Методическая разработка внеаудиторного занятия " Устный журнал-викторина: Гений земли русской"
методическая разработка

Внеаудиторное мероприятие, посвященное 310- летию со дня рождения М.В. Ломоносова, состоит из двух блоков: устный журнал и викторина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Московский областной медицинский колледж №3

имени Героя Советского Союза З.Самсоновой»

Егорьевский филиал

МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА

по математике

Устный журнал – викторина

«Гений земли русской»

специальность

34.02.01 Сестринское дело

Преподаватель:  Карпова О.А.

2021-2022 уч.год


«Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Московский областной медицинский колледж №3

имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»

Егорьевский филиал

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК общепрофессиональных, общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

протокол № _________

от «____» ____________________ 20_____г.

Председатель ЦМК ___________ /Карпова О.А./

СОГЛАСОВАНО

Зав отделом по УВР

________________________ /Шувалова Н.А./

Методист ________________ / Спичка Н.А./

МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА

по математике

Устный журнал - викторина

«Гений земли русской»

специальность

34.02.01 Сестринское дело

Преподаватель:  Карпова О.А.

2021-2022 уч.год


УСТНЫЙ ЖУРНАЛ - ВИКТОРИНА

«ГЕНИЙ ЗЕМЛИ РУССКОЙ».

Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся  о жизни и творчестве М.В.Ломоносова; показать связь эпохи 18 века с современной жизнью.

Задачи:

  1. Раскрыть значение деятельности М.В. Ломоносова, его вклада в историю России, отечественную науку.
  2. Показать значение просветительской и научной деятельности  М.В.Ломоносова.
  3. Развивать интеллектуальные способности обучающихся.
  4. Воспитывать гордость за гениального человека.

Форма проведения: устный журнал, интеллектуальная игра.

Метод проведения: проектный, командный.

Оборудование: мультимедийная панель, портрет М.В.Ломоносова, плакаты с высказываниями М.В.Ломоносова.

Аудитория: обучающиеся 1 курса

Ход мероприятия

Вступительное слово. 19 ноября 1711 года родился великий русский учёный - энциклопедист, первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов. В 2021 году исполняется 310 лет со дня рождения  этого великого русского ученого. Сегодня мы поговорим о жизни и деятельности ученого, прославившего Россию. Наше мероприятие пройдет в виде устного журнала, на  страницах которого выступят обучающиеся колледжа и проведем викторину, посвященную нашему выдающемуся соотечественнику.

Выступления обучающихся.

СТРАНИЦА 1: «ДЕТСКИЕ ГОДЫ».

 Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711г. в деревне Денисовка, близ г.Холмогоры, в 80км. от Архангельска в семье рыбака-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. Детство Ломоносова, рано лишившегося матери, было нелегким: уже  с 10 лет отец брал его с собой  на тяжелый и опасный морской промысел. Такая жизнь закалила характер молодого человека. Огромное влияние  на его развитие оказала суровая и величественная природа Севера, которую он считал своей «первой книгой». Грамоте он учился у односельчанина Ивана Шубного. Основы знаний приобрел  по первым в то время гражданским книгам – славянской грамматике Мелетия Смотрицкого и арифметике Леонтия Магницкого, которые называл «вратами своей учености».                                                Учась, Ломоносов сталкивался с трудностями, особенно после того, как в 1724г. отец привел в дом мачеху. Она е разделяла увлечения ребенка книгами, и ему приходилось читать тайком. Отец хотел, чтобы сын , как и он сам, и как многие поморы, стал рыбаком. У Михайлы же была другая мечта: он задумал отправиться в Москву учиться. Попросил Михайло у отца позволения уйти из дома: хочу, мол, учиться, а здесь негде. Василий Дорофеевич не понимал сына, сердился: зачем тебе уходить, когда хозяйство налажено. Он уже и невесту приискал Михаилу.

