МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА «Исследовательская деятельность в рамках реализации дисциплины «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды»
методическая разработка на тему

Абаева Айгуль Ирековна

Автор: Абаева А.И.

Тема: «Определение содержания пыли в воздухе  населенных  мест»

Тип урока: лабораторная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

 Октябрьский нефтяной колледж им. С. И. Кувыкина

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МАСТЕР-КЛАССА

«Исследовательская деятельность в рамках реализации дисциплины «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды»

 

для специальности 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйст  венных комплексов».

«Определение содержания пыли в воздухе

населенных мест»

Составил преподаватель ОНК:

Абаева А.И.

2015


Содержание

Пояснительная записка                                                                                3

План урока                                                                                                4

Литература                                                                                                5

Приложение 1 – Презентационный материал по теоретическому курсу         7

Приложение 2 - Методические указания к лабораторной  работе                   12


Пояснительная записка

Тип урока: лабораторная работа.

Вид урока: урок закрепления знаний и практического применения навыков

Цель:

  • образовательная: закрепление навыков проведения наблюдений за состоянием атмосферного воздуха
  • развивающая: формирование умений и приобретение практического опыта
  • воспитательная: способствовать формированию коммуникативных умений, нравственно-эстетического отношения к окружающей природной среде.

Основные дидактические задачи, которые решаются на уроке: а) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

Видом этого типа урока являются: лабораторная работа. Основной способ организации деятельности студентов на практикуме является групповая форма работы. Студенты упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.

Средством управления учебной деятельностью студентов при проведении практикума служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно определяет действия студента.

Урок разработан по учебной дисциплине «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды» на тему «Определение содержания пыли в воздухе населенных мест»  для специальности 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов».

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

  • Основные узлы аналитического модуля (пробоотборной установки);
  • Условия пробоотбора;
  • Виды поглотительных приборов;
  • Классификацию загрязняющих веществ.

Компетенции, формирующиеся при освоении темы:

ПК 1.1  Проводить мониторинг окружающей природной среды.

ПК 1.2  Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), за результат выполнения заданий

   В ходе проведения лабораторной работы студенты самостоятельно выбирают место расположения поста наблюдения, выбирают поглотительный прибор, собирают аналитический модуль, рассчитывают рабочие параметры и производят пробоотбор. После проделанных операций, студенты исследуют отобранную пробу на содержание пыли гравиметрическим методом и обрабатывают результаты анализа с формированием выводов и предложений, а так же заполняют акт отбора пробы воздуха по установленной форме.

  Цель проведения мастер-класса - это передача знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания с молодыми педагогами, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия, а так же создание условий для профессионального самосовершенствования преподавателя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды обучающихся, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности. 
     


План урока

Тема: «Определение содержания пыли в воздухе  населенных  мест»

Тип урока: лабораторная работа

        Цели урока:

  1. Образовательные

- закрепление навыков определения точек пробоотбора;

- закрепление навыков и получение практического опыта сбора аналитического модуля;

- закрепление навыков и получение практического опыта отбора проб атмосферного воздуха ;

- закрепление теоретических знаний и практических навыков обработки результатов анализа.

- закрепление навыков составления акта пробоотбора.

2. Развивающие – формирование компетенций:

ПК 1.1  Проводить мониторинг окружающей природной среды.

ПК 1.2  Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), за результат выполнения заданий

  1. Воспитательная 

- формирование интереса к выбранной специальности;

- воспитание моральных качеств;

- вовлечение в активную деятельность;

- привить чувство профессиональной ответственности за соблюдение предприятиями основных правил экологической безопасности

        Межпредметные связи:

  •  Обеспечивающие учебные дисциплины – Химия, Промышленная экология
  •  Обеспечиваемые учебные дисциплины – Курсовое и дипломное проектирование

Обеспечение мастер-класса: 

  • Методическое: учебно-методическое пособие "Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды"
  • Оборудование и материалы: слайдовые презентации в системе PowerPoint, проектор, ноутбук
  • Лабораторное оборудование: Электроаспиратор ПУ-4Э, фильтры типа АФА-ХП-II, фильтродержатели и патроны, пинцет, пакетики из кальки, шланги, весы аналитические.

Ход мастер-класса

Цель: обмен опытом наставника по организации и проведению исследовательской работы на лабораторных работах по дисциплине.

Модель урока

№ п/п

Название этапа

Деятельность преподавателя

Время
(мин.)

1.

Организационный момент

Приветствие учащихся. Объявление темы. Постановка целей и задач занятия: Собрать пробоотборную установку, произвести отбор пробы атмосферного воздуха, определить содержание пыли в воздухе и оформить акт отбора пробы воздуха в соответствии с установленной формой.

4

2.

Актуализация знаний студентов

Фронтальная беседа с обучающимися о том, что такое аналитический модуль, какие виды поглотительных приборов существует и от чего зависит выбор поглотителя, какая информация содержится в акте пробоотбора, как выбрать место пробоотбора.(Приложение 1)

15

3.

Ознакомление с планом работ и методикой проведения лабораторной работы

Пояснения преподавателя об организации  наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, задачи и ходом исследования, оформления отчета (Приложение 2).

15

4

Проведение лабораторной работы

Контролирует работу обучающихся, отвечает на вопросы,

50

5.

Итоги урока

  • Преподаватель делает анализ деятельности студентов, объявляет результаты работы на уроке, ошибки и оценки.
  • Подведение итогов – достигнуты ли цели урока?
  • Домашнее задание- оформление отчета

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Тема: Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды

Тема: Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды...

презентация доклада "«Сохранение окружающей природной среды и повышение экономической эффективности работы железнодорожного транспорта за счёт внедрения инновационных и ресурсосберегающих технологий»

Презентация к докладу  обучающиеся  на открытой студенческой конференции на тему «Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте (экономические и экологические аспекты)»....

«Масштабные проблемы современности: загрязнение окружающей нас среды»

Загрязнение окружающей среды представляет собой глобальную проблему современности, которую регулярно обсуждают в новостях и научных кругах. Создано множество международных организаций, направленных на...

Календарно - тематическое планирование по МДК 01.02 Мониторинг загрязнения окружающей природной среды

Календарно - тематическое планирование по МДК 01.02 Мониторинг загрязнения окружающей природной среды...

Комплект контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации по МДК.01.02 МОНИТОРИНГ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Комплект контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации  по МДК.01.02 МОНИТОРИНГ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ...

Загрязнение окружающе природной среды таксичными вещесвами

Загрязняющее вещество (также поллютант) — один из видов загрязнителей, любое химическое вещество или соединение, которое находится в объекте окружающей природной среды в количествах, превышающих...