Методическая разработка по дисциплине ОП.05. «Гигиена и экология человека» на тему «Роль водного фактора в формировании здоровья населения. Эпидемиологическое значение воды»
план-конспект урока

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по теме «Роль водного фактора в формировании здоровья населения. Эпидемиологическое значение воды» обучающихся 2 курса, специальности 31.02.02 «Акушерское дело».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Ставропольского края

 ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж»

Методическая разработка

(для преподавателей и обучающихся)

household-water-350px.jpg

 РОЛЬ ВОДНОГО ФАКТОРА В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ.

НАСЕЛЕНИЯ. ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ.

 Преподаватель: Э.М. Осипян

Дисциплина: ОП.05. «Гигиена и экология человека»

Специальность: 31.02.02 «Акушерское дело»

Курс: 2

Пятигорск, 2019

Роль водного фактора в формировании здоровья населения. Эпидемиологическое значение воды.

Методическая разработка для преподавателей и обучающихся   медицинского колледжа по дисциплине ОП.05. «Гигиена и экология человека» / Сост. Э.М. Осипян, – Пятигорск: ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж», 2019. – 28 с.  

 

 

 

Рассмотрено на заседании ЦМК ОПД

Протокол № ___ от ____________  20____года

Председатель ЦМК______________________

 

 

 

 

 

Рецензент:

Бирюкова Е.В.

Председатель ЦМК ОПД, преподаватель неорганической и органической химии ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж»

 

 

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по теме «Роль водного фактора в формировании здоровья населения. Эпидемиологическое значение воды» обучающихся 2 курса, специальности 31.02.02 «Акушерское дело».

Рецензия.

Методическая разработка по дисциплине ОП.05. «Гигиена и экология человека»  на тему «Роль водного фактора в формировании здоровья населения. Эпидемиологическое значение воды» содержит необходимый теоретический  материал по теме.  По сути дела, методическая разработка является учебным комплексом, который может использоваться как студентами, так и преподавателями. Методическая разработка включает план и хронокарту данного занятия, каждый этап занятия имеет определенную последовательность, четко прописан. Такой подход к организации данного занятия позволяет достичь максимальных целей, повысить уровень и качество обучения.  Методическая разработка написана доступным языком с использованием современной номенклатуры. Приводятся цели занятия, ключевые термины по теме. Методическая разработка написана в соответствие с программой ОП.05. «Гигиена и экология человека» для специальности 31.02.02 «Акушерское дело».

Используя данную методическую разработку, обучающийся имеет возможность для самоподготовки, самоконтроля, углубления и закрепления знаний по теме.  

Разработан комплекс для контроля, самоконтроля знаний, контрольные вопросы.  

Преподаватель имеет возможность оценить аудиторную и внеаудиторную подготовку и работу обучающегося.  

Указанная методическая разработка может быть рекомендована для использования в медицинских колледжах, при проведении урока по указанной теме.

Рецензент:

Председатель ЦМК ОПД, преподаватель неорганической и органической химии Е.В. Бирюкова ________________        

Подпись рецензента_______  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по теме «Роль водного фактора в формировании здоровья населения. Эпидемиологическое значение воды» обучающихся 2 курса специальности 31.02.02 «Акушерское дело». Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом по дисциплине ОП.05. «Гигиена и экология человека».

Актуальность темы заключается в том, что гидросфера имеет огромное значение для жизни и здоровья человечества. Вода входит в состав всех живых организмов, выполняя роль структурного растворителя и переносчика питательных веществ. Наряду с обеспечением физиологических функций организма вода имеет важнейшее санитарно-гигиеническое значение. Сегодня для населения всего мира нерешенной остается проблема обеспечения безопасной доброкачественной питьевой водой. Нарушение санитарных правил при эксплуатации водопровода может стать причиной возникновения инфекционных заболеваний.

Связь с современностью: соответствие современным требованиям подготовки конкурентоспособного обучающегося с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки.

Интеграционные связи (внутри и метапредметные):

Внутрипредметные связи – гигиена окружающей среды (воздуха, воды, почвы).

Метапредметные связи – биология, история, микробиология, анатомия, неорганическая химия.


