Обмен веществ и энергии в клетке — метаболизм. Реализация генетической информации
классный час на тему

Сегодня мы проводим заключительное занятие по теме : "Обмен веществ и энергии в клетке — метаболизм. Реализация генетической информации" Какую цель семинарского занятия вы могли бы сформулировать? Какие задачи мы должны решить в ходе семинара?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_seminar_obmen_veshchestv.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ  ОО СПО «БОЛХОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Урок-семинар на тему:

 "Обмен веществ и энергии в клетке — метаболизм. Реализация генетической информации"

                                                                                      Преподаватель биологии

                                                                                       Винокурова  С.В.

Урок-семинар на тему:

  "Обмен веществ и энергии в клетке — метаболизм. Реализация генетической информации"

Цель: систематизация знаний о процессах жизнедеятельности клетки

Задачи:  

-обобщить  и систематизировать  знания студентов по теме:"Обмен веществ и энергии в клетке — метаболизм. Реализация генетической информации";

- проверить понимание студентами сущности обмена веществ и энергии как единства двух взаимосвязанных и противоположных по направлению процессов анаболизма и катаболизма

- формировать приемы умственной деятельности;

- развивать коммуникативную, рефлексивную и информационно-методологическую культуру.

- развивать творческое мышление;

- способствовать воспитанию любознательности, формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом.

Методы обучения: проблемный, частично – поисковый

Форма проведения: урок – семинар

Оборудование: мультимедиа, презентация, карточки – задания для групповой работы на столах учащихся: вопросы для обсуждения, опорные конспекты, критерии оценивания устного ответа, описание химических опытов, цитогенетические задачи.

Технологическая карта урока

Тема:

Обмен веществ и энергии в клетке –метаболизм. Реализация генетической информации.

Планируемый результат.

Систематизация знаний о процессах жизнедеятельности клетки.

Личностная значимость для учащихся.

  1. Актуализация проблем.
  2. Обобщение знаний.
  3. Выступления учащихся.
  4. Подведение итогов.

Методы обучения.

Проблемный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности.

Урок-семинар.

Приемы деятельности преподавателя.

Актуализация знаний. Постановка проблемы. Прослушивание выступлений. Контроль знаний. Подведение итогов.

Познавательная деятельность студентов.

Формировать приемы умственной деятельности, развивать творческое мышление.

Организация деятельности студентов

  1. Работа в группах.
  2. Устные выступления.
  3. Выполнение практической части.
  4. Взаимный контроль и самоконтроль

Развитие умений студентов

Публично выступать, строить свое выступление так, чтобы вызвать эмоциональный отклик на обсуждаемую тему.

Источники информации.

Учебники, справочная литература, медиатека, сборник заданий по общей биологии.

Домашнее задание.

Повторение пройденного материала.

                                           

                                                     

                                                План урока

1. Теоретическая часть:

  • обсуждение вопросов;
  • выступление групп.

2. Практическая часть: решение цитогенетических задач и проведение химических опытов;

3. Выступление рецензентов.

4. Подведение итогов.

Ход урока

1.Организационный момент

Сегодня мы проводим заключительное занятие по теме :  "Обмен веществ и энергии в клетке — метаболизм. Реализация генетической информации" Какую цель семинарского занятия вы могли бы сформулировать? Какие задачи мы должны решить в ходе семинара?Обратите внимание на план (на доске). В каждой группе есть спикер и рецензент.На рабочих столах каждой группы лежат:

- Вопросы семинарского занятия;

- Опорные конспекты, которые вы должны проанализировать, по возможности изменить, дополнить и представить в своем выступлении от группы;

- Критерии оценки устного ответа, по которым ваши выступления будут оценивать рецензенты. Ребята, обратите внимание, по каким критериям будут оценивать ваши ответы. Вы сегодня несете коллективную ответственность за выступления группы. Оценивание вашей работы будет складываться из: оценки рецензента; оценки учителя; самооценки. Для того, чтобы вы могли оценить свою работу, на столах лежит памятка самоанализа деятельности. Есть ли у вас вопросы по ходу семинара? Тогда проведем жеребьевку, которая определит тему работы каждой группы. Спикеры вытягивают вопросы, по которым будет работать группа.

