Рабочая программа учебной дисциплины «География» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
рабочая программа

Агеева Алла Викторовна

Рабочая программа учебной дисциплины «География» является частью образовательной программы, входит в образовательный цикл, относится к базовым общеобразовательным дисциплинам. Реализует требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования по профилю специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»на базе основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_poo.o1_geografiya_38.02.01_2018.docx52.96 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА»

ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Колледж

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

ПОО.01 География

код, специальность

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

на базе основного общего образования

форма обучения: очная, заочная

для контингента набора 2018 года

Воронеж,  2018

СОГЛАСОВАНА

Предметно-цикловой комиссией

общеобразовательных дисциплин

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Протокол № ____

от «___»___________201__ года

Председатель предметно- цикловой комиссии

                               А.В. Агеева

Подпись                     Инициалы Фамилия

Заместитель директора колледжа по методической работе

                                                                  И.А. Котова

                    Подпись                                                Инициалы Фамилия

УТВЕРЖДЕНА:

Первый заместитель

директора филиала

                                                                   Н.В. Боковая

                       Подпись                                                Инициалы Фамилия

Составители (авторы):  Агеева А.В., преподаватель колледжа Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова

Рецензент: Аветисова О.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ВО «ВГПЭК»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

25


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕОГРАФИЯ

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «География» является частью образовательной программы, входит в образовательный цикл, относится к базовым общеобразовательным дисциплинам. Реализует требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования по профилю специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»на базе основного общего образования.

1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина «География» принадлежит  общеобразовательному учебному циклу. Изучается на 1 курсе (на базе основного общего образования) очной и заочной формы обучения.

         Изучению данной дисциплины предшествует освоение общественно-научных предметов образовательной программы основного общего образования География, История.

Необходимыми требованиями к «входным» знаниям, умениям студента при освоении данной дисциплины является География, в результате изучения которой, обучающийся должен знать/понимать:

  • иметь представление о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины  мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • первичные компетенции  использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире в адекватной ориентации в нем;
  • иметь представление и основополагающие теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экономических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • иметь представление об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

уметь:

  • владеть элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • владеть основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
  • владеть основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • использовать разнообразные географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

В результате освоения, предшествующей дисциплиной является История, в результате изучения которой, обучающийся должен знать/понимать:

  • основы гражданской, этнонациональной, социальной,  культурной самоиндентификации личности обучающегося, идеи мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
  • историческое наследие народов России;

уметь:

  • применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цели курса:

  • формирование у студентов целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а так–же познавательный интерес к зарубежным странам и к народам их населяющих.

Задачи курса:

  • показать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества;
  • сформировать у обучающихся необходимые каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими умениями в области экономической и социальной географии;
  • продолжить развитие географического мышления;
  • сформировать основы географической культуры и мировоззрения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • работать с тематическими картами;
  • показывать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества;
  • объяснять международное географическое разделение труда, специализацию территорий;
  • приводить примеры и объяснять положительного и отрицательного воздействия человека на природу;
  • описывать регион или страну, объясняя особенности организации хозяйства, размещения отраслей, поясняя особенности социально-экономического развития страны и современные отношения со странами мира в мировом сообществе;
  • развивать географическое мышление.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • необходимый теоретический минимум в области экономической и социальной географии;
  • современную политическую карту;
  • размещение основных видов природных ресурсов;
  • население мира: естественное движение населения, урбанизационные и миграционные процессы, языковые семьи и народы мира, мировые религии;
  • состав основных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта;
  • особенности размещения основных отраслей хозяйства;
  • структуру мирового хозяйства и современные тенденции изменения структуры мирового хозяйства;
  • общие и специфические проблемы регионов Земли;
  • страны, входящие в регионы, их столицы, строй и формы правления.

1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:

очная форма обучения

Суммарный объем программы135 часов, в том числе:

во взаимодействии с преподавателем 115 часов;

самостоятельной работы обучающегося20 часов.

заочная форма обучения

Суммарный объем программы135 часов, в том числе:

во взаимодействии с преподавателем 14 часов;

самостоятельной работы обучающегося121 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарный объем программы (всего)

135

Во взаимодействии с преподавателем (всего)

115

в том числе:

лекционные занятия

75

практические занятия

40

Консультации(всего)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

индивидуальный проект

20

Промежуточная аттестация

-

Итоговая форма промежуточной аттестации –дифференцированный зачет

Заочная форма обучения

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарный объем программы (всего)

135

Во взаимодействии с преподавателем (всего)

14

в том числе:

лекционные занятия

8

практические занятия

6

Консультации (всего)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

121

в том числе:

индивидуальный проект

10

Промежуточная аттестация

-

Итоговая форма промежуточной аттестации –дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины География

Очная форма обучения        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел I.

Общая характеристика мира.

51

Тема 1.1 Политическое устройство мира.

Содержание учебного материала

5

Введение.

Географическая картина мира. Современная политическая карта мира, ее формирование. Типология стран. Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

2

Практические занятия

-

Тема 1.2

География мировых природных ресурсов.