 Оставалось выбрать: то ли уйти без родительского позволения, то ли навсегда забросить мечту об учении.

В декабрьскую ночь 1730 года, никого не предупредив, вышел Михайло из дому и побежал догонять обоз с мороженой рыбой, который ещё утром отправился в Москву. С собой у Михаила было три рубля денег, взятые взаймы у соседа Фомы Шубного, да две книги - грамматика и арифметика. Обоз он догнал через три дня.  Было ему 19 лет.

СТРАНИЦА  2:  «ПУТЬ В НАУКУ».

Выдав себя за сына холмогорского дворянина, Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию, в которой учится 5 лет в исключительно тяжелых условиях. Из своих скудных средств (он имел в день жалованья один алтын – 3 копейки) Михаил Васильевич мог позволить себе покупать в день не больше, как «на денежку (полкопейки) хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и на другие нужды».

Страсть к науке и упорство в достижении цели помогли выдержать эти лишения и закончить за 5 лет восьмилетний курс обучения.

По окончании академии Ломоносов за блестящие успехи в учебе в числе наиспособнейших юношей был вызван из Москвы в Петербургскую Академию наук, а затем послан за границу для дальнейшего учения у виднейших ученых того времени.

В 1741 году Ломоносов возвратился на родину в Академию наук в должности помощника профессора.

В 1745 году в возрасте 34 лет он становится профессором химии.

СТРАНИЦА  3: «ЛОМОНОСОВ – УЧЕНЫЙ».

Академик М. К. Келдыш сказал: «Трудно назвать какую-либо отрасль науки из существующих в 18 веке, в которую бы Ломоносов не внес крупного творческого вклада. В физике, астрономии,  метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии,  истории,  теории  словесности и литературе он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся научные открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили свое время.

ХИМИК.

 Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в Академию.

И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году. Первым, с чего начал Ломоносов работу в новой химической лаборатории, было изготовление окрашенных стекол.

Учёный разработал технологию по изготовлению цветных стёкол, смальт и красителей для них. Ему удалось изготовить 112 тонов и свыше 1000 оттенков.

В мастерской Ломоносова было создано 40 мозаик. До наших дней сохранилось 24 мозаики.

Для Петропавловского собора  создана знаменитая мозаичная картина Ломоносова «Полтавская баталия».

В Эрмитаже висит портрет Петра Первого собственноручной работы Ломоносова.

В Русском музее висят портреты двух величественных женщин – Елизаветы Петровны, дочери Петра I, и Екатерины  Второй.

МАТЕМАТИК

Ломоносов не оставил после себя работ, которые можно было бы в строгом смысле слова назвать математическими, однако без понимания его отношения к математике представление о его научном наследии было бы неполным. Общеизвестно высказывание, приписываемое Ломоносову: «Математику изучать надобно, поскольку она в порядок ум приводит». Так кратко и выразительно может сформулировать свою мысль только человек, не просто относящийся к математике с почтением, но и в силу собственного опыта понимающий её роль в жизни, возможности её приложений в самых разных областях знания.

Ломоносов получил фундаментальную для своего времени подготовку по математике и естественным наукам. В Марбургском университете он слушал лекции Х.Вольфа по математике, астрономии, алгебре, физике, механике, логике и другим дисциплинам, а в дополнение к перечисленному брал ещё уроки арифметики, геометрии и тригонометрии. Примечательно, что свои первые работы там Ломоносов подписывал как «студент математики и философии».

После возвращения в Россию он продолжал заниматься точными науками и совершенствовать свои познания в области математики, о чём говорит, в частности, его письмо в канцелярию Академии наук: «Потребна мне, нижайшему, для упражнения и дальнейшего происхождения в науках математических Невтонова «Физика» и «Универсальная арифметика», которые обе книги находятся в Книжной академической лавке». В своих работах Ломоносов постоянно ссылается на труды Вольфа, Ньютона, Эйлера, Д. Бернулли и других учёных того времени.

