РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» для специальности СПО 08.01.07 Мастер общестроительных работ
рабочая программа на тему

irinarahi

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Физика». 6

1.1. Общая характеристика учебной дисциплины «Физика». 6

1.2. Область применения и место учебной дисциплины в учебном плане. 7

1.3. Результаты освоения учебной дисциплины.. 7

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Физика». 9

2.Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины.. 10

3. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов. 18

4. Условия реализации программы учебной дисциплины «Физика». 25

Рекомендуемая литература. 27

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.. 29

6. Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов  32

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_dlya_mosr_ot_11.11.16.docx225.77 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

филиал   ГБПОУ Белебеевский колледж механизации и электрификации с. Бижбуляк

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИКА»

с. Бижбуляк, 2017 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины, утвержденной «Федеральным институтом развития образования» (ФГАУ «ФИРО») протокол № 3 от 21.07.15 г. для профессиональных образовательных организаций, по специальности СПО

08.01.07 Мастер общестроительных работ и на основе примерной программы  по дисциплине «ФИЗИКА» на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

Одобрена цикловой комиссией                               «Утверждаю»     Зам. директора по ПКРС

общеобразовательных дисциплин

Протокол № ____                                                                        ______________ О.В.Севастьянова

 от «___»______________2015 г.                                                           «___»__________2015г.

________________Иванова И.П.

Организация – разработчик: филиал  ГБПОУ Белебеевский колледж механизации и электрификации с. Бижбуляк

Разработчик:

 __________ Т.Н.Андреева - преподаватель специальных дисциплин


СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Физика»        6

1.1. Общая характеристика учебной дисциплины «Физика»        6

1.2. Область применения и место учебной дисциплины в учебном плане        7

1.3. Результаты освоения учебной дисциплины        7

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Физика»        9

2.Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины        10

3. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов        18

4. Условия реализации программы учебной дисциплины «Физика»        25

Рекомендуемая литература        27

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины        29

6. Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов        32


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

Программа учебной дисциплины «Физика» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов, индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ, учи- тывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).


1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Физика»

1.1. Общая характеристика учебной дисциплины «Физика»

В основе учебной дисциплины «Физика лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.

Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют мета- предметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.

Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.

Физика является системообразующим фактором для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения студентов.

Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.

Изучение физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО естественнонаучного профиля профессионального образования физика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования физика изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования физика изучается в составе интегрированной учебной дисциплины «Естествознание» обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля профессионального образования профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.

Содержание учебной дисциплины, реализуемое при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям естественно-научного профиля профессионального образования, не имеет явно выраженной профильной составляющей, так как профессии и специальности, относящиеся к этому профилю обучения, не имеют преимущественной связи с тем или иным разделом физики. Однако в зависимости от получаемой профессии СПО или специальности СПО в рамках естественнонаучного профиля профессионального образования повышенное внимание может быть уделено изучению раздела «Молекулярная физика. Термодинамика», отдельных тем раздела «Электродинамика» и особенно тем экологического содержания, присутствующих почти в каждом разделе.

Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).[1]

1.2. Область применения и место учебной дисциплины в учебном плане

Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Физика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.3. Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

− умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

• метапредметных:

− использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения,

Описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

− умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметных:

− сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

− владение основными методами научного познания, используемыми в физике:

наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

− сформированность умения решать физические задачи;

− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Физика»

Максимальное количество учебной нагрузки обучающегося –270 часов, в т.ч.:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 180 часов, в т.ч.

- практические занятия – 60  часов

- внеаудиторная самостоятельная работа – 90 часов

Промежуточная аттестация в форме экзамена


2.Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Физика и методы научного познания.

2

2

Раздел 1.

Механика с элементами теории относительности

30

Тема 1.1. Кинематика

Содержание учебного материала

8

1.1.1.

Механическое движение

1-2

1.1.2.

Относительность движения. Система отсчёта.

1

1.1.3.

Механический принцип относительности. Классический закон сложения скоростей.

1

1.1.4.

Скорость света. Экспериментальные основы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна.

1

Практическая работа №1.Решение графических задач по теме «Механическое движение»

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- Подготовить реферат: «Физические величины и явления, используемые в устройстве и эксплуатации автомобиля»

2

Тема 1.2 Динамика

Содержание учебного материала

1.2.1.

Законы Ньютона.

4

1

1.2.2.

Масса. Понятие релятивисткой массы. Виды сил.

1

Лабораторная работа №1.«Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

2

Практическая работа№1.Решение задач на применение законов Ньютона

3

Практическая работа№2.Решение графических задач

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

  • Составить  опорный конспект: «учёт трения в устройстве автомобиля»
  • Составить таблицу: «Виды сил»

4

Тема 1.3 Законы сохранения в

механике

Содержание учебного материала

1.3.1.

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

8

1

1.3.2.

Работа, мощность, механическая энергия.

1-2

1.3.3

.Закон сохранения механической  энергии

1

1.3.4

Закон взаимосвязи массы и энергии

1

Практическое занятие №1.Решение задач на применение закона  сохранения импульса

2

Практическое занятие №2.Решение задач на применение закона сохранения механической энергии

Самостоятельная работа обучающихся:

- решение задач по теме «Механика»

1

Контрольная работа №1 « Механика»

2

Раздел 2.

Молекулярная физика и термодинамика

38

Содержание учебного материала

10


Тема 2.1 Основы МКТ.

2.1.1.

Основные положения МКТ. Масса и размеры молекул.

1-2

2.1.2

.Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение МКТ газов.

1

2.1.3..

Температура и тепловое равновесие

1

2.1.4

Уравнение Менделеева - Клапейрона.

1

2.1.5

Изопроцессы и их графики.

1

Лабораторная работа №2.«Исследование одного из процессов»

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

1.Составить опорный конспект  « Тепловые явления в устройстве автомобиля»

2

Тема 2.2. Основы термодинамики

Содержание учебного материала

2.2.1.

Внутренняя энергия.

9

1-2

2.2.2.

.Законы термодинамики.

1

2.2.3.

Тепловые машины. КПД теплового двигателя.

1-2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: создать проекты: 1.Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей.

2.Роль тепловых двигателей в народном хозяйстве.

3. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

4

Тема 2.3.

Агрегатные состояния вещества и их фазовые переходы

Содержание учебного материала

2.3.1.

Свойства паров. Насыщенный пар. Влажность воздуха.

9

1

2.3.2

Поверхностное натяжение, смачивание, капиллярное явление

2

2.3.3.

Свойство твёрдых тел. Плавление и кристаллизация. Кристаллические и аморфные тела. Закон Гука. Свойства твёрдых тел.

1

Лабораторная работа №3 «Определение относительной влажности воздуха»

6

Лабораторная работа №4 «Измерение среднего диаметра капилляра

Лабораторные работы №5 «Определение модуля Юнга»

Контрольная работа №2« Молекулярная физика»

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

1.Выполнить домашнюю лабораторную работу«Измерение относительной влажности воздуха в своей квартире»

2.Написать реферат «Учёт, применение свойств газов, твёрдых тел при сварочных работах

3. Написать реферат «Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел, их учёт и применение в эксплуатации автомобиля»

4.Составить опорный конспект: Причины возникновения напряжений и деформации в сварных конструкциях»

6

Раздел 3.

Основы электродинамики

52

Тема 3.1.

Электрическое поле.

Содержание учебного материала

8

3.1.1.

Электрический заряд.  Закон Кулона.

1

3.1.2.

Электрическое поле и его напряжённость, потенциал.

1

3.1.3.

Принцип суперпозиции полей. Графическое изображение полей.

1

3.1.4

Электроемкость. Конденсаторы и их применение.

