«Обобщение, закрепление знаний о предельных и непредельных углеводородах»
план-конспект занятия

Асхабова Сайпуллаевна Светлана

Данный урок предназначен для обучающихся I-го курса, составлен с учетом их возраста и личностных особенностей. В группе обучаются студенты средних способностей. Урок проводится в форме игры-соревнования с использованием ИКТ. Применение игровых технологий стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес, позволяет активно включиться в работу и слабоуспевающим обучающимся. Игра формирует новые личностные качества, способствует усвоению правил поведения, так как игра не только учит, но и воспитывает. Чтобы охватить весь изученный материал по предельным и непредельным углеводородам, для экономии времени составлены небольшие по объему задания, посильные обучающимся, поставлены проблемные вопросы. Целесообразность использования ИКТ состоит в том, что подача материала подобным образом интересна и доступна.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обобщение и закрепление знаний о предельных и непредельных углеводородах» : П реподаватель биологии и химии Асхабова Светлана Сайпуллаевна «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи Покачи 2022 год Своя игра

Слайд 2

«… ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…» Аристотель

Слайд 3

Какие веществ относят к углеводородам ?Какие классы углеводородов вы знаете? Что общего в составе молекул этих веществ? Чем они отличаются? Исходя из вышеперечисленного, давайте сформулируем цель нашего урока

Слайд 4

Цель урока: обобщить и систематизировать ЗУН по предельным и непредельным углеводородам.

Слайд 5

Девиз урока: « Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» Дистервег

Слайд 6

Задание-разминка Распределить по классам следующие вещества, указать их названия, общую формулу, тип гибридизации, суффиксы в названиях по международной номенклатуре ИЮПАК: sp 3 , CH 4 , C 2 H 4 , C 5 H 12 , ( CnH 2 n +12 ), sp 2 , C 6 H 14 , C 3 H 6 , C 8 H 18 , C 4 H 8 , ( CnH 2 n ), C 4 H 6 , ( CnH 2 n -2 ), C 5 H 10 , C 2 H 2 , sp , C 3 H 4 .

Слайд 7

Алканы Алкены Алкины Общая формула Тип гибридизации Вещества и их названия Суффиксы в названиях

Слайд 8

Алканы Алкены Алкины Общая формула C 4 H 2n+2 CnH 2n CnH 2n-2 Тип гибридизации sp 3 sp 2 sp Вещества и их названия CH 4 , C 5 H 12 , C 6 H 12 , C 8 H 18 C 2 H 4 , C 4 H 8 , C 5 H 10 , C 7 H 12 , C 4 H 6 , C 2 H 2 , C 3 H 4 Суффиксы в названиях - ан - ен - илен - ин

Слайд 9

Теория строения предельных и непредельных углеводородов 10 20 30 40 50 Химические свойства 10 20 30 40 50 Качественные реакции 10 20 30 40 50 Цепочка превращения 10 20 30 40 50 Задача на вывод молекулярной формулы 10 20 30 40 50

Слайд 10

«Интересные факты» Не будь тороплив, будь памятлив! Определите верный ответ, доказав его на шаростержневой модели.

Слайд 11

«Интересные факты» В произведении Л. Буссенара «Похитители бриллиантов» есть такие слова: «Известно, что рудничный газ или углеводород, обладает свойством воспламеняться под действием света и смешивать в определенной пропорции с атмосферным воздухом, дает мощный взрыв». Вопрос: Какой газ имел в виду писатель? Соберите шаростержневую модель данного вещества

Слайд 12

«Интересные факты» Это вещество, являющееся природным растительным гормоном, влияет на рост, развитие и созревание, и старение всех растений. Что это за вещество? Соберите шаростержневую модель данного вещества

Слайд 13

«Интересные факты» Впервые это вещество удалось получить в 1836 г. Эдмунду Деви . Он, путем нагревания уксуснокислого калия, получил карбид калия. Синтезировано это вещество было в 1862 г. из угля и водорода французским химиком М. Бертло . Это вещество бывает не только искусственным, и не только на Земле. Это вещество обнаружено на планетах Нептун и Уран. Что это за вещество? Соберите шаростержневую модель данного вещества

Слайд 14

«Из опыта работы»… Не обдумав, не решай, а решив, не передумай! Установите верный ответ, отметив нужную цифру в колбе, подтвердите его опытным путем и напишите уравнения соответствующих реакций.