Особые отношения связывали Ломоносова с Эйлером, труды которого он изучал по мере выхода их в свет (известно, что он хорошо знал фундаментальную работу Эйлера «Введение в анализ бесконечно малых»). Из сохранившейся переписки двух академиков известно, что Эйлер высоко ценил работы Ломоносова, начиная с его первых шагов в науке. В одном из его отзывов, в частности, говорится: «Все сии сочинения не токмо хороши, но и превосходны, ибо он изъясняет физические и химические материи самые нужные и трудные, кои совсем неизвестны и невозможны были к истолкованию самым остроумным ученым людям, с таким основательством, что я совсем уверен о точности его доказательств. … Желать надобно, чтобы все прочие Академии были в состоянии показать такие изобретения, которые показал господин Ломоносов».

В 1741 году Ломоносов написал работу «Elementa Chimiae Mathematicae» («Элементы математической химии», на латыни). Она не была издана и сохранилась в черновиках, которые позволяют судить о том, что Ломоносов хотел создать целый трактат по математической химии, наподобие труда Philosophiae Naturalis Principia Mathematicae Ньютона. Можно предположить, что речь шла об изложении химии на прочных аксиоматических основаниях, взятых из наблюдений и экспериментов, затем об описании явлений на математическом языке (сейчас бы мы сказали о создании математической модели) и сравнении результатов вычислений с экспериментом (т.е. проверка модели на реальных, опытных данных).

Успехи в химической науке, по мысли Ломоносова, возможны только с применением математики. В «Слове о пользе химии» он прямо говорит об этом, указывая на необходимость превратить химию из искусства, которым она считалась в его время, в точную науку. По словам Ломоносова, «к сему требуется весьма искусный Химик и глубокий Математик в одном человеке … Не такой требуется Математик, который только в трудных выкладках искусен, но который в изобретениях и в доказательствах привыкнув к математической строгости, в натуре сокровенную правду точным и непоползновенным порядком вывесть умеет».

Рассуждая о химии, Ломоносов фактически излагает свои взгляды на необходимость математики для успешного развития естественно-научного знания: наука должна строиться на прочном аксиоматическом основании, выводы должны быть в духе математических рассуждений, а проверяться всё должно опытом, экспериментом, то есть привычка математика строго рассуждать должна приводить к развитию теории на основе экспериментальных фактов.

Называя математику «прекраснейшей наукой», Ломоносов признавал за ней «первенство в человеческом знании».

ФИЗИК.

Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики. Собственно физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученого дополняли друг друга. Он стал родоначальником новой науки – физической химии.

С 1841 г. М. Ломоносов работает в Петербургской академии наук. Создает там хорошие физическую и химическую лаборатории. Переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке.

26 мая 1761 г. М. Ломоносов в своей домашней обсерватории наблюдает редкое астрономическое явление прохождение Венеры по диску Солнца. Это явление наблюдали многие в Европе, но только Ломоносов понял, что  Венера окружена воздушной атмосферой.

ИСТОРИК.

 За годы жизни Ломоносова в России сменилось восемь правителей, но основное время выпало на годы правления Елизаветы Петровны. Вместе с Шуваловым Ломоносов бывает при дворе и Елизавета Петровна дает наказ Ломоносову: «Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная «профессором слова».

Вначале 50-х гг. Ломоносов занялся написанием «Древней Российской истории».

 Он сознавал большую ответственность, принимаясь за этот нелегкий труд. В 1758 г. Ломоносов подготовил первый том «Российской истории» и передал его в академическую типографию. Но в следующем году он взял рукопись, чтобы изменить расположение примечаний. Работа затянулась, и при жизни автора книга так и не была отпечатана. Она вышла в свет в 1766 г., через год после его смерти, под названием «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава  Первого, или до 1054 г.». Издание этого  труда Ломоносова   было крупным событием в русской историографии.

