Конспект урока по математике по теме "Введение. Решение профессионально-ориентированных задач."( для обучающихся 1 курса по специальности Повар, кондитер)
план-конспект урока на тему

Актуальность данной работы обусловлена прежде всего введением нового стандарта образования ТОП-50 с сентября 2017 года. Который разработан для наиболее востребованных на рынке труда, 50 новых и перспективных профессий. Согласно, данного стандарта одна из основных задач, поставленных перед системой профессионального образования является Усиление практической направленности преподавания. В связи с этим мною разработан  ресурс практико-ориентированного обучения математики, нацеленного на учащихся колледжа пищевых технологий. Урок выполнен в форме игры «Битва ресторанов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_v_professii_povar.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:


Примеры реализации практико-ориентированного обучения в системе СПО

Сценарий урока. Профессионально-ориентированные задачи на уроках математики

Цель урока: отработать умения и навыки выполнения математических действий при  имитации конкретной производственной ситуации.

Задачи:

образовательная:

  • показать значимость математики для формирования профессиональных  компетенций.

развивающая:

  • формирование умений математически обрабатывать самостоятельно получаемые данные, делать выводы;
  • создать условия для формирования умений и навыков применять знания в различных конкретных ситуациях;
  • осуществить перенос полученных знаний на уроках математики и специальной технологии  применительно к профессии;

воспитательная:

  • воспитывать у студентов любознательность через познавательную информацию;
  • содействовать воспитанию интереса к математике;
  • воспитывать у студентов  культуру труда.

Тип урока – урок применения полученных знаний и умений.

Форма урока – практикум.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемно-поисковый, технология кейс задач.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал с практическим заданием  для решения задач.

Ход урока

1.Организационный момент (3 мин)

(приветствие; проверка посещаемости; объявление темы урока и постановка целей урока.)

Преподаватель: Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она, порождает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей. Это улыбка. Так давайте друг другу улыбнемся. Она придаст нам уверенности.

Сегодня мы с Вами обсудим вопрос, который часто задают учащиеся на уроках математики: Зачем нужна математика? Как вы думаете, а математика может пригодиться повару или кондитеру в его профессиональной деятельности?  Надеюсь вы понимаете, что повар -это не просто человек, который может быстро сделать суши или пельмени. Он творец, способный из кучки самых простых продуктов создать шедевр, при этом учтя все погрешности и характер изменения пищи в процессе термообработки. Итак, ответьте, что должен уметь повар? (рассчитать количество продуктов для приготовления блюда, учет потери веса продуктов в процессе обработки. …)

Наша задача сегодня на уроке убедиться (подтвердить ваши ответы) в том, что знания по математике необходимы в вашей будущей профессии.

2. Актуализация опорных знаний:

Рассмотрим решение некоторых производственных ситуаций (объясняются преподавателем):

  1. Вычисление отходов при механической обработке (чистка).
  2. Вычисление потерь при тепловой обработке.
  3. Подсчет продуктов в зависимости от количества порций.

  1. Масса (нетто) очищенного картофеля 56 кг. Сколько было израсходовано неочищенного картофеля, если норма отходов 30%?

Решение:

Начальным числом является масса брутто. Это искомое число равно 100%. Данное число (масса нетто равна 56 кг) содержит 100%-30%=70% (так как масса нетто равно массе брутто за вычетом массы отходов).Записываем краткое условие задачи: данное число 56 кг содержит 70%,искомое число Х кг - 100%.

56 кг - 70%

Х кг - 100%

Х=56100/70=80 кг

Ответ: 80 кг неочищенного картофеля было израсходовано.

2. Масса очищенного картофеля 56 кг. Потери при тепловой обработки составляет 3% массы нетто. Определите массу вареного картофеля.

Решение:

Следует найти массу вареного картофеля. Данное число (масса 56 кг) содержит 100%-3%=97%. Записывает краткое условие задачи: 56 кг содержит 100%, а Х%-97%.

56кг - 100%

Х кг - 97%

Х=5697/100=54,32 кг

Ответ: 54,32 масса вареного картофеля.

3.В сборнике  рецептур  написано, что на три порции фруктового салата необходимо взять 150гр киви, 210гр манго,180гр папайи и 60гр миндальных орехов. По сколько грамм каждого ингредиента нужно для приготовления 20 порций фруктового салата.

Решение:

 Выясним по сколько грамм каждого ингредиента нужно для приготовления одного салата.

