методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по биологии
методическая разработка

Хартова Елена Вячеславовна

рекомендации к работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam.rabota.docx66.25 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

           

Методические рекомендации

для студентов

по внеаудиторной самостоятельной работе

по дисциплине «Биология»

Для студентов 1 курса очной  формы обучения

по специальности 34.02.01 Сестринское дело

по специальности33.02.01. Фармация

Составила преподаватель: Е.В.Хартова

г.Рославль

2019-2020г

Пояснительная записка.

Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов в качестве пособия при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по программе учебной дисциплины «Биология».

В соответствии  с требованиями ФГОС методические рекомендации направлены на развитие  общих компетенций студентов и способствуют дальнейшему формированию профессиональных компетенций в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.

В методических рекомендация освещаются вопросы, связанные с планированием и организацией самостоятельной работы студентов, рассматриваются конкретные виды заданий, рекомендации и примеры выполнения работ, критерии оценивания каждого вида заданий.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСРС) – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Цель ВСРС:  ознакомить студентов с требованиями к организации внеаудиторной самостоятельной работы.

Задачи ВСРС:

 систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

 углубление и расширение теоретических знаний;

 формирование умения использовать справочную литературу;

 развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

 формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

 развитие исследовательских умений.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентом учебного материала;
  • умение студента использовать теоретические  знания при решении задач;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с требованиями.

Студент должен выполнить работу за определенное, оговоренное преподавателем, время. Работа должна иметь титульный лист и список используемой литературы.

Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе либо в виде конспекта, либо в виде готовой презентации, составленной таблицы, решенных задач и т.д.

Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач  возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний.

При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы (уровни) самостоятельной работы

  • воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

  • реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;

  • эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
  • творческая, направленная на развитие способностей обучающихся к исследовательской деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ВСРС

Перед выполнением  самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, сообщая

  • цель задания;
  • содержание задания;
  • сроки выполнения задания;
  • ориентировочный объем работы;
  • основные требования к результатам выполнения задания;
  • критерии оценки;

-типичные ошибки, встречающиеся при выполнении задания

Самостоятельная работа может быть организована как в индивидуальной, так и в групповой форме в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности и уровня умений обучающихся.

  • целях повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся преподавателями разрабатываются учебно-методические рекомендации по организации ВСРС.

Учебно-методические рекомендации по организации ВСРС включают следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Рекомендации по работе с учебно-методическим пособием
  4. Тематический план.
  5. Инструкции по выполнению заданий.
  6. Задания для самостоятельной работы.

  • процессе ВСР студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

 Студент самостоятельно определяет режим своей внеаудиторной работы и меру труда, затрачиваемого на овладение знаниями и умениями по каждой дисциплине, выполняет внеаудиторную работу по индивидуальному плану, в зависимости от собственной подготовки, бюджета времени и других условий.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать студента при ее выполнении работать напряженно. Самостоятельная работа студентов обязательно должна быть заслушана (прочитана) и оценена.

  • первого самостоятельного задания студентам следует рекомендовать формировать папку «Собственные достижения», в которую будут складываться самостоятельно выполненные работы (конспекты, отчеты по всем самостоятельно выполненным практическим заданиям, самостоятельно разработанные и оформленные документы и т.д.).

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВСР

Эффективная внеаудиторная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Факторы, способствующие активизации самостоятельной работы студентов:

  1. Осознание полезности выполняемой работы.

2.Творческая направленность деятельности студентов. Участие в научно-исследовательской, проектной работе для ряда студентов является значимым стимулом для активной внеаудиторной работы.

  1. Игровой тренинг, в основе которого лежат деловые игры, которые предоставляют возможность осуществить переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, выделить ведущие противоречия, приобрести навык принятия решения.

  1. Участие в научно – практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по учебным дисциплинам.

  1. Дифференциация заданий для внеаудиторной самостоятельной работы с учётом интересов, уровня подготовки студентов по дисциплине.

Чтобы развить положительное отношение студентов к самостоятельной работе, следует на каждом этапе разъяснять цели, задачи  проведения, контролировать их понимание студентами, знакомить студентов с алгоритмами, требованиями, предъявляемыми к выполнению определённых видов заданий, проводить индивидуальную работу, направленную на формирование у студентов навыков по самоорганизации познавательной деятельности.

                                 КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСРС

Контроль результатов ВСРС осуществляется преподавателем в пределах учебного времени, отведенного на обязательные аудиторные учебные занятия, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.

Формы и методы контроля ВСРС

Формы и методы контроля самостоятельной работы определяются преподавателем.

