РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии естественно-научного профиля
рабочая программа

Данилова Таисия Викторовна

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения «Биологии» в ГАПОУ СО «Калининский техникум агробизнеса» реализующем образовательную программу среднего общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих для  профессий естественно-научного  профиля среднего профессионального образования 43.01.09 «Повар, кондитер».

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,

предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и с учётом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з).

               Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с естественнонаучным  профилем профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_biologiya_12_gr_2019.docx75.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Калининский техникум агробизнеса»

Утверждаю

Директор ГАПОУ СО «Калининский техникум агробизнеса»

____________________/Т.Г. Кузина/

                 ФИО

 приказ № ___ от  «___»_____ 20__г

________/_____________________/

                                   ФИО

приказ № ___ от  «___»_____ 20__г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЛОГИЯ»

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для профессии естественно-научного профиля

43.01.09 «Повар, кондитер»

на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования

                                                                                Рассмотрено

                                                                                на заседании педагогического совета

протокол № ____от «__»_______20__ г.

                                                                                Рассмотрено

                                                                                на заседании педагогического совета

протокол № ____от «__»_______20__ г.

2019 г.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по учебной работе

_________________________________

 _______________/_________________/

«_______»_____________2019 г.

_______________/_________________/

«_______»_____________2020 г.

_______________/_________________/

«_______»_____________2021 г.

_______________/_________________/

«_______»_____________2022 г.

_______________/_________________/

«_______»_____________2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г. приказа Миноборнауки России от 31.12. 2015г. № 1578 ,№ 613 от 29.июня 2017 г.    «О внесении изменений в ФГОС среднего общего образования»    На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 372 от  23 июля 2015 г.)

ОДОБРЕНО на заседании  предметно-цикловой комиссии «Общеобразовательного цикла»

Протокол №__, дата «___»________2019 г.

Председатель комиссии ________/Дидык О.В./

Протокол №__, дата «___»________2020 г.

Председатель комиссии ________/____________________/

Протокол №__, дата «___»________2021 г.

Председатель комиссии ________/____________________/

Протокол №__, дата «___»________2022 г.

Председатель комиссии ________/____________________/

Протокол №__, дата «___»________2023 г.

Составители (авторы):

 Данилова Т.В. преподаватель   ГАПОУ СО «Калининский техникум агробизнеса»

Рецензенты:

Внешний

Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

23

        

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Область применения рабочей программы

        Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения «Биологии» в ГАПОУ СО «Калининский техникум агробизнеса» реализующем образовательную программу среднего общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих для  профессий естественно-научного  профиля среднего профессионального образования 43.01.09 «Повар, кондитер».

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,

предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и с учётом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з).

        Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с естественнонаучным  профилем профессионального образования.

Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования «Естественные науки» по выбору из обязательных предметных областей.

Учебная программа «Биология» является профильной учебной дисциплиной, из обязательной предметной  области « Естественные науки» ФГОС среднего общего образования, для всех специальностей среднего профессионального образования естественно- научного  профиля при реализации ППКРС.

Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования профильный, поэтому на её реализацию выделено 223 часа во взаимодействии с преподавателем 217 часов, увеличение объёма часов предусматривает введение раздела: « Основы проектной деятельности», с целью выполнения  требования ФГОС СОО и  в разделе «Основы экологии» некоторые темы изучаются более углубленно.

Для реализации учебной предусмотрен резерв учебного времени  в количестве 3 часов, который  используется для входного контроля, повторения и итогового контроля.

  В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения,  технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной (самостоятельной) работой, для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).

       

Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса «Биологии» на ступени основного общего образования.

В то же время учебная дисциплина «Биология» для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология»  имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами «История», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Химия», «Обществознание», «География».

Изучение учебной дисциплины «Биология» завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена в рамках освоения ППКРС на базе основного общего образования.

          Реализация программы дисциплины осуществляется в  учебном кабинете «Биологии».

