Рабочая программа элективного курса по биологии «Многообразие органического мира"
рабочая программа на тему

Назипова Равида Гилемзяновна
К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил. Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эффективно подготовиться к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_biologii_.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» имени Баки Урманче

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Рабочая программа элективного курса

по биологии «Многообразие органического мира"

наименование предмета

10 класс

класс, литер, уровень

учитель:Назипова Равида Гилемзяновна, высшая квалификационная категория

Нижнекамск  2016

"Многообразие органического мира"
элективный курс по биологии в 10 классе
34 часа

Пояснительная записка

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся.
Экзамен по биологии - одна из форм итогового контроля знаний. Выпускные экзамены проводятся за основную, полную среднюю школу, а также вступительные экзамены в ВУЗ.
Ботаника традиционно считается одним из самых простых разделов, но опыт показывает, что именно ботанику абитуриенты знают хуже всего. Причина этого,- упрощенное изложение этой науки в школьных учебниках (рассчитанных на 6-7 класс), неспособность учащихся самостоятельно выбирать сведения по ботанике из прочих разделов школьного курса, большое количество сложных и непривычных терминов.
То же самое относится и к зоологии.
На вступительных экзаменах по биологии зоологической тематике обычно отводится 25-30% от всех вопросов.
К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил.
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эффективно подготовиться к ЕГЭ.


Основные цели курса

Образовательные:  обеспечив закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических умений и навыков наблюдать, ставить опыты и общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём); усвоение учащимся законов, теорий, научных идей, фактов.

Продолжить формирование умений узнавать изученные виды растений и животных на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой, делать вывод о принадлежности к той или иной систематической категории; устанавливать их место и роль в природе а также практическое значение.

Развивающие:  развитие у учащихся аналитического и синтезирующего мышления; навыков учебного труда и самостоятельной работы; интереса к предмету; формировать умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы товарищей, развивать навыки и приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение,  навыки частичного поиска, исследовательской работы, логического мышления.

Воспитывающие:  воспитание культуры труда; способствовать эстетическому воспитанию; содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приемы поддерживания работоспособности.

Основные требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • фундаментальные понятия биологии;
  • о существовании эволюционной теории;
  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей;
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику.

 Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • работать с микроскопом и изготовлять препараты для микроскопических исследований;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  •  грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчётов, таблиц;  
  • использовать ресурсы Интернета, работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 Исходя из задач обучения, элективный курс должен заложить фундамент для дальнейшего совершенствования  знаний о многообразии органического мира в старших классах общеобразовательной школы. Решению этих задач служат разнообразные методы и организационные формы работы. При изучении данного курса целесообразно использовать следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся: лекции, беседы, доклады и рефераты учеников, дискуссии, конспектирование, анализ таблиц и схем, видеофильмы, проведение опытов.

             Предполагается использовать следующие методы контроля за усвоением знаний: фронтальный опрос и взаимоопрос, контрольные работы, тесты, диктанты, практические  работы. Предлагается использовать дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при выполнении творческих заданий.

            В завершении курса учащимся предлагается выполнить исследовательскую или творческую работу.

           


Основное содержание курса


I. Неклеточные формы жизни. Вирусы.
Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.
II. Прокариоты. Бактерии.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение, распространение, роль в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.
III. Ядерные организмы.
Общая характеристика грибов. Строение. Питание, размножение, экология.
Общая характеристика водорослей.
Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль в природе и хозяйстве.
Высшие споровые. Мхи и папоротникообразные. Семенные растения. Голосеменные. Покрытосеменные. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания. Классификация животных. Тип простейшие. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие. Систематика хордовых. Сравнительная характеристика основных классов типа Хордовых. Общий обзор организма человека. Тело человека как система – системы органов – органы – ткани – клетки.

Содержание курса.
Всего 34 часа.

Введение (1час)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

Раздел 1

Неклеточные формы жизни. Вирусы. (1ч.)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса. Взаимодействия вируса и клетки. Вирусы -  опасные возбудители заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Раздел 2
     Прокариоты. Бактерии (2ч.)

        Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение бактерий.

Раздел3

Ядерные организмы.(28ч.)

                                                     Тема 1. Царство Грибы (1ч.)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическое значение. Систематика грибов. Роль грибов в биогеоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа. «Строение плесневого гриба мукора», «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»


                                                   Тема 2.  Царство Растения (12ч.)

           Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
                                                  Тема 2.1. Систематика низших растений.(2ч.)

               Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Практическая работа. «Внешнее строение водорослей»


                                                    Тема 2.2. Лишайники(1ч.)

       Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

Практическая работа. «Типы слоевищ лишайников»

                                                   Тема 2.3. Систематика Высших растений(3ч.)

              Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.                                                                                                                                        Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.                                                                                    Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.                                                                                                                                          Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.                                                                                                                            Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковые. Отдел Голосеменные растения.

Практическая работа. «Строение мхов. Строение папоротника», «Изучение строения и многообразия голосеменных растений».

                         Тема 2.4. Покрытосеменные растения. Растение - целостный организм(3ч.)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства. Многообразие, распространенность Цветковых, их роль в биогеоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Практическая работа. «Изучение строения покрытосеменных растений».

 
                                           
Тема 3. Царство Животные (13ч.)

Общая характеристика животных. Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная, эндокринная и иммунная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

                                            Тема 3.1. Систематика беспозвоночных животных.(5ч.)

         Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека. Многоклеточные животные. Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Распространение и экологическое значение. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие. Тип Иглокожие. Общая характеристика. Многообразие и экологическое значение.
     

Практическая работа. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.                                      

                                           

                                         Тема 3.2. Систематика Хордовых.(7ч.)

            Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика  позвоночных.  Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые и Костные рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика пресмыкающихся как первичных наземных животных. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Класс Птицы. Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц. Роль птиц в природе и в жизни человека. Класс Млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих. Основные отряды плацентарных млекопитающих. Значение млекопитающих в природе и в хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа.  «Особенности внешнего строения рыб»

Тема 4. Человек – вершина эволюции животного мира (3ч.)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Координация и регуляция. Опора и движение. Внутренняя среда организма. Транспорт веществ. Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение. Покровы тела. Размножение и развитие. Высшая нервная деятельность. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Правила поведения человека в окружающей среде.                                

 Заключительные занятия (2ч.)

Учебно-тематический план.

Наименование тем курса

Всего часов

лекции

практические работы

семинары

формы контроля

Введение(1ч.)

1

Мир живых организмов

1

1

Неклеточные формы жизни. Вирусы.(1ч.)

2

Общая характеристика вирусов

1

1

Прокариоты. Бактерии.(2ч.)

3

Происхождение и эволюция бактерий.

1

1

4

Особенности строения и многообразие форм бактерий.

1

0,5

0,5 тест

Ядерные организмы (28ч.)

Тема 1. Царство Грибы(1ч.)

5

Царство Грибы. Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов.

1

0,5

0,5

6

Систематика грибов. Роль грибов в биогеоценозах и хозяйственной деятельности человека.

1

0,5

0,5 тест

Тема 2. Царство Растения (12ч.)

7

Царство Растения. Особенности жизнедеятельности растений.

1

1

8

Клетки, ткани, органы и системы органов растений.

1

1

9

Водоросли как древнейшая группа растений

1

1

10

Многообразие, распространение и практическое значение водорослей.

1

0,5

0,5

11

Общая характеристика распространенность и экологическая роль лишайников.

1

1

12

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

1

1

13

Отделы Моховидные; Плауновидные; Хвощевидные; особенности организации, распространение, значение.

1

1

14

 Отделы Папоротниковидные; Голосеменные. Особенности организации, распространение и роль в биоценозах.

1

0,5

0,5 тест

15

Покрытосеменные растения. Происхождение и особенности организации.

1

1

16

Класс Однодольные. Основные семейства. Многообразие, распространенность и их роль в жизни человека.

1

1

17

Класс Двудольные. Основные семейства. Многообразие, распространенность Цветковых и их роль в биогеоценозах, в жизни человека.

1

1

Тема 3. Царство Животные (13ч.)

18

Общая характеристика животных. Особенности жизнедеятельности, систематика животных.

1

1

19

Общая характеристика простейших.

1

1

20

Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.

1

1

21

Тип Черви; Тип Моллюски.

1

1

22

Тип Членистоногие; Тип Иглокожие.

1

1

23

Общая характеристика позвоночных.

1

1

24

Класс Рыбы.

1

1

25

Класс Земноводные.

1

1

26

Класс Пресмыкающиеся.

1

1

27

Класс Птицы.

1

1

28

Класс Млекопитающих.

1

1

29

Основные отряды плацентарных млекопитающих

1

1

Тема 4. Человек – вершина эволюции животного мира (3ч.)

30

Место человека в системе органического мира.

1

1

31

Системы органов человека.

1

1

32

Человек и его здоровье

1

1

33

Заключительное занятие - выполнение заданий, встречающихся в ЕГЭ

1

1

34

Заключительное занятие - выполнение заданий, встречающихся в ЕГЭ

1

1

Итого

34

22

4,5

3

4,5

Методическое обеспечение:                                                                                                          По всем разделам - уроки лекции, презентации.
Заключительное занятие - выполнение заданий, встречающихся в ЕГЭ.  Защита творческих  работ учащихся.


Список литературы:
1. Н.Е. Ковалёв, Л.Д. Шевчук, О.Н. Щуренко. Биология для подготовительных отделений медицинских институтов (М.: "Высшая школа", 1986)
2. Т.Л. Богданова. Общая биология в терминах и понятиях (М.: "Высшая школа", 1988)
3. П. Кемп, К. Армс. Введение в биологию (Изд-во "Мир", 1988).
4. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология (М.: "Мир", 1990) 3т.
5. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. шк. С углублённым изучением биологии (А.О. Рувинский и др. М.: "Просвещение", 1993).
6. Н.А. Лемеза, Л.В. Камлюк, Н.Д. Лисов. Биология для поступающих в ВУЗы Минск, 2001г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Анализ текста" (10 класс)

Материал содержит рабочую программу элективного курса "Анализ текста" и календарно-тематическое планирование уроков элективного курса в 10 классе. Программа составлена на основе нормативно-правовых до...

Рабочая программа элективного курса "Знакомство с Linux" (на прмере Ubuntu Linux 10.10)

Данная программа направлена для подготовки учеников образовательных учреждений к овладению свободным программным обеспечением (СПО). В курсе даются основные понятия операционной системы Linux и важней...

Рабочая программа элективного курса «Введение в профессию»

Рабочая программа элективного курса «Введение в профессию»...

Рабочая программа элективного курса "Веб-моделирование"

Данная программа составлена на основе основной образовательной программы ООО МБОУ-СОШ №5 станицы Старовеличковской Калининского района Краснодарского края с учетом правовой базы для разработки програм...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»

Цель предлагаемого курса: развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся и их профессиональной ориентации. Этот курс  позволяет сделать более устойчивой и целенаправленной теор...

Рабочая программа элективного курса "Биология и экология в цифровой лаборатории"

Планируемая деятельность курса направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Рабочая программа курса внеурочной деятельности ««Биология и экология в циф...