Слайд 15

«Из опыта работы»… Верно ли, что метан взаимодействует со всеми веществами: натрием; бромной водой; КМ n О 4 (раствор); кислородом.

Слайд 16

«Из опыта работы»… Верно ли, что этилен взаимодействует со всеми веществами: водородом; кислородом; натрием; хлороводородом .

Слайд 17

«Из опыта работы»… Верно ли, что ацетилен взаимодействует со всеми веществами: водородом; кислородом; водой; метаном.

Слайд 18

« ЗАоблачный вопрос» Умелые руки – помощники науке! Необходимо указать на облачке выбранный вами реагент и с помощью него определить, в какой пробирке находится правильный реагент.

Слайд 19

« ЗАоблачный вопрос» Метан можно отличить от этана с помощью любого из реактивов: раствор перманганата калия и гидроксид меди ( II ); оксид серебра и гидроксид меди ( II ); бромная вода и оксид меди( II ); бромная вода и раствор перманганата калия.

Слайд 20

« ЗАоблачный вопрос» Пропилен можно отличить от пропана с помощью любого из реактивов: раствор перманганата калия и гидроксид натрия; оксид серебра и гидроксид меди ( II ); хлороводород и оксид меди( II ); бромная вода и раствор перманганата калия.

Слайд 21

« ЗАоблачный вопрос» Органическим веществом, при пропускании которого через бромную воду раствор обесцве-чивается , является: метан; хлорметан; пропин ; глицерин .

Слайд 22

«Химическая эстафета» Всякое дело красит мера! Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Слайд 23

«Химическая эстафета» Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: .

Слайд 24

«Химическая эстафета» . Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: .

Слайд 25

«Химическая эстафета» . . Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Слайд 26

«А я тебя знаю»… Усердие — мать удачи ! Определите молекулярную формулу вещества и дайте ему название.

Слайд 27

«А я тебя знаю»… Углеводород содержит 16,28 % водорода. Определите формулу этого углеводорода, если плотность его паров по водороду равна 43.

Слайд 28

«А я тебя знаю»… При сжигании углеводорода объемом 5,6 л (н.у.) получили оксид углерод ( IV ) объемом 16,8 л и воду массой 13,5 г. Вывести молекулярную формулу вещества.

Слайд 29

«А я тебя знаю»… Вывести молекулярную формулу газообразного углеводорода по следующим экспериментальным данным: массовая доля углерода – 92,3%, водорода – 7,7%, масса 1 л при н.у. равна 1,16 г.

Слайд 30

«А я тебя знаю»… Вывести молекулярную формулу газообразного углеводорода по следующим экспериментальным данным: массовая доля углерода – 92,3%, водорода – 7,7%, масса 1 л при н.у. равна 1,16 г.

Слайд 31

Рефлексия

Слайд 32

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 «Как использовать технологии обучения, адекватные содержанию

и учебным целям»

 Выполнил:

 Асхабова Светлана Сайпуллаевна,

преподаватель биологии и химии

БУ «Лангепасский политехнический колледж»

 Филиал г.Покачи

 

Пояснительная записка

Данный урок предназначен для обучающихся I-го курса, составлен с учетом их возраста и личностных особенностей. В группе обучаются студенты средних способностей. Урок проводится в форме игры-соревнования с использованием ИКТ. Применение игровых технологий стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес, позволяет активно включиться в работу и слабоуспевающим обучающимся. Игра формирует новые личностные качества, способствует усвоению правил поведения, так как игра не только учит, но и воспитывает. Чтобы охватить весь изученный материал по предельным и непредельным углеводородам, для экономии времени составлены небольшие по объему задания, посильные обучающимся, поставлены проблемные вопросы. Целесообразность использования ИКТ состоит в том, что подача материала подобным образом интересна и доступна.

Урок способствует формированию следующих УУД:

познавательных - умение строить логическое рассуждение, установление причинно-следственных связей, выделение необходимой информации для ответа на вопрос, представление информации; личностных - положительное отношение к учению, познавательной деятельности, развитие самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности; потребность в самореализации через выполнение предложенных дифференцированных заданий во время групповой работы; регулятивных – умение определять и формулировать цель деятельности, действовать по плану, условию, контролировать процесс и результаты своей деятельности, высказывать свое предположение; коммуникативных - умение слушать и понимать, уметь осуществлять совместную деятельность в парах и поддерживать друг друга.