II. Работа в группах

III. Выступление групп

IV. Обсуждение

Помог ли конспект? Чем? Какие выступления понравились? Чем? Где можно применять знания о химическом составе клетки и обмене веществ?

V. Сейчас вам предлагается от теоретической части перейти к практической.  Решение цитогенетических задач

VI. Выступление рецензентов

 Подведение итогов

Давайте попытаемся проанализировать работу на занятии (памятка самоанализа). Что вам понравилось в работе? Почему? Что хотелось бы выполнить еще раз? Что нужно делать по-другому?

Спасибо за работу.

Вопросы  семинара на тему:

"Обмен веществ и энергии в клетке — метаболизм. Реализация генетической информации"

Цель: систематизация знаний о процессах жизнедеятельности клетки

Термины: автотрофные организмы, анаболизм, анаэробный гликолиз, ассимиляция, аэробный гликолиз, биологическое окисление, брожение, диссимиляция, биосинтез, гетеротрофные организмы, дыхание, катаболизм, кислородный этап, метаболизм, пластический обмен, подготовительный этап, световая фаза фотосинтеза, темновая фаза фотосинтеза, фотолиз воды, фотосинтез, энергетический обмен

                         Сущность и значение процесса фотосинтеза

1.История изучения фотосинтеза.

2.Дайте  характеристику световой фазы фотосинтеза. Какие вещества необходимы для протекания данного процесса? Какие вещества образуются в данную фазу?

3. Дайте  характеристику темновой  фазы фотосинтеза. Какие вещества необходимы для протекания данного процесса? Какие вещества образуются в данную фазу?

4.Как знания о закономерностях фотосинтеза помогают решать экологические и продовольственные проблемы человечества?  

                    Сущность и значение катаболизма

1.Почему молекулы АТФ называют аккумулятором энергии?

2.Какие вещества вступают в энергетический обмен и какие изменения они претерпевают?(Сущность подготовительного этапа)

3. Охарактеризуйте бескислородный этап .

4.Дайте характеристику кислородного этапа. Свяжите строение митохондрии с клеточным дыханием;

        Условия и реализация генетической информации

1.Что представляет собой генетический код, каковы его свойства?

      2. Как отражены в процессе транскрипции принцип комплементарности?

        Где  и как происходит процесс транскрипции?

      3. Где и как происходит процесс трансляции?

     4. Какие перспективы открывает перед человечеством овладение  механизмами реализации генетической информации?

                            Рекомендуемая литература

  1. Беляев А.О. Общая биология, М.: Просвещение, 1998.
  2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М.2001.
  3. Биология. Под редакцией В.Н. Ярыгина. М.Высшая школа,1997.
  4. Грин Н. , Стаут У., Тейлор Д. Биология Т.1-3. М. Мир,1993.
  5. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.. Общая биология. М.Дрофа,2000.

                                       

                                     Цитогенетические задачи

Карточка №1

  1. Укажите последовательность нуклеотидов участков молекулы и-РНК, образовавшихся на участке гена, в которых нуклеотиды ДНК расположены следующим образом:

ДНК- ААТ- ЦАЦ-ГАТ- ЦЦТ- ТЦТ- АГГ-АГГ.

  1. Сколькими способами может быть закодирован в генах участок белка, состоящий из следующих пяти мономеров: пролин-лизин-гистидин-валин-тирозин?

Карточка №2

  1. Участок гена имеет следующее строение: ЦГГ-ЦТА-ТЦГ-ААТ-ЦГЦ. Укажите строение участка того белка, информация о котором содержится в данном гене.
  2. Белок состоит из 120 аминокислот. Какую длину имеет кодирующий его ген, если расстояние между двумя соседними нуклеотидами в молекуле ДНК составляет 3,4 А?