  • качестве форм контроля ВСР студентов могут быть использованы семинарские занятия, конференции, коллоквиумы, практические работы, организация творческих конкурсов, проведение олимпиад, зачеты, собеседование.

Из методов контроля могут быть использованы: проведение письменного или устного опроса, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, самооценка, взаимопроверка, рейтинговые оценки, просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем и др.

Главная цель любого преподавателя сделать обучение эффективным, а для этого обучающиеся должны быть максимально активными, поэтому целесообразно использовать при организации самостоятельной работы активные (вовлечённые) методы обучения.

Методы активного контроля: презентации, кейсы, защита творческих работ, мозговой штурм, игра и т.д. Применение данных методов обучения на занятии выводит занятие за его традиционные рамки.

Планирование внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Биология»


ВСРС

Вид ВСРС

Тема ВСРС

Кол-во часов

ВВЕДЕНИЕ

1

Подготовка доклада  по теме

Написание эссе по теме

«История развития биологических знаний. Вклад русских ученых».

«Значение биологических знаний в подготовке будущих медицинских работников

4

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

2

Заполнение таблицы

«Строение эукариотической клетки»

2

3

Подготовка докладов по темам

Заполнение таблицы

«Прокариотические организмы и их роль в биогеоценозах», «Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов)»

«Сравнительная характеристика эукариотической и прокариотической клеток»  

3

4

Подготовка докладов по темам

«Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении», «Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия в растении», «Био-, макро-, и микроэлементы и их роль в жизни растения» .

Заполнение таблицы «Химический состав клетки»

3

ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.

5

Написание эссе по теме «Размножение как свойство живого»

«Размножение как свойство живого»

1

6

Подготовка мультимедийных презентаций по темам

«Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных и человека», «Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных», «Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов», «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка»

3

7

Подготовка докладов

«Драматические страницы в истории развития генетики», «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении»

2

8

Решение генетических задач

2

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ.

9

Заполнение таблицы»

«Доказательства эволюции органического мира»

1

10

Составление конспекта по теме «Критерии вида»

«Критерии вида»

2

11

Подготовка мультимедийной презентации по теме «Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора» . Дополнение лекционного материала примерами.

«Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора»

3

12

Подготовка мультимедийной презентации по теме  

«Ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных»

3

13

Составление конспекта по теме

«История развития органического мира»

2

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ

14

Подготовка мультимедийных презентаций по темам

«Эволюция приматов и этапы эволюции человека», «Факторы антропогенеза»

2

15

Подготовка мультимедийной презентации «Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма»

«Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма»

3

БИОНИКА

16

Подготовка мультимедийной презентации по теме

«Устойчивое развитие природы и общества»

4

ВСРС (ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ)

17

Заполнение таблицы

«Строение эукариотической клетки»

4

18

Подготовка мультимедийной презентации «Размножение организмов»

«Размножение организмов»

2

19

Подготовка мультимедийной презентации «Закономерности наследования признаков»

Решение генетических задач

«Закономерности наследования признаков»

4

20

Подготовка мультимедийных презентаций по темам

«Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества»; «Рациональное использование и охрана невозобновимых природных ресурсов»; «Рациональное использование и охрана возобновимых природных ресурсов»; «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение»; «Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения»

2

Рекомендации по выполнению ВСРС.

Вид задания: Составить таблицу

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Внимательно прочитать текст лекции или соответствующий параграф учебника. Продумать «конструкцию» таблицы, расположение порядковых номеров, терминов, примеров и пояснений (и прочего). Начертить таблицу и заполнить ее графы необходимым содержимым.

Форма контроля и критерии оценки.

Задание должно быть выполнено в тетради для самостоятельных работ или в рабочей тетради.

«Отлично» выставляется в случае, если таблица выполнена аккуратно, все примеры номенклатуры указаны верно, примеры соответствуют определению, термины записаны понятно и правильно.

«Хорошо» выставляется в случае, если таблица содержит 1-2 неточности или недостаточно полно раскрыта тема.

«Удовлетворительно» - в случае, если таблица выполнена неаккуратно, примеры приведены с многочисленными неточностями.

«Неудовлетворительно» - таблица выполнена небрежно, примеры с ошибками, названия неполные.

Вид задания: Составить презентации

Мультимедийные презентации – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы Microsoft Power Point.

Рекомендации по подготовке презентации:

  1. Презентация должна состоять из 10-15 слайдов.
  2. На первом слайде отображается тема презентации и имя студента, её выполнившего.
  3. На втором слайде должен быть план презентации.
  4. Слайды должны содержать краткую информацию по данной теме, иллюстрации, графики и таблицы исследований и краткие выводы по ним, ссылки на источник информации.
  5. Последний слайд должен содержать заключение или вывод по данной теме.
  6. Вы должны уметь изложить содержание подготовленного материала без опоры на презентацию. Презентация должна быть понятна без пояснений.

Оформление слайдов:

  • единый стиль оформления,
  • для фона предпочтительнее холодные тона,
  • на одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста,
  • не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации:

  • используйте короткие слова и предложения,
  • заголовки должны привлекать внимание аудитории,
  • предпочтительно горизонтальное расположение информации,
  • шрифты: для заголовка – не менее 24, для информации – не менее 18, нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации; для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание,
  • для выделения информации следует использовать: рамки, стрелки, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов,
  • не стоит заполнять один слайд большим объемом информации, для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.

Форма контроля и критерии оценки

Презентацию необходимо предоставить преподавателю для проверки в электронном виде.

«Отлично» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.

«Хорошо» выставляется в случае, если работа содержит небольшие неточности .

«Удовлетворительно» - в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью

освещены заданные вопросы.

«Неудовлетворительно» - работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.

Вид работы: Написать эссе

Инструкция по выполнению

        Эссе (с французского еssai — «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.

Жанр эссе предполагает свободу творчеству. Вся его прелесть в том, что автор может написать любые свои размышления на абсолютно любую тему. Эссе — это размышление над какой-нибудь проблемой. Поэтому в эссе допускается полемика с другими авторами (их точкой зрения). Цитировать других авторов можно, но умеренно и к случаю. Эссе — это абсолютно самостоятельная работа, написанная собственным стилем и языком, поэтому, чем меньше цитат, тем лучше.

На первом плане эссе — личность автора. Его мысли, чувства, отношения к миру становятся основой для сочинения. При написании эссе могут возникнуть трудности. Это и подборка темы, и стиль написания, и нестандартный взгляд на какую-нибудь проблему.

Для передачи личного восприятия, освоения мира автор эссе:

привлекает многочисленные примеры;

      проводит параллели;

      подбирает аналогии;

      использует ассоциации

По речевому построению эссе — это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

Специфика жанра эссе:

1.заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого;

2. свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон;

3.если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция.

Форма контроля и критерии оценки

Критерии оценки:

Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного рассмотрения вопроса, аргументированного выражения своей позиции, отсутствия ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.;

Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного рассмотрения проблемы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат.

          Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если тема не раскрыта, работа выполнена крайне небрежно.

Вид работы: Написать  конспект

Рекомендации по выполнению:

1.        Изучить материалы учебника и дополнительной литературы.

2.        Составить развернутый план по выбранному материалу.

3.        Четко следуя плану, составить конспект.

Критерии оценки:

     Оценка «отлично» выставляется студенту, если при составлении конспекта было использовано достаточное количество источников литературы, логично составлен план конспекта, студент владеет материалом,  тема всесторонне раскрыта, сделаны выводы.

     Оценка «хорошо», если при составлении конспекта было использовано недостаточное количество источников литературы, план составлен, сделаны выводы.

     Оценка «удовлетворительно» ставится, при составлении конспекта было использовано недостаточное количество источников литературы, план составлен неверно, не  сделаны выводы.

  Оценка «неудовлетворительно» ставиться, если студент не выполнил конспект.

Вид работы: Подготовка докладов

Рекомендации по выполнению:

  1. Изучить материалы учебника и дополнительной литературы.
  2. Составить развернутый план по выбранному материалу.
  3. Четко следуя плану, составить доклад.

Критерии оценки:

     Оценка «отлично» выставляется студенту, если при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, логично составлен план доклада, студент владеет материалом,  тема всесторонне раскрыта, сделаны выводы, студент верно отвечает на вопросы оппонентов.  

     Оценка «хорошо», если при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, план составлен логично, сделаны выводы, но студент отвечал не на все вопросы по докладу.

     Оценка «удовлетворительно» ставится, если при составлении доклада было использовано недостаточное количество источников литературы, не сделаны выводы, и студент не ответил на вопросы по докладу.

 Оценка «неудовлетворительно» ставиться, если студент не выполнил доклад.

Вид работы: Решение генетических задач

Общие методические рекомендации по решению генетических задач

Для того, чтобы правильно решить задачу, нужно прежде всего внимательно прочитать и осмыслить ее условие. Чтобы определить тип задачи, необходимо выяснить:

  • сколько пар признаков рассматривается в задаче;
  • сколько пар генов контролируют развитие признаков;
  • какие организмы (гомозиготные, гетерозиготные) скрещиваются;
  • каков тип скрещивания (прямое, возвратное, анализирующее и т.д.);
  • сцепленно или независимо наследуются гены, контролирующие развитие признаков;
  • связано ли наследование признака с половыми хромосомами;
  • сколько классов фенотипов (или генотипов) образуется в потомстве, полученном от скрещивания, и каково их количественное соотношение.