Оборудование учебного кабинета:

- учебная мебель;

- рабочее место учителя;

- доска;

Технические средства обучения

- ноутбук;

 -мультимедийный  проектор;

- экран;

- аудиовизуальные средства- схемы и таблицы к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций.

Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники

1.Константинов В.М., Рязанов А.П., Общая биология. Учеб. пособие для СПО. .- М: Издательский центр « Академия». , 2015. -320 с.

Дополнительные источники

1. .Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Учебное пособие для нач. проф. образования.- М: Издательский центр «Академия».,2017.

Перечень Интернет-ресурсов

  1. www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости,  иблиотека).
  2. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
  3. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
  4. www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —экологии на сервере Воронежского университета).
  5. www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
  6. www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
  7. www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).
  8. www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
  9. www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
  10. www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).
  11. www. bril2002. narod. ru Биология для школьников.  

 

        

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержание учебной дисциплины « Биологии» обеспечивает достижение  студентов следующих результатов

-личностных

− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;

− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию  информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

-Метапредметных

− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

− способность применять биологические и экологические знания для анализа

прикладных проблем хозяйственной деятельности;

− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

Предметных

− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Всего часов

223

Всего часов во  взаимодействии с преподавателем

217

в том числе:

     лабораторные занятия

12

     практические занятия

32

     контрольные работы

9

     Индивидуальный проект  

40

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающегося (всего)

22

в том числе:

Выполнение домашних заданий

 4

Подготовка и оформление докладов на определенную тематику 

18

Итоговая аттестация в форме экзамена 

2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины БИОЛОГИЯ                                                                           

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

1 курс

Введение

Входной контроль

Контрольная работа

1

Введение

11+1 (с.р)

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция.  Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира  и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к  биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. 

6

2

Проектная деятельность обучающихся

6

Самостоятельная работа обучающихся

  • Выполнение домашних заданий

 1

Тема 1. Учение о клетке

39 + 6 (с.р.)

Предмет, задачи и методы современной цитологии. Теоретическое и практическое значение цитологических исследований в медицине, здравоохранении, сельском хозяйстве, деле охраны природы и других сферах человеческой деятельности. Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. Строение и функции белков. Углеводы и их роль в клетке. Липиды и их роль в клетке. Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Особенности строения растительной клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Фотосинтез. Хемосинтез. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз.

             24

            2

Лабораторные работы:

  • Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.
  • Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
  • Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма
  • Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
  • Определение крахмала в растительных тканях
  • Строение эукариотических (растительной, животной и грибной) и прокариотической (бактериальной) клеток.

6

Контрольные работы

1

Проектная деятельность обучающихся

7

Самостоятельная работа обучающихся

  • Выполнение домашних заданий
  • Тематика индивидуальных заданий:
  • Органические и неорганические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
  • Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни  растения.
  • Доказательства разной интенсивности метаболизма   в разных условиях у растений и животных.

6

3

3

   

Тема 2.

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

29+ 2 (с.р.)

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Бесполое размножение, его виды и значение. Половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

              17

2

Практические работы:

  • Сравнение процессов бесполого и полового размножения.
  • Сравнение процессов митоза и мейоза.
  • Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.
  • Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных
  • Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного  родства.

5

Контрольные работы

1

Проектная деятельность обучающихся

6

Самостоятельная работа обучающихся

  • Тематика индивидуальных заданий:
  • Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
  • Половое размножение и его биологическое значение.

    

2

 

 2

Тема 3.

 Основы генетики и селекции

36+2 (с.р.)

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика. Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Основы селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Селекция растений. Основные достижения современной селекции культурных растений. Селекция животных. Селекция микроорганизмов.  Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека)

22

2

Практические работы:

  • Составление простейших схем моногибридного скрещивания
  • Составление простейших схем дигибридного скрещивания.
  • Решение генетических задач.
  • Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда  
  • Составление родословной своей семьи
  • Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

6

Повторение 

1

Итоговая контрольная  работа

1

Проектная деятельность обучающихся

6

Самостоятельная работа обучающихся

  • Тематика индивидуальных заданий:
  • Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.                                                          
  • Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных.