Карточка №3

  1. Какими последовательностями нуклеотидов и-РНК кодируются следующие последовательности аминокислот белка: фенилаланин-пролин-серин-тирозин.
  2. Обратившись к таблице генетического кода, скажите, что опаснее с точки зрения возможного влияния на наследственность: замена в кодовой тройке первого или последнего нуклеотида?

Карточка №4

  1. Длина фрагмента молекулы ДНК равняется 20,4 нм. Сколько нуклеотидов в этом фрагменте? Длина одного нуклеотида составляет  0, 34 нм.
  2. Фрагмент и-РНК гена инсулина имеет следующий состав: УУУ-ГУУ-ГАУ-ЦАА-ЦАЦ-УУА-УГУ-ГГГ-УЦА-ЦАЦ. Определите соотношение (А+Г):(Г+Ц) во фрагменте названного гена.

                         

                                     

                           Самоанализ деятельности

  1. Сегодня на занятии мне удалось …
  2. При выполнении заданий мне пригодились знания  (ботаники, зоологии, анатомии человека, химии, биологии…)
  3. В ходе работы на занятии мне пригодились умения (действия по алгоритму, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, участвовать в диалоге ….)
  4. При обсуждении вопросов я испытал затруднения (не уверен в себе, недостаточно владею материалом, боюсь выступать перед аудиторией…)
  5. Ценность знаний, полученных  на занятии, для меня заключается в (их применении в повседневной жизни, правильном питании, умении выступать перед аудиторией, слушать и задавать вопросы, оценивать товарищей…)

 

                                              План рецензии

1.Соблюдение регламента выступления.

2.Соответствие содержания выступления теме.

3.Логика построения выступления.

4.Использование наглядного материала, культура речи.

5.Эмоциональность.

                                          Рецензия рецензии:

 согласны ли вы с данной рецензией?

 Оцените ее по пятибалльной системе

Как подготовить самостоятельно ответы на вопросы семинара

1.Внимательно прочитайте вопрос или задание.

2.Попытайтесь  ответить на него, не заглядывая в учебник, используя имеющие знания.

3. Прочитать страницы учебника, указанные в рекомендациях к семинару, найти в них ответ на поставленный вопрос, осмыслить прочитанное и, если не все понятно, обратиться за консультацией к учителю.

4.Прочитать соответствующий материал в рекомендованной литературе.

5.Продумать устно полное содержание ответа на вопрос.

6. Зафиксируйте письменно результат самостоятельной подготовки, записав план выступления или его тезисы, конспект ответа.

7. Продумайте  содержание выступления; оно должно быть кратким, логичным, доказательным, если возможно, связанным с личным опытом; желательно, чтобы оно сопровождалось иллюстрациями.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Обмен веществ и энергии" 10 класс.

Контрольная работа по теме "Обмен веществ и энергии". 10 класс. 1 и 2 варианты....

Учебный материал по теме "Обмен веществ и энергии"

Данный учебный материал изложен в доступной форме, что очень важно при изучении  темы обучающимися с особыми образовательными потребностями...

Тема 5. Раздел 2. Биология. Тема: "Основы генетики и селекции" Тема урока: "Обмен веществ и энергии в клетке"

Теоретической основой селекции является генетика, разрабатывающая проблемы наследственной изменчивости, системы скрещивания и отбора. Создателем современной генетической...

Лекция-презентация по теме "Пластический обмен гетеротрофов. Трансляция" (раздел "Обмен веществ и превращение энергии в клетке")

Лекция-презентация по учебной дисциплине "Биология" тема "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"...

Презентация на тему : "Обмен веществ и энергии"

Данная разработка предназначена для учащихся 10-11 классов....

Презентация по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"

Даны понятия терминов: метаболизм; анаболизм; катаболизм; АТФ....