Методическая разработка занятия с применением кейс-метода "Энергетика-прогнозы" по УД "Введение в профессию" (доп. тема "Энергосбережение") *вариативная часть)
методическая разработка на тему

Шабардина Ираида Анатольевна

Методическую разработку занятия с применением кейс-метода можно использовать и на занятиях по УД "Экология", "Физика", "Обществознание" и др.

Методическая разработка содержит план учебного занятия с применением кейс-метода, технологическую карту занятия, критерии оценки работы обучающихся на занятии по накопительной системе оценивания, Собственно Кейс-задание, глоссарий к нему и список литературы и других источников, использованных при подготовке занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Удмуртской Республики

«Кизнерский сельскохозяйственный техникум»

C:\Users\user\Pictures\wpid-RSScMxO_UjA.jpg

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЯ

Учебная дисциплина: Энергосбережение (вариативная часть)

Тема: Энергетика - прогнозы

                                                                            Выполнил: преподаватель

                                                                            Шабардина И.А.

2016

План учебного занятия с применением кейс-метода

УД «Энергосбережение»

Тема урока: Энергетика -  прогнозы.

Мотивация: позволяет проанализировать актуальную информацию с   реальными  прогнозами; способствует активному усвоению знаний и навыков обработки и анализа информации.

Продолжительность занятия:1 учебная пара.

Цель занятия: Активное усвоение знаний и навыков обработки и анализа информации.

Задачи:

Дидактические (образовательные):

Организовать осмысление  учебного материала по теме занятия и применение знаний  в процессе решения кейса;

Углубить знания обучающихся об источниках энергии;

Воспитательные:

Формировать коммуникативные качества обучающихся;

Формировать умение вести дискуссию, убеждать окружающих, умение работать в одной команде, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный ответ;

Формировать навыки генерации альтернативных решений;

Развивающие:

Развивать у обучающихся умение добывать необходимую информацию, перерабатывать ее;

Развивать навыки самостоятельной работы обучающихся;

Развивать познавательный интерес;

Развивать умения пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы;

Развивать профессиональный интерес к теме.

Методическое обеспечение занятия:

Кейс в печатном виде.

Приложение к кейсу.

Глоссарий.

Критерии оценки работы обучающихся на занятии.

Методы: Кейс-технология.

Технологическая карта занятия

Раунд

Роль преподавателя

Роль обучающихся

Подготовительный этап (до занятия)

Подготови-тельный

Готовит кейс, необходимый раздаточный материал.

Ознакомительный этап

Вводная часть

Раздает кейсы для обучающихся, комментирует инструкцию по работе с ними. Сообщает о способах и критериях оценки работы на занятии

Получают кейсы для работы. Задают вопросы на  уточнение по этапам работы, критериям оценки.

Аналитический этап

Индивиду-альная работа

над

кейсом

Отвечает на вопросы обучающихся, разъясняющие материалы кейса и порядок работы

Знакомство с ситуацией.

Задают вопросы на уточнение по кейсу.

Проводят анализ ситуации.

Разбор кейса в малой группе

Делит уч-ся на малые группы (по желанию, по росту, по первым буквам имени и т.п.). Озвучивает временные рамки, задачи работы, в каком виде должен быть оформлен результат.

В ходе работы – наблюдает и направляет ход обсуждения в малых группах

Обсуждение и анализ предложений, сделанным по материалам кейса каждым. Определение  ключевых позиций в ответах, редактирование и подготовка обоснованного доклада.

Составление Диаграмм

Итоговый этап

Дискуссия в

общей группе

Координирует и ведет дискуссию, оппонируя и направляя процесс обсуждения (по необходимости). Предполагаемые вопросы преподавателя:

1. Мнения у специалистов относительно ожидаемого истощения природных ресурсов существенно расходятся. Почему?

2.При запуске андронного коллайдера реально может сдвинуться ось Земли и изменится климат. Нам это надо?

3. Почему некоторые месторождения нефти не вырабатываются полностью, а  практически, «забрасываются», например, Решетниковское месторождение нефти в Кизнерском районе, хотя запасы нефти там еще есть. Как вы думаете, почему? (Ответ: там так называемая «молодая» нефть, вязкая, с парафином. Технология ее извлечения очень дорогая).

Спикеры каждой из групп выступают с докладом и презентуют Диаграммы.

После всех докладов остальные выступают в роли оппонентов к докладчикам.

Отвечают на вопросы.

Подведение

итогов

После подведения итогов, комментирует весь ход дискуссии и варианты решений кейса.

