Дидактические основы организации самостоятельной работы обучающихся
статья на тему

Третьякова Наталья Дмитриевна
Эффективность самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения во многом зависит от условий её организации, от со­держания и характера знаний, логики их изложения, источника знаний, от взаимосвязи наличных и предполагаемых знаний в со­держании данного вида самостоятельной работы, от качества дос­тигнутых обучающимся результатов в ходе выполнения этой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didikticheskie_osnovy.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические основы организации самостоятельной работы обучающихся

Эффективность самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения во многом зависит от условий её организации, от содержания и характера знаний, логики их изложения, источника знаний, от взаимосвязи наличных и предполагаемых знаний в содержании данного вида самостоятельной работы, от качества достигнутых обучающимся результатов в ходе выполнения этой работы.

Исходя из структуры деятельности, управление самостоятельной  работой включает:

  • целеполагание,
  • планирование,
  • организацию,  
  • корректировку,
  • оценку деятельности обучающихся,
  • диагностику ее результатов.

Педагогическое   руководство   –   это    управление    самостоятельной деятельностью обучающегося  на  этапе  ее   непосредственного   осуществления:

  • предъявление учебной задачи обучающемуся,
  • инструктаж по ее выполнению,  
  • мотивация ее разрешения,
  • контроль  и коррекция самостоятельных  действий  обучающегося,
  • оценивание результатов самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности.

В   процессе   управления   самостоятельной деятельностью   придерживаются следующих принципов:

1) дифференцированный подход к обучающимся с соблюдением  посильности  учебных заданий;

       2)  постепенное отдаление преподавателя и занятие  им  позиции  пассивного  

       наблюдателя за процессом;    

       3) планомерное возрастание  интеллектуальных  нагрузок  и

       последовательный переход к более неточным и  неполным  указаниям

       по выполнению самостоятельной работы;

       4) переход от контроля преподавателя к самоконтролю обучающегося.

    При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

 1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных  дидактических задач — приобретению обучающимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их  на практике.

 2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде  всего принципам доступности и систематичности, связи теории с  практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на  высоком научном уровне.

 3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у обучающихся разнообразных умений и навыков.

 4. Последовательность выполнения домашних и аудиторных самостоятельных работ  логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не  только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи  зависит не только от педагогического мастерства педагога, но и от того,  как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе  работ, в развитии познавательных способностей обучающихся, их мышления и   других качеств.

        Организовать изучение той или иной темы позволяет система дифференцированных заданий:

               1. Трехвариантные задания по степени трудности (облегченной, средней и повышенной). При этом выбор варианта предоставляется обучающемуся.

        2. Общее для всей аудитории задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

        3. Индивидуальные дифференцированные задания.

        4. Групповые дифференцированные задания с учетом различной подготовки обучающихся (вариант определяет преподаватель).

        5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей трудности.

        6. Общие практические задания с указанием минимального и максимального количества задач или примеров для обязательного выполнения.

        7. Индивидуально-групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам или примерам.

Самостоятельная работа играет ведущую роль на уроке и степень самостоятельности обучающихся при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности, которая начинается с подражательных действий, затем усложняется и имеет свои высшие проявления. В связи с этим повышается необходимость пересмотра руководящей роли преподавателя. Самостоятельная работа обучающихся повышает эффективность обучения как в отношении овладения системой знаний, умений и навыков, так и в отношении развития способностей в умственном труде.

Правильное планирование самостоятельных работ побуждает обучающихся к самостоятельному преодолению трудностей. А это одно из самых существенных условий эффективности самостоятельной работы обучающихся.        

 Так планировать виды самостоятельных работ, чтобы стимулировать обучающихся к новым усилиям в работе, к самостоятельному преодолению новых трудностей — это существенный признак мастерства преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы обучающихся

Даны виды аудиторный и внеаудиторной работы обучающихся в учреждениях НПО и СПО....

"МУ по выполнению выпускной квалификационной работы"; "МУ по планированию и организации ЛПР по курсу "Кулинария"";"МУ по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся"; Рабочие программы учебной и производственной практик "Повар, кондитер"

Учебно-методические материалы по профессии "Повар, кондитер":- Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы;- Методические указания по планированию и организации самостоятельн...

Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю

Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей ...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по профессиональному модулю 06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по профессиональному модулю 06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих/ Сост. Н.И.Демче...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по ПМ 01 Приемка, хранение и подготовка сырья к переработке

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по ПМ 01 Приемка, хранение и подготовка сырья к переработке / Сост. Н.И. Демченко – Брянск: Мичуринский филиал, ФГБОУ ВО «Брянск...

Методическая разработка по организации самостоятельной работы обучающихся по МДК 01.02 Проект производства работ

Методические рекомендации разработаны на основании ФГОС СПО по специальности  08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, программы профессионального модуля 01 Участие в проектиров...