Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы
статья на тему

Шинкоренко Мария Петровна

Ценным в проектно - исследовательской работе учащихся является сам процесс: сбор и систематизация информации, попытка самостоятельно разобраться в незнакомом вопросе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации

проектно-исследовательской работы

 Обучение в сельской малокомплектной школе связано с решением многих проблем: образование родителей, домашнее хозяйство, неполные и неблагополучные семьи…  «Хочется, чтобы дети, уезжая в город учиться, не чувствовали себя неловко от недостатка знаний, неумения общаться и вести себя в разных ситуациях, чтобы они были интересны как личности, умели находить оптимальные  решения в проблемных ситуациях… С этой точки зрения проектная технология  позволяет, прежде всего,  разнообразить учение/обучение, наполнить его новыми эмоциями, новыми умениями, как для ученика, так и для учителя» [1]. А также даёт возможность активизировать учащегося, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний.

          Я использую разнообразные виды учебных проектов: по срокам, по формам участия, по предметной интеграции, по тематике. Начинаю работу над проектом или исследовательской работой с формулировки темы, так как  с помощью правильной темы можно воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу школьников.

           Задача учителя, являющегося руководителем деятельности учащегося, поддержать в выборе темы в соответствии с его интересами и способностями. Определить структуру работы, подобрать литературу и предоставить возможность работать ребенку самостоятельно над проектом,

направляя его и корректируя.

           При разработке проекта я составляю предварительный план, в который включаю:

  1. Тему проекта.
  2. Задачи деятельности учащихся.
  3. Технологию «введения» учащихся в проектную деятельность, постановка эксперимента, организация проблемной ситуации, показ значимости проблемы, нерешённые вопросы в данной сфере и т. д.
  4. Определение совместно с учащимися этапов работы над проектом,
  5. Обсуждение вида отчётности и способа презентации проекта.

После этого составляю методический паспорт проекта (средне- и дальнесрочного) по следующей схеме:

Общие сведения

  1. Тема проекта
  2. Цели: познавательные, практические, развивающие, воспитательные.
  3. Задачи проектной деятельности.
  4. Возраст учащихся (класс).
  5. Сроки работы над проектом.
  6. Режим работы (даты консультаций, отчётности, этапы).

Технологическое обеспечение проекта

  1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение.
  2. Информационное обеспечение.
  3. Дополнительное обеспечение: специалисты, консультанты и др.

Специфические и общеучебные  навыки и умения, необходимые учащимся для работы над проектом.

Мотивация проектной деятельности.

Привожу пример части разработанного паспорта одной из исследовательских работ.

  1. Тема исследовательской работы - «Нужно ли развивать атомную энергетику?»

3.Задачи:

- изучить устройство и работу  атомной электростанции;

- выяснить, как производится переработка руды, изготовление и

обогащение топлива;

- узнать, где хранят отходы ядерного горючего и можно ли его регенерировать;

- выяснить, сколько стоит электрическая энергия, вырабатываемая на АЭС;

- проанализировать существующие экологические проблемы АЭС;

- ответить на вопрос: каковы последствия развития атомной энергетики при нормальной работе и аварии на АЭС;

- сделать вывод о будущем атомной энергетики.

  1. Возраст учащихся: учащиеся 16- 17 лет, XI класс.
  2. Время проведения исследовательской работы:  15 – 20 дней (учтено то, что работу делают ученики выпускного класса)
  3. Материально – техническое и учебно – методическое обеспечение: компьютер с выходом в Интернет, литература, которую предоставляют учителя физики и биологии.

            Мотивация исследовательской деятельности, по словам ребят: расширение и углубление знаний материала выпускного класса, возможность получения хорошей оценки и одобрения учителя и родителей.  Данная тема интересна школьникам ещё и потому, что они живут на территории, которая пострадала во время аварии на Чернобыльской атомной станции.

             Привожу содержание фрагмента (начало) выполненной в рамках исследовательской работы компьютерной презентации. Работа была  приурочена к очередной годовщине на Чернобыльской АЭС.

Слайд 1. Фото строительства АЭС.  Моя исследовательская работа  называется «Нужно ли развивать атомную энергетику?». Она  даёт разъяснение об основных проблемах атомной энергетики с экологических, экономических, этических  позиций и показывает необходимость такой отрасли.  Работа рассматривает основные преимущества атомных станций перед тепловыми и основные проблемы современной атомной энергетики, а также пути их решения.

Слайд 2.  Текст. Фото установки оборудования на АЭС.  Одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством, является проблема источников энергии, потребление энергии растёт столь быстро, что известные в настоящее время запасы топлива окажутся исчерпанными в сравнительно короткое время. Проблему «энергетического голода» не решает использование энергии рек, ветра, солнца, морских волн, глубинного тепла Земли, так как они могут обеспечить в лучшем случае только 5 – 10 % наших потребностей. В связи с этим в середине XX века возникла необходимость поиска новых источников энергии.  Достижения в области физики атомного ядра открыли человечеству возможность использования энергии ядерных реакций, о производстве которой существуют противоположные мнения до сих пор.

