Методические рекомендации по решению задач по физике для 1 курса.
методическая разработка

Воронова Галина Викторовна

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Как решать задачи по кинематике * прямолинейного движения

•      При решении задач нужно уметь переходить от векторной записи уравнения движения к записи данного уравнения в проекциях. Знаки проекций векторов начальной ко­ординаты определяются условием задачи и направлением оси координат.

•      Прямолинейную систему координат выбирают таким образом, чтобы одна из осей системы совпадала с направлени­ем движения тела, причем более удобно совместить начало системы с исходным положением тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voronova_metodicheskaya_razrabotka.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное Профессиональное   образовательное учреждение «Колледж Петербургской моды».

Методические рекомендации по решению Задач по физике для 1 курса КПМ. Преподавателя физики: Вороновой Галины Викторовны.

Г. Санкт-Петербург. 2018г.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Как решать задачи по кинематике * прямолинейного движения

  • При решении задач нужно уметь переходить от векторной записи уравнения движения к записи данного уравнения в проекциях. Знаки проекций векторов начальной координаты определяются условием задачи и направлением оси координат.
  • Прямолинейную систему координат выбирают таким образом, чтобы одна из осей системы совпадала с направлением движения тела, причем более удобно совместить начало системы с исходным положением тела.

При решении задач рекомендуем соблюдать последовательность:

1. Сделайте чертеж с указанием сил, действующих на тело. Считайте, что все силы приложены к центру масс тела. Укажите другие векторные величины.

2) Запишите уравнение второго закона Ньютона (динамическое уравнение движения) в векторной форме: — векторная сумма всех сил (равнодействующая), действующих на тело.

3) Запишите уравнение движения в проекциях на оси координат.

4) Запишите дополнительные формулы (для определения массы, скорости, координат, силы трения и т. д.).

5) Найдите искомые величины, решая составленные уравнения.

При решении задач рекомендуем соблюдать последовательность:

  1. Сделайте чертеж, рисунок,  поясняющий процесс, описанный в задаче.
  2. Выберите удобную систему координат, связанную с телом отсчета. Укажите начало отсчета времени.
  3. Запишите уравнения, связывающие отдельные кинематические характеристики, в проекциях на координатные оси.
  4. Определите значение координат, скорости, ускорения в выбранной системе отсчета.
  5. Запишите дополнительные условия, связывающие кинематические величины.

(6) Решите составленную систему уравнений относительно

искомой величины.

7. Произведите вычисления. Оцените полученный результат

10.4. ДВИЖЕНИЕ С ПОСТОЯННЫМ УСКОРЕНИЕМ

(графические задачи)

УРОВЕНЬ А

А1. По графику зависимости скорости тела от времени, изображенному на рисунке 18, о ределите, чему равны скорость тела и путь, пройденный этим телом за 5 с.

А2. По графику зависимости скорости тела от времени, изображенному на рисунке 19, о ределите, чему равны начальная скорость тела, скорость тела через 3 с после начала движ ния, его ускорение и путь, пройденный телом за время, равное 5 с.

A3. По графику зависимости скорости тела от времени, изображенному на рисунке 20, о ределите, чему равны начальная скорость тела, скорость тела через 10 с после начала движ ния, его ускорение и путь, пройденный телом за 10 с.

А4. По графику зависимости скорости тела от времени, изображенному на рисунке 21, oi ределите, чему равны начальная скорость тела, скорость тела через 5 с после начала движ: ния, его ускорение и путь, пройденный телом за 5 с.

А5. По графику зависимости скорости тела от времени, изображенному на рисунке 22, oi ределите, чему равны начальная скорость тела, скорость тела через 10 с после начала движ: ния, его ускорение и путь, пройденный телом за 10 с.

А6. Заполните таблицу, используя график зависимости скорости тела от времени (рис.  23

Начальная        Ускорение        Уравнение        Уравнение        Характер

скорость        а, м/с2        скорости        перемещения        движения

vQ9 м/с        тела

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Как решать задачи с применением законов динамики

• При поступательном движении тела можно рассматривать движение только одной его точки — центра масс. Следует считать, что в центре масс сосредоточена вся масса тела и к нему приложена равнодействующая всех сил, действующих на тело. S? Направление ускорения всегда совпадает с направлением равнодействующей силы. Направьте одну из осей координат

вдоль вектора ускорения, а другую — перпендикулярно к ней. Согласно второму закону Ньютона, алгебраическая сумма проекций на первую ось равна произведению массы тела на его ускорение, а на вторую — нулю.