Содержание

Требования к знаниям и умениям («знать», «уметь»)

6

План урока

7

Информационно-теоретический блок (опорный конспект)

12

Задания для самостоятельной работы

24

Библиографический список использованной литературы

25

Приложение 1 (самостоятельная работа на интерактивной доске)

26

Приложение 2 (самостоятельная работа на интерактивной доске)

27

Требования к знаниям и умениям («знать», «уметь»)

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь: давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды, проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждения болезней; проводить гигиеническое обучение и воспитание населения;

знать: современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы; факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека; основные положения гигиены; гигиенические принципы организации здорового образа жизни; методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ставропольского края

«Пятигорский медицинский колледж»

План урока № 6

Дисциплина, МДК:  ОП.05. «Гигиена и экология человека»

Курс, группа, специальность:  2 курс, 221, 222, акушерское дело

Количество часов   2 ч

Место проведения: аудитория

Тема: Роль водного фактора в формировании здоровья населения. Эпидемиологическое значение воды. 

Цели занятия:

Образовательная: изучить основные признаки водных эпидемий и заболевания, передающиеся водным путем, ознакомиться с методами улучшения качества питьевой воды.

Воспитательная: формирование профессионально значимых качеств личности через учебную дисциплину (организованность, внимательность, такт, ответственность, аккуратность).

Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при изучении нового материала, формировать умения и навыки работы с текстом, таблицами и конспектом.

Интеграционные связи (внутри и метапредметные):

Внутрипредметные связи – гигиена окружающей среды (воздуха, воды, почвы).

Метапредметные связи – биология, история, микробиология, анатомия, неорганическая химия.

Оснащение (материально-технические, дидактические средства): доска, мел, интерактивная доска.

Основные этапы занятия: (с указанием хронометража времени, в соответствии с «Положением о видах учебных занятий в ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж» и в соответствии с «Положением о промежуточной аттестации студентов колледжа, обучающихся в соответствии с ФГОС СПО». Допускается вариативность последовательности этапов занятия.)

1.Организационный момент.    

2. Контроль исходного уровня знаний (с учетом проверки внеаудиторной  самостоятельной работы в соответствии с рабочей программой).

3. Подведение итогов контроля.

4. Объяснение нового материала.

5.Закрепление нового материала.

6.Подведение итогов занятия.

7.Задание на дом.

Ход занятия:

1.Организационный момент (отмечается внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, цели с проведением мотивации и реализации профильности, другие приемы): проверка внешнего вида обучающихся и учебного кабинета/лаборатории, проверка отсутствующих и подготовки к занятию – 3 мин.      

2.Контроль исходного уровня знаний, с использованием разнообразных форм контроля (Вопросы для контроля  исходного уровня знаний и др. методический материал контролирующего  характера прилагается: варианты тест – контроля, ситуационные задачи и т.д.)  – 30 мин.          

а) фронтальный опрос: 

1. Охарактеризуйте распределение пресной воды на Земле.

Из общего количества воды на Земле только 2,5% приходится на долю пресной воды, необходимой для жизнедеятельности человека. Эта вода распределяется на земном шаре неравномерно  и большую ее часть 85% составляют ледники и снежный покров, затем следуют подземные воды, пресные озера, вода рек и т.д.

2. Назовите биологическую потребность в питьевой воде.

Для человека биологическая потребность в питьевой воде составляет ежедневно 2-2,5 л. В условиях жаркого климата при физической работе необходимое для человека количество воды достигает 5 л и более в сутки.

3.Опишите воду как химическое соединение. Встречается ли в природе вода в чистом виде?

Вода представляет собой простейшее устойчивое химическое соединение кислорода с водородом и легко вступает в реакцию со многими химическими элементами и их соединениями. Она является лучшим растворителем для большинства соединений и необходима почти для всех химических реакций. В природных условиях в чистом виде почти не встречается. В воде находятся такие элементы, как натрий, кальций, магний, углерод, сера, азот, кислород, водород и др.

б) индивидуальный опрос:

1. Охарактеризуйте физиологическое значение воды в жизни человека.

Физиологическое значение воды:

  1. Это универсальный растворитель веществ,
  2. участвует в процессе окисления,
  3. участвует в процессе обмена веществ, пищеварения (гидролиза жиров, белков, углеводов),
  4. поддерживает осмотическое давление, кислотно-щелочное равновесие,
  5. обеспечивает тургор (давление внутриклеточной жижкости) кожи и тканей человека,
  6. входит в состав жидкостных сред организма: кровь, лимфа, межтканевая жидкость.

2. Охарактеризуйте гигиеническое значение воды в жизни человека.