2


Практическая работа№1 Решение задач на применение принципа суперпозиции

4

Практическая работа №2.Решение задач на вычисление потенциала электрического поля

Практическая работа №3.Решение задач на вычисление электроёмкости конденсатора

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся 1.Составить кроссворд «Электрическое поле»

  1. Написать реферат ”Конденсаторы, виды конденсаторов, их применение в системе электрооборудования автомобиля”
  2. Составить  словограмму «Величины, явления, приборы, характеризующие электрическое поле»

6

Тема 3.2.

Законы постоянного тока.

Содержание учебного материала

3.2.1.

Постоянный электрический ток и его характеристика. Условия существования тока. Закон Ома для участка цепи.

8

1-2

3.2.2.

Сторонние силы. ЭДС. Закон Ома для полной цепи.

1

3.2.3.

Последовательное и параллельное соединения и их законы.

1-2

3.2.4.

Работа и мощность тока. Тепловое действие тока.

3

Лабораторная работа №6 «Определение удельного сопротивления проводника»

8

Лабораторная работа №7 «Определение ЭДС источника и его внутреннего сопротивления»

Лабораторная работа  №8 «Последовательное и параллельное соединения»

Лабораторная работа  №9 «Исследование мощности, потребляемой лампой»

Практическая работа№1 Решение задач на применение закона Ома

4

Практическая работа№2. Решение задач на последовательное и параллельное соединение проводников

Практическая работа №3. Решение задач на вычисление работы, мощности и количества теплоты, выделяемого при прохождении электрического тока

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

1. Создать проекты:

  • «Постоянный электрический ток»
  • «Основные характеристики электрического тока»

2.Приготовить доклад: «Учёт основных характеристик электрического тока в устройстве автомобиля»

4

Тема 3.3.

Электрический ток в различных средах.

Содержание учебного материала

3.3.1.

Электрический ток в металлах, полупроводниках.

4

1-2

3.3.2.

Электрический ток в полупроводниках.

1

3.3.3.

Электрический ток в жидкостях,

1-2

3.3.4.

Электрический ток в  газах. Плазма

1-2

Практическая работа1.Рещение задач на применение закона электролиза

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

1.Заполнить сводную таблицу «Электрический ток в различных средах» 2.Создать  презентацию  «Электрический ток в различных средах»

3.Составить сравнительную таблицу «Электрический ток в различных средах». 4.Написать реферат «Роль полупроводников в устройстве автомобиля»

5.Приготовить доклад «Применение инертных газов при сварке металлов и их сплавов»

10


Тема 3.4 Магнитное поле.

Содержание учебного материала

3.4.1.

.Магнитное поле тока. Закон Ампера. Сила Лоренца.

2

1

3.4.2.

Магнитные свойства вещества.

2

Практическая работа№1. Решение задач на нахождение сил Ампера и Лоренца

2

Лабораторная работа № 10«Наблюдение действия магнитного поля на ток»

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

1.Приготовить реферат: “ Диамагнетики, ферромагнетики, парамагнетики” 2.Решить качественные и графические задачи.

4

Тема 3.5.

Электромагнитная индукция.

Содержание учебного материала

3.5.1.

Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле.

5

1

3.5.2.

Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца

1

3.5.3.

Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

2

Лабораторная работа № 11«Изучение явления электромагнитной индукции»

2

Практическая работа 1. Решение задач на применение закона электромагнитной индукции

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Составить  вопросы  по теме «Электромагнитная индукция»

2

Раздел 4.

Колебания и волны

20

Тема 4.1.

Механические колебания и волны

Содержание учебного материала

4.1.1.

Механические колебания. Механические колебания и их характеристики. Механический резонанс

4

1

4.2.2.

Волны и их характеристики. Виды волн, уравнение плоской волны.

2

Практическая работа №1Решение графических задач

6

Практическая работа №2 Решение задач на определение основных параметров гармонического колебательного движения

Практическая работа №3 Решение задач на определение основных параметров волнового движения

Лабораторная работа №12 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

1.Решить задачи, используя графики колебательных движений, уравнения гармонических колебаний 2.Написать рефераты:

  • Колебания, виды колебаний, их учёт, проявление, применение в технике.
  • Влияние колебаний автомобиля на человека

3. Создать презентацию: «Применение ультразвука при сварке металлов»

6

Тема 4.2.