(если рассматривать движение системы тел, то уравнение движения запишите для каждого тела системы.

Силы порождаются только телами и никак не скоростью,
инерцией и т. п. Тело не может само себе сообщать ускоре
ние. Сила тяги, сообщающая машине ускорение, связана с
силой трения покоя (колеса воздействуют на землю, а земля —
на колеса).
        

Реакция опоры N и натяжения связей (нитей, веревок, тросов и т. п.) Т— это форма проявления силы упругости.

При решении задач воспользуйтесь следующими дополнительными формулами:

Для прямолинейного движения тела без изменения направления движения пройденный путь и модуль перемещения совпадают.   При   этом   можно   воспользоваться   формулами

 v = v0 + at;   без выражения проекции скорости и

перемещения, с убыванием меньше нуля.

Повторите следующие вопросы из курса математики: линейная функция и ее график, действия с векторами, координата точки, решение уравнений и системы уравнений, тригонометрические функции, соотношения прямоугольном треугольнике, соотношения в произвольном треугольнике.

10.6. ЗАКОНЫ МЕХАНИКИ НЬЮТОНА

УРОВЕНЬ А

А1. Электровоз трогается с места под действием силы тяги, равной 700 кН. Какое ускс ние он при этом сообщит железнодорожному составу массой 3000 т, если сила сопротивле! движению равна 160 кН? (0,18 м/с2.)

А2. Чему равна сила сопротивления движению, если вагонетка массой 1 т под действием лы тяги, равной 700 Н, приобрела -ускорение 0,2 м/с2? (500 Н.)

A3. Чему равна сила, действующая на стрелу подъемного крана, если груз массой 800 к начале подъема движется с ускорением 2 м/с2? (9,6 кН.)

А4. Мальчик массой 50 кг, скатившись на санках с горки, проехал по горизонтальной роге до остановки путь, равный 20 м, за время, равное 10 с. Чему равна сила трения, дег вующая на санки? (20 Н.)

А5. Груз массой 5 кг, привязанный к невесомой нерастяжимой нити, поднимают вертика но вверх с ускорением 3 м/с2. Чему равна сила натяжения нити? (65 Н.)

А6. По выпуклому мосту, радиус кривизны которого равен 40 м, движется автобус мас< 2 т со скоростью 36 км/ч. Чему равна сила, с которой автобус давит на мост в верхней его т ке? (15 кН.)

А7. Трос выдерживает максимальную нагрузку, равную 2,4 кН. С каким наибольшим ус рением можно поднимать груз массой 200 кг с помощью этого троса? (2 м/с2.)

А8. С какой силой на дно шахтной клети давит груз массой 100 кг, если клеть поднима ся вертикально вверх с ускорением, направленным в сторону движения клети и равн 0,2 м/с2? (1020 Н.)

А9. С каким ускорением падает тело массой 3 кг, если сила сопротивления воздуха pai 12 Н? (6 м/с2.)

А10. Чему равна сила, действующая со стороны автомобиля массой 5 т на вогнутый мое момент прохождения середины этого моста? Автомобиль движется с постоянной по модулю с ростью, равной 36 км/ч. Радиус кривизны моста равен 500 м. (51 кН.)