2

2

 

Всего за 1 курс 116+11 (с.р.)+25 проектов

2 курс

Тема 4. 

Эволюционное учение

 31+ 3 (с.р.)

 История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, в развитии эволюционных идей в биологии. Значение работ Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Борьба за существование. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Возникновение приспособлений. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

19

2

Практические работы:

  • Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.
  • Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.
  • Изучение приспособленности организмов к среде обитания
  • Выявление ароморфозов, идиоадаптаций у растений и животных
  • Выявление изменчивости у особей одного вида.
  • Сравнение процессов экологического и географического видообразования
  • Изучение явлений дивергенции и конвергенции

7

Контрольные работы

1

Проектная деятельность обучающихся

4

Самостоятельная работа обучающихся

  •   Тематика индивидуальных заданий:
  • История развития эволюционных идей до  Ч.Дарвина.
  • «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
  • Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

 3

 3

Тема 5.

История развития жизни на Земле

21+2 (с.р.)

Концепции сущности и происхождения жизни на 3емле. Гипотезы происхождения жизни. Биосфера в архейскую и протерозойскую эры. Основные направления эволюции в палеозое. Характеристика органического мира в мезозое. Основные направления эволюции в кайнозойскую эру.  Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

13

2

Лабораторные работы:

  •  Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле

1

Практические работы:

  • Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).
  • Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

2

Контрольные работы

1

Проектная деятельность обучающихся

4

 Самостоятельная работа обучающихся

  • Тематика индивидуальных заданий:
  • Современные представления о зарождении жизни.
  • Эволюция приматов и этапы эволюции человека.

2

2

Тема 6.

 Основы экологии

           

39+6 (с.р.)

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы. Экологические системы. Видовая и пространственная структура  экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.  

17

2

Лабораторные работы

  • Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.
  • Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).
  • Составление схем передачи веществ и энергии, трофических сетей
  • Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.
  • Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).

5

Практические работы:

  • Изучение приспособленности организмов к влиянию различных экологических факторов.
  • Изучение природных экосистем своей местности.
  • Построение пирамид биомассы.
  • Составление цепи питания.
  • Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере
  • Решение экологических задач.
  • Изучение проблем рационального природопользования.
  • Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем .

 12

 Контрольные работы

1

Проектная деятельность обучающихся

4

Самостоятельная работа обучающихся

  • Тематика индивидуальных заданий:
  • Воздействие человека  на природу на различных этапах развития человеческого общества.
  • Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
  • Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.
  • Сукцессии и их формы.
  • Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
  • Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

 

 

6

Тема 7.

Бионика

 

16+0 (с.р.)

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.   Бионика в настоящее время. Перспективы развития этой науки. Использование принципов бионики в транспортной промышленности. Использование принципов бионики в архитектуре. Химическая бионика. Научно-методолоческие основы навигационной бионики.  Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. Достижения в области бионики. Проблемы бионики. Бионика в дизайне интерьера

10

2

Контрольные работы

1

Проектная деятельность обучающихся

3

Итоговое повторение

1

Итоговая контрольная работа

1

Всего за 2 курс

107+11 (с.р.)+15 проектов

Итого:

190+22 (с.р.)+40 проектов

  1. КОНТРОЛЬ  И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИИ»

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования,  в форме устного и письменного опроса по контрольным вопросам соответствующих разделов, а также в ходе проведения итогового контроля в форме              по завершению курса.