150/3=50гр киви.

210/3=70гр манго.

180/3=60гр папайи.

60/3=20гр миндальных орехов.

Умножим получившиеся результаты на 20порций.

5020=1000гр киви.

7020=1400гр манго.

6020=1200гр папайи.

2020=400гр миндальных орехов.

Ответ: на 20 порций фруктового салата необходимо 1000гр киви,

3. Элемент деловой игры

Давайте попробуем смоделировать ситуацию, где знания математики вам помогут решить некоторые профессиональные задачи. Сейчас я предлагаю вам объединится в 3 группы по 8 человек. Каждая группа – это бригада поваров, участвующая в шоу «Битва ресторанов».

Этапы игры представлены на экране.

  • Визитная карточка ресторана (5 мин)
  • Разминка перед решающей битвой (5 мин)
  • Решающая битва (10 мин)
  • Поединок шефов (10 мин)
  • Итоги битвы (5 мин)
  • Рефлексия

I ТУР. Визитная карточка. (5 мин).

Ведущий: Придумать название и слоган вашего ресторана, а также выбрать шефа. За визитку можно получить от 1 до 5 баллов.

II ТУР. Разминка перед решающей битвой.

Вопросы для разминки представлены на экране. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Для приготовления какого блюда, вовсе не людоедского, необходим НЕГР? (Ви-негр-ет)

2.Холодное блюдо из нарезанных овощей или фруктов? (Салат)

3.Родина картофеля и томата?  (Америка)

4. Именем какого древнеримского царя назван салат с куриным мясом? (Цезарь)

5. Щи – традиционно русское блюдо. Закладывали ли в щи картофель на Руси в 16 веке? (Картофель был завезен в Россию при Петре 1 в 17 )

6. Какой овощ в переводе с латинского означает «голова»? (Капуста)

7. Овощ, который используется при производстве сахара. (Сахарная свекла)

8. Какой овощ в больших количествах употребляли греческие воины для повышения боеготовности. (Лук)

9. Музыкальная приправа – это… ЧТО? (Соль)

10. Этот фрукт принадлежит к ботаническому семейству травяных растений, хотя растет на деревьях. (Банан)

III тур. Решающая битва.

Ведущий: Каждой команде предлагается решить по пять производственных ситуации. Время работы 10 мин. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

Ситуации для 1-ой команде

  1. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. После удержания налога на доходы повар столовой получил 22446 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата повара?
  2. Для приготовления обеда в столовой выделили 260 кг картофеля. После механической обработки получено 221 кг чистого картофеля. Определить процент отходов.
  3. Повару необходимо приготовить 20 порций бифштекса по 200 г в каждой. Сколько ему необходимо взять сырого мяса, если известно, что мясо при варке теряет 35% своей массы.
  4. Масса замороженной говяжьей туши 244кг, потери сока из тканей мяса при размораживании составляет 1,2% массы туши. Определите массу туши после оттаивания и массу естественной убыли.
  5. В кулинарной книге написано, что на 3 порции летнего салата понадобится 300 г свежих огурцов; 300г свежих томатов; 30г репчатого лука; 90г сыра; 60г сладкого перца; 30г оливкового масла; 15г зелени; 3г пищевой соли.  По сколько граммов каждого ингредиента необходимо взять для приготовления 20 порций салата?

Ситуации для 2 команды.

  1. Определите процент выполнения плана работы столовой, если план товарооборота 40000 тонн год, а фактически товарооборот 40500 тонн год
  2. Взято для отчистки 80 кг картофеля. Определите процент отходов при механической обработке, если их масса 24 кг.
  3. асса разделанной говядины 180 кг. Сколько было израсходовано говядины (масса брутто), если норма отходов составляет 26%
  4. Для праздничного стола повар решил приготовить необычный фруктовый салат. В кулинарной книге написано, что на 3 порции такого салата понадобится 150 г киви, 210 г манго, 180 г папайи и 60 г миндальных орехов. По сколько граммов каждого ингредиента необходимо взять для приготовления 20 порций фруктового салата?
  5. Охлажденная птица массой 1,5кг подверглась замораживанию до температуры  - 8С в толще грудной мышцы, это сопровождалось потерей массы до 0,6%. Определите массу птицы после замораживания и массу естественной убыли.