Содержание учебного материала

6

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

2

Практические занятия

Особенности современного взаимодействия человеческого общества и природной среды.

Характеристика мировых природных ресурсов: классификация и размещение.

Природно-ресурсный потенциал регионов мира и особенности вовлечения в хозяйственный оборот.

6

Тема 1.3

География населения мира.

Содержание учебного материала

8

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.

2

Практические занятия

Демографические показатели характеризующие население мира.

Этнический состав населения мира, народы, религия, культурные регионы мира.

4

Тема 1.4

География мирового хозяйства.

Содержание учебного материала:

12

Современные особенности развития мирового хозяйства Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. 9 География отраслей первичной сферы мирового хозяйства Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.

2

Практические занятия

Модель пространственной структуры мирового хозяйства. Важнейшие интеграционные группировки стран.

Мировые центры обрабатывающей промышленности, главные районы производства с/х продукции и продовольствия.

География первичной сферы мирового хозяйства: Мировое сельское и лесное хозяйство, лесозаготовка и рыболовство; Горнодобывающая промышленность.

География вторичной сферы мирового хозяйства: Топливно-энергетический комплекс. Металлургический комплекс. Машиностроение.  Химическая, лесная (перерабатывающие отрасли и легкая промышленность).

География третичной сферы мирового хозяйства: Транспортный комплекс. Медицинские, образовательные, туристические, деловые, информационные услуги и торговля.

10

Раздел II.

Региональная характеристика мира.

50

Тема 2.1

Региональная характеристика мира.

Содержание учебного материала

36

География населения и хозяйства Зарубежной Европы Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. География населения и хозяйства Зарубежной Азии Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. География населения и хозяйства Африки Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. 10 География населения и хозяйства Северной Америки Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. География населения и хозяйства Латинской Америки Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. География населения и хозяйства Австралии и Океании Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

2

Практические занятия

Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Зарубежной Европы.

Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Зарубежной Азии.

Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Африки.

Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Северной Америки.

Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Латинской Америки.

Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Австралии и Океании.

14

Раздел III.

Россия в современном мире.

8

Тема 3.1

Россия в современном мире.

Содержание учебного материала

4

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.

2

Практические занятия

Составление комплексной экономико-географической характеристики России.

Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России. Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России.

4

Раздел IV.

Глобальные проблемы человечества.

6

Тема 4.1

Глобальные проблемы человечества.

Содержание учебного материала

4

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

2

Практические занятия

Регионы с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

2

Индивидуальный проект

20

Всего

135

Заочная форма обучения        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел I.

Общая характеристика мира.

58

Тема 1.1 Политическое устройство мира.

Содержание учебного материала

0,5

Введение.

Географическая картина мира. Современная политическая карта мира, ее формирование. Типология стран. Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

2

Практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающегося

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

10

Тема 1.2

География мировых природных ресурсов.

Содержание учебного материала

0,5

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

2

Практические занятия

Природно-ресурсный потенциал регионов мира и особенности вовлечения в хозяйственный оборот.

1

Самостоятельная работа обучающегося

Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

10

Тема 1.3

География населения мира.

Содержание учебного материала

2

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.

2

Практические занятия

Демографические показатели характеризующие население мира.

Этнический состав населения мира, народы, религия, культурные регионы мира.

1

Самостоятельная работа обучающегося

Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.

10

Тема 1.4

География мирового хозяйства.

Содержание учебного материала

2

Современные особенности развития мирового хозяйства Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.  География отраслей первичной сферы мирового хозяйства Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.

2

Практические занятия

Модель пространственной структуры мирового хозяйства. Важнейшие интеграционные группировки стран.

Мировые центры обрабатывающей промышленности, главные районы производства с/х продукции и продовольствия.

География первичной сферы мирового хозяйства: Мировое сельское и лесное хозяйство, лесозаготовка и рыболовство; Горнодобывающая промышленность.

География вторичной сферы мирового хозяйства: Топливно-энергетический комплекс. Металлургический комплекс. Машиностроение.  Химическая, лесная (перерабатывающие отрасли и легкая промышленность).

География третичной сферы мирового хозяйства: Транспортный комплекс. Медицинские, образовательные, туристические, деловые, информационные услуги и торговля.

1

Самостоятельная работа обучающегося

Современные особенности развития мирового хозяйства Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.

20

Раздел II.

Региональная характеристика мира.

44

Тема 2.1

Региональная характеристика мира.

Содержание учебного материала

2

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Африки

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

География населения и хозяйства Северной Америки

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

География населения и хозяйства Латинской Америки

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

2

Практические занятия

Составление комплексной экономико-географической характеристики стран регионов мира (Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Северная и Латинская Америка, Австралия и Океания).

2

Самостоятельная работа обучающегося

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.

География населения и хозяйства Африки

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты.

География населения и хозяйства Северной Америки

Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

География населения и хозяйства Латинской Америки

Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

40

Раздел III.

Россия в современном мире.

12

Тема 3.1

Россия в современном мире.

Содержание учебного материала

0,5

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.

2

Практические занятия

Составление комплексной экономико-географической характеристики России.

Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России. Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России.

0,5

Самостоятельная работа обучающегося

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.

11

Раздел IV.

Глобальные проблемы человечества.

11

Тема 4.1

Глобальные проблемы человечества.

Содержание учебного материала

0,5

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

2

Практические занятия

Регионы с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

0,5

Самостоятельная работа обучающегося

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

10

Индивидуальный проект

10

Всего

135

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет экологических основ природопользования , укомплектованный

оборудованием:

- рабочее место преподавателя: стол, стул;

- рабочие места обучающихся: столы ученические, стулья или скамьи ученические;

- классная доска или маркерная доска;

- трибуна.

техническими средствами обучения:

- ноутбук с установленным ПО или персональный компьютер с установленным ПО;

- проекционный экран, мультимедийный проектор или принтер лазерный;

программным обеспечением:

- операционная система Microsoft Windows 10

- пакет прикладных программ Microsoft Office 2016;

учебно-наглядные пособия:

- плакаты

или

-стенды.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

п/п

Наименование учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

I

Основные источники:

1.1

Баранчиков Е.В., География для профессий и специальностей социально-экономического профиля [текст]: учебник для образоват. учреждений нач. и сред .проф. Образования. – 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. –-320 с.

II

Дополнительные источники

2.1

Шульгина, О. В. География [электронный ресурс]: учебник / О.В. Шульгина, А.Е. Козаренко, Д.Н. Самусенко. - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 313 с.- (Среднее профессиональное образование). -(Режим доступа: URL: https://znanium.com/catalog/product/920745)

III

Электронные источники

3.1

https://www.rgo.ru/ru – «RGO.ru» географический портал Планета Земля. - Раздел «Энциклопедия» - это «Малая географическая энциклопедия» (Физическая география, Страноведение, Экономическая география).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе опроса, проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.

 Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Фонды оценочных средств (ФОС) разрабатываются образовательным учреждением. Они включают в себя педагогические контрольно-оценочные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

работать с тематическими картами;

практические работы, тестирование, устный опрос.

показывать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества;

практические работы, тестирования, устные опросы, творческое задание/ индивидуальный проект.

объяснять международное географическое разделение труда, специализацию территорий;

практическая работа, устный опрос, творческое задание/индивидуальный проект.

приводить примеры и объяснять положительного и отрицательного воздействия человека на природу;

практических работ, устный опрос, творческое задание/индивидуальный проект.

описывать регион или страну, объясняя особенности организации хозяйства, размещения отраслей, поясняя особенности социально-экономического развития страны и современные отношения со странами мира в мировом сообществе;

практические работы, тестирования, устные опросы, выполнение творческого задания/индивидуальный проект.

развивать географическое мышление.

практические работы, тестирования, устные опросы, творческое задание/индивидуальный проект.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

необходимый теоретический минимум в области экономической и социальной географии;

тестирования, устные опросы

современную политическую карту;

тестирования, устные опросы

размещение основных видов природных ресурсов;

практические работы, тестирования, устные опросы, творческое задание/ индивидуальный проект.

население мира: естественное движение населения, урбанизационные и миграционные процессы, языковые семьи и народы мира, мировые религии;

практические работы, тестирования, устные опросы,  творческое задание/ индивидуальный проект.

состав основных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта;

практические работы, тестирования, устные опросы, творческое задание/ индивидуальный проект.

особенности размещения основных отраслей хозяйства;

практические работы, тестирования, устные опросы,  творческое задание, индивидуальный проект

структуру мирового хозяйства и современные тенденции изменения структуры мирового хозяйства;

практические работы, тестирования,  устные опросы,  творческое задание/индивидуальный проект

общие и специфические проблемы регионов Земли;

практические работы, тестирования устные опросы,  творческое задание/индивидуальный проект

страны, входящие в регионы, их столицы, строй и формы правления.

тестирования, устный опрос, творческое задание/индивидуальный проект

Разработчик: Агеева Алла Викторовна, преподаватель колледжа Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Приложение 1

Учебные занятия с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения

Тема занятия

Количество часов

Активные и интерактивные формы и методы обучения

Формируемые компетенции

Тема 1.3

География населения мира

Практическое занятие №5

Этнический состав населения мира, народы, религия, культурные регионы мира.

2

Дискуссия

-

Тема 4.1

Глобальные проблемы человечества

2

Проблемная лекция

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОП.01 Экономика организации Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдисциплины ОП.01 Экономика организацииДля обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звенаспециальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине ОП.01 Экономика организации Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические рекомендациипо выполнению практических работ по  дисциплине  ОП.01 Экономика организации  Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена спец...

методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Статистика" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания к практическим работам по дисциплине "Статистика" предназначены для студентов специальности 38.02.01 Экономика ибухгалтерский учет (по отраслям). Методические указания разработан...

Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Статистика 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Рабочая программа для заочного отделения по дисциплине Аудит по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям

Рабочая программа для заочного отделения по дисциплине Аудит по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям...

КИМКОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.09 АУДИТ 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет(по отраслям) Базовый уровень

Контрольно измерительные материалы по дисциплине ОП.09 Аудит  специальности 38.02.01 представляет совокупность контролирующих материалов, предназанченных для измерения уровня знаний студентов, ус...