Методическая разработка к открытому уроку по математике "Логарифм числа. Свойства логарифмов"
методическая разработка

Данная методическая разработка может быть использована на уроках по теме "Логарифмы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА УРОКА:  ЛОГАРИФМ ЧИСЛА. СВОЙСТВА ЛОГАРИФМОВ

Цели урока: (слайд 2-3)

Образовательные

  • обобщить и систематизировать знания обучающихся по  теме «Логарифм числа. Свойства логарифмов»;
  • закрепить определение логарифма и   свойства логарифмов, основное логарифмическое тождество;
  • совершенствовать навыки по вычислению логарифмов

Развивающие

  • Развивать логическое  мышление, технику вычисления, внимание;
  • развивать способность   анализировать, обобщать полученные знания;
  • развивать интерес к дисциплине, самостоятельность

Воспитательные

  • Воспитывать уважительное отношение друг  к другу;
  • познавательную активность;
  • чувство  ответственности,  уважение  к своему  колледжу

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: комбинированный.

Формы  урока:

  1. фронтальная;  
  2. индивидуальная;
  3. групповая.

Оборудование: компьютер,  мультимедийная установка. Вид ресурса: презентация "Логарифм числа. Свойства логарифмов", фото про историю колледжа, раздаточный материал заданий, плакат – «Основные  свойства  логарифмов», текстовый документ.

Методы организации урока и процесса обучения:

По источнику материала: словесные, наглядные, практические, мультимедийные.

Методы контроля: самопроверка, устные и письменные работы,  взаимопроверка.

Методы и приемы обучения: информационный, частично-поисковый, словесный, наглядный.

Структура урока:

1. Организационный момент. (1 мин.)

2.Сообщение темы,  постановка  целей урока. (3 мин.)

3.Проверка домашнего задания. (5 мин.)

4.Актуализайия знаний:

  • фронтальная работа
  • индивидуальная работа
  • тренировочные упражнения- закрепления. Работа в парах. Игра.

5. Этап  самостоятельной работы  с самопроверкой. (20 мин)

6. Подведение итогов урока. Рефлексия. (7мин)

7. Домашнее задание. (3 мин)

ХОД УРОКА

  1. Организационный         момент.  (1 мин)

Взаимное приветствие, пожелания, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания, определение отсутствующих.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас с вами необычный урок. Я надеюсь, что этот урок  пройдет интересно, с большой пользой для всех. ( слайд 1)

2. Сообщение темы, постановка целей урока (3 мин)

-Тема урока "Логарифм числа. Свойства логарифмов".

- Сегодня мы повторим определение логарифма, основное логарифмическое тождество, свойства логарифмов, которые значительно упрощают нахождение значений выражений, содержащих логарифмы, а в дальнейшем с их помощью мы будем решать логарифмические уравнения и неравенства. (слайд 2-4).

-Открываем тетради, записываем число и тему урока.  

-Скажите, пожалуйста, где применяются логарифмы?

Примерные ответы обучающихся:  -Логарифмы находят самое широкое применение и при обработке результатов тестирований в психологии и социологии, в составлении прогнозов погоды, в экономике, музыке и т.п. Логарифмы применяются для измерения энергетических (мощность, энергия) или силовых (напряжение, сила тока) величин. Эти величины встречаются практически во всех разделах физики. Используются логарифмы и в расчетах, связанных с изменением атмосферного давления при изменении высоты над уровнем моря. С помощью логарифмов ученые научились определять точный возраст ископаемых пород и животных. Наиболее распространен радиоуглеродный анализ.

Сообщение  «История логарифмов»  - выступление обучающегося.

3. Проверка домашнего задания (5мин.)

1)Вы дома вычисляли логарифмы и должны были справа записывать ответ;

2) Прочитать историю Арчединского лесного колледжа

Теперь сопоставьте свой ответ с буквой и составьте слово.