Ситуации для 3-й команды

  1. Определите процент выполнения нормы выработки, если фактическая выработка бригады составляет 4950 блюд. А плановое задание 5000 блюд.
  2. Масса очищенного картофеля 56 кг, масса жареного 38 кг 640 гр. Определите процент
  3. Масса почек говяжьих охлажденных (брутто) 5 кг. Норма отходов при холодной обработке 7%, потери при варке 47%. Определите массу отварных почек.
  4. Определить, сколько порций весеннего салата можно приготовить из 80 яиц и 11,5 кг зеленого лука, если для приготовления одной порции требуется 1 яйцо и 150 г зеленого лука
  5. При замораживании печени массой 3,5кг в открытом виде естественная убыль составила 1,3%, а при замораживании в металлических формах с крышками – 0,6%. Определите массу печени после замораживания различными способами и сделайте выводы.

IV ТУР. Поединок шефов.

Ведущий: Итак, поединок шеф-поваров. Как известно, шеф-повар должен креативно мысли, уметь быстро решать нестандартные задачи и четко аргументировать свою точку зрения. Сейчас на экране появятся пять логических задач для шеф-поваров. На решение задач дается 7 мин. Каждая задача приносит команде 2 балла. Проверим их умения.

  1. Кто окажется тяжелее после ужина: первый – людоед, который весил до ужина 48 кг и на ужин съел 2-го людоеда или второй, который весил 52 кг и съел первого.
  2. Вася и Коля чистили картошку, и вдвоем очистили 400 штук. Вася очищает 3 штуки в минуту, Коля – две. Коля работал на 25 минут дольше Васи. Сколько времени работал каждый?
  3. В кафе предлагают два первых блюда: борщ, рассольник и четыре вторых блюда: гуляш, котлеты, сосиски, пельмени. Укажите все обеды из двух блюд, которые может заказать посетитель.
  4. Рыба весит 8 кг плюс половина ее собственного веса. Сколько весит рыба?
  5. Надо очень быстро поджарить 3 кусочка хлеба. На сковороде вмещается 2, причём на поджаривание одной стороны уходит одна минута. За какое минимальное время им можно поджарить и как это сделать?

Ответы к поединку

  1. Одинаково
  2. Вася – 70 мин, Коля – 95 мин
  3. 8
  4. Пусть вес рыбы Х, а это 8 + Х/2, т. е. Х=8+Х/2,
    отсюда следует Х=16 кг
  5. 1 минута - обжарить два с одной стороны,

2 минута: оставить один обжариваться с другой, и с ним положить новый, необжаренный,

           3 минута - дожарить оставшиеся два с одной стороны.

4.Подведение итогов битвы, поздравление победителей, заключительное слово.

Ну вот и подошла к концу наша игра, стали известны победители. И на самом деле побежденных в нашей игре нет, каждая команда показала достойное участие, знание математики, ум и смекалку. Хочется поблагодарить всех и каждого за участие и пожелать успехов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи по математике, используемые в теме: «Развитие понятия о числе» для обучающихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер

Задачи по математике, используемые в теме: «Развитие понятия о числе» для обучающихся  1 курса по профессии  «Повар, кондитер" В задачах используются знания пропорции и процентов, а так же ...

Экзамен по предмету "Информатика и ИКТ" (1 курс, группа 6-8, специальность "Повар, кондитер")

Экзамен по предмету "Информатика и ИКТ"  (1 курс, группа 6-8, специальность "Повар, кондитер")...

Методическая разработка Календарно-тематическое планирование по алгебре для студентов 1 курса по специальности "Повар. Кондитер"

В КТП указано: наименование раздела, темы программы, занятия Кол-во часов, № занятия по плану Тип занятия, виды самостоятельной деятельности студентов на уроке, основные и опорные понятия, внеуадиторн...

Методическая разработка Календарно-тематическое планирование по геометрии для студентов 1 курса по специальности "Повар. Кондитер"

В КТП указано: наименование раздела, темы программы, занятия Кол-во часов, № занятия по плану, Тип занятия, виды самостоятельной деятельности студентов на урок, основные и опорные понятия, внеуадиторн...

Внеклассное мероприятие «Страноведческий калейдоскоп» для группы 2 курса обучающихся в НПО по специальности «повар, кондитер».

Внеклассное мероприятие направлено на расширение знаний обучающихся об Австралии и Великобритании....

Рабочая программа по физике для первого курса специальности "Повар, кондитер"

Представляю рабочую программу по физике 2023\24 учебного года для колледжа...