Практические работы для 2-го курса "Экологические основы природопользования"
учебно-методический материал на тему

Михайличенко Ольга Вадимовна

Практические работы для 2-го курса "Экологические основы природопользования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mama1.docx74.46 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 1

Тема: Изучение методики подсчета срока исчерпания невозобновимых              

                                                       ресурсов.

Цель: Ознакомиться с методикой подсчета времени исчерпания      

            природного ресурса.  

Материалы и оборудование: калькулятор, ручка, методические

                                                     рекомендации

Задание

Оцените срок исчерпания природного ресурса, если известен уровень добычи ресурса в текущем году, а потребление ресурса в последующие годы будет возрастать с заданной скоростью прироста ежегодного потребления.

Исходные данные для выполнения работы представлены в таблице 1.

Таблица 1. Данные для расчета срока исчерпания ресурса

Исходные данные

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ресурс

Камен-

ный уголь

При-

род-

ный газ

 Не-фть

Fe

 P

Cu

Zn

Pb

Al

U

Запас

ресурса,

Q, млрд.т.

6800

280

250

12

тыс.

40

0,6

0,24

0,15

12

300

Добыча

ресурса,q,

млрд.т./год

3,9

1,7

3,5

0,79

0,023

0,008

0,006

0,004

0,016

0,2

Прирост объема

потребления

ресурса, ТР, % в год

2

1,5

2

2,5

1,8

1,7

1,3

2,2

1,6

2

Ход выполнения

    Вариант №

    Природный ресурс -

Изм

Лист

№документа

Подпись

Дата

Разраб.

Отчет

Лит.

Лист

Листов

Проверил

   Михайличенко

у

1

                     

Н. контр

Утв.

   

Расчёт:

     1. Запас ____________________________, добытого за один год, рассчитаем

         по формуле:

(( 1 + ТР/100)t – 1) * q

Q = --------------------------------

TP/100

     Где ,      Q – запас ресурсов; q – годовая добыча ресурса; ТР – прирост

     потребления ресурса; t – число лет.

Q = ----------------------------------------------------------- =

     2. Рассчитаем срок (количество лет), за который исчерпается запас

         ________________________________________________ с учётом того, что

         запас ресурса составляет (данные таблицы) по формуле:

ln ((Q*TP)/(q*100) + 1)

t = -------------------------------------

ln (1 + TP/100)

           t = -------------------------------------

   

    Вывод:

Ответы на контрольные вопросы:

                                     

       

Лист

Изм

Лист

Подпись

Дата

Практическая работа № 2

     Тема:  Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих  

                 в окружающую среду в результате работы автотранспорта.

    Цель: Изучить экспресс-методику определения степени загрязнения

              атмосферного воздуха токсическими веществами, содержащимися в

                 выхлопных газах городского автотранспорта.

    Материалы и оборудование: часы, ручки, калькулятор.

Задание

1. Выберите несколько различных участков автотрассы длиной около 100 м. Определите число единиц автотранспорта проходящих по выбранному участку в течение 30 или 60 мин. При этом учитывайте, сколько автомобилей определенного типа (легковые, грузовые, автобусы, дизельные грузовые автомобили) проехало по выбранному участку. В том случае если наблюдение заняло 30 мин, полученный результат умножьте на 2.

2. Рассчитайте среднее число учтенных автомобилей для каждого типа автотранспорта в зависимости от количества выбранных участков трассы, после чего заполните следующую таблицу 1а:

Таблица 1а

Среднее число учтенных автомобилей

Тип автотранспорта

Всего за 30 мин

Всего за 1 час,  (Na)

Легковые автомобили

Грузовые автомобили

   Автобусы

Дизельные грузовые автомобили

3. Рассчитайте общий путь, пройденный установленным числом автомобилей каждого типа за 1 час (La, км) по формуле:

La= Na x L,

Где  Na – число автомобилей каждого типа;

        L – длина участка, км;

        а - обозначение типа автомобиля.