Основные этапы решения задач по генетике

Дать универсальную схему для решения разных типов задач по генетике практически невозможно. Здесь рассматриваются лишь основные этапы, в той или иной степени присутствующие при решении задач разного типа. При решении задач по определенным темам последовательность этапов может изменяться, а их содержание модифицироваться.

  1. Внимательно прочтите условие задачи.
  2. Сделайте краткую запись условия задачи.
  3. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
  4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
  5. Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.
  6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.
  7. Запишите ответ на вопрос задачи.

Оформление задач по генетике

При решении задач по генетике используется специальная символика, предложенная Г.Менделем:

P – родители;

F – потомство от скрещивания, число внизу или сразу после буквы указывает на порядковый номер поколения (F1 – гибриды первого поколения – прямые потомки родителей, F2 – гибриды второго поколения – возникают в результате скрещивания между собой гибридов F1;

× - значок скрещивания;

♂ - мужская особь;

♀- женская особь;

A, a, B, b, C, c – обозначение буквами латинского алфавита отдельно взятых наследственных признаков (заглавными – доминантных, строчными – рецессивных).

Делая записи, следует учитывать, что:

  1. Первым принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской (верная запись - AABB × ♂aabb; неверная запись - ♂aabb × ♀AABB).
  2. Гены одной аллельной пары всегда пишут рядом (верная запись - AABB; неверная запись – ABAB)/
  3. При записи генотипа буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо от того, какой признак – доминантный или рецессивный – они обозначают (верная запись - aaBB; неверная запись – Bbaa).
  4. Если известен только фенотип особи, то при записи ее генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно. Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком «_» (например, если желтая окраска (A) и гладкая форма (B) семян гороха – доминантные признаки, а зеленая окраска (a) и морщинистая форма (b) – рецессивные, то генотип особи с желтыми морщинистыми семенами записывают следующим образом: A_bb).
  5. Под генотипом всегда пишут фенотип.
  6. Гаметы записывают, обводя их кружком ().
  7. У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество (тем более, что их может быть множество).
  8. Фенотипы и типы гамет пишутся строго под соответствующим генотипом.
  9. Результаты скрещивания всегда носят вероятностный характер и выражаются либо в процентах, либо в долях единицы.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Для студентов

Основная:

1. А.Г. Мустафин, В.Б. Захаров «Биология» , «Клорус», Москва, 2020г

Дополнительная:

  1. Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова JLH. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. - М., 2014. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.
  2. Лукаткин А. С.,  Силаева Т. Б, и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш.образования. - М., 2014.
  3. Мамонтов С. Г'., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат). - М., 2014.
  4. Никитинская Т. В. Биология: карманный справочник. - М., 2015.
  5. Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10-11 класс. - М., 2014.
  6. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10-11 класс. - М., 2014.
  7. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. .10 кл. Рабочая тетрадь. - М., 2001.
  8. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. - М., 2001.
  9. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. - М., 2002.
  10. 1.А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология» 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Дрофа,2013.
  11. 2. Ридигер О.Н.    Вопросы и ответы по биологии и экологии  11 класс, М.: “АСТ-ПРЕСС ШКОЛА”, «АСТ-Пресс Образование», 2006
  12. 3. Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека http://www.biology.asvu.ru
  13. 4. Национальный портал «Природа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по теме: "Личная гигиена пациента. Пролежни."

Данные методические рекомендации предназначены для выполнения студентами самостоятельной работы по теме: «Личная гигиена пациента. Пролежни».Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию...

Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по теме: "Медикаментозное лечение в сестринской практике"

   Данные методические рекомендации предназначены для выполнения студентами самостоятельной работы по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике».     Внеауди...

Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы: алгоритмы составления памятки и плана беседы с пациентом.

Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы:  алгоритмы составления памятки для пациента и плана беседы с пациентом....

Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ЕН 02 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические рекомендациипо организации и выполнению внеаудиторной   самостоятельной работы   студентов по дисциплине  ЕН 02 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы ОУД.05 История основной профессиональной образовательной программы по специальности 35.02.15 «Кинология»

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «История» на 175 часов,  где  48 часов занимает внеаудиторная самостоятельная  работа,...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методические рекомендации помогут правильно организовать внеаудиторную самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием учебных дисциплин и профессиональных модул...

Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Иностранный язык» по специальности 36.02.01. Ветеринария

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с  рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык» разработана на основе Фед...