уровень в

  1. Чему равна сила, заставляющая работать двигатели самолета при разгоне перед взлете если длина разбега равна 500 м, взлетная скорость равна 40 м/с, масса самолета — 17 т, а ла сопротивления движению равна 4400 Н? (31,6 кН.)
  2. Подвешенное к динамометру тело массой 400 г поднимается вертикально вверх с ус: рением 3 м/с2. Какую силу показывает динамометр? (5,2 Н.)
  3. Два тела массами 1 и 3 кг соединены нитью, перекинутой через блок. Чему равно корение при движении этих тел и сила натяжения нити? Трением в блоке и его массой мс но пренебречь. (5 м/с2; 15 Н.)
  4. Автомобиль массой 5 т движется со скоростью 36 км/ч. Чему равна сила трения, ее тормозной путь автомобиля равен 10 м? (25 кН.)
  5. На автомобиль массой 2 т действует сила трения, равная 8 кН. Чему равна началы скорость автомобиля, если его тормозной путь равен 50 м? (20 м/с.)
  6. Стальная проволока выдерживает максимальную нагрузку весом 6000 Н. С каким м симальным ускорением можно поднимать груз массой 500 кг, чтобы проволока не оборвала* (2 м/с2.)
  7. Самолет делает «мертвую петлю» радиусом 500 м при движении с постоянной по моду скоростью 360 км/ч. Чему равна сила, с которой летчик массой 80 кг действует на сиденье молета в верхней точке петли? (800 Н.)
  8. Шарик массой 0.05 кг подвешен на невесомой и нерастяжимой нити. Чему равна ci упругости, если шарик при своем движении с постоянной по модулю скоростью опис вает в горизонтальной плоскости окружность, а нить составляет с вертикалью угол, равн 60°? (1 Н.)
  9. К одному концу веревки, перекинутой через неподвижный блок, подвешен груз масс 10 кг. С какой силой надо тянуть за другой конец веревки, чтобы груз поднимался с уско нием 2 м/с2? (120 Н.)

В10. С какой скоростью должен двигаться мотоциклист по выпуклому мосту, чтобы прос чить провал на его середине? Радиус кривизны моста равен 40 м. (20 м/с.)

УРОВЕНЬ С

С1. Тело массой 40 г, брошенное вертикально вверх с начальной скоростью 30 м/с, дост ло высшей точки подъема через 2,5 с. Чему равна сила сопротивления воздуха, если ее с тать постоянной? (0,08 Н.)

С2. Тело массой 120 кг при помощи каната равноускоренно опускается вниз и проходит пу равшлй 72 м, за время, равное 12 с. Чему равен вес тела? (1080 Н.)

СЗ. Шар массой 4 кг, подвешенный на нер?,стяжимой и невесомой нити длиной 1 м, сов шает колебания в вертикальной плоскости. Чему равна сила натяжения нити в тот моме когда она обпаз\тет с веотикалью угол 60°, а скорость шара равна 1,5 м/с? (29 Н.)

10.7. СИЛЫ В МЕХАНИКЕ1 УРОВЕНЬ А

А1. При старте с поверхности Земли космическая ракета движется вертикально вверх с ускорением 20 м/с2. Чему равен вес космонавта в кабине, если его масса равна 80 кг? (2,4 кН.)

А2. Шайба скользит по гладкой поверхности с ускорением -2 м/с2. Чему равен коэффициент трения между шайбой и поверхностью? (0,2.)

A3. К пружине жесткостью 300 Н/м подвешена гиря массой 600 г. Чему равно удлинение пружины в случае, когда гиря поднимается вертикально вверх с ускорением 0,2 м/с2? (2 см.)

А4. Чему равна сила тяги тепловоза, если поезд массой 3000 т набрал скорость 54 км/ч через 2 мин после начала движения? Коэффициент трения равен 0,02. (975 кН.)

А5. Пружина жесткостью 100 Н/м одним концом привязана к потолку лифта, а другим концом — к гирьке массой 100 г. Чему равно ускорение лифта, если пружина растягивается на 1,2 см? (2 м/с2.)

А6. Ведерко с водой привязано к веревке длиной 0,6 м и равномерно вращается в вертикальной плоскости. Чему равна его скорость, если вода в верхней точке траектории из него не выливается? Масса ведерка с водой равна 2 кг. (2,45 м/с.)

А7. Тело скользит равномерно по наклонной плоскости. Чему равен при этом коэффициент трения, если угол наклона плоскости равен 40°? (0,84.)

А8. По выпуклому мосту -с радиусом кривизны 90 м движется автомобиль. Какой должна быть его минимальная скорость, чтобы пассажиры в нем испытали состояние невесомости? (30 м/с.)

А9. Тело скользит с наклонной плоскости, угол наклона которой равен 30 . Коэффициент трения равен 0,2. Чему равно ускорение этого тела? (3,3 м/с2.)

'■ • А10. Велосипедист массой 80 кг движется по аттракциону «мертвая петля» со скоростью 36 км/ч. Радиус петли равен 4 м. Чему равен вес велосипедиста в верхней точке петли? (1200 Н.)

