Химический состав клетки Урок повторения и обобщения знаний, развития умений биология 6 класс
методическая разработка

Химический состав, органические вещества, неорганические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биология,  6  класс. Тема  Химический состав клетки    Васина Ю.Б.

Почетская СОШ Абанского района Красноярского края

Цели урока:

  1. Образовательно-развивающие цели:
  1.  Применение обучающимися опорных понятий: химический состав, органические вещества, неорганические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
  2. Овладение обучающимися УУД:

познавательными: смысловое чтение, подведение под понятие, анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

регулятивными: определение познавательной цели, оценка и самооценка результатов учебного труда

коммуникативными:   выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

  1. Развитие у обучающихся специальных предметных умений:  знать химический состав клетки, формулировать определения понятий: органические вещества, неорганические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
  1. Воспитательные цели:
  1. Формирование у обучаемых мировоззрения на основе философских категорий: структура-функции, противоположности
  2. Формирование у обучаемых личностных УУД: личностное самоопределение, объективная самооценка учебных достижений на уроке, нравственно-этическое оценивание  действий своих одноклассников на уроке.

Оборудование: ПК, таблица «Химический состав клетки»

Заявка на оценку (в классе 16 обучающихся):

«5»-22 балла и более

«4»-18-21 баллов

«3»-13-17 баллов

План-конспект урона

Деятельность учителя

Время, критерии

Деятельность обучающихся

Оргмомент.

  1. Знакомство обучающихся с заявкой на оценку.
  2. Планирование обучаемыми оценки.
  3. Выбор арбитров в группах.

Фиксируют запланированную оценку на полях тетради.

Выбирают арбитров в группах.

Выход на тему урока. Определение познавательных целей.

Какую тему мы с вами прошли?

Определите, какой будет наша цель на уроке? (фронтальная работа)

1б за устные ответы

Мы прошли тему «Химический состав клетки»..

Наша цель на уроке- сравнить  функции

органических и неорганических веществ в клетке.

Дидактическая игра «Ярмарка понятий» (фронтальная работа)

На слайде понятия, необходимо купить понятие, раскрыв его содержание.

химический состав, органические вещества, неорганические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

 

химический состав- процентное содержание органических и неорганических веществ

органические вещества- белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты

неорганические вещества- вода, минеральные соли

минеральные соли-  неорганические вещества, входящие в состав клетки в незначительных количествах, они составляют до 1% массы клетки

белки- основные вещества клетки (органические вещества). Сложные соединения. Выполняют транспортную, сократительную, защитную функции.

жиры- (органические вещества), дают организму до 30% энергии. Предохраняют организм от потери тепла.

углеводы- (органические вещества),глюкоза, сахароза, клетчатка, крахмал. Основная функция –энергетическая. Но также выполняют опорную и защитную.

нуклеиновые кислоты- ответственны за хранение и передачу наследственных признаков от родителей потомству.

Задание №1. Изобразите логические схемы состава органических и неорганических веществ.

Сравните  органические и неорганические вещества по выполняемым функциям в клетке. Ответ запишите в тетрадь в виде суждений,  используя карточку №3 (2 суждения).

А. Индивидуальный труд

В. Фронтальная проверка

С. Самооценка по критериям учителя

1,5б за каждую верную схему

Макс.

2б за каждое суждение на сравнение

Макс.

Составляют логические схемы состава органических и неорганических веществ.

 

Если неорганические вещества в клетке составляют  от 70до 80%, то органические  от 20до 30%.

Если  на кислород, углерод,  водород, азот (это самые распространенные элементы в клетке) приходится  до 98%, то  на все остальные всего 2%.

Задание №2. Работа с диаграммой «Содержание химических элементов в клетке»

Подпишите на диаграмме химические элементы, входящие в состав живой    клетки. Ответ запишите в тетрадь в виде суждений,  используя карточку №3 (2 суждения).

А. Индивидуальный труд

В.  Самопроверка и самооценка по критериям учителя

 

1мин.