Результаты обучения

(предметные результаты)

Формы и методы контроля и оценки

результатов  обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "Биология":

− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

Оперативный контроль в форме:

- просмотра и оценки отчётов по практическим работам №1-№6

Входной контроль: собеседование

Оперативный контроль:

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный устный опрос;

-проведение тестирования;

- контроль самостоятельной работы студентов (просмотр и оценка докладов)

-  проведение коллоквиумов с просмотром и обсуждением компьютерных презентаций

− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

Оперативный контроль:

- устный опрос;

- проведение письменной самостоятельной работы

− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Итоговый контроль                    по дисциплине в виде экзамена

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Личностные результаты

− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;

- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

- проявление общественного сознания;

- воспитанность и тактичность;

- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

- готовность вести здоровый образ жизни;

- занятия в спортивных секциях;

- отказ от курения, употребления алкоголя;

- забота о своём здоровье и здоровье окружающих;

- оказание первой помощи

- экологическое мировоззрение;

- знание основ рационального природопользования и охраны природы

Спортивно-массовые мероприятия

Дни здоровья

Мероприятия по озеленению территории.

Экологические проекты

− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию  информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере; − способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

-  демонстрация интереса к будущей профессии;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности

Занятия по специальным дисциплинам

Учебная практика

Творческие проекты

Успешное прохождение учебной практики.

Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях

− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

- готовность вести здоровый образ жизни;

- занятия в спортивных секциях;

- отказ от курения, употребления алкоголя;

- забота о своём здоровье и здоровье окружающих;

- оказание первой помощи

- экологическое мировоззрение;

- знание основ рационального природопользования и охраны природы

Спортивно-массовые мероприятия

Дни здоровья

Мероприятия по озеленению территории.

Экологические проекты

метапредметные результаты

− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

-  демонстрация интереса к будущей профессии;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач ;

- демонстрация желания учиться;

- сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе

Занятия по специальным дисциплинам

Учебная практика

Творческие проекты

− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач

Семинары

Учебно-практические конференции

Конкурсы

Олимпиады

− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности

Занятия по специальным дисциплинам

Учебная практика

Творческие проекты

Успешное прохождение учебной практики.

Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях

− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

− способность применять биологические и экологические знания для анализа

прикладных проблем хозяйственной деятельности;

− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

- демонстрация коммуникативных способностей;

- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

- умение разрешить конфликтную ситуацию

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;

- умение планировать собственную деятельность;

- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ

− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач

Семинары

Учебно-практические конференции

Конкурсы

Олимпиады

− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников информации, включая электронные;

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

- соблюдение  правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.

5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

 Наименование раздела

Количество часов

Всего

из них

л/р

п/р

к/р

с/р

проекты

                             1 курс

Входной контроль

1

 

Введение

11

1

6

1

Учение о клетке

39

6

-

1

6

7

2

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

29

-

5

1

2

6

3

Основы генетики и селекции

 36

-

6

1

2

6

Всего за 1 курс

116

6

11

4

11

25

2 курс

4

Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение

31

-

7

1

3

4

5

Происхождение человека

21

1

2

1

2

4

6

Основы экологии

39

5

12

1

6

4

7

Бионика

16

-

-

2

-

3

Всего за 2 курс

107

6

21

5

11

15

 

ИТОГО

223

12

32

9

22

40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для подготовки квалифицированных рабочих по профессии "Автомеханик"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подго...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература» по профессии 46.01.02 Архивариус (базовая подготовка)

Программа учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС начального профессионального образования (базо...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература» по профессии 46.01.02 Архивариус (базовая подготовка)

Программа учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС начального профессионального образования (базо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» программы подготовки специалистов среднего звена для всех специальностей технического профиля на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Физика»программы подготовки специалистов среднего звенадля всех специальностей технического профиляна базе основного общего образованияс получени...

2019 г. Рабочая программа по УД "Охрана труда" подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 43.01.09 «Повар, кондитер»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППСЗ/ППКРС в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по профессии: 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР.Программа разработана на  основ...

2019г. Рабочая программа по УД "Охрана труда" подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

Рабочая  программа учебной дисциплины ОП.02 «Охрана труда» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионально...

Тема: «Профсоставляющая учебной дисциплины «Обществознание» при подготовке квалифицированных рабочих по направлению «Продавец».

      Среднее профессиональное образование специализируется на подготовке специалистов функционального (тактического) уровня, что предполагает формирование у студентов определенн...