Интеллектуальная викторина "Знатоки физики"
методическая разработка на тему

Григорьев Александр Павлович

Изучение дисциплины «Физика» в техникумах является средством развития умственных способностей учащихся, а также способствует передаче студентам определенной суммы научных знаний, необходимых каждому человеку в современном мире, формированию умений применять теоретические знания на практике. Этому способствует применение активных форм обучения, как проведение интеллектуальных игр, наподобие описанной «Знатоки физики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_zanimatelnaya_fizika.doc399.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «ВУРНАРСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Минобразования Чувашии

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

интеллектуальной викторины  «Знатоки физики»

                                                                                            Автор:  преподаватель

общеобразовательных дисциплин

                                                                                   Григорьев Александр Павлович

Вурнары

2016

Рассмотрено на заседании                                                       «Утверждаю»                      

цикловой комиссии                                                                   Зам. директора по УР

общеобразовательных дисциплин                                            ________ Иванова Н.Н.  

Протокол № ___от_______

Председатель: ___________

 

Рекомендовано

методическим советом.

Протокол заседания

от ________2016  №___

Аннотация. 

   Изучение дисциплины «Физика» в техникумах является средством развития умственных способностей учащихся, а также способствует передаче студентам определенной суммы научных знаний, необходимых каждому человеку в современном мире, формированию умений применять теоретические знания на практике. Этому способствует применение активных форм обучения, как проведение интеллектуальных игр, наподобие описанной «Знатоки физики»

Автор:

Григорьев Александр Павлович, преподаватель   физики и информатики, высшая квалификационная категория

Рецензенты:

Григорьев Олег Михайлович, преподаватель социально-экономических дисциплин, высшая квалификационная категория

Феофанов Юрий Александрович, преподаватель физики и информатики Вурнарской СОШ № 1, высшая квалификационная категория.

                                                                                     

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                           стр.

1.Введение …………………………………………………………............................................... 4

2.Программа исследования системы …………………………………………………………… 5

3.Технология и ход внеклассного мероприятия ……………………………………………….. 6

4.Методика проведения игровых мероприятий ……………………………………………….  8

5.Список литературы……………………………………………….. …………………………...12

6.Приложения ……………………………………………………….                                            13

ВВЕДЕНИЕ

   Изучение дисциплины «Физика» в техникумах является средством развития умственных способностей учащихся, а также способствует передаче студентам определенной суммы научных знаний, необходимых каждому человеку в современном мире, формированию умений применять теоретические знания на практике.

   Происходящая реформа образования требует использования иных педагогических технологий. Успех  деятельности в условиях рынка определяется умением применять нестандартные решения, решительностью, энергичностью. Эти качества трудно сформировать без индивидуализации и дифференциации обучения, без учетов интересов и способностей студентов.

   При организации контроля результатов учебной деятельности учащихся необходимо определить уровень достижений каждого учащегося в соответствии с требованиями учебной программы и его успехи в развитии умственных способностей. Одними из необходимых видов контроля уровня знаний и умений учащихся по компьютеризации и уровня развития их умственных способностей являются активные методы обучения и воспитания, при этом коренным образом меняется роль студентов и преподавателя в учебно-воспитательном процессе. К таким формам я отношу любимые студентами телевизионные передачи, как шоу-викторина «Счастливый случай», КВН, капитал-шоу «Поле чудес», «Звездный час», игра-соревнование «Кто хочет стать миллионером»,«Поле Чудес», «Пойми меня», «Счастливый случай», «Угадай мелодию» и др.

   Решение данных задач вызывает необходимость поиска средств раскрытия индивидуальности личности. Опыт данной системы образования заставляет обратиться к практике  тестирования, которая получила широкое распространение в учебно-воспитательном процессе. От традиционной системы оценок и контроля знаний студентов, тесты отличаются объективностью измерения результатов обучения. Тесты позволяют определить уровень усвоения знаний, степень развития  определенных психологических качеств, способностей, особенностей личностей. Эти мероприятия способствуют выработке у студентов навыков творческого мышления, организаторской работы и самостоятельности в принятии решений.

   Активные формы работы со студентами требуют прежде всего основных знаний по дисциплине, знание конкретной темы, то есть нужна всесторонняя подготовка студентов.

   Задача, стоящая перед нами, воспитать личность, способную думать и решать, мыслить критически, работать творчески. В  преподавании общеобразовательных дисциплин нужно отходить от привычных стандартов, смелее искать новые, более действенные формы, методы и приемы обучения, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, опираясь на индивидуальные качества личности.

   Как видим, направление на активные формы обучения, поиски новых решений необходимы прежде всего для того, чтобы учить использовать дополнительную литературу по изучаемой дисциплине, воспитывать у студентов потребность вырабатывать умения и находить ответы на необходимые вопросы.

Программа исследования системы

Тема открытого внеклассного мероприятия

интеллектуальной викторины «Знатоки физики»

Участники: 111, 11 группы

Дата: 19.04.2016

Место: кабинет «Физика» № 5

Преподаватель: Григорьев Александр Павлович

Цель саморазвития:  осознать себя в системе «Знатоки физики»

Цель познавательная: обобщить, систематизировать, углубить полученные знания по дисциплине «Физика», проверить уровень усвоения материала.