«Древняя Российская история» Ломоносова пользовалась популярностью не только в России, но и за рубежом. В 1768 г. она была переведена на немецкий язык, в 1769 г. вышла во французском переводе.

ПРОСВЕТИТЕЛЬ.

 Ломоносов задумал основать университет в Москве. Он составил проект его организации и предложил создать при университете гимназии. Ломоносов решил действовать через любимца императрицы Ивана Шувалова, слывшего за покровителя наук и искусства.  Указ  об учреждении  Московского университета был подписан 25 января 1755 года.

В Московском университете первоначально работало три факультета: философский, медицинский и юридический. Преподавание велось в основном на русском языке.

1 марта 1757 года М. В. Ломоносова назначили членом академической канцелярии, что давало ему возможность управлять делами Академии.

Наибольшее внимание М. В. Ломоносов уделял надзору за учебными заведениями Академии, которыми он заведовал до самой своей смерти. Он устроил для учащихся общежитие, настоял на своевременной выплате денег на их содержание, добивался повышения жалованья особо отличившимся ученикам.

ПОЭТ.

Белинский называл Ломоносова отцом русской поэзии. В.В.Гоголь писал: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги».

Красивы звучные оды Ломоносова. Много поколений восхищается вдохновленными строками «Оды на день вошествия на всероссийский престол ее государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года».

М.В.Ломоносов много сделал для преобразования русского языка. Он первый глубоко оценил богатство, мощь, выразительность и красоту великого русского языка.

М.В.Ломоносов создал ряд практических пособий, необходимых для широкой литературной подготовки деятелей русской культуры. Первым пособием была «Риторика» - первое печатное руководство в России по теории литературы и ораторскому искусству.

Еще большую роль в истории русской культуры сыграла составленная Ломоносовым «Российская грамматика», выдержавшая 14 изданий и не потерявшая научного значения до настоящего времени.

Чем бы ни занимался Ломоносов – физическими или химическими опытами, поэзией или географическими исследованиями, всегда движущей силой его творчества было патриотическое стремление работать на благо Родины.

В последние годы жизни слава Ломоносова распространилась далеко за пределы России.В 1760 году он был избран почетным членом шведской Академии наук. В 1763 г. 10 октября Ломоносова в торжественной обстановке избрали почетным членом Петербургской Академии художеств. В 1764 г. в апреле Болонская Академия наук, отдавая должное заслугам    Ломоносова в области мозаичного искусства, избрала его своим членом.

4 апреля 1765 г. в возрасте 54 лет М.В.Ломоносов умер. Он похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

СТРАНИЦА  4: «ПИСАТЕЛИ О ЛОМОНОСОВЕ».

А.С.Пушкин.

«Ломоносов был великий человек…Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

А.Н.Радищев.

«Прославиться всяк может подвигами, но ты был первый. Самому всесильному нельзя отнять от тебя того, что дал. Родил он тебя прежде других, родил тебя в вожди, и слава твоя есть слава вождя».

В.Г.Белинский.

«С Ломоносова начинается наша литература: он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим».

Б.Н.Меншуткин.

«Ломоносов в совершенстве знал кроме русского и церковнославянского языков, латинский, немецкий, французский, на которых писал, читал книги. Ему принадлежит перевод физики с немецкого на латинский».

В.И.Левашов.

«Образ Михаила Васильевича вызывает у нас чувство особой гордости и восхищения прежде всего потому, что по многогранности своего таланта он превосходит Леонардо-да-Винчи, по мужеству ученого не уступает Николаю Копернику и вскрыл сложнейшие законы природы глубже, чем Исаак Ньютон. Поэтому в истории великих людей он представляет собой исключительное явление».

СТРАНИЦА  5: «ИМЯ ЛОМОНОСОВА НА КАРТЕ МИРА».