, если все верно отмечено;

1б, если есть ошибки или задание выполнено не полностью;

0б, если задание не выполнено

Учащиеся работают с диаграммой

Задание №3. Из перечисленных веществ выберите те, которые относятся к органическим веществам:

  1. вода
  2. белки
  3. минеральные соли
  4. клетчатка
  5. крахмал
  6. нуклеиновые кислоты
  7. липиды
  8. азот
  9. калий
  10. углерод
  11. углеводы

А. Индивидуальный труд

В.  Простая кооперация

- Обсудите в группах результаты индивидуального труда

С. Сложная кооперация. Выступление  групп, общее обсуждение. Возражения, дополнения (при необходимости).

D. Самооценка инд. труда  по критериям учителя

5мин.

, если все верно выбрано;

2б, если есть ошибки (1-2); 1б если есть ошибки (3-4);

0б, если ошибок более 4  или задание не выполнено

Выписывают в тетрадь номера:

Органические вещества-2,4,5,6,7,11.

Задание №4. Прокомментируйте данное утверждение в виде суждения, используя карточку №3:

Химический состав тел живой и неживой природы одинаков, но имеет разное соотношение тех или иных элементов.

2мин.

по 1б за верное суждение

Если в живой клетке кислорода до 70%, то в составе тел неживой природы только около 50%.

Сравнивая диаграммы содержания химических элементов в клетке и на  земле, можно сказать, что наиболее распространенные элементы в живых организмах- кислород,  углерод, азот, водород, а  в неживой природе кислород,  кремний, алюминий, железо.

Задание №5. Используя  рисунок на с.12 учебника, составьте круговые диаграммы содержания в клетке (в %) неорганических и органических веществ.

А. Индивидуальный труд

В. Фронтальная проверка и самооценка  по критериям учителя

10мин.

4б за каждую диаграмму (макс. 8б),  

3б, если есть ошибки (1); 2б, если есть ошибки (2);   1б если есть ошибки (3-4);

0б, если ошибок более 4  или задание не выполнено.

Учащиеся составляют диаграммы

Обобщение темы  урока (каждый индивидуально)

Ответить на вопросы:

Какие элементы самые распространенные в живых организмах?

Какие органические и неорганические вещества входят в состав живых организмов?

5мин.

За полное выступление -4б; при незначительных замечаниях-

3б; если есть негрубые ошибки (1-2) -1-2б; если есть грубые ошибки  -0б.

Наиболее  распространенные элементы   в живых организмах - кислород,  углерод, азот, водород.

В состав живых организмов входят органические  вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты) и неорганические вещества (вода, минеральные соли)

Подведение итогов работы на уроке (2мин)

Арбитры, назовите лидеров в ваших группах.  Лидеры, добавьте по 1 поощрительному баллу.

Все посчитайте полученные баллы. Соотнесите результат  с заявкой и определите, какую оценку вы заработали.

Поднимите руку те, кто получил такую оценку, которую планировал.

Кто получил   оценку выше запланированной? Кто получил   оценку ниже запланированной?

 

Максимално-25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Физика на кухне» Урок повторения и обобщения знаний по теме «Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел»

Обобщающий урок по теме: «Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел» проводится для будущих поваров-кондитеров в форме физического турнира. Турнир называется «Физика на кухне». Цель урока –...

«Электрическое поле» Урок повторения и обобщения знаний по теме «Электростатика»

урок – викторина проводится при повторении и обобщении темы: «Электростатика». Ребята заранее делятся на три команды, приблизительно равные по силам и каждая выбирает себе капитана. Сам урок сос...

Урок систематизации и обобщения знаний и умений (с элементами игровых технологий) "Деньги правят миром"

Деньги ли правят миром? Они ли являются выражением наших стремлений, исканий,  достижений, всем тем,  ради чего живет и развивается человечество....

тест по биологии химический состав клетки

тест позволяет проверить знания по химическому составу клетки...

Химический состав клетки Урок-контроль биология 6 класс

Химический состав, органические вещества, неорганические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты....

Химический состав клетки Урок выведения новых знаний биология 6 класс

Химический состав, органические вещества, неорганические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты....