План - конспект учебного занятия по теме «Оценка мировых природных ресурсов.»
план-конспект занятия

План - конспект учебного занятия по теме «Оценка мировых природных ресурсов.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_6_geografiya_2019.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по __ ОУДВб.12     ГЕОГРАФИИ _

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся гр. 101 - 112, курс _1_,

специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

                                             40.02.02 Правоохранительная деятельность

дата проведения (№ занятия по учебному плану)_№ 6_

преподаватель Калякин В.П.

Тема: Оценка мировых природных ресурсов.

Цель занятия: Формировать экологическое мышление учащихся; дать понятие «ресурсообеспеченность»

Задачи занятия: 

Обучающая: формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира;

Воспитательная: патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

Развивающая: развивать умения и навыки работы с картами и текстом.

Междисциплинарные связи: Естествознание

Внутридисциплинарные связи: Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Таблица 1.

Наименование вопроса (или тестового задания)

1. Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?

2. В чем различие понятий «окружающая среда», «географическая среда» и «природа»?

3. Почему возникают критические, катастрофические состояния окружающей среды?

4. Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе?

5. Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Таблица 2.

Наименование изучаемого вопроса

Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу

Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы)

  • Ресурсы:
  1. Минеральные
  2. Климатические
  3. Водные
  4. Почвенные (земельные)
  5. Биологические
  6. Ресурсы Мирового океана
  7. Рекреационные
  • Понятие о ресурсообеспеченности.
  • Хозяйственная (экономическая) оценка ресурсов.

  1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
  2. Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем?
  3. Какие страны наиболее обеспечены нефтью?
  4. Назовите страны, имеющие наибольшую обеспеченность газом.
  5. Где на земле находятся рудные пояса?
  6. Какими рудами богата Юго-Восточная Азия?
  7. Где находятся «медные пояса»?
  8. В чем заключаются изменения, происходящие в структуре земельного фонда?
  9. Каким топливом мир наиболее обеспечен? {Уголь, газ.)

Источники

Основная литература Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М., Просвещение, 2017. 

Дополнительная литература

Петрова Н.Н. География (современный мир). 5-е изд.перераб. и доп.- М.:ФОРУМ, 2015. 

Интернет ресурсы Geo.historic.ru 

      Ресурсы – совокупность объектов, пригодные для использования человечеством.

     История человечества свидетельствует о постоянном возрастании потребностей человека, обо все возрастающем изъятии у природы ее ресурсов, потребляемые в разных частях мира в неодинаковых количествах.  Разнообразие ресурсов, их принадлежность к тому или иному кругу явлений природы или отраслей материального производства позволяет судить об их сложной классификации.

 Классификация ресурсов.

I.     Природная классификация:

  • Минеральные
  • Климатические
  • Водные
  • Почвенные (земельные)
  • Биологические
  • Ресурсы Мирового океана
  • Рекреационные

II.   Хозяйственная классификация:

  • Ресурсы материального производства:

А) промышленные

Б) сельскохозяйственные

В) строительные

  • Ресурсы непроизводственной сферы:

А) прямого потребления

Б) косвенного потребления

В) эстетического потребления

  • Классификация по признаку исчерпаемости ресурсов:

А) исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые)

Б) неисчерпаемые

  1. Понятие о ресурсообеспеченности.

       Географическая оболочка обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные страны, регионы, материки имеют различную ресурсообеспеченность.

      Государства, имеющие практически все известные природные ресурсы: Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия.

       Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. В первом случае при определении ресурсообеспеченности запасы ресурсов делят на их добычу, во втором – запасы ресурсов -  на численность населения.

  1. Хозяйственная (экономическая) оценка ресурсов.

       Хозяйственная оценка – анализ качественного и количественного состояния тех или иных ресурсов в разных регионах мира и на планете в целом, их предварительная разведка, выявление и инвентаризация.

       Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья и формирование крупных территориально - производственных комплексов.

       Экономическая эффективность освоения полезных ископаемых – объем необходимых капиталовложений, себестоимости добычи, платежеспособного спроса, сроков окупаемости, которые зависят от масштабов использования тех или иных ресурсов и уровня экономического развития страны.

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:

1. Человек живет в окружении природы и сам является частью природы. Совокупность географического положения территории, природных ресурсов и других компонентов среды называется природными или естественными условиями.  Без них невозможно наше существование и развитие общества, они оказывают непосредственное влияние на расселение, размещение производства и   формы человеческой деятельности.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ [2], с31-59

Преподаватель                                                                 __В.П. Калякин_

                                        подпись                                                ио фамилия

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

ОО, ОГСЭ и МиОЕН

ГБПОУ Юридический коллеж

от ___ ____________ 201__ г. № ____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Характеристика научно-технической революции. Современное мировое хозяйство.»

План - конспект учебного занятия по теме «Характеристика научно-технической революции. Современное мировое хозяйство.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Россия на политической карте мира. Экономика России на мировом фоне.»

План - конспект учебного занятия по теме «Россия на политической карте мира. Экономика России на мировом фоне.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 9. Россия в мировом хозяйстве.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 9.  Россия в мировом хозяйстве.»...