем загрязнении гидросферы нефтяными углеводородами.

3.        Постройте столбчатую диаграмму, используя масштаб в 1 см 10%.

4.        В диаграмме отложите долю каждого источника в общем загрязнении гидросферы нефтяными углеводородами, используя масштаб в 1 см 10%.

5.        Сделайте вывод об основных источниках загрязнения.

Задание 4. Используя данные таблицы 3 постройте картограмму «Концентрация нефтепродуктов в мировом океане»

Таблица 3. Концентрация нефтепродуктов в Мировом океане.

Районы Мирового океана

Концентрация нефтепродуктов

Тихий океан

200 мкг/л

Атлантический океан

160 мкг/л

Северное море

 350 мкг/л

Средиземное море

950 мкг/л

Балтийское море

8 мкг/л

Алгоритм выполнения задания:

  1. Подпишите название карты. На карте работают только карандашами.
  2. Разработайте шкалу концентрации. В условных обозначениях разными цветами покажите шкалу  концентрацию нефтепродуктов (      - уровень концентрации ).
  3. На контурной карте заштрихуйте соответствующим цветом район Мирового океана с данной концентраций нефтепродуктов, подпишите район.
  4. Сделайте вывод об основном районе загрязнения и о влиянии загрязнения нефтепродуктами на гидросферу.

Тема: Охрана недр и ландшафтов.

Цель: Выяснить основные виды деградации земельных ресурсов в России.

Ход работы

Задание 1. Используя данные таблицы 1 выясните, какое место занимает Россия по обеспеченности землей на душу населения.

Обеспеченность землей на душу населения  = площадь страны : численность населения  

Таблица 1.     Площадь территории на душу населения в некоторых странах

Страны

Площадь страны, млн. га

Численность населения, млн. чел.

Площадь территории, га/чел

Россия

1712,5

146

США

937,3

310,2

Франция

54,7

65,4

Китай

959,7

1339

Италия

30,1

64,4

Германия

35,72

82

Великобритания

24,4

64,4

Япония

37,8

127,4

Индия

328,8

1198

Канада

998,5

34,2

Австралия

768,7

22,4

Задание 2. Используя данные таблицы 2 постройте столбчатую диаграмму «Структура земельных ресурсов России»

Таблица 2.    Структура земельных ресурсов России

Структура земельных ресурсов

Площадь, млн. га

%

Сельскохозяйственные земли

651

Земли населенных пунктов

6

Земли промышленности, транспорта, связи

17,7

Земли природно-заповедного фонда

20,7

Леса

878,8

Земли водного фонда

18,1

Земли запаса

117,8

Весь земельный фонд

1709,6

100

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определите долю каждого вида земельных угодий в общем земельном фонде России.
  2. Постройте столбчатую диаграмму, используя масштаб в 1 см 10%.
  3. В диаграмме отложите долю каждой отрасли в общем загрязнении гидросферы, используя масштаб в 1 см 10%.
  4. Сделайте вывод о структуре земельных угодий в России.

Задание 3.  Постройте график «Изменение площади сельскохозяйственных земель России» по следующим данным. На оси ОХ отложите года, на оси ОУ – площадь сельскохозяйственных земель.

Года

Площадь, тыс. га

Года

Площадь, тыс. га

1975

663,4

1995

655,4

1980

661,0

2000

653,2

1985

659,1

2005

651,0

1990

657,2

Cделайте вывод, ответив на вопросы: Что вы наблюдаете на графике. С чем это связано? Укажите конкретные причины.

Задание 4. Используя данные таблицы постройте картограмму «Доля земель в России, подверженных эрозии».

Регион

Доля земель в России, подверженных эрозии, %

Северный

36

Северо-Западный

33

Центральный

36

Волго-Вятский

39

Центрально-Черноземный

34

Поволжский

78

Северо-Кавказский

77

Уральский

55

Западно-Сибирский

83

Восточно-Сибирский

36

Дальневосточный

49

Алгоритм выполнения задания:

  1. Подпишите название карты. На карте работают только карандашами.
  2. Разработайте шкалу доли эродированных земель. В условных обозначениях разными цветами покажите шкалу  (       - доля эродированных земель).
  3. На контурной карте заштрихуйте соответствующим цветом район РФ с данной долей эродированных земель.
  4. Сделайте вывод об основном районе РФ, подверженном эрозии и влиянии эрозии на  сельскохозяйственные угодья.

Задание 5. Постройте диаграмму «Факторы, вызывающие деградацию земель» по данным таблицы 3, сделайте вывод.

Таблица 3. Факторы, вызывающие деградацию земель, %

Факторы

%

Перевыпас скота

35

Сведение лесов

29

Нерациональное ведение сельского хозяйства

28

Чрезмерная эксплуатация земель

7

Индустриализация

1

итого

100

Тема: Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

Цель: выяснить нормирование качества окружающей среды.

Оборудование: 1. Т.Н. Трушина «Экологический основы природопользования»

                          2. Конституция РФ.

                          3. Административный кодекс РФ.

                          4. Уголовный кодекс РФ

Ход работы.

Задание 1. Решите задачи:

1. Используя данные таблицы 18 на стр. 291 дайте заключение об уровне загрязненности атмосферного воздуха в городе N. Если в атмосферном воздухе среднесуточная концентрация диоксида азота составляет 0,0445 мг/, оксида азота – 0,0843, бензола – 0,2, диоксида серы – 0,0543, оксида углерода – 6.

Сделайте вывод, ответив на вопрос, к каким экологическим последствиям может привести данное загрязнение атмосферного воздуха?

2.  Используя данные таблицы 19 на стр. 292 дайте заключение о качестве водопроводной воды в городе N, если по данным химического анализа в воде содержится бензола – 0,34 мг/л, ртути  - 0,0004, формальдегида – 0,03, бензина – 0,08, аммиака – 1,9, дихлорметана – 6.

3. Используя данные таблицы 20 на стр. 293 дайте заключение о том, можно ли использовать в пищу продукты, выращенные в почве содержащей марганца 2000мг/кг, мышьяка – 4, ртути – 5, свинца – 48, формальдегида – 10.

Задание 2. Используя Конституцию РФ выпишите экологические и природоохранные статьи и кратко укажите, что в них говориться.

Задание 5. Используя Уголовным Кодекс, гл. 26 и Административный Кодекс, гл.8 проанализируйте изложенную ситуацию и ответьте на поставленные вопросы.

1. На берегу реки расположено предприятие, производство которого связано с вредными химическими веществами. Очистительных сооружений у предприятия нет. В результате выброса в реку жидких отходов на протяжении многих километров гибнут рыба, животный и растительный мир.

2. Осенью работники предприятия решили навести порядок в расположенном рядом сквере. Разожгли костры из собранной листвы. Рядом с предприятием также расположен детский сад. В результате из-за сырой листвы территория детского сада и сквера  была окутана дымом. Воспитатели  были вынуждены не только отменить игры и прогулки на свежем воздухе, но и закрыть все окна детского учреждения. Проанализируйте ситуацию, ответьте на вопросы:

  • кто из руководителей этих предприятий должен понести административную ответственность, а кто уголовную? Почему?
  • какими нормативными документами вы пользовались?

3. Администрация без соответствующего разрешения построила на территории национального парка «Лосиный остров» жилой дом, который стала использовать для отдыха сотрудников. Администрация национального парка обратилась в прокуратуру города с письмом, в котором просила принять меры к наказанию самовольного застройщика. Проанализируйте ситуацию, ответьте на вопросы:

  • к какому виду правонарушений (земельных или экологических) относится самовольный захват земли и самовольное строительство?
  • какие меры ответственности можно применить в данном случае?

4. В одном из районов Крайнего Севера районная рыбинспекция обнаружила на поверхности водоема крупное нефтяное пятно. Проверка показала, что оно образовалось в результате течи из цистерн горюче-смазочных материалов. Территориальный комитет по водным ресурсам предъявил иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде. Ответчик иска не признал, ссылаясь на то, что технология хранения топлива не нарушалась. Экспертиза, назначенная арбитражным судом, установила, что течь в цистерне возникла вследствие непригодности материала, из которого она была изготовлена для эксплуатации в районах Крайнего Севера. Однако цистерны были изготовлены и установлены на складе согласно проекту. Проанализируйте ситуацию, ответьте на вопросы:

  • какие предусмотренные законом меры могут применять органы государственного экологического контроля:
  • кто должен нести ответственность в данном случае?

Список использованных источников

  1. Э. А. Арустамов, И. В. Левакова, Н. В. Баркалова. Экологические основы природопользования: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К.», 2008.
  2. Административный кодекс РФ.
  3. В. Г. Еременко, В. В. Сафронов, А. Г. Схертладзе, Г. А. Харламов. Экологические основы природопользования: учебное пособие для средних специальных учебных заведений, М.: высшая школа. 2010.
  4. Конституция РФ.
  5. Т. П. Трушина. Экологические основы природопользования. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  6. Уголовный кодекс РФ.

Приложение

Рис. Карта России

 

Рис.  Карта мира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник практических работ по высшей математике

Сборник практических работ служит для организации практических занятий по математике в объеме 48 часов. Данное пособие предназначено  для студентов 2 курса специальности «Технология продукции общ...

Сборник лабораторных и практических работ по дисциплине "Основы компьютерных сетей"

Сборник лабораторных и практических работ по дисциплине "Основы компьютерных сетей"...

Методические рекомендации к практическим занятиям по экологическим основам природопользования

Методические рекомендации к практическим занятиям по экологическим основам природопользования направлены на развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, кон...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по экологическим основам природопользования

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: -систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся для освоения общих и профессиональ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ЕН.03ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Методические рекомендации для выполнения практических работ по учебной дисциплине ЕН.03 Экологические основы природопользования разработаны в соответствии с требованиями федерального государствен...

Сборник практических работ по дисциплине "Основы логистики"

Методические указания для выполнения практических работ по дисциплине "Основы логистики"...

Сборник практических заданий по дисциплине «Основы финансовой грамотности»

Данный рекомендован для выполнения практических заданий по дисциплине "Основы финансовой грамотности" для студентов всех специальностей...