Электромагнитные колебания и волны

Содержание учебного материала

6

4.2.1.

Электромагнитные колебания. Формула Томсона. Автоколебания.

1-2

4.2.2.

Переменный ток и его характеристики. Генератор переменного тока. Трансформатор

1

4.2.3.

Электромагнитные волны и их свойства. Открытый колебательный контур. Физические основы радиосвязи.

1

Практическая работа: Решение задач на применение формулы Томсона

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

  1. Ответить  на вопросы.
  2. Написать рефераты:


  • ”Развитие средств связи”,
  • “История развития радиотехнических средств”

3.Приготовить доклад«Сварочный трансформатор как источник переменного тока для дуговой сварки»

4.Составить сравнительную таблицу « Механические и электромагнитные колебания»

5. Создать презентацию «Физические основы радиосвязи»

10

Раздел 4

Колебания и волны

18

Тема 4.3.

Волновая оптика

Содержание учебного материала

4.3.1.

Электромагнитная теория света. Скорость света. Световой поток и освещённость.

10

2

4.3.2.

Законы отражения и преломления.

2

4.3.3.

Линзы. Формула тонкой линзы.

2

4.3.4.

Интерференция. дифракция и поляризация.

1

4.3.5.

Виды спектров, Спектральный анализ, шкала электромагнитных излучений. Тепловое излучение, его характеристики. Закон Стефана- Больцмана. Вина

1-2

Лабораторная работа №13 «Определение показателя преломления стекла»

8

Лабораторная работа №14

Лабораторная работа№15 «Наблюдение интерференции дифракции и поляризации»

Лабораторная работа№16 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

  1. Составить вопросы по теме: “ Волновые свойства света отражение, преломление, интерференция, дифракция, дисперсия, поляризация”
  2. Решить качественные задачи по теме: «Волновая оптика»
  3. Составить кроссворд «Волновая оптика»

4.Провести эксперимент по наблюдению спектров поглощения. 5.Заполнить таблица: «Шкала электромагнитных излучений».

6.Реферат «Применение, проявление и учёт волновых свойств света в технике»

10

Раздел 5.

Квантовая физика

17

Тема 5.1 Квантовая оптика

Содержание учебного материала

4

5.1.1.

Гипотеза Планка. Фотон. Внешний и внутренний фотоэффект.

1

5.1.2.

Давление света. Корпускулярно –волной дуализм. Химическое действие света.

1-2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

1.Написать реферат «Особенности химического, биологического действия света»

2. Приготовить доклад: “ Особенности химического, биологического действия света”

3.Составить вопросы к теме: “ Внешний и внутренний фотоэффект, красная граница фотоэффекта” 4.Составить структурно-логическую схему по развитию волновой и квантовой теории света.

8

Содержание учебного материала

5.2.1.

Квантовые постулаты Бора. Модель атома Томсона и Резерфорда.

10

1

5.2.2.

Способы регистрации заряженных частиц.

1

5.2.3.

Радиоактивность. Закон радиоактивного распада

2


Тема 5.2 Физика атома и атомного ядра.

5.2.4.

Состав атомных ядер. Ядерные силы. Энергия связи, дефект масс.

1-2

5.2.5.

Ядерные реакции. Деление тяжёлых ядер. Ядерный реактор. Цепная ядерная реакция.

1

Лабораторная работа № 17 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

1.Написать реферат «Применение изотопов при диагностике автомобиля» 2.Создать  презентацию «Модели атома»

4

Тема 5.3.

Термоядерный синтез.

Содержание учебного материала

5.3.1.

Термоядерный синтез и условия его осуществления. Баланс энергии при термоядерных реакциях. Проблема термоядерной энергетики.

2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

1.Создать презентацию: «Радиоактивность, её виды. Биологическое действие радиоактивности».