Гигиеническое значение воды:

  1. хозяйственно-бытовых нужд:  водные процедуры для поддержания чистоты тела человека (личная гигиена), жилища, стирка белья, приготовления пищи и т.д.
  2. санитарных нужд (предупреждения ВБИ в ЛПУ, в  пищевой промышленности, общественных зданиях)
  3. технических нужд. Более половины потребляемой воды расходуется промышленностью: для производства 1 тонны стали требуется 25 м3, резины – 4000 м3, синтетического бензина – 90 м3, бумаги – 1000 м3 и т.д.
  4. перевозка и доставка грузов,
  5. выращивание культурных растений, поливка улиц, зелёных насаждений,
  6. оказывает благоприятное влияние на условия отдыха населения, на уровень культуры и быта. Минеральные воды используются для бальнеологических целей. Проведения оздоровительных и физкультурных мероприятий (бассейн).

3. Объясните показатели, характеризующие минеральный состав воды.

Большое и разностороннее влияние на здоровье оказывает степень минерализации питьевой воды. Минерализация характеризуется двумя аналитически определяемыми показателями: сухим остатком (мг/л) и жесткостью (ммоль/л).

Сухим остатком определяется суммарное содержание в воде растворенных неорганических веществ. Основные компоненты сухого остатка - соли кальция, магния, натрия, бикарбонаты, хлориды и сульфаты.

Вода с крайне низким уровнем сухого остатка (менее 100 мг/л) может быть неприемлемой из-за ее безвкусности. Длительное употребление излишне деминерализованной мягкой воды неблагоприятно для организма. Жесткость воды выражается через эквивалентное количество карбоната кальция (СаСО3).

Вода с общей жесткостью свыше 7 ммоль/л имеет неблагоприятные гигиенические свойства. В ней плохо образуется мыльная пена, в связи, с чем такая вода малопригодна для стирки и мытья. В жесткой воде хуже развариваются мясо, овощи и бобовые. Большой экономический ущерб связан с использованием в промышленности и тепловой энергетике воды с высокой устранимой жесткостью, так как в котлах и трубах при кипячении образуется накипь в результате перехода бикарбонатов в нерастворимые карбонаты.

в) иные формы контроля: выполнение самостоятельной работы на занятии  (разноуровневые задания на интерактивной доске).

Самостоятельная работа на интерактивной доске (Приложение 1,2)

г) проверка внеаудиторной самостоятельной работы.                                          

3.Подведение итогов контроля - 2 мин

(с обязательным комментированием  оценок и выводами о проделанной работе. В зависимости от форм контроля этот этап можно провести в конце занятия)

                                                                                                                                                                 

4.Объяснение нового материала - 40 мин

(план изложения – содержания, с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения):

  1. Эпидемиологическое значение воды.
  2. Основные признаки водных эпидемий.
  3. Заболевания, распространение которых возможно водным путем.
  4. Методы улучшения качества питьевой воды.
  5. Нецентрализованное водоснабжение.

5.Закрепление материала - 10 мин

(можно выделять отдельными этапами или проводить по ходу занятия)

Фронтальный опрос:

Какие болезни передаются через воду?

Перечислите химические методы обеззараживания воды?

Объясните, к какому виду водоснабжения относятся колодцы и каптажи?

6. Подведение итогов занятия - 2 мин

(с обязательным комментированием  оценок и выводами о проделанной работе.)    

7.Задание на дом - 3 мин

(преподаватель дает четкие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах с учетом дифференцированного подхода к студентам) - Изучить пройденный материал. Подготовить короткое сообщение (на 3-4 мин) по темам: «Санитарная охрана водоемов. Источники загрязнения воды», «Источники водоснабжения и их санитарно-гигиеническая оценка».

 Преподаватель_______________                                                                          Осипян Э.М.

Информационно-теоретический блок (опорный конспект)

Урок №6.

Большая положительная роль воды в жизни человека не исключает возможности неблагоприятного воздействия, которое она может оказывать при определенных условиях. То, что вода может быть причиной массовых болезней, известно с древних времен.

Эксперты ВОЗ установили, что 80% всех болезней в мире связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды и нарушением санитарно-гигиенических норм водоснабжения.

Для возникновения водных заболеваний необходимо наличие одновременно трех условий:

  1. достаточное количество возбудителей должно попадать в воду, т.е. необходимо наличие источника вредности,
  2. возбудитель должен сохранить жизнеспособность в воде или размножиться = должен сработать фактор и механизм передачи,
  3. возбудитель должен попасть в восприимчивый организм.

Основными признаками водных эпидемий являются:

- одновременное и внезапное появление большого количества больных (от нескольких десятков до нескольких тысяч); так называемый эпидемический взрыв;

- использование одного и того же источника водоснабжения (или купания);

- начало заболевания в основном у взрослого контингента;

- резкое снижение числа заболеваний после введения эффективного обеззараживания воды и ликвидации аварии;

- наличие эпидемического хвоста - единичные случаи заболеваний в течение длительного времени после устранения очага (поддерживаются за счет пищевого и контактно-бытового путей передачи);

- полиэтиологичность – к основным заболеваниям, возникшим как водные эпидемии, могут примешиваться частично другие заболевания, связанные с использованием воды.

Водным путем возможно распространение многих заболеваний.

К ним относятся:

- вирусные (гепатиты  А и Е, полиомиелит, аденовирусные и энтеровирусные инфекции, эпидемический конъюнктивит);

- кишечные инфекции бактериальной природы (холера, брюшной тиф, паратифы А и Б, дизентерия (Шигелла), энтериты и энтероколиты, эшерихиозы (Кишечная палочка));

- зоонозы (лептоспироз, бактериальные зоонозные инфекции: туляремия, бруцеллез, сибирская язва)- инфекционные заболевания, передающиеся человеку от животных. Причиной заболевания человека может быть употребление мяса и молока от больных животных, яиц больной птицы.

- протозойные инфекции (амебиаз, лямблиоз, балантидиаз, криптоспоридиоз) - развиваются под действием одноклеточных простейших паразитов.

- гельминтозы (аскаридоз, гименолепидоз, фасциолез).

Водный фактор играет большую роль в передаче гельминтов, которые делятся на две группы:

1) биогельминты,  развивающиеся с участием промежуточных хозяев (широкий лентец, бычий и свиной цепень и др.);

2) геогельминты,  промежуточные стадии которых (аскариды, власоглавы, острицы, анкилостомы) развиваются во внешней среде: воде, почве, на различных предметах.

Заражение человека биогельминтами происходит при употреблении мяса и рыбы, пораженных личинками соответствующих паразитов. Заражение геогельминтами имеет место при употреблении воды, содержащей яйца или личинки этих паразитов. В организм человека яйца гельминтов могут попадать в случае использования для питья неочищенной речной воды, а также при мытье ею фруктов и овощей. Заражение гельминтами может происходить и во время купания в загрязненном водоеме, что особенно характерно для заражения широким лентецом (дифиллоботриоз), так как для развития его личиночных стадий необходима водная среда.

Среди вирусных заболеваний актуальной проблемой остается заболеваемость гепатитами А и Е (Гепати́т (греч. ἡπατῖτις от ἥπαρ — печень) — воспалительные заболевания печени, как правило вирусного происхождении), которая переживает очередной эпидемический подъем, и многие вспышки связаны с питьевым водоснабжением из поверхностных источников. Наибольшее значение для инфекционного гепатита, вызываемого вирусом типа А, имеет водный путь передачи по сравнению с пищевым и контактно-бытовым. Вирус гепатита более устойчив к воздействию факторов окружающей среды, чем возбудители бактериальных кишечных инфекций. Вирус сохраняет патогенность после замораживания в течение 2 лет, при кипячении погибает через 5-30 мин.

Заболеваемость гепатитом Е характерна для взрослого населения, встречаются тяжелые формы, особенно среди беременных.

Полиомиелит (детский спинальный паралич, болезнь Гейне-Медина) – это острое и тяжелое инфекционное заболевание, которое вызывается полиовирусом, поражающим серое вещество передних рогов спинного мозга и других отделов центральной нервной системы. Полиомиелитом преимущественно болеют дети и подростки. Опасность заболевания состоит в развитии паралича.

Дизентерия - острое инфекционное заболевание, вызываемое микроорганизмами из рода шигелл и проявляющееся поражением толстой кишки и общей интоксикацией организма.

Кишечная палочка может попасть в воду с выделениями человека, поэтому ее наличие в воде может сигнализировать о возможном присутствии возбудителей кишечных инфекций. Таким образом, значение содержания кишечной палочки в воде как показателя эпидемической опасности, прежде всего, основано на механизме ее попадания в воду с выделениями человека. В последние годы среди инфекционной заболеваемости, связанной с водным фактором, увеличился удельный вес эшерихиозов - дизентериеподобных заболеваний, возбудителем которых являются патогенные штаммы кишечной палочки. Кишечная палочка - нормальный представитель микрофлоры толстого кишечника. Она является антагонистом патогенных кишечных бактерий, гнилостных бактерий, принимает участие в синтезе витаминов группы В, Е, K. Однако среди обширной группы кишечной палочки встречаются так называемые коли-патогенные штаммы, которые образуют экзотоксин, обладающий энтеротропными и пирогенными свойствами. В настоящее время известно около 170 патогенных для человека штаммов кишечных палочек. Эшерихиозами чаще страдают дети младенческого возраста, у которых еще не сформировалась иммунная система.

Самым опасным кишечным заболеванием водного происхождения традиционно считается холера (Холера – это острая кишечная инфекция, возникающая при поражении человека холерным вибрионом, проявляется выраженной частой диареей, обильной многократной рвотой, что приводит к значительной потере жидкости). Это заболевание охватывает огромные пространства, поражая население целых стран и материков. В связи с тяжестью клинического течения и тенденцией к пандемическому распространению холера относится к особо опасным инфекциям. Постоянным очагом холеры являются прибрежные районы рек Ганг и Брахмапутра.

Лептоспироз - инфекционная болезнь, характеризуемая поражением капилляров, преимущественным вовлечением в патологический процесс почек, печени, мышц сердечно-сосудистой и нервной систем. Источники возбудителя инфекции в природных очагах - грызуны, насекомоядные, парнокопытные, хищные животные многих видов, реже птицы Животные - хозяева возбудителей - выделяют лептоспиры с мочой в течение нескольких месяцев. В большинстве случаев человек заражается при купании и использовании для хозяйственных и бытовых нужд воды из открытых водоемов, инфицированной лептоспирами.

МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ.

Если вода не соответствует ГОСТу «Вода питьевая», то проводятся мероприятия, направленные на улучшение ее качества. Под улучшением качества воды понимают комплекс мероприятий, направленных на осветление (устранение мутности воды), обесцвечивание (устранение цветности воды) и обеззараживание (освобождение воды от болезнетворных микробов).

Осветление достигается методами отстаивания и фильтрования воды. В результате этих мероприятий происходит и обесцвечивание воды. Обеззараживание воды является наиболее важным процессом улучшения качества воды и может осуществляться химическими и физическими методами. В настоящее время наибольшее значение приобрели хлорирование, озонирование и облучение воды ультрафиолетовыми лучами.

К химическим методам обеззараживания воды относят хлорирование и озонирование. Задача обеззараживания — уничтожение патогенных микроорганизмов, т. е. обеспечение эпидемической безопасности воды. В настоящее время хлорирование воды является одним из наиболее широко распространенных профилактических мероприятий, сыгравших огромную роль в предупреждении водных эпидемий и  военных условиях.

К физическим методам относятся кипячение, облучение ультрафиолетовыми лучами, воздействие ультразвуковыми волнами, токами высокой частоты, гамма-лучами и др. Преимущество физических методов обеззараживания перед химическими состоит в том, что они не изменяют химического состава воды, не ухудшают ее органолептических свойств. Но из-за их высокой стоимости и необходимости тщательной предварительной подготовки воды в водопроводных конструкциях применяется только ультрафиолетовое облучение, а при местном водоснабжении — кипячение.

Механизмы и факторы инфицирования воды.

Большую опасность в эпидемическом отношении представляют неочищенные или недостаточно очищенные фекально-хозяйственные сточные воды, стоки инфекционных больниц, ветеринарных лечебниц, предприятий, связанных с разделкой туш и обработкой шкур животных. Попадание возбудителей инфекционных болезней в открытые водоемы возможно также с ливневыми водами и выбросами сточных вод пассажирских и промысловых судов. Большую опасность представляет питьевая вода в случае, если она не подвергается очистке и обеззараживанию перед употреблением.

Возможность водных эпидемий обусловлена сохранением жизнеспособности возбудителей инфекционных болезней в водной среде. Многие микроорганизмы могут сохраняться в воде довольно долго (табл. 1).

Таблица 1. Сроки выживания микроорганизмов в воде (по Н.Ф. Милявской), в днях.

Микроорганизм

Вода

стерильная

водопроводная

колодезная

речная

Кишечная палочка

8-365

2-262

2-106

21-183

Возбудитель брюшного тифа

6-365

2-93

12-107

4-183

Возбудитель паратифа В

39-167

27-37

-

-

Возбудитель дизентерии

2-72

15-27

-

12-92

Холерный вибрион

2-392

4-28

1-92

4-92

Лептоспиры

16

-

7-75

До 150

Возбудитель туляремии

3-15

До 92

12-60

7-31

Бруцеллы

6-168

5-25

4-45

-

Содержание химических веществ в водных объектах хозяйственно-питьевого водопользования нормируется в соответствии со следующими принципами:

 химические вещества не должны придавать воде посторонних запахов и привкусов, изменять ее цвет, вызывать появление пены, т.е. ухудшать ее органолептические свойства и потребительские качества; оказывать неблагоприятное воздействие на организм человека и процессы самоочищения (санитарный режим) водоемов.

Нормирование содержания химических и радиоактивных веществ в окружающей среде, в том числе и в воде, базируется на принципе пороговости, т.е. в пределах определенных доз (концентраций) присутствие этих веществ считают безопасным (безвредным) для организма. При этом обязательно должны учитываться возможные отдаленные последствия.

С выходом ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разработка регламентов качества питьевой воды и порядка его контроля стала компетенцией федеральных ведомств Государственной санитарно-эпидемиологической службы.

В СанПиН 2.1.4.1074-01 нормативы состава питьевой воды учитывают не те ингредиенты, которые должны в ней присутствовать, а, наоборот, вещества, присутствие которых в воде нежелательно и допустимо лишь в определенных пределах.

Следует отметить, что приведенная в документе совокупность гигиенических нормативов являет собой не эталон качества питьевой воды, а федеральный банк данных, который используется при создании программы контроля качества питьевой воды конкретного водопровода. При этом принимается принцип регионального подхода к регламентации состава питьевой воды. Для России с ее громадной территорией, разнообразием санитарных ситуаций, зависящих от региональных природных и социально-экономических условий, региональный подход особенно важен. Он позволяет на каждом водопроводе создать такую рабочую программу контроля, которая будет отражать реальный состав воды этого водопровода.

НЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ.

Гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории установлены в РФ  СанПиНом  2.1.4.1175-02, введённым в действие с 1 марта 2003г. В трактовке данного СанПиНа  «нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования».

Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования. Подъем воды из колодцев осуществляется с помощью различных приспособлений и механизмов. Наиболее приемлемым с гигиенической точки зрения является использование насосов различных конструкций (ручных и электрических). Не разрешается подъем воды из колодца (каптажа) ведрами, приносимыми населением, а также вычерпывание воды из общественной бадьи приносимыми из дома ковшами.

В сельской местности и небольших посёлках, где нецентрализованное водоснабжение получило наибольшее развитие,  огромную проблему представляет резко нарастающее и практически неконтролируемое загрязнение водосборов отходами производства и потребления. В конечном итоге эти загрязнения неизбежно попадают в водоносные горизонты, вскрываемые водозаборными колодцами и скважинами, и делают воду в них непригодной для питьевых нужд. 

Каптажи (КАПТАЖ (французкого captage, от лат. capto — ловлю, хватаю * а. capping, catchment; н. Fassung, Wasserfassungsmaßnahmen; ф. captage; и. captacion) — инженерно-техническое сооружение, обеспечивающее вскрытие подземных воднефти или газа, вывод их на поверхность, изоляцию эксплуатационного горизонта и возможность эксплуатации при соблюдении заданных показателей дебита, состава, температуры и других параметров) предназначены для сбора выклинивающихся на поверхность подземных вод из восходящих или нисходящих родников (ключей) и представляют собой специально оборудованные водосборные камеры различной конструкции. Забор воды из восходящих родников осуществляется через дно каптажной камеры, из нисходящих - через отверстия в стене камеры. На территориях, официально признанных зонами радиационного загрязнения, качество воды в источниках нецентрализованного водоснабжения по показателям радиационной безопасности оценивается в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01.

Необходимо чётко представлять, что заключения, о соответствии качества воды установленным нормативам, выдаваемые по нецентрализованным водоисточникам территориальными органами  государственного Санитарно-эпидемиологического надзора, действительны лишь на момент отбора пробы воды и лишь для указанных в заключении показателей. Заключения сформулированные, в редакции «вода в объёме проведённых исследований  соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02» не могут являться гарантией безопасности воды для питьевых нужд.   Указанные обстоятельства указывают на существенный риск для здоровья использования недостаточно контролируемых колодцев и скважин. Поэтому их  владельцы и пользователи должны постоянно стремиться к: расширению числа определяемых показателей и увеличению частоты контроля воды в источнике;   применению индивидуальных систем очистки и обеззараживания забираемой для питья воды; приобретению и использованию  приборов индивидуального контроля  важнейших показателей качества воды.

Задания для самостоятельной работы

Самостоятельная работа обучающихся включает в себя:

  • Реферативный материал:
  • Санитарная охрана водоемов. Источники загрязнения воды.
  • Источники водоснабжения и их санитарно-гигиеническая оценка.
  •  Лекционный материал.
  • Вопросы и задания для самоконтроля:
  • Назовите методы улучшения качества воды?
  • Объясните обеззараживание воды?
  • Перечислите основные признаки водных эпидемий?
  • Назовите заболевания, распространяющиеся через воду?
  • Приведите примеры источников нецентрализованного водоснабжения?

Библиографический список использованной литературы

Перечень рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы:

Основная литература:

  1. Крымская И.Г. Гигиена и  экология человека:  учебное пособие /И.Г Крымская. – Р-н-Д:Феникс, 2018 – 413 с.

Дополнительная литература:

  1. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение. – Р- н/Д: Феникс, 2011

Электронные ресурсы:

  1.  Мустафина И.Г. Гигиена и экология. Практикум - ЭБС «Лань»
  2. ЭПС «Система ГАРАНТ».
  3. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения - https://www.who.int/ru



Предварительный просмотр:

МЕДИЦИНА И ПЕДАГОГИКА.

Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения. Образование, как всякая деятельность человека, носит целесообразный характер: цель условно проектирует результат образовательного процесса, от нее зависит выбор средств и методов педагогической деятельности, необходимое содержание, характер взаимодействия участников педагогического процесса.

Говоря о цели образования, мы постоянно, особенно при анализе мыслей выдающихся философов и педагогов, будем «сбиваться» на воспитание. Это не случайно. Педагогику столетиями понимали как науку об искусстве воспитания. Предметом современной педагогической науки является образование как целостный педагогический процесс, в котором происходит развитие личности, ее социализация, целенаправленно организованное воспитание и обучениеКаждый компонент целостного процесса образования детерминирует остальные, они друг без друга не существуют. Но поскольку образование — это процесс, движение и при этом взаимодействие всех компонентов, то его модель может иметь вид спирали, где каждый компонент повторяется на новом, измененном уровне.

Целью образования является подача новых знаний и умений ученикам, воспитание в них определенных положительных качеств личности человека. Понятие цели образования тождественны понятию цели воспитания. Целью образования является формирование человека как сформированной целостной личности, способной самостоятельно принимать решения и действовать в любой ситуации соответственно обстоятельствам.

Целью медицинского образования является формирование у ученика не только профессиональных навыков и знаний, как у будущего специалиста, но и воспитать в нем чувство ответственности за жизнь и здоровье другого человека, привить ему гуманность, человеколюбие и чувство сострадания. Ведь профессия медицинского работника это не только знания предмета, но и умение общаться с пациентами и коллегами, что является элементами педагогики общения.

В содержании медицинского образования по отношению к формирующейся личности выделяют две стороны:

·   внешняя сторона – это образовательная среда, учебные планы, учебники, методические пособия и средства обучения, в том числе препараты, пациент и внутренняя картина болезни;

·   внутренняя сторона – это личностные изменения и приращения, уникальные для каждого студента: знания, способы деятельности, способности, смысл и ценности.

Собственный образовательный опыт послужит для студентов основой для перехода к освоению своей профессиональной деятельности и для дальнейшего непрерывного медицинского образования.

Образовательный процесс в медицинском учебном заведении направлен на достижение конечных целей обучения. Эти                                            цели сформулированы в квалификационной характеристике специалиста,  выражены в знаниях и умениях, которыми должен владеть специалист, и являются требованиями общества к данному специалисту.

Взаимосвязь медицины и педагогики обусловлена, прежде всего, прогрессом в философской, психологической, исторической и других научных сферах. Проблемы, возникающие в педагогике и медицине, например, воспитание и обучение как здорового ребенка, так и страдающего от хронического заболевания, становление и развитие его как личности, лечение больных с психическими расстройствами и многие другие целесообразно решать комплексно, в соответствии с достижениями в области всех наук, изучающих человека как явление не только биологическое, но и социальное.

Таким образом, педагогика и медицина, опираясь на лучший опыт превентивной деятельности педагогов и врачей в обществе, в частности, обучения здоровому образу жизни его членов, объективно объединяются с целью решения определенных жизненно важных задач в интересах индивида, отдельной группы или социума.



Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Современная социально-экономическая ситуация в стране характеризуется стремительными переменами во всех сферах жизнедеятельности: развитием инновационных процессов, расширением межкультурных коммуникаций, сменой приоритетов. В свою очередь, педагог как главное действующее лицо педагогического процесса всегда оказывается в центре переломных событий, во многом берет на себя ответственность за успешность решения новых задач, создает условия для максимальной адаптации подрастающего поколения к сложным жизненным ситуациям. Педагог выступает в качестве опоры для передачи интеллектуальных традиций и технических навыков.

Педагогический труд относится к самым сложным видам человеческой деятельности, но что именно делает учитель, большинство людей не совсем понимают, ограничиваясь внешними, видимыми характеристиками его деятельности. Очень многое проясняется, если поставить вопрос так: «Чем отличается педагог от других специалистов, не учителей? Только ли дипломом педагогического вуза?»

Профессия как благородная, а также трудная и требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы учебы и мысли, стремления к знаниям, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности к делу. 

Человек, вставший за учительский стол, ответствен за все и поэтому должен знать и уметь все, что относится к его профессиональной компетенции. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов сегодня — таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего парода.

Образование представляет собой целостную и интегрированную систему, включающую как знания, так и соответствующие навыки – например, социальные отношения, нормы общения, профессиональную деятельность. Важно понимать, что воспитание это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с принятыми нормами общества.

Окружающий мир меняется с огромной скоростью, и соответственно способы обучения должны измениться. Процесс обучения должен быть диалогическим, поисковым, проектным. Педагогические технологии должны отвечать следующим требованиям: направлять на развитие мышления, обучать анализу, делать выбор, вступать в полемику, не соглашаться с догмами, участвовать в дискуссии. И в такой ситуации традиционные формы обучения через классно-урочную систему недостаточны.

Учитель новой системы обучения должен уметь подбирать и разрабатывать содержание вариативного компонента образования, обеспечивать многоуровневый и личностный характер образовательного процесса посредством проектирования образовательных маршрутов учащихся, умело организовывать ценностно-деятельностный процесс познания, обеспечивающий формирование жизненно важных компетентностей учащихся. Современный учитель должен уметь осуществлять педагогическую диагностику личностного развития каждого обучающегося, фиксируя динамику его интересов. Информационная основа современных образовательных технологий предусматривает высокую информационную грамотность и исследовательскую культуру педагогов.

Современные преподаватели должны уделять больше внимания новым методам обучения, что сделает обучение более приятным. Лучшими педагогами всегда становились люди, которые раскрывали своих учеников с помощью поиска подхода к ним как к личностям, а не с помощью упреков и нравоучений, которые явно любят свои предметы и передают эту страсть и желание узнать больше о своих учениках. Когда учитель не только имеет правильный ответ на вопрос обучающегося, но и может расширить обсуждение яркими примерами, забавными иллюстративными анекдотами и релевантными фактами, и когда учитель имеет глубокий колодец понимания и опыта, чтобы использовать, то каждый урок обогащается, и каждый студент может быть вдохновлен.

Образование является неотъемлемой частью любого общества, так как с помощью воспитания, как социального явления происходит «воспроизводство» новых поколений. Общество не может динамично развиваться, не преобразуя образовательную систему, которая должна в определенной степени опережать поступательное движение социального развития экономики, науки и культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические пособия: Гигиена и экология человека, Экономика и управление здравоохранением и Основы профилактики, Справочник фельдшера ФАП

Материалы пособий, содержащих  конкретные  данные в области гигиены, экономики здравоохранения и профилатики заболеваний, которые могут использовать студенты в практической деятельности, а т...

Тестовые задания по теме « Экологические системы» Дисциплина Гигиена и экология человека

Тестовые задания разработаны для контроля знаний студентов первого года обучения по дисциплине Гигиена и экология человека тема "Экологические системы"...

календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине Гигиена и экология человека по специальности Сестринское дело

Календарно-тематическе планирование соответствует рабочей программе учебной дисциплины !Гигиена и экология человека" и является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соотвествии с ...

программа учебной дисциплины "Гигиена и экология человека" для специальности 32.02.01 Сестринское дело

Дисциплина входит в профессиональный учебный цикл, является общепрофессиональной дисциплиной.Дисциплина направлена на формирования следующих общих и профессиональных компетенций: ОК 1 – 13, ПК 1.1 - 1...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»

Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...