Группа делится на 3 заранее подготовленные группы. При такой форме работы обучающиеся приобретают опыт работы в группах (группы состоят из 5 человек, всего 3 группы) и развивают умение договариваться между собой, формируют умение уважать мнение других. В группе есть студенты с неустойчивым вниманием. Но урок в игровой форме, особенно если носит соревновательный характер, формирует внимание обучающихся, потому что им не хочется отставать от других. У обучающихся есть возможность продемонстрировать знания по предельным и непредельным углеводородам, показать умение высказать свою точку зрения, логически мыслить, показать коммуникативные навыки. Работа обучающихся курируется преподавателем, в результате чего развиваются отношения сотрудничества между обучающимися и преподавателем-предметником.

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по учебнику «Химия» для 10 класса, который входит в переработанную в соответствии с ФГОС основного общего образования линию УМК О. С. Габрелян Москва "Дрофа", 2013. На уроке реализуются межпредметные связи - математика (процентные соотношения, математические вычисления), специальные предметы (метан - топливо для двигателей внутреннего сгорания, ацетилен - для резки и сварки металлов), экологией (влияние углеводородов  на окружающую среду и здоровье человека). Хотя в группе студенты средних способностей, но они открыты к инновационным и к нетрадиционным моделям обучения, поэтому урок построен на основе «свободной модели», акцентированной на самой деятельности обучающихся по добыванию знаний и самооценке.

Обучающиеся сами обозначают цель урока и определяют его тему. Затем преподаватель-ведущий объясняет ход игры-соревнования. Каждая группа отвечает по очереди. Капитаны представляют свою группу, вместе произносят название и девиз. В ходе соревнования обучающиеся выполняют разные задания.

Структура урока имеет следующие методические приемы и теоретические основы:

1. В процессе актуализации знаний обучающиеся самостоятельно, благодаря наводящим вопросам, формулируют цель и задачи урока.

2. Обучающиеся выполняют задания на рабочих листах.

3. В игре у каждой номинации свое интригующее название для того, чтобы актуализировать и постоянно на протяжении всего урока стимулировать работу обучающихся.

4. После выполнения последнего задания «Я тебя знаю…» идет заслушивание проекта: «Какие экологические проблемы могут возникнуть при использовании углеводородов? Влияние выхлопных газов на окружающую природную среду и здоровье человека. Решение экологических проблем» студента с целью довести информацию до обучающихся о решении экологических проблем (2017 год объявлен годом экологии).

В ходе выполнения заданий формируются УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные), после выполнения каждого задания делают выводы, оценивают свои знания (все задания на рабочем листе и выполняются там же, система оценивания на рабочем листе и написано на доске). Если другие недовольны ответом обучающегося из выступающей группы, они доказывают свою точку зрения, вступают в дискуссию. После каждой номинации по одному обучающемуся из группы, которая правильно и раньше всех выполнит задание, выходит и прикрепляет на доску флажок с номинацией. Урок- игра носит и соревновательный характер.

На уроке продумываются гибкие правила игры, для последующих изменений в целях активизации группы. Для создания игровой атмосферы необходимо напоминать о правилах вежливого и доброжелательного отношения в паре. А в конце урока подводится итог урока, рефлексия. В зависимости от действий игроков, спрогнозировано изменение модели игры. В случае, если группы не справляются с заданием, то им предлагается дополнительный материал. Во время игры, каждая группа, а также отдельные обучающиеся, стремятся показать себя, что способствует повышению самооценки и созданию соревновательной мотивации внутри коллектива. Преподаватель контролирует складывающиеся отношения в коллективе, корректирует общение, поддерживает обстановку, руководит развитием инициативы, побуждает студентов к творчеству, следит за созданием доброжелательного отношения в коллективе. Преподаватель курирует работу коллектива, в результате чего развиваются отношения сотрудничества между обучающимися и преподавателем-предметником. Урок в игровой форме дает положительные результаты, так как учебный материал усваивается легче. Здоровьесберегающая среда прослеживается на протяжении всего урока и представлена сменой видов деятельности, положительным эмоциональным фоном, что снижает уровень утомления обучающихся.

В конце урока подводятся итоги работы. Ребята, заполняя анкету, помогают не только оценить свое настроение на уроке, но и мне, как преподавателю, увидеть свои недочеты.

Основная часть

«… ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле…»

Аристотель

Тема: «Обобщение, закрепление знаний о предельных и непредельных углеводородах»

Группа I- курс ПАМ- 16 (Автомеханики)

Тип урока: урок обобщения, закрепления знаний и умений

Форма проведения: урок-игра, урок-соревнование.

Цели урока: 

Образовательная: обобщить, закрепить знания о предельных и непредельных углеводородах.

Развивающая: развивать опыт творческой деятельности в форме умений применения интегративных знаний по химии, информационным технологиям и другим предметам.

Воспитательная: формировать ценностное отношение обучающихся к самопознанию, саморазвитию, самореализации, самообразованию.

Задачи урока: 

через обобщение материала по теме «Предельные и непредельные углеводороды» создать условия для формирования информационно-технологической компетентности обучающихся:

  • способности и готовности осуществлять информационный поиск и извлечение информации из различных источников;
  • умения применять и перерабатывать полученную информацию, делать аргументированные выводы;
  • представлять добытую информацию с использованием новых информационных технологий.

Межпредметные связи - математика (процентные соотношения, математические вычисления), экология (влияние выхлопных газов на здоровье человека, охрана окружающей среды), специальные предметы.

Внутрипредметные связи - типы гибридизации, электронные орбитали, химическая связь, массовая доля элемента в веществе.

Образовательные ресурсы: ИКТ: компьютер с мультимедиа проектором, мультимедийная презентация; доска, реактивы для проведения экспериментального конкурса, раздаточный материал, сигнальные флажки.

Педагогические технологии: игровые, групповые, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение, информационные компьютерные технологии, технология уровней дифференциации, педагогика сотрудничества, технология формирующего оценивания.

 Принципы обучения: 1. Связь теории и практики; 2. Систематичность и последовательность; 3. Научность; 4. Доступность; 5. Учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей.

Прогнозирование  результатов. 

Планируемые результаты:

Предметные:

закрепить умение сравнивать состав, строение, свойства и по строению предсказывать свойства, составлять уравнения реакций, устанавливать генетическую связь между классами углеводородов, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Метапредметные:

 регулятивные уметь: определять и формулировать цель деятельности; действовать по плану, условию;  контролировать процесс и результаты своей деятельности; высказывать свое предположение;

познавательные: анализировать, сравнивать, выполнять задания разных уровней; выделение необходимой информации для ответа на вопрос; представить информацию в виде рабочего листа;

коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение слушать и понимать;  умение осуществлять совместную деятельность в парах и поддерживать друг друга;  полно и точно выражать свои мысли.

Личностные: 

 положительное отношение к учению, познавательной деятельности; развитие самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности; знание основных моральных норм работы в группе (доброжелательность, ответственность, уважительное отношение к высказываниям других).

Ход урока

  1. Организационный момент

Девиз урока:

«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь»

Дистервег

  1. Актуализация знаний

Здравствуйте ребята! Здравствуйте дорогие гости! Ребята, мы завершили изучение большой темы: «Предельные и непредельные углеводороды». А как вы думаете, что мы должны делать на сегодняшнем уроке?  Чтобы знания не прошли даром, мы сегодня попытаемся обобщить и закрепить их в приятной дружественной обстановке, проходящей в духе соревнований.

Итак, чтобы успешно и плодотворно поработать сегодня, давайте вспомним:

  1. Какие веществ относят к углеводородам? Какие классы углеводородов вы знаете?
  2. Что общего в составе молекул этих веществ?
  3. Чем они отличаются?
  4. Исходя из вышеперечисленного, давайте сформулируем цель нашего урока (обучающиеся формулируют цель)

Итак, цель урока: обобщить и систематизировать ЗУН по предельным и непредельным углеводородам.

Девиз нашего урока: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» (Дистервег).

И я желаю, чтобы  вы искусно применили свои знания и способности  сегодня на уроке в полной мере.

Игра начинается, и пусть победит сильнейший

Сегодня будут соревноваться три команды: Парафины, Олефины и Ацетилены.

Представители команды по очереди выбирают себе область знаний и цену вопроса. При правильном ответе команда получает баллы в соответствии с ценой вопроса, а при неправильном - такое же количество баллов снимается. Если команда, выбравшая вопрос, затрудняется с ответом, то его дает та команда, которая первая поднимет сигнальную карточку. Если ни одна из команд не ответит на вопрос, ответ дает ведущий.