-5

1

  0

 4

1

6

3

  О

Л

Д

 К

 Ж

Л

 Е

1)

log216=4

2)

3)

4)

5)

 =3

6)

7)

=1

-Итак, получилось слово "КОЛЛЕДЖ". (слайд 5-6)

-Что мы знаем об Арчединском лесном колледже, в котором учимся? (слайд 7-11)

-Колледж - не только здание, это большая история, большая судьба, сложенная из маленьких судеб преподавателей, мастеров и обучающихся. В 2016 году нашему колледжу исполнилось 50 лет! И сегодня на уроке мы проследим основные этапы жизни нашего колледжа, систематизируя и повторяя изученный материал.

4. Актуализация знаний        

-Проверим знание определений и свойств логарифмов.

Устно: (слайд 12) (текст с пропусками) 5мин

1. Вставить пропущенные слова:

Логарифмом числа b по:::::::::. а называется :::::.. степени, в которую нужно:::::. основание а, чтобы получить число b.

(основанию, показатель, возвести) = b

  1. Основание и число, стоящее под знаком логарифма, должны быть::::. (а>0, b>0)
  2. Формулу  = b, где a≠1, a>0, b>0 называют …

(основное логарифмическое тождество)

  1. Если основание а =... , то такой логарифм называется десятичным и обозначается lgb.

Задание 1.  Прием взаимоконтроля и взаимопроверки.  (10мин)

У вас на столе лежат листы с заданиями.  (Приложение 1)

Подпишите их, пожалуйста.

-Вам предлагается задание, в котором, для каждой формулы вы должны найти ответ, соединив их стрелкой. (слайд 13) Каждый обучающийся выполняет задания, затем обменивается листами с соседом по парте, проверяет выполненные упражнения. Затем проверяем группой.

(слайд14).

Задание 2.   (У доски, с комментарием)

-Вычислить устно и рассказать какое свойство логарифма применяется.

(слайд 15)

log77 =

        =

-Получаются ответы 1 9 6 6 . (Ответ проектируется на экран).

Выявление индивидуальных затруднений в выполнении задания.

1 9 6 6 – знаменательные цифры для нашего колледжа. Чем знаменательны эти цифры?

Ответ обучающихся: В 1966 году  был создан Арчединский лесной техникум   по подготовке кадров лесного хозяйства. С этого момента и начинается история  современного Арчединского лесного колледжа. Директором Арчединского лесного техникума был назначен Федор Сазонович Родюков.

 1 сентября на первую  торжественную линейку, посвящённую началу учебного года, построились, приехавшие из разных уголков нашей страны,  укомплектованные в 2 группы 60  студентов. Учиться им предстояло 3,5 года по специальности «Лесное хозяйство».

-Сегодня старый техникум остался только в памяти очевидцев, из пяти его помещений  «выжило» только одно – здание учебного корпуса. В этом здании размещалась начальная школа и библиотека. (слайд 16-17)

Тренировочные упражнения-закрепления. Работа в парах

Задание 3. («Лови ошибку») (10 мин.)

-Итак, мы повторили основные свойства логарифмов, теперь проверим, как вы их умеете  применять при решении заданий. (слайд 18)

-Перед вами 9 решенных примеров, среди которых есть правильные, остальные с ошибкой. Определите верное равенство (назовите его номер), в остальных исправьте ошибки.

1) log232 + log2 2 =log2 64 = 6

 2)log3 45 - log 315 =log3 3=1

 3) log 7 28 - log 7  4 = log 7 24      

 4) 2log 5 6  = log 5 12

5) log 7 28 - log 7  7 = log 7 21

6) log553 = 2

7) 3log24 = log2 64=6

8) log315 + log33 = log318

9)

+  

+

-          
-          

-          

-           или

+

-          

+

-Получаем, примеры с номерами 1, 2, 7, 9.

Выявление индивидуальных затруднений.

-Чем знаменательны эти цифры?

Примерный ответ обучающегося.

-К осени 1972 года строителями из «Волгоградоблстроя» был введен в эксплуатацию в первую очередь учебный комплекс – типовой учебный корпус на 600 учащихся, общежитие на 300 мест, двухэтажный жилой дом для работников техникума, котельная на газе, водоснабжение  и электроснабжение. Новый набор в связи с этим сразу увеличился до 150 студентов. (слайд 19)

Задание 4-В каждом из разобранных примеров мы с вами применяли только какое-то одно из свойств логарифмов. Давайте рассмотрим пример, в котором применяется сразу несколько свойств. (слайд 20)  (7мин)

lgx = 2 lg 2 – lg 999 + lg 498 – lg 2

lgx = lg 22  - lg 999 + lg 498 – lg 2

lg x = lg

lg x = lg

Х =

1986 году лесной техникум  был преобразован   в лесхоз-техникум, его директором был назначен  Александр Дмитриевич  Нечипорчук. Александр Дмитриевич  много сделал для развития учебного заведения и лесхоза. (слайд21)

1992 году  лесхоз-техникум получил статус колледжа, а учебное заведение стало называться Арчединский лесхоз-техникум (лесной колледж).

1998 году директором Арчединского лесного колледжа стал  его выпускник, представитель династии лесоводов Сергей Геннадьевич Кравченко. (слайд22)

1998 году  на базе  Арчединского лесного колледжа образовано заочное отделение для подготовки специалистов лесного хозяйства: механиков, бухгалтеров, землеустроителей и менеджеров.

-В 2008 году в связи с вступлением в силу нового лесного кодекса Арчединский лесной колледж был выведен из состава Арчединского лесхоза-техникума. Директором  лесного колледжа назначается, много лет проработавший  завучем учебного заведения Е. Н. Мельников. (слайд23)

Задание 5(работа в парах). Прием взаимопроверки и самопроверки.(10 мин)

-Вы должны за определенное время выполнить задания теста. Запишите ответы. Сопоставьте полученные ответы буквам и прочтите зашифрованное слово. (слайд 24-25)

1

А-6

Б8

Г5

Т7

2

Р30

Б66

В6

Г11

3

Е57

А1

У0

Ф3

4

П54

Р 3

К-3

Т33

5

М-4

Л2

П6

Т3

6

О3

Р5

П2

Е-3

7

А-6

Р1

Б2

В0

8

Л-2

А-1

И13

Г-3

9

А1

Б8

В-2

С2

10

Т2

С1

Б3

У-2

Вычислить:  

  1.                                            
  2.       6 *

3)         

4)        

5)        

6)        

7)        

8)        26:

9)                

10)

-Какое слово у вас получилось?

ТРАКТОРИСТ (слайд 25)

За эти годы было произведено 47 выпусков и подготовлено более 5 тысяч  специалистов. (слайд 26-27)

Обучающиеся сверяют ответы,  задают вопросы

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой. (Контроль и самоконтроль) (20 мин) Индивидуальные разноуровневые задания.

Задание 6. Работа по карточкам.

Задания для урока подобраны по уровню сложности и каждый уровень своего цвета:

  • уровень 1 - лёгкие задания (жёлтый цвет),
  • уровень 2 - средние задания (зелёный цвет).

-Вам предложены задания на вычисление логарифмических выражений.  Задания 2-х уровневые. (слайд28)

1 уровень (желтый цвет)                                        2 уровень (зеленый цвет)

Вычислить:

1)                                                       1)  

2) *                                                    -

3)  –                                                    3)

4) 26 :                                                             ∙

5)                                                                 
Ответы проектируются на экран.

-Колледж -  уникальное и специфичное учебное заведение, готовило и готовит специалистов среднего звена управления для лесного хозяйства по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство». С 2006 года к этой специальности добавились новые: «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», «Экономика и бухгалтерский учет», «Землеустройство»,  «Садово-парковое и ландшафтное строительство»,  «Охотоведение и звероводство», «Туризм». А с 2017 г. добавились новые специальности: «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

(слайд 29-34)

6. Игра (7 мин)

-В заключении хочу предложить вам игру.

(слайд 35-36)

7.Подведение итогов. Рефлексия(6 мин) (слайд 37)

 Обсуждаются ответы на вопросы, которые  у обучающихся вызвали затруднения. Обучающиеся дают оценку своей работе.

(Чтобы подвести итог урока, сделать выводы,  прошу вас закончить предложения).

- Продолжите фразы:

  • Сегодня  на занятии я повторил…
  • Сегодня на занятии я узнал…
  • Сегодня на занятии я научился…
  • Сегодня на занятии мне  было интересно…

Выставление оценок.

8. Домашнее задание (3 мин.) (слайд 38)

1. Вычислить:

1) ;  2) ;  3) ;  4) ; 5)

Ответ:1. 1) =  = ; 2) 32;  3) 64;  4) 36; 5) 3

2. Разгадайте кроссворд и ответьте на вопрос.

- Закончить занятие хочется словами Я.А. Коменского:

« СЧИТАЙ НЕСЧАСТНЫМ ТОТ ДЕНЬ ИЛИ ЧАС, В КОТОРЫЙ ТЫ НЕ УСВОИЛ НИЧЕГО НОВОГО И НИЧЕГО НЕ ПРИБАВИЛ К СВОЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ». (слайд 39)

Спасибо за урок! (слайд 40)

Приложение 1

ЗАДАНИЕ 1

Для каждой формулы вы должны найти ответ, соединив их стрелкой.

Обменяться с соседом по парте, проверить.  Затем проверить выполненные упражнения группой.

        

ЗАДАНИЕ 3  «Лови ошибку»    (работа в парах)

Определите верное равенство (напишите его номер), в остальных исправьте ошибки.

  1. log232 + log2 2 =log2 64 = 6

        

  1. log3 45 – log 315 =log3 3=1

  1. log 7 28 – log 7  4 = log 7 24

  1. 2log 5 6  = log 5 12

 5)  log 7 28 – log 7  7 = log 7 21

 6)  log553 = 2

 7)  3log24 = log2 64=6

 8)  log315 + log33 = log318

 9)  3log23 = log227

НОМЕРА:

ЗАДАНИЕ 5    (работа в парах)

1

А-6

Б8

Г5

Т7

2

Р30

Б66

В6

Г11

3

Е57

А1

У0

Ф3

4

П54

Р 3

К-3

Т33

5

М-4

Л2

П6

Т3

6

О3

Р5

П2

Е-3

7

А-6

Р1

Б2

В0

8

Л-2

А-1

И13

Г-3

9

А1

Б8

В-2

С2

10

Т2

С1

Б3

У-2

 Сопоставьте полученные ответы буквам и прочтите зашифрованное слово

                                           

2)      6 *

3)         

4)        

5)        

6)        

7)        

8)        26:

9)                

10)      

ЗАДАНИЕ 6

1 уровень (желтый цвет)

Вычислите:

1)

2) *

3)  –

4) 26 :

5)

  1. уровень (зеленый цвет)

      1)  

 –

3)

 ∙                                                                  

     

Домашнее задание

1. Вычислить:

1) ;  2) ;  3) ;  4) ;  5)

Домашнее задание

1. Вычислить:

1) ;  2) ;  3) ;  4) ;  5)

Домашнее задание

1. Вычислить:

1) ;  2) ;  3) ;  4) ;  5)

Домашнее задание

1. Вычислить:

1) ;  2) ;  3) ;  4) ;  5)

Домашнее задание

1. Вычислить:

1) ;  2) ;  3) ;  4) ;  5)

Домашнее задание:

 

1

л

2

о

3

г

4

а

5

р

6

и

7

ф

8

м

Вопросы:

1. loga 1=…..

2. В определении  логарифма  loga b = x, число  а  называется………

3. Разность  логарифмов  равна  логарифму…………. .

4. Логарифмом  числа b по  основанию  а, называют …………… степени, в  которую

    нужно  возвести  а, чтобы  получить  b.

5. Кто  изобрёл  логарифмы?

6. Логарифм  с  основанием  10  называется  ………

7. Операцию   нахождения  логарифма   называют …………

8. Логарифм  произведения  чисел  равен  …………  логарифмов от  этих  чисел.