Слайд 3.  Текст. Основополагающий вопрос, на который отвечает моя работа: нужно ли развивать атомную энергетику?

Слайд 5.  Рисунок. Устройство и работу атомной электростанция,

Слайд 6.  Таблица. Положительные и отрицательные  особенности ядерного реактора.

Слайд 7. Рисунок. Топливный цикл атомной электростанции,

Слайд 8.  Таблица. Положительные и отрицательные особенности АЭС.

Слайд 9, 10.Текст.  Сколько стоит атомная электроэнергия?

Слайд 11. Таблица.  Экологические проблемы развития атомных станций.

Слайд 12. Диаграмма. Процентный вклад различных источников ионизирующего излучения  в естественный радиационный фон.

Слайд 13. Диаграмма и таблица.  Производство на атомных электростанциях не связано с процессом горения.

Слайд 14. Текст. Последствия развития атомной энергетики.

Слайд 15. Текст. Сравнение радиоактивных продуктов при нормальной работе атомных станций и аварийных ситуациях.

Слайд 16, 17. Текст. Диаграмма « Будущее атомной энергетики»

Слайд 18. Таблица.   Проблемы атомной энергетики с этических позиций.

Слайд 20, 21.  Таблица и фото.  Выводы. Меры безопасности, которые  необходимо применять, чтобы атом стал полностью мирным.

            Придумывая вместе с учащимися форму защиты проектно – исследовательской работы, отрабатываем речь. Работа трудоемкая, но дает свои результаты. Написав один проект, ребёнок не останавливается. Он продолжает поиски нового и интересного в том, что его окружает.

            Примеры проектов, которые я использую при демонстрации некоторых законов в 7 классе, например:  Паскаля, плавания тел.  Или предлагаю изготовить модель фонтана (7 класс), простейший электроскоп (8 класс). Это проекты, связанные с созданием устройств, моделей.  Проекты, связанные с установлением причины явления, процесса: «Как образуется роса, иней, дождь, снег?», «Использование энергии Солнца и Земли» с большим удовольствием выполняют восьмиклассники.

           Итоговое повторение в 7-8 классах можно эффективно организовать через подготовку и защиту проектов.  В качестве темы проекта предлагаю взять какое-либо физическое явление, изученное в течение года: смачивание, инерция, трение…  Создаю мотивацию, разъясняя цели и ценность данной проектной деятельности для учащихся.  Потом знакомлю с этапами проектной работы в общих чертах, так как этот вид работы для ребят ещё не совсем хорошо знаком. Затем предлагаю им провести ревизию домашней, школьной и сельской библиотек с целью выяснения имеющихся у них источников информации по предлагаемой теме. Следующий шаг – мотивация по предварительному выбору темы и формирование состава рабочей группы.

В течение недели учащиеся определяют тему проекта и состав группы. Моя задача – учесть востребованность всех тем, для того, чтобы  обеспечить полное повторение учебного материала. А также, для того чтобы все ученики получили опыт групповой работы над проектом, необходимо постараться не допустить выполнения индивидуальных проектов,  хотя возможны и они. Путём коллективного обсуждения, исходя из целей проекта, определяются структура содержания, форма конечного продукта и критерии оценки проекта, обсуждается план действий. Распределяются роли и обязанности участников внутри группы, возможные источники информации. В этот момент моя задача – создать условия для позитивного настроя и желания заняться проектированием у каждого ученика.

            Примерно три недели посвящаются сбору информации по теме проекта, её анализу, обработке.  Такая работа приходится на апрель месяц. Первая декада мая посвящается оформлению проекта и подготовке защиты проекта. Во второй декаде мая на уроках физики происходит защита проектов. Такие уроки проходят как праздник знаний. Каждый ученик ощущает себя успешным.

           Примеры проектов, которые мои ребята выполняют на уроках математики «Координатная плоскость» в 6-м классе, «Теорема Пифагора» и «Четырёхугольники» в 8 классе, «В мире симметрии», «Зачем в школе изучают логарифмы» в 11 классе, были использованы для расширения кругозора, для мотивации углубленного изучения отдельных разделов геометрии. Ценным в подобной работе является сам процесс: сбор и систематизация информации, попытка самостоятельно разобраться в незнакомом вопросе.

Литература

  1. Лаврентьева С. В. Проектно-исследовательская работа по физике в сельской школе.  «Физика в школе»,  № 6, 2010, с. 43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по реализации проектно-исследовательской работы среди студентов по специальностям: «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Механизация сельского хозяйства»

Финансы играют огромную роль в жизни каждого человека вне зависимости от его возраста и социального положения. Почему это так? Дело в том, что за всю жизнь человека через его руки проходит огромное ко...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по реализации проектно-исследовательской работы среди студентов по специальностям: «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Механизация сельского хозяйства»

Пояснительная запискаФинансы играют огромную роль в жизни каждого человека вне зависимости от его возраста и социального положения. Почему это так? Дело в том, что за всю жизнь человека через его руки...