Lл/а =

Lг/а =

           Lавт =

Lдг/а =

4. Рассчитаем количество топлива разного вида (Qa), сжигаемого при этом

              двигателями автомашин

  Qa = Ya x Lа л.

   Где: Y – удельный расход топлива – берём из методических рекомендаций в таблице 2 (Удельный расход топлива Ya (л на 1 км));

         L – длина участка, км; значение берём из предыдущего расчёта.

         а - обозначение типа автомобиля.

Qл/а=

Qг/а=

Qaвт=

Qдг/а=

   5. Рассчитаем общее количество сожженного топлива (ΣQ) по виду топлива

   ΣQ = Qл/а+ Qaвт

   

ΣQбензин =

ΣQ = Qг/а+ Qдг/а 

ΣQдиз.топливо =

Результаты вычислений заносим в таблицу1б

                                                                                            Таблица 1б

Общее количество сожженного топлива

Тип автотранспорта

Qa

Бензин

Дизельное топливо

Легковые автомобили

-

грузовые автомобили

-

автобусы

-

дизельные грузовые

автомобили

-

Всего (ΣQ)

6. Рассчитаем объем выделившихся загрязняющих веществ в литрах по каждому виду топлива:                

  Т  = К х ΣQ, л

                                     

                 

Лист

Изм

Лист

Подпись

Дата

           К - значение эмпирического коэффициента берём из таблицы 3 для каждого

      загрязняющего вещества

   ΣQ - общее количество сожженного топлива, л.

Расчёт заносим в таблицу1в

                                                                                            Таблица 1в

Объем выделившихся загрязняющих веществ

Виды топлива

Количество вредных веществ, л

угарный газ

Углеводороды

Диоксид азота

Бензин

Дизельное топливо

Всего (V)

7. Рассчитаем массу выделившихся вредных веществ

            m = V x M/22,4 , г

   М – молекулярная масса (для СО – 28, для NO2 – 46, средняя молекулярная  

          масса для углеводородов  - 43).

           

           Угарный газ     m =

            Углеводороды  m =

            Диоксид азота   m =

8. Определяем среднесуточную концентрацию вредных веществ в атмосферном воздухе с учетом того, что объем используемого воздуха вблизи участка дороги длиной 100 метров составляет примерно 20 000 м3.

Угарного газа      Ссс =

Углеводородов    Ссс =

Диоксида азота    Ссс =

Сопоставив полученные результаты с ПДКСС для каждого из вредных веществ, сделать соответствующий вывод

Вывод:

Ответы на контрольные вопросы:

                                     

                 

Лист

Изм

Лист

Подпись

Дата

 Лабораторная работа № 1

      Тема: Определение качества воды.

 

      Цель: Определить качество воды.

      Материалы и оборудование: колба, вода, пробка, горелка, раствора  

      перманганата калия, раствора СМС, раствор поваренной соли.

Ход выполнения

Опыт №1. Определение органолептических характеристик воды

1. Определение запаха

  1. Заполните колбу водой на 1/3 объема и закройте пробкой.
  2. Взболтайте содержимое колбы.
  3. Откройте колбу и осторожно, неглубоко вдыхая воздух, сразу же определите характер и интенсивность запаха. Если запах сразу не ощущается или запах неотчетливый, испытание можно повторить, нагрев воду в колбе до температуры 600 (подержав колбу в горячей воде). Интенсивность запаха определите по пятибалльной системе согласно таблице 1 в методических рекомендациях. Занесите в таблицу результат определения.                                                                                            

Определение интенсивности запаха

Интенсивность

запаха

Характер проявления запаха

Оценка интенсивности запаха

Характер запаха определите по таблице 2  в методических рекомендациях. Занесите в таблицу результат определения.                                                                                                                                                                                              

Определение характера запаха

                                               Характер    запаха

Естественного происхождения:

Искусственного происхождения:

2. Определение цветности

1. Заполните пробирку водой до высоты 10-12 см.

2. Определите цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном).

3. Выберите из таблицы 3 в методических рекомендациях наиболее подходящий оттенок. Занесите в таблицу результат определения.                      