Наших гостей я попрошу выступить в роли жюри.

Разминка

Очерёдность команд определим с помощью задания – жеребьёвки. Команда, первая отгадавшая вещество, начинает игру:

Распределить по классам следующие вещества, указать их названия, общую формулу, тип гибридизации, суффиксы в названиях по международной номенклатуре ИЮПАК:

sp3, CH4, C2H4, C5H12, (CnH2n+12), sp2, C6H14, C3H6, C8H18, C4H8, (CnH2n), C4H6, (CnH2n-2), C5H10, C2H2, sp, C3H4.

Алканы

Алкены

Алкины

Общая формула

CnH2n+2

CnH2n

CnH2n-2

Тип гибридизации

sp3

sp2

sp

Вещества и их названия

CH4, C5H12, C6H12, C8H18

C2H4, C4H8, C5H10,

C7H12, C4H6, C2H2, C3H4

Суффиксы в названиях

- ан

- ен

- илен

- ин

В игре 3 сектора по пять вопросов.

  • Алканы;
  • Алкены;
  • Алкины.

Номинация вопросов:

Теория строения предельных и непредельных углеводородов

10

20

30

40

50

Химические свойства

10

20

30

40

50

Качественные реакции

10

20

30

40

50

Цепочка превращения

10

20

30

40

50

Задача на вывод молекулярной формулы

10

20

30

40

50

Сектор Алканы

Номинации

10. «Интересные факты»

В произведении Л. Буссенара «Похитители бриллиантов» есть такие слова: «Известно, что рудничный газ или углеводород, обладает свойством воспламеняться под действием света и смешиваясь в определенной пропорции с атмосферным воздухом, дает мощный взрыв». Вопрос: Какой газ имел в виду писатель?

Соберите шаростержневую модель данного вещества

20. «Из опыта работы»…

Верно ли, что метан взаимодействует со всеми веществами:

  1. натрием;
  2. бромной водой;
  3. КМnО4 (раствор);
  4. кислородом.

Установите верный ответ, отметив нужную цифру в колбе,   подтвердите его  опытным путем и  напишите уравнения возможных реакций

30. «ЗАоблачный вопрос»

Метан можно отличить от этана с помощью любого из реактивов

1) раствор перманганата калия и гидроксид меди (II)

2) оксид серебра и гидроксид меди (II)

3) бромная вода и оксид меди(II)

4) бромная вода и раствор перманганата калия

Необходимо указать на облачке выбранный вами реагент и с помощью него определить, в какой пробирке находится правильный реагент.

40. «Химическая эстафета»

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

.

50. А я тебя знаю…

Углеводород содержит 16,28 % водорода. Определите формулу этого углеводорода, если плотность его паров по водороду равна 43.

                                                   

Сектор Алкены

Номинации

10. «Интересные факты»

Это вещество, являющееся природным растительным гормоном, влияет на рост, развитие и созревание, и старение всех растений. Что это за вещество?

Соберите шаростержневую модель данного вещества

20. «Из опыта работы»…

Верно ли, что этилен взаимодействует со всеми веществами:

  1. водородом;
  2. кислородом;
  3. натрием;
  4. хлороводородом.

Установите верный ответ, отметив нужную цифру в колбе,   подтвердите его  опытным путем и  напишите уравнения возможных реакций

30. «ЗАоблачный вопрос»

Пропилен можно отличить от пропана с помощью любого из реактивов

1) раствор перманганата калия и гидроксид натрия

2) оксид серебра и гидроксид меди (II)

3) хлороводород и оксид меди(II)

4) бромная вода и раствор перманганата калия

Необходимо указать на облачке выбранный вами реагент и с помощью него определить, в какой пробирке находится правильный реагент.

40. «Химическая эстафета» 

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

.

50. «А я тебя знаю»… 

При сжигании углеводорода объемом 5,6 л (н.у.) получили оксид углерод (IV) объемом 16,8 л и воду массой 13,5 г.

Вывести молекулярную формулу вещества.