Норма исследования развивающего пространства:

-алгоритмы, правила, законы физики

-учебники по физике.

- сборники задач по физике

Метод исследования развивающего пространства:

Алгоритмическая мыследеятельность студентов по структуре:

  1. Исследовательская:

Подбор и изучение  литературы по физике.

  1. Проектировочная:

Спроектировать создание системы средств: сценария интеллектуального конкурса,  перечень  вопросов и конкурсных заданий.

  1. Исполнительская:

Работа с материалами по физике, документами, приборами, литературой. Создание системы средств: вопросов, практических заданий и конкурсов

Проведение викторины по структуре::

  1. Приветствие команд
  2. Конкурс-разминка «Блиц-опрос»
  3. Конкурс красноречия
  4. Конкурс «Азбука физики»
  5. Конкурс «Великие физики»
  6. Конкурс «Исключи лишнего»
  7. Конкурс «Чёрный ящик»
  8. Конкурс «Немое кино»
  9. Конкурс «Техника безопасности»
  10. Конкурс капитанов «Брей ринг»
  1. Коммуникативные:

Развитие межличностных отношений с преподавателем, с соперниками, членами жюри, отношение к самому себе

Овладение навыками и приёмами вопроса-ответа, мыследеятельности и рефлексии студентов.

Умение быстро мыслить, высказывать и аргументировать свою позицию в вопросах конкурсов.

Приобщение к правилам и нормам культуры поведения между соперниками  и зрителями.

  1. Рефлексивные:

Осознание студентами результатов проделанной работы в ходе подготовки и проведения викторины.

Результат исследования развивающего пространства:

Непрерывное развитие-саморазвитие мировоззренческих потребностей-способностей студентов


Технология и ход внеклассного мероприятия –викторины «Знатоки физики»

Структура мероприятия

Деятельность

Система способов

Система средств

Система норм

Система способностей

1.Организац-ия целевого пространства

1.Преподаватель сообщает тему, цели мероприятия. Сообщает индивидуальные цели студентов, корректирует индивидуальные цели и подводит их к целям мероприятия. Студенты записывают тему в тетрадях, выбирают и записывают цель на мероприятия.

Определение общих и индивидуальных целей. Мыследеятель-ность

Преподаватель-студент

Культура поведения на мероприятии

Определение общ-их и индивидуаль-ных целей.

2.Преподавательпредставляет участников игры, членов жюри, знакомит с правилами и заданиями игры. Участники воспринимают правила и условия конкурсов, болельщики – свою деятельность.

Объявление пра-вил и условий конкурсов игры

Правила и условия конкурсов игры

Правила и условия конкурсов игры

Определить прави-ла и условия игры. Осознать задания конкурсов. Опре-делить свою функцию.

2.Организа-ция поиско-вого прост-ранства.

1.Преподаватель определяет функции каждого в общей деятельности (кто что будет делать), представляет ведущего. Участники и болельщики определяют свою функцию и сосредотачиваются на деятельность.

Задания туров. Преподаватель-студент. Студент-студент

Критерии ответов.

Сосредоточен-ность, мыследея-тельность.

2.Капитаны команд представляют участников, эмблему команды.

1 конкурс «Представление команд»

Эмблемы команд

Актуальность выбранной эмблемы

Осознать себя участником  игры

3. Ведущий читает вопросы конкурса-разминки «Блиц-опрос». Команды по очереди отвечают на вопросы

2 конкурс-разминка «Блиц-опрос»

Вопросы конкурса

Мыследеятельность, критерии оценки конкурса

Осознать себя в системе ответа на вопросы

4. Один из участников каждой команды читает домашнее мини-сочинение

3 конкурс красноречия

Сочинение

Мыследеятельность, критерии оценки конкурса

Овладение навыками и приёмами речи.

5. Ведущий на слайдах показывает условные обозначения физических приборов  

4 конкурс «Азбука физики»

Условные обозначения, слайды.

Мыследеятельность

Память, знания

6. Ведущий даёт подсказки участникам игры

5 конкурс «Отгадай учёного-физика»

Подсказки по уменьшающей

Быстрота и правильность ответов.

Логическое мышление, быстрота

7. Команды из текстовых заданий вычеркивают из списка лишнее.

6 конкурс «Отгадай лишнего»

Тексты

Мыследеятельность, критерии оценки конкурса

Логическое мышление

8. Ведущий предлагает отгадать командам, что находится в «Чёрном ящике»

7 конкурс «Чёрный ящик»

«Чёрный ящик»

предметы

Мыследеятельность

Умение формулировать вопросы

9.Ведущий с  командами проводит конкурс «Немое кино».

8 конкурс «Немое кино»

Предметы для 8 конкурса.

Соответствие предмет↔ответ последнего участника

Осознать себя в системе конкурса

                               

10. Команды показывают знания техники безопасности

9 конкурс «Техника безопасности»

Текстовые задания

Мыследеятельность, критерии оценки конкурса

Знания

11. Ведущий объявляет конкурс капитанов

10 конкурс «Брейн-ринг»

Вопросы

Мыследеятельность, критерии оценки конкурса

Память, умение быстро мыслить

3.Результат мероприятия

Жюри подводит итоги. Преподаватель оценивает результаты игры, поощряет в соответствии с правилами игры. Болельщики анализируют игру участников всю проделанную работу.