Изм

Лист

№документа

Подпись

Дата

Разраб.

Отчет

Лит.

Лист

Листов

Проверил

1

                     -______

Н. контр

Утв.

Определение цветности

Цветность воды

3. Определение мутности

1. Заполните пробирку водой до высоты 10-12 см.

2. Определите мутность воды, рассматривая пробирку сверху на темном фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном). Выберите нужное из таблицы 4 в методических рекомендациях. Занесите в таблицу результат определения.

Мутность   воды

Опыт №2. Грязная или чистая вода?

  Наполните пробирку водой. Добавьте в нее немного раствора перманганата калия. Что наблюдаете? На основании наблюдений сделайте вывод о том, какая у Вас вода.

Наблюдения _________________________________________________________

Опыт №3. Очистка воды от СМС (синтетических моющих средств)

В пробирку налейте 2 мл раствора СМС, нагрейте и добавьте поваренную соль до насыщенного раствора. Что наблюдаете?

Наблюдения_________________________________________________________

Занесите полученные результаты в сводную таблицу

Характеристика

Вывод (словесное описание)

Запах

Цветность

Мутность

Чистота

Наличие СМС

     

Вывод:

Ответы на контрольные вопросы:

                                     

       

Лист

Изм

Лист

Подпись

Дата

                               

Практическая работа  № 3

          Тема: Нормирование качества окружающей среды.

          Цель: Рассчитать количество загрязняющих веществ, определить ПДК    

                      заданных веществ.

          Материалы и оборудование: калькулятор; справочная литература  

                    «Таблицы ПДК загрязняющих  веществ в атмосферном воздухе, в воде

                   водоемов хозяйственно-питьевого и почве культурно-бытового

                   назначения».

Задание

  1. Составить краткую запись задачи.

      Решить задачу по варианту.

   2. Дать характеристику   (мг/м3,мг/л,мг/кг) для данных веществ и сопоставить

       их с ПДК по справочной таблице.

 3. Определить какое из приведенных веществ имеет наибольшую

    концентрацию?

 4. Какое из приведенных веществ имеет наименьшую концентрацию?

 5. Сделать вывод.

 6. Ответить на контрольные вопросы.

Вариант № ___

Допустим, что в воздухе населенного пункта одновременно присутствуют ______________________________________________________________________в концентрациях:

                             С =

                             С =

                             С =

                             С =

Соответствующие ПДКсс:

                 ПДК =

                 ПДК =  

Изм

Лист

№документа

Подпись

Дата

Разраб.

Отчет

Лит.

Лист

Листов

Проверил

1

                 

Н. контр

Утв.

                 ПДК =

                 ПДК =  

        

 вещества присутствуют в (меньших, больших) концентрациях, чем установленные на них ПДК. Нужное подчеркнуть.

В контролируемой зоне присутствует несколько веществ, обладающих эффектом суммации, значит, качество загрязняющего вещества будет соответствовать установленным нормативам при условии:

С1/ПДК1 + С2/ПДК2 +…….+Сn/ПДКn<1,

где    С1, С2,…. Сn – фактические концентрации вредных веществ, обладающих эффектом суммации;

ПДК1, ПДК2,….. ПДКn – предельно допустимые концентрации вредных веществ.

Это означает, что в  населенном пункте сумма отношений концентраций к ПДК веществ, обладающих эффектом суммации, не должна превышать единицы.

                                         

Мы контролируем фактическое содержание вредного вещества (веществ) в воздухе, воде и почве, и сравниваем его с нормативной величиной.

Определяем концентрацию ______________________________________________ в рабочей зоне относительно предельно допустимой

Суммируем содержание вредных веществ в рабочей зоне по объектам загрязнения

                                     

       

Лист

Изм

Лист

Подпись

Дата

Сопоставляем с ПДК по справочной таблице

Вывод:

   Ответы на контрольные вопросы:

                                     

       

Лист

Изм

Лист

Подпись

Дата

                               

  Практическая работа № 4

          Тема: Охрана атмосферного воздуха

       

        Цель: Рассчитать некоторые критерии, определяющие  качество

                   атмосферного воздуха городов. Предложить методы по охране 

                   атмосферного воздуха.