Дает индивидуальную оценку работы каждого участника.

Группа подводит итоги обсуждения, формулирует выводы, обобщает резуль-таты работы. Совместно обсуждают и оценивают совместную деятельность и дискуссию в своей группе.

Критерии оценки работы учащихся на занятии

Накопительная система оценивания

Кейс «Прогнозы бывают верные, неверные и научные»

Вид работы

Балл

Примечания

1.

Обоснование ответа на вопрос № 1.

От 5-10

2.

Количество предложенных альтернативных источников энергии, не упомянутых в тексте

По 1 баллу за каждый  

3.

Обоснование ответа на вопрос № 3.

От 5 до 10

Выступление - защита

5

Спикеру

Максимально возможная сумма баллов

30 + ?

35+ ?

Критерии выполнения задания – построения Диаграмм:

Вид работы

Балл

Примечания

1.

Выполнение рисунка Диаграммы

3

2.

Предложение шкалы

3  

3.

Участие в обсуждении

3

4.

Качество изображения

1

Максимально возможная сумма баллов

10

Критерии оценки совместной деятельности в группе

Параметры оценки

0

1

2

Активность

Молчание

Частичное участие

Активное участие

Культура совместной деятельности

Неуважение товарищей

Отдельные случаи неуважения товарищей

Умение работать в команде

Оперирование фактами

Не владеет фактами

Частично владеет фактами

Полное владение фактами

Максимальное количество баллов – 6. Баллы присуждаются каждому члену группы коллективно.

Критерии оценки совместной дискуссии

Параметры оценки

0

1

2

Активность

Молчание

Частичное участие

Активное участие

Культура совместной деятельности

Неуважение товарищей

Отдельные случаи неуважения товарищей

Умение слушать

Культура формулиро-вания вопроса

Нет вопросов

Вопрос не связан с кейсом

Вопрос опирается на материалы кейса

Культура ответа

Нет ответа

Ответ не связан с кейсом

В ответе есть ссылки на кейс

Максимальное количество баллов 8. Баллы присуждаются группам коллективно

Итоговая отметка с учетом суммы накопленных баллов:

«3» - 20-34 балла

«4» - 35-49 балла

«5» - 50 и более баллов

«Прогнозы бывают верные, неверные и научные»

                                                                     (Гаврила Увеков)

По утверждениям ученых – футурологов энергетический голод человечеству не грозит. Известные на Земле запасы энергии достаточно велики, чтобы с уверенностью смотреть в далекую перспективу…

Горючие сланцы штата Колорадо в США содержат больше энергетического потенциала, чем все запасы фантастически богатых нефтью стран Ближнего Востока. Подсчитано, что условный куб сланцев с ребром 5 км заключает в себе столько же тепла, сколько его потребляется за целый год во всем мире.

Но современные способы добычи и переработки сланцев таковы, что их добыча очень затратна и экономически нецелесообразна, пока не будет найдена принципиально новая технология.

Залежи бурого угля Канско-Ачинского бассейна в Красноярском крае могут обеспечить потребности России на 600 лет вперед. Но Q(удельная теплота сгорания) бурого угля в 2 раза ниже, чем у каменного угля.

Мировые запасы ископаемого угля оцениваются в 8 триллионов тонн, чего хватит на весь ХХ1 век ( годовое потребление примерно 600 млрд. тонн).

Нефти (при темпах расхода в объеме последних лет), если не откроют новые богатые месторождения, хватит лет на 30.

Существует также битуминозная нефть. Ее столько же, сколько и обычной, но её добыча пока считается неэкономичной.

Через 30 лет оскудеют существующие источники получения урана – топлива для ядерных реакторов…

        В целом считается, что нынешние темпы потребления топлива и минеральных ресурсов могут позволить себе лишь еще два поколения людей.

Почти половина энергии в мире сейчас получается за счет нефти и угля  и пятая часть – за счет природного газа. Вместе это составляет около 67 % всей потребляемой энергии.

Почти 20 % энергии дает вода – гидроэлектростанции.

13% - АЭС – Атомные электростанции.

Остальное – разница в примерных цифрах – это малоприменяемые пока альтернативные источники энергии – энергия солнца, ветра, геотермических вод, энергия приливов и отливов…

Коэффициент полезного действия (КПД) паровых турбин на больших электростанциях за 100 лет вырос с 5 до 35%.

Это означает, что примерно две трети сжигаемого в них угля или нефти и сегодня расходуется бесполезно.

Считается, что в будущем КПД таких электростанций может быть поднят до 75%.

Коэффициент полезного использования топлива в легковом автомобиле всего 10 процентов, а при обогреве помещений и того меньше — не превышает 6-8 процентов.

Продолжаются работы по развитию промышленного производства реакторов-размножителей на быстрых нейтронах, которые способны выработать из той же массы топлива примерно в 60 раз больше энергии, чем современный реактор на тепловых нейтронах.

Вопросы и задания:

  1. Грозит ли человечеству энергетический голод? Обоснуйте ответ.
  2. Какие еще источники энергии  будут альтернативны современным традиционным источникам?
  3. Почему темпы затрат энергоресурсов сегодня так огромны?

Задание: Составьте и нарисуйте Диаграммы:

  • Состав потребляемых в мире энергоресурсов на сегодняшний день;
  • Состав потребляемых в мире энергоресурсов через 100 лет.

Глоссарий:

Футурология – область научных знаний о будущем человечества, освоении людьми земли и космоса, формировании нового мышления и отношений между народами.

Горючие сланцы -  полезное ископаемое из группы твёрдых каустобиолитов, дающее при сухой перегонке значительное количество смолы (близкой по составу к нефти). Состоят из преобладающей минеральной (кальциты, доломит, гидрослюды, монтмориллонит, каолинит, полевые шпаты, кварц, пирит и др.) и органических частей (кероген), последняя составляет 10—30% от массы породы и только в сланцах самого высокого качества достигает 50—70%. Органическая часть является био- и геохимически преобразованным веществом простейших водорослей, сохранившим клеточное строение ; в виде примеси в органической части присутствуют измененные остатки высших растений.

Q - удельная теплота сгорания.

Коэффициент полезного действия (КПД) — характеристика эффективности системы  в отношении преобразования или передачи энергии; определяется отношением полезно использованной энергии к суммарному количеству энергии, полученному системой.

Альтернатива (лат.) — такое положение, когда необходимо из двух обстоятельств непременно выбрать одно.

Литература, использованная при подготовке занятия

  1. Конспекты лекций зав. Кафедрой инновационных технологий ИПК и ПРО Никитина А.Г. , записанные слушателем Шабардиной И.А. на курсах повышения квалификации ИПК и ПРО г. Ижевск УР «Кейс-метод или технология ситуационного анализа», ноябрь 2011г.
  2. Никитин А. Кейс-метод – перспективная образовательная технология. Новое образование. Педагогический научно-методический журнал. № 3 июль-сентябрь 2011.
  3. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / Под ред. д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю.П. - Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
  4. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник /И.П.Смирнов.-90е изд.,испр.и доп. – М: Академия, 2009. -132 с.
  5. Смирнов И.П. Хрестоматия к учебнику Введение в современное обществознание. Изд.центр «Академия», 2003.
  6. Шубенкова, Н. М. Кейс к уроку "Московский столичный регион. Миграция и рынок труда в Москве"/Н. М. Шубенкова //Народное образование.-2009.-N 2.

Интернет-источники:

  1. aphorism.ru
  2. slovari.yandex.ru
  3. slovopedia.com
  4. ru.wikipedia.org
  5. http://www.inventors.ru. Электронный журнал энергосервисной компании «Экологические системы» № 7, июль, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия – лабораторная работа «Экспериментальное исследование при взбивании сливок и желе для приготовления крема и мусса» по ПМ. 07 «Приготовление сладких блюд и напитков», профессия 260807.01 «Повар, кондитер»

Методическая разработка занятия  – лабораторная работа  «Экспериментальное исследование при взбивании сливок и желе для приготовления крема и мусса» по ПМ. 07 «Приготовление сладких блюд и н...

Методическая разработка занятия "Профессия медицинского работника"

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального государственного образо...

Методическая разработка занятия по теме "Техническая эксплуатация подземной части здания". Богомолов Владимир Васильевич

Классификация грунтов. Грунты представляют собой сочетание отдельных частиц (зерен) и пустот между ними (пор). Частицы могут быть самой различной формы и размеров. Взаимное расположение частиц и пусто...

Методическая разработка занятия "Применение производной"

Аудиторное занятие по математике для студентов первого курса по специальности Сестринское дело...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ с применением современной образовательной технологии развития критического мышления По дисциплине МДК.01.01. "Устройство автомобиля"

Методическая предназначена для проведения учебного занятия по дисциплине МДК.01.01. Устройство автомобиля, для студентов, обучающихся по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...