2. Создать  проект: «Проблема термоядерной энергетики»

4

3

Раздел 6.

Современная научная картина мира

3

Тема 6.1.

Современная научная картина  мира

Содержание учебного материала

6.1.1.

Современная научная картина мира и её этапы. Научные гипотезы. Физические законы и границы их применимости.

1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Создать проект «Современная научная картина мира»

3

Контрольная работа №4

2

Экзамен

Обязательная аудиторная учебная нагрузка: Самостоятельная работа обучающегося: Максимальная учебная нагрузка:

180

90

270

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


Сетка распределения бюджетного времени

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов максимальной нагрузки

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

в т.ч.

практические занятия

Самостоятельная работа

обучающегося

1

        Раздел 1. Механика

39

32

8

7

2

Введение

2

-

-

3

Тема 1.1 Кинематика

9

1

2

4

Тема 1.2 Динамика

9

5

4

5

Тема 1.3 Законы сохранения в механике

12

2

1

6

Раздел 2. Основы МКТ

50

38

8

12

7

Тема 2.1 Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ.

12

2

2

8

Тема 2.2 Основы термодинамики

9

-

4

9

Тема 2.3 Агрегатные состояния вещества и их переходы

17

6

6

10

Раздел 3. Электродинамика

78

52

25

26

11

Тема 3.1 Электрическое поле

12

4

6

12

Тема 3.2 Законы постоянного тока

20

12

4

13

Тема 3.3 Электрический ток в разл.средах

5

1

10

14

Тема 3.4 Магнитное поле

6

4

4

15

Тема 3.5 Электромагнитная индукция

9

4

2

16

Раздел 4. Колебания и волны

64

38

18

26

17

Тема 4.1 Механические колебания и волны

12

8

6

18

Тема 4.2 Электромагнитные колебания

8

2

10

19

Тема 4.3 Волновая оптика

18

8

10

20

Раздел 5. Элементы квантовой физики

33

17

1

16

21

Тема 5.1 Квантовая оптика

4

-

8

22

Тема 5.2 Физика атома и атомного ядра

11

1

4

23

Тема 5.3 Термоядерный синтез

2

-

4

24

Раздел 6. Эволюция Вселенной

6

3

-

3

25

Тема 6.1 Современная научная картина мира

3

-

3

26

-

27

Дифференцированный зачет

180

60

90

Итого

270


3. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Введение

Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организа- ции самоконтроля и оценки полученных результатов.

Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений.

Представление границы погрешностей измерений при построении графиков.

Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений.

Умение предлагать модели явлений.

Указание границ применимости физических законов. Изложение основных положений современной научной картины мира.

Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства.

Использование Интернета для поиска информации

1. МЕХАНИКА

Кинематика

Представление механического движения тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени. Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат

и проекций скорости от времени.

Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений.

Указание использования поступательного и вращательного движений в технике.

Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных социальных ролей.

Разработка возможной системы действий и конструкции

для экспериментального определения кинематических величин.

Представление информации о видах движения в виде таблицы


Продолжение таблицы

Законы сохранения в механике

Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.

Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела.

Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела.

Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными сила- ми и силами упругости.

Указание границ применимости законов механики.

Указание учебных дисциплин, при изучении которых используются законы сохранения

2. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ

Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ

Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно-кинетической теории (МКТ).

Решение задач с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т),

V (Т), р (V).

Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V). Представление в виде графиков изохорного, изобарного

и изотермического процессов.

Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества.

Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений. Указание границ применимости модели «идеальный газ» и за- конов МКТ

Основы термодинамики

Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения вну- тренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики.

Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости р (V).

Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей.

Изложение сути экологических проблем, обусловленных рабо- той тепловых двигателей и предложение пути их решения. Указание границ применимости законов термодинамики. Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участво- вать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Указание учебных дисциплин, при изучении которых использу- ют учебный материал «Основы термодинамки»


Продолжение таблицы

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Свойства паров, жидкостей, твердых тел

Измерение влажности воздуха.

Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике.

Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессио- нального характера.

Использование Интернета для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалов

3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Электростатика

Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов.

Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов.

Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов.

Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора.

Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора.

Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлек- трической проницаемости вещества.

Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатического полей

Постоянный ток

Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком — в режиме потребителя.

Определение температуры нити накаливания. Измерение электрического заряда электрона.

Снятие вольтамперной характеристики диода.

Проведение сравнительного анализа полупроводниковых дио- дов и триодов.

Использование Интернета для поиска информации о перспекти- вах развития полупроводниковой техники.

Установка причинно-следственных связей


Продолжение таблицы

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Магнитные явления

Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле.

Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.

Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции.

Вычисление энергии магнитного поля.

Объяснение принципа действия электродвигателя.

Объяснение принципа действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц. Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека.

Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств.

Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей.

Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как метадисциплину

4. КОЛЕБАНИЯ ВОЛНЫ

Механические колеба- ния

Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жесткости пружины. Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами.

Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний

Упругие волны

Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн.

Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифрак- ции механических волн.

Представление областей применения ультразвука и перспекти- вы его использования в различных областях науки, техники,

в медицине.

Изложение сути экологических проблем, связанных с воздей- ствием звуковых волн на организм человека

Продолжение таблицы

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Электромагнитные колебания

Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи.

Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивность катушки.

Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи.

Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы.

Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока.

Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа действия генератора переменного тока. Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии

Электромагнитные волны

Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.

Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами.

Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной

5. ОПТИКА

Природа света

Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач.

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет расстояния от линзы до изображения предмета. Расчет оптической силы линзы.

Измерение фокусного расстояния линзы. Испытание моделей микроскопа и телескопа


Продолжение таблицы

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Волновые свойства света

Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн. Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн. Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн. Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами.

Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление методов познания, которые ис- пользованы при изучении указанных явлений

6. ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ

Квантовая оптика

Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов

Столетова на основе квантовых представлений.

Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте.

Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерение работы выхода электрона.

Перечисление приборов установки, в которых применяется без- инерционность фотоэффекта.

Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов. Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной фи- зики

Физика атома

Наблюдение линейчатых спектров.

Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое. Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водоро- да и различия линейчатых спектров различных газов. Исследование линейчатого спектра.

Исследование принципа работы люминесцентной лампы. Наблюдение и объяснение принципа действия лазера. Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике.

Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера


Продолжение таблицы

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Физика атомного ядра

Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера.

Расчет энергии связи атомных ядер.

Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада.

Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде.

Определение продуктов ядерной реакции.

Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях. Понимание преимуществ и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине.

Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений.

Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т. д.).

Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности

7. ЭВОЛЮЦИЯ ВСелеННОй

Строение и развитие

Вселенной

Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана.

Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях

Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. д.

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы

Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях.

Формулировка проблем термоядерной энергетики. Объяснение влияния солнечной активности на Землю. Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения.

Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы

4. Условия реализации программы учебной дисциплины «Физика»

Освоение программы учебной дисциплины «Физика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

В состав кабинета физики входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета физики должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.[2]

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.

В состав учебно-методического обеспечения программы учебной дисциплины «Физика», входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ»,

«Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);

• информационно-коммуникативные средства;

• экранно-звуковые пособия;

• комплект электроснабжения кабинета физики;

• технические средства обучения;

• демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

• лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

• статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;

• вспомогательное оборудование;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Физика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по физике, справочниками по физике и технике, научной и научно-популярной литературой естественно-научного содержания.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Физика» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по физике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).


Рекомендуемая литература

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.

Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистри- рован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

а) основная литература:

1. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

2. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

3. Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. — М., 2014.

4. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, А. В. Коржуев, О. В. Муртазина. — М., 2015.

б) дополнительная литература

1. Касьянов В. А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010.

2. Касьянов В. А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2010.

3. Трофимова Т. И., Фирсов А. В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Сборник задач. — М., 2013.

4 Трофимова Т. И., Фирсов А. В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Решения задач. — М., 2015.

5. Трофимова Т. И., Фирсов А. В. Физика. Справочник. — М., 2010.

6. Фирсов А. В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования / под ред. Т. И. Трофимовой. — М., 2014.

7. Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2014.

в) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы:

  1. www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов). wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
  2. www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
  3. www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов). www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам). www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).
  4. www. school. edu. ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффек- тивность).
  5. www. ru/book (Электронная библиотечная система). www. alleng. ru/edu/phys. htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика). www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). https//fiz.1september. ru (учебно-методическая газета «Физика»).
  6. www. n-t. ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
  7. www.  nuclphys. sinp. msu. ru (Ядерная физика в Интернете).
  8. www. college. ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
  9. www. kvant. mccme. ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
  10. www. yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).
  11. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  12. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.


5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

УМЕНИЯ

 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: виды движения тел; свойства газов, жидкостей и твердых тел; возникновение электрического тока; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые и квантовые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; строение атома Резерфорда и Бора;

Изложение лекционного материала;

Формулирование определений, законов;

Выполнения опорного конспекта;

Выполнение лабораторных работ;

Выполнение заданий для самопроверки

Тестирование:

Выполнение тестовых заданий

Устный экзамен:

Демонстрация опытов;

Изучение лекционного материала

  • делать выводы на основе экспериментальных данных;

Экспертная оценка защиты лабораторной работы: 

Демонстрация опытов;

Обоснование результатов наблюдений и измерений.

приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

Демонстрация опытов;

Решение проблемных задач;

Обоснование результатов наблюдений и измерений.;

Выполнение работы над графиками.

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

Изложение лекционного материала;

Выполнения опорного конспекта;

Выполнение лабораторных работ;

Выполнение заданий для самопроверки

Тестирование:

Выполнение тестовых заданий

Устный экзамен:

Демонстрация опытов;

Изучение лекционного материала

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Ус тный контрол:ь

Изложение лекционного материала;

Формулирование определений, законов;

Письменный контроль:

Решение задач технического содержания

применять полученные знания для решения физических задач;

Письменный контроль:

Решение проблемных задач;

Решение задач технического содержания;

Тестирование:

Выполнение тестовых заданий;

Устный экзамен:

Решение задач

определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

Письменный контроль:

Выполнение работы над графиками,

Составление сравнительной таблицы;

Работа над выводами формул

измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

Экспертная оценка защиты лабораторной работы

Обоснование результатов наблюдений и измерений.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Устный контроль:

Изложение лекционного материала;

Подготовка доклада к изученному материалу.

Обоснование физических явлений, наблюдаемых в природе.

ЗНАНИЯ

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать

: смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

Устный контроль:

Формулирование определений, законов;

Выполнения опорного конспекта;

Выполнение заданий для самопроверки

Тестирование:

Выполнение тестовых заданий

Устный экзамен:

Демонстрация опытов;

Изучение лекционного материала.

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

Изложение лекционного материала;

Формулирование определений, законов;

Выполнения опорного конспекта;

Выполнение лабораторных работ;

Решение задач;

Выполнение заданий для самопроверки

Тестирование:

Выполнение тестовых заданий

Устный экзамен:

Демонстрация опытов;

Обоснование результатов наблюдений и измерений.

Изучение лекционного материала

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основ молекулярно-кинетической теории газа и термодинамики;

законов постоянного тока, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

Письменный контроль:

Изложение лекционного материала;

Формулирование определений, законов;

Выполнения опорного конспекта;

Выполнение лабораторных работ;

Выполнение заданий для самопроверки

Проведение модульно-рейтингового контроля;

Решение задач

Тестирование:

Выполнение тестовых заданий

Устный экзамен:

Демонстрация опытов;

Обоснование результатов наблюдений и измерений.

Изучение лекционного материала

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Устный контроль:

Изложение лекционного материала;

Подготовка доклада к изученному материалу.

Обоснование физических явлений, наблюдаемых в природе;

Обоснование применения законов физики в технике.

Итоговый контроль: экзамен


6. Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

• Александр Григорьевич Столетов — русский физик.

• Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.

• Альтернативная энергетика.

• Акустические свойства полупроводников.

• Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.

• Асинхронный двигатель.

• Астероиды.

• Астрономия наших дней.

• Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.

• Бесконтактные методы контроля температуры.

• Биполярные транзисторы.

• Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.

• Величайшие открытия физики.

• Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.

• Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.

• Вселенная и темная материя.

• Галилео Галилей — основатель точного естествознания.

• Голография и ее применение.

• Движение тела переменной массы.

• Дифракция в нашей жизни.

• Жидкие кристаллы.

• Законы Кирхгофа для электрической цепи.

• Законы сохранения в механике.

• Значение открытий Галилея.

• Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.

• Исаак Ньютон — создатель классической физики.

• Использование электроэнергии в транспорте.

• Классификация и характеристики элементарных частиц.

• Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.

• Конструкция и виды лазеров.

• Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).

• Лазерные технологии и их использование.

• Леонардо да Винчи — ученый и изобретатель.

• Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции).

• Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.

• Макс Планк.

• Метод меченых атомов.

• Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.

• Методы определения плотности.

• Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист.

• Модели атома. Опыт Резерфорда.

• Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.

• Молния — газовый разряд в природных условиях.

• Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и приклад- ной науки и техники.

• Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.

• Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира.

• Нильс Бор — один из создателей современной физики.

• Нуклеосинтез во Вселенной.

• Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.

• Оптические явления в природе.

• Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.

• Переменный электрический ток и его применение.

• Плазма — четвертое состояние вещества.

• Планеты Солнечной системы.

• Полупроводниковые датчики температуры.

• Применение жидких кристаллов в промышленности.

• Применение ядерных реакторов.

• Природа ферромагнетизма.

• Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.

• Производство, передача и использование электроэнергии.

• Происхождение Солнечной системы.

• Пьезоэлектрический эффект его применение.

• Развитие средств связи и радио.

• Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.

• Реликтовое излучение.

• Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.

• Рождение и эволюция звезд.

• Роль К. Э. Циолковского в развитии космонавтики.

• Свет — электромагнитная волна.

• Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно- космической техники.

• Силы трения.

• Современная спутниковая связь.

• Современная физическая картина мира.

• Современные средства связи.

• Солнце — источник жизни на Земле.

• Трансформаторы.

• Ультразвук (получение, свойства, применение).

• Управляемый термоядерный синтез.

• Ускорители заряженных частиц.

• Физика и музыка.

• Физические свойства атмосферы.

• Фотоэлементы.

• Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.

• Ханс Кристиан Эрстед — основоположник электромагнетизма.

• Черные дыры.

• Шкала электромагнитных волн.

• Экологические проблемы и возможные пути их решения.

• Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.

• Эмилий Христианович Ленц — русский физик.


[1] Экзамен проводится по решению профессиональной образовательной организации либо по желанию студентов при изучении учебной дисциплины «Физика» как профильной учебной дисциплины.

[2] Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» Специальности: 18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров; 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.Программа отвечает современным требо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочая ПРОГРАММАОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬпо   специальностисреднего профессионального образования23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»("Естествознание") по специальности СПО 19.01.17 «Повар, кондитер

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 41.1 Общая характеристика учебной дисциплины «Естествознание». 51.2 Область применения и место учебной дисциплины в учебном плане. 71.3 Результат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» для специальности СПО 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Физика». 61.1. Общая характеристика учебной дисциплины «Физика». 61.2. Область применения и место учебной дисциплины в учебном ...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» разработана на основе: ФГОС СОО по дисциплине «Физика», утвержденный приказом Министерства образования и ...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Физика ОДБ.02 ФИЗИКА Профессии: 26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов

Рабочая программа для профессии судостроитель - судоремонтник металлических судов, обязательная учебная аудиторная нагрузка обучающегося - 224 часа....