Из букв, расположенных в выделенных клетках, составить слово.

Ответить на вопрос: где применяются логарифмы?

ЗАДАНИЕ 6   (1 уровень)

 

Вычислите:

1)

2) *

3)  –

4) 26 :

5)

ЗАДАНИЕ 6   (1 уровень)

Вычислите:

1)

2) *

3)  –

4) 26 :

5)

ЗАДАНИЕ 6   (1 уровень)

 

Вычислите:

1)

2) *

3)  –

4) 26 :

5)

ЗАДАНИЕ 6   (1 уровень)

 

Вычислите:

1)

2) *

3)  –

4) 26 :

5) ё


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Логарифм числа. Свойства логарифмов» Преподаватель Николаева Н.А. игра Карусель

Слайд 2

1.Устно или письменно выполните задание. 2.Выполнение задания начните со старта. 3.Найдите полученный ответ слева в столбце и нажмите на него. 4.Если ответ окажется правильным, то во внутреннем круге появится новый пример.

Слайд 3

Старт ? ? ? ? ? ? ? ? Ответы: 6 2 0 х=4 1 х=-1.5 4,5 5 2,9

Слайд 4

ОТВЕТ НЕВЕРНЫЙ

Слайд 5

? ? ? ? ? ? ? Ответы: 6 2 0 х=4 1 х=-1.5 4,5 5 2,9

Слайд 6

ОТВЕТ НЕВЕРНЫЙ

Слайд 7

? ? ? ? ? ? Ответы: 6 2 0 х= 4 1 х=-1.5 4,5 5 2,9

Слайд 8

ОТВЕТ НЕВЕРНЫЙ

Слайд 9

? ? ? ? ? Ответы: 6 2 0 х=4 1 х=-1.5 4,5 5 2,9

Слайд 10

ОТВЕТ НЕВЕРНЫЙ

Слайд 11

? ? ? ? Ответы: 6 2 0 х=4 1 х=-1.5 4,5 5 2,9

Слайд 12

ОТВЕТ НЕВЕРНЫЙ

Слайд 13

? ? ? Ответы 6 2 0 х=4 1 х=-1.5 4,5 5 2,9

Слайд 14

ОТВЕТ НЕВЕРНЫЙ

Слайд 15

? ? Ответы: 6 2 0 х=4 1 х=-1.5 4,5 5 2,9

Слайд 16

ОТВЕТ НЕВЕРНЫЙ

Слайд 17

? Ответы: 6 2 0 х=4 1 х=-1.5 4,5 5 2,9

Слайд 18

ОТВЕТ НЕВЕРНЫЙ

Слайд 19

ФИНИШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения открытого урока по дисциплине Право

Открытый урок по дисциплине Право по теме "Наследственное право". Урок проходит с применением ИК технологии. Специально к этой лекции подготавливается презентация по темам....

Методическая разработка бинарного открытого урока по истории и обществознанию

В данной методической разработке представлена методика проведения открытого урока, реализованного в форме исследовательской работы с применением технических средств обучения по дисциплинам «История» и...

Методическая разработка интегрированного открытого урока повторения и обобщения по истории и обществознанию

В нижеследующей методической разработке представлена методика проведения открытого урока, реализованного в форме интеллектуальной игры с применением технических ср...

Методическая разработка к открытому уроку по дисциплине "Организация хранения и контроль запасов и сырья"

Методическая разработка к уроку по дисциплине "Организация хранения и контроль запасов и сырья"...

Методическая разработка интегрированного открытого урока по ИТ и экономике

Тема урока: «Использование MS Excel при расчете себестоимости продукции».Вид методической работы: методическая разработка по организации и проведению открытого урока.При подготовке к проведению открыт...

методическая разработка -конспект открытого урока последовательное соединение проводников

Конспект урока по теме "Последовательное соединение проводников"...

Методическая разработка бинарного открытого урока

Методическая разработка бинарного открытого урока предназначена для педагогов СПО специальностей Технология деревообработки и Технология лесозаготовок...