ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
статья

Курмакаева Роза Иматьевна

В условиях растущих требований к специалистам среднего медицинского звена в практическом здравоохранении, требуется новый уровень подготовки специалистов со знаниями научных достижений в медицине. Современный уровень технических разработок, используемых в практическом здравоохранении, требует не только высокого уровня профессиональной подготовки, но и знаний, понимания, адекватной оценки их патогенетического обоснования применения. Всё это может быть реализовано через привлечение обучающихся к участию в научной исследовательской работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

В условиях растущих требований к специалистам среднего медицинского звена в практическом здравоохранении, требуется новый уровень подготовки специалистов со знаниями научных достижений в медицине. Современный уровень технических разработок, используемых в практическом здравоохранении, требует не только высокого уровня профессиональной подготовки, но и знаний, понимания, адекватной оценки их патогенетического обоснования применения. Всё это может быть реализовано через привлечение обучающихся к участию в научной исследовательской работе

    Интенсивное обновление образовательного процесса объективно подняли планку профессиональных требований к обучающимся медицинского колледжа. Студент медицинского колледжа сегодня должен уметь на высоком уровне комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современного медицинского колледжа должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.  Чтобы подготовить такого специалиста важно в ходе усвоения знаний поэтапно, в меру индивидуальных особенностей студента, развивать его творческие возможности. Одним из средств достижения этой цели является исследовательская работа студентов.   Знание научных проблем и понимание путей их решения способствует лучшему освоению естественно-научных предметов. Преданность науке и длительная работа в этой сфере, осознание того, что активное участие в медицинских проектах — это редкая и бесценная возможность развивать свои навыки будущего врача-учёного, повышает конкурентную способность и даёт расширение возможностей трудоустройства. Анализ доступной литературы по организации научно-исследовательской работы студентов медицинских колледжей показал, что парадигма в разработке и реализации научно-исследовательской работы основана на формировании навыков и умений, недостаточных на современном уровне для повышения конкурентной способности и соответствующего уровня компетенций   современного специалиста среднего звена в практическом здравоохранении [1]. Основная задача научно-исследовательской работы студентов состоит в том, чтобы научить студентов самостоятельно и творчески выполнять теоретические и экспериментальные работы, ознакомить их с современными методиками научных исследований, использованием компьютера, техникой эксперимента, реальными условиями работы в научном коллективе. В процессе выполнения исследовательской работы студенты должны научиться применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой, составлять рефераты и обзоры, решать теоретические задачи, проводить эксперименты, докладывать результаты своей работы в коллективе и на научных конференциях. Научно-исследовательская работа студентов является важным средством повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса. Привлечение студентов к научной работе позволяет использовать их творческий и трудовой потенциал для решения актуальных задач.

Научные исследования студентов медицинского колледжа часто служат отправной точкой для последующей работы в лаборатории, в рамках государственных научно-исследовательских проектов, поэтому большое внимание должно быть уделено студенческим научным поискам, что позволит студентам индивидуально разрабатывать и внедрять процессы и методы научного познания [2].

Основные задачи научно-исследовательской работы студентов:

 овладение студентами научных методов познания и на его основе углубленное и творческое освоение учебного материала;

 овладение методикой и средствами самостоятельного решения научных и технических задач, методами научного исследования, в том числе системного анализа, проектирования и экономико-математического моделирования;

  приобретение навыков работы в научных коллективах и ознакомление с методами организации  работы;

  умение излагать теоретический материал, осмысливать опыт предшественников и выявлять в нём всё самое ценное, рассматривать известные факты с других позиций или в новом аспекте;

  закрепить навыки работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера, с законодательными и нормативными актами, со справочной и методической литературой, с проектными материалами и т.п.;

 квалифицированно оформлять результаты исследования и графический материал, иллюстрирующий содержание научной работы. Известно, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе творческих изысканий.

    Стоит ли говорить, что тема, которую выбирает для себя студент, должна быть хотя бы немного ему интересна. Но не только это стоит учитывать. Выбирая тему, для исследовательской работы, нужно помнить, что у такой работы индивидуальная и особая роль. Вот тематика последних исследовательских работ, выполненных моими студентами:

  1. Профилактика гиподинамии у студентов.
  2. Оценка качества сна у студентов.
  3. Проблема совмещения учебы и работы.
  4. Влияние медиапространства на психическое здоровье.
  5. Информированность студентов колледжа о последних достижениях медицины.
  6. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах.
  7. Теория граф в медицине.
  8. Математические таблицы и графики в медицине.
  9. Применение математики в медицине.
  10. Проблемы питания студентов.
  11. Личностное реагирование студентов на болезнь COVID–19 и др.

     

      Самостоятельные исследования – неотъемлемая часть рабочего процесса. В современном мире от работников требуется самостоятельно исследовать вопросы, выдвигать гипотезы и разрабатывать наилучший план действий.  Работодатели чаще всего берут на работу студентов колледжей именно за их умение принимать инновационные решения.

      Учебные исследования можно проводить по всем учебным предметам, но особенный потенциал для подобных творческих работ имеет математика. Математические методы в медицине используются широко и дают полноценный материал для самостоятельной и исследовательской работы студентов. Задача преподавателя во время исследования – координировать все этапы работы. На первом этапе он организует беседу со студентами, где проводится обоснование проблемы, определение темы работы. На втором этапе определяется количество участников исследования, вырабатывается план действий, сроки работы. Преподаватель дает советы, ведет наблюдение, распределяет обязанности среди членов группы, помогает в постановке целей. На третьем этапе происходит представление готового продукта. Преподаватель знакомится с готовой работой, оценивает ее качество и помогает в оформлении результатов. Таким образом, важнейшая задача преподавателя – грамотно определить степень своего участия в исследовательской работе студентов, при необходимости поддержать, направить, помочь, создать условия для проявления их творческой активности. Для примера приведу вводную часть 2-х исследовательских работ

           1) «Информированность студентов колледжа о последних достижениях медицины»

Объект исследования: студенты нашего колледжа.

Предмет исследования: информированность студентов о новейших достижениях в области медицины.

Цель исследовательской работы: изучить степень информированности студентов о последних достижениях медицины и их значении для жизни и здоровья человека.

Задачи исследовательской работы:

  • изучить теоретический материал о достижениях современной медицины и их значении для жизни и здоровья человека;
  • провести анкетирование студентов колледжа;
  • обработать данные, полученные в результате анкетирования.

Методы исследования:

  • теоретический: теоретический анализ литературных источников, периодических изданий, материалов сети Internet;
  • эмпирический: интервью, социологический опрос – анкетирование, анализ полученных данных.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы состоит в том, чтобы обобщить имеющиеся сведения о последних достижениях медицины и довести их до сведения своих сокурсников.

Практическая значимость работы состоит в том, что собранный мною материал и оформленный в форме стенда, буклета, электронной презентации может быть использован студентами для повышения образовательного уровня, а преподавателем истории медицины - на занятиях по  соответствующей теме.

План исследовательской работы:

  1. Проведение социологического опроса.
  2. Анализ результатов опроса.
  3. Сбор информации:

а) изучение специальной литературы в библиотеке (в т.ч. электронной);

б) организация интервью с практикующим врачом;

в) сбор информации в сети Internet.

  1. Выпуск информационного стенда по результатам исследования.
  2. Оформление буклета о новейших достижениях медицины.
  3. Выступление на классном часе перед сокурсниками с использованием электронной презентации, созданной в результате обобщения теоретического материала.

2) «Математика и здоровье»

Объект исследования: студенты нашего колледжа.

Предмет исследования: уровень здоровья студентов.

Цель исследовательской работы: формирование заинтересованности обучающихся в изучении математики, определение значимости математики в медицине, в частности – для определения уровня своего здоровья.

Задачи исследовательской работы:

  • изучить теоретический материал о значении математики для жизни и здоровья человека;
  • провести необходимые измерения некоторых параметров состояния здоровья студентов колледжа;
  • обработать данные, полученные в результате измерений, сопоставить их с нормами и сделать вывод об уровне здоровья.

Методы исследования:

1. Информационный: накопление научного материала; изучение литературы и источников, ознакомление с историей и теорией вопроса; консультации, собеседования.

2. Технологический: проведение измерений, проверка и уточнение фактов; сделанных выводов.

3. Аналитический: осмысление собранного материала; сравнение; анализ и обобщение.

4. Практический: сопоставление полученных результатов с общепринятыми нормами.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы состоит в том, чтобы довести до сведения своих сокурсников мысль, что здоровье человека относится к глобальным проблемам, решение которых зависит от усилий каждого человека и отдельных профессиональных групп, к которым, в первую очередь, относятся работники медицины.

Практическая значимость работы состоит в том, что собранный мною материал и оформленный в форме буклета, электронной презентации, может быть использован студентами для повышения образовательного уровня, а преподавателями - на занятиях по  соответствующей теме.

План исследовательской работы:

  1. Измерение параметров состояния здоровья студентов.
  2. Анализ результатов измерений.
  3. Сбор информации об изучаемых показателях:

а) изучение специальной литературы в библиотеке (в т.ч. электронной);

б) сбор информации в сети Internet.

  1. Выпуск информационного стенда с рекомендациями по организации режима дня студента.
  2. Оформление буклета о правилах здорового питания.
  3. Выступление на классном часе перед сокурсниками с использованием электронной презентации, созданной в результате обобщения полученного материала.

Исследование состояния здоровья у группы студентов

Для исследования была выбрана группа студентов из 1С9 (10 человек)

При проведении функционального обследования и оценке физического развития исследуемого применяют следующие антропометрические индексы:

  • размер окружности грудной клетки в сантиметрах в норме = рост/2 + (2-4см);

  • ИМТ (индекс массы тела) вычисляют делением веса в килограммах на квадрат роста, выраженный в метрах, его норма 19-25 (ИМТ= m/ рост2).

Кроме антропометрических индексов при обследовании функционального состояния используются следующие расчетные показатели:

  • Тип телосложения = Окружность грудной клетки в % /рост. Если результат 50-55% - нормостеник, ниже 50% - астеник, выше 55% -гиперстеник. (Астеническое телосложение подразумевает природную худобу и тонкость кости. Люди с этим типом телосложения практически не поправляются, но и мышечную массу им нелегко набрать. У астеников ускорен обмен веществ, что также затрудняет процесс набора веса. Если такой человек захочет поправиться, ему необходимо есть очень часто и помногу. Нормостеник обладает пропорциональной мышечной фигурой, причем мышечная ткань развита от природы. Этим людям легко достичь спортивной фигуры. Обмен веществ у них также быстрый, но при сидячем образе жизни жир будет откладываться.
  • Жизненный индекс = ЖЕЛ (мл)/ масса тела (кг) Норма составляет 55-60 мл/кг (Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха. ЖЕЛ является одним из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания).
  • Проба Штанге – задержка дыхания на вдохе: сидя, после глубокого вдоха и выдоха, снова вдох, рот и нос при этом закрывают, норма составляет не менее 40-55с.
  • Проба Генчи – задержка дыхания на выдохе: в норме не менее 25-30 с.
  • Соотношение ЧСС и АД (ЧСС и АД измеряются в покое). ЧСС* АД (сист)/100., норма составляет 85-110.
  • Проба Мартине: после измерения пульса в покое (за 10с) исследуемый делает 20 глубоких приседаний (ноги на ширине плеч, руки вперед) за 30 с. По окончании подсчитывается пульс за первые 10 с. В норме пульс восстанавливается через 2-3 мин.

     Таким образом,  процесс подготовки будущих медсестер и акушерок к научной работе будет результативным, если студенты будут вовлечены в разнообразные формы научно-исследовательской деятельности. Поэтому на протяжении всего периода обучения студентов необходимо целенаправленно готовить их к выполнению научной деятельности, создавать творческие группы с учетом научных интересов, способностей, возможностей; научно-исследовательскую базу; вооружать их методикой научной работы; создавать ситуации успеха при внедрении в практику научных  результатов; поощрять творческую самостоятельность молодых исследователей. В процессе научно-исследовательской работы студенты овладевают общими и профессиональными компетенциями, развивают творческие способности. Сегодня работодателю нужны именно такие работники, которые выполняя функциональные обязанности, умеют прогнозировать результаты принимаемых решений, планировать свое будущее профессиональное развитие. Для того чтобы таких специалистов было больше, преподавателям необходимо активизировать научно-исследовательскую работу студентов на аудиторных занятиях, в воспитательной работе, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д.

В заключение следует отметить, что качество подготовки средних медицинских работников в настоящее время и в будущем во многом будет зависеть не только от совершенствования учебного процесса, что является необходимым залогом успеха, но и от роста научно-исследовательского потенциала студентов. Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности, а также определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности, а все это возможно только при активном вовлечении студентов в исследовательскую работу.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 [Электронный ресурс]. – URL: http://rulaws.ru/president/Ukaz-Prezidenta-RF-ot-01.12.2016-N-642.

2. Алаева Т.Н., Дондокова Е.Б., Таманга Д.Д., Ширапов Б.Д. Основы учебно-исследовательской работы студентов. Методические указания для студентов всех форм обучения технических и гуманитарных специальностей [Электронный ресурс]. – URL: http://booksee.org/book/816105.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"

В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...

Некоторые аспекты исследовательской работы студентов в Муромском медицинском колледже

Важной составляющей современных образовательных технологий является самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Исследовательская деятельность студентов  нашего колледжа на дисциплинах специа...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в колледже

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в колледже...

Опыт организации научно-исследовательской работы студентов медицинского колледжа.

В презентации представлен опыт организации научно-исследовательской работы студентов медицинского колледжа на примере П(Ц)К № 1 Сестринское дело....

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СПО 3+

ГлаОсновным результатом образовательной деятельности в СПО, в частности и нашего педагогического колледжа, является качественная подготовка специалистов, при осуществлении которой необходимо учитывать...

Школа начинающего педагога (18.04.2018). «Особенности организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов медицинского колледжа»

Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального (в том числе научного) уровня. С...