Подведение итогов конкурсов

Общие показате-ли конкурсов.

Преподаватель-студент, студент- студент

Критерии оценки конкурсов

Определение лучшей команды

4.Рефлексия.

Преподаватель осознает деятельность на игре  конкурсе, выслушивает, поощряет. Студенты и участники сообщают о степени реализации и индивидуальных целей, осознание деятельности на мероприятии.

Мыследеятель-ность. Беседа

Преподаватель-студент, рефлексия  студентов.

Соответствие осознания содер-жания конкурсов проектируемым нормам разви-ия-саморазвит-ия, потребнос-тей-способнос-тей сознания.

Осознание результатов собственной деятельности


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

   Игровые ситуации можно широко использовать как на уроках, так и внеурочное время для активизации творческой самостоятельности работы студентов.

   Известно, что любое мероприятие, если его проводить без соблюдения определенных требований, может не только не принести пользу, но и дать обратный эффект.  Для достижения хорошего результата, отдачи нужна качественная работа по подготовке и проведению намеченного мероприятия. В процессе подготовки разрабатывается сценарий игры. Он включает вводное слово ведущего (обоснование проводимого мероприятия, указание на ее актуальность). В нем также определяются задачи, стоящие перед участниками и болельщиками.

   Важной методической задачей при проведении игровых мероприятий является выбор ведущего. Наиболее успешно она проходит тогда, когда ведущим является специалист по данной проблеме. Он глубоко ее знает, правильно оценивает четкость, достоверность ответов.

   Все это гарантирует научный подход  в решении спорных вопросов. Однако роль ведущего при проведении игровых мероприятий может быть поручена наиболее грамотному и эрудированному студенту старшекурснику. Выбор ведущего во многом зависит от дисциплины и вопросов, по которой проводят игру. Обязанности ведущего игры состоят в следующем.

   Он начинает игру с вводного слова, а затем представляет участников. Ведущий использует в ходе игры специальные приемы для возбуждения активности участников и болельщиков. Ведущий использует для поощрения участников игры такие выражения, как «интересно», «хорошо», «используйте подсказку». Он помогает участникам игры четко сформулировать свою мысль, подобрать нужные ответы.

   Игра проходит по сценарию. По истечении времени ведущий подводит итоги, определяет победителя и объявляет результаты.

   В содержание игры заложен огромный воспитательный потенциал. Игровая деятельность не утрачивает своего значения и на уроках, но меняется форма и содержание игры.

   Опыт показывает, что викторина «Знатоки физики» хорошо и с пользой проходит во время месячника общеобразовательных дисциплин, т.е. в конце учебного года, когда основные разделы и темы дисциплины пройдены и проверяется уровень полученных умений, знаний и навыков.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению интеллектуальной викторины

«Знатоки физики»

  1. В игре могут участвовать все желающие, но желательно, чтобы участвовали те студенты, которые прошли полный курс дисциплины или же проходят в период подготовки и проведении игры-соревнования.
  2. Группа выбирает (лучше по желанию) участников шоу-игры, знатоков и любителей дисциплины «Физика». Участниками могут быть все желающие, но обязательно сильные студенты. Каждый участник выбирает друга и товарища (болельщика), который должен помогать участнику в подготовительный период и поддерживать морально в период игры.
  3. О подготовке к викторине «Знатоки физики» студенты должны знать за 1-2 недели до начала месячника.
  4. Мероприятие проводится в актовом зале или читальном зале техникума, для чего готовится сцена и зал. Музыкальный редактор из студентов группы обеспечивает музыкальное оформление встречи в течении всей игры.
  5. Нужно подготовить номера художественной самодеятельности членов групп.
  6. Организовать выставку газет-кроссвордов, творческих работ студентов.

ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ К ИГРЕ.

  1. Студентам-участникам предлагается литература, имеющаяся в читальном зале библиотеки и в лаборатории, которые могут дать дополнительный материал по дисциплине.
  2. Участники получают дополнительную консультацию по дисциплине.
  3. Участники знакомятся с основными правилами игры.

ПРАВИЛА ИГРЫ.

Участники игры: 2 команды по 4(5) человек.

Домашнее задание командам: выбрать капитана, придумать название команды, эмблему.

ХОД ИГРЫ

1 конкурс «Приветствие команд».

Игра начинается с представления команд. Приветствие включает в себя:

- название команды

- представление капитана

- представление эмблемы

Жюри оценивает представление ( максимально – 5 баллов)

 2 конкурс разминка «Блиц- опрос».

Командам по очереди задаются вопросы на время (3 минуты). За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Жюри оглашает результаты 1 и 2 конкурсов.

3 конкурс красноречия.

Один из участников каждой команды зачитывает домашнее мини-сочинение, начинающее со слов «Физика – это …..». Жюри оценивает содержание сочинения, умение мыслить, высказывать, правильность речи  ( максимально – 5 баллов).

4 конкурс «Азбука физики»

Команды в течении 3 минут должны дать правильные названия условным обозначениям физических элементов (приборов), изображённых на листе (слайде). За каждый правильный  ответ – 1 балл. Жюри оглашает результаты 3 и 4 конкурсов.

5 конкурс «Учёные – физики».

Командам предлагается по подсказкам отгадать учёного-физика. Побеждает та команда, которая первая даёт правильный ответ. За каждого угаданного учёного 5 баллов.

6 конкурс «Исключи лишнего».

Команды в течении 3 минут должны из текстового задания вычеркнуть из списка лишние названия. За каждый правильный ответ 1 балл. Жюри оглашает результаты 5 и 6 конкурсов.

7 конкурс «Чёрный ящик»

Ведущий выносит  «чёрный ящик», в котором находится предмет, связанный с дисциплиной физика. Участники команд задают наводящие вопросы, ведущий отвечает. Выигрывает та команда, которая быстрее даст правильный ответ. ( 5 баллов)  

8 конкурс «Немое кино»

Участники команды выстраиваются в затылок друг другу. Ведущий «на ухо» сообщает нечто последнему участнику или показывает в  «чёрном ящике». Тот думает, как это изобразить без слов, и показывает предпоследнему участнику подготовленную пантомиму. Он, в свою очередь, про себя решает, что изобразил участник, и изображает следующему участнику предполагаемое и т. д.

Первый участник должен угадать, что загадал (показал) ведущий.

В данном туре оценивается правильность и качество выполнения задания, а также насколько близко первый участник подошёл к верному ответу. Максимально – 5 баллов. Жюри оглашают результаты 7 и 8 конкурсов.

9 конкурс «Техника безопасности»

Командам предлагается ситуация, связанная с опасностью для жизни. Участники должны записать последовательность действий, чтобы предотвратить несчастный случай. За каждое правильное действие 1 балл

10 конкурс капитанов «Брей – ринг»

Капитанам на время (3 минуты) задаются вопросы. Если игрок не знает ответа, он может сказать «дальше», в случае неверного ответа конкурс заканчивается и подсчитываются набранные очки. За каждый правильный ответ 1 балл.

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ИГРЕ.

  1. Преподаватель должен разработать сценарий для проведения викторины «Знатоки физики»
  2. Он должен поставить задачу перед группой подготовиться к игре по дисциплине.
  3. Объяснить, как будет проходить игра, подобрать дополнительную литературу для более глубокого изучения материала.
  4. Познакомить с основными правилами викторины.
  5. В период подготовки к игре целесообразно провести консультацию и помочь при оформлении зала и выставки.
  6. В конце игры преподаватель должен отметить удачи и неудачи участников игры.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ

  1. Вступительное слово ведущего
  2. Представление участников игры
  3. Основные конкурсы игры

СОДЕРЖАНИЕ И ХОД ИГРЫ

   Здравствуйте!

   Добрый день, дорогие студенты, любители и знатоки дисциплины «Физика».

   Добрый день, уважаемые преподаватели и приглашенные гости, которые тоже уважают и любят игры и дисциплину «Физика».

   Я приветствую всех участников игры, зрителей и болельщиков. Мы начинаем интеллектуальную викторину «Знатоки физики»

   Представляю участников игры.

   Список участников викторины прилагается:

   1.

   ….

   5  

    -1 конкурс

   Капитаны представляют участников, эмблему..

  - 2 конкурс

   Командам по очереди задаются вопросы. Список вопросов прилагается (см. приложение 1)

  - 3 конкурс

  По одному участнику каждой команды читают домашние мини-сочинения.

  - 4 конкурс

  Команды в течении 3 минут дают правильные названия условным обозначениям физических элементов. Слайды обозначений прилагаются (см. приложение 2)

 - 5 конкурс

  Команды по наводящим подсказкам отгадывают учёного-физика. Текст подсказок прилагается (см. приложение 3)

 - 6 конкурс

 Команды в течении 3 минут из текстовых заданий должны вычеркнуть лишние названия. Текстовые задания прилагаются (см. приложение 4)

 - 7 конкурс

 Участники команд, задавая наводящие вопросы, должны первыми отгадать, что находится в «чёрном ящике»

 - 8 конкурс

 Участники команд, выстроившись в затылок друг другу, должны мимикой сообщить следующему участнику о предмете, который показал ведущий

 -9 конкурс

 Команды должны показать знания техники безопасности. Текстовые задания различных ситуаций прилагаются (см. приложение 5)

 - 9 конкурс

Капитаны команд по очереди отвечают на вопросы «Брейн-ринга». Список вопросов прилагается (см.приложение 6)

     

   Ведущий подводит итоги викторины Знатоки физики» и объявляет результаты.

   В заключении благодарит всех участников игры, болельщиков и зрителей, желает дальнейших успехов.  

Литература:

- Самойленко П. И. Физика (для нетехнических специальностей): учебник для студ. Образовательных учреждений сред. проф. образования. 5-е изд. стер. –М: Издательский центр «Академия» 2009 г

- П. И. Самойленко А. В. Сергеев. Сборник задач и вопросов: уч пособие для студ образоват учреждений. Среднее проф образование. 5-е изд стер – Ч: издательский центр «Академия» 2009 г -176 с.

-В. Ф. Дмитриева Физика для профессий и специальностей технического профиля 7-е изд стер. –М: издательский центр «Академия» 2913

Дополнительные источники:

-Дмитриева В. Ф. Физика. Учебник для студ образовательных учреждений сред проф образования 7-е изд стер. –М: издательский центр «Академия» 2009 – 464 с.

-В. Ф. Дмитриева Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач. 3-е изд стер. –М: издательский центр «Академия» 2913

                                                                               

 Приложения

Приложение 1

В-1

  1. Единицей измерения силы тока является:

А.Ампер

Б.Вольт

В.Ом

Г.Амперметр

  1. Единицей измерения длины является:

А.Метр

Б.Сантиметр

В.Миллиметр

Г. Вольтметр

  1. Первые книги о физике появились в:

А.Китае

Б.Греции

В.России

Г.Америке

  1. Прибор монометр служит для измерения:

А.влажности

Б.давления

В.скорости

Г.оборотов двигателя

5.Единицей измерения какой величины является 1 Канделла?

     А.силы тока

     Б.силы света

     В.магнитного потока

     Г.емкости

  1. Физическая величина равная произведению массы тела на скорость его движения:

А. Невесомость тела

Б.импульс тела

В.температура тела

Г.напряжение

7.Явление отклонения направления распространения волн от прямолинейного у границы преграды называется:

     А.интерференцией

     Б.суперпозицией

     В.дифракцией

     Г.поляризацией

  1. Процесс присоединения или отрывания электронов от нейтральных атомов и молекул называется:

А.электролизацией

Б.ионизацией

В.кооперацией

Г.излучением

  1. От водяной капли, обладающий зарядом –2е. Отделилась  капля с зарядом +2е. Каким стал электрический заряд оставшейся части капли?

А.-4е

Б.+4е

В.0е

Г.+6е

  1. В каком году был проведен опыт Штерна?

А.1920

Б.1924

В.1921

Г.1929

11.Если атомы расположены вплотную друг к другу,упорядоченно и образуют периодически повторяющуюся структуру,то в каком состоянии находится вещество?

     А. В жидком

     Б.аморфном

     В.газообразном

     Г.кристалическом

12.Какое явление наблюдалось в опыте Эрседа:

    А.взаимодействие двух проводников с током

    Б. Взаимодействие двух  магнитных стрелок

    В.поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током

    Г. возникновение электрического тока в катушке при вдвигании в нее магнита

 13.Как изменится период колебаний математического маятника при уменьшении его длины в 2 раза и увеличении массы в 2 раза?

   А.увеличиться в 2 раза

   Б.умениьшится в 2раз

   В.увеличится в 2 раз

   Г.не изменится

14.Какие из перечисленных ниже условий необходимы для возникновения вынужденных механических колебаний?

1)существование одного положения равновесия тела в пространстве, в котором равнодействующая всех сил равна нулю

2)при смещении тела из положения равновесия равнодействующая сил должна быть отлична от нуля и направлена к положению равновесия

3)силы трения в системе должны быть малы

4)должна существовать внешняя сила, периодически действующая на тело

  А. Только 1

  Б.1,2 и 3

  В.1,2,3 и 4

  Г.только 4

15. Тело движется равномерно по окружности. Как изменится его центростремительное ускорение при увеличении скорости равномерного движения в 2 раза и уменьшении радиуса окружности в 4 раза?

  А.увеличиться в 2 раза

  Б.увеличится в 16 раз

  В.не изменится

  Г.уменьшится в 16 раз

В-2

1.Единицей измерения сопротивления является

   А.Джоуль

   Б.Ом

   В.Фарада

   Г.Тесла

2. Единицей измерения массы является

   А. Миллиграмм

   Б.килограмм

   В.пуд

   Г.тонна

3. В перводе с греческого «фюзис» означает наука о

   А. Стихии

   Б. Природе

   В. ликвидации

   Г.паронормальных явлений

4.Прибор психрометр служит для измерения

   А.давления

   Б.влажности

   В.температуры

   Г.психики человека

  1. Единицей измерения какой величины  является 1 кг?

   А.работы

   Б.массы

   В. расстояние

   Г. силы

  1. Величина, характеризующая скорость выполнения работы или работу за единицу времени:

   А.работа

   Б.сопротивление

   В.скорость

   Г.мощность

  1. Результат хаотического движения молекул, процесс выравнивания концентрации молекул  какого-либо вещества называется

   А.дифракция

   Б.интерференцией

   В.диффузией

   Г.поляризацией

8.Как называется источник электрической энергии, в котором  химическая энергия превращается в электрическую

  А. Трансформатор

  Б. Генератор

  В. радиатор

  Г. аккумулятор

9.От водяной капли, обладающей зарядом –5е, отделилась маленькая капля с зарядом -1е. Каким стал электрический заряд оставшейся части капли?

  А.-4е         Б. –6е        В.+4е       Г.+6е

  1. В каком году было открыто явление электромагнитной индукции?

А. 1835

Б.1831

В.1840

Г.1842

  1. Как называется процесс изменения состояния газа при постоянной температуре?

А.изотермический

Б.изохорный

В. изобарный

Г.адиабатный

  1. Какими носителями электрического заряда создается электрический ток в металлах

А.электронами и положительными ионами

Б.положительными и отрицательными ионами

В.электронами и дырками

Г.только электронами

  1. Как нужно изменить объем газа для того, чтобы при постоянной температуре его давление уменьшилось в 3 раза?

А.уменьшить в 3 раза             Б.увеличить в 6 раз

В. уменьшить в 6 раз              Г.увеличить в 3 раза

  1. Какое из перечисленных ниже условий необходимы для возникновения свободных механических колебаний тела?

1)существование одного положения равновесия тела в пространстве, в котором равнодействующая всех сил равно нулю

2)при смещении тела из положения равновесия равнодействующая  сила должна быть отлична от нуля и направлена к проложению равновесия

3)должна существовать внешняя сила, периодически действующая на тело

 А.только 1          

 Б. 1 и 2

 В.1,2 и 3

 Г.1,2,3 и 4

  1. В начале рабочего дня троллейбус вышел на маршрутную линию, а вечером вернулся в тот же  троллейбусный парк. За рабочий день показания счетчика увеличились на 150км. Чему равно перемещение S троллейбуса и пройденный им путь l ?

А. S = 0, l = 150км

Б. S = 150км, l = 150км

В.S = 0, l =0

Г. S =l50км, l =0

Приложение 2

Условные графические и буквенные обозначения электрорадиоэлементов

33 –

35 –

41 –

43 –

45 –

54 -

33 — конденсатор оксидный неполяризованный,

34 — конденсатор проходной (дуга обозначает корпус, внешний элекрод),

35 — конденсатор переменной емкости (стрелка обозначает ротор);

36 — конденсатор подстроечный, общее обозначение

37 — варикап.

38 — конденсатор помехоподавляющий;

39 — светодиод,

40 — туннельный диод;

41 — лампа накаливания осветительная и сигнальная

42 — звонок электрический

43 — элемент гальванический или аккумуляторный;

44 — линия электрической связи с одним ответвлением;

45 — линия электрической связи с двумя ответвлениями;

46 — группа проводов, подключенных к одной точке электрическою соединения. Два провода;

47 — четыре провода, подключенных к одной точке электрическою соединения;

48 — батарея из гальванических элементов или батарея аккумуляторная;

49 — кабель коаксиальный. Экран соединен с корпусом;

50 — обмотка трансформатора, автотрансформатора, дросселя, магнитного усилителя;

51 — рабочая обмотка магнитного усилителя;

52 — управляющая обмотка магнитного усилителя;

53 — трансформатор без сердечника (магнитопровода) с постоянной связью (точками обозначены начала обмоток);

54 — трансформатор с магнитодиэлектрическим сердечником;

55 — катушка индуктивности, дроссель без магнитопровода;

56 — трансформатор однофазный с ферромагнитным магнитопроводом и экраном между обмотками;

57 — трансформатор однофазный трехобмоточный с ферромагнитным магнитопроводом с отводом во вторичной обмотке;

58 — автотрансформатор однофазный с регулированием напряжения;

59 — предохранитель;

60 — предохранитель выключатель;

б/ — предохранитель-разъединитель;

62 — соединение контактное разъемное;

63 — усилитель (направление передачи сигнала указывает вершина треугольника на горизонтальной линии связи);

64 — штырь разъемного контактного соединения;

Приложение 3

Вариант 1

-- годы жизни 1775 – 1836

- французский физик и математик

- объяснил магнитные свойства тел существованием круговых молекулярных электрических токов

- был первым, кто заметил взаимодействие проводников с током

- его именем была названа единица измерения силы электрического тока

Вариант 2

-годы жизни: 287 – 212 г. до н. э.

- древнегреческий математик, физик, изобретатель

- был автором многих изобретений, созданные им механизмы использовались при обороне Сиракуз ( римляне осаждали город в течении 3 месяцев)

- изобрёл блок, военные метательные машины, водоподъёмный механизм, который до сих пор используется в Египте при работах на полях.

-согласно легенде, он сконструировал огромные зеркала, с помощью которых римский флот был сожжён направленными на него солнечными лучами.

- с большой точностью вывел число пи.

- по преданию, идея знаменитого закона, названного впоследствии в его честь, посетила учёного, когда он принимал ванну.

Вариант 3

Приложение 4

  1. Метр, килограмм, ампер, центнер, секунда

  1. Циолковский, Попов, Жуковский, Ньютон, Королёв

  1. Венера, Юпитер, Сириус, Сатурн, Плутон, Меркурий

  1. Диод, триод, термометр, резистор, конденсатор

  1. Вольтметр, километр, омметр, амперметр, ваттметр

  1. Эрстед, Фарадей, Курчатов, Эдисон, Лобачевский

 

Приложение 5

1 вариант

Гроза застала вас в поле, рядом одиноко стоящая сосна, в одной руке у вас зонт, в

другой  на железном  поводке ведёте маленькую собачку.

2 вариант

Вы идёте по дороге, видите неподвижно лежачего человека, на котором

электрический провод.

Приложение 6

В-1

1.Единицей измерения напряжения является

     А.Джоуль

     Б.Ампер

     В. Вольт

     Г. Канделла

2. Единицей измерения времени является

     А.час

     Б.минута

     В.секунда

     Г.сутки

3. Измерение,при котором значение величины определяется непосредственным сравнением с ее единицей измерения,называется

          А.параллельное

          Б.косвенное

          В.прямое

          Г.косое

4. Термометр служит для измерения

         А.массы

         Б.температуры

         В.влажности

         Г.давления

5. Единицей измерения какой величины является 1 Генри

       А.ёмкость

       Б.сопротивление

       В.энергии

       Г.индуктивности

6. Сила,с которой тело вследствии его притяжения к Земле, действует на опору или подвес, называется

      А.силой тяжести

      Б.своьодное падение

      В. вес тела

      Г.невесомость

  1. Энергия, равная сумме потенциальной и кинетической энергии всех частиц тела называется

А.потенциальной

Б.электрической

В.кинетической

Г.внутренней

  1. Как называется устройство служвщее для накопления электрического заряда и электрической энергии?

А.резистор

Б.трансформатор

В.диод

Г.конденсатор

  1. От водяной капли, обладающей зарядом +3е, отделилась маленькая капля с зарядом –3е. Каким стал электрический заряд оставшейся части капли?

А.-6е     Б.+6е     В.0е      Г.-3е

  1. Кто  открыл закон инерции?

А. Аристотель                 Б.Галлилей

В. Эрстед                         Г.Ломоносов

  1. Как называется процесс изменения состояния газа без теплообмена с окружающей средой?

А. Изотермический                  Б. изохорный

В.изобарный                             Г.адиабатный

  1. Каким носителем электрического заряда создается электрический ток в растворах электролитов?

А. Электронами и положительными ионами

Б. положительными и отрицательными ионами

В.положительными и отрицательными ионами, электролитами

Г.электронами и дырками

13.Как нужно изменить объем газа для того, чтобы при постоянной температуре его давления увеличилось в 4 раза?

     А.увеличить в 2 раза

     Б.увеличить в 4 раза

     В. уменьшить в 2 раза

     Г.уменьшить в 4 раза

  1. Каким образом можно сократить время пригтовления пищи, если используется процесс варки в воде?

А. Использовать герметически закрытую кастрюлю. В ней будут повышенное давления и воде может быть нагрета до температуры выше 100°с

Б. Нужно понизить давление воздуха в кастрюле и вода в ней закипит быстрее, при более низкой температуре

В. нужно все время перемешивать содержимое кастрюли

Г. Ни один способ не укоротит процесс варки

  1. В каком случае работа при перемещении электрического заряда в электрическом поле равна нулю?

А. При перемещении заряда вдоль силовых линий

Б. При перемещении по любой траектории

В. При перемещении вдоль, а затем перпендикулярно линиям напряжения

Г.При перемещении по любой замкнутой траектории

В-2

1.Единицей измерения работы является:

    А.Вольт

    Б.Ампер

    В.Ом

    Г. Джоуль

2. Единицей измерения температуры является:

       А.Джоуль

       Б.Фарада

       В. Кельвин

       Г. Градусник

3. Измерение,при котором значении величины находится путем вычисления по формуле называется:

       А. параллелььное

       Б.косвенное

       В. прямое

       Г. сложное

 4. Вольтметр служит для измерения:

      А. Температуры

      Б. Силы тока

      В. Напряжения

      Г. Давления

5. Единицей измерения какой ведичины является 1 Ом?

     А. Массы

     Б.Силы

     В. Скорости

     Г. Сопротивления

6. Исчезновение веса при движении  опоры с ускорением  свободного падения называется:

    А. Сила тяготения

    Б.  Свободное падение

    В. Невесомость

    Г. Перегрузка

  1. Энергия,которая определяется взаимным положение взаимодействующих тел или частей одного и того же тела

А. Потенциальной

Б. Электрической

В.Кинетической

Г.Внутренней

  1. Какое вещество обладает хорошими магнитными свойствами:

А. Медь

Б.Чугун

В.Железо

Г.Алюминий

  1. От водяной капли, обладающей зарядом +2е. Отделилась маленькая капля с зарядом –3е. Каим стал электрический заряд оставшейся части капли?

А.-е

Б.-5е

В.+5е

Г.+е

  1. Кто открыл явление электромагнитной индукции?

А. Штерн

Б. Кулон

В.Ампер

Г. Фарадей

  1. Как называется процесс изменения состояния газа при постоянном объеме?

А.Изотермический

Б.Изохорный

В.Изобарный

Г.Адиабарный

  1. Какими носителями электрического заряда создается электрический ток в

      полупроводниках

    А. Электронами и положительными ионами

    Б. Положительными и отрицательными ионами

    В.Электронами и дырами

    Г. Только электронами

  1. Как изменится период свободных электничкских колебаний в колебательном контуре, если индуктивность катушки уменьшить в 4 раза?

А. Уменьшиться в 4 раза

Б.уменьшится в 2 раза

В. Увеличится в 4 раза

Г.Увеличмтся в 2 раза

  1. Почему высоко в горах не удается сварить яйцо в кипящей воде?

А. Высоко в горах всегда холодно

Б.Высоко в горах давление воздуха ниже, чем на уровне моря. При той же температуре, но при пониженном давлении яйцо не сварится.

В.При понижении атмосферного давления понижается температура кипения воды.

Г.Высоко в горах уменьшается сила земного тяготения и это уменьшает конвекцию в яйце.

  1. Тело совершает свободные колебания вдоль прямой ОУ, максимальное смещение тела относительно  положение равновеия 5см, за одно колебания тело проходит путем 20 см.Какова амплитуда колебаний?

А. 5см

Б.10см

В.20см

Г.40см

Приложение 7

В-1

1.Единицей измерения мощности является

      А.Ватт

      Б.Ом

      В.Ампер

      Г. Килограмм

2. Единицей измерения количества вещества является

          А. Центнер

          Б.Моль

          В.Фунт

          Г.Мешок

3. Какая наука занимается измерением расстояния до небесных тел

         А. Философия

         Б.  Геометрия

         В.Астрономия

         Г.География

4.Амперметр служит для измерения:

        А.Влажности

        Б. Мощности

        В.Силы тока

        Г.Температуры

5.1 Ватт является единицей измерения:

       А. Магнитного потока

       Б. Емкости

       В. Мощности

       Г. Сопротивления

6. Сила притяжения, действующая со стороны Земли на все тела называется

       А.Перегрузка

       Б.Сила тяжести

       В. Масса тела

       Г. Центростремительная сила

  1. Энергия, которой обладает тело вследствие своего движения называется:

А. Потенциальной

Б.Электричкской

В.Внутреней

Г.Кинетической

  1. Какие виды колебаний не существуют

А. Свободные

Б. Приобретенные

В. Вынужденные

Г.Собственные

  1. От водяной капли, обладающей электрическим зарядом –2е. отделилась маленькая капля с зарядом +3е.Каким стал электрический заряд оставшейся части капли?

А. –е

Б.-5е

В.+5е

Г.+3е

  1. называется явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока через контур?

А. Явление намагничивания

Б.Электролиз

В.Сила Лоренца

Г. Электромагнитная индукция

  1. Как называется процесс изменения состояния газа при постоянном давлении?

А. Изотермический

Б.Изохорный

В. Изобарный

Г.Адиабатный

  1. Какими носителями электрического заряда создается электрический ток при электрическом заряде в газах?

А. Электронами и положительными ионами

Б. Положительными и отрицательными ионами

В. Положительными, отрицательными ионами и электронами

Г. Только электронами

  1. Как изменится период свободных электромагнитных колебаний в колебательном контуре, если ёмкость конденсатора увеличить в 4 раза?

А. Уменьшится в 4 раза

Б. Уменьшится в 2 раза

В. Увеличится в 4 раза

Г. Увеличится в 2 раза

  1. Как изменится период колебаний математического маятника при увеличении его длины в 3 раза и уменьшении массы в 3 раза

А. Увеличится в 9 раз

Б.Уменьшится в 3 раза

В. Увеличится в 2 раза

Г. Не изменится

  1. Человек массой 70кг прыгнул с берега в неподвижную лодку на воде со скорости 6м/с. С какой скоростью станет двигаться по воде лодка вместе с человеком в первый момент после прыжка человека, если масса лодки 35 кг?

А. 12м/с

Б. 6м/с

В. 4 м/с

Г. 3 м/с

Приложение 8

Эталоны ответов на конкурсные задания.

                Варианты

Номера

1-1

1-2

6-1

6-2

7-1

1

А

Б

В

Г

А

2

А

Б

В

В

Б

3

Б

Б

В

Б

В

4

Б

Б

Б

В

В

5

Б

Б

Г

Г

В

6

Б

Г

В

В

Б

7

В

В

Г

А

Г

8

Б

Г

Г

В

Б

9

А

А

Б

В

Б

10

А

Б

Б

Г

Г

11

Г

А

Г

Б

В

12

В

Г

Б

В

В

13

Б

Г

Г

Б

Г

14

Г

Б

А

В

В

15

Б

А

Г

А

В

Приложение 9

Результаты конкурсов интеллектуальной викторины

«Знатоки физики»

       команды

конкурсы

Название команд

1. Приветствие (5б)

2. Блиц – опрос (1 вопрос – 1б)

3. Конкурс красноречия (5б)

4. Азбука физики (1элемеент – 1б)

5. Великие физики (5б)

6. Исключи лишнего (6б)

7. «Чёрный ящик (5б)

8. «Немое кино» (5б)

9. «Техника безопасности» (5б)

10. Конкурс капитанов»  (1 вопрос                 – 1б)  

                     Итог:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой личности на уроках физики в системе СПО с учетом требований ФГОС по физике

В работе подробно анализируются основные требования действующего ФГОС по физике, которые имеют целью максимальное развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики. Рассмотрены также особе...

ЧТО? ГДЕ? КОГДА? (интеллектуальная игра по физике)

Сценарий интеллектуальной игры по физике...

3. : Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкуль

Организация внеурочной деятельности.Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации.Руководство обучающимися - участниками научных конференций и научных обществ, фестивалей,...

Презентация Интеллектуальной игры по физике "Подумай и объясни"

Интеллектуальная игра по физике " Подумай и объясни" разработана для обучающихся первого курса Ижорского колледжа. Игра состоит из четырех игровых секторов: 1.Физика -лирика  2.Физика в...

3 Выявление развитияу обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкультурн

Справка о реализации программы внеурочной деятельности.Руководство обучающими-участниками научных конференций, конкурсов, чемпионатов.Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, чемп...