Сектор Алкины

Номинации

10. «Интересные факты»

Впервые это вещество удалось получить в 1836 г. Эдмунду Деви. Он, путем нагревания уксуснокислого калия, получил карбид калия. Синтезировано это вещество было в 1862 г. из угля и водорода французским химиком М. Бертло. Это вещество бывает не только искусственным, и не только на Земле. Это вещество обнаружено на планетах Нептун и Уран. Что это за вещество?

Соберите шаростержневую модель данного вещества

20. «Из опыта работы»…

Верно ли, что ацетилен взаимодействует со всеми веществами:

  1. водородом;
  2. кислородом;
  3. водой;
  4. метаном.

Установите верный ответ, отметив нужную цифру в колбе,   подтвердите его  опытным путем и  напишите уравнения возможных реакций

30. «ЗАоблачный вопрос»

Органическим веществом, при пропускании которого через бромную воду раствор обесцвечивается, является

1) метан

2) хлорметан

3) пропин

4)глицерин

Необходимо указать на облачке выбранный вами реагент и с помощью него определить, в какой пробирке находится правильный реагент.

40. «Химическая эстафета»

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

50. «А я тебя знаю»…

Вывести молекулярную формулу газообразного углеводорода по следующим экспериментальным данным: массовая доля углерода – 92,3%, водорода – 7,7%, масса 1 л при н.у. равна 1,16 г.

Выступление студента группы с проектом: «Какие же экологические проблемы могут возникнуть при использовании углеводородов? Влияние выхлопных газов на окружающую природную среду и здоровье человека.  Решение экологических проблем»

                                  Подведение итогов

Жюри подсчитывает правильные ответы.

Заключительная речь преподавателя

 Вспомните, для чего мы начали сегодняшний путь. Достигли ли вы поставленных задач? Да! Мы вспомнили предельные и непредельные углеводороды, повторили номенклатуру, вспомнили основные химические свойства. Вы плодотворно поработали, прежде чем достигли вершины.

Рефлексия

Предлагаю ответить на вопросы анкеты:

  1. Какие цели урока были поставлены в начале урока? Смогли ли мы их решить?
  2. Какой конкурс понравился больше всего?
  3. Какой конкурс не понравился?
  4. Какие затруднения возникли при выполнении задания?
  5. Что бы ты изменил, дополнил в содержании такого урока?
  6. Какие формы уроков хотел бы ты предложить для проведения в дальнейшем (ролевая игра, деловая игра, КВН, диспут, путешествие, зачет)?

Список литературы:

  1. О.С. Габриелян. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Органическая химия. Весь школьный курс в таблицах/ сост. С.А. Литвинова, Н. В. Манкевич. – Минск: Букмастер: Кузьма, 2012. – 6-е изд.
  3. О.С. Габриелян. Химия. 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10 класс. Бзаовый уровень»/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.
  4. Габриелян О.С. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кдасс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова.- 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

_________________                                   А.С. Асхабова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление знаний правописание разделительного Ъ и Ь

В данном материале даны задания для самостоятельной работы, которая проверит умения правильно расставлять Ъ и Ь знаки в словах. Так же повторение правил правописания Ъ и Ь знака....

Конспект и презентация к уроку "обобщение знаний о предельных и непредельных углеводородах"

Обобщение помогает установить более или менее широкие связи между темами отдельных уроков, целыми разделами, понять системный характер изучаемого предмета, поднять на новый уровень мышление учащихся. ...

Статья "Методика использования закрепления знаний на уроках спецдисциплин"

Применение методики на уроках спецдисциплин по профессии "Мастер отделочых строительных работ" для закреления материала....

Лабораторно-практическое занятие "Химические и физические свойства предельных и непредельных углеводородов"

Данная методическая разработка позволяет обобщить и закрепить знания по теме "Предельные и непредельные углеводороды". Закрепить химические свойства метана, ацетилена, этана, а так...

Презентация к уроку "Непредельные углеводороды"

вопросы к конкурсу "Химическая разминка"...

ХИМИЯ ТЕМА: Непредельные углеводороды. Алкены: строение молекул, гомология и изомерия

Непредельные углеводороды - это углеводороды, содержащие двойные и тройные связи между атомами углерода.К непредельным углеводородам относятся алкены, алкины, алкадиены и другие углеводороды.Алкены - ...

конспект непредельные углеводороды (алкены)

Конспект непредельные углеводороды (алкены). Краткое описание строения, номенклатуры, физических и химических свойств, приминения (самостоятельно). необходим при изучении нового материала....