УРОВЕНЬ В

  1. Тепловоз массой 100 т тянет два вагона с ускорением 0,5 м/с2. Чему равна сила тяги тепловоза, если коэффициент трения равен 0,006, а масса каждого вагона равна 50 т? (112 кН.)
  2. Автомобиль массой 1,5 т через 20 с после начала движения развил скорость 90 км/ч. Чему равна сила тяги автомобиля, если коэффициент трения равен 0,02? (2175 Н.)
  3. После удара клюшкой шайба массой 150 г скользит по ледяной площадке. Ее скорость при этом меняется в соответствии с уравнением v=20-3t. Чему равен коэффициент трения шайбы о лед? (0,3.)
  4. На наклонной плоскости длиной 13 м и высотой 5 м лежит тело массой 26 кг. Коэффициент трения при этом равен 0,5. Какую силу надо приложить к телу вдоль плоскости, чтобы его сдвинуть с места и стащить? (21 Н.)
  5. Деревянный брусок массой 2 кг тянут равномерно по деревянной доске, расположенной горизонтально, с помощью пружины жесткостью 100 Н/м. Коэффициент трения равен 0,3. Чему равно удлинение пружины? (6 см.)

В6.   Горизонтально   расположенный   диск   вращается   вокруг   вертикальной   оси,   делая 15 об./мин. Наибольшее расстояние от оси вращения, на котором тело удерживается на диске,

B7. На горизонтальной дороге автомобиль делает разворот радиусом 9 м. Коэффициент трения шин об асфальт равен 0,4. Чему должна быть равна максимальная скорость автомобиля при развороте, чтобы его не занесло? (6 м/с.)

  1. Груз массой 45 кг перемещается по горизонтальной плоскости под действием силы 294 Н, направленной под углом 30° к горизонту. Коэффициент трения груза о плоскость равен 0,1. Чему равно ускорение движения груза? (5 м/с2.)
  2. Тело скользит по наклонной доске, составляющей с горизонтом угол 45°. Пройдя расстояние 0,5 м, оно приобретает скорость 2 м/с. Чему равен коэффициент трения тела о плоскость? (0,43.)

В10. Камень, привязанный к веревке длиной 2,5 м, равномерно вращают в вертикальной плоскости (рис. 31). При каком значении периода обращения камня его вес в точке А станет равным нулю? (3,14 с.)

УРОВЕНЬ С

С1. Собака начинает тянуть санки, на которых сидит ребенок массой 25 кг, с постоянной силой 150 Н, направленной горизонтально. Какое расстояние проедут санки за время, равное 10 с, если коэффициент трения полозьев санок о снег равен 0,5? (50 м.)

С2. Ящик массой 60 кг начинают перемещать по горизонтальной поверхности с ускорением 1 м/с2, действуя на него с постоянной силой, направленной под углом 30° к горизонту. Чему оавна сила, с которой тянут ящик, если коэффициент трения скольжения равен 0,2? (186 Н.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по решению задач на тему «пределы функции» для студентов

1. Пояснительная запискаНеобходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной  подготовки. Всё больше специальностей связаны с непосредственным применением математ...

Методическая разработка по решению задач по физике

В помощь учащимся создана методическая разработкарешения задач по теме "Механическая работа, мощность."...

Разработка по физике "АЛГОРИТМИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ»

Данная разработка ориентирована на преподавателя физики старших классов....

Тема. «Объёмы многогранников». Методическое пособие по решению задач для студентов 2 курса СПО. Дистанционная форма обучения.

В данной методической разработке приведены формулы и  разобраны примеры решения традиционных  задач на вычисление объёмов многогранников. Методическая разработка предназначена для студентов ...

Тема. «Объёмы тел вращения». Методическое пособие по решению задач для студентов 2 курса СПО. Дистанционная форма обучения.

В данной методической разработке приведены формулы и разобраны примеры решения традиционных задач на вычисление объёмов тел вращения. Эта разработка предназначена для студентов СПО, находящихся на дис...

Методические рекомендации при решении задач по теме «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы».

Данная методическая разработка полностью соответствует ФГОС и предназначена для преподавателей физики средних профессиональных учебных заведений, а также для учителей физики в 10 классе общеобразовате...

Методические рекомендации при решении задач по теме «Основы молекуляро-кинетической теории».

Данная методическая разработка полностью соответствует ФГОС и предназначена для преподавателей физики средних профессиональных учебных заведений, а также для учителей физики в 10 классе общеобразовате...