  1. Село Ломоносово (ранее д.Денисовка), где родился Ломоносов.
  2. Возвышенность Ломоносова – плато в центральной части острова Зап.Шпицберген, принадлежит Норвегии.
  3. Хребет Ломоносова – подводный хребет в Северном Ледовитом океане.
  4. Город Ломоносов  в Ленинградской области.
  5. Течение Ломоносова – экваториальное течение в Атлантическом океане.
  6. Московский государственный университет имени Ломоносова – основан в 1755г.
  7. Проспект Ломоносова – один из центральных в Архангельске.
  8. Архангельский государственный педагогический институт имени М.В.Ломоносова основан в 1932г.
  9. Памятник в селе Ломоносове Холмогорского района Архангельской области открыт в 1958.
  10.  Драматический театр имени М.В.Ломоносова в Архангельске.

ИГРА «ЭРУДИТ»

Ведущий.

Игра "Эрудит" посвящена нашему выдающемуся соотечественнику. В игре принимают участие 6 человек. И в качестве напутствия напомним им знаменитые слова М. В. Ломоносова, выражающие уверенность в интеллекте русского народа.

О, Ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Правила игры

Игра состоит из 4-х раундов и финала. В каждом раунде последовательно выбывает по 1 игроку, набравшему наименьшее количество баллов. Если после раунда участники наберут равное количество баллов, то они должны будут ответить на дополнительный вопрос. Учащимся на раздумье даётся 2 секунды после заданного вопроса. Вопросы задаются участникам по очереди. Если ответа нет, игрок, говорит "пас".

1 раунд (наибольшее количество баллов 5)

- Как называется процесс, протекающий в теплоизолированной системе? Ответ: адиабатный.

- Точное значение абсолютного нуля? Ответ: -273 К.

- Процесс парообразования, происходящий с поверхности жидкости?

 Ответ: испарение.

- Кем была впервые определена скорость движения молекул газа?

Ответ: Штерном.

- Температура, при которой стираются различия между жидкостью и её насыщенным паром. Ответ: критическая.

- К каким процессам относятся старение и смерть живых организмов?

 Ответ: к необратимым.

- Корень квадратный из 625. Ответ: 25.

- Как называется отрезок, соединяющий 2 точки окружности? Ответ: хорда.

- Отношение противолежащего катета к прилежащему? Ответ: тангенс

- Сколько достаточно точек, чтобы задать прямую? Ответ: 2.

- Чему равна сумма углов треугольника? Ответ: 180°.

- 12 в квадрате Ответ: 144

- Самое маленькое растение? Ответ: ряска.

- Какие растения относятся к низшим? Ответ: водоросли.

- Какое растение испаряет больше всех воды? Ответ: эвкалипт.

- Самое быстрорастущее растение. Ответ: бамбук.

- Какие растения имеют в виду, когда говорят "корабельный лес"?

 Ответ: сосны.

- Самый низкокалорийный плод. Ответ: огурец.

- Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.

Ответ: насыщенный.

- Прибор, предназначенный для измерения влажности состоящий из 2-х термометров. Ответ: психрометр.

- Неделимый кирпичик вещества. Ответ: атом.

- Назовите макроскопические параметры. Ответ: давление, объём, температура.

- Какую деформацию испытывают опоры мостов, фундаменты зданий? Ответ: сжатия.

- Процесс, протекающий при постоянной температуре.

Ответ: изотермический.

- Синус 60°. Ответ: https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/21/s_5e9f3e988343c/1426020_2.png .

- Как называется ромб, углы которого равны 90°? Ответ: квадрат.

- Сколько точек достаточно для задания плоскости? Ответ: 3.

- С чего всегда начинают исследование функции?

Ответ: область определения.

- Как называется график квадратичной функции? Ответ: парабола.

- Как называется деление числителя и знаменателя обыкновенной дроби одно и то же число? Ответ: сокращение.

Подведение итогов.

Дополнительный вопрос

- Ломоносов родился 19 ноября 1711 года по новому стилю. А какого ноября он родился по старому стилю? Ответ: 8 ноября.

2 раунд (наибольшее количество баллов 4)

- Газ, взаимодействие между молекулами которого, пренебрежимо мало. Ответ: идеальный.

- До каких пор будете держать термометр под мышкой?

 Ответ: до наступления теплового равновесия.

- Физические свойства твёрдых тел. Ответ: сохранение объёма и формы.

- Вещество, которое может находиться и в кристаллическом, и в аморфном состоянии? Ответ: кварц (Si О).

- Изобретатель динамита, основавший премию за выдающиеся заслуги в различных областях науки. Ответ: Альфред Нобель.

- График обратно-пропорциональной зависимости. Ответ: гипербола.

- Как по-другому называется знак корня? Ответ: радикал

 -. Отношение противолежащего катета к гипотенузе? Ответ: синус

- Сколько осей симметрии имеет квадрат? Ответ: 4.

- Против какого угла лежит катет равный половине гипотенузы?

Ответ: против угла 30°.

- Самый ядовитый гриб. Ответ: бледная поганка.

- Самое крупное млекопитающее. Ответ: синий кит.

- Постройки птиц. Ответ: гнездо.

- Самые крупные бактерии. Ответ: спирохета.

- Самое массивное дерево. Ответ: секвойя гигантская.

- Процесс, протекающий при постоянном объёме. Ответ: изохорный.

- Как называется единичный кристалл? Ответ: монокристалл.

- Какой вид деформации испытывают канаты, тросы? Ответ: растяжения.

- Как называют число молекул в 1 моле вещества? Ответ: число Авогадро.

- Процесс, протекающий при постоянной температуре.

Ответ: изотермический.

- Секретом какой железы является адреналин? Ответ: надпочечника.

Подведение итогов второго раунда.

Дополнительный вопрос.

С каким ускорением движется автомобиль на повороте?

 Ответ: с центростремительным.

3 раунд (наибольшее количество баллов 3)

- Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника? Ответ: 90°.

- Как называется точка графика, в которой меняется возрастание на убывание функции? Ответ: максимум

- Чему равен sin 90°? Ответ: 1.

- У какой фигуры две стороны параллельны, а две другие не параллельны? Ответ: трапеция.

- Четвертая планета от Солнца. Ответ: Марс.

- Мера инертности тела. Ответ: масса.

- Вид теплового двигателя, используемый на ТЭС. Ответ: паровая турбина.

- К какому классу животных относятся пингвины? Ответ: птицы.

- Красные кровяные тельца. Ответ: эритроциты.

- Невосприимчивость организма к заболеваниям. Ответ: иммунитет.

- Мех какого пушного зверя самый ценный в России? Ответ: соболь.

- Заболевание, вызванное отсутствием витаминов. Ответ: авитаминоз.

Подведение итогов

Дополнительный вопрос.

В каком возрасте Михаил стал ходить с отцом в плавание? Ответ: 10 лет.

4 раунд (наибольшее количество баллов 2)

- У какого млекопитающего животного самая толстая кожа? Ответ: носорог.

- Что такое нейрон? Ответ: нервная клетка.

- Что нужно сделать, чтобы перевести обыкновенную дробь в десятичную? Ответ: числитель разделить на знаменатель.

- Сколько осей симметрии у прямоугольника? Ответ: 2.

- Какие 2 стадии сна известны физиологам? Ответ: быстрая и медленная.

- Прибор для демонстрации превращения механической энергии в электрическую. Ответ: электростатическая машина.

Подведение итогов

Дополнительный вопрос.

Сколько в Москве было высших учебных заведений в 1731 году? Ответ: одно, Славяно-греко-латинская академия

5 раунд (наибольшее количество баллов 5)

- Как называется закон, сформулированный Ломоносовым: "Тепло, которое своим толчком возбуждает к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому"? Ответ: закон сохранения энергии.

- Как называется мозаичная картина выполненная Ломоносовым и его учениками? Ответ: Полтавская баталия.

- Какая страна первой признала гения Ломоносова, избрав его почётным академиком? Ответ: Швеция.

- Ломоносов и Рихман изучали атмосферное электричество. При проведении одного из опытов Рихман погиб. От чего он погиб? Ответ: от удара шаровой молнии.

- Как называется закон сформулированный Ломоносовым: "Сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого"? Ответ: закон сохранения материи (массы).

- В 18 веке в высших учебных заведениях всех стран лекции студентам читали на латинском языке. На каком языке их читал Ломоносов? Ответ: на русском.

- По инициативе Ломоносова был открыт первый университет. В каком городе и когда это было? Ответ: Москва 1755 год.

- Для того, чтобы защитить организм человека от ядовитых испарений во время химических опытов М. В. Ломоносов изобрёл устройство очищающее воздух. Как оно называется? Ответ: вытяжной шкаф, "очаг".

- Как Ломоносов называл неделимый кирпичик вещества? Ответ: элемент.

- Какое открытие, касающееся Венеры были высшим достижением Ломоносова в астрономии? Ответ: открытие атмосферы Венеры.

Подведение итогов

Во время игры мы воспроизвели в памяти биографию выдающегося русского учёного. А. С. Пушкин писал о М. В. Ломоносове "он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом". Его жизненный подвиг, его мысли и свершения вошли в сокровищницу отечественной и мировой культуры. Они в известной мере формируют наш духовный облик, отношение к своей Отчизне. Не будет преувеличенным сказать, что все мы были бы несколько иными, если бы в нашей истории не было Ломоносова!

Список источников:

1)    Ломоносов: патриот, творец, просветитель. Редактор Н.Розов; издательство МГУ; 2010

2)    Михаил Ломоносов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.calend.ru/person/2817/ 

3)   Биография Магницкого Леонтия Филипповича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.biografguru.ru/about/magnickiy 

4)     Магницкий, Леонтий Филиппович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Магницкий,_Леонтий_Филиппович 

5)     Арифметика Магницкого [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://amnesia.pavelbers.com/Arifmetika%20Magnizkogo.htm 

6)    Развитие математики на Руси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://matematika.gym075.edusite.ru/magnickiy.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеаудиторного занятия «Если хочешь стать успешным»

«Как стать успешным?».        Краткая аннотация: Данное мероприятие проводится в виде круглого стола. Приглашаются студенты всех курсов, учителя-пр...

Методическая разработка внеаудиторного занятия «Давайте говорить друг другу комплименты»

Давайте говорить друг другу комплиментыЦель классного часа: развитие умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения. Усвоение стандартных приемов эстетических ф...

Методическая разработка внеаудиторного занятия «Добротой себя измерь»

«ДОБРОТОЙ СЕБЯ ИЗМЕРЬ» Цель:1. Формирование у студентов представления о добре, доброте, о хороших и добрых поступках.2. Воспитывать у студентов такие качества личности, как доброта, щедрость, отз...

Методическая разработка внеаудиторного занятия «Школа здоровья. Артериальная гипертония»

Внеаудиторная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеаудиторные мероприятия делают обучение более интересным, расширяют и углубляют знания студентов по изу...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Устный журнал «Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне»

Представленная методическая разработка устного журнала состоит из 4 страниц: 1 страница - "Грозное лето 1941 года"; 2 страница - "Медицина в годы Великой Отечественной войны"; 3 ст...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

1.    Совершенствование  общей и профессиональной компетентности и активизация личностного потенциала.2. Выявить  проблемы приводящие к нарушению экологии и привлечь молодое п...

Методическая разработка внеаудиторного занятия "Путешествие по заповедным уголкам России"

Методическая разработка внеаудиторного занятия "Путешествие по заповедным уголкам России" - интегрированное занятие биологии, экологии и обществознания, посвященное году экологии в Российско...