       

Задание

1. По варианту произвести расчёт следующих величин и показателей:

  • Уровень загрязнения атмосферного воздуха, т.е. кратность превышения ПДК.
  • Степень загрязненности атмосферы одним веществом.
  • Степень загрязненности атмосферы комплексом веществ.
  • Индекса загрязнения атмосферы.
  • Для комплексной оценки химических факторов воздушной среды городов в качестве весовых коэффициентов  использовать классы опасности веществ.

 2. Сделать вывод.

3. Ответить на контрольные вопросы.

    Исходные данные для выполнения работы (табл. 1)

                                                                                                                          Таблица 1

№ п/п

Примесь

Класс опас-

ности

ПДКм.р.,

мг/м3

ПДКс.с.,

мг/м3

Фактическая

концентрация Сi, мг/м3 

по вариантам

1

2

3

1

Диоксид азота

2

0,085

0,04

0,05

0,04

0,045

2

Оксид азота

3

0,4

0,06

0,6

0,09

0,4

3

Оксид углерода

4

5,0

3,0

6

9

4

4

Диоксид серы

3

0,5

0,05

0,02

0,05

0,01

5

сажа

3

0,15

0,05

0,35

0,47

0,29

6

Бенз(а)пирен

1

1 нг/м3

-

3,2 ˑ10 -6

2,2 ˑ10-6

7

фенол

2

0,01

0,003

0,03

0,0035

8

свинец

1

0,001

0,0003

0,0003

0,0001

0,0002

9

формальдегид

2

0,035

0,003

0,006

0,009

Изм

Лист

№документа

Подпись

Дата

Разраб.

Отчет

Лит.

Лист

Листов

Проверил

                     -______

Н. контр

Утв.

      Вариант №

 Вычисления выполняем для диоксида азота.  Для остальных веществ  расчёт аналогичен. Их заносим сразу в таблицу 5.

 Порядок выполнения работы

  • Уровень загрязнения атмосферного воздуха, т.е. кратность превышения ПДК.

                                                                              Сi

                                                     Хi = -------------                                              

                                                                ПДКм р i

                        Хi = ----------------------------   =                                  мг/ м3                                                                                                                                                     

        Для  остальных веществ расчёт аналогичен, результаты заносим в таблицу

  •         Степень загрязненности атмосферы одним веществом.

                  Уi   = (---------) =  

                             

  • Степень загрязненности атмосферы комплексом веществ.

          ∑Уi   =

  • Индекса загрязнения атмосферы. ИЗА определяем по таблице 2 в методических указаниях.
  • Для комплексной оценки химических факторов воздушной среды городов в качестве весовых коэффициентов  использовать классы опасности веществ.

            Ki  =

                                     

       

Лист

Изм

Лист

Подпись

Дата

         Таблица 2     Результаты вычислений

        

№ п/п

Примесь

Yi

ИЗА5

Хi

Ki

К

1

Диоксид азота

2

Оксид азота

3

Оксид углерода

4

Диоксид серы

5

сажа

6

Бенз(а)пирен

7

фенол

8

свинец

9

Формальдегид

итого

-

-

-

Вывод:                

     

         

Ответы на контрольные вопросы:

                                     

       

Лист

Изм

Лист

Подпись

Дата

                               

Практическая работа № 6

        Тема: Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей  

                   среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии  

                   населения».

                

        Цель: изучить правовые вопросы экологической безопасности.

Материалы : Федеральные законы «Об охране окружающей среды»,

                       «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

 

Задание 1: Познакомиться с ФЗ «Об охране окружающей среды»,

заполнить таблицы №1 и №2

                                                                                                               Таблица №1

 

Принципы природоохранной политики        

Главы и статьи ФЗ

«Об охране окружающей среды»

1.Приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека.        

2.Научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.

3.Рациональное использование природных ресурсов.        

4.Соблюдение требований природоохранного законодательства в совокупности неотвратимости наказания за экологические нарушения.

 5.Гласность в работе органов, занимающихся вопросами экологии, тесная связь с общественностью и населением в решении природоохранных задач.        

6.Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды.

Изм

Лист

№документа

Подпись

Дата

Разраб.

Отчет

Лит.

Лист

Листов

Проверил

                     -______

Н. контр

Утв.

                                                                                                                Таблица №2

Права граждан в области охраны окружающей среды

Обязанности граждан в области охраны окружающей среды

1.

2.

3.

4.

Задание 2: 

Познакомиться с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ответить на вопросы.

а. Какие санитарно-эпидемиологические требования предъявляются:

(Для ответа на вопросы используйте  материалы документов)

  1. к продукции производственно-технического назначения, товарам для бытовых нужд и технологиям их производства;
  2. к потенциально опасным для человека веществам;

                                     

       

Лист

Изм

Лист

Подпись

Дата

  1. к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, контактирующим с ними материалам;
  2. к продуктам, ввозимым на территорию РФ;
  3. к организации питания населения;
  4. к питьевой воде;
  5. к атмосферному воздуху;
  6. к эксплуатации производственных помещений;
  7. к условиям труда;
  8. к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека

б. Какие виды ответственности за нарушения санитарного законодательства предусматриваются законом.

в. Каков порядок наложения штрафа за санитарные правонарушения.

г. Кто возмещает вред личности или имуществу граждан в результате нарушения санитарного законодательства.

Сделать вывод.

                                     

       

Лист

Изм

Лист

Подпись

Дата

Практическая работа № 5

        Тема: Международное сотрудничество в решении проблем    

                   природопользования.

       

        Цель: обсуждение проблемы значимости международного сотрудничества в решении проблем природопользования; умения ориентироваться в принципах, формах и направлениях сотрудничества.

Вопросы для обсуждения

1. Основной смысл создания международных организаций, занимающихся изучение окружающей среды и восстановлением природных ресурсов

2. Приведите аргументы в защиту тезиса: «Меры предосторожности, предпринимаемые в целях защиты окружающей среды от вредных последствий интенсивного освоения природы, недостаточны, а для их эффективности часто требуется сотрудничество нескольких государств.

3. По каким принципам осуществляется международное сотрудничество по проблемам природопользования?

4. Какие из регионов мира, на ваш взгляд нуждаются в совместной работе различных стран для решения экологических проблем и почему?

5. Дать характеристику направлений международного сотрудничества по проблемам природопользования, в которых принимает участие Россия.

6. Почему сегодня так актуален девиз: «Мыслить глобально, действовать локально»?

Итоги обсуждения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для выполнения практических работ по дисциплине ОП.07.«Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для студентов СПО, обучающихся по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания». Часть I.

Рабочая  тетрадь  предназначена для  выполнения   самостоятельных    и практических  работ по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга...

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках." по профессии среднего профессионального образования «Токарь-универсал»

Лабораторно-практические занятия у студентов формируют не только эмпирические и  теоретических знания, но и  умения как опыт осуществления уже известных способов деятельности при изучении об...

Методические указания по выполнению практических работ по МДК 04.01 Основы менеджмента, управление персоналом.

В Федеральных государственных  образовательных  стандартах СПО практической  работе студентов уделяется большое значение. Они проводятся в ходе осуществления учебного процесса и на...

Курс лекций, практических работ и вопросов по дисциплине "Основы теории информации" для специальности 230701 Прикладная информатика (по отраслям)

1.1. Область применения  рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины «Основы теории информации»  является частью  основной профессиональной образовательной программы...

Методические указания по организации и выполнению практических работ обучающихся по учебной дисциплине «Основы бухгалтерского учета»

Методические указания по организации и выполнению практических работ обучающихся по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учета"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Важное место в системе естественнонаучной подготовки отводится лабораторным и практическим работам. Они служат источником знаний, основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления ...